г. Санкт-Петербург |
|
16 ноября 2023 г. |
Дело N А56-47155/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
судьи Балакир М.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ворониной Е.Ю.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28614/2023) (заявление) Комитета по управлению имуществом Волгоградской области на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2023 по делу N А56-47155/2016 (судья Вареникова А.О.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зеленый дом" об индексации присужденных сумм по делу по иску (заявлению)
Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области
к обществу с ограниченной ответственностью"Зеленый дом"
3-е лицо: МИФНС N 23 по Санкт-Петербургу
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Арбитражный суд) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Зеленый дом" (далее - Общество) о взыскании 550 165 руб. задолженности и 8969 руб. 42 коп. неустойки.
Решением от 09.09.2016 иск удовлетворен в полном объеме.
В Арбитражный суд 08.10.2018 поступило заявление ООО "Зеленый дом" о пересмотре решения от 09.09.2016 по новым обстоятельствам.
Решением Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2018 арбитражный суд, в порядке статьи 317 АПК РФ, отменил решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.09.2016 по новым обстоятельствам.
Решением от 01.04.2020 иск удовлетворен частично: с Общества в пользу Комитета взыскано 336 708 руб. 75 коп. задолженности и 6419 руб. 92 коп. неустойки, в удовлетворении остальной части иска отказано; удовлетворено заявление Общества о повороте исполнения судебного акта; произведен поворот исполнения решения от 09.09.2016; с Комитета в пользу Общества взыскано 559 134 руб. 42 коп., уплаченных во исполнение решения от 09.09.2016.
Постановлением апелляционного суда от 07.06.2021, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.10.2021, решение от 01.04.2020 изменено; с Общества в пользу Комитета взыскано 240 506 руб. 25 коп. задолженности, 4585 руб. 65 коп. неустойки; в удовлетворении остальной части иска отказано; заявление Общества о повороте исполнения судебного акта удовлетворено; произведен поворот исполнения решения от 09.09.2016; с Комитета в пользу Общества взыскано 559 134 руб. 42 коп., уплаченных во исполнение решения от 09.09.2016.
На основании Постановления апелляционного суда от 07.06.2021 судом первой инстанции 17.06.2021 был выдан исполнительный лист ФС 037615265.
В дальнейшем Общество обратилось в суд первой инстанции с заявлением о возмещении 128 141 руб. 74 коп. судебных расходов.
Определением от 21.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.02.2022 и постановлением суда кассационной инстанции от 25.05.2022, с Комитета в пользу Общества взыскано 104 714 руб. 15 коп. судебных расходов, в удовлетворении остальной части заявления отказано.
От ответчика поступило заявление об индексации присужденных сумм.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2023 по делу N А56-47155/2016 заявление об индексации присужденных сумм удовлетворено.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, Комитет по управлению имуществом Волгоградской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просил вышеуказанное определение отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы Комитет ссылался на то, что, по его мнению, в связи с тем, что законодателем введен особый порядок индексации денежных сумм, взыскиваемых с должника - публично-правового образования за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, индексация со дня вынесения судебного акта невозможна. По мнению Комитета, со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2023 N 34-П, до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, исчисление срока индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должно осуществляться начиная со дня поступления исполнительных документов, названных в статье 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на исполнение. Апеллянт также полагает, что ИПЦ за месяц вынесения решения суда и месяц, когда решение было исполнено, не должны учитываться при расчете индексации, поскольку определить ИПЦ можно только к предыдущему месяцу, то есть нельзя определить инфляционное изменение внутри одного месяца, исходя из чего, вывод суда о взыскании индексации за полный и неполный месяц является необоснованным.
В судебное заседание стороны не явились.
От ответчика в материалы дела ранее поступили отзыв на апелляционную жалобу, содержащий справочный расчет суммы индексации за период с 13.07.2021 (дата предъявления исполнительного документа) по 04.08.2021 (дата исполнения судебного акта), исходя из ИПЦ за полный месяц, а также пояснения по делу, содержащие справочный расчет сумм индексации за период с 13.07.2021 по 04.08.2021 с учетом Постановления КС РФ от 22.06.2023 N 34-П по методике указанной в Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2023 по делу N А40-116459/2021 оставленным без изменения Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05.07.2023 г.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что определение подлежит изменению ввиду следующего.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность (части 1, 2 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета территориального государственного внебюджетного фонда) по денежным обязательствам казенных учреждений, определен главой 24.1 Бюджетного кодекса, в частности статьями 242.1 и 242.4. Исполнение таких судебных актов производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), направляемых для исполнения в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений. Функции по организации исполнения исполнительных документов в порядке, установленном статьей 242.4 Бюджетного кодекса, в отношении казенных учреждений субъектов Российской Федерации могут быть возложены как на органы Федерального казначейства, так и на финансовые органы субъекта Российской Федерации.
Законодателем в целях обеспечения реализации законной процедуры расходования бюджетных средств создан особый механизм исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предполагающий волеизъявление взыскателя, выраженное в направлении исполнительных документов в уполномоченный орган.
В случае неисполнения судебного решения лицо, в пользу которого были взысканы денежные средства, вправе с целью компенсации своих финансовых потерь обратиться с заявлением об индексации присужденных денежных средств в порядке, предусмотренном статьей 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, или же с иском о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на взысканную сумму судебных расходов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 25.01.2001 N 1-П и от 23.07.2018 N 35-П, неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, полноценное осуществление данного права невозможно при отсутствии правовых механизмов, с помощью которых выигравшая судебный спор сторона могла бы компенсировать неблагоприятные для нее последствия несвоевременного исполнения судебного акта стороной, спор проигравшей. Одним из таких негативных последствий для стороны, в чью пользу судом взысканы денежные суммы, является обесценивание этих сумм в результате инфляционных процессов, наличие которых в экономике учитывается федеральным законодателем, в частности, при установлении прогнозируемого уровня инфляции в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
Компенсировать влияние инфляции на имущественные правоотношения, складывающиеся между взыскателем и должником, своевременно не исполнившим обязательства, возложенные на него судебным решением, призвана индексация взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда, имеющая целью восстановление покупательной способности причитающихся взыскателю по решению суда денежных средств, утраченной ввиду инфляции в период исполнения должником данного решения, без чего ставилось бы под сомнение само право взыскателя на судебную защиту, означающее возможность не только обратиться в суд, но и получить не формальную, а реальную защиту нарушенных прав и свобод.
В практике Конституционного Суда Российской Федерации институт индексации присужденных денежных сумм расценивается в качестве предусмотренного процессуальным законодательством упрощенного порядка возмещения взыскателю финансовых потерь, вызванных несвоевременным исполнением должником решения суда, когда взысканные суммы обесцениваются в результате экономических явлений. При этом индексация не является мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а представляет собой правовой механизм, позволяющий полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения в условиях инфляционных процессов (определения от 20.03.2008 N 244-О-П и от 06.10.2008 N 738-О-О).
Таким образом, индексация выступает процессуальной гарантией защиты имущественных интересов взыскателя и должника от инфляционных процессов в период с момента вынесения судебного решения до его реального исполнения и направлена на поддержание покупательной способности присужденных денежных сумм.
В соответствии с частью 1 статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 11.06.2022 N 177-ФЗ по заявлению взыскателя или должника арбитражный суд первой инстанции, рассмотревший дело, производит индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда. Если иное не предусмотрено федеральным законом, присужденные денежные суммы индексируются со дня вынесения решения суда или, если решением суда предусмотрена выплата присужденной денежной суммы в предстоящем периоде, с момента, когда такая выплата должна была быть произведена. Если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, для индексации используется официальная статистическая информация об индексе потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Применение статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при исполнении судебных актов об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации требует учета особенностей таких субъектов, как государство и его публично-территориальные образования, которые реализуют функции публичной власти в своих пределах (Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование) и связаны в силу этого необходимостью использовать имеющиеся у них материальные, включая финансовые, средства на цели осуществления их полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П).
Проверив конституционность положений статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22.06.2023 N 34-П указал, что несмотря на то что оспариваемые законоположения создают различные условия для взыскателей в зависимости от лица, выступающего должником, они не могут быть в этой связи признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку из совокупности приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость учета особенностей порядка исполнения решения судов отдельными категориями должников для целей применения механизма индексации денежных сумм, в частности взысканных с публично-правовых образований.
Совершение уполномоченными органами действий по исполнению судебных актов в установленном законом порядке, в соответствии с принципами бюджетного регулирования, в пределах предусмотренных сроков не может расцениваться как несвоевременное исполнение судебного акта, неправомерная задержка его исполнения. Риск же инфляционного обесценивания взысканных денежных сумм зависит от поведения самого взыскателя, и его можно минимизировать, незамедлительно предъявив исполнительный документ к исполнению. В то же время взыскатель, не предъявляя таковой к исполнению в установленном порядке, может способствовать длительному неисполнению судебного акта, а значит, увеличению размера выплат в результате индексации взысканных сумм. Применение индексации без учета особенностей порядка исполнения судебного акта публично-правовым образованием, связывающих начало данной процедуры с волеизъявлением взыскателя, способно привести к злоупотреблениям со стороны последнего и к использованию института индексации присужденных сумм в качестве способа обогащения.
Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что даже с учетом того, что законодателем введен особый порядок индексации денежных сумм, взыскиваемых с должника - публично-правового образования за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и, соответственно, невозможна индексация со дня вынесения судебного акта, нельзя не признать, что статья 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в действующей редакции - в системной связи с положениями пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса - не дает ясного ответа на вопрос о конкретных сроках индексации сумм, взыскиваемых с такого должника, и порождает различное толкование спорного регулирования.
Неоднозначность, неясность, противоречивость правового регулирования неизбежно препятствуют адекватному уяснению установленных законом правил, допускают возможность неограниченного усмотрения судебной власти в процессе их применения, создают предпосылки для избирательного правосудия, чем ослабляют гарантии защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
При таком положении Конституционный Суд Российской Федерации признал положения статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса в их взаимосвязи не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность их нормативного содержания порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и предписал федеральному законодателю незамедлительно принять меры по устранению неопределенности содержания указанных норм в их взаимосвязи.
Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что впредь до внесения федеральным законодателем в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из Постановления N 34-П, исчисление срока индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должно осуществляться начиная со дня поступления исполнительных документов, названных в статье 242.1 Бюджетного кодекса, на исполнение.
Ввиду изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции необоснованно взыскана сумма индексации за период с даты вынесения судебного акта.
Как следует из материалов дела, исполнительный лист ФС 037615265, выданный на основании Постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по настоящему делу предъявлен к исполнению 13.07.2021, исполнение по нему произведено 04.08.2021. Следовательно, с учетом разъяснений, данных в Постановлении КС РФ N 34-П, индексация подлежит взысканию за период с 13.07.2021 по 04.08.2021.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неверно определена формула расчета индекса потребительских цен, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В качестве общего правила для индексации используется официальная статистическая информация об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в Российской Федерации, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Методология расчета оценки ИПЦ описана в Приложении N 2 к Приказу Росстата от 15.12.2021 N 915 "Об утверждении Официальной статистической методологии наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен" (далее - Приказ Росстата N 915).
Целью индексации является восстановление покупательной способности денежной суммы до того уровня, каким он был на момент присуждения.
Исходя из методологии расчета ежемесячного индекса потребительских цен сумма индексации определяется перемножением соответствующих индексов - от индекса за следующий месяц после вынесения решения судом до месяца фактического его исполнения.
Для расчета суммы индексации необходимы: присужденная денежная сумма, период индексации для определения индекса потребительских цен, цифра индекса по региону или по Российской Федерации.
Недопустимость отказа в индексации за неполные периоды прямо закреплена в определениях Верховного Суда Российской Федерации по иным делам (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.03.2015 (вопрос N 9) определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2018 N 47-КГ18-11, определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2015 N 81-КГ14-15). Отсутствие в определении Верховного Суда Российской Федерации указания на методику расчета суммы индексации за неполные месяцы в совокупности с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 40-П от 22.07.2021, согласно которой индексация должна быть произведена с момента присуждения денежных сумм до фактического исполнения решения суда, а также положениями статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, направленными на фактическую реализацию указанных выводов Конституционного Суда Российской Федерации, не может приводить к нарушению права взыскателя на индексацию денежных сумм за неполные месяцы, соответствующие месяцу вынесения и месяцу фактического исполнения судебного акта.
При этом необходимо учитывать, что регистрация цен для расчета индексов согласно Приказу Минэкономразвития и Федеральной службы Государственной статистики от 15.12.2021 N 915, осуществляется с соблюдением равных интервалов времени между такой регистрацией (на конец каждого месяца). В связи с этим определение индекса на определенную дату пропорционально количеству дней в месяце не противоречит методике расчета ИПЦ и в максимальной степени отражает степень изменения цен текущего месяца к предыдущему.
Расчет суммы индексации за каждый полный месяц подлежит расчету по формуле: сумма индексации = присужденная сумма х размер индекса потребительских цен в % - присужденная сумма.
Расчет суммы индексации за неполный месяц подлежит расчету по формуле: сумма индексации = (присужденная сумма x размер индекса потребительских цен в % - присужденная сумма) / количество дней в полном месяце x количество дней, в котором существовала задолженность.
При этом применение в расчете индексов потребительских цен с показателями меньше 100% не соответствует смыслу индексации присужденных денежных сумм, не обеспечивает цель компенсации влияния инфляции на имущественные правоотношения между взыскателем и должником, своевременно не исполнившим обязательство, возложенное на него судебным решением. Такие индексы потребительских цен не должны учитываться, так как в данном случае происходит уменьшение индексируемой суммы, а не ее увеличение, что противоречит целям индексации.
Согласно справочному расчету ответчика, представленному в пояснениях, произведенному на основании вышеизложенной методологии, сумма индексации за период с 13.07.2021 по 04.08.2021 составляет 1 174,18 руб.
Указанный расчет проверен судом апелляционной инстанции и признан верным, в полном объеме учитывающим динамику изменения индексов потребительских цен до даты исполнения судебного акта с учетом фактического количества дней неисполнения судебного акта, и, как следствие, в максимальной степени обеспечивающим баланс интересов сторон при определении суммы индексации присужденных сумм.
Ввиду изложенного, оспариваемое определение подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2023 по делу N А56-47155/2016 изменить, изложив его резолютивную часть следующим образом:
"Взыскать с Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области в пользу ООО "Зеленый дом" 1 174,18 руб. в качестве индексации сумм, присужденных к взысканию решением суда по настоящему делу.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
М.В. Балакир |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-47155/2016
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Зеленый дом"
Третье лицо: МИФНС N23 по СПб
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24942/2024
29.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-21580/2023
16.11.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-28614/2023
29.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10349/2022
25.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4817/2022
25.05.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10325/2022
09.02.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42080/2021
07.06.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14255/20
01.04.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-47155/16
03.09.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8705/19
27.02.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35404/18
21.11.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-47155/16
09.09.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-47155/16
11.07.2016 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-47155/16