город Ростов-на-Дону |
|
27 сентября 2023 г. |
дело N А32-6284/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семичасновым И.В.,
при участии представителя истца посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)": Окунькова Ю.В. по доверенности N 3 от 27.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Лотос" (ИНН 2310111522, ОГРН 1062310006989)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2023 по делу N А32-6284/2022
по иску акционерного общества "Лотос" (ИНН 2310111522, ОГРН 1062310006989)
к акционерному обществу "Краснодаргоргаз" (ИНН 2309029802, ОГРН 1022301172156),
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Лотос" (далее - истец, АО "Лотос") обратилось Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерному обществу "Краснодаргоргаз" (далее - ответчик, АО "Краснодаргоргаз") о об урегулировании разногласий возникших при заключении договора на транспортировку газа от 01.12.2021 N 791 путем изложения следующих условий договора в редакции АО "Лотос": пункты 1.3, 1.4, абзацы четвертый, шестой, седьмой и девятый пункта 2.1 договора, пункты 2.6, 2.10, 2.11, 2.13, 4.4, второе предложение в абзаце первом пункта 4.5 (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений первоначально заявленных исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2023 урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора на транспортировку газа от 01.12.2021 N 791, изложены спорные пункты договора в следующей редакции:
- пункты 1.3, 1.4 договора - в редакции ответчика,
- абзац 4 п. 2.1. договора: "Ответственность за техническое состояние, обеспечение сохранности в процессе эксплуатации и поверку средств измерений учета газа несет сторона договора, которой принадлежат средства измерений. Средства измерений учета газа, входящие в состав УУГ, подлежат опломбировке в установленном действующим законодательством РФ порядке";
- абзац 6 п. 2.1. договора: "В случае выявления ГРО отсутствия правовых оснований для подачи (поставки) и отбора газа, а также установления фактов использования газоиспользующего оборудования с нарушением положений законодательства Российской Федерации ГРО вправе в установленном законодательством РФ порядке ввести полное ограничение подачи (поставки) и отбора газа. В случае установления ГРО фактов пользования газом с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований к техническому состоянию отдельного газоиспользующего оборудования потребителя, ГРО вправе в установленном законодательством РФ порядке ввести частичное ограничение подачи (поставки) и отбора газа. В случае, если указанные действия Покупателя, привели к отсутствию либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у Покупателя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями. При этом ГРО составляется соответствующий акт, фиксирующий выявленные нарушения. При отказе представителя Покупателя, присутствующего при проверке, от подписания акта, последний составляется представителем ГРО в одностороннем порядке. Если указанные в данном абзаце действия Покупателя не повлекли за собой отсутствие либо неисправность средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у Покупателя, количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по показаниям УУГ покупателя";
- абзац 7 п. 2.1 договора - исключен;
- в удовлетворении требования истца о включении в п. 2.1.договора абзаца 9 отказано;
- п. 2.6. договора - в редакции ответчика;
- п. 2.10. договора: "В случае предоставления недостоверной информации и/или непредоставления информации о газопотреблении за отчетный период, количество протранспортированного газа определяется исходя из максимальной мощности ГИО, указанного в Приложении N 1".
- п. 2.11. договора: "По окончанию каждого месяца, в котором производилась транспортировка газа (расчетный период) Покупатель в третий рабочий день следующего месяца направляет в ГРО своего уполномоченного представителя для получения составленного и подписанного ГРО акта оказания услуг по транспортировке газа. Полученный акт оказания услуг по транспортировке газа Покупатель обязан подписать и возвратить его ГРО не позднее третьего рабочего дня с момента его получения. Покупатель, допустив перерасход газа без предварительного согласования с ГРО (п. 1.4 настоящего Договора), обязан подписать акт оказания услуг по транспортировке газа с учетом отбора сверх договорных объемов газа. Акт служит основанием для проведения Покупателем расчетов с ГРО за услуги по транспортировке газа. Подписанные акты оказания услуг по транспортировке газа являются основанием для составления и выдачи счетов-фактур в течение 5-ти рабочих дней после подписания актов. В случае не подписания месячных актов оказанных услуг по транспортировке газа Покупателем до 24-00 (время московское) шестого рабочего дня месяца, следующего за расчетным периодом или не предоставления мотивированного отказа от их подписания до этого же времени, месячные акты оказанных услуг по транспортировке газа считаются принятыми Покупателем на условиях, указанных в них. При наличии разногласий у Покупателя с определением объема протранспортированного ему газа, он подписывает акт, изложив в нем свое особое мнение. В случае отклонения ГРО особого мнения Покупателя, стороны вправе обратиться в суд за урегулированием разногласий. До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями средств измерений стороны, передающей газ";
- п. 2.13 - в редакции ответчика;
- в удовлетворении требования истца о включении в договор п. 2.13.1., п. 2.13.2 отказано;
- п. 4.4. договора - исключен;
- второе предложение абзаца первого п. 4.5 договора: "Покупатель обязан обеспечить безопасную техническую эксплуатацию объектов газового хозяйства, приборов и оборудования, связанных с потреблением газа".
Распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Лотос" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец просит изменить решение в части и принять по делу новый судебный акт, в котором урегулировать разногласия, возникшие между истцом и ответчиком при заключении договора на транспортировку газа от 01.12.2021 N 791, по спорным пунктам 1.3, 1.4, 2.6, четвертый абзац п. 2.10, третье предложение четвертого абзаца п. 2.11, п. 2.13 договора, которые изложить в следующей редакции:
- Пункт 1.3 договора в редакции, предложенной истцом: "ГРО обязуется транспортировать покупателю газ по своим сетям в любые сутки в объёме от минимального суточного объема, который составляет восемьдесят процентов (80%) среднесуточного объема транспортировки газа до максимального суточного объема, который составляет сто десять процентов (110 %) среднесуточного объема транспортировки газа.
Неравномерность транспортировки газа по суткам в течение месяца допускается в случае неравномерного отбора Покупателем газа у поставщика газа в соответствии с условиями пункта 14 Правил поставки газа, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162.".
- Пункт 1.4 договора - исключить.
