город Омск |
|
16 мая 2024 г. |
Дело N А81-12102/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Аристовой Е.В., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тихоновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3623/2024) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.03.2024 по делу N А81-12102/2023 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Мужевская центральная районная больница" (ИНН 8907000906, ОГРН 1028900557135, адрес: 629640, Ямало-Ненецкий автономный округ, Шурышкарский район, село Мужи, улица архангельского, дом 7) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901006041, ОГРН 1028900510297, адрес: 629008, город Салехард, улица Зои Космодемьянской, дом 59) о признании незаконными действий по отклонению заявки на перечисление денежных средств на финансовое обеспечение мероприятия по приобретению медицинского оборудования,
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа - Людкевич Александр Александрович по доверенности от 01.01.2024 N 3 сроком действия до 31.12.2024;
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Мужевская центральная районная больница" (далее - заявитель, Учреждение, ГБУЗ ЯНАО "Мужевская ЦГБ") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании незаконными действий по отклонению заявки на перечисление денежных средств на финансовое обеспечение мероприятия по приобретению медицинского оборудования.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.03.2024 по делу N А81-12102/2023 требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия Фонда по отклонению заявок Учреждения NN 83-2023-00990600-00037, 83-2023-00990600-00038, 83-2023-00990600-00039, 83-2023-00990600-00040, 83-2023-00990600- 00041 на перечисление денежных средств. Суд обязал Фонд устранить нарушения прав и законных интересов Учреждения здравоохранения путем принятия к рассмотрению заявок NN 83-2023-00990600-00037, 83-2023-00990600-00038, 83-2023-00990600-00039, 83-2023-00990600-00040, 83-2023-00990600-00041 и принятия соответствующего решения.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель утверждает о том, что суд первой инстанции неоднократно в определениях предлагал заявителю уточнить заявленные требования, впоследствии суд самостоятельно сформулировал требования, которые Учреждение не заявляло. Ходатайство Учреждения от 17.01.2024 содержало требования "о признании действия Фонда об отказе в перечислении средств незаконным", в то время как суд сформулировал их как требования "об оспаривании действий по отклонению заявки на перечисление денежных средств". Фонд указывает на то, что заявки Учреждения были отклонены по причине направления заявок с нарушением срока, установленного пунктом 13.2 Соглашения и Приказа Минздрава России от 15.04.2021 N 354н "Об утверждении порядка заключения и типовой формы соглашения о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования" (далее - Типовая форма N 354н, Порядок заключения соглашения). Доказательств отсутствия вины Учреждением в материалы дела не представлено. Фонд, действуя на основании пунктов 8, 9, 11.3, 13.2 Типовой формы N 354н и Соглашения, должен был принять решение об отклонение заявок на перечисление средств, действия Фонда, основаны на законе. Утверждает о том, что совокупность условий для признания незаконными действий по отклонению заявок, предусмотренных статьей 201 АПК РФ, отсутствует.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Учреждение, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проводимого с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя подателя жалобы, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между ГБУЗ ЯНАО "Мужевская ЦГБ" и Фондом заключено соглашение о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования от 21.03.2023 N 05-2023-00462 (далее - Соглашение, документ доступен для ознакомления в электронном виде в системе "Мой арбитр", приложение к отзыву Фонда от 08.02.2024).
Согласно пункту 13.2 Соглашения медицинская организация обязуется направить заявку на перечисление средств, предусмотренных на финансовое обеспечение мероприятия медицинской организации, включенного в план мероприятий (далее - заявка на перечисление средств), предусмотренную пунктом 7 Соглашения, с приложением к ней копий документов, указанных в пункте 6 Соглашения, в Фонд в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора, контракта, указанных в пункте 6 Соглашения, но не позднее 15 рабочих дней до дня наступления срока оплаты по указанным договору, контракту и не позднее 1 декабря текущего финансового года.
