город Омск |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А46-13954/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Аристовой Е.В., Горбуновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лепехиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2199/2023) конкурсного управляющего Лепешонкова Сергея Александровича на определение Арбитражного суда Омской области от 07.02.2023 по делу N А46-13954/2018 (судья Сорокина И.В.), вынесенное по результатам рассмотрения заявления конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Атлант" (ИНН 5512006477, ОГРН 1155543013526) Лепешонкова Сергея Александровича о привлечении Трубина Николая Михайловича к субсидиарной ответственности и заявления конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Атлант" (ИНН 5512006477, ОГРН 1155543013526) Лепешонкова Сергея Александровича о привлечении Лукьянова Юрия Викторовича, Агейкина Виталия Александровича, акционерного общества "Жилкомсервис" (ИНН 5512006540, ОГРН 1155543031500, 646600, Омская область, Горьковский район, р.п. Горьковское, ул. Ленина, 56), Администрацию Горьковского муниципального района Омской области (646600, Омская область, р.п. Горьковское, ул. Красный Путь, 2) к субсидиарной ответственности по обязательствам должника,
при участии в судебном заседании:
от конкурсного управляющего Лепешонкова Сергея Александровича - до и после перерыва лично (паспорт), до и после перерыва представитель Анфарович Екатерина Викторовна (по доверенности от 24.04.2020 N 55АА228376;
от Администрации Горьковского муниципального района Омской области - до и после перерыва представитель Абрамов С.М. (по доверенности от 05.06.2023 N 1326 сроком действия до 31.12.2023);
от Слободского Виктора Михайловича - до перерыва лично (паспорт);
от Агейкина Виталия Александровича - до перерыва лично (паспорт);
от "Информационного агентства Александра Грасса" - до перерыва Грасс Александр Викторович (свидетельство от 02.11.2009);
до перерыва свидетель Посаженников Андрей Васильевич (паспорт),
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Омской области от 15.10.2018 (резолютивная часть объявлена 11.10.2018) заявление общества с ограниченной ответственностью "Атлант" (далее - ООО "Атлант", должник) признано обоснованным, в отношении ООО "Атлант" введена процедура наблюдения сроком на четыре месяца (до 11.02.2019), временным управляющим утверждена Рыбина Елена Серафимовна.
Публикация сообщения в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) о введении процедуры наблюдения состоялась в газете "Коммерсантъ" от 20.10.2018 N 193.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.03.2019 (резолютивная часть объявлена 14.03.2019) ООО "Атлант" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должником утвержден Лепешонков Сергей Александрович (далее - конкурсный управляющий, Лепешонков С.А.).
Публикация сообщения о признании должника несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства состоялась в газете "Коммерсантъ" от 23.03.2019 N 51.
Конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о привлечении Лукьянова Юрия Викторовича (далее - Лукьянов Ю.В.), Трубина Николая Михайловича (далее - Трубин Н.М.), Агейкина Виталия Александровича (далее - Агейкин В.А.), акционерного общества "Жилкомсервис" (далее - АО "Жилкомсервис"), Администрации Горьковского муниципального района Омской области (далее - Администрация) к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО "Атлант"; взыскании солидарно с Лукьянова Ю.В., Трубина Н.М., Агейкина В.А., АО "Жилкомсервис", Администрации в конкурсную массу ООО "Атлант" денежных средств в размере 13 549 549 руб., при этом просил взыскать с Трубина Н.М. денежные средства в пределах стоимости перешедшего к нему после смерти Трубина В.М. наследственного имущества.
Определением Арбитражного суда Омской области от 07.02.2023 в удовлетворении заявления конкурсного управляющего отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить определение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее заявитель указывает следующее:
- Администрация, АО "Жилкомсервис" фактически являются контролирующими должника лицами, имеют возможность давать ему обязательные для исполнения указания, а также иным образом определять его действия;
- банкротство ООО "Атлант" является прямым следствием виновных действий Администрации и подконтрольного ей АО "Жилкомсервис", выразившихся в формировании незаконной безубыточной модели исполнения обязанности Администрации по снабжению района жилищно-коммунальными услугами через схему "центра прибыли" - АО "Жилкомсервис" и "центра убытков" - ООО "Атлант";
- обстоятельства реализации Администрацией и АО "Жилкомсервис" незаконной схемы формирования "центра прибыли" и "центра убытков" установлены постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022 делу N А46-18958/2019;
- суд первой инстанции освободил от субсидиарной ответственности номинального руководителя должника Лукьянова Ю.В. и номинальных участников Трубина Н.М., Агейкина В.А. в отсутствие доказательств их номинальности;
- судом первой инстанции не установлено каких-либо объективных внешних факторов, обусловивших банкротство ООО "Атлант".