- Пункт 2.6 договора в редакции, предложенной истцом: "При неисправности или отсутствии любого из средств измерений УУГ Покупателя, кроме счетчика газа СГ16МТ-1600-Р-3, суточное количество (объем) услуг транспортировки газа определяется ГРО расчетным способом по формуле: Vсут = V*Kc, где:
V - расход газа по счетчику газа СГ16МТ-1600-Р-3, включенному в состав УУГ,
Кс - повышающий коэффициент приведения рабочего расхода газа к стандартным условиям, равный 1,5.
В случае показаний счетчика газа за сутки меньше Qmin*24 (где Qmin - минимальный расход газа в м3/час определяется по технической документации на счетчик газа), суточный объем транспортировки газа определяется по формуле Vсут=Qmin*24*Kc.
В случае отсутствия УУГ Покупателя, неисправности или отсутствия счетчика газа СГ16МТ-1600-Р-3, включенного в состав УУГ, количество (объем) услуг транспортировки газа определяется по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированного ГРО ГИО Покупателя и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности счетчика газа.
Под неисправностью УУГ Стороны понимают такое состояние, при котором УУГ или любое входящее в его состав средство измерений, указанное в Приложении N 1 к настоящему Договору:
- не соответствует требованиям действующих нормативных правовых актов Российской Федерации об обеспечении единства измерений, национальных стандартов, нормативно-технической документации;
- эксплуатируется Покупателем по истечении срока поверки или срока эксплуатации (службы) средства измерений.
Если иное не подтверждено Покупателем, начало периода времени неисправности или отсутствия УУГ, в течение которого Покупателю оказывались услуги по транспортировке газа, определяется, начиная с момента, указанного в акте проверки:
- обнаружения ГРО несоответствия любого средства измерения, входящего в состав УУГ, требованиям действующих нормативных правовых актов Российской Федерации об обеспечении единства измерений, национальных стандартов, нормативно-технической документации или установления факта отсутствия или нарушения целостности пломб ГРО на средствах измерения, входящих в состав УУГ, а при невозможности определения времени и даты возникновения этих нарушений с даты начала текущего расчётного периода, в котором такая неисправность обнаружена ГРО.
- окончания срока поверки такого средства измерения в случае выявления ГРО истечения срока поверки или окончания срока эксплуатации (службы) средства измерения, входящего в состав УУГ.
Период времени неисправности или отсутствия УУГ завершается датой возобновления Покупателем надлежащего учета газа, которая после периодической поверки или устранения Покупателем выявленных неисправностей средств измерений УУГ, определяется с даты подписания ГРО и Покупателем соответствующего акта проверки.
Допускается определение объема оказанных ГРО Покупателю услуг по транспортировке газа по письменному соглашению Сторон".
- Четвертый абзац п. 2.10 - исключить.
- Третье предложение четвертого абзаца пункта 2.11 в редакции, предложенной истцом: "До принятия решения судом объем транспортированного газа устанавливается в соответствии с показаниями средств измерений ГРО, а при их отсутствии или неисправности - по сведениям Покупателя, определенных на основании данных о количестве газа, переданного стороной, передающей газ Покупателю в месте приема-передачи газа для транспортировки ГРО."
- Пункт 2.13 договора в редакции, предложенной истцом: "Расчет количества потребленного газа производится ГРО по максимальной проектной мощности установленного неопломбированного ГИО, исходя из его круглосуточной работы, только в случаях, прямо предусмотренных действующими на дату заключения Договора правилами поставки газа и правилами учета газа, утв. постановлением Правительства РФ, за исключением случаев, когда Стороны определили иной метод, предусмотренный настоящим Договором.
- Период неисправности средств измерений определяется Сторонами в следующем порядке:
2.13.1. Начало периода времени неисправности или отсутствия УУГ, в течение которого Покупатель потреблял газ, определяется, начиная с момента, указанного в акте проверки:
- обнаружения ГРО несоответствия любого средства измерения, входящего в состав УУГ, требованиям действующих нормативных правовых актов Российской Федерации об обеспечении единства измерений, национальных стандартов, нормативно-технической документации или установления факта отсутствия или нарушения целостности пломб ГРО на средствах измерения, входящих в состав УУГ, а при невозможности определения времени и даты возникновения этих нарушений с даты начала текущего расчётного периода, в котором такая неисправность обнаружена ГРО.
- окончания срока поверки такого средства измерения в случае выявления ГРО истечения срока поверки или окончания срока эксплуатации (службы) средства измерения, входящего в состав УУГ.
2.13.2. Период времени неисправности или отсутствия УУГ завершается датой возобновления Покупателем надлежащего учета газа, которая после периодической поверки или устранения Покупателем выявленных неисправностей средств измерений УУГ, определяется с даты подписания ГРО и Покупателем соответствующего акта проверки."
Остальные пункты договора на транспортировку газа от 01.12.2021 N 791, урегулированные в решении Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2023 оставить без изменения.
Ссылаясь на допустимость неравномерности выборки истцом газа в силу пункта 14 Правил поставки газа в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), наличия аналогичного условия, допускающего неравномерность поставки газа в договоре с поставщиком газа - ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" покупатель предложил изложить пункт 1.3 договора в своей редакции.
Истец считает, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, когда посчитал установленными обстоятельства признания АО "ЛОТОС" ресурсоснабжающей организацией в отсутствие доказательств данного обстоятельства, о чём истец заявлял в ходе судебного разбирательства по делу.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Краснодаргоргаз" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Ответчиком также указано, что 09.12.2021 в адрес ответчика поступила заявка на заключение договора транспортировки газа на 2022 год, на основании которой в адрес истца направлено 2 экземпляра договора транспортировки газа N 534 от 01.12.2021. Истец подписал договор с протоколом разногласий от 27.12.2021. Рассмотрев представленный протокол разногласий, АО "Краснодаргоргаз" подписало его с протоколом согласования разногласий от 14.01.2022. Договор, о котором идет спор, фактически уже не актуален, период его действия истек, вместо него применяется актуальный договор на 2023 год в редакции ответчика. Принятие договора в редакции истца не будет служить защите его прав и законных интересов.
