г. Москва |
|
03 мая 2024 г. |
Дело N А40-252626/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
В.А. Яцевой, С.Л. Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Группа компаний "Вертикаль"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2024 по делу N А40- 252626/23
по заявлению ООО "Группа компаний "Вертикаль" (ИНН 7814742780)
к Федеральной антимонопольной службе (ИНН 7703516539),
третье лицо: Ярославское межрегиональное УФАС России (ИНН: 7604009440),
о признании незаконным бездействие,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Ратникова А.В. - по дов. от 27.11.2023; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Группа компаний "Вертикаль" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия ФАС России, выразившегося в непринятии мер по исключению общества из реестра недобросовестных поставщиков.
Решением суда от 09.02.2024 заявление ООО "Группа компаний "Вертикаль" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось ООО "Группа компаний "Вертикаль" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу ФАС России с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФАС России поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителя ФАС России, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа ФАС России от 13.10.2022 N 738/22 "О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Приказ) сведения об ООО "ГК "Вертикаль" включены в Реестр (номер реестровой записи Р2211824) в связи с принятием комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области заключения от 30.09.2022 по делу N 076/10/5-839/2022 о наличии в действиях ООО "ГК "Вертикаль" признаков недобросовестности (далее - Заключение).
Общество ссылается, что сведения в отношении ООО "ГК "Вертикаль" подлежат исключению из Реестра, поскольку в соответствии с решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.02.2023 по делу N А82-18473/2022, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023 по делу N А82-18473/2022, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского Округа от 09.08.2023 по делу N А82-18473/2022, Заключение признано недействительным.
14.08.2023 Арбитражным судом Ярославской области по делу N А82-18473/2022 выдан исполнительный лист серия ФС N 038501469, обязывающий Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области принять меры по исключению сведений об ООО "ГК "Вертикаль" из Реестра.
21.08.2023 Общество обратилось в ФАС России с заявлением об исключении сведений об Обществе из реестра недобросовестных поставщиков на основании решения суда с приложением скан-копии подлинника исполнительного листа серии ФС N 038501469, выданного 14.08.2023 Арбитражным судом Ярославской области на основании решения суда от 14.02.2023 по делу N А82-18473/2022.
Письмом от 21.09.2023 N АК/77026/23 обществу сообщено, что сведения в отношении ООО "ГК "Вертикаль" включены в Реестр на основании Приказа, который не оспорен в судебном порядке, в связи с чем у ФАС России отсутствуют правовые основания для исключения сведений в отношении ООО "ГК "Вертикаль" из Реестра.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда.
Согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством РФ, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.
Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1211), ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (далее - недобросовестный участник закупки, поставщик (исполнитель, подрядчик)), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра, в единой информационной системе в сфере закупок.
Реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) ведется в электронном виде путем использования информационной системы, включающей в себя средства программного обеспечения, отвечающие требованиям к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденным Постановлением N 1211.
Порядок деятельности ФАС России и ее территориальных органов по вопросу ведения реестра недобросовестных поставщиков регулируется также Приказом ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Приказ N 164/13).
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 164/13 сведения направляются заказчиком в территориальные органы ФАС России по месту его нахождения, в которых образуются комиссии.
На комиссию возложены полномочия по проверке сведений, направляемых для включения в Реестр недобросовестных поставщиков
Согласно пункту 2.1 Приказа N 164/13 соответствующая комиссия антимонопольного органа проводит проверку сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в течение 10 дней с даты их поступления.
По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом ФАС.
В соответствии с пунктом 2.2 Приказа N 164/13 подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в Реестр.
Суд указал, что правовая природа Заключения комиссии территориального органа ФАС России сводится к тому, что Заключение, вынесенное по итогам рассмотрения обращения по факту одностороннего отказа Заявителя от исполнения обязательств по договору, носит рекомендательный характер, не затрагивает права и законные интересы Заявителя, не является актом, на основании которого осуществляется включение сведений в Реестр, не имеет признаков ненормативного правового акта, адресовано руководителю данного органа и само по себе юридических последствий не порождает.