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2023 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебное заседание.
Определениями суда апелляционной инстанции от 22.03.2023, 28.04.2023, 29.05.2023, 21.06.2023 судебные заседания по рассмотрению апелляционной жалобы откладывались.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы в связи с невозможностью обеспечить рассмотрение дела прежним составом суда определениями от 17.04.2023, 30.06.2023 в соответствии с частью 3 статьи 18 АПК РФ в составе суда произведены замены судьи Аристовой Е.В. на судью Горбунову Е.А., судьи Сафронова М.М. на судью Аристову Е.В.
19.04.2023 от Администрации поступили письменные возражения на апелляционную жалобу.
24.04.2023 от конкурсного управляющего поступили дополнительные пояснения с приложением дополнительных документов.
16.05.2023 от кредитора ООО "АТЛАНТ " Слободского Виктора Михайловича поступили письменные пояснения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 03.07.2023 допрошен свидетель Посаженников А.В.
Конкурсный управляющий и его представитель в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Администрации поддержал доводы возражений на апелляционную жалобу.
03.07.2023 в судебном заседании объявлен перерыв до 10.07.2023, информация о котором в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
За время перерыва, 06.07.2023, от конкурсного управляющего поступили письменные пояснения.
В возобновленном после перерыва судебном заседании конкурсный управляющий, его представитель, а также представитель Администрации поддержали ранее озвученные позиции.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем судебное заседание проведено в отсутствие данных лиц в порядке статьи 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, возражения на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статьей 266, 268, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены определения Арбитражного суда Омской области от 07.02.2023 по настоящему делу.
Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ, пункту 1 статьи 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 266-ФЗ) заявления, поданные с 01.07.2017, о привлечении к субсидиарной ответственности должника и иных лиц в деле о банкротстве, предусмотренной ранее статьей 10 Закона банкротстве, рассматриваются по правилам Закона о банкротстве (в редакции Закона N 266-ФЗ).
В то же время применение той или иной редакции статьи 10 Закона о банкротстве, либо статей 61.11 - 61.12 Закона о банкротстве в целях регулирования материальных правоотношений, касающихся субсидиарной ответственности, зависит от того, когда имели место обстоятельства, являющиеся основанием для привлечения контролирующего лица должника к субсидиарной ответственности.
Такой же подход к действию закона во времени изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.08.2018 N 308-ЭС17-6757 (2,3) по делу N А22-941/2006, а также в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 N 305-ЭС19-10079 по делу N А41-87043/2015.
Конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности 05.02.2020 (согласно штампу входящей корреспонденции суда).
Поэтому требование конкурсного управляющего подлежит рассмотрению по правилам Закона о банкротстве в редакции Закона N 266-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.11 Закона о банкротстве если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица, такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве пока не доказано иное, предполагается, что полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица при наличии следующих обстоятельств: причинен существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника (совершения таких сделок по указанию этого лица), включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц Лукьянов Ю.В. являлся руководителем ООО "Атлант" в период с 16.03.2016 по 14.03.2019, с 08.04.2015 участниками должника являются Трубин В.М. 50% уставного капитала и Агейкин В.А. 50% уставного капитала.
Как следует из заявления конкурсного управляющего, Лепешонков С.А. полагает, что ООО "Атлант" признано несостоятельным (банкротом) вследствие незаконных действий руководителя должника Лукьянова Ю.В., учредителей должника Трубина В.М., Агейкина В.А. под руководством Администрации и подконтрольного ей АО "Жилкомсервис", создавших и реализовавших экономическую модель организации деятельности по теплоснабжению потребителей в Горьковском муниципальном районе Омской области, предусматривающую разделение предпринимательской деятельности на группы: рисковую ("центр убытков" - ООО "Атлант") и безрисковую ("центр прибыли" - АО "Жилкомсервис"), в результате которой из оборота должника систематически изымались наличные денежные средства за счет создания системы расчетов по агентскому договору N 7 от 01.09.2015 между ООО "Атлант" и АО "Жилкомсервис", а связанные с заведомой убыточностью соответствующей деятельности риски фактически перекладывались на контрагентов ООО "Атлант", в частности на поставщиков необходимых для осуществления теплоснабжения ресурсов.