В судебном заседании представитель истца поддержал свою правовую позицию, на вопросы судебной коллегии дал пояснения, подтвердив, что представленный ответчиком договор на транспортировку газа N 791 от 01.12.2022 является действующим.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Поскольку стороны не представили возражений в отношении проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, стороны не достигли соглашения при подписании договора на транспортировку газа от 01.12.2021 N 791, по условиям которого АО "Краснодаргоргаз" (далее - ГРО) обязывался транспортировать АО "Лотос" (далее - покупателю) газ по своим сетям в согласованных объемах от ГРС N 2, 4, 4а, 5, 6 г. Краснодара до точки подключения покупателя, а АО "Лотос" - принимать и оплачивать оказанные услуги по транспортировке газа, соблюдать предусмотренный договором режим газопотребления и учета, а также обеспечивать безопасную эксплуатацию и исправное состояние находящихся в его ведении объектов газового хозяйства.
Норма части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относит транспортировку газа по трубопроводам к сфере деятельности субъектов естественных монополий как особого состояния товарного рынка.
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", согласно которой оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, Законом о газоснабжении и другими федеральными законами.
При этом согласно статье 8 Федерального закона "О естественных монополиях":
- субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с данным Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары;
- субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с данным Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе: экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актам
В силу статьи 26 Закона о газоснабжении организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки, создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа, сокращение объема добычи и поставок газа в целях поддержания монопольно высоких цен и др.
Согласно статье 27 Закона о газоснабжении организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Поскольку ответчик не представил доказательств невозможности заключения договора ввиду отсутствия свободных мощностей, суд пришел к выводу о наличии в силу правового регулирования деятельности естественных монополий обязанности ответчика заключить договор по транспортировке газа (хотя и не отнесенного законом к числу публичных).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370 утверждено Положение об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям.
В силу пункта 1 данного Положения любая организация на территории Российской Федерации имеет право на недискриминационный доступ к местным газораспределительным сетям для транспортировки газа к покупателям. Положение об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям определяет местную газораспределительную сеть как систему газопроводов и сооружений, предназначенную для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.); доступ - право организации на получение услуги по транспортировке газа по местным газораспределительным сетям; транспортировку газа - перемещение газа по местной газораспределительной сети; свободную мощность местной газораспределительной сети - технически возможную мощность сети по приему и транспортировке газа за вычетом объемов транспортировки газа, осуществляемой по действующим в соответствующий период времени договорам.
АО "Краснодаргоргаз" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе (номер 23.2.2 раздел II "Транспортировка газа по трубопроводам" (сайт Федеральной антимонопольной службы России).
Рассматривая настоящие требования, Арбитражный суд Краснодарского края руководствовался статьями 421, 422, 426, 445, 446, 536, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162.
Истцом оспаривает решение в части ряда пунктов, рассмотренных судом первой инстанции.
Согласно пункту 1.3 договора, транспортировка газа покупателю производится ГРО равномерно в течение месяца, в пределах установленного настоящим договором среднесуточного объема (нормы) транспортировки газа. Неравномерность транспортировки газа распространяется на покупателей, перечень которых закреплен в законодательстве РФ, и на таких покупателей, условия договора о равномерном отборе газа и последствиях его неисполнения не применяются.
Истец не согласен с указанной редакцией п. 1.3. и просит изложить спорный пункт договора в следующей редакции: "ГРО обязуется транспортировать покупателю газ по своим сетям в любые сутки в объеме от минимального суточного объема, который составляет восемьдесят процентов (80%) среднесуточного объема транспортировки газа до максимального суточного объема, который составляет сто десять процентов (110%) среднесуточного объема транспортировки газа. Неравномерность транспортировки газа по суткам в течение месяца допускается в случае неравномерного отбора покупателем газа у поставщика газа в соответствии с условиями пункта 14 Правил поставки газа, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162".
Свои возражения апеллянт мотивирует следующим.
Покупатель является микропредприятием с основным, дополнительными видами деятельности: производство пара и горячей воды (тепловой энергии), производство, передача и распределение пара и горячей воды, передача пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 17.12.2021 N ЮЭ9965-21-14694709. Кроме того, истец является исполнителем коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, которые предоставляется истцом напрямую населению и иным потребителям многоквартирного дома, минуя какого-либо посредника, и применительно к правоотношениям истца и ответчика истец выступает как коммунально-бытовой потребитель. Транспортируемый по договору газ поставляется в котельную истца, где происходит производство тепловой энергии для обеспечения потребностей и нужд населения многоквартирного дома и прочих потребителей в тепловой энергии, что подтверждено ГРО и Покупателем в соглашении от 21.07.2022 об изменении договора на транспортировку газа N 791 от 01.12.2021. Ответчик является субъектом естественных монополий в сфере услуг транспортировки газа природного по регулируемой государством цене в г. Краснодаре. Указанное обстоятельство также подтверждается Приказом РЭК - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20.12.2018 N 268/2018-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду".
Факт производства истцом и поставки бытовым потребителям тепловой энергии подтверждается сведениями истца о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей за 2020 год по форме N 46-ТЭ от 11.02.2021 года, направленный истцом в ЕИАС "ФАС", выпиской из реестра субъектов естественных монополий от 09.02.2022.
Пунктом 14 Правил поставки газа N 162 установлено, что по требованию покупателя неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца предусматривается договором поставки газа, в случае если поставка газа осуществляется для коммунально-бытовых нужд, для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения. В силу пункта 13 Правил поставки газа N 162 неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца допускается в случаях, предусмотренных договором. В договоре поставки газа, которым предусматривается неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца, должны быть определены минимальные и максимальные суточные объемы поставки газа. При этом минимальный суточный объем поставки газа не должен быть более чем на 20% ниже, а максимальный суточный объем поставки газа не должен быть более чем на 10% выше среднесуточной нормы поставки газа.
АО "Лотом" предлагает изложить пункт 1.3 договора в редакции, учитывающей статус истца, как покупателя, в отношении которого поставка газа осуществляется для коммунально-бытовых нужд, для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения, ответчик же считает данный факт недоказанным, указывая при этом в своей редакции такие положения, которые позволяют сделать вывод о том, что в случае доказанности данных обстоятельствах неравномерность объемов поставки газа будет возможной.
