г. Москва |
|
26 октября 2023 г. |
Дело N А40-93681/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи В.И. Попова, рассмотрев апелляционную жалобу
ООО "Трансресурс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2023 по делу N А40-93681/23, принятое
по заявлению ООО "Модум-Транс"
к ООО "Трансресурс"
о взыскании 689 170 руб.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МОДУМ-ТРАНС" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТРАНСРЕСУРС" о взыскании 689 170 руб. убытков по договору поставки деталей N ТР/ЗЧ/016/18 от 01.07.2018 г.
Определением от 28.04..2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указал на основания для отмены судебного акта.
От истца поступил отзыв.
Законность и обоснованность принятого судебного акта суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, полагает обжалуемый судебный акт Арбитражного суда города Москвы не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, между истцом и ответчиком был заключен договор N ТР/ЗЧ/016/18 поставки деталей от 01.07.2018 г., в соответствии с которым, Ответчик обязуется в порядке и на условиях, предусмотренных Договором, передать Истцу, а Истец обязуется принять и оплатить колесные пары СОНК/НОНД после капитального ремонта со сменой элементов и ремонтов деталей буксовых узлов в ВКМ- колесные пары грузовых вагонов, которым выполнен капитальный ремонт (ремонт со сменой элементов), в соответствии с Руководящим документом по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) (далее- Руководящий документ).
Согласно пункту 5.4 Договора гарантийный срок на отремонтированные колесные пары и колесные пары СОНК устанавливается в соответствии с требованиями Руководящего документа.
Так, в рамках Договора с февраля по август 2019 года у Ответчика приобретены колесные пары СОНК N N 0039-617220-1989, 5-379768-2013, 5-312718-2013, которые были установлены под вагоны Истца:
- колесная пара СОНК N 0039-617220-1989 - установлена 12.02.2019 под вагон N 61638417 при проведении деповского ремонта в ВЧДр Брянск АО "ВРК-1";
- колесные пары СОНК N N 5-379768-2013, 5-312718-2013 - установлены 17.08.2019 под вагон N 61573929 при проведении деповского ремонта в ВЧДр Тайга АО "ВРК-1".
Общая стоимость приобретенных у Ответчика трех колесных пар составила 689 170 руб. 00 копеек, что подтверждается первичными документами: товарными накладными, счетами-фактурами, платежными поручениями.
Впоследствии, при проведении деповского ремонта 08.06.2020 вагона N 61638417 и 06.01.2022 - вагона N 61573929, вышеуказанные колесные пары были забракованы по причине несоответствия маркировки, требованиям Руководящего документа, а именно нарушения п.28.2 Руководящего документа и выявления на торцах шеек осей неясных клейм и знаков, относящихся к изготовлению оси и формированию колесной пары.
Согласно п.28.2 Руководящего документа, колесные пары бракуются и исключаются из эксплуатации при наличии дефектов оси, к которым относятся отсутствующие, неясные и/или перебитые знаки маркировки, клейма, относящиеся к изготовлению оси.
Неясные знаки маркировки или клейма - нанесенные на торец оси знак/знаки маркировки, клейма, относящиеся к изготовлению оси, не позволяющие однозначно трактовать номер оси (п. 1 примечаний к п. 28.2 Руководящего документа).
Перебитые знаки маркировки или клейма - знак/знаки маркировки, клейма, относящиеся к изготовлению оси, нанесенные поверх старых или взамен зачищенных старых знаков маркировки или клейм (п. 2 примечаний к п. 28.2 Руководящего документа).
Колесные пары являются одним из основных элементов ходовых частей вагона. Исключение (браковка) деталей является основанием для дальнейшего недопуска вагонов к эксплуатации на сети ОАО "РЖД", в соответствии с п. 21 Приложения N 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 286 от 21.12.2010:
"Не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, имевшие сход с рельсов, до их осмотра и признания годными для движения и грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов, за исключением случаев передислокации неисправных грузовых вагонов, отцепленных в пути следования в текущий ремонт, к ближайшему пункту текущего отцепочного ремонта или вагоноремонтному предприятию, с соблюдением мер, гарантирующих безопасность движения".
В данном случае, спорные колесные пары были забракованы по причине существенного нарушения установленных законом требований (обнаружение неустранимых недостатков).
В силу п. 28.2 Руководящего документа дальнейшая эксплуатация указанных колесных пар не допускается, так как не соответствует требованиям безопасности на железнодорожном транспорте и может повлечь сход и крушение подвижного состава.
Таким образом, эксплуатация вагонов N N 61638417, 61573929 с колесными парами, приобретенными у Ответчика, невозможна.
Гарантийные обязательства Ответчика предусмотрены п. 5.4 Договора и устанавливаются в соответствии с требованиями Руководящего документа.
Пунктом 32.1 Руководящего документа установлено, что ремонтное предприятие, производившее ремонт колесных пар, должно обеспечивать их соответствие требованиям настоящего Руководящего документа: при среднем ремонте колёсных пар - до следующего среднего ремонта; при текущем ремонте колесных пар за выполнение работ, произведенных при этом ремонте - до следующего среднего или текущего ремонта колесных пар.
