город Ростов-на-Дону |
|
12 сентября 2023 г. |
дело N А32-46853/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
при участии представителей посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)":
от истца: Корниченковой Е.Ю. по доверенности N 688 от 19.06.2023,
от ответчика: Лудиной Д.С. по доверенности от 01.07.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охотничье-рыболовное хозяйство "Адлерское" (ИНН 2317032510, ОГРН 1022302723860)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2023 по делу N А32-46853/2021
по иску муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город-курорт Сочи "Водоканал" (ИНН 2320242443, ОГРН 1162366057160)
к обществу с ограниченной ответственностью "Охотничье-рыболовное хозяйство "Адлерское" (ИНН 2317032510, ОГРН 1022302723860)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Водоканал" (далее - истец, предприятие, МУП г. Сочи "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Охотничье-рыболовное хозяйство "Адлерское" (далее - ответчик, общество, ООО "ОРХ "Адлерское") о взыскании задолженности по договору о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения N ТУ/652 от 26.12.2017 в размере 947458,73 руб.
Требование мотивировано оказанием истцом ответчику услуги в отсутствие ее оплаты последним.
Ответчик против удовлетворения требования возражал, сообщил суду о пропуске истцом срока исковой давности, просил в иске отказать.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2023 иск удовлетворен, распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ОРХ "Адлерское" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что 11.05.2018 между МУП г. Сочи "Водоканал" и ООО "ОРХ "Адлерское" заключен единый договор N 4541 холодного водоснабжения и водоотведения в отношении объекта ООО "ОРХ "Адлерское". Таким образом, на момент предъявления в суд настоящего иска договор N ТУ/652 от 26.12.2017 в полном объеме исполнен. Подключение объекта ООО "ОРХ "Адлерское" осуществлено в рамках заключенного договора N ТУ/652 от 26.12.2017. Основанием для подключения объекта ООО "ОРХ "Адлерское" явился заключенный договор NТУ/652 от 26.12.2017, который до настоящего времени в установленном законом порядке не оспорен, незаключенным либо недействительным не признан. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.09.2021 по делу N А32-54839/2020 МУП г. Сочи "Водоканал" отказано в иске к ООО "ОРХ "Адлерское" о признании договора N ТУ/652 от 26.12.2017 недействительной (ничтожной) сделкой. Договор N ТУ/652 от 26.12.2017 не содержал условий о взимании платы за технологическое подключение к сетям водоснабжения и канализации. Однако указанное не свидетельствует о том, что ООО "ОРХ "Адлерское" сберегло без оснований имущество МУП г. Сочи "Водоканал" в виде платы за подключение. Судом проигнорированы доводы ООО "ОРХ "Адлерское" о том, что МУП г. Сочи "Водоканал" не производились мероприятия по модернизации и/или реконструкции сетей водоснабжения и канализации при подключении объекта ООО "ОРХ "Адлерское". Объект, присоединяемый в 2017-2018 гг. ООО "ОРХ "Адлерское" в рамках договора N ТУ/652 от 26.12.2017 присоединен посредством врезки в сети ООО "ОРХ "Адлерское", которые построены при исполнении технических условий на водоснабжение N 04.1.2-06/851 от 22.05.2009. Судом при вынесении решения не дана оценка доводам ООО "ОРХ "Адлерское", что в действиях МУП г. Сочи "Водоканал", направленных на получение платы за подключение по тарифам, которые не утверждены на момент заключения договора N ТУ/652 от 26.12.2017, имеются признаки злоупотребления правом. Суд необоснованно отклонил доводы ООО "ОРХ "Адлерское" о пропуске МУП г. Сочи "Водоканал" срока исковой давности.
В дополнении к жалобе ответчик указал, что не имел правового значения приговор Центрального районного суда г. Сочи, вынесенный в отношения Винарского С.Л. ООО "ОРХ "Адлерское" было лишено возможности участвовать в судебном заседании, которым было завершено рассмотрение дела по существу.
В отзыве на апелляционную жалобу МУП г. Сочи "Водоканал" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП г. Сочи "Водоканал" учреждено по правилам Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" для решения социальных задач в области водоотведения и водоснабжения.
В целях достижения уставных целей и решения социальных задач МУП г. Сочи "Водоканал" на основании постановления администрации г. Сочи от 31.08.2017 N 1437 и распоряжения департамента имущественного отношений администрации г. Сочи N 1033-р от 20.09.2017 наделено на праве хозяйственного ведения имуществом водохозяйственного комплекса г. Сочи.