В связи с приведенными обстоятельствами, по мнению конкурсного управляющего, ответчики подлежат привлечению к субсидиарной ответственности по обязательствам должника на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве.
Повторно рассмотрев материалы дела, апелляционная коллегия усматривает основания для удовлетворения заявленных конкурсным управляющим требований на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 17.08.2015 Администрацией создано АО "Жилкомсервис" в целях производства, передачи и распределения тепловой энергии котельными, а также обеспечения их работоспособности. В уставный капитал АО "Жилкомсервис" переданы основные средства, технические ресурсы (административное здание, котельные, оборудование, транспортные средства), необходимые для осуществления теплоснабжения и водоснабжения Горьковского муниципального района Омской области.
Должник зарегистрирован в качестве юридического лица 08.04.2015, функции руководителя в период с 16.03.2016 по 14.03.2019 исполнял Лукьянов Ю.В., с 08.04.2015 по настоящее время участниками должника являются Трубин В.М. 50% уставного капитала и Агейкин В.А. 50% уставного капитала, основным видом деятельности должника является передача пара и горячей воды (тепловой энергии).
На основании договора аренды N 12 от 31.08.2016 АО "Жилкомсервис" передало во временное владение и пользование должнику недвижимое имущество, необходимое для оказания услуг водоснабжения в р.п. Горьковское, с. Октябрьское, с. Лежанка Горьковского муниципального района Омской области (т. 1 л.д. 61 - 67).
В соответствии с агентским договором N 7 от 01.09.2015, заключенным между должником и АО "Жилкомсервис", фактическую деятельность по обеспечению теплоснабжения потребителей тепловой энергии в Горьковском муниципальном районе Омской области осуществляло непосредственно АО "Жилкомсервис" (пункт 2.1. договора, т.1 л.д. 55-58). При этом обязательства по оплате сырья и услуг поставщиков топлива принимались на себя должником, АО "Жилкомсервис" присваивало получаемые ООО "Атлант" доходы, не вступая в обязательственные правоотношения с контрагентами.
С учетом того, что материалами дела подтверждается факт принадлежности всего использовавшегося для ведения деятельности по обеспечению теплоснабжения потребителей тепловой энергии в с. Октябрьское, с. Лежанка, п. Алексеевский Горьковского муниципального района Омской области на праве собственности АО "Жилкомсервис" и осуществление им всего административного, технического, организационного, финансового, трудового и иного сопровождения такой деятельности, имеются основания для вывода о том, что лицом, в действительности осуществлявшим деятельность по теплоснабжению, являлось непосредственно АО "Жилкомсервис".
Оказывая должнику услуги по агентскому договору N 7 от 01.09.2015, АО "Жилкомсервис" фактически контролировало и осуществляло за должника всю хозяйственную деятельность, располагало информацией о финансовых возможностях должника, при этом бывший руководитель и учредители фактически перевели доходную часть бизнеса ООО "Атлант" на АО "Жилкомсервис" в целях недопущения осуществления расчетов с кредиторами ООО "Атлант" с одновременным допущением возможности получить от них выгоду в виде поставленного угля и оказанных услуг через АО "Жилкомсервис".
По итогам оценки представленных в дело доказательств апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что агентский договор N 7 от 01.09.2015, заключенный между АО "Жилкомсервис" и ООО "Атлант", прикрывает реализованную фактически контролирующими ООО "Атлант" лицами (Администрацией, АО "Жилкомсервис" при участии Лукьянова Ю.В., Трубина В.М., Агейкина В.А.) недобросовестную схему ведения ими хозяйственной деятельности, заключающуюся в создании "центра прибыли" (АО "Жилкомсервис") и "центра убытков" (ООО "Атлант") для целей недопущения обращения взыскания на активы, за счет которых такая деятельность осуществлялась.
При этом из материалов дела следует, что данная бизнес-модель была организована Администрацией, с участием Лукьянова Ю.В., Трубина В.М., Агейкина В.А., в связи со следующим.
В соответствии с подпунктами 4, 4.1 пункта 1 статьи 14, подпунктами 4, 4.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения относятся к вопросам местного значения.
На основании пункта 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Как следует из части 1.1 статьи 6 Закона о теплоснабжении, полномочия органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на соответствующих территориях реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенные нормы права, лицом, к обязанностям которого относятся организация в Горьковском муниципальном районе Омской области и расположенных в его пределах с. Октябрьского, с. Лежанка, п. Алексеевского теплоснабжения, осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, является Администрация.
Для исполнения указанной обязанности Администрацией 17.08.2015 было создано АО "Жилкомсервис с ОКВЭД производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; передача пара и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); обеспечение работоспособности котельных; обеспечение работоспособности тепловых сетей; и т.п.
Таким образом, ООО "Атлант" и АО "Жилкомсервис" находились под контролем одного конечного бенефициара - Администрации, что выражалось в следующем: АО "Жилкомсервис" осуществляло контроль над ООО "Атлант" под видом агентских отношений по агентскому договору N 7 от 01.09.2015, фактически являясь управляющей компанией ООО "Атлант", в свою очередь, само АО "Жилкомсервис" контролировалось его учредителем - Администрацией.
Использование соответствующей схемы отношений с участием АО "Жилкомсервис" и ООО "Атлант", с одной стороны, нивелировало необходимость стабилизации Администрацией финансового состояния формально созданного и внешне не подконтрольного ей общества для целей недопущения банкротства последнего.
Указанное позволяло Администрации не нести трудовые, организационные, управленческие и финансовые затраты на подыскание и сохранение источника покрытия убытков от деятельности по теплоснабжению населения.
С другой стороны, использование Администрацией соответствующей схемы нивелировало риск утраты переданного учрежденному ею обществу имущества, которое было необходимо для осуществления соответствующей деятельности, в связи с тем, что его реализация в деле о банкротстве первого общества невозможна, а условия для возбуждения в отношении него дела о банкротстве отсутствуют (искусственно преодолены посредством отнесения большинства долгов на являющееся центром убытков общество).
Изложенные обстоятельства Администрацией надлежащим образом не опровергнуты.
Доказательства, подтверждающие, что Администрация не участвовала в организации обозначенной выше бизнес-модели, что таковая была организована иными лицами, в дело Администрацией не представлены.
Судебная коллегия учитывает, что реализация соответствующей бизнес-модели с организацией "центра прибыли" и "центра убытков" без непосредственного участия Администрации и не по ее инициативе не представляется возможной.
Реализовав схему отношений, при которой контрагентами поставщиков необходимых для производства тепловой энергии ресурсов выступало не имеющее активов ООО "Атлант", Администрация и подконтрольные ей лица фактически переложили все связанные с исполнением Администрацией обязанности по теплоснабжению потребителей на территории муниципального образования тепловой энергией риски и негативные последствия на данных поставщиков (конкурсных кредиторов ООО "Атлант").
При этом, как следует из материалов дела, круг кредиторов, на которых будут переложены соответствующие негативные последствия, определялся Администрацией и АО "Жилкомсервис", а не должником.
Так, 22.10.2018 между ООО "Атлант" (первоначальный должник) и АО "Жилкомсервис" (новый должник) был заключен договор перевода долга N 1 по условиям которого новый должник безвозмездно принимает долг первоначального должника перед акционерным обществом "Петербургская сбытовая компания" в размере 3 438 249 руб. 98 коп.
При этом фактически оплату задолженности перед АО "Петербургская сбытовая компания" произвела Администрация посредством предоставления АО "Жилкомсервис" целевой субсидии по соглашению от 28.01.2019. В то же время перед иными контрагентами ООО "Атлант" задолженность погашена не была.
Из пояснений кредитора ООО "Атлант" Слободского В.М. следует, что осенью 2016 года к нему обратился Коровицкий по просьбе Посаженникова А.В. (являвшегося в период с 2013 года по 2018 год Главой Горьковского муниципального района Омской области) найти поставщика угля для котельных Горьковского муниципального района Омской области. При личной встрече Слободской В.М. и Посаженников А.В. обсудили возможность поставки угля для нужд района через организацию кредитора ООО "Промуголь". При этом, как указывает в пояснениях кредитор, согласно договоренности покупателем угля являлся ООО "Атлант", технические и документальные вопросы должны были решаться через руководителя АО "Жилкомсервис", а финансовые - через Посаженникова А.В.. Платежи осуществлялись ООО "Атлант" самостоятельно или через АО "Жилкомсервис", через некоторое время начались просрочки платежей, в 2018 году оплата прекратилась.
На связь с кредитором Посаженников А.В. не выходил.
Свидетель Посаженников А.В. частично подтвердил данные обстоятельства в судебном заседании.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что в рамках дела N А46-18958/2019 (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2022) признан доказанным факт наличия оснований для привлечения Коновалова Виктора Николаевича, Масольда Александра Ивановича, акционерного общества "Жилкомсервис" и Администрации Горьковского муниципального района Омской области к субсидиарной ответственности по обязательствам общества с ограниченной ответственностью "Теплоком".
Данным судебным актом установлено следующее.
ООО "Теплоком" и АО "Жилкомсервис" находились под контролем одного конечного бенефициара - администрации Горьковского муниципального района, что выражалось в следующем: АО "Жилкомсервис" осуществляло контроль над ООО "Теплоком" под видом агентских отношений по агентскому договору N 8 от 03.09.2018, фактически являясь управляющей компанией ООО "Теплоком", в свою очередь, само АО "Жилкомсервис" контролировалось его учредителем администрацией Горьковского муниципального района.
Так, согласно доводам Масольда А.И., изложенным в письменных пояснениях от 25.05.2022, он не имеет высшего образования, начинал трудовую деятельность как шофер, на протяжении всей жизни занимался рабочими профессиями.
В июне 2018 года, когда Масольд А.И. работал ИНФ (насосно-фильтровальной станции) - структурное подразделение ООО "Атлант" - к нему обратился Немыкин Максим Александрович (далее - Немыкин М.А.), который в то время являлся директором ООО "Тепловик" и АО "Жилкомсервис", предложив Масольду А.И. стать учредителем ООО "Теплоком".
Масольд А.И. долгое время отказывался от предложения Немыкина М.А., поскольку не имеет необходимой для осуществления соответствующей деятельности квалификации, однако Немыкин М.А. обещал Масольду А.И., что его участие в ООО "Теплоком" будет формальным, Масольду А.И. нужно только расписываться в ряде документов, которые будут готовить иные лица.
Необходимость создания ООО "Теплоком" Немыкин М.А. объяснил плохим финансовым состоянием ООО "Атлант", осуществлявшим в тот период деятельность, которая впоследствии была возложена на ООО "Теплоком", угрожающим срыву отопительного сезона, и наличием потребности во временной организации ведения соответствующей деятельности юридическим лицом, у которого отсутствуют долги.
Масольд А.И. согласился участвовать в учреждении ООО "Теплоком", исходя из личных мотивов, желания помочь району.
С Коноваловым В.Н. Масольд В.Н. знаком с мая 2015 года, когда тот пришел работать в коммунальную сферу слесарем на насосную станцию, затем его перевели на должность контролера по воде.
В данный момент Масольд В.Н. не работает, в марте 2022 года уволился и ушел на пенсию. Масольду А.И. известно, что всей деятельностью ООО "Теплоком" руководила администрация Горьковского муниципального района через Немыкина М.А., который передавал все поручения директору ООО "Теплоком" Коновалову В.Н., в настоящее время являющемуся учредителем МП "Тепловодоканал", привлеченным в данное предприятие Немыкиным М.А. тем же способом, что и Масольд А.И. в ООО "Теплоком".
В настоящее время Масольд А.И. работает машинистом насоснофильтровальных установок в МП "Тепловодоканал".
Коновалов В.Н. в письменных пояснениях, представленных в судебное заседание 25.05.2022, указал, что до создания ООО "Теплоком" он работал в ООО "Атлант" в качестве контролера.
В связи с неблагоприятной финансовой обстановкой ООО "Атлант" 16.08.2018 обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании общества несостоятельным (банкротом), 15.10.2018 Арбитражный суд Омской области ввел в ООО "Атлант" процедуру наблюдения. В процедуре наблюдения Коновалову В.Н. от временного управляющего ООО "Атлант" стало известно, что в случае признания юридического лица несостоятельным (банкротом) работники лишаются рабочего места.
До обращения ООО "Атлант" в арбитражный суд руководитель АО "Жилкомсервис" Немыкин М.А. предложил Коновалову В.Н. и Масольду А.И. (также работнику ООО "Атлант") для продолжения трудовой функции в той же сфере - жилищно-коммунальное хозяйство, создать юридическое лицо, возглавить его и осуществлять деятельность по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии) в с. Октябрьское, с. Лежанка и п. Алексеевский Горьковского района - ООО "Теплоком".
Также постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2022 по делу N А46-18958/2019 установлено, что администрацией Горьковского муниципального района 17.08.2015 было учреждено АО "Жилкомсервис", в уставный капитал которого ею были переданы основные средства, технические ресурсы (административное здание, котельные, оборудование, транспортные средства), необходимые для осуществления теплоснабжения и водоснабжения Горьковского муниципального района, и организовано создание общества с ограниченной ответственностью "Атлант", которому данное имущество было передано АО "Жилкомсервис" по договорам аренды.
В то же время фактически услуги по теплоснабжению населению Горьковского муниципального района оказывало АО "Жилкомсервис", на котором с использованием агентских отношений аккумулировались доходы в виде платежей потребителей за коммунальные услуги, а ООО "Атлант" выступало центром убытков - обществом, у которого отсутствовали активы, и которое аккумулировало на себе все связанные с ней обязательства перед кредиторами (долги).
После предсказуемого для администрации Горьковского муниципального района признания ООО "Атлант" банкротом (дело N А46-13954/2018), состоявшегося по заявлению самого ООО "Атлант", приведенная выше модель нашла реализацию посредством создания Масольдом А.И. под контролем администрации Горьковского муниципального района ООО "Теплоком", вступившего в отношения с АО "Жилкомсервис", аналогичные отношениям последнего с участием ООО "Атлант".
То, что отношения между АО "Жилкомсервис" и ООО "Теплоком" являлись логическим продолжением реализуемой администрацией Горьковского муниципального района бизнес-модели, косвенно подтверждается обстоятельствами формирования сметы расходов по производству и передаче тепловой энергии, поставляемой потребителям ООО "Теплоком".
Так, АО "Жилкомсервис" в материалы дела представлена смета расходов по производству и передаче тепловой энергии, поставляемой потребителям ООО "Теплоком" Горьковского муниципального района за 2019 год (приложена к письменным пояснениям АО "Жилкомсервис" N 39 от 13.04.2022), приказ Региональной энергетической комиссии Омской области N 666/95 от 27.12.2018 об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО "Теплоком".
При этом, как указал конкурсный управляющий в письменных пояснениях от 13.05.2022 и не опровергнуто участвующими в деле лицами, смета расходов по производству и передаче тепловой энергии формируется на основе финансовых показателей предыдущих лет, в связи с чем таковая в данном случае должна была основываться на данных 2017-2018 гг.
В то же время ООО "Теплоком" было создано 26.07.2018, то есть не осуществляло деятельность до последнего квартала 2018 года.
Из сметы расходов по производству и передаче тепловой энергии, поставляемой потребителям ООО "Теплоком" Горьковского муниципального района за 2019 год следует, что расходы ООО "Теплоком" на 2019 год были сформированы на основе расходов ООО "Атлант" (ранее действовавший поставщик тепловой энергии в Горьковском муниципальном районе, работавший до учреждения ООО "Теплоком", который в настоящий момент находится в процедуре банкротства).
Например, из пункта сметы "Административно-управленческие расходы - расходы по оплате услуг по агентскому договору (АО "Жилкомсервис")" содержит указание на то, что "расходы приняты на основе фактически сложившихся за 2017 год по АО "Жилкомсервис" с индексами-дефляторами на 2018 год_с учетом распределения 26 счета АО "Жилкомсервис" на ООО "Теплоком" (бывший ООО "Атлант")".
То есть для целей организации функционирования ООО "Теплоком" администрацией Горьковского муниципального района были задействованы показатели и опыт деятельности его предшественника ООО "Атлант", что свидетельствует о восприятии администрацией Горьковского муниципального района своих действий по непосредственному и опосредованному созданию АО "Жилкомсервис", ООО "Атлант" и ООО "Теплоком" как единого цикла (модели) обеспечения осуществления ею возложенных на нее функций по теплоснабжению удобным (выгодным) для нее способом.
Использование соответствующей схемы отношений с участием АО "Жилкомсервис" и ООО "Атлант", а затем АО "Жилкомсервис" и ООО "Теплоком", с одной стороны, нивелировало необходимость стабилизации администрацией Горьковского муниципального района финансового состояния формально созданного и внешне не подконтрольного ей общества для целей недопущения банкротства последнего. Указанное позволяло администрации Горьковского муниципального района не нести трудовые, организационные, управленческие и финансовые затраты на подыскание и сохранение источника покрытия убытков от деятельности по теплоснабжению населения.
С другой стороны, использование администрацией Горьковского муниципального района соответствующей схемы нивелировало риск утраты переданного учрежденному ею обществу имущества, которое было необходимо для осуществления соответствующей деятельности, в связи с тем, что его реализация в деле о банкротстве первого общества невозможна, а условия для возбуждения в отношении него дела о банкротстве отсутствуют (искусственно преодолены посредством отнесения большинства долгов на являющееся центром убытков общество).
Данные выводы суда по делу N А46-18958/2019 имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности конкурсным управляющим совокупности обстоятельств, подтверждающих факт причинения номинальным руководителем должника Лукьяновым Ю.В. и номинальными участниками должника Трубиным В.М., Агейкиным В.А. под руководством Администрации и подконтрольного ей АО "Жилкомсервис" существенного вреда имущественным правам кредиторов, сделавшего невозможным полное погашение требований кредиторов ООО "Атлант" (подпункт 1 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве).
Все ответчики в той или иной мере участвовали в реализации схемы ведения бизнеса, перекладывающей риски убыточной деятельности по теплоснабжению сельских поселений на поставщиков ресурсов, соответственно, должны отвечать по иску солидарно.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" (далее - постановление N 53) разъяснено, что руководитель, формально входящий в состав органов юридического лица, но не осуществлявший фактическое управление (далее - номинальный руководитель), например, полностью передоверивший управление другому лицу на основании доверенности либо принимавший ключевые решения по указанию или при наличии явно выраженного согласия третьего лица, не имевшего соответствующих формальных полномочий (фактического руководителя), не утрачивает статус контролирующего лица, поскольку подобное поведение не означает потерю возможности оказания влияния на должника и не освобождает номинального руководителя от осуществления обязанностей по выбору представителя и контролю за его действиями (бездействием), а также по обеспечению надлежащей работы системы управления юридическим лицом (пункт 3 статьи 53 ГК РФ).
В этом случае, по общему правилу, номинальный и фактический руководители несут субсидиарную ответственность, предусмотренную статьями 61.11 и 61.12 Закона о банкротстве, а также ответственность, указанную в статье 61.20 Закона о банкротстве, солидарно (абзац первый статьи 1080 ГК РФ, пункт 8 статьи 61.11, абзац второй пункта 1 статьи 61.12 Закона о банкротстве).
Таким же образом должны решаться вопросы, связанные с наличием статуса контролирующего лица у номинальных и фактических членов органов должника (в том числе участников корпораций, учредителей унитарных организаций), ликвидаторов и членов ликвидационных комиссий, а также вопросы, касающиеся привлечения их к субсидиарной ответственности (пункт 1 статьи 6 ГК РФ, пункт 9 статьи 61.11 Закона о банкротстве).
В связи с этим номинальный статус руководителя должника Лукьянова Ю.В. и участников должника Трубина В.М., Агейкина В.А. не освобождает их от субсидиарной ответственности по обязательствам ООО "Атлант".
Согласно пункту 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.
Конкурсным управляющим подтверждено, что размер непогашенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов ООО "Атлант" составляет 13 549 549 руб.
В соответствии с пунктом 22 постановления N 53 в силу пункта 8 статьи 61.11 Закона о банкротстве и абзаца первого статьи 1080 ГК РФ, если несколько контролирующих должника лиц действовали совместно, они несут субсидиарную ответственность за доведение до банкротства солидарно. В целях квалификации действий контролирующих должника лиц как совместных могут быть учтены согласованность, скоординированность и направленность этих действий на реализацию общего для всех намерения, то есть может быть принято во внимание соучастие в любой форме, в том числе соисполнительство, пособничество и т.д. Пока не доказано иное, предполагается, что являются совместными действия нескольких контролирующих лиц, аффилированных между собой.
