г. Самара |
|
10 октября 2023 г. |
Дело N А65-36964/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Некрасовой Е.Н. и Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плехановой А.А.,
участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июля 2023 года по делу N А65-36964/2022 (судья Абдрафикова Л.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Моя Аптека" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан,
- Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан,
о признании недействительным решения N 899 от 11.08.2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Моя Аптека" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан о признании недействительным решения от 11.08.2022 N 899.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июля 2023 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, МИФНС России N 11 по Республике Татарстан обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 АПК РФ.
До начала судебного заседания ООО "Моя Аптека" ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя, а также представило в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От УФНС России по Республике Татарстан поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании ст.ст. 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Моя Аптека" не представило налоговый расчет по налогу на прибыль за полугодие 2019 года, за девять месяцев 2019, за 1 квартал 2020 года, за полугодие 2020 года, за девять месяцев 2020 года, за 1 квартал 2021 года, за полугодие 2021 года, за девять месяцев 2021 года, по обособленному подразделению ООО "Моя Аптека" Аптека N 52 (ИНН 1650137276, КПП 164745001).
Непредставление Обществом данных расчетов по налогу на прибыль организации по обособленному подразделению с кодом постановки на налоговый учет в установленный п. 3 ст. 289 НК РФ срок послужило основанием для составления материалов о налогового правонарушения, по результатам рассмотрения которых налоговым органом вынесено обжалуемое решение.
Согласно решению о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение N 899 от 11.08.2022 заявитель привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 700 руб.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в УФНС России по Республике Татарстан с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение в полном объеме.
Решением Управления от 04.10.2022 N 2.7-18/031921@ оспариваемое решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением налогового органа, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на следующие доводы и установленные по делу обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие(бездействие) не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с нормами ст. 289 НК РФ (в редакции спорного периода) налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей.
Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
В силу п. 2 ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Учитывая положения Постановления Правительства РФ N 409 от 02.04.2020 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики", сроки представления налоговых расчетов по налогу на прибыль организаций составили:
* за 1 квартал 2019 года - не позднее 29.04.2019;
* за полугодие 2019 года - не позднее 29.07.2019;
* за 9 месяцев 2019 года - не позднее 28.10.2019;
* за 2019 год - не позднее 29.06.2020;
* за 1 квартал 2020 года - не позднее 28.07.2020;
* за полугодие 2020 года - не позднее 28.07.2020;
* за 9 месяцев 2020 года - не позднее 28.10.2020;
* за 1 квартал 2021 года - не позднее 28.04.2021;
* за 2020 год - не позднее 29.03.2021;
* за 1 квартал 2021 года - не позднее 28.04.2021;
* за полугодие 2021 года - не позднее 28.07.2021;
* за 9 месяцев 2021 года - не позднее 28.10.2021;
* за 2021 год - не позднее 28.03.2022.
В силу п. 2 ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных ст.ст. 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса.
В материалах дела представлено уведомление N 2, согласно которому Общество не намерено производить уплату налога на прибыль в бюджет Республики Татарстан через вышеуказанное обособленное структурное подразделение, уплата налогов будет производиться через ООО "Моя Аптека", зарегистрированное по адресу: 423821, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр-кт Сююмбике, д. 64, оф. 417 (КПП 165001001). С 2011 года выбранное ответственное подразделение не менялось, изменений по данному обособленному подразделению не было.
Данное уведомление N 2 о выборе ответственного подразделения, по утверждению заявителя, было направлено в адрес налогового органа 30.12.2010.
Таким образом, по мнению заявителя, представлять налоговые расчеты по налогу на прибыль за полугодие 2019 года, за девять месяцев 2019 года, за 1 квартал 2020 года, за полугодие 2020 года, за девять месяцев 2020 года, за 1 квартал 2021 года, за полугодие 2021 года, за девять месяцев 2021 года по вышеуказанному обособленному подразделению обязанности у ООО "Моя Аптека" не возникало.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки по запросу налогового органа Обществом был представлен дубликат данного уведомления, поскольку оригинал уведомления не сохранился в связи с истечением срока хранения.
Факт представления Обществом уведомлений налоговый орган отрицает.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан в ответе на запрос Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (исх. N 2.11-18/06735@ от 10.06.2022) указала, что по информационным ресурсам в налоговый орган уведомление N 1, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет по обособленным подразделениям (КПП 165132002 / 163645001 / 165145001 / 165145002 / 165145004 / 164745001 / 162945001), от заявителя не поступало.
В представленных Обществом расчетах по налогу на прибыль организаций за полугодие 2019 года, за девять месяцев 2019, за 1 квартал 2020 года, за полугодие 2020 года, за девять месяцев 2020 года, за 1 квартал 2021 года, за полугодие 2021 года, за девять месяцев 2021 года, приложение N 5 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль в бюджет субъекта РФ организацией, имеющей обособленные подразделения" налогоплательщиком не заполнено.
Таким образом, налоговый орган ссылается на то, что заявителем не заполнено приложение N 5 к листу 02, следовательно, заявитель не отразил расчеты суммы налога на прибыль, подлежащие уплате по месту нахождения обособленных подразделений.
Заявитель указывает на то, что налоговый орган, запрашивая уведомление за пределами срока его хранения, злоупотребляет правом. Также заявитель ссылается на истечение срока давности привлечения к налоговой ответственности.
Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае, определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.
Как верно отмечено судом первой инстанции, рекомендованная форма уведомления и Порядок ее заполнения утверждены Письмом ФНС России от 26.12.2019 N СД-4-3/26867@.
Уведомление N 1 подается в налоговый орган по месту нахождения выбранного ответственного обособленного подразделения или по месту нахождения организации, если она уплачивает налог (авансовые платежи) за все обособленные подразделения, находящиеся на территории региона. Уведомление N 2 подается по месту нахождения остальных обособленных подразделений.
Положениями п. 1.4 раздела 1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организации, утвержденного Приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ (ред. от 05.10.2021) установлено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляется:
* в налоговый орган по месту своего нахождения декларацию, составленную в целом по организации с распределением прибыли по обособленным подразделениям в соответствии со ст. 289 Кодекса;
* или по обособленным подразделениям, находящимся на территории одного субъекта Российской Федерации, при уплате налога на прибыль в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 288 Кодекса (далее - группа обособленных подразделений).
В налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации представляют декларацию, включающую в себя Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1 и подраздел 1.2 Раздела 1 (при уплате в течение отчетных (налогового) периодов ежемесячных авансовых платежей), а также расчет суммы налога (Приложение N 5 к Листу 02), подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения. При расчете налога на прибыль по группе обособленных подразделений декларация в указанном объеме представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации (далее - ответственное обособленное подразделение).
В Письме ФНС РФ от 26.01.2011 N КЕ-4-3/935@ указано, что если организация и все ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта Российской Федерации и организацией принято решение об уплате ею налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации за все свои обособленные подразделения, то не имеется необходимости в составлении отдельной налоговой декларации по группе обособленных подразделений (в которую входит головная организация) и включении в декларацию в целом по организации Приложения N 5 по этой группе обособленных подразделений во избежание дублирования информации о налоговой базе и сумме налога.
Из смысла вышеизложенного и нормы ст. 288 НК РФ следует, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения на территории одного субъекта Российской Федерации, может представить декларацию без распределения прибыли по каждому из подразделений, в самостоятельно выбранное обособленное подразделение, с предшествующим уведомлением налогового органа.
С учетом изложенного, суд правомерно счел, что незаполнение приложения N 5 к листу 02 не свидетельствует о факте совершения Обществом вменяемого налогового правонарушения.
Согласно п. 314 Приказа Росархива от 20.12.2019 N 236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения", документы (переписка, уведомления, требования, акты, решения, постановления, возражения, жалобы, заявления) о разногласиях по вопросам налогообложения, взимания налогов и сборов в бюджеты всех уровней подлежат хранению 5 лет.
Материалы дела содержат дубликат уведомления N 2 от 30.12.2010, налоговый орган в апелляционной жалобе, равно как и в суде первой инстанции, не признает факт получения указанного уведомления, ссылается на отсутствие доказательств его направления в адрес налогового органа. Кроме того, из материалов дела следует, что ИФНС по г. Набережные Челны Республики Татарстан отрицает факт получения уведомления N 1.
Вместе с тем, налоговые декларации, поданные ООО "Моя аптека" в установленный срок в ИФНС России по г. Набережные Челны за полугодие 2019 года, за девять месяцев 2019 года, за 1 квартал 2020 года, за полугодие 2020 года, за девять месяцев 2020 года, за 1 квартал 2021 года, за полугодие 2021 года, за девять месяцев 2021 года, приняты без каких-либо замечаний.
Судом верно отмечено, что у налогового органа не имелось претензий по налоговым декларациям по налогу на прибыль за период с 2011 по 2018 гг. Недоимка по указанному налогу у заявителя отсутствуют. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что своим поведением налоговый орган фактически признавал правомерность подачи Обществом налоговой декларации по налогу на прибыль в ИФНС России по г. Набережные Челны.
Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики.
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Вопреки доводам подателя жалобы в соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствует совокупность доказательств, подтверждающих наличие в действиях Общества состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 126 НК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных обществом требований, поскольку решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан от 11.08.2022 N 899 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствует НК РФ и нарушает права заявителя.
Установлено, что штраф в размере 700 руб. добровольно уплачен Обществом по платежному поручению N 1895 от 15.09.2022.
В связи с тем, что решение, на основании которого начислен штраф, является незаконным, судом правомерно установлено, что денежные средства в размере 700 руб. подлежат возврату заявителю.
Судебные расходы судом первой инстанции в соответствии со ст. 110 АПК РФ распределены верно.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июля 2023 года по делу N А65-36964/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-36964/2022
Истец: ООО "Моя Аптека", г.Набережные Челны
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС N11 по РТ
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны., УФНС по РТ