г. Москва |
|
26 августа 2024 г. |
Дело N А40-252626/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 26.08.2024.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Анисимовой О.В. Шевченко Е.Е.
при участии в заседании:
от ООО "Группа компаний "Вертикаль": не явился, извещён;
от ФАС России: Джафаров Ш.М. по доверенности от 27.11.2023, удостоверению;
от Межрегионального Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области: не явился, извещён;
рассмотрев 21.08.2024 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Группа компаний "Вертикаль"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2024,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2024,
по делу N А40-252626/23
по заявлению ООО "Группа компаний "Вертикаль"
к ФАС России,
третье лицо: Межрегиональное Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области,
об оспаривании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Группа компаний "Вертикаль" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия ФАС России, выразившегося в непринятии мер по исключению общества из реестра недобросовестных поставщиков (далее - РНП).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2024, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2024, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель ФАС России возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве (приобщен к материалам дела).
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на неё, выслушав представителя ФАС России, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что на основании Приказа ФАС России от 13.10.2022 N 738/22 "О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Приказ) сведения об обществе включены в РНП (номер реестровой записи Р2211824) в связи с принятием комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области заключения от 30.09.2022 по делу N 076/10/5-839/2022 о наличии в действиях общества признаков недобросовестности (далее - Заключение).
Общество ссылается, что сведения в отношении общества подлежат исключению из РНП, поскольку в соответствии с решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.02.2023 по делу N А82-18473/2022, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023 по делу N А82-18473/2022, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского Округа от 09.08.2023 по делу N А82-18473/2022, Заключение признано недействительным.
14.08.2023 Арбитражным судом Ярославской области по делу N А82-18473/2022 выдан исполнительный лист серия ФС N 038501469, обязывающий Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области принять меры по исключению сведений об обществе из РНП.
21.08.2023 Общество обратилось в ФАС России с заявлением об исключении сведений об обществе из РНП на основании решения суда с приложением скан-копии подлинника исполнительного листа серии ФС N 038501469, выданного 14.08.2023 Арбитражным судом Ярославской области на основании решения суда от 14.02.2023 по делу N А82-18473/2022.
Письмом от 21.09.2023 N АК/77026/23 обществу сообщено, что сведения в отношении общества включены в РНП на основании Приказа, который не оспорен в судебном порядке, в связи с чем у ФАС России отсутствуют правовые основания для исключения сведений в отношении общества из РНП.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в Арбитражный суд города Москвы с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались следующим.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1211), ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (далее - недобросовестный участник закупки, поставщик (исполнитель, подрядчик)), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра, в единой информационной системе в сфере закупок.
РНП ведется в электронном виде путем использования информационной системы, включающей в себя средства программного обеспечения, отвечающие Требованиям к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденным Постановлением N 1211.
Порядок деятельности ФАС России и ее территориальных органов по вопросу ведения реестра недобросовестных поставщиков регулируется также Приказом ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Приказ N 164/13).
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 164/13 сведения направляются заказчиком в территориальные органы ФАС России по месту его нахождения, в которых образуются комиссии.
На комиссию возложены полномочия по проверке сведений, направляемых для включения в РНП
Согласно пункту 2.1 Приказа N 164/13 соответствующая комиссия антимонопольного органа проводит проверку сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в течение 10 дней с даты их поступления.
По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется Приказом ФАС.
В соответствии с пунктом 2.2 Приказа N 164/13 подтвержденные по результатам проверки сведения включаются в РНП.
Суды указали, что правовая природа Заключения комиссии территориального органа ФАС России сводится к тому, что Заключение, вынесенное по итогам рассмотрения обращения по факту одностороннего отказа Заявителя от исполнения обязательств по договору, носит рекомендательный характер, не затрагивает права и законные интересы Заявителя, не является актом, на основании которого осуществляется включение сведений в Реестр, не имеет признаков ненормативного правового акта, адресовано руководителю данного органа и само по себе юридических последствий не порождает.
Заключение территориального органа подлежит проверке и оценке со стороны руководителя ФАС России, к исключительной компетенции которого относится принятие решения о включении сведений в Реестр либо об отсутствии оснований для включения сведений в Реестр.
