город Омск |
|
14 сентября 2023 г. |
Дело N А46-14852/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2023 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Краецкой Е.Б.
судей Веревкина А.В., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7910/2023) общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное управление-9 Стройбетон "Космическое" на решение от 27.06.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-14852/2021 (судья Колмогорова А.Е.), принятое по исковому заявлению департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к обществу с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное управление-9 Стройбетон "Космическое" (ИНН 5517010886, ОГРН 1145543082684) о взыскании 1 303 538 руб. 43 коп.,
при участии в судебном заседании представителя департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Морозовой Ю.А. (по доверенности от 12.10.2022 сроком на 1 год, удостоверение, диплом) - до перерыва;
от общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное управление-9 Стройбетон "Космическое" - в качестве слушателя Поляков Е.А. - после перерыва;
УСТАНОВИЛ:
18.08.2021 департамент имущественных отношений Администрации г. Омска (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное управление-9 Стройбетон "Космическое" (далее - ООО СМУ-9 СБ "Космическое", Общество, ответчик) о взыскании:
- 210 572 руб. 51 коп. задолженности за период с 19.11.2018 по 19.07.2020 по договору аренды N Д-Кр-13-321 земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, предоставляемого для завершения строительства, без проведения торгов от 14.02.2019 (далее - договор N Д-Кр-13-321) и 55 316 руб. 56 коп. пени за период с 19.11.2018 по 19.07.2020 с последующим ее начислением на сумму основного долга из расчета 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки по день фактической уплаты долга;
- 34 265 руб. 42 коп. задолженности за период с 19.11.2018 по 28.11.2019 по договору аренды N Д-Кр-13-322 земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, предоставляемого для завершения строительства, без проведения торгов от 14.02.2019 (далее - договор N Д-Кр-13-322) и 16 404 руб. 75 коп. пени за период с 19.11.2018 по 28.11.2019 с последующим ее начислением на сумму основного долга из расчета 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки по день фактической уплаты долга;
- 564 703 руб. 90 коп. задолженности за период с 19.11.2018 по 09.04.2021 по договору аренды N Д-Кр-13-323 земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, предоставляемого для завершения строительства, без проведения торгов от 14.02.2019 (далее - договор N Д-Кр-13-323) и 160 235 руб. 15 коп. пени за период с 19.11.2018 по 09.04.2021 с последующим ее начислением на сумму основного долга из расчета 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки по день фактической уплаты долга.
Определением от 24.08.2021 Арбитражного суда Омской области исковое заявление Департамента принято к производству, делу присвоен номер А46-14852/2021.
Определением от 18.03.2022 Арбитражного суда Омской области производство по делу А46-14852/2021 приостановлено до вступления в законную силу решения от 18.12.2020 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-15198/2021 по иску Департамента к Обществу о взыскании задолженности по договорам аренды земельных участков.
Определением от 19.12.2022 Арбитражного суда Омской области назначено судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу N А46-14852/2021.
01.12.2022 в Арбитражный суд Омской области поступило исковое заявление Департамента о взыскании с Общества 229 254 руб. 18 коп., из которых: 213 010 руб. 61 коп. задолженности по договору N Д-Кр-13-323 за период с 10.04.2021 по 18.08.2021 и 16 243 руб. 57 коп. пени за период с 11.04.2021 по 18.08.2021 с последующим ее начислением на сумму основного долга из расчета 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки по день фактического исполнения обязательств.
Определением от 06.12.2022 Арбитражного суда Омской области указанное исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), делу присвоен номер А46-21354/2022.
Определением от 13.02.2023 Арбитражного суда Омской области дела N А46-14852/2021 и N А46-21354/2022 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А46-14852/2021.
В порядке статьи 49 АПК РФ Департамент уточнил исковые требования, просил суд взыскать с ответчика:
- задолженность по договору N Д-Кр-13-321 от 14.02.2019 за период с 19.11.2018 по 19.07.2020 в сумме 210 572 руб. 51 коп., а также пени за период с 19.11.2018 по 19.07.2020 в размере 55 316 руб. 56 коп. с дальнейшим начислением пени на сумму основного долга из расчета 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки, начиная с 20.07.2020 по день фактической оплаты долга;
- задолженность по договору N Д-Кр-13-322 от 14.02.2019 за период с 19.11.2018 по 28.11.2019 в сумме 34 265 руб. 42 коп., а также пени за период с 19.11.2018 по 28.11.2019 в размере 16 404 руб. 75 коп. с дальнейшим начислением пени на сумму основного долга из расчета 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки, начиная с 29.11.2019 по день фактической оплаты долга;
- задолженность по договору N Д-Кр-13-323 от 14.02.2019 за период с 19.11.2018 по 18.08.2021 в сумме 741 997 руб. 01 коп., а также пени за период с 19.11.2018 по 18.08.2021 в размере 244 982 руб. 18 коп. с дальнейшим начислением пени на сумму основного долга из расчета 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки, начиная с 19.08.2021 по день фактической уплаты долга.
