город Ростов-на-Дону |
|
21 мая 2024 г. |
дело N А01-1181/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
прокуратуры Республики Адыгея, Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.02.2024 по делу
N А01-1181/2022
по заявлению некоммерческой организации "Адыгейский республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
к Управлению Федерального казначейства по Республике Адыгея
при участии третьих лиц: прокуратуры Республики Адыгея, министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис"; индивидуального предпринимателя Проэктора Александра Львовича, общества с ограниченной ответственностью "Кубаньмехстрой", общества с ограниченной ответственностью "Эпюра", общества с ограниченной ответственностью "ЮгСтрой-Сервис", общества с ограниченной ответственностью "Стройком-М", товарищества собственников жилья "Космос", общества с ограниченной ответственностью "М-Строй", общества с ограниченной ответственностью "Перспектива", общества с ограниченной ответственностью "Константа СП", общества с ограниченной ответственностью "Теплотехник", общества с ограниченной ответственностью "ЮгМонтажСтрой", общества с ограниченной ответственностью "Газмонтаж"
о признании представления незаконным в части,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Адыгейский республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - заявитель, фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея к Управлению Федерального казначейства по Республике Адыгея (далее - управление, казначейство, УФК по Республике Адыгея) с заявлением о признании установленного нарушения пунктом 3 в части принятия и оплаты работ, не относящихся к работам по капитальному ремонту отмосток и приямков, на общую сумму 2 545 227 рублей 15 копеек и корреспондирующего ему требование пункта 2 представления об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации от 28.12.2021 N 76-16-27/3275, незаконным.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 19.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис", индивидуальный предприниматель Проэктор Александр Львовича общество с ограниченной ответственностью "Кубаньмехстрой", общество с ограниченной ответственностью "Эпюра", общество с ограниченной ответственностью "ЮгСтрой-Сервис", общество с ограниченной ответственностью "Стройком-М", товарищество собственников жилья "Космос", общество с ограниченной ответственностью "М-Строй", общество с ограниченной ответственностью "Перспектива", общество с ограниченной ответственностью "Константа СП", общество с ограниченной ответственностью "Теплотехник", общество с ограниченной ответственностью "ЮгМонтажСтрой", общество с ограниченной ответственностью "Газмонтаж".
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.04.2023 к участию в деле привлечена прокуратура Республики Адыгея.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 02.11.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечено министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.02.2024 признано недействительным установленное нарушение пунктом 3 в части принятия и оплаты работ, не относящихся к работам по капитальному ремонту отмосток и приямков, на общую сумму 2 545 227 рублей 15 копеек и корреспондирующее ему требование об устранении выявленных нарушений пункта 2 Представления Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея от 28.12.2021 N 76-16-27/3275.
Не согласившись с принятым судебным актом, прокуратура Республики Адыгея, УФК по Республике Адыгея обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы прокуратуры Республики Адыгея сводятся к тому, что из системного анализа положений статей 161, 166, 169, 170, 174, 179, 182, 190 ЖК РФ, "Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, приложения N 7 "Перечня работ, относящихся к текущему ремонту" Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пункта 3.1, пунктов 2, 3, 7 приложения Б "ГОСТ Р 56535-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов. Общие требования" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 29.07.2015 N 1005-ст), учитывая правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2021 N 303-ЭС21-15526, следует, что работы по ремонту отмосток, приямков относятся к текущему ремонту. Невыполнение работ по текущему ремонту управляющей организацией не дает право фонду капитального ремонта за счет средств капитального ремонта осуществлять работы по текущему ремонту в целях устранения последствий ненадлежащего содержания и технического обслуживания дома, а вышеуказанные дополнительные виды работы не установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и в рассматриваемом случае собственниками помещений МКД в предусмотренном статьей 189 ЖК РФ порядке не принималось решение о включении данных работ в перечень работ по капремонту с одновременным увеличением финансирования.