Указанные постановление и распоряжение являются действующими, права хозяйственного ведения истца на объекты водоснабжения и водоотведения зарегистрированы в установленном законом порядке.
Постановлением администрации г. Сочи N 2018 от 11.12.2018 "О внесении изменений в постановление администрации г. Сочи от 19.05.2014 N 899 "Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город-курорт Сочи", МУП г. Сочи "Водоканал" определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город-курорт Сочи, с установлением зоны ее деятельности согласно перечню населенных пунктов муниципального образования г. Сочи, указанному в приложении N 1 к данному постановлению.
МУП г. Сочи "Водоканал" и ООО "Охотничье-рыболовное хозяйство "Адлерское" 16.12.2017 заключили договор N ТУ/652 о подключении объекта - гостиницы по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Просвещения, 110а, размещенной на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0402021:1091 площадью 2116 кв.м, к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (далее - договор, договор о подключении).
По условиям договора истец принял на себя обязательство по подключению объекта ответчика к централизованным системам водоснабжения и водоотведения с потребляемой нагрузкой 10,05 куб.м/сутки, как по водоснабжению, так и по водоотведению.
Одновременно с заключением этого договора ответчику выданы технические условия подключения объекта.
Технические условия предусматривали выполнение сторонами сделки мероприятий, результатом которых являлось фактическое подключение гостиницы общества к сетям водоснабжения и водоотведения, находящимся во владении предприятия.
25.04.2018 объект ответчика подключен к сетям истца, 11.05.2018 сторонами заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Отсутствие в заключенном сторонами договоре о подключении от 16.12.2017 N ТУ/652 указания на стоимость мероприятий по подключению, на обязанность заявителя оказанные ему услуги оплатить, а также неоплата услуг явились основанием для обращения предприятия в суд с рассматриваемым в настоящем деле иском.
Постановлением администрации г. Сочи от 08.12.2017 N 2107 утверждены тарифы МУП г. Сочи "Водоканал" на технологическое присоединение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
Как указал истец, общая сумма задолженности составляет размере 947458,73 руб.
Направленная истцом ответчику претензия от 05.08.2021 с предложением об оплате оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим иском.
Заявление общества о пропуске срока исковой давности рассмотрено судом первой инстанции и правомерно отклонено по следующим основаниям.
Прокуратурой города Сочи по поручению прокуратуры Краснодарского края проведена проверка исполнения законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса, по результатам проведения которой были выявлены существенные нарушения норм Закона N 416-ФЗ, регламентирующих порядок заключения договоров технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
В частности, прокуратурой г. Сочи указано на то, что договоры технологического присоединения 2017 года, в число которых входит договор N ТУ/652 от 26.12.2017, заключены не по обязательно установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" типовой форме для такого вида договоров, и на безвозмездной основе, что само по себе является существенным нарушением требований нормы статьи 18 Закона N 416-ФЗ.
По итогам проведенной прокуратурой г. Сочи проверки исполнения законодательства в области водоснабжения и водоотведения прокурором Центрального района города Сочи было утверждено обвинительное заключение в отношении директора предприятия Винарского С.Л. по уголовному делу N 11902030015000067 по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 285, пункта "в" части 3 статьи 286, части 1 статьи 286, части 1 статьи 285, части 1.1 статьи 293, части 3 статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На стр. 11 обвинительного заключения указано на то, что Винарский С.Л. в период с 01.09.2017 до 31.12.2017, реализуя свой преступный умысел, находясь в здании предприятия, являясь должностным лицом - директором предприятия, постоянно наделенным административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями в указанном унитарном предприятии, действуя из иной личной заинтересованности, выразившейся в стремлении создать видимость успешного руководителя перед абонентами предприятия, в нарушение пункта 101 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, пунктов 3.1, 3.2, 4.13 Устава предприятия, пунктов 2.3, 2.5, 3.4 должностной инструкции директора предприятия, явно выходя за пределы своих полномочий, совершил действия, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершать - заключил 735 безвозмездных договоров на подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения и водоотведения предприятия.
