г. Москва |
|
30 мая 2023 г. |
Дело N А41-2204/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Погонцева М.И., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметовой Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от ИП Сахно Т.Н. - Крохин Э.В. по доверенности от 21.10.2020 года, паспорт, диплом;
от Администрации городского округа Кашира Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Кашира - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ООО "Выбор-МСК" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Кашира на решение Арбитражного суда Московской области от 24.01.2023 по делу N А41-2204/22, по иску ИП Сахно Т.Н. к Администрации городского округа Кашира Московской области, третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Кашира, ООО "Выбор-МСК" о признании,
УСТАНОВИЛ:
ИП Сахно Т.Н. обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Кашира Московской области с требованиями, исходя из принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ:
- Признать незаконным Решение Администрации городского округа Кашира МО от 25.11.2021 N Р001-3252113542-51703178 об отказе в предоставлении ИП Сахно Татьяне Николаевне государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", в отношении земельного участка, расположенного по адресу: МО, Каширский р-н, п. Богатищево, в границах земельного участка с кад.N 50:37:0030410:714, площадью 221 793 кв. м, категория земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции.
- Обязать Администрацию городского округа Кашира МО принять решение о заключении с ИП Сахно Татьяной Николаевной договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: МО, Каширский р-н, п. Богатищево, в границах земельного участка с кад.N 50:37:0030410:714, площадью 221 793 кв. м, категория земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, за 15% от кадастровой стоимости данного земельного участка.
- в срок не позднее тридцати с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу обеспечить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: МО, Каширский р-н, п. Богатищево, в границах земельного участка с кад.N 50:37:0030410:714, площадью 221 793 кв. м, категория земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции и направить либо предоставить ИП Сахно Татьяне Николаевне проект договора купли-продажи.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Кашира, ООО "ВЫБОР-МСК.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.01.2023 по делу N А41-2204/22 исковые требования удовлетворены в части. Суд решил: признать незаконным решение Администрации городского округа Кашира Московской области от 25.11.2021 года N Р001-3252113542-51703178 об отказе в предоставлении ИП Сахно Татьяне Николаевне государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", в отношении земельного участка, расположенного по адресу: МО, Каширский р-н, п. Богатищево, в границах земельного участка с кад.N 50:37:0030410:714, площадью 221 793 кв. м, категория земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. Обязать Администрацию городского округа Кашира Московской области принять решение о заключении с ИП Сахно Татьяной Николаевной договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: МО, Каширский р-н, п. Богатищево, в границах земельного участка с кад.N 50:37:0030410:714, площадью 221 793 кв. м, категория земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. Обязать Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Кашира Московской области в срок не позднее тридцати с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу обеспечить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: МО, Каширский р-н, п. Богатищево, в границах земельного участка с кад.N 50:37:0030410:714, площадью 221 793 кв. м, категория земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции и направить либо предоставить ИП Сахно Татьяне Николаевне проект договора купли-продажи. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация городского округа Кашира обжаловала его в апелляционном порядке.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие иных представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Сахно Т.Н. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: забор N 1, зерновой склад, крытый ток, материальный склад, пилорама, свинарник, санпропускник, семенное хранилище, склад ядохимикатов, столярка, трансформаторная подстанция, расположенных по адресу: Московская область, Каширский р-н, п. Богатищево, в границах земельного участка с кадастровым номером 50:37:0030410:714, площадью 221793 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции.
Заявитель обратился в Администрацию городского округа Кашира Московской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:37:0030410:714.
Решением от 25.11.2021 N Р001-3252113542-51703178 Администрации городского округа Кашира МО отказала в предоставлении заявителю земельного участка в собственность со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, площадь принадлежащего заявителю объекта капитального строительства составляет менее 10 процентов от площади испрашиваемого земельного участка и не является необходимой для его эксплуатации (несоразмерной). За исключением случаев, обращения за выкупом при установленном виде разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, ведение садоводства).
Полагая указанное решение незаконным и нарушающим права и законные интересы предпринимателя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1.решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2.договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 ЗК РФ для приобретения нрава собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и но результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в грех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю.