Доводы апелляционной жалобы УФК по Республике Адыгея сводятся к тому, что средства фондов капитального ремонта могут использоваться исключительно на работы, являющиеся работами по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, то есть использование Региональным оператором указанных средств на работы по текущему ремонту свидетельствует о нецелевом использовании средств собственников помещений (государственной поддержки, муниципальной поддержки). Отмостки, приямки относятся к общему имуществу МКД, обязанность по обеспечению надлежащего содержания которого, в том числе по проведению необходимого текущего ремонта, согласно требованиям Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 входит в стандарты управления МКД. Поскольку данные работы не относятся к видам работ по капитальному ремонту МКД, включенных в региональную программу, Региональным оператором произведено нецелевое использование средств фонда капитального ремонта на общую сумму 2 545 277, 15 рублей, в связи с чем Управление считает представление N 76-16-27/3275 от 28.12.2021 законным не противоречащим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея и некоммерческая организация "Адыгейский республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу казначейства - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, УФК по Республике Адыгея на основании приказа от 22.09.2021 N 76-01-03/192 "О назначении плановой выездной проверки в Некоммерческой организации "Адыгейский республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" и на основании пункта 11 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея (Адыгея) в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в период с 30.09.2021 по 16.11.2021 в отношении Некоммерческой организации "Адыгейский республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" проведена выездная проверка по теме: "Проверка использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, у региональных операторов в 2019-2020 годах".
В ходе контрольного мероприятия выявлен ряд нарушения, в том числе, нарушение пункта 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 2 статьи 190 ЖК РФ региональным оператором за счет средств фондов капитального ремонта осуществлены работы, не предусмотренные перечнем услуг и (или) работ по капитальному ремонту, на общую сумму 2 545 227,15 рублей, а именно в 2019 году региональным оператором проведен капитальный ремонт отмосток на общую сумму 895 847,49 рублей, в 2020 году региональным оператором проведен капитальный ремонт приямков на общую сумму 256 089,23 рублей, а также ремонт отмосток на общую сумму 1 393 290,43 рублей.
В связи с выявлением нарушений УФК по Республике Адыгея в адрес фонда направлено представление N 17-16-27/3275 от 28.12.2021, в котором указано на необходимость принять меры по устранению причин и условий нарушений, в том числе, путем возмещения денежных средств на единый общий счет для аккумулирования взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, использованных не по целевому назначению, а именно, на оплату работ по ремонту отмосток и приямков на общую сумму 2 545 227, 15 рублей, не предусмотренных перечнем услуг и (или) работ по капитальному ремонту.
Полагая, что выданное казначейством представление в части пункта 3 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, фонд обратился в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый акт, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 АПК РФ, пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как следует из части 1 статьи 174 ЖК РФ, средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 названного Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Согласно статье 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома (часть 1); нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен и другими видами услуг и (или) работ (часть 2).
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт", которые содержатся в ведомственных строительных нормах: ВСН 58-88 (р), Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, (далее - Положение МДС 13-14.2000), Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - МДС 13-1.99), Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, утвержденная Постановлением Госстроя Российской Федерации от 17.12.1999 N 79.
В соответствии с пунктами 5.1, 5.2 ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта; улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.
На основании пункта 4.1 ВСН 58-88 (р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом Приложении N 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в Приложении N 7.
Пунктом 3.1 Положения МДС 13-14.2000 предусмотрено, что ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.
В силу пунктов 3.4, 3.11 Положения МДС 13-14.2000 к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей, а к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений - работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и другое).
Перечень работ по текущему ремонту содержится в Приложении N 3, по капитальному ремонту - в Приложении N 8, которым определено, что частичная перекладка (до 10%), а также усиление каменных фундаментов и подвальных стен, не связанное с надстройкой здания или дополнительными нагрузками от вновь устанавливаемого оборудования, частичная (свыше 10% от общей площади кровли) или сплошная смена или замена всех видов кровли, частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов и их оснований, полная смена ветхих оконных и дверных блоков, частичная или сплошная смена лестничных площадок, пандусов и крылец, смена облицовки стен в объеме более 10% общей площади облицованных поверхностей, ремонт и возобновление облицовки площадью более 10% облицованной поверхности, полная перекладка всех типов отопительных печей, дымовых труб и их оснований, смена износившихся участков сети (более 10%), ремонт и восстановление кабельных каналов относятся к капитальному ремонту.
Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению преждевременного износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. Капитальный ремонт - это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением.
В состав капитального ремонта включаются также работы, по характеру относящиеся к текущему ремонту, но выполняемые в связи с производством капитального ремонта. Капитальный ремонт подразделяется на: - ремонт, охватывающий все здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется физический и моральный износ; - выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Адыгея постановлением кабинета Министров Республики Адыгея от 31.12.2013 N 331 утверждена республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014 - 2047 годы (далее - Региональная программа).
Региональная программа включает в себя перечень всех многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках Региональной программы; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с частью 3 статьи 179 ЖК РФ денежные средства, полученные региональным оператором и образующие фонд капитального ремонта, учитываются на счетах регионального оператора, открытых для размещения средств фондов капитального ремонта, и могут использоваться только в целях, указанных в статье 174 ЖК РФ. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определен в статье 166 ЖК РФ.
Согласно ГОСТ Р 51929-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами" капитальный ремонт предусматривает замену одной, нескольких или всех систем инженерного оборудования, а также приведение в исправное состояние всех конструктивных элементов дома, характеризующееся отсутствием отдельных несоответствий конструкций какому-либо параметру, установленному проектом или нормативным документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН) и повреждений, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности.
В соответствии с подпунктами 1, 2 Перечня основных работ, проводимых при капитальном ремонте, являющегося Приложением "Б" к "СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта" ремонт отмостки относится к капитальному ремонту стен и фасада, ремонт приямков, входов в подвал - к капитальному ремонту фундаментов, подвалов.
В рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, однако, для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта.
Указанная позиция также находит свое подтверждение в Определении Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 302-ЭС21-24675 по делу N А69-1521/2020.
Фонд является исполнителем Региональной программы и, основываясь на ее содержании, организует работы по капитальному ремонту общего имущества в МКД, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Во исполнение Региональной программы, фонд выступил техническим заказчиком по спорным объектам и заключил с подрядными организациями следующие договоры:
- N 207600000012000044 от 07.05.2020 года с ООО "Теплотехник". Общая стоимость в соответствии с актами выполненных работ составила 1 445 576, 00 рублей. Из них выполнены работы по адресам:
- Поселок Цветочный, улица Победы, 4 - капитальный ремонт фундамента, в том числе устройство отмостки на сумму 28 878 рублей;
- Поселок Цветочный, улица Буденного, 6 - капитальный ремонт фундамента, в том числе устройство отмостки на сумму 24 835 рублей;
- Поселок Цветочный, улица Победы, 3 - капитальный ремонт фундамента, в том числе устройство отмостки на сумму 42 990 рублей;
- Поселок Цветочный, улица Шоссейная, 1 - капитальный ремонт фундамента, в том числе устройство отмостки на сумму 22 580 рублей;
- Поселок Цветочный, улица Победы, 6- капитальный ремонт фундамента, в том числе устройство отмостки на сумму 35 460 рублей;
- Поселок Цветочный, улица Победы, 5 - капитальный ремонт фундамента, в том числе устройство отмостки на сумму 34 677 рублей;
- Поселок Цветочный, улица Школьная, 7 - капитальный ремонт фундамента, в том числе устройство отмостки на сумму 103 800 рублей;
- Поселок Цветочный, улица Школьная, 2 - капитальный ремонт фундамента, в том числе устройство отмостки на сумму 36 988 рублей;
- Поселок Цветочный, улица Школьная, 6 - капитальный ремонт фундамента, в том числе устройство отмостки на сумму 101 343 рублей;
- Поселок Тимирязево, улица Молодежная, 10 - капитальный ремонт фундамента, в том числе устройство отмостки на сумму 55 040 рублей;
- Поселок Тимирязево, улица Молодежная, 9 - капитальный ремонт фундамента, в том числе устройство отмостки на сумму 73 534,53 рублей;
- Поселок Тимирязево, улица Молодежная, 13 - капитальный ремонт фундамента, в том числе устройство отмостки на сумму 61 680 рублей;
- Поселок Тимирязево, улица Молодежная, 4 - капитальный ремонт фундамента, в том числе устройство отмостки на сумму 109 602,73 рублей.
