г. Саратов |
|
20 сентября 2023 г. |
Дело N А57-690/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Антоновой О.И., Жаткина С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ардабацким А.Д.,
рассматривает в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова, д. 30, корпус 2, зал 3,
апелляционную жалобу ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 июля 2023 года по делу N А57-690/2023
по исковому заявлению ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского" (ОГРН 1026402664903; ИНН 6452006471)
к АО "Медицинская акционерная страховая компания" (ОГРН 1027739099772; ИНН 7702030351)
третье лицо: территориальный фонд ОМС по СО (ОГРН 1026403672591; ИНН 6455005067)
о взыскании задолженности
В судебное заседание явились:
-от АО "Медицинская акционерная страховая компания" представитель Скачков А.В., действующий на основании доверенности от 01.01.2023, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании от территориальный фонд ОМС по СО, представитель Горбачева Е.В., действующая на основании доверенности от 04.09.2023, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании.
-от ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского" представитель Гурина Ю.П., действующая на основании доверенности от 16.01.2023, в материалы дела представлена копия диплома о высшем юридическом образовании.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского", Саратовская область, город Саратов (ОГРН 1026402664903; ИНН 6452006471) к АО "Медицинская акционерная страховая компания", город Москва (ОГРН 1027739099772; ИНН 7702030351) о взыскании задолженности по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 27.12.2013 N 21 в размере 352 918,50 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19 июля 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского" обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского" поддержал свои доводы, изложенные в жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
АО "Медицинская акционерная страховая компания" в письменном отзыве и судебном заседании возражала против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского" Министерства здравоохранения Российской Федерации и Акционерным обществом "Медицинская акционерная страховая компания" заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 27.12.2013 N 21.
В соответствии с пунктом 1 Договора Организация (ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России) обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация (АО "МАКС-М") обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 10-11 Договора договор вступает в силу с 1 января 2014 года и действует по 31 декабря 2014 года, действие настоящего договора продлевается на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении за тридцать дней до его окончания. Права и обязанности Сторон определены в разделе 2 Договора.
На основании пункта 3.1 Договора организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании настоящего Договора в соответствии с установленными тарифами.
Согласно пункту 4.1 Договора страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение 1 к настоящему договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому, в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет Организации на основании предъявленных Организацией счетов и реестров счетов, до 15 числа каждого месяца включительно.
Во исполнение вышеназванного Договора, ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России в течение 2019 года оказывало застрахованным в АО "МАКС-М" лицам (гражданам) медицинские услуги в рамках соответствующей Территориальной программы.
Согласно пункту 2 статьи 39 указанного Закона N 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Объемы оказания медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на территории Саратовской области установлены Территориальной программой.
В декабре 2019 года ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России оказана экстренная и неотложная медицинская помощь (далее -ВМП) гражданам, застрахованным в АО "МАКС-М".
В соответствии с пунктом 4.3. Договора АО "МАКС-М" обязуется проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 N 326-ФЗ, и передавать акты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, содержащие результаты контроля, в ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России в сроки, определенные порядком организации контроля.
Страховая медицинская организация производит оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, по тарифам на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования (ч. 7 ст. 15, ч. 6 ст. 39 Закона N 326-ФЗ), в частности, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии. Данные меры позволяют реализовать право застрахованных лиц на бесплатное получение медицинской помощи (ст. 37 Закона N 326-ФЗ).
31.12.2019 были сформированы и направлены через систему электронного документооборота VIPNet в адрес АО "МАКС-М" счета от 31.12.2019 N 1912 в отношении пролеченных пациентов за декабрь 2019 года в структурных подразделениях ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России Клинической больнице им. СР. Миротворцева СГМУ, Клинике глазных болезней СГМУ и реестры счетов от 31.12.2019 на оплату оказанных случаев медицинской помощи.
В соответствии с Актами медико-экономического контроля АО "МАКС-М" (далее - МЭК) от 09.01.2020 N 19120079, 19120095 (Клиническая больница им. СР. Миротворцева СГМУ), N 19120087 (Клиника глазных болезней СГМУ) отказано в оплате указанных случаев оказания медицинской помощи за декабрь 2019 года.
Приказ ФФОМС от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (действующий на период спорных правоотношений) определяет правила и процедуру организации и проведения контроля за экспертной деятельностью страховых медицинских организаций (далее - Порядок контроля).
По результатам МЭК, АО "МАКС-М" применен код нарушений 6114 "Предъявление медицинской организацией к оплате случаев оказания медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы", влекущий уменьшение оплаты на сто процентов стоимости за каждый случай оказания медицинской помощи.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России на указанные акты МЭК направило протоколы разногласий от 21.01.2020 N 26, от 20.01.2020 N 84/01-11 с обоснования своего несогласия с результатами медико-экономического контроля.
Данные случаи, оказанной медицинской помощи ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России страховой медицинской организацией (далее - СМО) оплачены не были.