Впоследствии между ГБУЗ ЯНАО "Мужевская ЦГБ" и Фондом в электронном виде в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования были заключены дополнительные соглашения N 05-2023-00462/1 от 29.06.2023, N 05-2023-00462/2 от 29.09.2023 и N 05-2023-00462/3 от 19.12.2023, в части изменения общего объема средств на финансовое обеспечение мероприятий, предусматриваемых в нормированном страховом запасе Фонда на 2023 год и информации о размере средств, предусмотренных на финансовое обеспечение мероприятий медицинской организации, включенных в план мероприятий, в том числе характеристик мероприятий.
С учетом внесенных изменений, пунктами 51, 54, 56, 57 и 58 Приложения 1 к Соглашению были предусмотрены мероприятия по приобретению следующего медицинского оборудования:
- Аппарат лазерный для резекции и коагуляции, 260500 на сумму 505 000 руб. 00 коп.;
- Гематологический анализатор, 130690 на сумму 1 166 906 руб. 00 коп.;
- Микроскопы бинокулярные, 136360 на сумму 117 226 руб. 00 коп.;
- Коагулометр, 261210 на сумму 365 732 руб. 00 коп.;
- Биохимический автоматический анализатор, 261610 на сумму 637 732 руб. 00 коп.
19.09.2023 ГБУЗ ЯНАО "Мужевская ЦГБ" заключен гражданско-правовой договор бюджетного учреждения N МЦРБ-205/23 на сумму 286 356 руб. 00 коп. на поставку "Система электрохирургическая Аппарат электрохирургический высокочастотный ЭХВЧ-80-"ФОТЕК" по ТУ 9444-012-41747567-2005 в следующем исполнении: ЭХВЧ-80-03-"ФОТЕК" номер в плане мероприятий 83-2023-02-00024 (заявка на перечисление средств 83-2023-00990600-00037).
25.09.2023 заключены гражданско-правовые договоры бюджетного учреждения N МЦРБ-208/23 на сумму 71 138 руб. 67 коп. на поставку "Микроскоп световой стандартный Микромед 1 (2-20 inf.)" (заявка на перечисление средств 83-2023- 00990600-00038): N МЦРБ-209/23 на сумму 2 183 086 руб. 96 коп. на поставку "Анализатор гематологический автоматический MedonicМ-series, модель М32B/ШВЕЦИЯ/Королевство Швеция - в количестве две единицы" (заявка на перечисление средств 83-2023-00990600-00039), "Анализатор показателей гемостаза АПГ2-02П с Принтером/РОССИЯ/Российская Федерация - в количестве две единицы" номер в плане мероприятий 83-2023-02-00038 (заявка на перечисление средств 83-2023- 00990600-00040), "Анализатор биохимический полуавтоматический DIRUI DR7000D/КИТАЙ/Китайская Народная Республика - в количестве две единицы" (заявка на перечисление средств 83-2023-00990600-00041).
В целях перечисления средств, предусмотренных на финансовое обеспечение мероприятий, ГБУЗ ЯНАО "Мужевская ЦГБ" в электронном виде в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования были сформированы и направлены следующие заявки:
- от 02.10.2023 N 83-2023-00990600-00037 (повторно - 03.10.2023 и 23.10.2023) с приложением гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку медицинского оборудования (система электрохирургическая) от 19.09.2023 N МЦРБ205/23;
- от 02.10.2023 N 83-2023-00990600-00038 (повторно - 03.10.2023 и 23.10.2023) с приложением гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку медицинского оборудования (микроскоп) от 25.09.2023 N МЦРБ-208/23;
- от 05.10.2023 N 83-2023-00990600-00039 (повторно - 23.10.2023), N 83-2023- 00990600-00040 (повторно - 23.10.2023) и N 83-2023-00990600-00041 (повторно - 23.10.2023) с приложением гражданско-правового договора бюджетного учреждения на поставку медицинского оборудования (анализаторы) от 25.09.2023 N МЦРБ-209/23.
Фондом данные заявки были не согласованны по причине нарушения сроков подачи заявок по пункту 13.2 Соглашения и отказано в перечислении средств.
Не согласившись с действиями Фонда, ГБУЗ ЯНАО "Мужевская ЦГБ" обратилось в арбитражный суд о признании их незаконными.
