г. Воронеж |
|
10 июля 2023 г. |
А64-10079/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.07.2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пороника А.А.
судей Аришонковой Е.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мелковой О.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ТехСтройТранс": Кашковский В.С., представитель по доверенности от 30.01.2023, паспорт гражданина РФ, диплом;
от Управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области: Морева М.С., представитель по доверенности N 28-16/0083Д от 31.10.2023, паспорт гражданина РФ, диплом;
от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному федеральному округу: Бушелашвили У.А., представитель по доверенности N 40-9-23/0046-ВП от 28.12.2022, служебное удостоверение, диплом;
от Тамбовской областной Думы: Костылева Н.Н., представитель по доверенности N 14-545/23 от 03.04.2023, паспорт гражданина РФ, диплом;
от Министерства финансов Тамбовской области: Абызова С.Ю., представитель по доверенности N 2 от 10.01.2023, паспорт гражданина РФ, диплом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном в режиме видеоконференц-связи, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехСтройТранс"
на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.04.2023 по делу N А64-10079/2022 (в части)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТехСтройТранс" (г. Тамбов, ОГРН 1166820060076, ИНН 6829124489)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Тамбовской области (г. Тамбов, ОГРН 1046882321309, ИНН 6829009937), Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному федеральному округу (г. Москва, ОГРН 1047705089508, ИНН 7705513484)
о признании незаконными решений N 16080 от 06.10.2022, N 40-7-15/03170 от 14.11.2022,
третьи лица: Тамбовская областная Дума (г. Тамбов, ОГРН 1026801162156, ИНН 6831010993), Министерство финансов Тамбовской области (г. Тамбов, ОГРН 1026801161265, ИНН 6831001090),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТехСтройТранс" (далее - ООО "ТехСтройТранс", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Тамбовской области (далее - УФНС России по Тамбовской области), Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному федеральному округу (далее - МИ ФНС России по Центральному федеральному округу) о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее - Инспекция) N 16080 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке от 06.10.2022, решения МИ ФНС России по Центральному федеральному округу N 40-7-15/03170 от 14.11.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тамбовская областная Дума, Министерство финансов Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 13.04.2023 в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Инспекции N 16080 о приостановлении операций по счетам в банке от 06.10.2022 в отношении ООО "ТехСтройТранс" отказано, в части требований о признании недействительным решения МИ ФНС России по Центральному федеральному округу N 40-7-15/03170 от 14.11.2022 в отношении общества производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ТехСтройТранс" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы общество указало, что у него отсутствует обязанность по представлению налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 12 месяцев, квартальный 2020 год, за 12 месяцев, квартальный 2021 год, поскольку каждое из приобретенных помещений имеет площадь менее 1 000 кв.м. Налоговая база как кадастровая стоимость имущества не применяется к принадлежащим на праве собственности ООО "ТехСтройТранс" нежилым помещениям до 01.01.2022.
30.06.2023 посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от УФНС России по Тамбовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо просило обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
03.07.2023 посредством почтовой связи от Министерства финансов Тамбовской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просило обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
05.07.2023 посредством сервиса подачи документов "Мой арбитр" от МИ ФНС России по Центральному федеральному округу поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо просило обжалуемое решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание, проведенное в режиме видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области и Десятого арбитражного апелляционного суда, явились представители общества, УФНС России по Тамбовской области, МИ ФНС России по Центральному федеральному округу, Тамбовской областной Думы и Министерства финансов Тамбовской области.
Поступившие документы были приобщены судом к материалам дела.
Представитель общества пояснил суду, что решение обжалуется только в части отказа в признании незаконным решения Инспекции N 16080 о приостановлении операций по счетам в банке от 06.10.2022.
На вопрос суда, имеются ли возражения по поводу проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части, представители заинтересованных и третьих лиц указали, что возражений не имеют.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, по поводу проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, считал решение в обжалуемой части незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил его отменить в обжалуемой части, принять по делу новый судебный акт.
Представители УФНС России по Тамбовской области, МИ ФНС России по Центральному федеральному округу, Тамбовской областной Думы и Министерства финансов Тамбовской области с доводами апелляционной жалобы не согласились, считали решение в обжалуемой части законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, решением Инспекции от 06.10.2022 были приостановлены все расходные операции в банке АО банк "Тамбовкредитпромбанк" по счетам, открытым ООО "ТехСтройТранс" (т. 1 л.д. 19 - 20).
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в апелляционном порядке с жалобой в УФНС России по Тамбовской области (т. 1 л.д. 21 - 27).
31.10.2022 в соответствии с приказом ФНС России от 08.07.2022 N ЕД-7-4/635 Инспекция реорганизована путем присоединения к УФНС России по Тамбовской области.
Решением МИ ФНС России по Центральному федеральному округу от 14.11.2022 N 40-7-15/03170 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения (т. 1 л.д. 28 - 31).