Решением от 27.06.2023 Арбитражный суд Омской области удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО СМУ-9 СБ "Космическое" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее подателем указаны следующие доводы: к расчетам арендной платы необоснованно применен повышающий коэффициент - 4; земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:110101:25522, 55:36:110101:25523, 55:36:110101:25524, образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером: 55:36:110101:19190, предоставленного ООО ИСК "ДомСтройОмск" по договору аренды от 18.11.2015 N Д-Кр-31-11137; земельный участок с кадастровым номером: 55:36:110101:19190 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером: 55:36:110101:9653, площадью 56 349 кв.м, который ранее также находился в аренде у ООО ИСК "ДомСтройОмск" в целях комплексного освоения и жилищного строительства на основании договора от 25.10.2012 N ДГУ/12-2874-К-32-А; из земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:19190 образованы также земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:110101:25526 и 55:36:110101:25525, которые предоставлены ответчику по договорам аренды от 14.02.2019 N Д-Кр-13-325 и N Д-Кр-13-326, задолженность по которым была предметом рассмотрений по делу N А46-15198/2021, в рамках которого суды указали на недопустимость применения в расчете арендной платы повышающего коэффициента - 4, между тем, суд первой инстанции не принял во внимание позицию судов по делу N А46-15198/2021.
Департамент в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласился с доводами жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ГКУ ТО "УАД", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции назначенное на 31.08.2023 не обеспечило, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 31.08.2023 объявлялся перерыв до 07.09.2023. Информация о перерыве размещена в информационном ресурсе Картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
Судебное заседание после перерыва было продолжено 07.09.2023 в том же составе суда, представитель Департамента не явился, представитель ООО СМУ-9 СБ "Космическое" к участию в судебном заседании допущен не был в связи с отсутствием полномочий.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 18.11.2015 между Департаментом (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью Инвестиционно строительная компания "ДомСтройОмск" (правопредшественник ответчика, далее - ООО ИСК "ДомСтройОмск", арендатор) заключен договор аренды N Д-Кр-31-11137 земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, предоставляемого для завершения строительства (завершения строительства), без проведения торгов (далее - Договор N Д-Кр-31-11137), согласно разделу 1 которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком до 18.11.2018 земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, расположенный в городе Омске, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 25 868 кв. м (далее - Участок) (пункт 1.1).
Границы Участка обозначены в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), кадастровый номер Участка - 55:36:110101:19190 (пункт 1.2), местоположение Участка: относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - здание, Участок находится примерно в 280 м от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица Перелета, дом 9, корпус 1 (пункт 1.3).
Цель использования Участка: для строительства многоквартирных жилых домов средней и высокой этажности, объектов обслуживания населения, объектов торговли, объектов здравоохранения, гаражей-стоянок (для комплексного освоения в целях жилищного строительства) (пункт 1.4).
Разрешенное использование Участка: для строительства многоквартирных жилых домов средней и высокой этажности объектов обслуживания населения, объектов торговли, объектов здравоохранения, гаражей-стоянок (для комплексного освоения в целях жилищного строительства) (пункт 1.5).
Согласно пункту 1.6, Участок предоставляется для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
В разделе 3 договора сторонами определены порядок и сроки комплексного освоения участка, согласно которым:
3.1.1. Максимальный срок подготовки проекта планировки территории, проекта межевания территории и проекта застройки территории в границах участка в течение 1 года с момента заключения договора ДГУ/12-2874-К32-А.
3.1.2. Максимальный срок выполнения работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в муниципальную собственность, в течение 5 лет с момента заключения договора ДГУ/12-2874-К32-А, нарастающим итогом по этапам:
а) 2-ой этап - 35% в срок до ноября 2015 года;
б) 3-й этап - 40% в сок до ноября 2017 года.