Таким образом, сведения в РНП включаются на основании соответствующего решения руководителя ФАС России, оформленного Приказом ФАС России, которое и порождает соответствующие правовые последствия.
Суды указали, что в рассматриваемом случае, в Ярославское УФАС России поступило заявление ПАО "ОДК-Сатурн" о внесении в Реестр сведений о Заявителе. Впоследствии в ФАС России из Ярославского УФАС России поступили сведения о необходимости включения сведений в отношении Заявителя в Реестр на основании Заключения (вх. от 03.10.2022 N 164885-ЭП/22).
В результате проверки сведений ФАС России издан Приказ от 13.10.2022 N 738/22 о включении сведений о заявителе в РНП (пункт 1.6 Приказа).
Суды пришли к выводу, что ФАС России издала Приказ в пределах возложенных на нее полномочий (функций) по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, действовала в соответствии с законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Сведения о заявителе включены в Реестр пунктом 1.6 Приказа от 13.10.2022 N 738/22, что следует из самого текста Приказа и из общедоступной информации, размещенной в Единой информационной системе.
Соответственно, в настоящем случае исключение Заявителя из РНП возможно только в случае признания пункта 1.6 Приказа от 13.10.2022 N 738/22 недействительным.
Однако, Заявителем пункт 1.6 Приказа от 13.10.2022 N 738/22 в судебном порядке не оспорен.
Заявитель в обоснование заявленных требований указал на несоответствие оспариваемого бездействия ФАС России положениям ст. 16 АПК РФ, ссылаясь на судебные акты и исполнительный лист, выданный по делу N А82-18473/2022.
При этом решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.02.2023 по делу N А82-18473/2022, а также исполнительным листом серии ФС N 038501469 какие-либо обязанности на ФАС России не возложены.
Таким образом, основанием для исключения сведений о заявителе из Реестра является признание незаконным соответствующего пункта Приказа от 13.10.2022 N 738/22.
Суды исходили из того, что в настоящем случае заявитель не обжалует Приказ от 13.10.2022 N 738/22. Таким образом, основания для исключения сведений о Заявителе из Реестра и признания Приказа от 13.10.2022 N 738/22 незаконным отсутствуют, поскольку не являются требованиями Заявителя.
Оснований для признаний незаконным бездействия ФАС России, выразившегося, по мнению Заявителя, в не исключении сведений о Заявителе из Реестра, также отсутствуют, поскольку Приказ ФАС России от 13.10.2022 N 738/22 в установленном законом судебном порядке Заявителем не обжаловался и в настоящий момент сохраняет свое действие.
Суды отметили, что письмо ФАС России от 21.09.2023 N АК/77026/23 подписанное заместителем Руководителя ФАС России не является решением коллегиального органа Федеральной антимонопольной службы - Апелляционной коллегией Федеральной антимонопольной службы, а представляет собой рассмотренное в порядке Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ обращение.
Суды указали, что указанное письмо представляет собой ответ заявителю, и не содержит властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для заявителя, не содержит каких-либо выводов властно-распорядительного характера, не влияет на законные права и обязанности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, следовательно, не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию.
Учитывая, что обоснованный и мотивированный ответ на заявление об исключении из реестра недобросовестных поставщиков заявителю предоставлен уполномоченным органом в регламентированные сроки, незаконное действие (бездействие) со стороны ФАС России отсутствует.
Ссылки Заявителя на судебные акты по делам N А40-151223/2017 и А40-225307/2022 суды отклонили в связи с тем, что в указанных делах установлены иные фактические обстоятельства, которые не могут быть применены в настоящем деле.
Суды пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2024 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2024 по делу N А40-252626/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Ю.С. Петропавловская |
Судьи |
О.В. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требования о признании незаконным бездействия антимонопольной службы, выразившегося в непринятии мер по исключению сведений из реестра недобросовестных поставщиков. Суд установил, что соответствующий приказ не был обжалован, и бездействие не нарушает законные права заявителя, поскольку не содержит властного волеизъявления.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26 августа 2024 г. N Ф05-17742/24 по делу N А40-252626/2023