05.03.2024 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 6 статьи 26 Закона N 326-ФЗ в составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования
Пунктом 7.1 части 2 статьи 20 Закона 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации обязаны использовать средства нормированного страхового запаса Федерального фонда, нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2021 N 273 (далее - Правила N 273).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 273 средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются на основании заключенного Федеральным фондом и территориальным фондом соответственно с федеральной медицинской организацией и региональной медицинской организацией (далее - медицинские организации) соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, порядок заключения и типовая форма которого утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Пунктом 3 Приказа N 354н установлено, что соглашение заключается в форме электронного документа в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования и подписывается усиленными квалифицированными подписями руководителей фонда или медицинской организации или иных должностных лиц фонда или медицинской организации, уполномоченных действовать от имени фонда или медицинской организации.
Обмен документами, связанными с заключением и исполнением Соглашения, между фондом и медицинской организацией осуществляется в электронном виде в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования (пункт 4 Приказа N 354н).
Как было выше сказано, между Фондом и ГБУЗ ЯНАО "Мужевская ЦГБ" было заключено соглашение о финансовом обеспечении мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования от 21.03.2023 N 05-2023-00462 (с учетом дополнительных соглашений об изменении общего объема средств на финансовое обеспечение мероприятий).
Пункт 6 Соглашения предусматривал, что перечисление средств на финансовое обеспечение мероприятий осуществляется при соблюдении следующих условий:
- для мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации - наличие заявления медицинского работника руководителю Медицинской организации о направлении на дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и наличие у Медицинской организации заключенного с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" договора об образовании на обучение по программе повышения квалификации;
- для мероприятий по приобретению медицинского оборудования - наличие у Медицинской организации заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации контракта на поставку медицинского оборудования.
Перечисление средств на финансовое обеспечение мероприятий осуществляется Фондом в срок не позднее 5 рабочих дней до дня наступления срока оплаты по договору, контракту, указанным в пункте 6 Соглашения, но не ранее 5 рабочих дней со дня получения от медицинской организации заявки (уточненной заявки) на перечисление средств по форме согласно приложению N 2 к Соглашению, являющемся его неотъемлемой частью, отдельно по каждому мероприятию медицинской организации, включенному в план мероприятий, с приложением копий документов, указанных в пункте 6 Соглашения, и по итогам их проверки, проводимой Фондом в соответствии с пунктом 8 настоящего Соглашения (пункт 7).
Пункт 8 Соглашения предусматривает, что проверка заявки на перечисление средств и документов, представленных Медицинской организацией, осуществляется Фондом на предмет:
- соответствия формы, по которой составлена заявка на перечисление, и срокам представления заявки на перечисление средств настоящему Соглашению;
- соответствия размера средств на финансовое обеспечение каждого отдельного мероприятия, указанного в заявке на перечисление средств, размеру средств, указанных в прилагаемых к заявке на перечисление средств документам по соответствующим мероприятиям;
- соответствия состава прилагаемых к заявке на перечисление средств документов требованиям, указанным в пункте 6 настоящего Соглашения;
- в части документов, представленных для мероприятия по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации:
- соответствия сведений о медицинском работнике, направляемом на дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации, о программе повышение квалификации, об образовательной организации, осуществляющей обучение по программе повышения квалификации, в заявлении медицинского работника руководителю Медицинской организации, договоре об образовании на обучение по программе повышения квалификации, плане мероприятий и настоящем Соглашении;
- соответствия сведений о стоимости обучения по программе повышения квалификации в договоре об образовании на обучение по программе повышения квалификации, плане мероприятий и настоящем Соглашении;
- в части документов, представленных для мероприятия по приобретению медицинского оборудования:
- соответствия сведений об оборудовании в контракте на поставку медицинского оборудования, в настоящем Соглашении и в плане мероприятий;
- не превышения стоимости приобретения медицинского оборудования в соответствии с контрактом на поставку медицинского оборудования размера финансового обеспечения указанного мероприятия в соответствии с планом мероприятий и настоящим Соглашением.
Фонд в течение 5 рабочих дней со дня получения от медицинской организации заявки на перечисление средств и прилагаемых к ней документов, в случае наличия по итогам проверки, проведенной Фондом в соответствии с пунктом 8 Соглашения, замечаний к заявке на перечисление средств и (или) прилагаемым к ней документам, направляет медицинской организации протокол, составленный по форме согласно приложению N 3 к Соглашению, являющемся его неотъемлемой частью (пункт 9).