N РТС201А200050 (Д) от 31.08.2020 с ООО "Теплотехник". Общая стоимость в соответствии с актами выполненных работ составила 1 782 028 рублей. Из них выполнены работы по адресам:
- Поселок Тульский, улица Мира, 36 - капитальной ремонт фундамента и подвального помещений на сумму - 364 359 рублей, в том числе устройство отмостки на сумму 64 334,97 рублей;
- Поселок Победа, улица Шоссейная, 75а - капитальный ремонт фундамента, в том числе устройство отмостки на сумму 67 167 рублей.
N 207600000011900016 от 27.06.2019 с ИП Проэктор А.Л. Выполнены работы по капитальному ремонту фундамента многоквартирного дома, расположенного по адресу: Майкопский район, поселок Табачный, улица Шоссейная, 31, в том числе устройство отмостки на сумму 42 172 рублей.
N ЕП-11-СМР-2019 от 01.09.2019 с ООО "Юг-Строй-Сервис". Выполнены работы по капитальному ремонту фундамента многоквартирного дома, расположенного по адресу: Майкопский район, поселок Табачный, улица Шоссейная, 51, в том числе устройство отмостки на сумму 70 980 рублей.
Как указывает фонд, в вышеуказанных МКД в процессе проведения осмотра и разработки сметной документации на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов выявлены нарушения предельно допустимых характеристик надежности и безопасности отмостки. Отсутствие ее ведет к разрушению фундамента дома и значительному ухудшению технического состояния дома. Фактически речь не шла о необходимости устранить просадку и щели в отмостке, а присутствовала необходимость полного его устройства в связи с тем, что такой конструктивный элемент в процессе эксплуатации разрушился полностью и визуально фактически отсутствовал.
Выполнялись работы по разработке грунта (устройство корыта), устройству подстилающих и выравнивающих слоев основания из песчано-гравийной смеси, армированию и устройству отмостки. Соответственно состав работ полностью совпадает с составом работ по устройству отмостки при новом строительстве.
Фактическое состояние отмосток в данных многоквартирных домах не соответствует перечню работ по содержанию жилых домов, утвержденных Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, так в соответствии с приложением N 4 к работам, выполняемым при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период относится ремонт просевших отмосток. В соответствии с приложением N 7 к перечню работ по текущему ремонту относится устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы. В данных случаях отсутствовали проседания и местные деформации отмосток, в связи с тем, что отсутствовала сама отмостка как конструктивный элемент.
N 207600000012000082 от 10.07.2020 года с ИП Проэктор А.Л. Выполнены работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения, фасада и подвального помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Город Майкоп, улица Димитрова, 11/4 на общую сумму 1 359 435 рублей, в том числе устройство отмостки на сумму 20 864, 17 рублей.
N 207600000011900017 от 26.04.2019 года с ООО "Стройсервис".
В многоквартирном доме, расположенном по адресу: Красногвардейский район, аул Хатукай, улица Первомайская, 4 выполнены работы по капитальному ремонту крыши, подвального помещения, утеплению фасада и установке общедомовых (коллективных) узлов учета потребленных ресурсов на общую сумму - 1 331 549 рублей, в том числе устройство отмостки на сумму 91 473, 88 рублей.
N 207600000011900059 от 19.08.2019 года с ООО "КубаньМехСтрой". Выполнены работы по капитальному ремонту и утеплению фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тахтамукайский район, аул Тахтамукай, улица Совмена, 11 на общую сумму 622 942 рублей, в том числе устройство отмостки на сумму 41 38, 48 рублей.
N РТС201А200017 (Д) от 06.04.2020 года с ООО "КубаньМехСтрой". Выполнены работы по капитальному ремонту крыши и фундамента многоквартирного дома, расположенного по адресу: Гиагинский район, станица Гиагинская, улица Горького, 9 на общую сумму 1 326 791 рублей, в том числе устройство отмостки на сумму 80 296 рублей.
N 207600000011900060 от 10.08.2019 года с ООО "Эпюра". Выполнены работы в 2 многоквартирных домах по адресам:
- Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, улица Заводская, 14. Выполнены работы по капитальному ремонту фасада на сумму - 786 105 рублей, в том числе устройство отмостки на сумму 64 403, 35 рублей.
- Тахтамукайский район, пгт. Яблоновский, улица Пушкина, 39. Выполнены работы по капитальному ремонту фасада на сумму - 598 677 рублей, в том числе устройство отмостки на сумму 57 993, 32 рублей.
N 207600000011900023 от 03.06.2019 года с ИП Проэктор А.Л. Выполнены работы по капитальному ремонту фундамента многоквартирного дома, расположенного по адресу: поселок Тульский, улица Шоссейная, 11 на общую сумму 98 025 рублей, в том числе по устройству отмостки на сумму 33 215, 76 рублей.
N РТС201А190018 (Д) от 10.08.2019 года с ИП Проэктор А.Л. Выполнены работы по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: Город Майкоп, улица Жуковского, 66 на общую сумму 4 403 506, 40 рублей, в том числе устройство отмостки на сумму 184 425, 13 рублей.
N РТС201А200040 (Д) от 11.06.2020 с ООО "Стройком-М". Выполнены работы по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: Кошехабльский район, поселок Чехрак, улица Шоссейная, 18 на общую сумму 287 298 рублей, в том числе устройство отмостки на сумму 48 125, 71 рублей.
N РТС201А20005ЦД) 10.09.2020 с ООО "Консонанта СП". Выполнены работы по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, фасада, подвального помещения и установке общедомового (коллективного) узла учета тепловой энергии многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Адыгея, п.г.т. Энем, ул. Красная, 18 на общую сумму 2 114 166 рублей. Из них стоимости работ по устройству отмостки 183 542, 10 рублей, световых приямков 43 169, 78 рублей.
N РТС201А200047 (Д) от 17.08.2020 с ООО "Югмонтажстрой". Выполнены работы по капитальному ремонту крыши и фасада многоквартирного дома по адресу: Тахтамукайский район, улица Красная, 24 на общую сумму 2 278 720 рублей, из них устройство отмостки на сумму 148 518, 10 рублей.
Как указывает Фонд, в вышеуказанных МКД устройство отмостки в многоквартирных домах выполнялось в комплексе с другими элементами фасада здания. В рамках исполнения договоров было проведено восстановление отмосток по всему периметру многоквартирных домов, работы выполнялись в полном соответствии с технологией возведения новой по всему периметру здания, в связи со значительным физическим износом и аварийным состоянием конструктивного элемента.
Работы выполнены в полном объеме, что позволило значительно уменьшить износ зданий и увеличить нормативные сроки эксплуатации конструктивных элементов.
N 207600000012000015 от 10.03.2020 года с ИП Проэктор А.Л. Выполнены работы по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: Город Майкоп, улица Железнодорожная, 158 на общую сумму 2 765 224 рублей, в том числе устройство световых приямков на сумму 34 352, 45 рублей.
N ЕП-15-СМР-2020 от 17.07.2020 с ООО "КубаньМехСтрой". Выполнены работы по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: Теучежский район, аул Понежукай, улица Октябрьская, 36 на общую сумму 95 714 рублей, в том числе устройство световых приямков на сумму 433, 49 рублей.
N РТС 201А200019 (Д) от 17.04.2020 с ООО "Юг-Строй-Сервис". Выполнены работы по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: Город Майкоп, улица Жуковского, 5 на общую сумму 1 239 460 рублей, в том числе устройство световых приямков на сумму 11 285, 02 рублей.
N РТС201А200040 (Д) от 11.06.2020 с ООО "Стройком-М". Выполнены работы по капитальному ремонту крыши, внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, фасада и подвального помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Кошехабльский район, поселок Майский, улица Заводская, 35 на общую сумму 1 893 807 рублей, в том числе устройство световых приямков на сумму 7 579, 49 рублей.
N РТС201А200006 (Д) от 24.03.2020 с ООО "М-строй". Выполнены работы в 2 многоквартирных домах по адресам:
Город Майкоп, улица Первомайская, 205. Выполнены работы по капитальному ремонту и утеплению фасада на общую сумму 1 072 763 рублей, из которых ремонт световых приямков - 23 235,43 рублей.
