город Ростов-на-Дону |
|
13 июля 2023 г. |
дело N А53-38914/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Маштаковой Е.А., Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой А.О.,
при участии:
от истца: представитель Лосева Е.Ф. по доверенности от 03.08.2022,
от ответчика: представитель Ганичкин Е.В. по доверенности от 16.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.03.2023 по делу N А53-38914/2022
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области
к обществу с ограниченной ответственностью "ЭЛ 6"
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Территориального управления Росимущества в Ростовской области, Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства
о расторжении договора аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭЛ 6" (далее - ответчик, общество) о расторжении договора аренды лесного участка N 525 от 09.12.2014, указав, что данное решение является основанием для погашения в ЕГРН регистрационной записи от 30.12.2014 N 61-61-04/046/2014-139 об обременении права аренды земельного участка с кадастровым номером 61:03:0600004:2219 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - Управление Росреестра), Территориальное управление Росимущества в Ростовской области (далее - ТУ Росимущества), Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.03.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 АПК РФ.
В апелляционной жалобе, дополнении апеллянт просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе министерство ссылается на то, что спорный земельный участок не входит в земли лесного фонда, оснований для перевода не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решение является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:03:0600004:2219, категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: для Багаевского лесничества Семикаракорского лесхоза. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные".
09.12.2014 между министерством (арендодатель) и ООО "ЭНЕРГОПРОМ-НЭЗ" (арендатор, правопредшественник общества) заключен договор аренды лесного участка N 525 по использованию лесного участка в целях осуществления рекреационной деятельности.
Пунктом 1 раздела 1 договора аренды лесного участка установлено, что арендодатель, на основании протокола о результатах аукциона от 25.11.2014 N 8 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности.
По акту приема-передачи арендатор принял лесной участок с кадастровым номером 61:03:0600004:2219 в пользование.
Договор аренды лесного участка зарегистрирован в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости.
В 2018 году филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" в рамках государственного задания выполнены работы по определению координатного описания границ Семикаракорского лесничества, которые утверждены приказом Рослесхоза от 13.02.2019 N 191 "Об установлении границ Семикаракорского лесничества в Ростовской области".
По результатам работ по установлению границ Семикаракорского лесничества выявлено, что ряд земельных участков, используемых на праве аренды как земли лесного фонда, находятся за границами Семикаракорского лесничества.
Согласно письму филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект" от 06.09.2021 N 1424 земельный участок с кадастровым номером 61:03:0600004:2219 с границами Семикаракорского лесничества Ростовской области не пересекается.
Ссылаясь на то, что договор аренды подлежит расторжению, министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что договор не может быть расторгнут в судебном порядке по указанным министерством основаниям.
На основании статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 4 статьи 6.1 ЛК РФ границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Часть 1 статьи 83 ЛК РФ допускает передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление определенных полномочий в области лесных отношений, в том числе предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Постановлением Правительства Ростовской области от 30.04.2014 N 320 утверждено Положение о министерстве, в соответствии с которым министерство является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим реализацию в соответствии с федеральным и областным законодательством полномочий Ростовской области, а также переданных отдельных государственных полномочий Российской Федерации в сфере использования, воспроизводства, защиты и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере охраны окружающей среды, водных отношений, в области безопасности гидротехнических сооружений. К полномочиям министерства отнесено осуществление владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, на которых оно реализует полномочия в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданные органам государственной власти Ростовской области в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ.
Лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством, ввиду жизненно важной многофункциональной роли лесов и их значимости для общества в целом. Лесное законодательство базируется на других основных принципах, чем земельное законодательство.
Формально лесной участок можно рассматривать как земельный участок. Однако земельный участок делает лесным определенная совокупность древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на нем. Исходя из определения "лесного участка", данного в статье 7 ЛК РФ, лесные участки не образуются вне лесничеств и лесопарков. Образование лесного участка законодатель связывает с проведением лесоустройства. Лесоустройство не проводится на земельных участках, на которых не произрастают леса.
Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусматривает, что категория земель указывается в актах органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Между тем по смыслу части 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
При этом следует руководствоваться частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1,3 статьи 6, статьи 7,67-69 ЛК РФ).
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
При проведении лесоустройства определяется местоположение границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (статья 68 ЛК РФ), в том числе на местности специальными лесоустроительными знаками, а также проводится таксация лесов для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (статья 69.1 ЛК РФ).
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
В соответствии с частью 1 статьи 2, частью 1 статьи 3 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно части 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в сроки, установленные данной нормой.
В силу части 1 статьи 5 Закона N 172-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
Частью 2 статьи 5 Закона N 176-ФЗ установлено, что о внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом частью 3 статьи 5 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 5 Федерального закона N 280-ФЗ внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, согласно которой предусмотрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Правила части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Отказывая в удовлетворении исковых требований министерства, суд первой инстанции верно определил, что в соответствии со сведениями ЕГРН спорный участок отнесен к землям лесного фонда, ввиду чего договор не может быть расторгнут по требованию арендодателя.
Сам по себе перевод спорного земельного участка в другую категорию не является основанием для расторжения договора аренды, так как спорный земельный участок отнесен к федеральной собственности и перевод его в другую категорию не влечет изменения собственника (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2023 по делу N А53-38922/2022).
Между тем, в отношении спорного земельного участка процедура перевода из категории земель лесного фонда не осуществлялась, что истцом не оспаривается.
Министерство полагает, что доказательством, подтверждающим отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра.
Однако утрата статуса земель лесного фонда спорным земельным участком без перевода в другую категорию нарушает принципы гражданского оборота и влечет неопределенность правового статуса земельного участка.
Суд первой инстанции правомерно руководствовался сведениями из ЕГРН для определения категории предоставленного обществу земельного участка (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2023 по делу N А53-38916/2022).
Кроме того, на арендуемом ответчиком земельном участке располагаются объекты недвижимости, общество заинтересовано в пользовании земельным участком независимо от статуса собственника и категории земельного участка. Расторжение договора земельного участка повлечет нарушение принципа единства судьбы земельного участка и объекта недвижимости, расположенного на нем.
Также суд апелляционной инстанции считает отметить, что об исключении земельного участка из состава земель лесного фонда министерство узнало из Приказа Минприроды от 13.02.2019 N 191, на который ссылается истец.
С учетом приостановления срока исковой давности течение срока исковой давности на основании письма от 20.07.2020 приостановлено по правилам пункта 3 статьи 202 ГК РФ
Следовательно, с данной даты начал течение срок исковой давности, который истек, соответственно, 13.03.2022.
Однако с настоящим иском в суд министерство обратилось 14.11.2022, т.е. за пределами трехгодичного срока исковой давности, о применении которого заявлено обществом до вынесения решения по делу.
При этом отсутствие осведомленности истца об издании постановления не влечет применение срока исковой давности с 14.11.2019, так как наличие контрольных функций предполагает информированность министерства о судьбе объекта недвижимости (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 N 3809/12, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.11.2022 по делу N А32-5461/2021).
Более того, после издания приказа министерство продолжало принимать арендные платежей от общества без замечаний и возражений, исполняло договор с обществом, не заявляя претензий о невозможности использования арендатором земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции правильно отказал в расторжении договора, а поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт освобожден от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.03.2023 по делу N А53-38914/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-38914/2022
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЭЛ 6", ООО "ЭЛ 6"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства, РОСРЕЕСТР, Территориальное управление Росимущества в Ростовской области, ТУ Росимущества в РО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области