Из представленных в материалы дела доказательств (в частности, Сведений о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей за 2020 г., Приказа Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 10.12.2021 N 281/2021-т, которым установлен тариф для АО "Лотос" по централизованному теплоснабжению абонентов истца, выписка из ЕГРЮЛ) судом установлено, что АО "ЛОТОС" является покупателем газа, которому поставка газа осуществляется для котельной, где тепловая энергия производится для предоставления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения населению.
Согласно пункту 1.4 договора покупатель, допустивший перерасход газа без предварительного согласования с ГРО, обязан оплатить ГРО стоимость услуг по транспортировке газа за каждые сутки, в которых произошел перерасход, с применением повышающих коэффициентов:
- с 15 апреля по 15 сентября - 1.1.
- с 16 сентября по 14 апреля - 1.5.
Обязанность по своевременному предоставлению ГРО документального подтверждения оснований для неприменения коэффициентов к стоимости соответствующих объемов газа возлагается на покупателя.
Истец указывает, что пункт 1.4 договора необходимо исключить ввиду того, что истец является исполнителем коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, которые предоставляются напрямую населению и остальным потребителям по прямому договору, минуя какого-либо посредника, в том числе управляющую компанию.
В силу пункта 14 Правил поставки газа по требованию покупателя неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца предусматривается договором поставки газа в следующих случаях: если поставка газа осуществляется для коммунально-бытовых нужд, для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения.
Отказывая в удовлетворении указанных требованиях и поддерживая редакцию ответчика, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
По смыслу Правил поставки газа в объем потребления, предназначенный для удовлетворения коммунально-бытовых нужд потребителей, не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами, в связи с чем, повышающий коэффициент подлежит применению при определении стоимости газа и его транспортировки в случае перерасхода газа ресурсоснабжающей организацией без предварительного согласования с уполномоченным лицом, в том числе в отношении газа, потребленного при производстве иного вида ресурса, реализуемого населению для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.
Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
В рассматриваемом случае истец не имеет статуса коммунально-бытового потребителя, так как он не является поставщиком газа населению и иным категориям потребителей, а приобретает газ для газоиспользующего оборудования в котельных и использует газ для производства иных коммунальных ресурсов - тепловой энергии и горячей воды.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.02.2022 по делу N А32-7274/2021, от 13.08.2019 по делу N А32-22631/2018, от 26.06.2019 по делу N А53-27554/2018, от 24.10.2018 по делу N А32-55235/2017, от 19.10.2018 по делу N А32-41617/2017; постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2022 по делу N А32-8929/2022, от 18.11.2021 по делу N А32-7274/2021, от 13.09.2019 по делу N А32-7700/2019.
Приведенные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в ответе на вопрос N 2 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016. В решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.04.2012 по делу N ВАС-1113/12, предметом рассмотрения которого являлась проверка соответствия нормам действующего законодательства пункта 17 Правил N 162, указано следующее.
С учетом специфики газоснабжения, необходимости обеспечения сбалансированности между добычей и потреблением газа в соответствии с пунктом 17 Правил N 162 при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5. Таким образом, пунктом 17 Правил N 162 определены ценовая политика и порядок оплаты газа, потребленного покупателем сверх договорного объема. Предусмотренные названным пунктом Правил повышающие тариф коэффициенты представляют собой элемент ценообразования.
В пункте 12 Правил поставки газа отражено, что поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.
Согласно пункту 13 Правил поставки газа поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику.
Неравномерность транспортировки газа распространяется на покупателей, перечень которых закреплен в законодательстве РФ.
На основании пункта 13 Правил поставки газа в договоре поставки газа, которым предусматривается неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца, должны быть определены минимальные и максимальные суточные объемы поставки газа.
Таким образом, возможность истца отбирать газ неравномерно по суткам применительно к пункту 13 Правил поставки газа пунктом 1.3 предложенной ответчиком редакции договора не исключается, в случае получения истцом соответствующего статуса и с учетом направления использования поставляемого ответчиком газа.
Редакция апеллянта подразумевает закрепление за ним статуса покупателя, в отношении которого поставка газа осуществляется для коммунально-бытовых нужд, для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения
Истцом в обоснование своих требований представлены исключительно подготовленные им самим документы. При этом АО "Краснодаргоргаз" обоснованно просило в качестве обоснования его требований предоставить копию соглашения на поставку объёмов газа, заключённого истцом с поставщиком газа, с указанием данных объемов газа к поставке для рассмотрения вопроса возможности разбивки объемов транспортировки газа на производственно-технологические нужды и коммунально-бытовые нужды.
Однако, истец фактически уклонился от предоставления подобных доказательств, настаивал на учете исключительно его внутренних документов, ввиду чего суд апелляционной инстанции находит недоказанным его требование об изложении данного пункта в такой редакции и обращает внимание на то, что истец не лишен права подтвердить свой статус в соответствии с редакцией, предложенной АО "Краснодаргоргаз" и претендовать на применение к нему положений законодательства о неравномерности транспортировки газа.
В отношении условий пункта 1.4 договора суд первой инстанции отмечено, что согласно пункту 17 Правил поставки газа при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; с 16 сентября по 14 апреля - 1,5. Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением, а также приравненным к населению коммунально-бытовым потребителям.
В круг лиц, к которым правило пункта 17 Правил поставки газа не применяется, не входят ресурсоснабжающие организации, преобразующие газ в иные коммунальные ресурсы (например, в тепловую энергию), которые в том числе поставляются населению. Ресурсоснабжающие организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к указанной категории потребителей.
Таким образом, штрафные повышающие коэффициенты, установленные пунктом 17 Правил поставки газа, подлежат применению при определении стоимости газа и его транспортировки в случае перерасхода газа ресурсоснабжающей организацией без предварительного согласования с уполномоченным лицом, в том числе в отношении объемов газа, потребленного при производстве иного вида ресурса, реализуемого населению для удовлетворения коммунально-бытовых нужд.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО "Лотос" является производство пара и горячей воды (тепловой энергии). Истец является теплоснабжающей организацией, преобразующей приобретенный газ для производства и поставки тепловой энергии потребителям (населению, иным лицам). Спорный объем газа приобретается для выработки иных видов энергоресурсов (тепловой энергии).
Таким образом, в рассматриваемом случае истец не имеет статуса коммунально-бытового потребителя, так как он не является поставщиком газа населению и иным категориям потребителей, а приобретает газ для газоиспользующего оборудования в котельных и использует его для производства иных коммунальных ресурсов - тепловой энергии и горячей воды.
С учетом изложенного основания для неприменения к объему газа, перерасходованному покупателем без согласования с поставщиком, повышающего коэффициента в порядке, предусмотренном пунктом 17 Правил поставки газа, отсутствуют.
Требования истца о принятии пункта 1.3 договора в его редакции и исключению п. 1.4. договора не подлежат удовлетворению.
Аналогичный правовой подход содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.01.2023 по делу N А20-579/2022.
Апеллянт просил суд первой инстанции изложить пункт 2.6 договора: "При отсутствии или неисправности любого средства измерения (СИ) узла учета газа, по которым производится приведение объема газа к стандартным условиям, контроль и регистрация его параметров, и (или) определение количества протранспортированного газа или отсутствии на СИ любой пломбы ГРО, а также при несоответствии СИ требованиям действующих стандартов, норм и правил, ГРО вправе определять объем протранспортированного газа по максимальной проектной мощности газоиспользующего оборудования, исходя из 24 часов их работы в сутки, и времени в течение которого осуществлялась транспортировка газа. Под неисправностью СИ газа Стороны определяют такое состояние этих приборов, при котором они не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, а также обязательным требованиям к составным частям, программному обеспечению и (или) условиям и (или) сроку эксплуатации СИ, СИ не обеспечивают контроль и регистрацию параметров газа, а также отсутствие или повреждения действующего поверительного клейма, пломб завода-изготовителя и (или) пломбы ГРО на СИ" в следующей редакции:
"При неисправности или отсутствии любого из средств измерений УУГ Покупателя, кроме счетчика газа СГ16МТ-1600-Р-3, суточное количество (объем) услуг транспортировки газа определяется ГРО расчетным способом по формуле: Vсут = V*Kc, где: V - расход газа по счетчику газа СГ16МТ-1600-Р-3, включенному в состав УУГ, Кс - повышающий коэффициент, равный 1,5. В случае показаний счетчика газа за сутки меньше Qmin*24 (где Qmin - минимальный расход газа в м3/час определяется по технической документации на счетчик газа), суточный объем транспортировки газа определяется по формуле Vсут=Qmin*24*Kc. В случае отсутствия УУГ Покупателя, неисправности или отсутствия счетчика газа СГ16МТ-1600-Р-3, включенного в состав УУГ, количество (объем) услуг транспортировки газа определяется по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированного ГРО ГИО Покупателя и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности счетчика газа. Под неисправностью УУГ Стороны понимают такое состояние, при котором УУГ или любое входящее в его состав средство измерений, указанное в Приложении N 1 к настоящему Договору: - не соответствует требованиям действующих нормативных правовых актов Российской Федерации об обеспечении единства измерений, национальных стандартов, нормативно-технической документации; - эксплуатируется Покупателем по истечении срока поверки или срока эксплуатации (службы) средства измерений. Если иное не подтверждено Покупателем, начало периода времени неисправности или отсутствия УУГ, в течение которого Покупателю оказывались услуги по транспортировке газа, определяется, начиная с момента, указанного в акте проверки: - обнаружения ГРО несоответствия любого средства измерения, входящего в состав УУГ, требованиям действующих нормативных правовых актов Российской Федерации об обеспечении единства измерений, национальных стандартов, нормативно-технической документации или установления факта отсутствия или нарушения целостности пломб ГРО на средствах измерения, входящих в состав УУГ, а при невозможности определения времени и даты возникновения этих нарушений с даты начала текущего расчетного периода, в котором такая неисправность обнаружена ГРО. - окончания срока поверки такого средства измерения в случае выявления ГРО истечения срока поверки или окончания срока эксплуатации (службы) средства измерения, входящего в состав УУГ. Период времени неисправности или отсутствия УУГ завершается датой возобновления Покупателем надлежащего учета газа, которая после периодической поверки или устранения Покупателем выявленных неисправностей средств измерений УУГ, определяется с даты подписания ГРО и Покупателем соответствующего акта проверки. Допускается определение объема оказанных ГРО Покупателю услуг по транспортировке газа по письменному соглашению Сторон".
В соответствии с действующим законодательством РФ расчет объема потребленного покупателем газа по проектной мощности ГИО возможен в следующих случаях.
Согласно пункту 23 Правил поставки газа при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
В соответствии с п. 3.7.-3.9. Приказа Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 "Об утверждении Правил учета газа" при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Согласно положениям ГОСТа Р 8.740-2011 "Национальный стандарт Российской Федерации. Государственная система обеспечения единства измерений. Расход и количество газа. Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков" пункт 3.1.к числу средств измерений относит Счетчик газа, расходомер газа, расходомер-счетчик (счетчик-расходомер) газа, средство измерений объема и расхода газа.
При этом согласно пункту 3.1.7 названного ГОСТа выделяются основные средства измерений: средства измерений объема и расхода газа, а также средства измерений теплофизических характеристик и физико-химических параметров газа, используемых для корректировки показаний средств измерений объема и расхода газа и приведения объемного расхода и объема газа к стандартным условиям. (к основным средствам измерений относятся, например, счетчик газа, средства измерений давления, температуры, плотности и компонентного состава газа), дополнительные средства измерений: средства измерений, предназначенные для контроля работоспособности средств измерений объема и расхода газа, дополнительных устройств и выполнения требований к условиям измерений (к дополнительным средствам измерений относятся, например, средства измерений перепада давления на фильтрах, счетчике, устройстве подготовки потока), Вспомогательные и дополнительные устройства: технические устройства, соединенные со средствами измерений и устройствами обработки результатов измерений, предназначенные для выполнения конкретных функций, непосредственно относящихся к преобразованию, передаче или отображению результатов измерений (к вспомогательным устройствам относятся, например, устройства повторной индикации, устройства печати, памяти, линии связи, адаптеры и межсетевые адаптеры, вспомогательные устройства могут быть интегрированы или входить в состав основных средств измерений либо средств обработки результатов измерений.