Согласно пункту 13.2 Соглашения медицинская организация обязуется направить заявку на перечисление средств, предусмотренных на финансовое обеспечение мероприятия медицинской организации, включенного в план мероприятий, предусмотренную пунктом 7 Соглашения, с приложением к ней копий документов, указанных в пункте 6 Соглашения, в Фонд в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора, контракта, указанных в пункте 6 Соглашения, но не позднее 15 рабочих дней до дня наступления срока оплаты по указанным договору, контракту и не позднее 1 декабря текущего финансового года.
Оценивая положения Приказа N 354н и Соглашения, заключенного на его основании, суд апелляционной инстанции полагает, что таковые направлены на соблюдение прав медицинской организации на подготовку и представление требуемых документов Фонду, а также соблюдение прав Фонда, в частности, предусмотренного Типовой формой 354н и Соглашением срока на проверку представленной документации.
При этом сроки подачи заявки также взаимосвязаны со сроками оплаты по договорам.
Из материалов настоящего дела следует, что в рамках выполнения запланированных Соглашением мероприятий по покупке медицинского оборудования ГБУЗ ЯНАО "Мужевская ЦГБ" заключило 3 договора:
- договор от 19.09.2023 N МЦРБ-205/23 на поставку "Система электрохирургическая Аппарат электрохирургический высокочастотный ЭХВЧ-80-"ФОТЕК" по ТУ 9444-012-41747567-2005 в следующем исполнении: ЭХВЧ-80-03-"ФОТЕК", предусматривающий, что поставка оборудования должна осуществиться со дня подписания договора до 31.10.2023. Срок оплаты товара по факту поставки оборудования в срок не более 7 рабочих дней со дня подписания сторонами структурированного документа о приемке в порядке частей 13, 14 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе (пункт 8.5);
- договор от 25.09.2023 N МЦРБ-208/23 на поставку "Микроскоп световой стандартный Микромед 1 (2-20 inf.)", предусматривающий, что поставка оборудования должна осуществиться со дня подписания договора до 30.10.2023. Срок оплаты товара по факту поставки оборудования в срок не более 7 рабочих дней со дня подписания Сторонами структурированного документа о приемке в порядке частей 13, 14 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе (пункт 8.5);
- договор от 25.09.2023 N МЦРБ-209/23 на поставку "Анализатор гематологический автоматический MedonicМ-series, модель М32B/ШВЕЦИЯ/Королевство Швеция - в количестве две единицы", предусматривающий, что поставка оборудования и услуги по сборке, установке, монтажу и вводу в эксплуатацию оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика должны осуществиться со дня подписания договора по 30.11.2023. Оплата по договору осуществляется по факту поставки всего оборудования, предусмотренного спецификацией, и оказания услуг в срок не более 7 рабочих дней со дня подписания сторонами структурированного документа о приемке в порядке частей 13, 14 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе (пункт 7.5).
Материалами дела подтверждает и заявителем по существу не оспаривают обстоятельства нарушения сроков подачи заявок в Фонд.
Так, заявка по договору от 19.09.2023 N МЦРБ-205/23 подана 02.10.2023 N 83-2023-00990600-00037 (повторно - 03.10.2023 и 23.10.2023), заявка по договору от 25.09.2023 N МЦРБ-208/23 подана 02.10.2023 N 83-2023-00990600-00038 (повторно - 03.10.2023 и 23.10.2023, заявка по договору от 25.09.2023 N МЦРБ-209/23 подана 05.10.2023 N 83-2023-00990600-00039 (повторно - 23.10.2023),N 83-2023- 00990600-00040 (повторно - 23.10.2023) и N 83-2023-00990600-00041 (повторно - 23.10.2023).
Из пояснений Учреждения, признающего факт нарушения срока, установленного пунктом 13.2 Соглашения, следует, что причиной нарушения срока явилась болезнь главного бухгалтера.
