г. Саратов |
|
27 августа 2024 г. |
Дело N А57-29145/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 27 " августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен " 27 " августа 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Савенковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонт и эксплуатация подвижного состава" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 июня 2024 года по делу N А57-29145/2023 по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремонт и эксплуатация подвижного состава", г. Москва (ОГРН: 1097746447677, ИНН: 7720664431),
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", г. Москва (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727),
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании: от ООО "РЕМЭКС" - Хуснутдинова И.Б., представителя по доверенности от 24.01.2024 N 5, от ОАО "РЖД" - Авдеевой А.И., представителя по доверенности (в порядке передоверия) от 17.11.20223 N 64АА4102347,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонт и эксплуатация подвижного состава" (далее - ООО "РЕМЭКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании убытков в размере 34078 руб. 55 коп., судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Определением суда первой инстанции от 20.03.2024 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приняты уточнения исковых требований, в соответствии с которыми истец просил взыскать с ответчика убытки по вагону N 53918934 в размере 6759,85 руб., убытки в размере 23429,48 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21 июня 2024 года по делу N А57-29145/2023 с ОАО "РЖД" в пользу ООО "РЕМЭКС" взысканы убытки в размере 9190 руб. 35 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 785 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "РЕМЭКС" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме с учетом доводов, изложенных в настоящей апелляционной жалобе.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что вывод суда первой инстанции о том, что ОАО "РЖД" обосновано отцепило вагоны в ремонт, неправомерен, поскольку, исходя из требований Инструкции N 808-2017 ПКБ ЦВ, отцепка вагонов должна производиться только в случае обнаружения неисправности, а не подозрения, которое может впоследствии не подтвердиться, поэтому ссылка суда первой инстанции и ответчика на п. 2 Приложения N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса РФ от 21 декабря 2010 г. N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", как на основание того, что ответчик вправе отцеплять вагон в случае подозрения на неисправность, является необоснованной и противоречащей действующему законодательству РФ, пункт 21 того же Приложения подтверждает, что только неисправный вагон подлежит отцепке в ремонт; относительно обязанности заказчика (владельца вагона) несения расходов по проверке технического состояния вагона в условиях его необоснованной отцепки от поезда: ответчик, заведомо зная, что вагонам не требуется ремонт, предоставил ООО "РЕМЭКС" акты выполненных работ, которые общество, как добросовестный участник договорных отношений, оплатило, тем самым, истец понес убытки, связанные с необоснованной отцепкой вагонов; как следует из материалов по ремонту вагона N 54089404, согласно Классификатору основных неисправностей грузовых вагонов (К ЖА 2005 05) вагоны не был добракованы дополнительными кодами, из чего следует, что неисправности вагонов имели незначительные дефекты, не угрожающие безопасности движения, и были выкачены, исходя из критериев допуска грузового вагона на железнодорожные пути общего пользования инфраструктуры (Таблица критериев допуска при выпуске из ТР-2) - положения о допуске грузового вагона на инфраструктуру ОАО "РЖД" после проведения непланового вида ремонта N 939-2022 ПКБ ЦВ; в данном случае неисправности, выявленные при проведении ТР-2, не требовали отцепки вагона и не нуждались в устранении при проведении технического обслуживания вагона, поэтому вывод суда первой инстанции о том, что расходы по устранению неисправностей, выявленных при ТР-2, истцу необходимо нести в любом случае, является необоснованным, так как если бы не было необоснованной отцепки, то и не было бы работ по устранению дефектов, проводимых при ТР-2; устранение дефектов/неисправностей находится в причинно-следственной связи с неподтвержденной неисправностью (по которой отцеплен вагон), причинно-следственная связь между возникшими у истца убытками ввиду необоснованной отцепки и расходами на устранение при TP дефектов/неисправностей состоит в том, что если бы не была проведена необоснованная отцепка вагона по вине ответчика в текущий отцепочный ремонт, то истец не понес бы расходы по устранению дефектов/неисправностей, допустимых при эксплуатации, поэтому денежные средства, полученные ОАО "РЖД" за указанные работы, также являются убытками ООО "РЕМЭКС" и подлежат взысканию; факт приемки выполненных работ и их оплата не лишает истца права требовать возмещения убытков, понесенных истцом в результате неправомерных действий ответчика, истцом не оспаривается сам факт проведения ремонта, его качество или стоимость, а оспаривается обоснованность отцепки вагона ответчиком как владельцем инфраструктуры и взыскиваются понесенные в связи этим убытки.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апеллянт частично обжалует судебное решение, судебный акт подлежит пересмотру только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 5 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, т. к. лица, участвующие в деле, не заявили возражений.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и возражении на отзыв, выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит изменению или отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции,
ОАО "РЖД" (подрядчик) и ООО "РЕМЭКС" (заказчик) заключили договор на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов от 28 июня 2021 года N ТОРЦДИЦВ/139, в соответствии с пунктом 1.1 которого заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов (далее - ТР-2), принадлежащих заказчику на праве собственности/аренды или ином законном основании (далее - грузовые вагоны), в вагонных депо дирекций инфраструктуры - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (далее - ВЧДЭ).
Основанием для отцепки грузового вагона в ТР-2 являются требования, установленные Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной на 50 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол N 50 от 21-22 мая 2009 г.) (пункт 1.4 договора).
В соответствии с пунктом 4.1.1 договора подрядчик обязался произвести ТР-2 грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденного МПС России от 02.09.1997 N РД 32 ЦВ-056-97, и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов.
Истец сослался на то, что в период действия договора подрядчиком были отцеплены в ремонт по кодам неисправностям "102 - Тонкий гребень"; 217- "Трещина / Сквозной литейный дефект / излом надрессорной балки"; "912 - Пpeтeнзии к кaчecтву выполнения деповского ремонта": N N 53918934, 54089404.
В отношении указанных вагонов был осуществлен текущий ремонт на общую сумму 34078,55 руб. без учета НДС.
Заказчик оплатил подрядчику ремонт вагонов в полном объеме. В соответствии с Классификатором основные неисправности грузовых вагонов (К ЖА 2005 05) утв. Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций (Протокол заседания от 23 - 25 марта 2004) (далее - классификатор) "Трещина / Сквозной литейный дефект / излом надрессорной балки" (код 217) является технологической неисправностью, т. е. связанной с качеством изготовления и выполнения ремонтов грузовым вагонам в депо и на ремонтных предприятиях.
В рамках технологического процесса пункта технического обслуживания вагонов (ПТО) подтверждение факта наличия дефектов (трещина/излом боковой рамы) устанавливается непосредственно работниками ВЧДЭ, а для проведения расследования (согласно Регламенту расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденному 18.03.2020 Президентом НП ОПЖТ В.А. Гапановичем), деталь передают на проверку/исследование, для проведения дефектоскопирования для выявления виновника возникновения дефекта.
При проведении неразрушающего контроля (дефектоскопирования) неисправности "Трещина / Сквозной литейный дефект / излом надрессорной балки" (код 217) на деталях, указанных в таблице выше, не подтверждались. Также из предоставленных подрядчиком расчетно-дефектных ведомостей на вагонах как такового ремонта не проводилось и не требовалось проводить, поскольку иных неисправностей согласно Инструкции осмотрщику вагонов не выявлено.
Таким образом, ответчик, неверно установив техническое состояние вагонов, направил их в ремонт исправными.
Однако, несмотря на вышеуказанные обстоятельства при неподтвержденных дефектах деталей вагонов и отсутствие других браковок, плата за ремонт и прочие расходы с заказчика взымалась.
Таким образом, по мнению ответчика, указанные вагоны были забракованы ошибочно, плата за ремонт вагонов списана со счета заказчика необоснованно.
В целях досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия исх. N 1125/7 от 28.11.2022, которая оставлена без удовлетворения.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Исходя из правовой природы отношений, вытекающих из договора N ТОРЦДИЦВ/139 от 28 июня 2021 года, к возникшему спору подлежат применению нормы Главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ определено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В ходе рассмотрения дела, с учетом частичного принятия доводов ответчика, истец уменьшил размер исковых требований до 23429,48 руб.
В соответствии с Классификатором основные неисправности грузовых вагонов (К ЖА 2005 05) утв. Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций (Протокол заседания от 23 - 25 марта 2004) (далее - классификатор) "Трещина / Сквозной литейный дефект / излом надрессорной балки" (код 217) является технологической неисправностью, т.е. связанной с качеством изготовления и выполнения ремонтов грузовым вагонам в депо и на ремонтных предприятиях.
В рамках технологического процесса пункта технического обслуживания вагонов (ПТО) подтверждение факта наличия дефектов (трещина/излом боковой рамы) устанавливается непосредственно работниками ВЧДЭ, а для проведения расследования (согласно Регламенту расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденному 18.03.2020 Президентом НП ОПЖТ В.А. Гапановичем), деталь передают на проверку/исследование, для проведения дефектоскопирования, для выявления виновника возникновения дефекта.
Согласно пункту 2.1 договора N ТОРЦДИЦВ/139 от 28 июня 2021 года стоимость выполняемых работ по ТР-2 одного грузового вагона определяется ВЧДЭ подрядчика в расчетно-дефектной ведомости (далее - РДВ), составленной по форме приложения N 2 к настоящему договору, на основании фактически выполненных работ в соответствии с дефектной ведомостью формы ВУ-22 ЭТД и акта о повреждении вагона формы ВУ-25 (в случае его составления).
Пунктами 3.2-3.3 договора предусмотрено, что грузовой вагон при постановке в ТР-2 осматривается должностным лицом подрядчика на предмет определения объема работ с последующим составлением дефектной ведомости формы ВУ-22 ЭТД.
Дефектная ведомость формы ВУ-22 ЭТД составляется представителем подрядчика в одностороннем порядке. При этом заказчик выражает свое согласие на проведение подрядчиком работ по ТР-2 грузовых вагонов в объеме, определенном подрядчиком в дефектной ведомости формы ВУ-22 ЭТД, и не вправе в связи с этим отказаться от их приемки и оплаты.
Согласование стоимости ТР-2 грузовых вагонов в РДВ с заказчиком не требуется.
Согласно п. 21 приложения N 5 "Правил технической эксплуатации железных дорог РФ", утвержденных РФ распоряжением от 21.12.2010 N 286, не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения в процессе эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов.
Пунктом 31 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации установлено, что на железнодорожных станциях формирования и расформирования, в пути следования на железнодорожных станциях, предусмотренных графиком движения поездов, каждый вагон поезда должен пройти техническое обслуживание, а при выявлении неисправности отремонтирован.
Необходимость проверки наличия/отсутствия неисправностей на вагоне является обязанностью ОАО "РЖД", поскольку в противном случае несоблюдение требований закона может фактически повлиять на безопасность движения.
Отцепка грузовых вагонов и направление их в ремонт осуществляются в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 21-22 мая 2009 г. (далее - Инструкция).
На основании п. 2.1.1 Инструкции осмотрщики вагонов по внешним признакам выявляют возможные неисправности боковых рам, неисправности на поверхности катания колесных пар, в буксовых узлах, тележках, определяет не отпустившие тормоза отдельных вагонов, работу привода генератора. При обнаружении неисправности или их иных признаков осмотрщик фиксирует данные вагоны, выписывает уведомление формы ВУ-23 М (ВУ-23) на ремонт грузового вагона (п. 2.1.5 Инструкции).