Приведенный ГОСТ определяет дополнительные устройства как оборудование и устройства, предназначенные для подготовки потока и среды и обеспечивающие необходимые условия проведения измерений (например, устройство подготовки потока, струевыпрямитель, устройство для очистки газа, защитная сетка (решетка)).
Кроме того, используются средства обработки результатов измерений: корректор: средство измерительной техники, которое преобразовывает выходные сигналы счетчика газа, измерительных преобразователей температуры и/или давления и вычисляет объем газа, приведенный к стандартным условиям., вычислитель: средство измерительной техники, которое преобразовывает выходные сигналы средств измерений объема и расхода газа, измерительных преобразователей параметров потока и среды и вычисляет объем и расход газа, приведенные к стандартным условиям.
Из выше перечисленного следует, что к недостоверности учета газа может приводить неисправность не только основных средств измерения газа, но и всех вышеперечисленных технических средств и устройств.
Согласно пункту 9.1 приведенного стандарта по общему правилу при измерениях применяют: - основные средства измерения; - средства обработки результатов измерений; - 13 дополнительные СИ; - вспомогательные устройства; - дополнительные устройства. Состав средства измерения, средств обработки результатов измерений, вспомогательных и дополнительных устройств выбирают в зависимости от метода пересчета объемного расхода и объема газа при рабочих условиях к стандартным условиям, производительности узла измерений, требуемого уровня точности измерений и необходимой степени автоматизации. Для обработки результатов измерений применяют корректоры, вычислители или ИВК. Средства обработки результатов измерений должны в зависимости от применяемого метода пересчета преобразовывать выходные сигналы основных СИ, автоматически определять объемный расход и/или объем газа, приведенный к стандартным условиям. Средства обработки результатов измерений должны обеспечивать возможность периодического введения и регистрации значений условно-постоянных величин (например, плотности газа при стандартных условиях, компонентного состава газа, атмосферного давления, констант, применяемых взамен значений контролируемых параметров, в случае отказа СИ и пр.).
В пункте 9.1.6 названный ГОСТ нормирует перечень дополнительных устройств и необходимость их применения (таблица 5) в том числе указывая на их обязательное применение для соответствующих типов расходомеров-счетчиков газа.
Согласно пункту 3.9 Правил учета газа, утвержденных Приказом Минэнерго России от 30.12.2013 N 961 при неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Таким образом, пункт 2.6. договора, учитывая приведенные нормы права, а также отсутствие согласия сторон по определению иного метода определения объема потребленного газа, подлежит изложению в редакции ответчика.
Аналогичный правовой подход сформулирован в Определении Верховного Суда РФ от 21.10.2019 N 308-ЭС19-17790 по делу N А32-9427/2018.
Суд обращает внимание на то, что расчет, представленный ответчиком в случае неисправности СИ УУГ, отражает положения пункта 23 Правил поставки газа в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162, согласно которым при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается посредством измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором. Предложенный же истцом метод расчета не соответствует никаким правовым нормам.
Суд отмечает, что в части понимания неисправности необходимо руководствоваться и Правилами учета газа, утвержденными Приказом Министерства Энергетики РФ от 30.12.2013 года N 961, в соответствии с п. 1.6 которых средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также должны быть защищены (п. 1.8). Согласно п. 2.8 Приказа 961 которого в целях формирования достоверной информации при учете объема газа определяются технологические объекты и места на технологической схеме, где производятся измерения объема газа; перечень показателей газа, подлежащих измерению; состав средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями и параметры измерений. Также согласно данному Приказу 961 измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений (п. 2.9), при приеме-передаче газа его объем измеряется средствами измерений и (или) техническими системами и устройствами с измерительными функциями, определенными проектной документацией на объекты транспортировки, хранения и (или) потребления (п. 2.10). Из системного толкования данных норм следует, что исправным прибором является только тот, который соответствует всем согласованным сторонами показателям, нормативной документации и нормам права.
Таким образом, не предусмотрено ни каких-либо усредненных показателей, ни возможности использовать показания счетчика, который не отвечает хоть какому-либо из требований действующего законодательства, что предусмотрено в том числе и правилами поставки газа. Требования истца не основаны в данной части на нормах права, в то время как ответчик предусмотрел именно тот расчет и те критерии неисправности, которые полностью соответствуют нормам действующего законодательства.
В договоре ГРО изложило абзац четвертый пункта 2.10 договора в следующей редакции: "В случае предоставления недостоверной информации и/или непредоставления информации о газопотреблении за отчетный период, количество протранспортированного газа определяется исходя из максимальной мощности ГИО, указанного в Приложении N 1, и не подлежит дальнейшей корректировке".
В иске АО "Лотос" просит суд изложить абзац четвертый пункта 2.10 договора в следующей редакции: "В случае предоставления не достоверной информации и/или не предоставления информации о газопотреблении за отчетный период, количество протранспортированного газа определяется, исходя из количества газа за соответствующий месяц оказания услуг, указанного в Таблице N 1 пункта 1.1 20 настоящего Договора и подлежит последующей корректировке по результатам проверки ГРО СИ УУГ".
Ответчик в данном случае полагает, что включение указанного пункта в договор в предложенной им редакции правомерно, так как в случае недопуска представителя поставщика для проведения проверки работоспособности и снятия показаний с УУГ, иной возможности, учета газа кроме как расчет потребления природного газа по мощности газопотребляющего оборудования не имеется.
Правила поставки газа и Правила учета не предусматривают право поставщика определять количество потребленного газа за отчетный период по проектной мощности установленного у покупателя неопломбированного ГИО, исходя из его работы 24 часа в сутки в случае недопуска представителя Поставщика к УУГ, однако Правила поставки газа, предусматривают обязательный допуск представителя стороны по договору для проведения проверок работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем, недопуск Представителей стороны для проведения предусмотренной правилами поставки газа проверки УУГ, может свидетельствовать о ненадлежащем его состоянии либо отсутствии.
Аналогичный правовой подход сформулирован в Определении Верховного Суда РФ от 21.10.2019 N 308-ЭС19-17790 по делу N А32-9427/2018.