Кроме того, 18.09.2017 между Департаментом (арендодатель) и ООО ИСК "ДомСтройОмск" (арендатор) был заключен договор аренды N Д-Кр-31-11432 земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, предоставляемого для завершения строительства без проведения торгов (далее - Договор N Д-Кр-31-11432), согласно разделу 1 которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком до 18.11.2018 земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, расположенный в городе Омске, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 5 076 кв. м (далее - Участок 1) (пункт 1.1).
Границы Участка 1 обозначены в выписке из ЕГРН, кадастровый номер Участка 1 - 55:36:110101:25522, местоположение Участка 1: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, цель использования Участка 1: строительство многоквартирных жилых домов высокой этажности (11 этажей и более), разрешенное использование Участка 1: многоквартирные жилые дома высокой этажности (11 этажей и более). Участок 1 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:19190, предоставленного по договору аренды земельного участка N Д-Кр-31-11137 для комплексного освоения в целях жилищного строительства (пункты 1.2-1.6).
Кроме того, 18.09.2017 между Департаментом (арендодатель) и ООО ИСК "ДомСтройОмск" (арендатор) был заключен договор аренды N Д-Кр-31-11433 земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, предоставляемого для завершения строительства без проведения торгов (далее - Договор N Д-Кр-31-11433), согласно разделу 1 которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком до 18.11.2018 земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, расположенный в городе Омске, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 4 755 кв. м (далее - Участок 2) (пункт 1.1).
Границы Участка 2 обозначены в выписке из ЕГРН, кадастровый номер Участка 2 - 55:36:110101:25523, местоположение Участка 2: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, цель использования Участка 2: строительство многоквартирных жилых домов высокой этажности (11 этажей и более), разрешенное использование Участка 2: многоквартирные жилые дома высокой этажности (11 этажей и более). Участок 2 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:19190, предоставленного по договору аренды земельного участка N Д-Кр-31-11137 для комплексного освоения в целях жилищного строительства (пункты 1.2-1.6).
Кроме того, 18.09.2017 между Департаментом (арендодатель) и ООО ИСК "ДомСтройОмск" (арендатор) был заключен договор аренды N Д-Кр-31-11434 земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, предоставляемого для завершения строительства без проведения торгов (далее - Договор N Д-Кр-31-11434), согласно разделу 1 которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком до 18.11.2018 земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, расположенный в городе Омске, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 4 879 кв. м (далее - Участок 3). Границы Участка 3 обозначены в выписке из ЕГРН, кадастровый номер Участка 3 - 55:36:110101:25524, местоположение Участка 3: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, цель использования Участка 3: строительство многоквартирных жилых домов высокой этажности (11 этажей и более), разрешенное использование Участка 3: многоквартирные жилые дома высокой этажности (11 этажей и более). Участок 3 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:19190, предоставленного по договору аренды земельного участка N Д-Кр-31-11137 для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
14.02.2019 между Департаментом (арендодатель) и ООО СМУ-9 СБ "Космическое" (арендатор) заключен договор N Д-Кр-13-321, в соответствии с разделом 1 которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 2 года 11 месяцев 29 дней Участок 1. Цель использования Участка 1: для завершения строительства объекта незавершенного строительства, разрешенное использование Участка 1: многоквартирные жилые дома высокой этажности (11 этажей и более). На Участке 1 имеются следующие объекты капитального строительства: объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:110101:26888, площадью застройки 13521,8 кв. м, степенью готовности 8 %, расположенный по адресу: Российская Федерация, Омская область, город Омск, улица Б.Г. Шаронова, дом 19, проектируемое назначение: жилое, принадлежащий Арендатору на праве собственности, что подтверждается регистрационной записью N 55:36:090307:26888-55/104/2018-1 от 01.11.2018.
Из раздела 2 договора N Д-Кр-13-321 следует, что размер арендной платы за предоставленный Участок 1 определяется расчетным путем в соответствии с порядком расчета арендной платы (приложение N 2 к договору N Д-Кр-13-321).
Из пункта 3.2 договора N Д-Кр-13-321 следует, что Арендатор обязан использовать Участок 1 в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно уплачивать Получателю арендную плату в соответствии с настоящим договором; получить разрешение на строительство объектов недвижимости в течение срока действия Договора N Д-Кр-13-321.