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ТехСтройТранс" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение в обжалуемой части, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Исходя из ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, в редакции, применимой к спорному периоду) установлено, что налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Исходя из пунктов 1, 2 статьи 379 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Как следует из п. 1 ст. 386 НК РФ, налогоплательщики обязаны по истечении налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, налоговую декларацию по налогу, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 3 статьи 386 НК РФ установлено, что налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из материалов дела усматривается, что ООО "ТехСтройТранс" с 08.08.2016 применяет упрощенную систему налогообложения, имеет в собственности объекты недвижимого имущества (нежилые помешения), расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. Базарная, д. 104 (т. 1 л.д. 32 - 34, 36 - 37, т. 2 л.д. 20 - 42), в частности:
1. общей площадью 14,8 кв.м., на техническом этаже, кадастровый номер 68:29:0101034:1129;
2. общей площадью 407,3 кв.м., в подвале, кадастровый номер 68:29:0101034:1124;
3. общей площадью 374,6 кв.м., на 5 этаже, кадастровый номер 68:29:0101034:1125;
4. общей площадью 388,6 кв.м., на 4 этаже, кадастровый номер 6852950101034:1126;
5. общей площадью 407,2 кв.м., на 1 этаже, кадастровый номер 68:29:01010345:1123.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Решением Инспекции N 16080 от 06.10.2022 установлено непредставление обществом налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2020 года, за 12 месяцев 2021 года в установленные НК РФ сроки (30.03.2021 и 30.03.2022 соответственно), в связи с чем, приостановлены в банке АО банк "Тамбовкредитпромбанк" 046850755 все расходные операции по счетам, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также операций по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пени и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
По мнению ООО "ТехСтройТранс", у него отсутствует обязанность представлять налоговые декларации по налогу на имущество организаций в установленные налоговым законодательством сроки (30.03.2021 и 30.03.2022), поскольку принадлежащие обществу на праве собственности помещения не внесены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и имеют площадь не более 1 000 кв.м., то есть налоговая база, как кадастровая стоимость имущества не применяется к принадлежащим на праве собственности ООО "ТехСтройТранс" нежилым помещениям.
Заявитель полагает ошибочным вывод налогового органа о том, что если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в перечне.
В силу п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Как следует из п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Критерии отнесения недвижимого имущества к административно-деловым центрам, торговым центрам (комплексам) и помещениям в них, налоговая база по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости, предусмотрены пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
Административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п. 2 ст. 378.2 НК РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Налог на имущество организаций введен на территории Тамбовской области с 01.01.2004 законом Тамбовской области от 28.11.2003 N 170-З "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области" (далее - Закон N 170-З, в редакции, применимой к спорному периоду).
Согласно п. 1 ст. 1.1 Закона N 170-З налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении отдельных видов недвижимого имущества, в частности, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (за исключением административно-деловых центров, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Российской Федерации, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных, казенных учреждений, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями).
Приказом комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 27.12.2019 N 798 определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, объект с кадастровым номером 68:29:0101034:824 по адресу: Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Базарная, 104 (все здание в целом) отнесен к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (под номером 412).
Приказом комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 25.12.2020 N 757 определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, объект с кадастровым номером 68:29:0101034:824 по адресу: Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Базарная, 104 отнесен к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (под номером 400).
Принадлежащие обществу объекты недвижимого имущества помещения с кадастровыми номерами 68:29:0101034:1123, 68:29:0101034:1124, 68:29:0101034:1125, 68:29:0101034:1126, 68:29:0101034:1129 расположены в здании с кадастровым номером 68:29:0101034:824 (Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Базарная, 104), являющимся административно-деловым, торговым центром, которое включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020, 2021 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как следует из абзаца 2 пункта 2 статьи 2 Закона N 170-З в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, указанных в статье 1.1 Закона 170-З, налоговая ставка устанавливается в 2020 и 2021 годах в размере 1,5 процента для организаций, применяющих общую систему налогообложении, и 0,75 процента для организаций, применяющих специальные налоговые режимы.
Поскольку данные объекты не подлежат льготированию в 2020 и 2021 годах, ООО "ТехСтройТранс" необходимо было подать налоговые декларации по налогу на имущество организаций в установленные налоговым законодательством сроки (30.03.2021 и 30.03.2022).
Довод заявителя о том, что принадлежащие обществу помещения непосредственно не включены в перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как их кадастровая стоимость, правильно отклонен судом.
По смыслу вышеприведенных положений налогового законодательства, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020, 2021 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, имеющие отдельные кадастровые номера, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в перечне, что является основанием применения норм статьи 378.2 НК РФ в отношении этих объектов недвижимости.
Данный правовой подход нашел свое отражение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2018 N 309-КГ18-11719, от 03.02.2020 N 304-ЭС19-26593 и соответствует разъяснениям, приведенным Минфином России в письмах от 13.03.2017 N 03-05-04-01/13780, от 11.08.2017 N 03-05-05-01/51690, от 29.08.2017 N 03-05-05-01/55328, от 23.11.2018 N 03-05-05-01/84819, от 02.12.2019 N 03-05-06-01/93339.
Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (п. 1 ст. 34.2 НК РФ).
Исходя из п. 2 ст. 34.2 НК РФ, финансовые органы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, федеральной территории "Сириус" дают письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, нормативных правовых актов представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах.