Город Майкоп, улица Ленина, 16. Выполнены работы по капитальному ремонту и утеплению фасада на общую сумму 1 017 0510 рублей, из которых ремонт световых приямков - 35 496,73 рублей.
N РТС201А200031 (Д) от 26.05.2020 года с ООО "Перспектива". Выполнены работы по капитальному ремонту крыши и фасада многоквартирного дома по адресу:
г. Майкоп, ул. Школьная, д. 176. Общая стоимость работ по капитальному ремонту фасада 1 142 219,33 рублей, из них обустройство приямков на сумму 76 422, 97 рублей.
N РТС201А200032 (Д) от 01.06.2020 года с ООО "Перспектива". Выполнены работы в 2 многоквартирных домах по адресам:
Город Майкоп, улица Краснооктябрьская, д. 18. Выполнены работы по капитальному ремонту фасада на общую сумму 2 294 580 рублей, из них обустройство приямков на сумму 16 240, 39 рублей.
Город Майкоп, поселок Подгорный, улица Ленина д. 62. Выполнены работы по капитальному ремонту фасада на общую сумму 353 258 рублей, из них обустройство приямков на сумму 7 87, 48 рублей.
Как указывает фонд, в вышеуказанных МКД ремонт световых приямков проводился в составе комплексного ремонта фасада, выполнялся ремонт всех элементов фасада здания. Проведение работ по ремонту световых приямков позволило улучшить технические характеристики многоквартирного дома, обеспечить необходимый уровень естественного освещения и проветривания подвального помещения, исключить попадание в него природных осадков. Кроме того, ремонт всех элементов фасада без устройства световых приямков не позволит обеспечить необходимый эстетический внешний вид, разрушенные конструкции не позволят считать капитальный ремонт фасада завершенным. Отдельный ремонт световых приямков, без проведения работ по восстановлению других элементов фасада в рамках капитального ремонта не проводится.
N ЕП-1-СМР-2019 от 05.05.2019 года с ООО "Стройком-М". Выполнены работы по капитальному ремонту внутридомовой инженерной системы водоотведения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Шовгеновский район, аул Хакуринохабль, улица Шовгенова, 20 на общую сумму 44 672 рублей, в том числе устройство отмостки на сумму 837,31 рублей.
Как указывает фонд, ремонт отмостки в данном МКД выполнен в рамках проведения работ по замене внутридомовой инженерной системы водоотведения, и заключался в восстановлении 1 кв. м покрытия, разобранного для замены подземного трубопровода.
N 207600000012000118 от 26.10.2020 с ООО "Газмонтаж". Выполнены работы по капитальному ремонту фундамента многоквартирного дома по адресу: Гиагинский район, станица Гиагинская, ул. Горького, д. 7 на сумму 726 975 рублей, в том числе устройство отмостки на сумму 49 033, 93 рублей.
Подрядные организации выполнили свои обязательства, передали результаты работ фонду, а фонд их принял и оплатил. Акты приемки выполненных работ подписаны без замечаний, в том числе представителями муниципальных образований.
Также собственниками помещений указанных многоквартирных домов подтверждена необходимость ремонта отмосток и приямков, указанные работы собственники согласились оплатить, что следует из подписания представителями собственников помещений актов приемки выполненных работ.
Согласно части 2 статьи 166 ЖК РФ нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен и другими видами услуг и (или) работ.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ. Такие требования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985" (далее - постановление N 815).
Пункты 6.1, 9.18, 10.4 СП 54.13330.2016 относятся к работам по устранению образовавшихся трещин, в том числе на фасаде здания, по отмостке, цоколю, устройству приямков, герметизации межпанельных швов и в соответствии с постановлением N 815 относятся к перечню национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ.
Кроме того, проведенный капитальный ремонт, начиная с момента окончания работ по конструктивному элементу, должен гарантировать минимальную продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов в соответствии с межремонтными сроками, установленными в Приложении N 3 ВСН 58-88 (р), утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения". Необходимый объем работ по каждому конструктивному элементу, гарантирующий указанную минимальную продолжительность эффективной эксплуатации, определяется при проектировании работ по капитальному ремонту, на основании результатов обследования технического состояния дома в соответствии с оценкой физического износа, с учетом факта достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности.