В связи с этим с Лукьянова Ю.В., Трубина Н.М. (правопреемник Трубина В.М.), Агейкина В.А., Администрации, АО "Жилкомсервис", как с лиц, реально контролировавших деятельность ООО "Атлант", в порядке субсидиарной ответственности подлежат взысканию в пользу ООО "Атлант" денежные средства в сумме 13 549 549 руб. солидарно. При этом с Трубина Н.М. денежные средства подлежат взысканию в пределах стоимости перешедшего к нему после смерти Трубина В.М. наследственного имущества.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для снижения размера субсидиарной ответственности Лукьянова Ю.В., Трубина Н.М., Агейкина В.А. на основании пункта 6 постановления N 53, поскольку ими не была раскрыта информация, недоступная независимым участникам оборота, не были установлены фактический руководитель и (или) имущество должника либо фактического руководителя, скрывавшееся ими, за счет которого могут быть удовлетворены требования кредиторов.
В силу пункта 19 постановления N 53 при доказанности обстоятельств, составляющих основания опровержимых презумпций доведения до банкротства, закрепленные в пункте 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве, предполагается, что именно действия (бездействие) контролирующего лица явились необходимой причиной объективного банкротства.
Несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела, является основанием для изменения судебного акта арбитражного суда первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах определение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу конкурсного управляющего Лепешонкова Сергея Александровича удовлетворить, определение Арбитражного суда Омской области от 07.02.2023 по делу N А46-13954/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявление конкурсного управляющего Лепешонкова Сергея Александровича удовлетворить.
Привлечь Трубина Николая Михайловича, Лукьянова Юрия Викторовича, Агейкина Виталия Александровича, акционерное общество "Жилкомсервис", Администрацию Горьковского муниципального района Омской области к субсидиарной ответственности по обязательствам общества с ограниченной ответственностью "Атлант".
Взыскать солидарно с Трубина Николая Михайловича, Лукьянова Юрия Викторовича, Агейкина Виталия Александровича, акционерного общества "Жилкомсервис", Администрации Горьковского муниципального района Омской области в конкурсную массу ООО "Атлант" 13 549 549 руб., при этом с Трубина Николая Михайловича взыскать в пределах стоимости перешедшего к нему после смерти Трубина Василия Михайловича наследственного имущества.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13954/2018
Должник: ООО "АТЛАНТ"
Кредитор: ООО "АТЛАНТ"
Третье лицо: Агейкин Виталий Александрович, АО "Новый Регистратор", АО "Омскгазстройэксплуатация", АО "Петербургская сбытовая компания", АО "ЖИЛКОМСЕРВИС", АО "ОМСКГАЗСТРОЙЭКСПЛУАТАЦИЯ", АО Омский филиал "ОТП Банк", АО "ОМСКОБЛГАЗ", АО "ПЕТЕРБУРГСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ", Ассоциация "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Лига", в/у Рыбина Елена Серафимовна, Именнов Сергей Иванович, ИП Слободская Елена Владимировна, к/у Лепешонков Сергей Александрович, Лукьянов Юрий Викторович, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N12 по Омской области, МИФНС N 1 по Омской области, Немыкин Максим Александрович, НП арбитражных управляющих "ОРИОН", Омский областной суд, ООО "Омская энергосбытовая компания", ООО "Топливная компания "Промуголь", ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ОМСК", ООО Конкурсный управляющий " Атлант" Лепешонков Сергей Александрович, ООО "ТК "Промуголь", ООО "ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ "ПРОМУГОЛЬ", Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Омской области, ПАО "Банк УРАЛСИБ" филиал г. Новосибирск, ПАО Новосибирский филиал "Банк УРАЛСИБ", ПАО Омское отделение N 8634 "Сбербанк России", ПАО "Сбербанк России", Подразделение по вопросам миграции УМВД России по Омской области, Союз "Саморегулируемых организаций арбитражных управляющих "Северо-Запада", Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области, Трубин Василий Михайлович, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Управление ФНС по Омской области, УФССП по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4872/20
13.07.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2199/2023
27.07.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4872/20
18.04.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4872/20
18.03.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8657/20
20.01.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14071/2021
05.05.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15324/20
26.04.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-178/2021
20.11.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4872/20
15.10.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8566/20
15.10.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8927/20
20.08.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6884/20
28.07.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5480/20
20.03.2019 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-13954/18
15.10.2018 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-13954/18