г. Владимир |
|
03 июня 2024 г. |
Дело N А43-12591/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2024 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ковбасюка А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Дзержинска Нижегородской области на определение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.03.2024 по делу N А43-12591/201, об индексации присужденных денежных сумм по делу,
при участии представителей в судебном заседании 20.05.2024:
от заинтересованного лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области - Беловой И.В. по доверенности от 30.05.2023 N сл-150-437393/23 сроком на 1 год, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
при участии представителей в судебном заседании после объявленного в порядке статьи 163 АПК РФ перерыва 27.05.2024: от заявителя - публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" (прежнее наименование - публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы") - Ястребовой Л.Б. по доверенности от 12.03.2024 N 54-24 сроком до 25.10.2025, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
от заинтересованного лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области - Беловой И.В. по доверенности от 30.05.2023 N сл-150-437393/23 сроком на 1 год, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
от третьего лица - администрации города Дзержинска Нижегородской области - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом,
установил.
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", в настоящее время публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Дзержинска Нижегородской области (далее - Комитет) о взыскании 4 872 426 рублей 80 копеек неосновательного обогащения за период с 01.03.2016 по 31.01.2019 и 131 054 рублей 94 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных с 20.02.2019 по 26.06.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Дзержинска Нижегородской области (далее - Администрация).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 31.07.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2019 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.03.2020, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
22.02.2024 в Арбитражный суд Нижегородской области поступило заявление Общества об индексации присужденных решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.07.2019 по делу N А43-12591/2019 денежных средств в размере 34 753 рублей 78 копеек за период с 29.01.2020 по 18.03.2020.
Определением от 11.03.2024 Арбитражный суд Нижегородской области заявление Общества удовлетворил.
Не согласившись с принятым определением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Первый арбитражный апелляционный суд, в которой просит определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления об индексации присужденных решением сумм.
Заявитель считает определение незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель указывает, что совершенные уполномоченным органом действия по исполнению судебного акта в установленном законном порядке, в соответствии с принципами бюджетного регулирования (глава 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и административный регламент предоставления муниципальной услуги "Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскателя на средства городского бюджета", утв. Постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 30.11.2012 N 5168), в пределах предусмотренных сроков не может расцениваться как несвоевременное исполнение судебного акта, неправомерная задержка его исполнения.
В дополнении апелляционной жалобе Администрация указала на нарушение судом первой инстанции норма материального права, поскольку не применены положения статей 195-197 ГК РФ о сроке исковой давности. Также заявлено ходатайство о приостановлении производства по апелляционной жалобе до вступления в законную силу судебного акта Конституционного Суда Российской Федерации по запросу направленному Верховным Судом Российской Федерации по делу N А40-10315/2010.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 20.05.2024 был объявлен перерыв до 27.05.2024.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, просил определение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Общества в судебном заседании и отзыве возразил против доводов жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассматривается в отсутствие представителя Администрации, по имеющимся в деле материалам.
Результаты рассмотрения заявлений и ходатайств, поступивших от лиц, участвующих в деле, отражены в протоколе судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу определения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению взыскателя или должника арбитражный суд первой инстанции, рассмотревший дело, производит индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, присужденные денежные суммы индексируются со дня вынесения решения суда или, если решением суда предусмотрена выплата присужденной денежной суммы в предстоящем периоде, с момента, когда такая выплата должна была быть произведена.
Если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, для индексации используется официальная статистическая информация об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в Российской Федерации, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20.03.2008 N 244-О-П указал на то, что индексация является не мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения в условиях инфляционных процессов в государстве.
Аналогичная правовая позиция подтверждена в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 23.07.2018 N 35-П, от 12.01.2021 N 1-П, от 22.07.2021 N 40-П.
Индексация денежных сумм, подлежащих взысканию с ответчика, - это механизм приведения присужденной суммы в соответствие с уровнем цен и стоимостью жизни, сложившимися на день реального исполнения должником своего обязательства. Вина должника не является условием, при котором производится индексация суммы причиненного вреда, поскольку применение индексов роста цен направлено не на усиление экономических санкций в отношении должника, а на правильное определение размера реального и полного возмещения вреда при рассмотрении спора в суде.
Механизм индексации взысканных по судебному решению денежных сумм направлен на поддержание покупательской способности данных сумм, не является мерой гражданской или иной ответственности и применяется вне зависимости от вины лица, обязанного выплатить денежные средства, в задержке их выплаты. Единственным основанием для индексации взысканных сумм является их обесценивание на день фактического исполнения решения суда (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2018 N 47-КГ18-11; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.03.2015, Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2008 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2008).
Таким образом, индексированная сумма есть тот же основной долг, только в ином номинальном выражении. Следовательно, проиндексированная сумма является денежным обязательством, которое направлено на реальное возмещение вреда.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.07.2021 N 40-П, неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, полноценное осуществление данного права невозможно при отсутствии правовых механизмов, с помощью которых выигравшая судебный спор сторона могла бы компенсировать неблагоприятные для нее последствия несвоевременного исполнения судебного акта стороной, спор проигравшей. Одним из таких негативных последствий для стороны, в чью пользу судом взысканы денежные суммы, является обесценивание этих сумм в результате инфляционных процессов, наличие которых в экономике учитывается федеральным законодателем, в частности, при установлении прогнозируемого уровня инфляции в федеральном законе о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год.
Компенсировать влияние инфляции на имущественные правоотношения, складывающиеся между взыскателем и должником, своевременно не исполнившим обязательства, возложенные на него судебным решением, призвана индексация взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда, имеющая целью восстановление покупательной способности причитающихся взыскателю по решению суда денежных средств, утраченной ввиду инфляции в период исполнения должником данного решения, без чего ставилось бы под сомнение само право взыскателя на судебную защиту, означающее возможность не только обратиться в суд, но и получить не формальную, а реальную защиту нарушенных прав и свобод.
Во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.07.2021 N 40-П принят Федеральный закон от 11.06.2022 N 177-ФЗ "О внесении изменений в статью 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (вступил в законную силу 22.06.2022), которым часть 1 статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции: по заявлению взыскателя или должника арбитражный суд первой инстанции, рассмотревший дело, производит индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, присужденные денежные суммы индексируются со дня вынесения решения суда или, если решением суда предусмотрена выплата присужденной денежной суммы в предстоящем периоде, с момента, когда такая выплата должна была быть произведена.
Если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, для индексации используется официальная статистическая информация об индексе потребительских цен (тарифов) на товары и услуги в Российской Федерации, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Целью индексации является восстановление покупательной способности денежной суммы до того уровня, каким он был на момент присуждения.
Судом сумма задолженности проиндексирована путем применения индексов потребительских цен со дня вынесения решения суда до момента его фактического исполнения (части 1 статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем судом первой инстанции не учтен субъектный состав настоящего дела и нормы права, регулирующие их деятельность.
Согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную названным Кодексом и другими федеральными законами.
Ответчиком и должником по настоящему делу является Комитет, являющийся органом местного самоуправления, осуществляющим свою деятельность в соответствии с нормами бюджетного законодателсьтва.
Положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена специальная процедура обращения взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета) документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 названного кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В силу пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют исполнение судебных актов о возмещении вреда в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в соответствующий финансовый орган с учетом положений, установленных пунктом 3.2 статьи 242.1 и третьим абзацем пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, процедура исполнения судебного акта о возмещении вреда, предусматривающего взыскание средств за счет соответствующей казны, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, в течение предусмотренного пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срока, а также за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган проценты за пользование чужими денежными средствами не начисляются и индексация взысканных судом денежных сумм не производится.
Данная позиция закреплена в пункте 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, согласно которой положения Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до предъявления судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем исполнительного листа к исполнению в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с соблюдением требований, предусмотренных данной нормой. Поэтому в период исполнения судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по правилам главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации индексация присужденных судом денежных сумм не производится.
В постановлении от 22.06.2023 N 34-П Конституционного суда РФ "По делу о проверке конституционности положений статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации" (далее - Постановление N 34-П) Конституционный Суд Российской Федерации указал, что процедура исполнения судебного акта в рамках как гражданского, так и арбитражного процесса, предусматривающая взыскание бюджетных средств с публично-правового образования, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные суммы, поскольку до момента поступления исполнительного документа на исполнение у должника - публично-правового образования отсутствуют основания для исполнения судебного акта в порядке, отличном от установленного бюджетным законодательством (в том числе в добровольном порядке).
С учетом признания положений статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса в их взаимосвязи не соответствующими Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что впредь до внесения федеральным законодателем в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из Постановления N 34-П, исчисление срока индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должно осуществляться начиная со дня поступления исполнительных документов, названных в статье 242.1 Бюджетного кодекса, на исполнение.
При этом Конституционным судом РФ отмечено, что особый механизм исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предполагающий волеизъявление взыскателя, выраженное в направлении исполнительных документов в уполномоченный орган, создан законодателем в целях обеспечения реализации законной процедуры расходования бюджетных средств. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, в силу принципов бюджетной системы процедура исполнения судебного акта, предусматривающая обращение взыскания на бюджетные средства, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные суммы (определения от 11 мая 2012 года N 804-О и от 13 февраля 2018 года N 249-О). Тем самым специфика организации бюджетных правоотношений и сама природа бюджета обусловливают возможность и необходимость установления особого порядка исполнения судебных актов по искам к должникам, являющимся публично-правовыми образованиями.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сам по себе не влечет неблагоприятных последствий для выигравшей судебный спор стороны и даже дает некоторые преимущества взыскателю, чьим должником выступает публично-правовое образование, перед взыскателями денежных средств с иных должников: освобождает от необходимости поиска счетов должника, его имущества и от принятия иных мер, прописанных в Федеральном законе от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также исключает риски, связанные с ликвидацией должника (юридического лица) или с его банкротством.
Решение вынесено 31.07.2019, исполнительный лист выдан 28.01.2020, должник исполнил его 22.03.2020.
Таким образом, с момента поступления исполнительного листа до момента исполнения судебного акта прошло менее трех месяцев.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и произведения индексации.
Довод Комитета о применении срока исковой давности, а также о необходимости приостановления производства по апелляционной жалобе до вступления в законную силу судебного акта Конституционного Суда Российской Федерации по запросу направленному Верховным Судом Российской Федерации по делу N А40-10315/2010, судом отклонены, поскольку в рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении заявления Общества об индексации присужденных решением денежных средств по существу, в связи чем указанные Комитетом вопросы не влияют на исход рассмотрения заявления.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно пункту 3 абзаца 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить определение суда первой инстанции полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены определения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учетом вышеизложенного, определение суда первой инстанции подлежит отмене с изложением резолютивной части в измененной редакции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Вопрос о распределении государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, так как в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на определение суда об индексации присужденных денежных сумм государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.03.2024 по делу N А43-12591/2019 отменить, апелляционную жалобу администрации города Дзержинска Нижегородской области удовлетворить.
В удовлетворении заявления публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336) об индексации присужденных решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.07.2019 по делу N А43-12591/2019 денежных средств, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня его принятия.
Судья |
А.Н. Ковбасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-12591/2019
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация г Дзержинска, ПАО "ФСК ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2024 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3863/2024
03.06.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8757/19
13.03.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8948/20
30.10.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8757/19
13.09.2019 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8757/19
31.07.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-12591/19