Отсутствие отмостки ведет к разрушению фундамента дома и значительному ухудшению технического состояния дома. Без проведения данных работ имеется большая опасность потери работоспособности ограждающих конструкций, и последующего обрушения при увеличении трещин.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.12.2022 по делу N А10-482/2022.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о наличии совокупности оснований для удовлетворения заявленных фондом требований.
Доводы жалобы прокуратуры сводятся к тому, что работы по ремонту отмосток, приямков относятся к текущему ремонту. Аналогичные доводы содержатся в жалобе казначейства, в которой указано, что использование региональным оператором денежных средств на работы по текущему ремонту свидетельствует о нецелевом использовании средств собственников помещений (государственной поддержки, муниципальной поддержки).
Давая правовую оценку указанным доводам, апелляционный суд учитывает следующее.
Как указано выше, согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями. Согласно пункту 2.4.2. Правил N 170 при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.
Пунктом 5.1 Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 (далее - Приказ) предусмотрено, что капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение; недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. В соответствии с пунктом 5.11 Приказа, эффективность капитального: ремонта и реконструкции зданий или объектов должна определяться сопоставлением; получаемых экономических и социальных результатов с затратами, необходимыми для их достижения. При этом, экономические результаты должны выражаться в устранений физического износа и экономии эксплуатационных расходов, а при реконструкции - также в увеличении площади, объема предоставляемых услуг, пропускной способности и т.п. Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению преждевременного износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. Капитальный ремонт - это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением. В состав капитального ремонта включаются также работы, по характеру относящиеся к текущему ремонту, но выполняемые в связи с производством капитального ремонта. Капитальный ремонт подразделяется на: ремонт, охватывающий все здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется, физический и моральный износ; выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ. Из анализа совокупности правовых актов, регулирующих выполнения строительных работ, следует, что к текущему ремонту относятся работы по предупреждению износа, поддержанию и своевременному предохранению эксплуатационных качеств объектов на систематической основе путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. К капитальному ремонту относятся работы, направленные на восстановление первоначальных эксплуатационных качеств объектов путем замены изношенных элементов, в том числе, на более долговечные и экономичные.
При этом из вышеуказанных нормативных положений также следует, что в рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, однако, для квалификации проведенных работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объем работ и последствия для объекта.
Управляющая организация обязана выполнять текущий ремонт отмостки и приямков, который выражается, например, в заделке имеющихся трещин, а также замене части отмостки и приямков. В случае не исполнения управляющей организацией ремонта отмостки или приямков, она может прийти в полную негодность, в связи с чем потребуется ее полная замена, а полная замена одного из конструктивных элементов дома' относится к капитальному ремонту. Невыполнение управляющей организацией ее обязанностей по ремонту отмостки и приямков не может служить основанием для отказа проведения капитального ремонта в случае полного их разрушения. Кроме того, как указывает фонд, в части многоквартирных домов на время проведения работ отсутствовали обслуживающие организации (управляющие компании), способы управления собственниками не выбраны. Фактически отсутствуют организации занимающиеся управлением и текущим ремонтом многоквартирных домов.
Таким образом, были выполнены работы, направленные на восстановление первоначальных эксплуатационных качеств объектов путем замены изношенных элементов, что и является капитальным ремонтом, а не текущим.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда от 08.02.2024 и удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
Доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 08.02.2024 по делу N А01-1181/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1181/2022
Истец: Некоммерческая организация "Адыгейский республиканский фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Республике Адыгея
Третье лицо: Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, ООО "Газмонтаж", ООО "Константа СП", ООО "КубаньМехСтрой", ООО "М-строй", ООО "Перспектива", ООО "СТРОЙКОМ-М", ООО "Стройсервис", ООО "Теплотехник", ООО "Эпюра", ООО "ЮГМОНТАЖСТРОЙ", ООО "ЮГ-СТРОЙ-СЕРВИС", Проэктор Александр Львович, ТСЖ "Космос", Прокуратура Республики Адыгея