Согласно указанному обвинительному заключению действия Винарского С.Л. по заключению договоров подключения (технологического присоединения) к централизованным сетям холодного водоснабжения и (или) водоотведения на безвозмездной основе, в число которых входит договор, положенный в основание иска по настоящему делу, существенно нарушили права и законные интересы предприятия, что повлекло тяжкие последствия, в том числе нарушение охраняемых законом интересов общества и государства в виде не поступления денежных средств для реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения г. Сочи.
Эти обстоятельства установлены приговором Центрального районного суда города Сочи от 27.04.2021 по делу N 1-16/21, которым бывший директор предприятия Винарский С.Л. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 285, пункта "в" части 3 статьи 286, части 1 статьи 286, части 1 статьи 285, части 3 статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением от 01.06.2021 по делу N 22-4093/21 судебной коллегии апелляционной инстанции по уголовным делам Краснодарского краевого судам приговор Центрального районного суда города Сочи от 27.04.2021 по делу N 1-16/21 оставлен в силе.
Из этого следует, что предприятие узнало о нарушении прав и законных интересов по заключенному с ответчиком договору ТУ/652 от 26.12.2017 с момента вступления в силу приговора Центрального районного суда г. Сочи от 27.04.2021 по делу N 1-16/21, а именно с 01.06.2022, в связи с чем истцом срок исковой давности не пропущен.
Исходя из правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N 8194/13, при исчислении срока исковой давности в отношении нарушения, вызванного неправомерными и недобросовестными действиями руководителя юридического лица, надлежит принимать во внимание момент, когда юридическое лицо в лице нового директора получило реальную возможность узнать о таком нарушении и принять меры к защите нарушенного права.
В названном постановлении дано расширительное толкование правовой позиции, выраженной ранее в абзаце втором пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица" как применимой не только в ситуации взыскания убытков с руководителя юридического лица, но и в иных ситуациях, когда недобросовестный руководитель юридического лица намеренно нарушал и игнорировал нарушение прав юридического лица, содействовал такому нарушению и не исполнял обязанности по своевременному обращению за судебной защитой.
Названное постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N 8194/13 содержит оговорку о том, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий. Тем самым данное толкование норм материального права объявлено обязательным для арбитражных судов.
Возможность применения названной позиции при рассмотрении виндикационных исков подтверждена определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2017 N 306-ЭС17-16873.
Таким образом, общее правило, сформулированное в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43, согласно которому изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности, применяется с учетом допущения расширительного толкования разъяснений, содержащихся в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 62 при наличии исключительных обстоятельств дела - публичной оценки действий бывшего руководителя предприятия в качестве преступных и ограниченных возможностей предприятия по защите и восстановлению своих прав до смены директора.
Как следует из названного приговора суда, Винарский С.Л. намеренно в отсутствие законных оснований не включал в условия договоров на технологическое присоединение к сетям условия о платности такового и, соответственно, намеренно и недобросовестно не исполнял обязанность по своевременному взысканию платы за подключение. Предприятие до смены названного директора не имело возможности установить нарушение своих прав и обратиться с иском о взыскании. По указанной причине течение срока исковой давности не может быть начато ранее даты смены руководителя общества, противоправными и недобросовестными действиями которого причинен вред законным интересам предприятия и созданы препятствия в защите его прав.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 30.06.2023 N 308-ЭС23-11337, определении Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 308-ЭС23-9553, постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.06.2022 по делу N А32-46887/2021, от 05.04.2023 по делу N А32-54755/2021, от 21.03.2023 по делу N А32-47098/2021, от 04.05.2023 по делу N А32-46859/2021, постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2022 по делу N А32-46881/2021, от 14.12.2022 по делу N А32-54755/2021, от 20.12.2022 по делу N А32-46866/2021, от 27.12.2022 по делу N А32-47098/2021, от 30.01.2023 по делу N А32-56592/2021, от 15.06.2023 по делу N А32-46859/2021.
Злоупотребление директора МУП г. Сочи "Водоканал" Винарского С.Л. доказано вступившим в законную силу приговором Центрального районного суда г. Сочи от 27.04.2021 по делу N 1-16/21.
Таким образом, истец с должной степенью достоверности узнало о нарушении прав и законных интересов с момента вступления в силу приговора Центрального районного суда г. Сочи, т.е. с 01.06.2021.
