г. Москва |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А41-57853/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 24 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джафаровым М.А.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЛоялАвто" - Бадилин С.В. по доверенности от 17.05.2024, диплом о высшем юридическом образовании;
от общества с ограниченной ответственностью "Вайлдберриз" - Финешин Е.И. по доверенности от 18.08.2023, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛоялАвто" на решение Арбитражного суда Московской области от 01 апреля 2024 года по делу N А41-57853/23 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛоялАвто" (ОГРН 1177746532358, ИНН 7720383198)
к обществу с ограниченной ответственностью "Вайлдберриз" (ОГРН 106774606244, ИНН 7721546864)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛоялАвто" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Вайлдберриз" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 18 201 606,58 руб.
Основанием для обращения в суд послужило возникновение задолженности в результате того, что из размера вознаграждения Экспедитора/Перевозчика (истца) необоснованно были вычтены: стоимость начисленных договорных штрафов и стоимость утраченных Экспедитором грузов.
Иск основан на нормах ст.ст. 309, 310 гл. 41 ГК РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 апреля 2024 года по делу N А41-57853/23 в иске отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "ЛоялАвто" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Также ООО "ЛоялАвто" представило дополнения к апелляционной жалобе. В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
ООО "Вайлдберриз" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение Арбитражного суда Московской области от 01 апреля 2024 года по делу N А41-57853/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "ЛоялАвто" - без удовлетворения. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между ООО "ЛоялАвто" (далее "Экспедитор") и ООО "Вайлдберриз" (далее "Клиент") был заключен договор транспортной экспедиции на сайте https://Wildberries.ra путем акцептирования ООО "ЛоялАвто" оферты ООО "Вайлдберриз".
Согласно акту сверки взаимных расчётов за период с 01.01.2016 по 27.03.2023 задолженность ответчика за оказанные истцом экспедиторские услуги составила 18 201 606,58 руб.
Поскольку в досудебном порядке оплата задолженности ответчиком не произведена, истец обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, правомерно руководствовался следующим.
Правоотношения сторон в части перевозки груза регулируются нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О транспортно-экспедиционной деятельности" от 30.06.2003 N 87-ФЗ, Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.112007 N 259-ФЗ.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (статья 785 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно части 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Согласно преамбуле договора транспортной экспедиции, заключенного сторонами и представленного в материалы дела, Оферта - условия настоящей оферты по перевозке и экспедированию грузов, включая условия, изложенные в Правилах и Регламентах, являющихся неотъемлемой частью Оферты, принятие которой Экспедитором влечет заключение договора на указанных в Оферте условиях.
Клиент - Общество с ограниченной ответственностью "Вайлдберриз" (ОГРН 1067746062449, ИНН 7721546864).
Экспедитор - коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, принявший Оферту. Договор - настоящее соглашение, заключенное на условиях Оферты в порядке, предусмотренном пунктом А.1-А.8 Оферты.
Цифровая информационная система Клиента или система Клиента - программное обеспечение Заказчика, позволяющее Экспедитору совершать юридически значимые действия, касающиеся взаимоотношений Экспедитора и Клиента в рамках Договора.
В целях заключения Договора:
А.1. Экспедитор в системе Клиента заполняет сведения загружает документы, необходимые для заключения Договора. Требования, необходимые для заключения договора изложены в системе Клиента.
А.2. Экспедитор обязан ознакомиться с Офертой, Регламентами и Правилами в системе Клиента. Договор признается заключенным между Клиентом и Экспедитором с момента подтверждения Клиентом принятия Оферты.
А.3. Акцепт настоящей Оферты означает, что Экспедитор согласен со всеми положениями и условиями Оферты и принимает на себя безусловное обязательство следовать им.
А.4. Экспедитор в целях исполнения Договора вправе привлекать третьих лиц в качестве перевозчиков, отвечая за их действия/бездействия как за свои собственные. При этом привлеченный Экспедитором перевозчик не присоединяется к настоящему Договору. Привлекаемый Экспедитором перевозчик в целях исполнения Экспедитором Договора заполняет сведения в системе Клиента, необходимые для исполнения Экспедитором своих обязательств перед Клиентом по Договору.
А.6. Экспедитору необходимо внимательно изучить текст настоящей Оферты и в случае несогласия с какими-либо из условий Оферты, не выполнять действия по его акцепту.
А.7. Лицо, имеющее намерение совершить акцепт настоящей Оферты, принимает на себя обязательство регулярно обращаться к программному обеспечению Клиента в целях ознакомления с возможным изменением или дополнением Оферты, и несет все риски в полном объеме, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением указанной обязанности.
А.8. Принимая условия настоящей Оферты, Экспедитор понимает и принимает тот факт, что Оферта может быть изменена Клиентом в одностороннем порядке без специального уведомления Экспедитора. Новая редакция Оферты начинает действовать с момента ее публикации в программном обеспечении Клиентом.
Согласно п. 1.1 Договора Экспедитор на возмездной основе организует перевозку и экспедирование грузов Клиента, в соответствии с законодательством государств, по местонахождению Клиента и Экспедитора, правами, обязанностями и ответственностью, предусмотренными настоящим Договором.
Экспедитор осуществляет перевозку согласно заявке-путевому листу, оформленной в соответствии с условиями настоящего Договора с использованием системы Клиента (п. 1.2, п. 4.1.). Информация о путевых листах отражена в Системе клиента, что подтверждается скриншотами из Системы, имеющимися в материалах настоящего дела.
Экспедитор подключен и зарегистрирован в системе электронного документооборота Клиента https://fin-agreement.wildberries.ru/ (далее - "Система"), с применением простой электронной подписи. Экспедитор понимает и соглашается с тем, что обмен документами по Договору, за исключением случаев, предусмотренных Договором, осуществляется исключительно через Систему. Кроме того, исключительно через Систему Сторонами осуществляется обмен следующими документами: закрывающими документами; актами сверки; дополнительными соглашениями; спецификациями, актами взаимозачета и иными документами. При обмене УПД со стороны Экспедитора обязательно включение кода товара/работы/услуги из своей учетной системы в соответствующее поле электронного документа (п. 1.3).
В пункте 2.1. Договора установлены обязанности экспедитора/перевозчика, который организует предоставление Клиенту следующих транспортных и экспедиционных услуг:
2.1.1. Получение грузов в пункте погрузки, сопровождение в пути и сдача грузов получателям;
2.1.2. Погрузку и выгрузку груза Клиента, с соблюдением соответствующих условий (раздел 4 Договора, Приложение N 1);
2.1.3. Проверка количества и состояния грузов;
2.1.4. Проверка наличия и состояния пломбы;
2.1.5. Проверка отметок в путевом листе времени прибытия на загрузку и убытия после загрузки транспорта.
2.1.6. Проверка целостности тары и упаковки. Таким образом, при невыполнении таких обязанностей и несообщении о выявленных
недостатках исполнитель не вправе ссылаться на отсутствие недостатков у товаров, принятых к перевозке. Исходя из этого также не могут иметь какого-либо значения доводы истца о том, что ему неизвестны основания удержаний: статус грузов отражается в системе автоматически путем сканирования штрихкодов.
Согласно п. 2.2. Договора при оказании услуг, наряду с вышеизложенными, Экспедитор/перевозчик принимает на себя обязательства:
2.2.1. Выполнять заказы по грузовым перевозкам с должным качеством и в установленные Договором сроки (раздел 4 Договора, Приложение N 1).
2.2.2. Соблюдать условия перевозки грузов в соответствии с указаниями Клиента и специальной маркировкой, нанесенной на тару, например, "Верх", "Не кантовать" и т.п.
2.2.3. Доставлять грузы в пункты назначения в установленные сроки.
2.2.4. Подавать транспортное средство к пунктам погрузки не позднее указанного времени.
2.2.6. Подключиться и авторизоваться в системе Клиента с целью получения заявок-путевых листов. Обеспечить передачу системе Клиента сбор и обработку геолокационных данных (данных в режиме реального времени о точном местонахождении компьютера, планшета или телефона) Экспедитора (водителей) во время исполнения настоящего договора.
2.2.7. Обеспечивать круглосуточный мониторинг заявок-путевых листов, размещенных в системе Клиента, с периодичностью каждые 30 (Тридцать) минут.
2.2.8. В случае невозможности выполнения перевозки, в указанное время уведомить об этом Клиента посредством электронных средств связи (электронная почта, система Клиента) не позднее, чем за 12 (двенадцать) часов путём направления соответствующего отказа с использованием системы Клиента.
2.2.9. В случае невозможности выполнения перевозки, в указанное время и уведомления об этом Клиента менее чем за 24 (двадцать четыре) часа путём направления соответствующего отказа с использованием электронных средств связи (электронная почта, система Клиента). При несоблюдении данного условия на Экспедитора накладывается штраф в сумме 20 000 (двадцать тысяч) российских рублей, либо в сумме, эквивалентной указанной, в валюте государства, в котором зарегистрирован Экспедитор, в соответствии с официальным курсом Центрального Банка РФ на дату выявления нарушения.
2.2.10. Самостоятельно организовать доступ лицам Экспедитора (водителям) к соответствующему разделу личного кабинета системы Клиента.
2.2.13. При выявлении Товара с дефектом, на любом этапе его обработки, Экспедитор компенсирует Клиенту стоимость выявленного Товара с дефектом солидарно с другими лицами, оказывающими услуги по обработке, доставке и выдачи указанного Товара. Информация по Товару с дефектом отображена в личном кабинете системы Клиента.
Экспедитор при осуществлении погрузки/разгрузки в случае повреждения имущества третьих лиц самостоятельно возмещает нанесенный ущерб и убытки. В случаях, когда экспедитором при осуществлении погрузки/разгрузки нанесен ущерб третьим лицам, а претензии имущественного характера предъявляются Клиенту, последний вправе перенаправить или удержать сумму штрафау Экспедитора (п. 4.12.).
Кроме того, согласно п. 10.1 договора клиент вправе в одностороннем порядке вносить изменения и/или дополнения в Договор, в том числе по оплате вознаграждения, без письменного уведомления Экспедитора/перевозчика. Клиент вправе в одностороннем порядке вносить изменения и/или дополнения в Правила, Регламенты и иные документы, связанные с исполнением настоящего Договора. Изменения и дополнения могут вносится, в том числе, в виде новой редакции текста Оферты, Правил, Регламента или иного документа. Обязанностью Экспедитора/перевозчика является регулярное не менее 1 (одного) раза в день ознакомление с условиями Договора, опубликованного в программном обеспечении Клиента.
Клиент вправе направлять любые уведомления, в том числе и претензии, путем направления уведомления через систему Клиента и на электронную почту Экспедитора, указанную им при принятии Оферты (п. 9.4). Направление юридически значимых сообщений осуществляется через Цифровую информационную систему Клиента (п. 10.1).
Согласно п. 11.1. Договора транспортной экспедиции настоящий Договор и все приложения к нему действует до исполнения обязательств по конкретной задаче в системе Клиента.
Платежи за услуги Экспедитора по перевозке/экспедированию осуществляются по ценам, согласно тарификатору в программном обеспечении Клиента, согласовываются в заявке исходя из фактического объема предоставленных услуг. При этом расчет и оплата услуг производятся по данным, полученным из системы Клиента, на основании отчёта Экспедитора (п. 5.1. Договора).
Отчёт Экспедитора об объёме оказанных услуг осуществляется путем направления Экспедитором электронного реестра посредством электронных средств связи (электронная почта, система Клиента). Отчёт Экспедитор должен направлять в течение 3 (трёх) календарных дней со дня окончания отчетного периода. Отчетными периодами являются период с 01 по 15 число месяца и с 16 по последнее число месяца (п. 5.2. Договора).
Т. е. согласно 5.2. Договора экспедитор, используя интерфейс системы, направляет заявку на оплату на основании отчета, формируемого путем направления электронного реестра, в котором отражены заявки - путевые листы.
Клиент производит оплату за оказанные и принятые услуги в размере, указанном в акте сдачи- приемки услуг за соответствующий период по требованию Экспедитора. Моментом востребования Стороны признают формирование Экспедитором соответствующего требования посредством функционала системы Клиента. Датой исполнения требования является дата списания денежных средств с расчетного счета Клиента (п. 5.3. Договора).
Это означает, что исполнитель самостоятельно выводит оплату, используя интерфейс системы. Таким образом и происходит согласование исполнителем итоговой стоимости услуг.
По результатам оказания услуг Клиент предоставляет Экспедитору Акт сдачи-приемки оказанных услуг в электронной форме. Указанный Акт предоставляется Клиентом путем его размещения в Аккаунте Экспедитора в системе Клиента. Экспедитор обязан самостоятельно проверять наличие/отсутствие Акта в Аккаунте. Клиент не обязан уведомлять Экспедитора о размещении Акта. Периодичность предоставления Актов определяется Клиентом (п. 5.4. Договора).
Стоимость услуг, оказанных по заявкам, размещается в системе Клиента и указывается в Акте сдачи- приемки оказанных услуг (п. 5.5. Договора).
После оплаты услуг Клиент по своему усмотрению вправе составить односторонний акт в качестве подтверждения приемки оказания услуг и утверждения их цены. Стороны признают такой акт надлежащим средством приемки оказанных услуг по Договору и их цены (п. 5.6. Договора).
Услуги считаются оказанными с момента предоставления (в системе Клиента) Клиентом Акта сдачи - приемки оказанных услуг и/или оплаты Клиентом услуг, оказанных по заявке Экспедитором (п. 5.10.).
Отражение в системе оказанных услуг и их стоимости (с учетом штрафов и удержаний) является окончательным, с чем согласился истец: согласно п.п. 5.1, - 5.10 Договора истец признал цену услуг, указанную в системе. В связи с изложенным у истца нет оснований для оспаривания оплаты оказанных услуг. Штрафы и удержания отображаются в сведениях о Путевом листе в личном кабинете экспедитора. Выводя оплату с использованием интерфейса системы, исполнитель соглашается с итоговой стоимостью услуг (п. 1 ст. 790 ГК РФ; Раздел 5 Договора).
С учетом приведенных выше условий договора, удержания и штрафы, автоматически отражаемые в системе, учитываются при определении конечной стоимости услуг по завершении рейса, т. е. происходит автоматическая тарификация, что установлено договором. Поскольку перевозчик имел доступ к системе и получал информацию, касающуюся оплаты, а также штрафов и удержаний и не оспаривал их до вывода оплаты, у него нет оснований требовать каких-либо дополнительных пояснений, а также оспаривать договорные санкции.
Кроме того, истец и в настоящее время имеет доступ к Системе, что подтверждается скриншотами из Системы (есть в деле). Из сказанного следует, что ничем не обоснованные заявления истца о блокировке доступа к Системе не соответствуют действительности.
В системе клиента автоматически отражаются статусы, связанные с исполнением/ненадлежащим исполнением/неисполнением обязанности по доставке товаров:
нарушение нормативного времени на доставку, несканирование коробки при отгрузке на ПВЗ, недоставка по адресу назначения и т.д. (Приложение N 1 - Тарифы, разделы 4, 7 договора).
Так, на представленных в материалы дела скриншотах из Системы видно, что штрафы налагались, в т. ч. когда на складе при приемке к перевозке было отсканировано больше коробок, чем их было доставлено в итоге на ПВЗ (недостающие коробки, соответственно, не отсканированы по итогу доставки), а также когда были зафиксированы нарушения нормативного времени.
Соответственно, исполнитель обязан отразить в системе статус доставки, если перевозчик не производит такое отражение статуса, товар не считается доставленным по месту назначения, т.е. считается утраченным. При этом статус доставки/недоставки автоматически отражается в системе. Следовательно, если перевозчик принял товары к перевозке, но в итоге не отразил в системе своевременную доставку и (или) доставку принятых товаров по месту назначения, то товары считаются доставленными с опозданием или считаются не доставленными (утраченными), за что договором установлена ответственность (Приложение N 1 - Тарифы, п.п. 2.2.13, 4.7, 4.8, 7.1-7.9 Договора).
Так, согласно п. 4.8. время прибытия автомобиля под погрузку исчисляется с момента отметки водителем/экспедитором времени в путевом листе в системе Клиента в пункте погрузки, а время прибытия автомобиля под разгрузку - с момента отметки водителем/экспедитором времени в путевом листе в системе Клиента.
Экспедитор (перевозчик) не отрицает что принял товар к перевозке. При этом сведения из системы подтверждают принятие товара к перевозке, а также подтверждают нарушения условий доставки, несвоевременную доставку, недоставку (утрату) товаров. Иного истцом не доказано. Истец также не предоставил доказательств того, что штрафы были выставлены ошибочно.
Таким образом, согласно условиям договора, отражение в системе оказанных услуг и их стоимости (с учетом штрафов и удержаний) является окончательным, с чем согласился истец: согласно положениям раздела 5 Договора истец признал цену услуг, указанную в системе. В связи с изложенным у истца нет оснований для оспаривания оплаты оказанных услуг. Штрафы отображаются в сведениях о Путевом листе в личном кабинете экспедитора. Выводя оплату с использованием интерфейса системы, исполнитель согласился с итоговой стоимостью услуг.
При этом до момента осуществления окончательных расчетов по договору истец не оспаривал утвержденную согласно договору стоимость услуг, соответствующие претензии не выставлял. Иного истцом не доказано. Истец не представил доказательств необоснованности штрафов и удержаний по каждому конкретному путевому листу, отраженному в Системе.
Штрафы и удержания осуществлялись на основании данных, автоматически отражаемых в системе, что предусмотрено договором (ст. 421 ГК РФ; п.п. 2.1, 2.2, п. 2.2.13, 4.1 - 4.12, 5.1 - 5.10, 7.1 - 7.9 Договора, Приложение N 1 к Договору). Договором предусмотрена автоматическая тарификация при оплате услуг и все статусы, касающиеся оплаты, нарушений, штрафов и удержаний автоматически отражаются в системе; истец принял соответствующие условия, акцептовав оферту (п.п. А1-А8 Договора).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, согласно достигнутым сторонами условиям, вина Исполнителя при не оспаривании (до вывода оплаты) удержаний за нарушения условий договора и за утраченные Товары презюмируется.
Заказчик в отсутствии обоснованных и документально подтвержденных возражений и при наличии информации на Портале (Системе) о том, что Товары перевозчиком приняты, но не доставлены или доставлены с опозданием, лишен возможности проверить информацию, и при несвоевременном оспаривании Исполнителем удержаний за утрату Товаров не имеет оснований не доверять сведениям из Портала (Системы). Таким образом, убытки Заказчика в размере предусмотренных Договором штрафов и удержаний возникли из-за ненадлежащего и недобросовестного исполнения Истцом своих обязательств по Договору.
Факт передачи Товаров Истцу, их движении подтверждается скриншотами из Портала (Системы), и выгрузкой данных из Портала, сформированными в ПО Вайлдберриз. Таким образом, Истец, получив Товары для перевозки, не отразил последующие операции на Портале путем сканирования штрих-кодов Товаров/Отправлений (данный правовой подход сформирован судебной практикой, Постановление Десятого Арбитражного апелляционного суда от 27.10.2023 по делу N А41-37166/2023).
В то же время в соответствии с п. 5.7. Договора Клиент при обнаружении недостатков оказанной услуги по своему выбору вправе:
- потребовать безвозмездного устранения недостатков;
- потребовать соответствующего уменьшения цены за оказанную услугу;
- произвести зачет сумм неустоек, пеней, штрафов, применимых к Экспедитору/перевозчику нарушением Экспедитором/перевозчиком своих обязательств, принятых на себя по настоящему Договору при окончательных расчетах между Сторонами.
Таким образом, в момент вывода исполнителем оплаты через интерфейс системы происходят окончательные расчеты между сторонами, а соответственно и зачет взаимных требований на основании п. 5.7. Договора, что ведет к прекращению взаимных обязательств (ст. 410 ГК РФ).
Согласно ст. 791 ГК РФ перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором. Погрузка (выгрузка) груза должна производиться в сроки, предусмотренные договором.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Устава грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера. Бремя доказывания того, что груз утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возложено на перевозчика (статья 796 ГК РФ, статья 65 АПК РФ) (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции").
Перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза (статьи 15, 393 ГК РФ) (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793 ГК РФ).
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон (п. 3 ст. 801 ГК РФ).
Ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает перевозчик (ст. 803 ГК РФ).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 (ответственность за нарушение обязательств) настоящего Кодекса (ст. 803 ГК РФ).
Заключенным между сторонами Договором предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Экспедитором/перевозчиком, обязательств и/или гарантий по Договору Экспедитор/перевозчик обязаны возместить Клиенту причиненные убытки (п. 7.1. договора).
Экспедитор/перевозчик несет материальную ответственность в виде возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение в процессе перевозки грузов, а также за ухудшение качественных характеристик товара в соответствии с ценами, указанными в документах на товар, формируемых в информационной системе ООО "Вайлдберриз", как при личном исполнении договора перевозки, так и в случае привлечения к исполнению третьих лиц (п. 7.2. договора).
Экспедитор/перевозчик несет материальную ответственность за порчу, повреждение или уничтожение имущества Клиента или иных третьих лиц, причиненное при исполнении обязательств по настоящему Договору.
Наряду с возмещением реального ущерба, Экспедитор/перевозчик обязан возместить Клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине Экспедитора/перевозчика, а также привлеченных им третьих лицх (п. 7.2.2. договора).
В случае утраты, повреждения (порчи) или утраты товарного вида груза по вине сотрудников Экспедитора или привлекаемых им третьих лиц (Перевозчиков), Экспедитор наряду с возмещением ущерба, обязан оплатить Клиенту штраф, за каждый выявленный случай, в размере цены утраченного, поврежденного (испорченного) или утратившего товарный вид груза, указанной в сопроводительных документах (п. 7.2.3. Договора).
Экспедитор обязуется возместить убытки, причиненные Клиенту, не позднее установленного срока с момента получения соответствующей письменной претензии от Клиента (п. 7.3.).
Клиент вправе в одностороннем порядке удержать из суммы вознаграждения Экспедитора/перевозчика, а также привлеченных Экспедитором третьих лиц (перевозчика), предусмотренной договором транспортной экспедиции или иными гражданско-правовыми договорами, заключенными между Сторонами, в рамках которых Клиент обязан оплачивать услуги/работы/товары Экспедитору/перевозчику, в том числе привлеченных Экспедитором третьих лиц (перевозчика), размер неустоек и убытков Клиента, а также штрафов, подлежащих возмещению Экспедитором (и/или перевозчиком) в рамках данного договора, без предварительного уведомления Экспедитора/Перевозчика (п. 7.4. договора).
Клиент вправе уведомить Экспедитора о допущенном нарушении и начисленном штрафе, предусмотренном Договором, путем направления уведомления об удержании штрафа в системе Клиента (п. 7.8.).
Из всего сказанного следует, что претензии о возмещении стоимости утраченного товара формируются на основании автоматического отражения в системе статуса товаров, что предусмотрено условиями договора. Исполнитель обязан отразить в системе статус доставки, если перевозчик не производит такое отражение статуса, товар не считается доставленным по месту назначения, т. е. считается утраченным. При этом статус доставки/недоставки автоматически отражается в системе. Если перевозчик принял товары к перевозке, но в итоге не отразил в системе своевременную доставку и (или) доставку принятых товаров по месту назначения, то товары считаются доставленными с опозданием или считаются не доставленными (утраченными), за что договором установлена ответственность (Приложение N 1 - Тарифы, п.п. 2.2.13, 4.7, 4.8, 7.1-7.9 Договора).
Исходя из сказанного, суд первой инстанции правильно указал, что не имеют какого-либо значения доводы ответчика о порядке принятия товара к перевозке: факт принятия товара, согласно условиям договора, автоматически отражается в системе, также автоматически в системе отражаются все последующие статусы, касающиеся процесса, а также итога перевозки: нарушение сроков, повреждение, утрата, доставка/недоставка и т.д.
Претензии выставляются в целях обеспечения добровольного возмещения убытков со стороны исполнителя. При этом Экспедитор обязуется возместить убытки, причиненные Клиенту (п. 7.3.). В то же время Клиент вправе в одностороннем порядке без уведомления удержать из суммы вознаграждения (п. 7.4) неустойки и штрафы, а также произвести зачет сумм неустоек, пеней, штрафов (п. 5.7.).
Таким образом, являются безосновательными и неправомерными доводы истца об удержаниях без претензий и доказательств: истец сам представил в материалы дела претензии, выставленные в его адрес, и ссылается на них, а все статусы нарушений условий договора автоматически отражаются в системе, о чем истцу известно и с чем истец согласился, акцептовав оферту.
В представленных истцом в материалы настоящего дела претензиях в адрес экспедитора (перевозчика) имеется указание: в случае неисполнения требований претензии в добровольном порядке в установленный срок, претензия имеет силу уведомления о зачете (ст. 410 ГК РФ) в счет предусмотренной договором оплаты исполнителю.
Истец принял условия договора, претензии не оспаривал, а следовательно, согласился с удержаниями, произведенными согласно условиям договора, а также согласился с прекращением взаимных обязательств путем зачета встречных требований по истечении срока для добровольного удовлетворения претензий. Иного истцом не доказано. Доказательств добровольного исполнения требований претензий истец также не представил.
Соответственно, взаимные требования Сторон по оплате услуг, с одной стороны, и по уплате штрафов и возмещении убытков, с другой стороны, прекращены зачетом.
Таким образом, у истца отсутствуют какие-либо основания для заявления требований о возврате сумм удержаний. Кроме того, из всех обстоятельств и материалов настоящего дела следует, что все штрафы и удержания являются обоснованными и законными, поскольку предусмотрены непротиворечащими закону условиями договора, подтверждаются материалами дела (сведения из системы: скриншоты, а также выгрузки в формате таблиц xls и pdf).
С учетом всего изложенного, установленный договором порядок удержания начисленных штрафов, неустоек, убытков является согласованным сторонами способом прекращения обязательств Сторон (обязательства Клиента по оплате оказанных ему услуг и обязательства Экспедитора по оплате штрафов, неустоек, удержаний, предусмотренных Договором) (п. 5.7, п. 7.4.).
При этом согласно ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Критерий однородности соблюдается при зачете требования по уплате основного долга на требование об уплате неустойки, процентов или о возмещении убытков (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств").
Условия зачета также могут быть установлены в договоре. По смыслу пункта 3 статьи 407 ГК РФ стороны вправе согласовать порядок прекращения их встречных требований, отличный от предусмотренного статьей 410 ГК РФ, например, установив их автоматическое прекращение, не требующее заявления одной из сторон (п. 11, п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6; п. 5.7 договора).
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6 если обязательства были прекращены зачетом, однако одна из сторон обратилась в суд с иском об исполнении прекращенного обязательства либо о взыскании убытков или иных санкций в связи с ненадлежащим исполнением или неисполнением обязательства, ответчик вправе заявить о состоявшемся зачете в возражении на иск.
Кроме того, Стороны договорились, что для Экспедитора/перевозчика может быть установлена дополнительная ответственность в виде штрафов, путем внесения изменений в настоящую Оферту, приложения к ней и иные регламенты (п. 7.9. договора).
Согласно Приложению N 1 - Тарифы (вознаграждение Экспедитора) к Договору: Тариф по перевозке Экспедитором грузов на пункты выдачи заказов (далее ПВЗ) исчисляется по маршрутизатору в программном обеспечении Клиента. Экспедитор имеет возможность ознакомиться с вознаграждением за маршрут при формировании задания в программном обеспечении Клиента. Настоящим договором предусмотрено нормативное время на доставку согласно удаленности по маршрутизатору в программном обеспечении Клиента. Улучшение норматива по скорости каждой доставки на 1 час увеличивает размер вознаграждения за конкретную доставку на 20%, максимальный размер премии - 20% от стоимости задания на перевозку. Ухудшение норматива по скорости каждой доставки на 1 час уменьшает размер вознаграждения за конкретную доставку на 20% за каждый час. Договором предусмотрены штрафы для перевозчика:
- в случае, если перевозчик не производит сканирование коробки при отгрузке на ПВЗ, ему начисляется штраф на путевой лист в размере 500 (Пятьсот) российских рублей либо в размере, эквивалентном указанному, в валюте государства, в котором зарегистрирован Экспедитор, в соответствии с официальным курсом Центрального Банка РФ на дату выявления нарушения за каждый ПВЗ на котором коробки не были отсканированы;
- в случае, если перевозчик доставляет коробку не по адресу назначения, ему начисляется штраф на путевой лист в размере 100 (Сто) российских рублей, либо в размере, эквивалентном указанному, в валюте государства, в котором зарегистрирован Экспедитор, в соответствии с официальным курсом Центрального Банка РФ на дату выявления нарушения за каждую неверно доставленную единицу товара.
Кроме того, стороны в договоре согласовали, что при выявлении Товара с дефектом, на любом этапе его обработки, Экспедитор/Перевозчик компенсирует Клиенту стоимость выявленного Товара с дефектом солидарно с другими лицами, оказывающими услуги по обработке, доставке и выдачи указанного Товара. Информация по Товару с дефектом отображена в личном кабинете системы Клиента (п. 2.2.13. договора).
В указанном пункте 2.2.13 подчеркивается, что Экспедитор/Перевозчик несет ответственность наряду с другими участниками цепи движения товара в случае выявления недостатков на любом этапе движения товара, в т. ч. это касается действий, связанных с принятием товара к перевозке, погрузкой, непосредственной перевозкой, выгрузкой товара.
Соответственно, с учетом всего сказанного, информация о статусе товара "брак", об удержаниях и штрафах автоматически отражается в системе, с чем согласился исполнитель, приняв условия договора путем акцепта (Постановление Десятого Арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023 года по делу N А41- 59502/202).
В скриншотах, а также выгрузках (таблицы в формате xls) из системы (имеются в материалах дела) указаны, в том числе, номера путевых листов, согласно которым истец принял товары к перевозке и на которые ссылается истец; если же истец отрицает факт принятия этих товаров, то его исковые требования тем более не обоснованы, поскольку в таком случае нет оснований для оплаты услуг исполнителю. Кроме того, в выгрузках (таблицы в формате xls) из системы указаны штрихкоды товаров, принятых истцом к перевозке.
Отражение в системе статуса товара "брак", а также отражение в системе нарушения нормативного времени на доставку, несканирования коробки при отгрузке на ПВЗ, недоставки по адресу назначения и т.д. также подтверждается представленными скриншотами (имеются в материалах дела). Так, на скриншотах из Системы видно, что, количество доставленных согласно путевому листу коробок отличается в меньшую сторону от количества принятых к перевозке. Соответственно, принятые к перевозке товары не доставлены в полном объеме.
В то же время истец не оспаривает, что принял товары к перевозке и сам на них ссылается.
Таким образом, указанные существенные обстоятельства (факт принятия товаров истцом, нарушение истцом условий договора, брак и т.д.) подтверждаются материалами дела.
При этом согласно п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10, п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18 допустимыми доказательствами являются в том числе сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка. Такие распечатки подлежат оценке судом при рассмотрении дела наравне с прочими доказательствами (Постановление Десятого Арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2023 года по делу N А41-12076/23).
Соответственно, доводы истца о том, что наличие брака в товаре и другие нарушения условий договора не подтверждены, являются не обоснованными, так как в материалы дела представлены скриншоты и выгрузки из системы с указанием, в т. ч. номеров путевых листов, согласно которым истец принял товары к перевозке (и на которые ссылается истец), соответствующих дат и статуса нарушений договора (нарушения нормативного времени на доставку, несканирования коробки при отгрузке на ПВЗ, недоставки по адресу назначения и т.д.).
Согласно п. 1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Если в обязательстве участвуют несколько кредиторов или несколько должников, то каждый из кредиторов имеет право требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в равной доле с другими постольку, поскольку из закона, иных правовых актов или условий обязательства не вытекает иное (ст. 321 ГК РФ).
Кроме того, согласно п. 1 ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 323 ГК РФ при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.
С указанными нормами закона согласуются положения п. 2.2.13. договора; также, как и условия договора в целом не противоречат закону.
Как разъясняется в п. 8 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017), экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).
Наличие права грузоотправителя требовать возмещения ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении требования грузоотправителя к экспедитору, если последний также несет ответственность за сохранность груза (п. 10 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции").
Перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза независимо от наличия либо отсутствия вины и несет ответственность за случай, если иное не предусмотрено законом. По смыслу п. 1 ст. 796 ГК РФ профессиональный перевозчик несет ответственность независимо от наличия вины и основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза является наличие обстоятельств, которые являются объективно непредвидимыми (чрезвычайными) и непредотвратимыми, то есть перевозчик несет ответственность за случайное причинение вреда. Исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 785 ГК РФ в содержание обязательства перевозчика входит обеспечение сохранности переданного ему груза. Поскольку груз вверяется в сферу контроля перевозчика, на нем лежит риск утраты груза вследствие неправомерных действий третьих лиц (п. 1 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)).
При этом в силу п. 2 ст. 796 ГК РФ ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком, в случае утраты или недостачи груза, в размере стоимости утраченного или недостающего груза.
Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 796 ГК РФ).
Сходные меры ответственности установлены также в ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О транспортно-экспедиционной деятельности".
Суд не может освободить перевозчика от обязанности возместить грузоотправителю реальный ущерб лишь по тому основанию, что его размер невозможно достоверно установить. Само по себе отсутствие указания в транспортных документах стоимости груза не может служить основанием для освобождения перевозчика от ответственности. (п. 4 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)).
Кроме того, в договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации размером ответственности. Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожно (п. п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О транспортно-экспедиционной деятельности").
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" в силу пункта 3 статьи 154 и пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (пункт 2 статьи 432 ГК РФ).
По общему правилу, оферта содержит существенные условия договора (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49).
Акцепт должен прямо выражать согласие направившего его лица на заключение договора на предложенных в оферте условиях (абзац второй пункта 1 статьи 438 ГК РФ) (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49).
Кроме того, в п.п. 1, 4 ст. 421 ГК РФ указано, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора ее пределах").
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" при толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела. Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду. Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование). Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из заключенности и действительности договора и принял во внимание установленную в пункте 5 статьи 10 ГК РФ презумпцию разумностии добросовестности участников гражданских правоотношений (п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49). В силу п.4 ст. 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора.
Принцип свободы договора предусматривает предоставление участникам гражданских правоотношений в качестве общего правила возможности по своему усмотрению решать вопрос о вступлении в договорные отношения с другими участниками и определять условия этих отношений, а также заключать договоры, и предусмотренные, и не предусмотренные законом (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.02.2022 по делу N А41-5952/2021).
Сама по себе реализация прав по договору (включая одностороннее изменение условий договора) не является злоупотреблением правом (ст. 10 ГК РФ).
Доказательств в подтверждение недобросовестного, направленного исключительно на ущемление прав истца поведения ответчиком истец не предоставил. (Определение ВС РФ от 3 июня 2022 г. N 305-ЭС22- 8631).
В соответствии со ст. 9 ГК РФ Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. При этом стороны по общим правилам должны действовать осмотрительно и осознавать риски и последствия своих действий.
В данном случае спор идет между субъектами предпринимательской деятельности, которые не являются "слабой" стороной договора (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16).
Таким образом, условия договора не нарушают Гражданское законодательство; условия договора не являются незаконными изначально и сами по себе не нарушают прав и законных интересов стороны договора.
Из положений п. 1 ст. 1102 ГК РФ следует, что необходимо доказать обстоятельства, на которых основаны требования (ст. ст. 64, 65, 67, 68 АПК РФ) о взыскании неосновательного обогащения:
- факт приобретения или сбережения имущества на стороне приобретателя;
- приобретение или сбережение имущества именно за счет потерпевшего;
- отсутствие правового основания для наступления указанных имущественных последствий;
- размер неосновательного обогащения.
Однако истцом не представлены доказательства, которые подтверждают такие обстоятельства.
Кроме того, по данным ООО "Вайлдберриз", сальдо зачёта взаимных требований свидетельствует о наличии задолженности со стороны ООО "ЛоялАвто" в пользу ООО "Вайлдберриз" в размере 1 099 576,50 руб. (не оплаченные штрафы и удержания). Указанная задолженность возникла в связи с нарушениями условий договора.
Задолженность подтверждается, в том числе, заключенным между ООО "ЛоялАвто" ("Сторона-1") и ООО "Вайлдберриз" ("Сторона 2") Соглашением о добровольном возмещении вреда, причиненного имуществу, от "24" ноября 2022 г. (Далее - Соглашение), согласно которому ООО "ЛоялАвто" обязуется добровольно в полном объеме возместить стоимость имущества ООО "Вайлдберриз" в размере 971 962 (Девятьсот семьдесят одна тысяча девятьсот шестьдесят два) рубля 00 копеек в следствии утери груза (товара) при исполнении обязательств по Договору б/н от 25.11.2021 (п. 1).
Со стороны ООО "ЛоялАвто" Соглашение подписано генеральным директором при наличии печати организации.
Согласно п. 3 Соглашения стороны пришли к соглашению о возможности проведения расчетов между сторонами путем взаимозачета однородных обязательств, включая обязательства, срок исполнения которых не наступил, и иными способами, не запрещенными действующим - законодательством РФ. Сторона 2 вправе удерживать из суммы вознаграждения Стороны 1 размер ущерба в порядке, установленном п. 3.1.
В случае наличия между Сторонами гражданско-правовых договоров, в рамках которых Сторона 2 обязана оплачивать услуги, оказанные ей Стороной 1, Стороны договорились о праве Стороны 2 в одностороннем порядке производить удержания (п. п. 3.1).
В случае невозможности производства таких удержаний по указанным условиям, Сторона 1 переводит сумму, подлежащую удержанию, на расчетный счет Стороны 2 в полном соответствии с датами платежей, установленными в п. 3.1. Соглашения. В данном случае первая выплата должна произойти до "08" декабря 2022 года (п. 3.2.).
Расчеты между Сторонами производятся в безналичном порядке. Обязательство считается исполненным после зачисления денежных средств на расчетный счет Стороны 2 или производства удержания (п. 4).
Сторона 1 обязана своевременно и в полном объеме исполнять обязательства, предусмотренные в настоящем Соглашении (п. 5).
Таким образом, ООО "ЛоялАвто", заключив Соглашение о добровольном возмещении вреда, причиненного имуществу, от "24" ноября 2022 г., признало имеющиеся претензии, штрафы и удержания, дополнительно выразило согласие с установленным Договором порядком ответственности за нарушение условий обязательства, чем также подтвердило правомерность всех уже произведенных удержаний и начисленных штрафов и выразило согласие с такими условиями и на будущий период.
При этом согласно п. 2 ст. 183 ГК РФ последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.
Иное толкование условиям заключённого сторонами Соглашения, изложенное в апелляционной жалобе истца, противоречит его содержанию и совокупности материалов дела, в связи с чем отклоняется судом апелляционной инстанции.
При разрешении споров, связанных с применением пункта 2 статьи 183 ГК РФ, судам следует принимать во внимание, что под прямым последующим одобрением сделки представляемым, в частности, могут пониматься письменное или устное одобрение, независимо от того, адресовано ли оно непосредственно контрагенту по сделке; признание представляемым претензии контрагента; конкретные действия представляемого, если они свидетельствуют об одобрении сделки (например, полная или частичная оплата товаров, работ, услуг, их приемка для использования, полная или частичная уплата процентов по основному долгу, равно как и уплата неустойки и других сумм в связи с нарушением обязательства; реализация других прав и обязанностей по сделке); заключение другой сделки, которая обеспечивает первую или заключена во исполнение либо во изменение первой; просьба об отсрочке или рассрочке исполнения; (п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.10.2000 N 57 "О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации"; п. 123 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Таким образом, лицо, подтвердившее намерение даже частичного погашения долга перед контрагентом, не вправе впоследствии заявлять об отсутствии задолженности в целом. При этом Договор исполнялся сторонами на протяжении длительного времени, истец получал оплату по договору и не оспаривал удержания.
Соответственно, истец подтвердил, что принял условия договора.
Из всего сказанного следует: Стороны договора признают, что данные на Портале (в Системе) являются достаточным и надлежащим доказательством факта передачи Исполнителю Отправлений или товаров, обоснованности штрафов и удержаний за нарушение условий договора. Ответчиком, в подтверждение информации об удержаниях, об основаниях таких удержаний, предоставлены скриншоты с Портала (Системы), личного кабинета Истца, в которых отражены все удержания за спорный период. Таким образом, из материалов дела не усматривается наличие доказанной истцом причинно-следственной связи между причинением убытков истцу и действиями (бездействием) ответчика (аналогичная позиция изложена: Постановление Десятого Арбитражного апелляционного суда от 27.10.2023 г. по делу N А41-37166/2023).
Согласно статье 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Истец, осуществляя предпринимательскую деятельность в соответствии с уставными целями и видами деятельности, принимая на себя обязательства при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятого обязательства и условиям оборота, исходя из практики работы по договору, мог и должен был оценить риски, связанные с исполнением условий договора.
В силу части 3 статьи 41 АПК РФ непринятие стороной мер к надлежащей реализации своих процессуальных прав и обязанностей относит на эту сторону все негативные риски, связанные с ненадлежащей защитой собственных прав и законных интересов. Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите. Такие доказательства заявителем не представлены.
Доводы истца опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Истцом не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие должным образом основание и размер заявленной задолженности, а также не представлены доказательства необоснованности претензий, удержаний и штрафов, предусмотренных договором, что противоречит требованиям ст. ст. 64, 65, 67, 68, 71 АПК РФ.
Кроме того, из обстоятельств настоящего дела и представленных доказательств следует, установленный договором порядок удержания начисленных штрафов, неустоек, убытков является согласованным сторонами способом прекращения обязательств Сторон (обязательства Клиента по оплате оказанных ему услуг и обязательства Экспедитора по оплате штрафов, неустоек, удержаний, предусмотренных Договором) (ст. 410 ГК РФ; п. 5.7, п. 7.4.).
Из материалов дела следует, что в момент совершения окончательных расчетов между заказчиком и исполнителем взаимные требования Сторон по оплате услуг, с одной стороны, и по уплате штрафов и возмещении убытков, с другой стороны, прекращены зачетом.
Как разъясняется в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 6 если обязательства были прекращены зачетом, однако одна из сторон обратилась в суд с иском об исполнении прекращенного обязательства либо о взыскании убытков или иных санкций в связи с ненадлежащим исполнением или неисполнением обязательства, ответчик вправе заявить о состоявшемся зачете в возражении на иск.
В ходе рассмотрения настоящего дела, ответчик заявил о состоявшемся зачете.
Учитывая изложенные обстоятельства, исследованные доказательства, приведенные нормы права и правовые позиции, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, действуя в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, оценив также относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к правильному выводу, что требования истца неправомерны, необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных судом первой инстанции обстоятельствах и соответствуют закону.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что оснований для полного зачета заявленных истцом требований не имелось, отклоняется арбитражным апелляционным судом, поскольку противоречат условиям Договора и имеющимся в материалах дела доказательствам. Суд первой инстанции правильно установил, что в момент вывода исполнителем оплаты через интерфейс системы происходят окончательные расчеты между сторонами, а соответственно, и зачет взаимных требований на основании п. 5.7. Договора, что ведет к прекращению взаимных обязательств (ст. 410 ГК РФ).
Из совокупности представленных в материалы дела документов, выполненных с учётом условий Договора с применением Системы, на согласованных сторонами условиях, следует, что в результате зачёта требований сторон у ответчика перед истцом задолженность по оплате услуг за экспедиторские услуги отсутствует, а у истца имеется задолженность перед ответчиком за начисленные штрафы и в возмещение убытков за утрату груза в размере 1 099 576,50 руб. Указанная задолженность возникла в связи с нарушениями истцом условий договора.
Факто того, что истец признавал наличие указанной задолженности перед ответчиком, как верно указал суд первой инстанции, подтверждается заключенным между ООО "ЛоялАвто" ("Сторона-1") и ООО "Вайлдберриз" ("Сторона 2") Соглашением о добровольном возмещении вреда, причиненного имуществу, от "24" ноября 2022 г., оценка которому судом дана выше.
Доводы истца о том, что соглашение о добровольном возмещении вреда, причиненного имуществу, от 24.11.2022 является недействительным, так как подпись на данном соглашении сделана не генеральным директором ООО "ЛоялАвто", и данное соглашение не содержит условия о прекращении обязательств ответчика перед истцом полностью в связи с зачетом, изложенные в дополнениях к апелляционной жалобе, подлежат отклонению как противоречащие материалам дела.
Со стороны ООО "ЛоялАвто" Соглашение подписано генеральным директором при наличии печати организации. О фальсификации данного доказательства истец в суде первой инстанции истец не заявлял, доводы о его заключении неуполномоченным лицом не в суде первой инстанции не приводил.
Согласно п. 3 Соглашения стороны пришли к соглашению о возможности проведения расчетов между сторонами путем взаимозачета однородных обязательств, включая обязательства, срок исполнения которых не наступил, и иными способами, не запрещенными действующим - законодательством РФ. Сторона 2 вправе удерживать из суммы вознаграждения Стороны 1 размер ущерба в порядке, установленном п. 3.1.
В случае наличия между Сторонами гражданско-правовых договоров, в рамках которых Сторона 2 обязана оплачивать услуги, оказанные ей Стороной 1, Стороны договорились о праве Стороны 2 в одностороннем порядке производить удержания (п. п. 3.1).
В случае невозможности производства таких удержаний по указанным условиям, Сторона 1 переводит сумму, подлежащую удержанию, на расчетный счет Стороны 2 в полном соответствии с датами платежей, установленными в п. 3.1. Соглашения. В данном случае первая выплата должна произойти до "08" декабря 2022 года (п. 3.2.).
Расчеты между Сторонами производятся в безналичном порядке. Обязательство считается исполненным после зачисления денежных средств на расчетный счет Стороны 2 или производства удержания (п. 4).
Сторона 1 обязана своевременно и в полном объеме исполнять обязательства, предусмотренные в настоящем Соглашении (п. 5).
Таким образом, ООО "ЛоялАвто", заключив Соглашение о добровольном возмещении вреда, причиненного имуществу, от "24" ноября 2022 г., признало имеющиеся претензии, штрафы и удержания, дополнительно выразило согласие с установленным Договором порядком ответственности за нарушение условий обязательства, чем также подтвердило правомерность всех уже произведенных удержаний и начисленных штрафов и выразило согласие с такими условиями и на будущий период.
Остальные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, которые были подробно рассмотрены и обоснованно отклонены судом первой инстанции, и направлены на переоценку выводов суда, в связи с чем не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все материалы дела, установил все обстоятельства, подлежащие доказыванию по настоящему делу, правильно применив нормы материального права.
Несогласие истца с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 апреля 2024 года по делу N А41-57853/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57853/2023
Истец: ООО "ЛОЯЛАВТО"
Ответчик: ООО ВАЙЛДБЕРРИЗ