Согласно пункту 5.1 договора N Д-Кр-13-321, в случае невнесения или несвоевременного внесения арендной платы в сроки и в размере, установленные Договором N Д-Кр-13-321, Арендатор уплачивает неустойку в виде пени в размере 0,1 процента от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Как указано в пункте 7.2 договора N Д-Кр-13-321, он считается заключенным с момента подписания акта приема-передачи Участка 1 и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие между сторонами с 19.11.2018.
14.02.2019 Департамент (арендодатель) заключил с ООО СМУ-9 СБ "Космическое" (арендатор) договор N Д-Кр-13-322, в соответствии с разделом 1 которого, Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду сроком на 2 года 11 месяцев 29 дней Участок 2. Цель использования Участка 2: для завершения строительства объекта незавершенного строительства, разрешенное использование Участка 2: многоквартирные жилые дома высокой этажности (11 этажей и более). На Участке 2 имеются следующие объекты капитального строительства: объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:110101:26115, площадью застройки 13521,8 кв. м, степенью готовности 14 %, расположенный по адресу: Российская Федерация, Омская область, город Омск, улица Б.Г. Шаронова, дом 21, проектируемое назначение: жилое, принадлежащий Арендатору на праве собственности, что подтверждается регистрационной записью N 55:36:090307:26115-55/001/2018-1 от 22.02.2018.
Из раздела 2 договора N Д-Кр-13-322 следует, что размер арендной платы за предоставленный Участок 2 определяется расчетным путем в соответствии с порядком расчета арендной платы (приложение N 2 к Договору N Д-Кр-13-322).
В пункте 3.2 договора N Д-Кр-13-322 указано, что арендатор обязан использовать Участок 2 в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно уплачивать получателю арендную плату в соответствии с договором N Д-Кр-13-322; получить разрешение на строительство объектов недвижимости в течение срока действия договора N Д-Кр-13-322.
Согласно пункту 5.1 договора N Д-Кр-13-322, в случае невнесения или несвоевременного внесения арендной платы в сроки и в размере, установленные договором N Д-Кр-13-322, Арендатор уплачивает неустойку в виде пени в размере 0,1 процента от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Как указано в пункте 7.2 договора N Д-Кр-13-322, он считается заключенным с момента подписания акта приема-передачи Участка 2 и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие между сторонами с 19.11.2018.
Кроме того, 14.02.2019 Департамент (арендодатель) заключил с ООО СМУ-9 СБ "Космическое" (арендатор) договор N Д-Кр-13-323, в соответствии с разделом 1 которого, Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду сроком на 2 года 11 месяцев 29 дней Участок 3. Цель использования Участка 3: для завершения строительства объекта незавершенного строительства, разрешенное использование Участка 3: многоквартирные жилые дома высокой этажности (11 этажей и более). На Участке 3 имеются следующие объекты капитального строительства: объект незавершенного строительства с кадастровым номером 55:36:110101:26898, площадью застройки 1253,5 кв. м, степенью готовности 5 %, расположенный по адресу: Российская Федерация, Омская область, город Омск, улица Б.Г. Шаронова, дом 23, проектируемое назначение: жилое, принадлежащий Арендатору на праве собственности, что подтверждается регистрационной записью N 55:36:110101:26898-55/092/2018-1 от 30.11.2018.
Из раздела 2 договора N Д-Кр-13-323 следует, что размер арендной платы за предоставленный Участок 3 определяется расчетным путем в соответствии с порядком расчета арендной платы (приложение N 2 к договору N Д-Кр-13-323).
Из пункта 3.2 договора N Д-Кр-13-323 следует, что Арендатор обязан использовать Участок 3 в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно уплачивать Получателю арендную плату в соответствии с договором N Д-Кр-13-323; получить разрешение на строительство объектов недвижимости в течение срока действия договора N Д-Кр-13-323.
Согласно пункту 5.1 договора N Д-Кр-13-323, в случае невнесения или несвоевременного внесения арендной платы в сроки и в размере, установленные договором N Д-Кр-13-323, Арендатор уплачивает неустойку в виде пени в размере 0,1 процента от просроченной суммы за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктом 7.2 договора N Д-Кр-13-323, он считается заключенным с момента подписания акта приема-передачи Участка 3 и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие между сторонами с 19.11.2018.
Как указал истец, подписанию сторонами договоров N Д-Кр-13-321, N Д-Кр-13-322, N Д-Кр-13-323 предшествовало заключение 18.09.2017 договоров N Д-Кр-31-11432, N Д-Кр-31-11433, N Д-Кр-31-11434 по предоставлению под строительство многоквартирных жилых домов земельных участков, которые были образованы из земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:19190, предоставленного правопредшественнику ООО СМУ-9 СБ "Космическое" для комплексного освоения в целях жилищного строительства по договору аренды земельного участка N Д-Кр-31-11137.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Решения Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска" ставка земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, установлена в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости.
Истец считает, что по смыслу пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), условием, обязывающим налогоплательщика применить коэффициент 4 к ставке земельного налога, является не факт приобретения земельного участка, а осуществление на нем жилищного строительства. Применение коэффициента 4 направлено на побуждение собственников участков к завершению строительства до истечения трехлетнего срока.
Департамент отметил, что Участки 1, 2, 3 были выделены из земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:19190, и на момент заключения договоров N Д-Кр-31-11432, N Д-Кр-31-11433, N Д-Кр-31-11434 объекты незавершенного строительства на данных участках отсутствовали, то есть на земельных участках, предоставленных для строительства многоквартирных жилых домов, в нарушение взятых на себя обязательств Обществом объекты недвижимости не построены, права на объекты незавершенного строительства не зарегистрированы, соответственно, цель использования участков фактически Арендатором не реализована.
На основании условий раздела 2 договоров N Д-Кр-13-321, N Д-Кр-13-322, N Д-Кр-13-323, Департамент письмами от 25.06.2019 N Исх-ДИО/8474, N Исх-ДИО/8477, от 26.06.2019 N Исх-ДИО/8571 уведомил Арендатора о необходимости производить иной расчет арендной платы в соответствии Постановлением Правительства Омской области от 26.12.2018 N 419-п "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, и внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 5 октября 2015 года N 275-п" (далее - Постановление N 419-п).
К письмам истцом приложен расчет, согласно которому размер арендной платы для земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, определяется в размере земельного налога на основании подпункта 2 пункта 4 Приложения к Постановлению N 419-п.
Размер земельного налога рассчитан по формуле, согласно которой, размер земельного налога зависит от кадастровой стоимости земельного участка и ставки земельного налога, равной 0,3% на основании подпункта 1 пункта 2 Решения Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска".
Истец указал, что при применении данной формулы годовой и ежемесячный размер арендной платы был существенно снижен по сравнению с расчетами ежемесячной арендной платы, являющимися приложениями к названным договорам, в связи с чем изменение арендной платы в сторону уменьшения не могло ухудшить положение арендатора и нарушить его права.
Департамент отметил, что строительство ведется ответчиком более 3-х лет, следовательно, повышающий коэффициент - 4, на основании положений пункта 15 статьи 396 НК РФ и письма Министерства финансов Российской Федерации от 23.08.2017 N 03-05-04-02/54184, при расчете арендной платы по договорам применен обоснованно.
Кроме того, истец отметил, что Общество ненадлежащим образом исполняло обязательства по спорным договорам, что привело к образованию задолженности.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора (претензии от 12.05.2021 N Исх-ДИО/7063, Исх-ДИО/7062, Исх-ДИО/7065) не принес положительного результата, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 1, 8, 168, 307, 309, 310, 329, 330, 33, 421, 422, 424, 606, 607, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 3, 394, 396 НК РФ, статей 3, 39.7, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - закон N 229-ФЗ), Постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Постановление N 582), от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - Постановление N 497), постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Постановление N 44), Решения Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска", письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23.08.2017 N 03-05-04-02/54184, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" (далее - Постановление N 16), постановления Пленума Высшего Арбитражного суда российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 81), учитывая, правовую позицию, изложенную в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 N 308-ЭС19-18258 по делу N А53-21469/2017, от 24.06.2019 по делу N 305-ЭС19-4399, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.04.2021, постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008, Решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2021 N АКПИ21-209, условиями договоров, установил, что строительство ведется ответчиком более 3-х лет, следовательно, коэффициент - 4 применен при расчете арендной платы правомерно, в связи с чем требования Департамента в части взыскания задолженности по договорам N Д-Кр-13-321, N Д-Кр-13-322, N Д-Кр-13-323 и неустойки подлежат удовлетворению в полном объеме, с учетом положений Постановления N 497.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Сложившиеся между сторонами правоотношения являются обязательства аренды, которые подлежат регулированию нормами параграфа 1 главы 34 ГК РФ (общие положения об аренде), раздела 3 ГК РФ (общие положения об обязательствах), положениями ЗК РФ, а также условиями заключенного договора.
В силу пункта 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии со статьями 606, 614 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор - своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) в порядке и на условиях, определенных договором аренды.
Факт передачи земельных участков, а также их использования арендатором подтверждается материалами дела и не оспаривается последним.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Как указано выше, договоры аренды от 14.02.2019 заключены в соответствии с пунктом 4 статьи 11.8, подпунктом 5 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 11.8 ЗК РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Положениям статей 424 ГК РФ, 39.7, 65 ЗК РФ и пунктам 16, 19 Постановления N 73 предусмотрено, что арендная плата за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, является регулируемой ценой и ее размер определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы и не вправе применять другой размер арендной платы. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Из материалов дела следует, что Департаментом осуществлен расчет арендной платы, исходя из положений Постановления N 419-п.
ООО СМУ-9 СБ "Космическое" заявлены возражения относительно произведенного Департаментом расчета арендной платы, в том числе указало, что к расчетам необоснованно применен повышающий коэффициент - 4.
Исходя из положений подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 16, 19 Постановлении N 73, к договору аренды, заключенному после вступления в силу ЗК РФ, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
Из раздела 2 Договоров N Д-Кр-13-321, N Д-Кр-13-322, N Д-Кр-13-323 следует, что размер арендной платы за предоставленные Участки 1, 2, 3 определяется расчетным путем в соответствии с порядком расчета арендной платы (приложение N 2 к указанным Договорам).
Арендная плата подлежит изменению в следующих случаях:
1) внесения изменений в порядок и/пли методику определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Омска;
2) изменения рыночной стоимости за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Омска.
Арендная плата ежегодно, но не ранее, чем через год после заключения Договора изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен Договор.
В случае принятия нормативных актов, изменяющих порядок определения арендной платы или значения показателей, используемых при расчете арендной платы, за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории города Омска, новые значения этих величин применяются в расчете арендной платы с указанного в данных актах момента (если такой момент в актах не указан - с момента вступления этих актов в законную силу).
В случае изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год, арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. В случае изменения рыночной стоимости земельного участка размер уровня инфляции, указанного в настоящем разделе Договора, не применяется.
В указанных случаях арендная плата изменяется арендодателем в одностороннем порядке. Об изменении размера арендной платы арендодатель письменно уведомляет арендатора путем направления уведомления по реквизитам, указанным в Договоре. Арендатор обязан принять уведомление к исполнению в указанный в нем срок. В указанных случаях составление дополнительного соглашения не требуется.
Пунктом 4 Постановления N 419-п установлено, что для земельных участков, предоставленных для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства) в случае, если размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях земельных участков, размер арендной платы определяется в размере земельного налога.
Решением Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска", принятым Постановлением Омского городского Совета от 16.11.2005 N 1198 в отношении занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности) земельный налог на территории города Омск установлен 0,3%.
Департамент, основываясь на указанных нормах, применил при расчете ставку земельного налога 0,3% и коэффициент 4, исходя из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в том числе занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Пунктом 15 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками-организациями с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Абзацем вторым указанной нормы установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
По смыслу указанной нормы условием, обязывающим налогоплательщика применить коэффициент 4 к ставке земельного налога, является не факт приобретения земельного участка, а осуществление на нем жилищного строительства.
Применение коэффициента 4 направлено на побуждение собственников участков к завершению строительства до истечения трехлетнего срока.
Исходя из содержания данной нормы, применение повышающего коэффициента к ставке налога 0,3 процента является правовым последствием одного факта - отсутствия на земельном участке, представленном для жилищного строительства, построенного объекта недвижимости.
В пункте 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29.12.2017 N 710, разъяснено, что в целях применения принципа экономической обоснованности рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Сказанное относится и к повышающему коэффициенту 4, в отношении которого Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно (Определения от 27.06.2017 N 1169-О, от 23.04.2020 N 821-О, от 23.07.2020 N 1646-О) указывал как на правомерно реализованную федеральным законодателем дискрецию в налоговой сфере, направленную по своему содержанию на стимулирование соблюдения этапов строительства объектов жилья (побуждение собственников участков к оперативному завершению строительства), что не теряет своей актуальности и при предоставлении земельного участка для цели строительства на праве аренды.
В свою очередь, исходя из буквального содержания нормы абзаца второго пункта 15 статьи 396 НК РФ, применение повышающего коэффициента 4 является правовым последствием единственного факта - отсутствия на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, построенного объекта недвижимости.
Указанное регулирование связано с земельным участком и установленным для него видом разрешенного использования, а не с собственником (владельцем) земельного участка, продолжительностью владения участком. Каких-либо иных исключений для применения соответствующего коэффициента кроме осуществления физическими лицами индивидуального жилищного строительства законодательством не предусмотрено (пункт 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.04.2021).
В силу этого по общему правилу исчисление трехлетнего срока для применения повышающего коэффициента 4 следует производить со дня предоставления земельного участка в аренду.
Вместе с тем, при применении указанных правил налогообложения в сфере арендных обязательств должна обеспечиваться их гармонизация с правилами (особенностями), установленными законодательством для отдельных видов правоотношений, в рамках которых осуществляется жилищное строительство, предопределяющих возможности налогоплательщика приступить к началу строительства и завершить его в соответствующие сроки.
В противном случае применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога может из средства стимулирования жилищного строительства приобрести характер санкции, выражающейся в установлении более обременительных условий налогообложения в отсутствие к тому разумных и объективных оснований, то есть, по существу, к произвольному налогообложению, запрещенному в силу пункта 3 статьи 3 НК РФ, а в арендных отношениях - произвольному ценообразованию.
Иными словами, при разрешении подобных споров следует учитывать конкретные обстоятельства дела и специфику использования земельных участков для цели жилищного строительства, например, при их предоставлении для комплексного освоения, которое предполагает поэтапный характер застройки, зачастую сопровождается плановым, последовательным разделом изначально предоставленного земельного участка на части по мере реализации проекта с учетом утвержденной документации по планировке территории и запланированных сроков строительства, что может быть принято во внимание при определении даты начала исчисления трехлетнего срока для применения повышающего коэффициента 4 в отношении каждого конкретного земельного участка.
Как верно установлено судом первой инстанции, в данном случае строительство, согласно спорным договорам, ведется более 3-х лет, что ответчиком не оспаривается.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что по условиям договора от 18.11.2015 изначальный земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:19190 предоставлен обществу в аренду в целях осуществления жилищного строительства сроком до 18.11.2018.
С учетом изложенного, применение коэффициента 4 при расчете арендной платы за последующий период, начиная с 19.11.2018, является правомерным.
В последующем, начиная с 01.05.2020 расчет арендной платы проведен Департаментом в соответствии с пунктом 4.1 Постановления N 419-п в редакции постановления Правительства Омской области от 29.04.2020 N 162-п, согласно которому расчет размера арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства и случаев, предусмотренных пунктом 7 Постановления N 419-п), осуществляется на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле: Ап = Кс х Кл, где: Ап - размер годовой арендной платы; Кс - кадастровая стоимость земельного участка; Кл - льготный коэффициент.
Значение коэффициента Кл устанавливается в размере 0,6% на срок до восьми лет (включительно) начиная с даты заключения договора аренды земельного участка для жилищного строительства. По истечении указанного срока расчет размера арендной платы осуществляется в соответствии с пунктом 3 Постановления N 419-п по формуле: Ап = Кс х Кф.
Применение указанного порядка расчета подателем жалобы не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Размер неустойки предусмотрен пунктом 5.1 договоров, согласно которому, в случае невнесения или несвоевременного внесения арендной платы в сроки и в размере, установленные договором, Арендатор уплачивает неустойку в виде пени в размере 0,1 процента от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Поскольку пеня за просрочку оплаты арендных платежей предусмотрена договорами, факт ненадлежащего исполнения обязательств установлен судом и подтверждается материалами дела, требование истца о взыскании с ответчика пени является обоснованным.
Проверив расчет пени, суд апелляционной инстанции признает его арифметически верным.
Обстоятельства удовлетворения исковых требований в части взыскания пени, расчет пени и выводы суда первой инстанции о дальнейшем начислении пени с учетом положений Постановления N 497, предметом апелляционного обжалования не являются.
Каких-либо обоснованных доводов и возражений в данной части апелляционная жалоба и отзыв на нее содержат, поэтому соответствующие выводы суда в силу части 5 статьи 268 АПК РФ, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 30.06.2020 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" также не подлежат переоценке судом апелляционной инстанции.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.06.2023 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-14852/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14852/2021
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: ООО СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ-9 СТРОЙБЕТОН "КОСМИЧЕСКОЕ"