В апелляционной жалобе Фонд настаивает на том, что нарушение срока, установленного пунктом 13.2 Соглашения, являлось правомерным основанием для отклонения заявок на перечисление средств, а действия Фонда соответствуют закону.
Поддерживая выводы Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в настоящем случае допущенное нарушение срока не влекло нарушение прав Фонда, так как не влекло сокращение времени, предусмотренного для проведения заинтересованным лицом проверочных мероприятий.
Допущенное нарушение срока направление заявок также не влекло нарушение сроков оплаты по договорам, так как сроки поставки были определены до 31.10.2023, 31.11.2023.
Отказ Фонда в перечислении средств на покупке медицинского оборудования основан на формальном нарушении, допущенном Учреждением, в силу чего не может быть признан судом правомерным.
Судом первой инстанции обоснованно указано на то, что в силу абзаца 3 пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.
Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (абзац 4 указанного постановления Пленума).
Материалами дела подтверждается и Фондом не оспариваются обстоятельства того, что приобретаемое в рамках заключенных договоров медицинское оборудование было предусмотрено Соглашением (с учетом дополнительных соглашений) и единственным основанием для отказа в перечисления Учреждению денежных средств явились обстоятельства допущенной незначительной просрочки времени подачи заявок.
Вопреки позиции Фонда, приводимые им положения пунктов 8, 9, 11.3, 13.2 Типовой формы N 354н и Соглашения не содержат указания на прямую обязанность Фонда по отказу в отклонении заявок на перечисление средств в случае пропуска срока.
В свою очередь, отказ в перечислении денежных средств на покупку медицинского оборудования по формальным основаниям нарушает права Учреждения.
По убеждению суда, допущенное нарушение не соотносимо с правовыми последствиями в виде отклонения заявок.
Доводы подателя жалобы относительно того, что суд первой инстанции суд самостоятельно сформулировал требования, которые Учреждение не заявляло, отклоняются по следующим мотивам.
По смыслу статей 9, 12 ГК РФ, пункта 4 части 2 статьи 125 АПК РФ выбор способа защиты нарушенного права является прерогативой истца (заявителя). Суд не вправе самостоятельно изменять предмет или основание иска, а должен принять решение только по заявленным требованиям и может выйти за их пределы лишь в тех случаях, когда это предусмотрено действующим законодательством (определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 16-КГ18-44).
В то же время, по смыслу разъяснений, содержащихся пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", в случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса суд не должен отказывать в иске ввиду неправильного указания норм права, в этом случае суд определяет, из какого правоотношения возник спор и какие нормы подлежат применению (что соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.11.2016 N 305-ЭС14-5756).
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 8, 11, 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству", в процессе подготовки дела к судебному разбирательству судья определяет предмет доказывания и достаточность представленных доказательств.
При определении того, какие факты, указанные сторонами, имеют юридическое значение для дела и имеется ли необходимость в истребовании доказательств или представлении дополнительных доказательств, суд руководствуется нормами права, которые регулируют спорные правоотношения.
Если это необходимо, судья может предложить истцу уточнить свои требования и обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование этих требований, а ответчику - суть возражений и их основания; выяснить, какие обстоятельства дела являются спорными, какие доказательства стороны считают достоверными, а какие - недостоверными, какие доказательства, кому и в какой срок необходимо дополнительно представить, не требуется ли для этого оказание содействия со стороны суда; рассмотреть вопрос о замене ненадлежащего ответчика и пр.
В условиях закрепленного современным правопорядком непрофессионального процесса формальное рассмотрение ошибочно сформулированных исковых требований без учета очевидной направленности материально-правового интереса истца входит в противоречие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11.11.2014 N 28-П, о том, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения, которое согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" является актом правосудия, окончательно разрешающим дело.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа о том, что материально-правовой интерес ГБУЗ "МЦРБ", заявленный им к судебной защите в настоящем деле, а также приведенная в связи с ним аргументация с очевидностью была направлена на восстановление нарушенных прав в виде принятия и рассмотрения отклонённых заявок на перечисление денежных средств.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Распределения судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины в порядке статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы не осуществляется, в силу освобождения Фонда от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.03.2024 по делу N А81-12102/2023 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-12102/2023
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Мужевская центральная районная больница"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа