город Омск |
|
23 мая 2024 г. |
Дело N А70-857/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бацман Н.В.,
судей Краецкой Е.Б, Халявина Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2873/2024) Департамента лесного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.01.2024 по делу N А70-857/2022 (судья Маркова Н.Л), принятое по иску Департамента лесного комплекса Тюменской области (ИНН: 7202138082, ОГРН: 1057200733831) к обществу с ограниченной ответственностью "Карьерстрой" (ИНН: 7203442021, ОГРН: 1187232003331) о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента лесного комплекса Тюменской области - Васильева Евгения Витальевна (паспорт, диплом, по доверенности от 26.07.2022 N 1207 сроком действия 3 года),
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области к обществу с ограниченной ответственностью "Карьерстрой" (далее - ООО "Карьерстрой", ответчик) о взыскании по договору аренды лесного участка от 16.10.2020 N 135-43-20 задолженности по арендной плате за период с ноября 2021 года по июнь 2023 года в сумме 4 552 712,45 рублей и неустойки за несвоевременное внесение арендной платы с 16.11.2021 по 15.06.2023 года в сумме 1 391 841,97 рублей.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.01.2024 по делу N А70-857/2022 иск оставлен без удовлетворения.
Возражая против принятого судебного акта, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, исковые требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Департамент указывает, на наличие обязательства арендатора по внесению арендной платы, утверждение положительного заключения на проект освоения лесов, утвержденный приказом Департамента от 07.12.2020 N 06/445, передачу арендатору лесного участка, отсутствие зависимости между производством рубок о исполнением обязанности по внесению арендной платы.
Апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 25.04.2024.
От ООО "Карьерстрой" поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В заседании суда апелляционной инстанции 25.04.2024 представитель ООО "Карьерстрой" поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ответила на вопросы суда.
Судебное разбирательство было отложено на 13.05.2024 для предоставления сторонами пояснений.
От ООО "Карьерстрой" поступили пояснения, которые приобщены к материалам дела на основании статьи 81 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, открытом 13.05.2024, представитель Департамента поддержала апелляционную жалобу, ответила на вопросы суда.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, обществу выдана лицензия на право пользования недрами от 24.07.2020 N ТЮМ 86158 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча полезных ископаемых (песок строительный) на участке недр местного значения "Падунский-7" (выделы 1, 11, 12, 14-21, 23, 24 квартала 100 Падунского участкового лесничества Заводоуковского лесничества в Заводоуковском городском округе Тюменской области)
16.10.2020 Департамент лесного комплекса Тюменской области (арендодатель) и ООО "Карьерстрой" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых N 135-43-20.
Согласно пункту 1.2 договора лесной участок, предоставляемый по договору, имеет следующие характеристики: площадь: 76.80 га, местоположение: Тюменская область, Заводоуковский район, Заводоуковское лесничество, Падунское участковое лесничество, ур. Падунское, квартал 100 (выд.1, 11, 12, 14-21, 23, 24), кадастровый номер 72:08:1801001:1362, категория защитности: ценные леса: лесостепные леса, вид разрешенного использования: Недропользование.
Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что арендатору передается лесной участок с целью использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Из пункта 2.1 договора следует, что арендная плата по договору, составляет 447,20 руб. в год.
Пунктом 2.4 договора предусмотрено, что арендатор вносит арендную плату в сроки, предусмотренные приложением N 4 к договору.
На основании подпункта "а" пункта 3.3 договора аренды для изучения недр арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора после заключения настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (ПОЛ) и подачи лесной декларации.
В силу подпунктов "г", "д", "е" пункта 3.4 договора для изучения недр арендатор обязан: в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора разработать и представить арендодателю ПОЛ для проведения государственной экспертизы; в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, подавать лесную декларацию; осуществлять установленный настоящим договором вид использования лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Подпунктом "а" п.4.2 договора предусмотрено, что арендатор уплачивает арендодателю неустойку за нарушение арендатором сроков внесения арендной платы, предусмотренных приложением N 4 к договору в размере 0,1% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки; начисление неустойки производится начиная со дня, следующего за днем истечения срока платежа, и до дня внесения просроченного платежа в полном объеме.
В соответствии с п.6.1 договора срок действия договора устанавливается с даты государственной регистрации и составляет 9 лет.
Материалы дела содержат подписанный контрагентами акт от 16.10.2020, согласно которому арендатор принял лесной участок.
Кроме того, между сторонами в отношении того же лесного участка заключен договор аренды от 16.03.2021 N 03-29/43-21 для заготовки древесины, согласно условиям которого во временное пользование арендатора (общества) на срок 11 месяцев передан указанный лесной участок. 16.02.2022 срок действия данного договора истек.
11.07.2022 заключен новый договор аренды для заготовки древесины N 06-29/43-22. 11.06.2023 срок действия договора истек.
Как поясняет ответчик, как по договору на разработку недр, так и по договорам на заготовку древесины, лесной участок не обществом не осваивался, природный ресурс не извлекался, участок возвращен в первоначальном состоянии.
Тот факт, что ни рубка, ни извлечение полезных ископаемых, обществом на спорном лесном участке не осуществлялись, Департамент не оспаривает.
В связи с образовавшейся задолженностью арендатора за период с ноября 2021 года по июнь 2023 года арендодатель направил претензию с требованием оплаты. Поскольку требования истца не были удовлетворены, последний обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковыми требованиями, в удовлетворении которых суд первой инстанции отказал, указав на невозможность пользования земельным участком.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной не усматривает оснований для его отмены или изменения ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 72 ЛК РФ).
В силу статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
Согласно части 2 статьи 43 ЛК РФ для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Согласно пункту 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
По смыслу положений статей 614, 622, 655 ГК РФ обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - во внесении платежей за пользование этим имуществом с момента получения имущества в аренду по акту приема-передачи и прекращается после возврата имущества также по акту приема-передачи, вне зависимости от прекращения срока действия договора (пункт 38 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" (далее - Информационное письмо N 66).
Из системного толкования приведенных норм следует, что обязанность по уплате арендных платежей существует у арендатора в течение всего периода использования арендованного имущества с момента передачи такого имущества арендодателем и прекращается в момент возврата такого имущества арендатором арендодателю.
В свою очередь, обязанность по уплате арендных платежей корреспондирует обязанности арендодателя передать имущество во временное пользование в натуре и обеспечить возможность его реального использования.
В силу статьи 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств (пункт 1); в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков; если предусмотренное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению (пункт 2); ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду исполнения, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне (пункт 3); правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 данной статьи, применяются, если законом или договором не предусмотрено иное (пункт 4).
Общее регулирование, содержащееся в статьи 328 ГК РФ применительно ко всем встречным обязательствам, специально оговорено в пункте 4 статьи 614 ГК РФ, согласно которому, если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
Из анализа приведенных норм следует, что договор аренды носит взаимный характер, риск невозможности использования арендованного имущества в соответствии с условиями договора и назначением этого имущества лежит на арендодателе. Если невозможность использования имущества возникла по причине, за которую арендатор не отвечает, то он не обязан вносить арендную плату. Данная правовая позиция изложена в п. 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 г., п. 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12 июля 2017 г., п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 ноября 2020 г., в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2018 г. N 305-ЭС17-17952.
Из изложенного следует, что поскольку договор аренды носит взаимный характер, фактическая невозможность использования арендатором объекта аренды в соответствии с условиями договора в случае, если причины невозможности использования не зависят от воли арендатора, у последнего отсутствует обязанность по внесению арендной платы за такой период.
Апелляционная коллегия соглашается с доводами ответчика о том, что основания для взыскания задолженности за период с ноября 2021 года по 16.09.2022 отсутствуют ввиду следующего.
Как поясняет ответчик, как по договору на разработку недр, так и по договорам на заготовку древесины, лесной участок не обществом не осваивался, природный ресурс не извлекался, участок возвращен в первоначальном состоянии.
Тот факт, что ни рубка, ни извлечение полезных ископаемых, обществом на спорном лесном участке не осуществлялись, Департамент не оспаривает.
Такая ситуация сложилась в силу ряда обстоятельств.
В соответствии с пунктами 3.3, 3.4 договоров аренды лесного участка арендатор вправе приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора после заключения настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, получения положительного заключения государственной экспертизы ПОЛ и подачи лесной декларации.
В силу статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют ПОЛ в соответствии со статьей 12 ЛК РФ. Состав ПОЛ и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 89 ЛК РФ ПОЛ подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная экспертиза ПОЛ проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных пунктами 3 и 4 статьи 89 ЛК РФ.
Состав ПОЛ и порядок его разработки утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии России от 16.11.2021 N 864 "Об утверждении состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа" (далее - Приказ N 864).
Согласно пункту 27 Приказа N 864 ПОЛ разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лицами, использующими леса на основании сервитута или установленного
в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, решений о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, соглашения об установлении сервитута, решения и соглашения (при наличии) об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В силу пункта 8 правил, утвержденных Приказом Минприроды России от 07.07.2020 N 417 (далее - Правила N 417), использование лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесохозяйственным регламентом лесничества. В силу пункта 14 Правил N 417 на лесных участках, предоставленных в аренду в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с ПОЛ.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы ПОЛ утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии России от 30.07.2020 N 513 (далее - Порядок N 513).
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных ПОЛ, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 3 Порядка N 513)
При этом невыполнение лесопользователями лесохозяйственного регламента и ПОЛ является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.
Составной частью лицензииN ТЮМ 86158 ТЭ являются Условия пользования недрами (далее - Условия пользования недрами), пунктом 3.2 которых предусмотрена обязанность владельца лицензии обеспечить подготовку и согласование в установленном законодательством порядке технического проекта разработки участка недр с утвержденными запасами не позднее 18 месяцев со дня регистрации лицензии.
Разработанный обществом ПОЛ по договору на разработку недр от 16.10.2020 N 135-43-20 получил положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное приказом Департамента от 07.12.2020 N 06/445, однако в ПОЛ указан 2020 год как год заготовки древесины, что, как указывает общество, сделало его неисполнимым.
При этом на ПОЛ по договору на заготовку древесины от 16.03.2021 N 03-29/43-21 на том же лесном участке в выдаче положительного заключения государственной экспертизы было отказано согласно приказу N 06/204 от 02.09.2021 об утверждении отрицательного заключения ПОЛ N 173-ЭПО от 02.09.2021.
Как поясняют стороны, без рубки деревьев на спорном лесном участке разработка недр не представляется возможной, иное из материалов дела не следует.
Соответственно общество не могло приступить к использования лесного участка по договору на разработку недр от 16.10.2020 N 135-43-20 без проведения рубки, которая в свою очередь невозможна без положительного заключения на ПОЛ по договору на заготовку древесины от 16.03.2021 N 03-29/43-21.
Материалами дела N А70-21231/2021 подтверждается, что в ходе проведения государственной экспертизы ПОЛ, подготовленного ответчиком по договору аренды, экспертной комиссией Департамента было установлено несоответствие использования лесных участков требованиям утвержденных проектных документаций по разработке участков недр в части сроков реализации процедуры, связанной с рубкой лесных насаждений. В связи с чем экспертной комиссией были приняты решения о подготовке отрицательных заключений государственных экспертиз проектов освоения лесов - Заключение N 173/ЭПО, которое в соответствии с требованиями действующего законодательства было утверждено Приказом N 06/204 от 02.09.2021 и впоследствии оспорено ООО "Карьерстрой".
Решением от 21.02.2022 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-21231/2021, оставленным без изменения постановлениями Восьмого арбитражного апелляционного суда и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, требования ООО "Карьерстрой" удовлетворены. На Департамент лесного комплекса Тюменской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Карьерстрой" в месячный срок после вступления решения в законную силу.
Во исполнение решения суда по делу N А70-21231/2021, Департамент утвердил положительное заключение государственной экспертизы ПОЛ 24.06.2022.
21.07.2022 приказом N 06/315 Департамент утвердил положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 11.07.2022 N 06-29/43-22.
Также следует учитывать обстоятельства, связанные с утверждением изменений в технический проект разработки участка недр.
Так, приказом от 14.09.2020 N 943-ОД Департамент недропользования и экологии Тюменской области согласовал обществу технический проект разработки участка недр.
Общество 27.04.2021 обратилось в Департамент недропользования и экологии Тюменской области с заявлением о согласовании изменений в технический проект разработки участка недр. Приказом департамента от 26.05.2021 N 644-ОД обществу было отказано в согласовании изменений в указанный проект.
В рамках дела N А70-10490/2021 рассмотрен иск общества о признании недействительным приказа Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 26.05.2021 N 644-ОД "Об отказе ООО "Карьерстрой" в согласовании изменений в технический проект" и об обязании согласовать изменения в технический проект "Разработка участка недр местного значения "Падунский-7" в Заводоуковском городском округе Тюменской области". Решением от 19.04.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, постановлением от 24.01.2023 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, заявленное требование удовлетворено.
Во исполнение решения по делу N А70-10490/2021 Департамент недропользования и экологии Тюменской области приказом N 1111-ОД от 13.09.2022 утвердил изменения технического проекта.
Общество 27.08.2021 повторно обратилось в Департамент недропользования и экологии Тюменской области с заявлением о согласовании изменений в технический проект разработки участка недр.
Приказом Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 30.09.2021 N 1245-ОД обществу отказано в согласовании изменений в указанный проект по мотиву нарушения пункта 4.1 Условий и досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии ТЮМ 86158 ТЭ приказом от 20.09.2021 N 1201-ОД.
В рамках дела N А70-25073/2021 рассмотрен иск общества о признании недействительным приказа Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 30.09.2021 N 1245-ОД "Об отказе ООО "Карьерстрой" в согласовании изменений технического проекта". Решением от 19.04.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда и постановлением от 14.12.2022 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа заявленное требование удовлетворено.
Во исполнение решения по делу N А70-25073/2021 Департамент недропользования и экологии Тюменской области приказом N 1134-ОД от 16.09.2022 утвердил изменения технического проекта.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как указывает податель жалобы, указанные обстоятельства препятствовали пользованию лесным участком в целях, предусмотренных договоров, равно как и отрицательное заключение государственной экспертизы ПОЛ.
Статьей 23.2 Закона о недрах определено, что разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами установлен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2127.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 31.05.2022 N 1158-О, к проектной документации, подлежащей утверждению в установленном порядке согласно положениям статьи 23.2 названного Закона о недрах, относится технический проект разработки месторождений полезных ископаемых, что обеспечивает рациональное использование и охрану природных ресурсов, находящихся в государственной собственности.
В соответствии с указанной статьей Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.032010 года N 118 было утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (с 1 марта 2022 года действуют Правила подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 года N 2127).
Из изложенного следует, что отсутствие согласованного технического проекта влечет за собой невозможность пользования лесным участком в целях разработки месторождений полезных ископаемых.
Судебными актами по делам N А70-10490/2021, N А70-25073/2021 установлено, что именно Департамент недропользования и экологии Тюменской области обязан был своевременно внести необходимые данные в технический проект, иной подход означал бы, что общество могло самостоятельно вносить изменения в технический проект, что противоречит нормам действующего законодательства и принципам, закрепленным ЛК РФ, Законом о недрах.
Апелляционный суд соглашается с доводами общества о том, что Департамент недропользования и Департамент лесного хозяйства являются органами публичной власти субъекта Российской Федерации - Тюменской области, представляют его интересы и действуют от его имени в пределах компетенции. Поэтому препятствия в пользовании лесным участком, возникшие в результате действий Департамента недропользования, признанных судами неправомерными, следует учитывать при рассмотрении вопроса о возможности использования обществом земельного участка, предоставленного по договору с Департаментом лесного хозяйства.
На основании изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку в итоге технический проект согласован Департаментом недропользования 16.09.2022 легальная возможность осуществлять пользование лесным участком по договору аренды общество по эту дату отсутствовала.
Учитывая, что в рассматриваемом случае достижение целей арендатора по спорному договору за период с ноября 2021 года по 16.09.2022 не могло быть достигнуто в результате обстоятельств административного характера, пользование лесным участком в отсутствовало, соответственно отсутствовало встречное предоставление со стороны арендодателя, что исключает взыскание задолженности за указанный период.
При этом в спорны период имело место обстоятельство природного характера, а именно наличие на лесном участке краснокнижных растений, объективно препятствующее разработке недр на лесном участке.
Арбитражными судами при рассмотрении дела N А70-5011/2022 установлено следующее.
Согласно пункту 3.1 лицензии недропользователь до проведения каких-либо работ обязан в первую очередь обследовать территорию на наличие "краснокнижных" организмов и по итогу составить отчет НИР, где обязан предусмотреть все биологическое разнообразие организмов, занесенных в красную книгу, произрастающих или обитающих на территории участка недр, а также мероприятия по недопущению уничтожения таких организмов при проведении геолого-разведческих и добычных работ. Только при надлежащим выполнении вышеназванной обязанности недропользователь вправе приступить к освоению участка недр.
Технический проект ООО "Карьерстрой" "Разработка участка недр местного значения "Падунский-7" в Заводоуковском городском округе Тюменской области согласован приказом Департамента от 14.09.2020 N 943-ОД.
Составной частью данного технического проекта является отчет по научной исследовательской работе в области изучения животного и растительного мира, разработанный НИИ Экологии и рационального использования природных ресурсов ФГАОУ ВО "ТюмГУ", согласно данному отчету в разделе 1.6 "Редкие и охраняемые виды растений на территории исследования" указано, что сотрудниками НИИ Экологии и РИПР ТюмГУ при проведении полевых исследований на территории проектируемого месторождения песка "Карьер Падунский-7" и в зоне его влияния не обнаружено наличие экземпляров редких и охраняемых видов сосудистых растений, мхов, лишайников и грибов, внесенных в красные книги Российской Федерации и Тюменской области.
В Департамент недропользования и экологии поступило обращение о вырубке леса и наличии на участке недр "Падунский-7" "краснокнижных" видов растений.
30.08.2021 главным специалистом отдела особо охраняемых природных территорий управления экологии Департамента недропользования и экологии Чемакиным И.А. произведен осмотр участка недр "Падунский-7", составлен акт, согласно которому в ходе осмотра установлено следующее: произрастание видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Тюменской области, липы сердцевидной, башмачка крапчатого, информация о которых отсутствует в ранее предоставленном отчете о научно-исследовательских работах (далее - отчет НИР); в северной части участка недр имеются многочисленные места жизнедеятельности косули, информация об этом в отчете НИР также не была учтена; западная сторона участка "Падунский-7" представлена лиственным березовым лесом, преимущественно спелого возраста, что не соответствуют отчету НИР; на участке обнаружены вырубки леса прошлых лет, соответственно, закладка учетных площадок проводилась без учета изменившихся растительных условий.
Материалами дела N А70-5011/2022 подтверждено, что на территории, предоставленной ООО "Карьерстрой" под добычу полезных ископаемых, произрастают три вида растений, занесенных в Красную книгу Тюменской области: гнездоцветки клобучковой (Neottianthe cucullata (L.) Schltr.), липы сердцевидной (Tilia cor data Mill.) и башмачка крапчатого (Cypripedium guttatum Sw.), причем первый из перечисленных видов занесен также в Красную книгу Российской Федерации.
В связи с тем, что технический проект ООО "Карьерстрой" "Разработка участка недр местного значения "Падунский-7" в Заводоуковском городском округе Тюменской области", подготовлен на основании отчета по НИР в области изучения животного и растительного мира, разработанный НИИ Экологии и рационального использования природных ресурсов ФГАОУ ВО "ТюмГУ", согласно которому при проведении полевых исследований на территории проектируемого месторождения песка "Карьер Падунский-7" и в зоне его влияния не обнаружено наличие экземпляров редких и охраняемых видов сосудистых растений, мхов, лишайников и грибов, внесенных в Красные книги Российской Федерации и Тюменской области, в проекте отсутствуют мероприятия по защите "краснокнижных" растений, существует реальная угроза уничтожения редких особей растительного мира, находящихся под защитой государства.
Решением от 26.10.2022 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-5011/2022 частично удовлетворены требования Департамента недропользования: ООО "Карьерстрой" запрещена деятельность, связанной с геологической разведкой и добычей общераспространенных полезных ископаемых на участке недр местного значения "Падунский-7", расположенном в квартале 100 (выделы 1, 11, 12, 14, 15-21 23, 24) Падунского участкового лесничества, Заводоуковского лесничества в Заводоуковском городском округе Тюменской области.
Судами отмечено, что с момента выявления на участке недр "Падунский-7" факта произрастания видов растений, занесенных в Красную книгу Тюменской области (30.08.2021), ООО "Карьерстрой" не предпринято никаких мер к тому, чтобы как выявленные виды растений, так и места их обитания не пострадали от планируемой деятельности общества (не произведены новые обследования, не изменена проектная документация и т.д.).
В рамках данного дела определением Арбитражного суда Тюменской области от 14.07.2022 приняты обеспечительные меры в виде запрета ООО "Карьерстрой" производить рубку лесных насаждений в границах предоставленного участка недр местного значения "Падунский-7", расположенным в квартале 100 (выделы 1, 11, 12, 14, 15-21, 23, 24) Падунского участкового лесничества, Заводоуковского лесничества в Заводоуковском городском округе Тюменской области, до вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу.
В рамках дела N А70-23372/2022 рассмотрен иск общества о взыскании убытков, в числе которых указано на внесенную арендную плату. Так, согласно акту-сверки за период с ноября 2020 года по сентябрь 2021 года, департаменту лесного комплекса внесены арендные платежи по договору аренды от 16.10.2020 N 135-43-20 в размере 2 687 178, 06 руб., с апреля 2021 года по октябрь 2021 года по договору аренды от 16.03.2021 N 03-29/43-21 в размере 3 055 812, 01 руб. В удовлетворении иска общества о взыскании убытков отказано.
При вынесении постановления от 18.03.2024 Арбитражный суд Западно-Сибирского округа учитывал следующее
По условиям лицензии на право пользования недрами серии ТЮМ 86158 ТЭ владелец лицензии обязан не позднее 12 месяцев со дня регистрации лицензии представить отчет о выполнении непосредственно на участке недр и в зоне влияния планируемой деятельности в вегетационный период с мая по сентябрь инженерно-геологических изысканий, состоящий из текстовой и графической частей, а также приложений к нему, в том числе журналов полевых наблюдений и полного перечня видов растений, животных и грибов, на предмет выявления видов растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу Тюменской области (пункт 3.1).
В силу пункта 8 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, утвержденных Приказом Минприроды России от 07.07.2020 N 417 (далее - Правила N 417) на лесных участках, предоставленных в аренду в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
Исходя из пункта 28 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", действовавшего до 28.02.2023 (далее - Приказ N 69, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Сведения о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений подлежат включению в раздел "Сведения о лесном участке" (пункт 6 Приказа N 69).
Обязанность по отражению в проекте освоения лесов сведений о редких видах растений, произрастающих на лесном участке, включая, в том числе, сведения о размерах их буферных зон для конкретного лесничества, лесопарка установлена и Приказом Минприроды России от 29.05.2017 N 264 "Об утверждении Особенностей охраны в лесах редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации" (пункт 5, далее - Приказ N 264).
Таким образом, разработка в установленном порядке проекта освоения лесов, как и установленное в лицензии требование о необходимости проведения инженерно-геологических изысканий, имеет своей целью, в том числе, выявление редких видов растений и животных и является обязанностью арендатора, предшествующей его праву на использование лесного участка в соответствии с условиями договора аренды.
На основании статьи 89 ЛК РФ, проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пунктов 10, 10.1 приказа Минприроды России от 30.07.2020 N 513 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Из изложенного следует, что проверка проекта освоения лесов не включает в себя проведение мероприятий, направленных на выявление соответствия указанных в нем сведений о наличии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растительного и животного мира.
Согласно пункту 5 Приказа N 264 лица, использующие леса, при обнаружении редкого вида растения должны принять меры к тому, чтобы как сам экземпляр этого вида растения, так и место его обитания не пострадали при дальнейшей хозяйственной деятельности. Указанные меры могут содержать запрет рубок на определенных участках лесосеки, ограничения по сезонности заготовки древесины, ограничения на создание объектов лесной инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В силу пункта 8 Приказа N 264 лица, использующие леса, обязаны передавать сведения о выявленных местах обитания редких видов растений в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, для учета указанных мест в лесохозяйственных регламентах или выделения как особо защитных участков лесов при проведении лесоустройства.
Вышеприведенные нормы права в совокупности с данными уполномоченными государственными органами разъяснениями, а также условиями выданной ООО "Карьерстрой" лицензии позволяют прийти к выводу о том, что лицо, получившее в пользование участок, должно осуществлять мониторинг наличия на нем объектов животного и растительного мира, находящихся под угрозой исчезновения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации, что, применительно к рассматриваемому случаю, должно было выражаться в проведения исследования в соответствии с пунктом 3.1 лицензии, составлении проекта освоения лесов, в которых соответствующие данные должны были быть отражены, а также, в случае выявления на предоставленном участке редких растений, животных и иных организмов, принятию мер по их сохранению, исключению нанесения им вреда в ходе осуществления хозяйственной деятельности.
Таким образом, объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу Тюменской области, подлежат особой охране. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования в силу положений части 1 статьи 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Суд округа по делу N А70-23372/2022 указал, что учитывая имеющие преюдициальное значения для настоящего спора обстоятельства произрастания на предоставленном ООО "Карьерстрой" участке краснокнижных растений, учитывая, что данный факт не был отражен истцом, обязанным осуществлять мероприятия по выявлению на участке подлежащих особой охране объектов животного и растительного мира, в отчете о НИР, а также в составленном на его основе техническом проекте, апелляционная коллегия правомерно не нашла оснований для удовлетворения требований о взыскании убытков, указав на отсутствие причинно-следственной связи между действиями департаментом и заявленными ко взысканию в качестве убытков расходами. Доводы общества о наличии вины ответчиков, в частности, департамента недропользования и экологии, включившего участок в перечень участков недр, предоставляемых для разведки и добычи полезных ископаемых, также отклонены. Указано, что первопричина невозможности использования спорного участка обусловлена действиями самого арендатора, к сфере ответственности которого отнесено своевременное выявление в том числе "краснокнижных" растений, а также полнота и достоверность сведений, содержащихся в отчете о НИР.
Относительно фактов вынесения департаментами приказов, оспариваемых ООО "Карьерстрой" в рамках дел N А70-20133/2021, N А70-21231/2021, N А70-10490/2021, N А70-25073/2021 и признанных судами незаконными, при наличии установленных обстоятельств ненадлежащего исполнения истцом обязанности по предварительному исследованию участка не могут быть основанием для вывода о том, что именно эти действия департаментов повлекли необоснованное несение истцом расходов, являющихся для него убытками. Кроме того, уже при рассмотрении данных дел, предметом которых факт расположения на участке редких растений не являлся, департаментами указывалось на их наличие (дело N А70-25073/2021).
При этом в рамках дел N А70-2161/2023, А70-5589/2023 в удовлетворении исковых требований Департамента лесного комплекса о взыскании арендной платы отказано, в том числе в связи с отсутствием возможности использования арендатором лесного участка из-за прямого запрета, установленного судебными актами по делу N А70-5011/2022, законность судебных актов проверена апелляционным и кассационным судами.
В рамках рассмотрения настоящей апелляционной жалобы по делу N А70-587/2022, апелляционный суд исходит, что по делам о взыскании убытков и по делам о взыскании задолженности имеет место различный предмет доказывания.
Так, по делам о взыскании убытков истцу необходимо доказать состав убытков (статья 15 ГК РФ, пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"), в том числе прямую причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и возникновение на стороне истца убытков.
По делам о взыскании задолженности в виде арендной платы в соответствии с изложенными выше нормами права и правовыми позициями, если невозможность использования имущества возникла по причине, за которую арендатор не отвечает, то он не обязан вносить арендную плату.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора несет риск принятия на себя негативных последствий в связи ненадлежащим качеством подготовленного им ПОЛ в виде отнесения на него понесенных расходов и отказа в их возмещении.
Вместе с тем невозможность использования лесного участка в предусмотренных договором целях обусловлена фактом произрастания на лесном участке редких охраняемых растений, который не связан с волей, действиями или бездействием арендатора.
При этом в исковой период имели место многочисленные неразрешенные арбитражные споры, как упомянутые выше, так и иные, связанные с возможностью использования ООО "Карьерстрой" лесных участков. В связи с эти у апелляционного суда отсутствуют основания признать бездействие общества, выразившееся в невозвращении арендодателю лесных участков, недобросовестным, в отсутствие доказательств иного (статья 10 ГК РФ).
При таких обстоятельствах учитывая баланс интересов сторон основания для удовлетворения требования о взыскании арендной платы за спорный период отсутствуют, равно как отсутствуют основания для удовлетворения акцессорного требования о взыскании неустойки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины судебные расходы по оплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не распределяются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.01.2024 по делу N А70-857/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Бацман |
Судьи |
Е.Б. Краецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-857/2022
Истец: Департамент Лесного комплекса Тюменской области
Ответчик: ООО "Карьерстрой"