Истец, посчитав данный отказ неправомерным, обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС), Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36 (далее - Порядок контроля), Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230, условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС N 21 от 27.12.2013, принимая во внимание позицию правоприменительной практики, оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС, являются условием договора и не могут быть изменены в одностороннем порядке; оплате подлежат не все случаи оказания медицинской помощи, а исключительно в рамках выделенных объемов; при этом предусмотрены правовые инструменты надлежащих способов защиты права, проведение обоснованной корректировки распределенного объема.
Также суд первой инстанции, верно указал, что истец не контролировал свои объемы оказания медицинской помощи, обращаясь с исковым заявлением о взыскании имеющейся задолженности по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, истец подменяет административный порядок обжалования решений Комиссии, на обращение с иском о взыскании задолженности, обязанность по оплате которой по факту не возникла и не может возникнуть у ответчика до момента выделения ответчику Комиссией дополнительных объемов. Подмена административного порядка разрешения вопросов, отнесенных действующим законодательством к компетенции органов исполнительной власти, непосредственным обращением в суд, недопустима и является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Апелляционная коллегия соглашается с изложенными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно частям 2, 3 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа ОМС определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования.
В части 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ закреплено, что контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены программами обязательного медицинского страхования, договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договором на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с порядком проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, устанавливающим в том числе формы его проведения, его продолжительность, периодичность, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
На основании статьи 42 Закона N 326-ФЗ решение спорных и конфликтных вопросов, возникающих в ходе контроля между медицинской организацией и страховой медицинской организацией, осуществляется территориальным фондом.
Установленным законом порядком обжалования актов экспертного контроля, проведенного СМО, медицинская организация не воспользовалась, посчитав достаточным направление в адрес СМО протоколов разногласий.
ТФОМС Саратовской области в рамках контроля за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а также ввиду оспаривания результатов контроля СМО по претензии медицинской организации ФГБОУ ВО "СГМУ им. В.И. Разумовского" осуществил повторный медико-экономический контроль.
По результатам МЭК, АО "МАКС-М" применен код нарушений 6114 "Предъявление медицинской организацией к оплате случаев оказания медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы", влекущий уменьшение оплаты на сто процентов стоимости за каждый случай оказания медицинской помощи.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России на указанные акты МЭК направило протоколы разногласий от 21.01.2020 N 26, от 20.01.2020 N 84/01-11 с обоснования своего несогласия с результатами медико-экономического контроля.
В соответствии с пунктом 5.3.2 Приложения 8 к Порядку контроля (действовавшего в период рассматриваемых правоотношений), предъявление к оплате медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования является основанием для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи).
Данное основание для отказа в оплате медицинской помощи являлось предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации в порядке нормоконтроля.
Решением от 11.11.2019 N АКПИ19-729, оставленным без изменения Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2020 N АПЛ19-569, такое нормативное правовое положение признано соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе закрепленным в Законе N 326-ФЗ принципам обязательного медицинского страхования.
Как указал Верховный Суд РФ, названная норма относит к нарушениям в оформлении и предъявлении на оплату счетов и реестров счетов, являющимся основанием для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи), предъявление к оплате медицинской помощи сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС; счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, должны представляться медицинской организацией в пределах установленных ей в надлежащем порядке объемов предоставления медицинской помощи; действующим законодательством предусмотрены необходимые правовые инструменты для обоснованной корректировки распределенного комиссией объема медицинской помощи в целях надлежащего исполнения обязательств по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию сторонами этого договора.
Объемы медицинской помощи и ее финансового обеспечения, устанавливаемые медицинской организации на год, могут быть скорректированы исключительно при наличии оснований, установленных Законом N 326-Ф, Правилами ОМС.
В пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2022, сформирован правовой подход, в соответствии с которым в оплате медицинской помощи сверх распределенного объема ее предоставления, установленного решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, может быть отказано, если в установленном порядке объем медицинской помощи не был перераспределен.
Согласно апелляционной жалобе Истец в качестве довода приводит ссылки на судебную практику, якобы сложившуюся по аналогичным с настоящим делом спорам (Обзора судебной практики, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2018 N 4, Определение ВС РФ от 18.10.2018 N 308-ЭС18-8218 по делу N А15-6379/2016, Определение ВС РФ от 20.03.2019 N 307-ЭС18-18880 по делу N А56-50938/2017).
При этом в 2020-2022 годах арбитражными судами, в том числе Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации, выработалась устойчивая судебная практика, в соответствии с которой медицинская помощь по обязательному медицинскому страхованию, оказанная сверх объемов, установленных для медицинской организации Комиссией по разработке территориальной программы ОМС, не является входящей в Территориальную программу ОМС и соответственно не подлежит оплате.
Отклоняется довод апеллянта, что его услуги носили обязательный компенсированный характер в силу следующего.
Правоотношения между Истцом и Ответчиком носят договорный характер, в связи с чем, должны оцениваться с учетом совокупности норм ГК РФ и специального законодательства об обязательном медицинском страховании.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
27.12.2013 между Истцом и Ответчиком заключен Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 21 (далее - Договор).