В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Отказывая в предоставлении услуги, Администрации городского округа Кашира МО указала на:
- испрашиваемый земельный участок отнесен к землям, изъятым из оборота в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации- а именно, что согласно заключению об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответтсвии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории в соответствии СанПиН 2.1.4.1110-02 и иными нормативными правовыми актами в сфере санитарного законодательства "Расположен в 1-м поясе ЗСО ВЗУ (Сведения подлежат уточнению с учетом требований нормативных правовых актов по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения)"
- площадь принадлежащего заявителю объекта капитального строительства составляет менее 10 процентов от площади испрашиваемого земельного участка и не является необходимой для его эксплуатации (несоразмерной). За исключением случаев, обращения за выкупом при установленном виде разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, ведение садоводства). - согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках м зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 08.11.2021, на земельном участке площадью 221793 кв. м с кадастровым номером 50:37:0030410:714, площадь расположенных объектов капитального строительства 340,7 кв. м, 542,9 кв. м, 27,4 кв. м, 127,9 кв. м, 1944,6 кв. м, 135,4 кв. м, 197,7 кв. м, 173,5 кв. м, 57 кв. м, 464,7 кв. м, 745,1 кв. м, что составляет 2,15% площади застройки земельного участка. Ввиду несоразмерности площади данного объекта недвижимости к площади вышеуказанного земельного участка, отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с ч. 13 ст. 105 ЗК РФ устанавливается зона с особыми условиями использования территорий: водоохранная (рыбоохранная) зона.
Правовой режим использования водоохранных зон урегулирован статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ). В частности водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 названной статьи ВК РФ).
Согласно ч. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (ч. 16 ст. 65 ВК РФ).
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн (ч. 17 ст. 65 ВК РФ).
Согласно ч. 18 ст. 65 ВК РФ установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу частей 1, 2 статьи 50 Федерального закона N 166-ФЗ от 20.12.2004 "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов устанавливаются рыбоохранные зоны, на территориях которых вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности. Рыбоохранной зоной является территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения. Порядок установления рыбоохранных зон, ограничения осуществления хозяйственной и иной деятельности и особенности введения таких ограничений в рыбоохранных зонах определяются Правительством Российской Федерации (ст. 48 закона N 166-ФЗ).
Зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (ч. 24 ст. 106 ЗК РФ).
Распоряжением Министерства Экологии и природопользования Московской области от 10.06.2022 N 633-РМ установлены зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения - протвинского водоносного горизонта.
Согласно письменным пояснениям Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, картографические материалы генерального плана городского округа Кашира Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Кашира Московской области от 19.12.2017 N 113-н (в ред. от 30.07.2019 N 57-н), содержат сведения о зонах санитарной охраны водозаборных узлов объектов инженерной инфраструктуры.
Согласно карте зон с особыми условиями использования территории генерального плана городского округа Кашира Московской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Кашира Московской области от 19.12.2017 N 113-н (в ред. от 30.07.2019 N 57- н), земельный участок с кадастровым номером 50:37:0030410:714 расположен в 1-ом поясе ЗСО существующего ВЗУ.
Дополнительно сообщалось, что зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения водозаборных узлов объектов инженерной инфраструктуры на картах зон с особыми условиями использования территории генерального плана муниципального образования отображены в составе материалов по обоснованию и не являются предметом его утверждения.
Согласно письменным пояснениям Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в непосредственной близости к земельному участку с кадастровым номером 50:37:0030410:714 водные объекты отсутствуют.
Определением суда первой инстанции от 29 сентября 2022 года по делу назначена экспертиза., проведение которой поручено эксперту ООО "Региональное Бюро Кадастровых Инженеров Гео Плюс" Степочкину Алексею Евгеньевичу.
На разрешение эксперта судом поставлены следующие вопросы:
1.Установить, расположен ли земельный участок с кадастровым номером 50:37:0030410:714 полностью или частично в пределах первого пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Указать координаты, площадь. Отобразить графически.
2. Установить, имеются ли в ЕГРН сведения о частях земельного участка с кадастровым номером 50:37:0030410:714, обремененных зонами особого режима использования "первый пояс зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
3. Установить, имеются ли в ЕГРН сведения о зонах особого режима использования "первый пояс зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения", накладывающихся и/или пересекающих границы земельного участка с кадастровым номером 50:37:0030410:714.
Согласно представленному в материалы дела заключению эксперта:
1) Земельный участок с кадастровым номером 50:37:0030410:714 ни полностью, ни частично не располагается в пределах первого пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
2) В ЕГРН отсутствуют сведения о частях земельного участка с кадастровым номером 50:37:0030410:714, обремененных зонами особого режима использования "первый пояс зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
3) Эксперт установил, что в ЕГРН отсутствуют сведения о зонах особого режима использования "первый пояс зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения", накладывающихся и/или пересекающих границы земельного участка с кадастровым номером 50:37:0030410:714.
В соответствии с частью 1 статьи 86 АПК РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дает заключение в письменной форме и подписывает его.
Требования к заключению экспертов предусмотрены частью 2 статьи 86 АПК РФ.
Экспертное заключение оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 АПК РФ, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в выводах эксперта отсутствуют. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В экспертном заключении содержатся ответы на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы экспертов предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства.
Какие-либо доказательства того, что представленное в материалы дела заключение эксперта по результатам судебной экспертизы является недостаточно ясным и полным, ответчиком не представлены. Более того, в ходе судебного разбирательства эксперты ответили на имеющиеся у сторон замечания.
Таким образом, заключение экспертизы в силу статьи 64, 67, 68, 71, 82, 86 АПК РФ обоснованно принято судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства по делу и оценено наряду с другими доказательствами (статья 71 АПК РФ).
Согласно п. п. 14, 17, 25 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов; площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Согласно части 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии со статьей 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования.
Подпунктом 3 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра 17.02.2003 предусмотрено, что в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами.
Из данных норм следует, что земельные участки, предназначенные для расположения на них объектов недвижимости, должны удовлетворять требованиям закона о соответствии площадей объектов недвижимости и земельного участка.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 и от 03.04.2012 N 12955/11 при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения). При этом отмечено, что площадь необходимого в таком случае земельного участка определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Из приведенной выше нормы следует, что для удовлетворения заявленных требований в полном объеме необходимо установить, что для эксплуатации объекта недвижимости необходим весь спорный земельный участок.
Спорный земельный участок предоставлен заявителю на праве аренды по договору аренды земельного участка от 26.06.2020 N 115, в площади 221793 кв. м, для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 12.12.2016.
Материалами дела, п. 1.3 договора аренды, подтверждается, и не оспаривается сторонами, что на земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности
Арендатора:
- 50:37:0000000:7620 (свинарник), рег. N 50-50-37/012/2013-278 от 18.04.2013;
- 50:37:0030410:536 (забор N 1), рег. N 50-50-37/012/2013-283 от 18.04.2013;
- 50:37:0040310:672 (семенное хранилище), рег. N 50-50-37/012/2013-275 от 18.04.2013;
- 50:37:0040310:671 (крытый ток), рег. N 50-50-37/012/2013-277 от 18.04.2013;
- 50:37:0030410:669 (склад ядохимикатов), рег. N 50-50-37/012/2013-280 от 18.04.2013;
- 50:37:0030410:668 (столярка), рег. N 50-50-37/012/2013-284 от 18.04.2013;
- 50:37:0030410:667 (трансформаторная подстанция), рег. N 50-50-37/012/2013-282 от 18.04.2013;
-50:37:0030410:666 (пилорама), рег. N 50-50-37/012/2013-285 от 18.04.2013;
- 50:37:0030410:665 (материальный склад), рег. N 50-50-37/012/2013-279 от 18.04.2013,
- 50:37:0030410:664 (санпропускник), регN 50-50-37/012/2013-276 от 18.04.2013.
- 50:37:0030410:663 (зерновой склад), регN 50-50-37/012/2013-281 от 18.04.2013
Таким образом, спорный земельный участок был занят объектами недвижимости, составляющими подсобное хозяйство ИП Сахно Т.Н., еще до его формирования.
Заявитель использует земельный участок в сельскохозяйственных целях.
Кроме того, в пункте 6 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) разъяснено, что площадь земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который может быть выкуплен арендатором в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, определяется с учетом установленных законодательством требований к образованию земельных участков и не ограничена площадью, необходимой для использования объекта недвижимости, правомерно размещенного на таком участке.
Требования к предельным размерам и местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 4 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Площадь земельного участка, который может быть выкуплен арендатором в порядке подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, определяется на основании установленных законодательством требований к образованию земельных участков соответствующей категории и не ограничена площадью участка, необходимого для использования объекта, правомерно размещенного на таком участке с учетом его разрешенного использования.
Исходя из указанного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ссылка на несоразмерность площади объектов недвижимости площади спорного земельного участка не может служить основанием для отказа заявителю в реализации предусмотренного законом права на исключительное приобретение в собственность спорного земельного участка, ранее сформированного в указанном размере.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы оспариваемого отказа, были рассмотрен и обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Десятый арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24.01.2023 по делу N А41-2204/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.И. Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2204/2022
Истец: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Сахно Татаьяна Николаевна
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАШИРА