г. Ессентуки |
|
31 июля 2024 г. |
Дело N А25-1896/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей: Белова Д.А., Годило Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мизиевым Ш.Ю., при участии в судебном заседании представителя Администрации Зеленчукского сельского поселения Карачаево-Черкесской Республики - Хомяковой О.В. (глава, лично) (до перерыва), представителя МУП "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" - Семенова Р.Р. (доверенность от 02.05.2024), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Зеленчукского сельского поселения Карачаево-Черкесской Республики на определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.04.2024 по делу N А25-1896/2011, принятое по результатам рассмотрения заявление конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" Ляхова Алексея Петровича о выплате компенсации за переданное имущество, третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: - администрация Зеленчукского муниципального района, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района",
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" Ляхов А.П. обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать администрацию Зеленчукского сельского поселения принять имущество должника: сооружение - резервуар питьевой воды на 1 тыс. м 3, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, станица Зеленчукская, ул. Победы, д. 1А; здание (насосной станции) площадью 65,3 кв.м, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, станица Зеленчукская, ул. Карбышева, д. 28, кадастровый номер 09:06:0120241:926; здание (водонапорной башни 53,8 кв.м, с пристройкой 18,1 кв.м), расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, станица Зеленчукская, ул. Победы, д. 1В, кадастровый номер 09:06:0040328:88; здание насосной станции (водозабор) 18 кв.м, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, ст. Зеленчукская, ул. Заводская, д. 58, кадастровый номер 09:06:0040233:97; здание (станции биологической очистки) площадью 1 708,8 кв.м, расположенное по адресу: КарачаевоЧеркесская Республика, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, д. 293, кадастровый номер 09:06:0120241:5613; водопроводные сети протяженностью 17 883 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15941; водопроводные сети 3 683 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15321; водопроводные сети 4 404 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15313; водопроводные сети 1 853 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15317; водопроводные сети 650 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15315; водопроводные сети 5 736 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15318; водопроводные сети 1 120 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15320; водопроводные сети 2 030 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15322; водопроводные сети 5 400 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15314; канализационные сети 22 070 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15319; канализационные сети 12 750 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15316; и взыскании с администрации 36 443 888 рублей 75 копеек компенсации (уточненные требования).
Определением от 03.05.2023 (с учетом определения об исправлении опечатки), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.08.2023, суд обязал администрацию принять заявленное управляющим имущество должника; взыскал с администрации в конкурсную массу должника 10 780 128 рублей 26 копеек компенсации.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.11.2023 вышеуказанные судебные акты были отменены в обжалуемой части (в части компенсации стоимости имущества), обособленный спор направлен на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в отмененной части. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа от 16.11.2023 указал, что согласно размещенному в ЕФРСБ извещению о проведении торгов посредством публичного предложения в лот, выставленный на торги с начальной ценой 10 780 128 рублей 26 копеек, кроме имущества, указанного в части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении, было включено и иное имущество должника.
При новом рассмотрении определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.04.2024 заявленные требования удовлетворены. Суд взыскал с администрации в пользу должника денежные средства в размере 9 584 521 рублей 73 копеек. Судебный акт мотивирован тем, что в связи с изъятием имущества у должника, последнему подлежит компенсация в размере стоимости изъятого имущества.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просила определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Определением суда от 22.07.2024 в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Макаровой Н.В. на судью Белова Д.А.
В судебном заседании представители сторон озвучили свои правовые позиции, одновременно дали пояснения по существу спора.
Иные лица, участвующие в данном обособленном споре, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 25.06.2024 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 29.07.2024. Соответствующая информация размещена на официальном интернет-портале Федеральных арбитражных судов в разделе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru/).
В судебном заседании представитель Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в данном обособленном споре, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.04.2024 по делу N А25-1896/2011 подлежит изменению, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установлено, что дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 131 Закона о банкротстве объекты коммунальной инфраструктуры, принадлежащие должнику, включаются в конкурсную массу. Отчуждение этих объектов происходит в особом порядке с возложением на покупателей обязанности надлежащим образом содержать и использовать объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ обязательства (пункт 4 статьи 132 Закона о банкротстве). Подобное ограничение по использованию имущества обусловлено в первую очередь публичным интересом, связанным с необходимостью сохранения статуса объектов для удовлетворения общественных потребностей.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Передача социально значимых объектов в муниципальную собственность осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением. Должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления, не исполняющие указанные положения несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019), в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается. Закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
Из материалов дела следует, что МУП "УКЖКХ Зеленчукского района" на праве хозяйственного ведения владеет объектами водопроводно-коммунального хозяйства (водопроводные и канализационные сети, социально значимые объекты): Экскаватор ЭО-2621, 1993 г.в., зав. N 805271; Экскаватор ЭО-2621 А, 1985 г.в., зав. N б/н, двигатель N ОЕ-4962; Автомобиль ГАЗ 5319КО503Б1, VIN ХТН53190011146336, год изг. 1987 г., Автомобиль ГАЗ 53 М, прочие грузовые, VIN ХТН531900М1373378, год изг. 1991 г., Автомобиль ВАЗ-21060, VIN ХТА21060014292440, год изг. 2000 г., Автомобиль ГАЗ 5201, грузовой фургон, VIN отсутствует, год изг. 1974 г., Автомобиль ГАЗ - 3 110, легковой, VIN ХТН311000Y0980909, год изг. 2000 г., Часть здания - административное здание, S- 158,7 кв. м., эт. 1, кадастровый номер 09:06:0120241:5105; Жилищно-эксплуатационный участок площадью 40,6 кв. м. кадастровый номер 09:06:0120241:3052; Административное здание, S-123,8 кв. м., эт. 1, кадастровый номер 09:06:0120241:3308; Здание склада, S-11,8 кв.м, кадастровый номер 09:06:0120241:4665; Здание мастерской S-109,2 кв. м. кадастровый номер 09:06:0120241:5562; Навес, S- 180 кв. м.; Навес, S- 214.8 кв. м.; Здание насосной станции S- 65,3 кв.м, кадастровый номер 09:06:0120241:926; Здание насосной станции S- 53,8 кв.м, с пристройкой S- 18,1 кв.м, кадастровый номер 09:06:0040328:88; Здание насосной станции (водозабор) S-18 кв.м, кадастровый номер 09:06:0040233:97; Резервуар питьевой воды на 1 000 м3; Здание станции биологической очистки S- 1708,8 кв.м., кадастровый номер 09:06:0120241:5613; Водопроводные сети протяженностью 17 883-м. кадастровый номер 09:06:0000000:15941; Водопроводные сети - 3683 м. кадастровый номер 09:06:0000000:15321; Водопроводные сети - 4404 м. кадастровый номер 09:06:0000000:1 531 3; Водопроводные сети - 1853 м. кадастровый номер 09:06: 0000000:1 531 7; Водопроводные сети 650 м. кадастровый номер 09:06:0000000:15315,;подводящая и разводящая линии (башня Рожнова); Водопроводные сети - 5736 м. кадастровый номер 09:06:0000000:15318; Водопроводные сети 4 120 м. кадастровый номер 09:06:0000000:15320; Водопроводные сети - 2 030 м. кадастровый номер 09:06:0000000:15322; Водопроводные сети - 5 400 м. кадастровый номер 09:06:0000000:15314; Канализационные сети - 22070 м. 09:06:0000000:15319; Канализационные сети 42750-м. кадастровый номер 09:06:0000000:15316 (решение Арбитражного суда КЧР от 21.03.2016 по делу NА25-1754/2015, решение Арбитражного суда КЧР от 10.07.2020 по делу NА25-659/2019).
Данное имущество должника, непосредственно используется для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, поэтому конкурсным управляющим сформирован единый лот (ст. 201 Закона о банкротстве).
17.11.2020 состоялось собрание кредиторов МУН "УКЖКХ Зеленчукского района" на котором утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества МУП "УКЖКХ Зеленчукского района".
При этом продажа осуществляется единым лотом на торгах в виде открытого конкурса на следующих условиях: "к участию в торгах в форме конкурса допускаются лица, а также ИП, которые в соответствии с ФЗ могут иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся к объектам коммунальной инфраструктуры и отвечающие следующим требованиям: Наличие разрешенного вида деятельности "Сбор и обработка сточных вод", "Распределение воды для питьевых и промышленных нужд"; Отсутствие задолженности перед бюджетом любых уровней (справка об отсутствии задолженности на дату проведения торгов); отсутствие признаков неплатежеспособности.
Покупатели принимают обязательства обеспечивать надлежащее содержание и использование объектов коммунальной инфраструктуры в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ обязательств; предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг); после проведения конкурса заключить соглашение об исполнении условий конкурса с органом местного самоуправления в течение 15 дней со дня государственной регистрации права на имущество.
23.06.2021 состоялось собрание кредиторов МУП "УКЖКХ Зеленчукского района" на котором во время регистрации представитель уполномоченного органа подал заявление о включение дополнительного вопроса в повестку дня, следующего содержания: "Об утверждении изменений в положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества МУП "УКЖКХ Зеленчукского района".
Вместе с тем, по дополнительному вопросу повестки дня принято решение: утвердить изменения в положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества МУП "УКЖКХ Зеленчукского района. В соответствии с принятыми изменениями п.4.9 положения изложен в следующей редакции: Минимальная цена предложения ("цена отсечения") -цена, по которой может быть продано имущество, устанавливается в размере 50 % от начальной цены реализации имущества на торгах. Продажу имущества осуществлять от начальной цены в размере 21 560 256,53 руб.
Однако указанные торги посредством публичного предложения (23.08.2021) не состоялись по причине отсутствия заявок на участие в торгах.
12.10.2021 состоялось собрание кредиторов МУН "УКЖКХ Зеленчукского района" на котором принято решение: утвердить изменения в положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества МУН "УКЖКХ Зеленчукского района. В соответствии с принятыми изменениями 11.4.9 положения изложен в следующей редакции: Минимальная цена предложения (цена отсечения) - цена, по которой может быть продано имущество, устанавливается в размере 40 % от начальной цепы реализации имущества на торгах посредством публичного предложения. Продажу имущества осуществлять от начальной цены в размере 15 092 179,58 руб. Указанные торги посредством публичного предложения (29.11.2021) не состоялись по причине отсутствия заявок на участие в торгах.
В последующем 21.12.2021 состоялось собрание кредиторов МУН "УКЖКХ Зеленчукского района" на котором принято решение: утвердить изменения в положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества МУН "УКЖКХ Зеленчукского района. В соответствии с принятыми изменениями п.4.9 положения изложен в следующей редакции: Минимальная цена предложения (цена отсечения) - цена, по которой может быть продано имущество, устанавливается в размере 30 % от начальной цены реализации имущества на торгах посредством публичного предложения. Продажу имущества осуществлять от начальной цены в размере 10 780 128,26 руб.
Данные торги посредством публичного предложения (29.11.2021) не состоялись по причине: к участию в торгах не был допущен ни один участник.
В связи с чем, имущественный комплекс - водоснабжения не был реализован на первых (сообщение на ЕФРСБ N 5877215 от 11.12.2020) и последующих (повторных) торгах (сообщение на ЕФРСБ N 8023080 от 14.01.2022, N 6137754 от 05.02.2021, N 6404436 от 26.03.2021, N 7015292 от 23.07.2021, N 7596616 от 29.10.2021).
Согласно пункту 5 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 указанной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Ввиду пункта 6 статьи 132 Закона о банкротстве передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 данной статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Руководствуясь приведенными нормами закона, с учетом того, что конкурсный управляющий принял все необходимые меры по реализации спорного имущества, суд удовлетворил требование об обязании администрации Зеленчукского сельского поселения принять имущество должника, состоящего из объектов водоснабжения и являющегося социально значимым.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.11.2023 определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 03.05.2023 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 по делу N А25-1896/2011, оставлены без изменения. Суд кассационной инстанции отменил указанные судебные акты в части определения размера компенсации за переданные объекты. Определяя размер компенсации за переданные объекты, суд первой инстанции не учел следующего.
Так наличие у должника имущества, которое в силу своей социальной значимости в конкурсную массу не включается и у конкурсного управляющего отсутствует возможность его продажи посредством торгов, лишает кредиторов права рассчитывать на соблюдение их имущественных интересов.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Названный Федеральный закон является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
В тоже время возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о несостоятельности (банкротстве) должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость.
Такой подход сохраняет баланс между публичными и частными интересами, позволяет эффективно защищать, с одной стороны, права и законные интересы лиц, заинтересованных в надлежащей эксплуатации объектов социального назначения, с другой стороны - права и законные интересы собственников социально значимого имущества и лиц, заинтересованных в приобретении этого имущества, а также конкурсных кредиторов должника, заинтересованных в удовлетворении их требований за счет денежных средств, полученных от реализации имущества.
Безусловная безвозмездная передача социально значимого имущества в муниципальную собственность нарушает права кредиторов должника - они лишаются возможности удовлетворить свои требования за счет денежных средств, полученных от реализации социально значимого имущества на торгах; нарушает права самого должника - он лишается возможности рассчитаться по своим обязательствам за счет стоимости имущества, принадлежащего ему на вещном праве или праве хозяйственного ведения.
Данный подход к определению баланса публичных и частных интересов соответствует правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации (Ответ на вопрос N 2 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019), утвержденного 27.11.2019), а также правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П.
Согласно выводам Президиума Верховного Суда Российской Федерации (Ответ на вопрос N 2 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2019), утвержденного 27.11.2019), компенсация за возврат таких объектов собственнику муниципального имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения, должна производиться за счет соответствующего муниципального образования. Споры, связанные с выплатой компенсации за такой возврат, рассматриваются арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника.
Таким образом, невозможность включения спорного имущества (социально-значимых объектов) в конкурсную массу должника не лишает его права на получение разумной, справедливой компенсации, обеспечивающей баланс между публичными и частными интересами. Данные выводы подтверждаются позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 16.05.2000 N 8-П, а также в Определениях от 23.04.2013 N 640-О и от 28.05.2013 N 875-О.
Принципы гражданского законодательства основываются на идее справедливости, одним из проявлений которой является баланс интересов различных участников имущественных отношений, в том числе путем недопущения необоснованного обогащения за счет другого.
Но изъятие из конкурсной массы имущества, за счет которого потенциально возможно было бы погасить часть требований кредиторов, произведенное без какого-либо встречного предоставления в конкурсную массу, означало бы фактически неосновательное обогащение одного из участников правоотношений, независимо от того, что оно произведено в целях защиты публичных интересов.
Именно поэтому невозможность включения спорного имущества (социально-значимых объектов) в конкурсную массу должника не лишает его права на получение разумной компенсации их стоимости в целях пополнения конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов.
Баланс публичных и частных интересов, то есть, с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанности по содержанию соответствующего имущества (если иное не предусмотрено законом), а с другой - интересов должника (пополнение конкурсной массы) и его кредиторов, обоснованно рассчитывающих на погашение их требований, включенных в соответствующий реестр и погашение текущей задолженности, в данном случае может быть обеспечен путем установления разумной компенсации в размере его остаточной балансовой стоимости как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П.
Судом установлено, что администрации подлежат передаче следующие объекты: сооружение - резервуар питьевой воды на 1 тыс. м 3, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, станица Зеленчукская, ул. Победы, д. 1А; здание (насосной станции) площадью 65,3 кв.м, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, станица Зеленчукская, ул. Карбышева, д. 28, кадастровый номер 09:06:0120241:926; здание (водонапорной башни 53,8 кв.м, с пристройкой 18,1 кв.м), расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, станица Зеленчукская, ул. Победы, д. 1В, кадастровый номер 09:06:0040328:88; здание насосной станции (водозабор) 18 кв.м, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, ст. Зеленчукская, ул. Заводская, д. 58, кадастровый номер 09:06:0040233:97; здание (станции биологической очистки) площадью 1 708,8 кв.м, расположенное по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, д. 293, кадастровый номер 09:06:0120241:5613; водопроводные сети протяженностью 17 883 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15941; водопроводные сети 3 683 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15321; водопроводные сети 4 404 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15313; водопроводные сети 1 853 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15317; водопроводные сети 650 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15315; водопроводные сети 5 736 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15318; водопроводные сети 1 120 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15320; водопроводные сети 2 030 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15322; водопроводные сети 5 400 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15314; канализационные сети 22 070 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15319; канализационные сети 12 750 м., кадастровый номер 09:06:0000000:15316.
Согласно информации должника и администрации Зеленчукского сельского поселения, о балансовой и остаточной стоимости передаваемого имущества остаточная стоимость составляет 1 764 248 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что размер компенсации подлежит определению исходя из действительной стоимости переданного имущества.
Между тем, с указанным выводом согласиться нельзя, поскольку размер компенсации за переданное муниципальному образованию имущество должен быть определен в размере его балансовой остаточной стоимости согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П, которое является ориентиром для определения разумного размера компенсации с учетом конкретных фактических обстоятельств каждого дела, особенностей спора, а также соразмерности размера с учетом необходимости обеспечения справедливого баланса между публичными и частными интересами.
В соответствии с пунктом 85 Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого права пользования активами, объекта нематериальных активов линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.
В течение финансового года начисление амортизации линейным способом осуществляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы. Начисление амортизации по принятому к учету праву пользования активом осуществляется с месяца его принятия к учету равномерно (помесячно) в течение срока полезного использования объекта учета аренды.
Амортизация по основным средствам, срок полезного использования которых определяется периодом, в течение которого их использование будет приносить экономические выгоды организации, начисляется линейным способом или способом уменьшаемого остатка.
Согласно пункту 35 Приказа Минфина России от 17.09.2020 N 204н "Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" начисление амортизации линейным способом производится таким образом, чтобы подлежащая амортизации стоимость объекта основных средств погашалась равномерно в течение всего срока полезного использования этого объекта. При этом сумма амортизации за отчетный период определяется как отношение разности между балансовой и ликвидационной стоимостью объекта основных средств к величине оставшегося срока полезного использования данного объекта.
Поскольку передача муниципальному образованию систем водоснабжения и водоотведения обусловлена публичными интересами по сохранению их целевого назначения и обеспечению надлежащего содержания, использования в интересах жизнеобеспечения населения района, а также продиктовано необходимостью соблюдения принципов разумности, соразмерности и обеспечения баланса интересов должника и кредиторов, то размер компенсации за переданное имущество не может превышать его остаточной стоимости.
С учетом изложенного, в данной конкретной ситуации размер компенсации должен быть определен исходя из остаточной балансовой стоимости на дату передачи имущества и с учетом иных заслуживающих внимания обстоятельств, как это разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П, то есть в размере 1 764 248 руб.
По данной остаточной стоимости спорные социально-значимые объекты подлежат передачи администрации. Иного размера остаточной стоимости спорного имущества, существенным образом отличающегося от указанной суммы компенсации, лицами, участвующими в деле не приведено.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что согласно Перечню передаваемого имущества значительное количество имущества (здание насосной станции, насосные станции, водопровод, иные сооружения, насосы, резервуары) имеет год ввода в эксплуатацию 1968, 1973, 1975, 1984, 1988, 1989, 1994, 1997, 1999 г. и начиная с 2001 по 2007 г., при этом имущество непрерывно использовалось в хозяйственной деятельности должника - по оказанию услуг холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального района, следовательно, имеет существенный износ и, с учетом норм амортизации, имеет в большей степени нулевую остаточную стоимость.
Доказательства того, что стоимость фактически отработавших срок полезного использования объектов водоснабжения и водоотведения соответствует их балансовой стоимости, в материалы дела не представлены, в связи с чем, размер компенсации должен быть определен с учетом остаточной балансовой стоимости.
Таким образом, требования управляющего подлежат частичному удовлетворению, с администрации Зеленчукского сельского поселения в конкурсную массу должника подлежит взысканию компенсация за переданные объекты в размере 1 764 248 руб.
Аналогичный правовой подход изложен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2023 N 310-ЭС23-14083 по делу N А63-4203/2021, от 07.04.2023 N 306-ЭС23-2843 по делу N А72-10673/2019.
На основании вышеизложенных норм права, в силу статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить определение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При таких обстоятельствах, определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.04.2024 по делу N А25-1896/2011 в части установления размера компенсации подлежит изменению.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции также не допущено.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.04.2024 по делу N А25-1896/2011 изменить, изложив резолютивную часть определения в следующей редакции:
"Заявление конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" Ляхова Алексея Петровича о взыскании компенсации удовлетворить частично.
Взыскать с администрации Зеленчукского сельского поселения (ОГРН: 1020900974577, ИНН: 0904004288) в пользу МУП "УК ЖКХ Зеленчукского района" (ИНН 0912001675, ОГРН 1070912000147) денежные средства в размере 1 764 248 руб.
В удовлетворении требований в остальной части отказать".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1896/2011
Должник: МУП "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района" в лице конкурсного упрравляющего Османова М. А.
Кредитор: Биджиев Шагабан Ромазанович, ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" в лице Карачаево-Черкесского филиала, ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк", Семенов Рашид Радмирович, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ФГУП "Охрана" МВД РФ по КЧР, ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ОХРАНА" МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Третье лицо: Администрация Зеленчукского сельского поселения, "Межрегиональная Северо-Кавказская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих "Содружество", Администрация Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, Амироков Артур Юрьевич, Временный управляющий Амироков Артур Юрьевич, Зеленчукский районный отдел судебных приставов УФССП России по КЧР, Зеленчукский районный суд КЧР, Ляхов Алексей Петрович, МУП "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Зеленчукского района", Некоммерческая партнерство "Межрегиональная Северо-Кавказская саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Содружество", НП "Межрегиональная Северо-Кавказская Саморегулируемая организация Профессиональных Арбитражных Управляющих "Содружество", НП СО АУ Северо-Запад, Османов Мухаммед Ахмедович, Управление Росреестра по КЧР, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, Федеральная налоговая служба России
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8543/2024
31.07.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3549/18
16.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9770/2023
02.08.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3549/18
22.06.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3549/18
17.02.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3549/18
25.03.2019 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1896/11
19.02.2019 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1896/11
16.01.2019 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1896/11
06.12.2018 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1896/11
03.10.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3549/18
29.05.2018 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1896/11
22.10.2012 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1896/11
08.06.2012 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1896/11