В соответствии с ч. 2 ст.. 15 Федерального закона N 326-ФЗ медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Таким образом, Истец самостоятельно принял решение стать участником системы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Статьей 39 Федерального закона N 326-ФЗ установлены обязательные для включения в договор данного вида условия, в числе которых установленные для медицинской организацией объёмы предоставления медицинской помощи, обязанность страховой медицинской организации осуществлять контроль объёмов, сроков, качества и условий оказания медицинской помощи и производить оплату с учетом результатов контроля и лишь в пределах объёмов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением Комиссии.
Таким образом, объем предоставления медицинской помощи является условием договора и не может быть изменен в одностороннем порядке; счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, должны предъявляться медицинской организацией к оплате в пределах установленных ей в надлежащем порядке объемов предоставления медицинской помощи. Принятие решений по распределению объемов предоставления медицинской помощи, их оперативной корректировке, распределению финансовых средств между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями относится к полномочиям комиссии по разработке территориальной программы ОМС.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Университетом оказаны услуги с превышением объемов оказания медицинской помощи, установленных решением комиссии.
Порядок действий медицинской организации при превышении объема предоставления медицинской помощи регламентирован законодательством об обязательном медицинском страховании и предполагает наличие соответствующего решения комиссии.
Страховая компания выполнила свои обязательства по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС надлежащим образом и оплатило оказанную учреждением медицинскую помощь в пределах объемов, выделенных для него, в связи с чем у учреждения отсутствовало право требовать от общества оплаты спорной медицинской помощи.
Довод истца о не обращении в комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Саратовской области не состоятелен по следующим основаниям.
В соответствии с п. 151 Правил ОМС МО и СМО ежемесячно анализируют предъявленные к оплате объемы оказанной медицинской помощи и финансовых средств и за два месяца отчетного квартала оценивают риск превышения объемов медицинской помощи и финансовых средств, распределенных медицинским организациям и страховой медицинской организации на соответствующий квартал решением Комиссии, о результатах в письменном виде информирует Комиссию.
Информируем, что обращение страховой медицинской организации в Комиссию по разработке территориальной программы ОМС с предложением о перераспределении объемов медицинской помощи не освобождает медицинскую организацию от предусмотренной абз. 3 п. 151 Правил ОМС, п. 5.16.1 Договора обязанности самостоятельного обращения в Комиссию с предложением о перераспределении объемов медицинской помощи и финансовых средств.
Как указано в абз. 3 п. 151 Правил ОМС, в случае превышения объемов медицинской помощи и финансовых средств, распределенных медицинской организации решением Комиссии на квартал, медицинская организация до окончания отчетного квартала и формирования реестров счетов обязана обратиться в Комиссию с предложением о перераспределении объемов медицинской помощи и финансовых средств.
Довод жалобы о вероятности, а не обязанности отказа в оплате медицинской помощи также несостоятелен, поскольку пунктом 121 Правил ОМС, частью 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ прямо установлено, что оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным Правилами ОМС.
Таким образом, случаи медицинской помощи, оказанные с превышением установленных комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Саратовской области объемов предоставления медицинской помощи, не являются страховыми случаями по обязательному медицинскому страхованию и однозначно не подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования.
Исходя из изложенного, медицинская организация, в случае превышения объемов медицинской помощи, выделенных ей Комиссией по разработке территориальной программы ОМС в Саратовской области, вопрос о пересмотре выделенных объемов медицинской помощи в целях их оплаты за счет средств ОМС может и должна урегулировать с уполномоченным на это органом - Комиссией по разработке территориальной программы ОМС Саратовской области.
При этом Федеральным законом N 326-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень факторов, при которых превышение страховой медицинской организацией объема средств на оплату медицинской помощи является обоснованным.
Решения Комиссии Истцом в порядке главы 24 АПК РФ не оспаривались и являлись обязательными для всех участников системы ОМС Саратовской области, в том числе для Истца и Ответчика.
Судом первой инстанции установлено, что Страховая медицинская организация выполнила свои обязательства по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС надлежащим образом и оплатила оказанную медицинской организацией медицинскую помощь в пределах объемов, выделенных для нее, и суд верно делает вывод, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Изложенные выводы суда первой инстанции, соответствуют правовой позиции Верховного Суда РФ, выраженной в определениях от 18.05.2023 N 309-ЭС22-28515, от 19.05.2023 N 309-ЭС23-973, от 07.06.2023 N 309-ЭС22-28224.
Фактически доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны его позиции в суде первой инстанции и не опровергают выводов, сделанных в обжалуемом решении, основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на переоценку выводов суда.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 июля 2023 года по делу N А57-690/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-690/2023
Истец: ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им Разумовского ВИ Минздрава России, ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Ответчик: АО МАКС М, ТФОМС Саратовкой области
Третье лицо: Министерство здравоохранения по Саратовской области, Министерство здравоохранения по СО, Правительство Саратовской области