Таким образом, недостатки приобретенных у Подрядчика колесных пар обнаружены в пределах гарантийного срока.
Ответчик передал Истцу колесные пары СОНК N N 0039-617220-1989, 5-379768- 2013, 5-312718-2013 несоответствующие требованиям Руководящего документа в нарушение условий п.п. 1.1.3 Договора.
В целях досудебного урегулирования спора Истцом в адрес Ответчика направлены претензии N N П(р)-0809/2 от 09.08.2022, П(р)-0208/2 от 08.02.2023 с подтверждающими документами, содержащие требования о возмещении расходов.
Однако, указанные претензии оставлены Ответчиком без удовлетворения, денежные средства на расчетный счет Истца не поступили.
Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п.1 ст.393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 393 ГК РФ убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 393 ГК РФ возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
На основании изложенного, денежные средства в общем размере 689 170 руб., в связи с поставкой забракованных вышеуказанных колесных пар в период гарантийной ответственности ответчика, что установлено при проведении деповского ремонта от 08.06.2020 и от 06.01.2022, подлежат возмещению ответчиком - ООО "Трансресурс" в соответствии с условиями договора и законодательством РФ.
В соответствии со ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Действующее гражданско-правовое регулирование института ответственности по общему правилу исходит из того, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (п. 1 ст. 401 ГК РФ) (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.03.2015 N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.201 7) "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, факт и размер расходов истца, наличие причинно- следственной связи между бездействием должника и возникшими убытками, в данном случае, документально подтверждены.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом первой инстанции был верно рассмотрен довод Ответчика об отсутствии ответственности за ненадлежащее качество поставленных колесных пар.
Из содержания отзыва на иск следует, что ответчик не усматривает правовых оснований его ответственности за поставку Истцу колесных пар ненадлежащего качества ввиду отсутствия на момент поставки в 2019 году критериев для браковки колесных пар, по которым они были забракованы в текущий ремонт в 2020 и 2022 году.
Как указано выше, гарантийные обязательства Ответчика предусмотрены п. 5.4 Договора и устанавливаются в соответствии с требованиями Руководящего документа.
Пунктом 32.1 Руководящего документа установлено, что ремонтное предприятие, производившее ремонт колесных пар, должно обеспечивать их соответствие требованиям настоящего Руководящего документа: при капитальном ремонте колесных пар по прочности прессовых соединений колес с осями- 15 лет; при среднем ремонте колёсных пар- до следующего среднего ремонта; при текущем ремонте колесных пар за выполнение работ, произведенных при этом ремонте - до следующего среднего или текущего ремонта колесных пар.
Аналогично в соответствии с п.9.2 ГОСТ 4835-2013 гарантийный срок эксплуатации колесной пары по прочности прессовых соединений колес с осями от момента формирования колесной пары составляет 15 лет.
Однако, в период гарантийного срока, при проведении деповских ремонтов указанных вагонов колесные пары СОНК N N 0039-617220-1989, 5-379768-2013, 5- 312718-2013 были забракованы по причине несоответствия маркировки требованиям Руководящего документа, а именно нарушения п. 28.2 Руководящего документа и выявления на торцах шеек осей неясных клейм и знаков, относящихся к изготовлению оси и формированию колесной пары, что подтверждается актами браковки и фотоматериалами (стр. 14-15 Приложения N 5 и стр. 15-19, 23 Приложения N 6 к исковому заявлению).
Согласно п.28.2 Руководящего документа колесные пары бракуются и исключаются из эксплуатации при наличии дефектов оси, к которым относятся отсутствующие, неясные и/или перебитые знаки маркировки, клейма, относящиеся к изготовлению оси.
Основание браковки "перебитые знаки маркировки, клеймения, относящиеся к изготовлению оси" в действующей редакции введено с 01.01.2020 извещением N 2, утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 15-16 октября 2019 года N 71 (далее - Извещение N 2).
Согласно п. 4.7.1 ГОСТ 4835-2013 на каждой колесной паре должны быть выбиты знаки маркировки и клеймения, наносимые на торцы осей.
Руководящим документом определены основные требования к знакам маркирования и клейма, относящиеся, в том числе, к изготовлению осей.
Согласно п.26.10 Руководящего документа запрещается зачеканивать или заваривать знаки и клейма, относящиеся к изготовлению оси. Они должны быть сохранены на весь срок службы.
В соответствии с п. 26.3 Руководящего документа к клеймам и знакам маркировки изготовления оси, в том числе, относится номер оси, включающий в себя условный номер предприятия-изготовителя оси, порядковый номер оси и год ее изготовления.
Исходя из требований п. 12.6.3.3 Руководящего документа старогодные оси с неясными или отсутствующими знаками и клеймами завода-изготовителя бракуются.
Исключение (браковка) деталей является основанием для дальнейшего недопуска вагонов к эксплуатации на сети ОАО "РЖД" в соответствии с п. 21 Приложения N 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 286 от 21.12.2010.
Колесные пары СОНК N N 0039-617220-1989, 5-379768-2013, 5-312718-2013 были забракованы по причине существенного нарушения установленных законом требований (обнаружение неустранимых недостатков). В силу п. 28.2 Руководящего документа дальнейшая эксплуатация указанных колесных пар не допускается, так как не соответствует требованиям безопасности на железнодорожном транспорте и может повлечь сход и крушение подвижного состава.
Истцом предъявлены требования в связи с выявлением на вышеуказанных колесных парах дефектов в виде "неясности клейм и знаков на торце оси", которые относятся к критерию "Брак" в соответствии с п. 28.2 Руководящего документа до внесения в него изменений.
Таким образом, вопреки доводам Ответчика, условия и требования к маркировке оси колесных пар и их браковке существовали в Руководящем документе еще до внесения дополнений в п. 28.2 (выдержка из редакции Руководящего документа, введенного в действие 01.01.2018, прилагается - Приложение N 1 к настоящим возражениям).
Так, согласно пункту 28.2 Руководящего документа в редакции, действующей на 2019 год (т.е. действовавший на момент поставки Ответчиком колесных пар), колесные пары исключают при наличии дефектов и износов оси, не допускающих ее дальнейшую эксплуатацию и ремонт, в том числе, при обнаружении наличия в колесных парах осей с отсутствующими или неясными знаками клейма завода-изготовителя.
Извещением N 2, вступившим в силу с 01.01.2020, в Руководящий документ были внесли сведения о том, что помимо неясности или отсутствия знаков и клейм (дефект, по которому забракованы спорные колесные пары), колесные пары подлежат браковке при обнаружении перебитых знаков маркировки, клейм, относящимся к изготовлению оси.
Соответственно, в п.28.2 Руководящего документа был добавлен лишь дополнительный критерий браковки колесных пар.
Позиция Истца также подтверждается сложившимся правоприменительным подходом судов относительно указанного довода Ответчика.
Ввиду вышеизложенного, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.
Довод Ответчика об отсутствии замечаний Истца при поставке колесных пар несостоятелен в силу того, что выявленные дефекты являются скрытыми.
Колесная пара - это технически сложносоставной объект, который является сборочной деталью и состоит из оси, закрепленной между двух колес, дисковых тормозов, буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования колесной пары - п. 3.7 ГОСТ 4835-2013.
В силу п. 2 ст. 474 ГК РФ если порядок проверки качества товара не установлен в соответствии с п. 1 настоящей статьи, то проверка качества товара производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи.
После ремонта или формирования, колесные пары, принимаются мастером депо по наружному осмотру с проверкой основных размеров и наличия клейм на бирке, установленной под левый верхний болт крепительной крышки без вскрытия буксового узла во избежание целостности после ремонта и внешнего воздействия - влаги, пыли и различных примесей.
Бирка содержит сведения о номере колесной пары, клейме предприятия, выполнившего последний ремонт колесной пары и о дате последнего ремонта.
Согласно п. 12.1.2 и пп. 12.2.2.2 Руководящего документа к техническому обслуживанию колесных пар допускаются работники депо, которые сдали ежегодный экзамен на знание указанного РД в объёме своих должностных обязанностей и только при подозрении на ненормальную работу подшипников в корпусе буксы сотрудники производят снятие смотровых крышек.
Таким образом, приемка колесных пар происходит по наружному осмотру и по бирке, которую изготавливает предприятие, производившее их ремонт.
О том, что клейма и знаки маркировки колесных пар не соответствуют п. 28.2 Руководящего документа Истец узнал при проведении деповских ремонтов вагонов, на которых были установлены вышеуказанные колесные пары и вскрытии буксового узла с последующим оформлением актов браковки.
Ранее проведенных деповских ремонтов Истец не мог узнать об указанном нарушении условий качества поставленных Ответчиком колесных пар, так как недостаток является скрытым так как расположен на оси колесной пары, доступ к которой невозможен без нарушения целостности буксового узла.
Судом первой инстанции также был верно рассмотрен довод Ответчика, о необходимости разрешения судьбы имущества.
Заявленные Истцом требования о возмещении убытков в размере 689 170 (шестьсот восемьдесят девять тысяч сто семьдесят) рублей 00 копеек связаны с передачей Ответчиком колесных пар СОНК N N 0039-617220-1989, 5-379768-2013, 5-312718-2013 несоответствующих требованиям Руководящего документа и необходимостью приобретения исправных колесных пар.
Ввиду того, что в силу п. 28.2 Руководящего документа спорные колесные пары забракованы и исключены из эксплуатации то есть их дальнейшее использование не допускается, так как не соответствует требованиям безопасности на железнодорожном транспорте, Истец предъявляет требования о возмещении убытков в размере стоимости затрат на приобретение колесных пар согласно первичным документам.
Таким образом, необходимо учесть, что дальнейшее использование забракованных колесных пар как Истцом, так и Ответчиком невозможно.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к законному и обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, свидетельствующих о наличии законных оснований для отмены решения.
Расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются судом в порядке ст.110 АПК РФ и относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.08.2023 по делу N А40-93681/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93681/2023
Истец: ООО "МОДУМ-ТРАНС"
Ответчик: ООО "ТРАНСРЕСУРС"