Следовательно, учитывая значительный объем заключенных сделок, обращение в суд за защитой нарушенных прав МУП г. Сочи "Водоканал" стало возможным только после проведенного анализа всех совершенных в результате злоупотребления бывшим директором сделок, после направления соответствующих запросов в Региональную энергетическую комиссию - Департамент Цен и Тарифов Краснодарского края и ФАС по Краснодарскому краю для подтверждения существенного нарушения прав и законных интересов предприятия в связи с превышением должностных полномочий бывшим директором МУП г. Сочи "Водоканал" Винарского С.Л., а также после вступления в законную силу приговора Центрального районного суда от 27.04.2021 по делу N 1-16/21, т.е. 01.06.2021.
При указанных обстоятельствах довод апеллянта о том, что срок исковой давности пропущен, а приговор Центрального районного суда г. Сочи от 27.04.2021 по делу N 1-16/21 не имеет отношения к рассматриваемому спору, подлежит отклонению.
Удовлетворяя исковые требования предприятия, Арбитражный суд Краснодарского края руководствовался положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (включающие, в том числе, Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения), приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" и пришёл к выводу о наличии задолженности по договору о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения N ТУ/652 от 26.12.2017 в размере 947458,73 руб.
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 указанной статьи лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 3 статьи 18 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 18 Закона N 416-ФЗ технологическое присоединение может быть исключительно платным.
При этом в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (второй абзац пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 416-ФЗ тарифы устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 31 Закона N 416-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения относится к регулируемым видам деятельности, а тарифы в этой сфере подлежат государственному регулированию.
Согласно пункту 12 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов.
Из этого следует, что соответствующие услуги оказываются уполномоченными лицами за плату по установленной нормативно цене.
Частью 15 статьи 18 Закона N 416-ФЗ также установлено, что договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 утверждены типовые формы договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения.
Обязательные для сторон в силу пунктов 4, 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия типовых договоров о подключении (технологическом присоединении) (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 645 от 29.07.2013) не предусматривают возможности бесплатного (безвозмездного) подключения (технологического присоединения) объектов заказчиков к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Несмотря на отсутствие в договоре условия о размере платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения и водоотведения, спорный договор не содержит условия о безвозмездном характере сделки, а значит она является возмездной (пункт 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации) и действительности соответствующей сделки.
Отсутствие в договоре условия о плате за технологическое присоединение, подлежащей государственному регулированию, не является основанием для признания договора недействительным (ничтожным). Осуществление подключения (технологическое присоединение) объекта заказчика к централизованной системе водоснабжения и водоотведения порождает у предприятия право требовать оплаты соответствующего предоставления в установленном законом порядке.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.03.2021 по делу N А32-16198/2020.
Таким образом, требование истца о взыскании с ответчика платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения основано на нормах действовавшего на дату заключения договора присоединения и на момент принятия настоящего решения законодательства.
По правилам пунктов 82, 83 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - постановление Правительства N 406) размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Плата за подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети).
Согласно утвержденного решения управления цен и тарифов администрации города Сочи, согласно утвержденного решения управления цен и тарифов администрации города Сочи, ставка тарифа на 2018-2022 г.г. за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку в сфере холодного водоснабжения составила 40268 руб. за 1 м3/сутки, в сфере водоотведения - 40392,94 руб. за 1 м3/сутки.
В последующем, на основании постановления администрации города Сочи от 15.08.2018 N 1279 "Об утверждении решения управления цен и тарифов администрации г. Сочи от 01.08.2018 N 5/2018-В "О внесении изменений в решение управления цен и тарифов администрации города Сочи от 04.12.2017 N 11/2017-В "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал", тариф на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения за 1 м3/сутки изменен и составил в сфере водоснабжения - 39298,92 руб., и водоотведения - 39263,17 руб.
Постановление администрации города Сочи от 15.08.2018 N 1279 принято после осуществления технологического присоединения объекта ответчика к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Соответственно, в данном случае при расчете платы за технологическое присоединение объекта надлежит руководствоваться тарифами (водоснабжение 40268 руб. за 1 м3/сутки (без НДС), водоотведение - 40392,97 руб. за 1 м3/сутки (без НДС)), установленными решением Управления цен и тарифов администрации города Сочи от 04.12.2017 N 11/2017-В, утвержденным постановлением администрации города Сочи от 08.12.2017 N 2107.
По мнению апеллянта, отсутствуют основания для взыскания суммы неосновательного обогащения с ООО "ОРХ "Адлерское", при том, что технологическое присоединение осуществлено ответчиком самостоятельно, за свой счет. В материалы дела не представлено доказательства, свидетельствующие о том, что МУП г. Сочи "Водоканал" понесены траты или требуются траты, в том числе на реконструкцию или модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения или водоотведения в районе месторасположения ООО "ОРХ "Адлерское".
В противоречии изложенных доводов Постановлением Администрации города Сочи от 08.12.2017 N 2107 утверждены тарифы МУП г. Сочи "Водоканал" для технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, которые согласно п. 8 названного постановления вступали в силу с 01.01.2018.
Отношения, связанные с регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, определены Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения". По правилам п.п. 82, 83 Постановления размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов:
1. расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей;
2. налог на прибыль.
Действующим законодательством императивно определено, что получение абонентом услуги водоснабжения и/или водоотведения обеспечивается посредством надлежащего исполнения следующего объема мероприятий:
1. обращение заказчика за заключением договора подключения (технологического присоединения) с приложением необходимых документов;
2. в случае если объект отсутствует в инвестиционной программе, корректировка инвестиционной программы и внесение такого объекта в нее;
3. выполнение условий подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения или водоотведения;
4. приемка сетей водоснабжения и водоотведения;
5. заключение договора водоснабжения и водоотведения.
Целью прохождения вышеуказанных процедур является:
1. подготовка сетей водоснабжения и водоотведения;
2. увеличение мощности существующих сетей водоснабжения и водоотведения в связи с увеличением нагрузки на существующие сети.
Пунктом 1.6 постановления Администрации г. Сочи от 08.12.2017 N 2107 "Об утверждении решений управления цен и тарифов администрации города Сочи", утверждено решение управления цен и тарифов администрации города Сочи от 04.12.2017 N 11/2017-В "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия г. Сочи "Водоканал".
Согласно утвержденного решения управления цен и тарифов администрации города Сочи, ставка тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку в сфере холодного водоснабжения за период с 2018 по 2022 составляет 40268 руб. (без НДС) за 1 м3/сутки, в сфере холодного водоотведения за аналогичный период - 40392,94 руб. руб. (без НДС) за 1 м3/сутки.
В последующем, на основании постановления администрации города Сочи от 15.08.2018 N 1279 "Об утверждении решения управления цен и тарифов администрации г. Сочи от 01.08.2018 N 5/2018-В "О внесении изменений в решение управления цен и тарифов администрации города Сочи от 04.12.2017 N 11/2017-В "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал", тариф на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения был изменен и составил в сфере холодного водоснабжения - 39298,92 руб. (без НДС) за 1 мЗ/сутки, в сфере холодного водоотведения - 39263,17 руб. (без НДС) за 1 м3/сутки.
Инвестиционная программа, разработанная на период с 2018 по 2020 г. предусматривает не только строительство и реконструкцию сетей водоснабжения и водоотведения конкретных районов города-курорта Сочи, а также ее мероприятия направлены на модернизацию и реконструкцию действующих водозаборов, станций подъема и очистки воды, очистки хозяйственно-бытовых стоков канализации, очистных сооружений, различного назначения насосных станций и т.д. Весь комплекс этих мероприятий направлен на повышение качества и надежности систем водоснабжения и водоотведения города-курорта Сочи, улучшение экологической и санитарной обстановки морского побережья, рек и территории города. Многие объекты всей обширной системы водоснабжения и водоотведения построены были в 50-60 годы прошлого столетия и требуют серьезных реконструкций и модернизации процессов.
В соответствии с разделом 12 Инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы направлена на обеспечение возможности подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, мероприятия программы финансируются за счет средств, поступающих в виде платы за подключение (технологическое присоединение). Инвестиционная программа ежегодно корректируется с учетом увеличения подключаемых объектов капитального строительства и постоянное увеличение нагрузки на сети. Таким образом внесение платы за мощность (подключаемую нагрузку) в дальнейшем возвращается гражданам и гостям города чистейшей питьевой водой, чистыми водами рек и Черного моря.
Подключение объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения является платным и осуществляется за счет средств владельцев таких объектов (заказчиком подключения), что является одним из основополагающих принципов законодательства РФ в сфере подключения к централизованным системам инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. При непредъявлении кредитором в разумный срок требования об исполнении такого обязательства должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства.
Таким образом, в связи с тем, что договор о подключении является бессрочным, а требование об оплате договора ответчику направлено 06.08.2021, 14.08.2021 претензия получена ответчиком, но осталось без удовлетворения, следовательно, 21.08.2021 истек срок исполнения обязательства по договору.
Кроме того, в части исполнения финансового плана утвержденной инвестиционной программы в сфере водоснабжения, на средства, полученные за счет платы за подключение, выполнены мероприятия в 2020 году на сумму 98088,68 тыс. руб. (без НДС), в 2021 году на сумму 76773,12 тыс. руб. (без НДС).
В сфере водоотведения на средства, полученные за счет платы за подключение, выполнены мероприятия в 2019 году на сумму 824,08 тыс. руб. (без НДС), в 2020 году на сумму 83677,71 тыс. руб. (без НДС), в 2021 году на сумму 7934,18 тыс. руб. (без НДС).
Из вышесказанного следует, что осуществление подключения (технологического присоединения) объекта заказчика к централизованной системе водоснабжения и водоотведения порождает у предприятия право требовать оплаты соответствующего предоставления в установленном законом порядке.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.03.2021 по делу N А32-16198/2020.
Ответчик указывает на то, что действие инвестиционной программы и тарифов было распространено на период начинающийся с 01.01.2018.
Данные доводы являются несостоятельными и подлежат отклонению в виду следующего.
Частью 15 статьи 18 Закона о водоснабжении также установлено, что договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 утверждены типовые формы договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения.
Обязательные для сторон в силу п.п. 4, 5 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия типовых договоров о подключении (технологическом присоединении) (утвержденных постановлением Правительства РФ N 645 от 29.07.2013) не предусматривают возможности бесплатного (безвозмездного) подключения (технологического присоединения) объектов заказчиков к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А53-15306/2016 от 12.03.2017, Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А53-19104/2016 от 31.01.2017.
Согласно п. 101 Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности (пропускной способности сетей и сооружений) и при отсутствии резерва мощности по производству соответствующего ресурса, необходимых для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.
В случае отсутствия на дату обращения заявителя утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение (технологическое присоединение), но при включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу организации водопроводно-канализационного хозяйства, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" утверждена типовая форма для данного вида договоров, где требование о плате за технологическое подключение водоснабжения и водоотведения является существенным условием договора.
15.11.2017 исх. N 01/2983 директором МУП г. Сочи "Водоканал" Винарским С.Л. в адрес главы г. Сочи Пахомова А.Н. направлено заявление об установлении тарифов на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения на 2017 г. -2019 г.
Постановлением главы администрации г. Сочи N 2107 от 08.12.201 утверждены тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения МУП г. Сочи "Водоканал".
Постановлением администрации г. Сочи от 29.11.2017 N 2048 утверждена инвестиционная программа МУП г. Сочи "Водоканал" по развитию централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования г. Сочи на 2018-2022 годы.
Таким образом, согласно основам ценообразования стоимость строительства, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения учитывается при установлении тарифов в размере, определенном в инвестиционной программе.
Довод апелляционной жалобы о том, что МУП г. Сочи "Водоканал" допущено злоупотребление правом, что является основанием для применения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняется.
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Таким образом, указанная норма права закрепляет принцип недопустимости (недозволенности) злоупотребления правом и определяет общие границы (пределы) гражданских прав и обязанностей. Суть этого принципа заключается в том, что каждый субъект гражданских прав волен свободно осуществлять права в своих интересах, но не должен при этом нарушать права и интересы других лиц. Действия в пределах предоставленных прав, но причиняющие вред другим лицам, являются в силу данного принципа недозволенным (неправомерным) и признаются злоупотреблением правом. При этом основным признаком наличия злоупотребления правом является намерение причинить вред другому лицу, намерение употребить право во вред другому лицу.
Одновременно в пункте 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель закрепил презумпцию добросовестности и разумности действий участников гражданских правоотношений, это означает, что в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
При этом доказывать недобросовестность или неразумность действий должен тот, кто с таким поведением связывает правовые последствия. Таких доказательств ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлено.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы (платежное поручение N 36 от 17.07.2023) подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2023 по делу N А32-46853/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46853/2021
Истец: МУП г. Сочи "Водоканал, МУП города Сочи "Водоканал"
Ответчик: ООО "Охотничье-рыболовное хозяйство "Адлерское"