Заключение территориального органа подлежит проверке и оценке со стороны руководителя ФАС России, к исключительной компетенции которого относится принятие решения о включении сведений в Реестр либо об отсутствии оснований для включения сведений в Реестр.
Таким образом, сведения в Реестр включаются на основании соответствующего решения руководителя ФАС России, оформленное приказом ФАС России, которое и порождает соответствующие правовые последствия.
В рассматриваемом случае, в Ярославское УФАС России поступило заявление ПАО "ОДК-Сатурн" о внесении в Реестр сведений о Заявителе. Впоследствии в ФАС России из Ярославского УФАС России поступили сведения о необходимости включения сведений в отношении Заявителя в Реестр на основании Заключения (вх. от 03.10.2022 N 164885-ЭП/22).
В результате проверки сведений ФАС России издан Приказ от 13.10.2022 N 738/22 о включении сведений о Заявителе в Реестр (пункт 1.6 Приказа).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ФАС России издала Приказ в пределах возложенных на нее полномочий (функций) по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, действовала в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Сведения о Заявителе включены в Реестр пунктом 1.6 Приказа от 13.10.2022 N 738/22, что следует из самого текста Приказа и из общедоступной информации, размещенной в Единой информационной системе.
Соответственно, в настоящем случае исключение Заявителя из Реестра возможно только в случае признания пункта 1.6 Приказа от 13.10.2022 N 738/22 недействительным.
Однако, Заявителем пункт 1.6 Приказа от 13.10.2022 N 738/22 в судебном порядке не оспорен.
Заявитель в обоснование заявленных требований указал на несоответствие оспариваемого бездействия ФАС России положениям ст. 16 АПК РФ, ссылаясь на судебные акты и исполнительный лист, выданный по делу N А82-18473/2022.
При этом решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.02.2023 по делу N А82-18473/2022, а также исполнительным листом серии ФС N038501469 какие-либо обязанности на ФАС России не возложены.
Таким образом, основанием для исключения сведений о Заявителе из Реестра является признание незаконным соответствующего пункта Приказа от 13.10.2022 N 738/22.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что в настоящем случае заявитель не обжалует Приказ от 13.10.2022 N 738/22. Таким образом, основания для исключения сведений о Заявителе из Реестра и признания Приказа от 13.10.2022 N 738/22 незаконным отсутствуют, поскольку не являются требованиями Заявителя.
Оснований для признаний незаконным бездействия ФАС России, выразившегося, по мнению Заявителя, в не исключении сведений о Заявителе из Реестра, также отсутствуют, поскольку Приказ ФАС России от 13.10.2022 N 738/22 в установленном законом судебном порядке Заявителем не обжаловался и в настоящий момент сохраняет свое действие.
Кроме того, суд отметил, что письмо ФАС России от 21.09.2023 N АК/77026/23 подписанное заместителем Руководителя ФАС России не является решением коллегиального органа Федеральной антимонопольной службы - Апелляционной коллегией Федеральной антимонопольной службы, а представляет собой рассмотренное в порядке Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ обращение.
Таким образом, указанное письмо представляет собой ответ заявителю, и не содержит властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для заявителя, не содержит каких-либо выводов властно-распорядительного характера, не влияет на законные права и обязанности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, следовательно, не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию.
Учитывая, что обоснованный и мотивированный ответ на заявление об исключении из реестра недобросовестных поставщиков Заявителю предоставлен уполномоченным органом в регламентированные сроки, незаконное действие (бездействие) со стороны ФАС России отсутствует.
Ссылки Заявителя на судебные акты по делам N А40-151223/2017 и А40-225307/2022 суд первой инстанции правомерно отклонил в связи с тем, что в указанных делах установлены иные фактические обстоятельства, которые не могут быть применены в настоящем деле.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования ООО "Группа компаний "Вертикаль" удовлетворению не подлежат.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2024 по делу N А40- 252626/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-252626/2023
Истец: ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ВЕРТИКАЛЬ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ И КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