Министерство финансов Тамбовской области в письме от 28.03.2023 N 11-01-05/834 указало на то, что при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 НК РФ, предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Из положений регионального закона, устанавливающих налоговые ставки от площади объектов недвижимого имущества начиная от 1 000 кв.м., следует, что для цели применения налоговой ставки должна применяться площадь не отдельно по каждому помещению, площадь которого может быть менее 1 000 кв.м., а в целом по таким зданиям. Иное толкование влечет необоснованное применение различных ставок налога на имущество в отношении единого объекта недвижимости, включенного в перечень, с учетом площадей помещений, принадлежащих разным собственникам (т. 1 л.д. 153 - 254).
Конституционный Суд Российской Федерации также неоднократно отмечал, что положения статьи 378.2 НК РФ, принятые федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения, устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом кадастровой стоимости (определения от 23.06.2015 N 1259-О, от 26.11.2018 N 3058-О, от 19.12.2019 N 3525-О, от 30.01.2020 N 8-О и др.).
Довод заявителя о том, что налоговая база как кадастровая стоимость имущества не применяется к принадлежащим на праве собственности ООО "ТехСтройТранс" нежилым помещениям до 01.01.2022, что следует положений закона Тамбовской области от 30.11.2018 N 287-З "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области", обоснованно отклонен судом как основанный на неверном толковании вышеуказанных норм права.
Как следует из пояснительной записки к проекту закона Тамбовской области "О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области" (т. 2 л.д. 1 - 5), в Тамбовской области проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимого имущества и приказом комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 07.11.2016 N 611 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Тамбовской области.
Законопроектом предлагается с 01.01.2018 ввести на территории Тамбовской области определение налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении: 1) административно-деловых и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 квадратных метров и помещений в них площадью свыше 1 000 квадратных метров (за исключением находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений); 2) нежилых помещений общей площадью свыше 1 000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (за исключением находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений).
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, суд правомерно отказал ООО "ТехСтройТранс" в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Инспекции N 16080 от 06.10.2022.
Доводы заявителя жалобы являются несостоятельными по вышеуказанным основаниям,
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма АПК РФ закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Заявителем жалобы не представлено достаточных и достоверных доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу спора.
Общество ссылалось на то, что судом не дана оценка некоторым обстоятельствам о налоговых льготах в отношении собственников помещений площадью не более 1 000 кв.м.
Между тем, согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2017 N 305-КГ17-13553, не отражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств и доводов заявителя не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки. Данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой, в том числе определениями Верховного Суда Российской Федерации от 15.12.2016 N 302-КГ16-16864, от 27.03.2017 N 304-КГ17-1427, от 29.11.2016 N 304-КГ16-15626.
Как уже указывалось ранее, в силу статьи 1.1 Закона N 170-З не имеет правового значения площадь спорных помещений, поскольку они включены в перечни не как самостоятельный вид недвижимого имущества, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, а входят в состав обладающего одновременно признаками административно-делового и торгового центра здания, площадь которого более 1 000 кв.м., как это предписано региональным законодателем.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах, которые не были ранее заявлены и проверены судом первой инстанции, позволяющих отменить решение в обжалуемой части, в апелляционной жалобе не содержится.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение в обжалуемой части, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
В остальной части решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.04.2023 по делу N А64-10079/2022 не обжалуется.
Принимая во внимание разъяснения, изложенные в абзаце 8 пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 года N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которым, суд апелляционной инстанции применительно к части 4 статьи 170 АПК РФ устанавливает, соответствуют ли выводы судов практике применения правовых норм, определенной постановлениями Пленума ВС РФ и сохранившими силу постановлениями Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики, постановлениями Президиума ВС РФ и сохранившими силу постановлениями Президиума ВАС РФ, а также содержащейся в обзорах судебной практики, утвержденных Президиумом ВС РФ, суд апелляционной инстанции указывает на то, что аналогичный подход выражен в определениях Верховного Суда РФ от 18.02.2020 N 310-ЭС19-27968 по делу N А54-1203/2019, от 23.06.2021 N 305-ЭС21-9338 по делу N А40-20867/2020, от 12.11.2020 N 310-ЭС20-17473 по делу N А64-6394/2019, постановлениях арбитражных судов: Центрального округа от 22.12.2020 по делу N А64-1228/2020, от 17.11.2020 по делу N А64-1230/2020, Поволжского округа от 17.03.2023 по делу N А55-13247/2022, от 15.02.2023 по делу N А55-9482/2022, Северо-Западного округа от 05.05.2023 по делу N А56-45799/2022, Московского округа от 03.03.2021 по делу N А40-20867/2020, Уральского округа от 13.10.2022 по делу N А50-32208/2021.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя и им оплачены.
Излишне уплаченная по платежному поручению N 70 от 12.05.2023 государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату ООО "ТехСтройТранс" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.04.2023 по делу N А64-10079/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТехСтройТранс" (г. Тамбов, ОГРН 1166820060076, ИНН 6829124489) из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Пороник |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-10079/2022
Истец: ООО "ТехСтройТранс"
Ответчик: Межрегиональная инспекция ФНС по ЦФО, Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, Министерство финансов Тамбовской области, Тамбовская областная Дума, 19 Арбитражный апелляционный суд