Поэтому п. 2.10. подлежит изложению в следующей редакции: "В случае предоставления недостоверной информации и/или непредоставления информации о газопотреблении за отчетный период, количество протранспортированного газа определяется исходя из максимальной мощности ГИО, указанного в Приложении N 1".
Редакция истца в пункте п. 2.10 договора не соответствует требованиям добросовестности и более того - создает угрозу неправильного расчета НДС ввиду необходимости переходить на пересчет газа со следующего месяца. Нет никаких препятствий в передаче показаний ответчику, кроме как явной неисправности оборудования, которая в свою очередь повлечет пересчет по правилам п. 2.6 Договора в редакции ответчика. По какой причине истец хочет избежать ответственности за грубое нарушение условий Договора истец не приводит, указывая лишь на возможность ответчика проверить самостоятельно показания. Однако, проверка показаний - это право ответчика, направленное на предотвращение как аварий, так и возможных злоупотреблений со стороны истца.
В договоре ГРО изложило пункт 2.11 договора в следующей редакции: "По окончанию каждого месяца, в котором производилась транспортировка газа (расчетный период) Покупатель в 3 рабочий день следующего месяца направляет в ГРО своего уполномоченного представителя для получения составленного и подписанного ГРО акта оказания услуг по транспортировке газа. Полученный акт оказания услуг по транспортировке газа Покупатель обязан подписать и возвратить его ГРО не позднее следующего дня, с момента его получения. Покупатель, допустив перерасход газа без предварительного согласования с ГРО (п. 1.4 настоящего Договора), обязан подписать акт оказания услуг по транспортировке газа с учетом отбора сверх договорных объемов газа. Акт служит основанием для проведения Покупателем расчетов с ГРО за услуги по транспортировке газа. Подписанные акты оказания услуг по транспортировке газа являются основанием для составления и выдачи счетов-фактур в течение 5-ти рабочих дней после подписания актов. В случае не подписания месячных актов оказанных услуг по транспортировке газа Покупателем до 24-00 (время московское) 4 рабочего дня месяца, следующего за расчетным периодом или не предоставления мотивированного отказа от их подписания до этого же времени, месячные акты оказанных услуг по транспортировке газа считаются принятыми Покупателем на условиях, указанных в них. При наличии разногласий у Покупателя с определением объема протранспортированного ему газа, он подписывает акт, изложив в нем свое особое мнение. В случае отклонения ГРО особого мнения Покупателя, последний вправе обратиться в суд за урегулированием разногласий. До принятия решения судом объем протранспортированного газа устанавливается в соответствии с подготовленным ГРО и подписанным Покупателем с особым мнением актом оказания услуг по транспортировке газа и подлежит оплате Покупателем в соответствии с гл. 3 настоящего Договора".
Истец просит суд изложить пункт 2.11 договора в следующей редакции: "По окончанию каждого месяца, в котором производилась транспортировка газа (расчетный период) Покупатель в третий рабочий день следующего месяца направляет в ГРО своего уполномоченного представителя для получения составленного и подписанного ГРО акта оказания услуг по транспортировке газа. Полученный акт оказания услуг по транспортировке газа Покупатель обязан подписать и возвратить его ГРО не позднее трех рабочих дней с момента его получения. Покупатель, допустив перерасход газа без предварительного согласования с ГРО, обязан подписать акт оказания услуг по транспортировке газа с учетом отбора сверх договорных объемов газа. Акт служит основанием для проведения Покупателем расчетов с ГРО за услуги по транспортировке газа. Подписанные акты оказания услуг по транспортировке газа являются основанием для составления и выдачи счетов-фактур в течение 5-ти рабочих дней после подписания актов. В случае не подписания месячных актов оказанных услуг по транспортировке газа Покупателем до 24-00 (время московское) шестого рабочего дня месяца, следующего за расчетным периодом или не предоставления мотивированного отказа от их подписания до этого же времени, месячные акты оказанных услуг по транспортировке газа считаются принятыми Покупателем на условиях, указанных в них. При наличии разногласий у Покупателя с определением объема транспортированного ему газа, он подписывает акт, изложив в нем свое особое мнение. В случае отклонения ГРО особого мнения Покупателя, Стороны вправе обратиться в суд за урегулированием разногласий. До принятия решения судом объем транспортированного газа устанавливается в соответствии с показаниями средств измерений ГРО, а при их отсутствии или неисправности - по сведениям Покупателя, определенных на основании данных о количестве газа, переданного стороной, передающей газ Покупателю в месте приема-передачи газа, для транспортировки ГРО".
В соответствии с п. 28 Правил поставки газа сторона, ведущая учет газа в соответствии с порядком, утвержденным Министерством энергетики Российской Федерации, ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.07.2015 N 741)
В случае если поставка газа, в том числе с применением технологии по сжижению природного газа и (или) его регазификации, осуществляется по нескольким договорам, при учете определяется в первую очередь объем газа, поставляемый с применением технологии по сжижению природного газа и (или) его регазификации.
При несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение. При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд. До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями средств измерений стороны, передающей газ.
При этом суд первой инстанции учёл, что предложенные истцом сроки согласования актов являются разумными и соответствуют положениям пункта 3.2 договора о сроке окончательного расчета за транспортированный газ, по которым у сторон разногласия отсутствуют (окончательная оплата до 25-го числа месяца, следующего за отчетным).
В связи с чем, спорный пункт 2.11. договора подлежит изложению в следующей редакции: "По окончанию каждого месяца, в котором производилась транспортировка газа (расчетный период) Покупатель в третий рабочий день следующего месяца направляет в ГРО своего уполномоченного представителя для получения составленного и подписанного ГРО акта оказания услуг по транспортировке газа. Полученный акт оказания услуг по транспортировке газа Покупатель обязан подписать и возвратить его ГРО не позднее третьего рабочего дня с момента его получения. Покупатель, допустив перерасход газа без предварительного согласования с ГРО (п. 1.4 настоящего Договора), обязан подписать акт оказания услуг по транспортировке газа с учетом отбора сверх договорных объемов газа. Акт служит основанием для проведения Покупателем расчетов с ГРО за услуги по транспортировке газа. Подписанные акты оказания услуг по транспортировке газа являются основанием для составления и выдачи счетов-фактур в течение 5-ти рабочих дней после подписания актов. В случае не подписания месячных актов оказанных услуг по транспортировке газа Покупателем до 24-00 (время московское) шестого рабочего дня месяца, следующего за расчетным периодом или не предоставления мотивированного отказа от их подписания до этого же времени, месячные акты оказанных услуг по транспортировке газа считаются принятыми Покупателем на условиях, указанных в них. При наличии разногласий у Покупателя с определением объема протранспортированного ему газа, он подписывает акт, изложив в нем свое особое мнение. В случае отклонения ГРО особого мнения Покупателя, стороны вправе обратиться в суд за урегулированием разногласий. До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями средств измерений стороны, передающей газ".
В договоре ответчик изложил пункт 2.13 договора в следующей редакции: "При подписании актов оказания услуг или счет-фактур по транспортировке газа Стороны допускают факсимильное воспроизведение подписей ("факсимиле") уполномоченных на подписание сделок лиц с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи".
Истец допускает неверное толкование данного условия о подписании актов оказания услуг или счетов-фактур по транспортировке газа с применением "факсимиле" или иного аналога собственноручной подписи, как обязательного. Между тем, в тексте данного пункта имеются слова "стороны допускают использование".
Истец просит суд изложить пункт 2.13 договора в следующей редакции: "Расчет количества потребленного газа производится ГРО по максимальной проектной мощности установленного неопломбированного ГИО, исходя из его круглосуточной работы, только в случаях, прямо предусмотренных действующими на дату заключения Договора правилами поставки газа и правилами учета газа, утв. постановлением Правительства РФ, за исключением случаев, когда Стороны определили иной метод, предусмотренный настоящим Договором.
Период неисправности средств измерений определяется Сторонами в следующем порядке: 2.13.1. Начало периода времени неисправности или отсутствия УУГ, в течение которого Покупатель потреблял газ, определяется, начиная с момента, указанного в акте проверки: - обнаружения ГРО несоответствия любого средства измерения, входящего в состав УУГ, требованиям действующих нормативных правовых актов Российской Федерации об обеспечении единства измерений, национальных стандартов, нормативно-технической документации или установления факта отсутствия или нарушения целостности пломб ГРО на средствах измерения, входящих в состав УУГ, а при невозможности определения времени и даты возникновения этих нарушений с даты начала текущего расчетного периода, в котором такая неисправность обнаружена ГРО.
- окончания срока поверки такого средства измерения в случае выявления ГРО истечения срока поверки или окончания срока эксплуатации (службы) средства измерения, входящего в состав УУГ.
2.13.2. Период времени неисправности или отсутствия УУГ завершается датой возобновления Покупателем надлежащего учета газа, которая после периодической поверки или устранения Покупателем выявленных неисправностей средств измерений УУГ, определяется с даты подписания ГРО и Покупателем соответствующего акта проверки".
Суд полагает, что п. 2.13. в редакции ответчика не нарушает прав истца и не противоречит действующему законодательству РФ, поэтому п. 2.13 суд принимает в редакции ответчика.
Условие, предложенное истцом относительно случаев применения расчета количества потребленного газа по максимальной проектной мощности установленного ГИО урегулировано законодательно и другими условиями спорного договора, поэтому не нуждается в дополнительной регламентации.
Что касается условия, предложенного истцом в п. 2.13.1 договора, то начало периода времени неисправности или отсутствия УУГ не всегда определяется с момента обнаружения ГРО выявленных нарушений в УУГ, также будет ошибочным привязывать его начало к дате текущего расчетного периода. Начало данного периода устанавливается индивидуально по каждой спорной ситуации с учетом всех обстоятельств конкретного спора и имеющихся доказательств. Окончание периода неисправности СИ не всегда связано с завершением его поверки, ввиду того, что неисправности могут иметь совсем иное происхождение. Между тем, предложенное истцом условие содержит чрезмерно суженное описание окончания периода неисправности (один из возможных случаев), без надлежащей мотивировки необходимости его включения в текст договора.
Суд приходит к выводу, что включение в договор указанного условия не соответствует положениям действующего законодательства, а также не будет способствовать урегулированию спорных правоотношений, т.к. возникшие фактические обстоятельства могут вступить в противоречие с предлагаемым истцом условием договора, против принятия которого ответчик возражает. Ввиду чего суд отказывает в его включении в спорный договор в предложенном виде, учитывая также, что данный пункт не отражает существенных условий договора.
Период времени неисправности или отсутствия УУГ завершается устранением тех обстоятельств, которые вызвали неисправность УУГ либо установкой и допуском к расчетам нового УУГ. Поэтому суд не может согласиться с редакцией п. 2.13.2 договора, предложенной истцом, как не имеющей исчерпывающей формулировки и ввиду отсутствия надлежащего правового обоснования необходимости дополнения договора таким условием, против которого ответчик возражает. Истцом не представлено доказательств того, что отсутствие данного условия в договоре нарушает его права, а включение спорного пункта 2.13.2 в договор будет способствовать более качественному правовому регулированию правоотношений сторон, по сравнению с правилами определения периода неисправности или отсутствия УУГ, установленными нормативно-правовыми актами и судебной практикой. Кроме того, данный пункт не отражает существенных условий договора.
Использование факсимиле никак не ущемляет права истца и облегчает взаимодействие сторон, ввиду чего его применение представляется разумным и целесообразным.
Так как 01.12.2022 между АО "Краснодаргоргаз" и АО "Лотос" без какого-либо протокола разногласий со стороны истца подписан договор на транспортировку газа N 791 от 01.12.2022 на 2023 год, то АО "Лотос" фактически согласно с данными условиями, не возражает работать по ним, что безусловно свидетельствует о недискриминационном характере таких условий.
Более того, срок действия договора, о котором идет спор, истек, вместо него применяется актуальный договора на 2023 год в редакции ответчика. Принятие договора в редакции истца не будет служить защите его прав и законных интересов.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы (платежное поручение N 353 от 20.07.2023) подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2023 по делу N А32-6284/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6284/2022
Истец: АО "Лотос", АО "Лотос"
Ответчик: АО "Краснодаргоргаз"