город Омск |
|
19 июня 2023 г. |
Дело N А46-20879/2022 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1748/2023) Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 06.02.2023 по делу N А46- 20879/2022 (судья Солодкевич И.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по исковому заявлению государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 5504018510, ОГРН 1025500972716, адрес: 644010, город Омск, улица Пушкина, дом 67) к бюджетному учреждению города Омска "Омский молодежный многофункциональный центр" (ИНН 5504127654, ОГРН 1155543033568, адрес: 644122, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 85), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Рофаль Татьяны Сергеевны, о взыскании 60 712 руб. 08 коп.,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) заменено на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области, далее также - истец, фонд, ОСФР по Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к бюджетному учреждению города Омска "Омский молодежный многофункциональный центр" (далее также - ответчик, БУ г. Омска "ОММЦ") о взыскании 60 712 руб. 08 коп. расходов на выплату страхового обеспечения.
Определением Арбитражного суда Омской области от 30.11.2022 данное заявление принято к производству в порядке упрощённого производства, к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Рофаль Татьяна Сергеевна (далее - Рофаль Т.С.).
Решением от 06.02.2023 Арбитражный суд Омской области оставил заявленные требования ОСФР по Омской области без удовлетворения.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОСФР по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 06.02.2023 по делу N А46-20879/2022 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что материалами камеральной проверки подтверждён факт излишней выплаты застрахованному лицу Рофаль Т.С. пособия в размере 60 712 руб. 08 коп. в связи с предоставлением страхователем неверной информации в реестрах сведений (не указание отметки (код 45) о наличии у застрахованного лица инвалидности), и заявленная сумма по смыслу статьи 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) представляет собой убытки, понесённые истцом. По мнению истца, работодатель в целях предоставления достоверных сведений страховщику обязан запросить у работника соответствующую информацию.
БУ г. Омска "ОММЦ" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 12.04.2023 Восьмой арбитражный апелляционный суд приостанавливал производство по апелляционной жалобе ОСФР по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 06.02.2023 по делу N А46-20879/2022 до окончания в Арбитражном суде Западно-Сибирского округа кассационного производства по делу N А81-11405/2022.
Определением от 08.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда производство по апелляционной жалобе возобновлено.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В мае 2022 года в соответствии с частью 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ государственным учреждением - Омским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, являющимся страховщиком, была проведена выездная проверка БУ г. Омска "ОММЦ", являющегося страхователем и плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию, по вопросам полноты и достоверности предоставляемых сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, за период с 01.01.2019 по 31.12.2021.
В ходе выездной проверки установлены расходы, излишне понесённые страховщиком (истцом), в связи с предоставлением страхователем недостоверных сведений и документов или сокрытием сведений, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, в сумме 60 712 руб. 08 коп.
В соответствии со статьёй 4.7 Закона N 255-ФЗ БУ г. Омска "ОММЦ" вручены: решение о проведении выездной проверки полноты и достоверности предоставляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, от 01.04.2022 N 55092280000291, справка о проведённой выездной проверке полноты и достоверности предоставляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, от 11.04.2022 N 55092280000293, акт выездной проверки от 24.05.2022 N 55092280000295, уведомление о вызове страхователя от 24.05.2022 N 55092280000296, решение о возмещении страхователем излишне понесённых страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения от 29.06.2022 N 55092280000299, требование о возмещении расходов от 02.08.2022 N 550922800003001.
Невыполнение соответствующего требования ответчиком добровольно в установленные сроки повлекло обращение ОСФР по Омской области в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
06.02.2023 Арбитражный суд Омской области принял решение об отказе в удовлетворении требований, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены в связи со следующим.
Как верно установлено судом первой инстанции, правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности регулируются Законом N 255-ФЗ.
Статьей 2 Закона N 255-ФЗ установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: лица, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом N 255-ФЗ, являются застрахованными лицами (часть 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ).
Основанием для назначения застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат (далее также - Положение N 2375).
Согласно пункту 2 Положения N 2375 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
Для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованное лицо предоставляет страхователю (работодателю) листок нетрудоспособности, сведения о застрахованном лице по форме, установленной Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 N 26, а также (при необходимости) справку о сумме заработка.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 2375 страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом.
Пунктом 10 Положения N 2375 установлено, что после получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия.
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания (за исключением заболевания туберкулезом) или травмы выплачивается не более чем за пять месяцев в календарном году.
Согласно пункту 3.17 Порядка заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, утвержденного Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 N 579, пункту 3.17 Порядка заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, утвержденного Приказом ФСС РФ от 04.02.2021 N 26 (далее - Порядок N 26), в Реестре сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, в графе 32 "Условия исчисления пособий" страхователем проставляется код 45 - если на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия по временной нетрудоспособности имеет группу инвалидности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
На основании пункта 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Положения N 2375 за непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Рофаль Т.С. является работником БУ г. Омска "ОММЦ" и имеет 1 группу инвалидности (бессрочно) (индивидуальная программа реабилитации инвалида N 270.10.55/2018 к протоколу проведения медико-социальной экспертизы N 326.10.55/2018 от 20.03.2018).
В связи с тем, что в нарушение пункта 3.17 Порядка N 26 ответчиком в графе 32 "Условия исчисления пособий" Рофаль Т.С. не был проставлен код 45 (лицо, имеющее группу инвалидности), в 2021 году фондом Рофаль Т.С. выплачено пособие по временной нетрудоспособности за 208 дней, в то время как застрахованное лицо имело право на получение пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с положениями части 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ за период не более пяти месяцев, то есть за 150 дней, что привело к переплате пособия по временной нетрудоспособности на общую сумму 60 712 руб. 08 коп.
Суд первой инстанции, отказывая в признании названной суммы убытками, причинёнными истцу ответчиком, посчитал, что в отсутствие доведения до сведения работодателя информации об инвалидности самим работником, БУ г. Омска "ОММЦ" при предоставлении фонду информации в соответствии с вышеприведенным порядком не имело возможности указать на наличие у застрахованного лица инвалидности ввиду отсутствия такой информации и ввиду отсутствия как права получить такую информацию, так и обязанности ее истребовать.
Между тем судом первой интенции не учтено следующее.
Положениями части 3 статьи 4.3 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что застрахованные лица обязаны представлять страхователю, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховщику достоверные документы (сведения), на основании которых выплачивается страховое обеспечение, уведомлять страхователя (страховщика) об обстоятельствах, влияющих на условия предоставления и размер страхового обеспечения, в течение 10 дней со дня их возникновения.
В связи с чем страхователь - БУ г. Омска "ОММЦ" в целях предоставления достоверных сведений, влияющих на размер страхового обеспечения, обязан был запросить у застрахованного лица - Рофаль Т.С. сведения об инвалидности, поскольку указанная информация необходима для правильного расчета пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств фонда.
Доказательств того, что ответчиком у застрахованного лица запрашивались необходимые для выплаты страхового обеспечения сведения, в материалах дела не содержится.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт излишней выплаты застрахованному лицу (Рофаль Т.С.) пособия в размере 60 712 руб. 08 коп. в связи с представлением страхователем неверной информации в реестрах сведений, и заявленная сумма по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ представляет собой убытки, понесенные истцом.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права.
Из материалов настоящего дела следует, что излишняя выплата фондом суммы пособия произошла по причине того, что страхователь - БУ г. Омска "ОММЦ" направил страховщику неверные сведения.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, поскольку материалами дела подтвержден факт излишней выплаты страховщиком застрахованному лицу пособия в размере 60 712 руб. 08 коп. в связи с направлением страхователем - БУ г. Омска "ОММЦ" страховщику - фонду недостоверных сведений, а заявленная к взысканию сумма по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ представляет собой сумму убытков, понесенных фондом, соответственно, у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные выводы соответствуют правовой позиции Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 06.06.2023 N Ф04-1890/2023, принятом по делу N А81-11405/2022 с аналогичными обстоятельствами.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ), с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований ОСФР по Омской области, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы в размере 5428 руб. согласно статье 110 АПК РФ относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2023 по делу N А75-24113/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области, удовлетворить.
Взыскать с бюджетного учреждения города Омска "Омский молодежный многофункциональный центр" в пользу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области излишне понесенные расходы на выплату страхового обеспечения в размере 60 712 руб. 08 коп.
Взыскать с бюджетного учреждения города Омска "Омский молодежный многофункциональный центр" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 5428 руб. за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанций.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20879/2022
Истец: ГУ ОМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА "ОМСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР"
Третье лицо: Рофаль Татьяна Сергеевна