Если технически невозможно достоверно установить наличие или отсутствие неисправностей в деталях вагонов, при встрече которых на транзитных станциях сходу и при осмотре в составе поезда после остановки, имелись какие-либо признаки, отклоняющиеся от нормы, требуется обследование таких деталей вагона с помощью средств неразрушающего контроля (в частности дефектоскопирования) после их снятиях вагона, для чего и необходима отцепка вагона и направление его в ремонт.
Согласно материалам дела эксплуатационными вагонными депо ОАО "РЖД" были отцеплены в ремонт грузовые вагоны в собственности ООО "РЕМЭКС".
Отцепка вагонов производилась по внешним признакам возможных неисправностей деталей в соответствии с порядком и на основании, установленными пунктами 2.1.1. и 3.2.1., 3.4.1., 3.6.1, 3.8.1 Инструкции осмотрщику вагонов, запрещающими эксплуатацию вагонов с указанными неисправностями и обязывающими ОАО "РЖД" произвести отцепку вагонов при подозрении на их наличие.
По факту отцепки вагонов ОАО "РЖД" по спорным вагонам был выполнен ряд работ: контрольные и регламентные операции, отцепка вагона, а также работы, которые входят в объем текущего отцепочного ремонта.
Железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающим безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (п. 1 приложения N 5 "Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава" к Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, утв. приказом Минтранса России от 31.12.2010 N 286).
Именно законодательно возложенной на ОАО "РЖД" обязанностью по содержанию подвижного состава в технически исправном состоянии непрерывно и постоянно в процессе его эксплуатации обусловлены порядок проведения технического обслуживания и текущего ремонта вагонов.
Действия осмотрщиков вагонов по отцепке спорных грузовых вагонов на основании визуального осмотра и подозрения на техническую неисправность, влекущую запрет эксплуатации вагонов, являются обоснованными ввиду того, что железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности. Порядок действия сотрудников железнодорожного транспорта предусмотрен нормативными актами, исполнение которых не может расцениваться как виновное поведение при отцепке вагонов в ремонт.
Поскольку железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности, действия ОАО "РЖД" по отцепке вагонов в ремонт при наличии подозрения на неисправность, которая может быть обнаружена только при дефектоскопировании, являются обоснованными. Как указано в отзыве на апелляционную жалобу, работниками эксплуатационного вагонного депо "Астрахань" Приволжской дирекции инфраструктуры были приняты все меры по недопущению на инфраструктуру железнодорожного транспорта потенциально опасного, угрожающего безопасности движения железнодорожного подвижного состава и его составных частей, не соответствующих требованиям норм и правил. Отцепка вагонов по неисправности не зависит от волеизъявления ни собственника вагона, ни иного лица, а направлена на обеспечение безопасности движения вагонов.
Правомерность позиции ответчика подтверждена Определениями Верховного суда РФ по делам N N А56-59842/2014, А56-51219/2014, А56-41436/2014, А56-69416/2014, А56-51218/2014, А56-51222/2014. Так, в Определении от 10.11.2015 N 307-ЭС15-14773 по делу N А56-59842/2014 ВС РФ указал, что денежные средства, полученные в рамках договора на ремонт вагонов, не могут являться неосновательным обогащением (убытками), определение причин неисправности является обязанностью ОАО "РЖД". Нижестоящими судами не установлено, что дефектоскопирование является частью технического обслуживания и оплачивается тарифом на перевозку грузов. Действие железной дороги по отцепке вагонов при наличии при визуальном осмотре подозрений на неисправность, которая может бесспорно быть обнаружена только при дефектоскопировании, являются обоснованными ввиду того, что железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности.
Если подозрения на неисправность не подтвердились, в связи с чем, последовало уведомление об отмене рекламационного случая, то данное обстоятельство не освобождает заказчика (владельца вагона) от несения расходов по проверке технического состояния вагона в условиях его отцепки от поезда, поскольку такая проверка является частью бремени содержания имущества и вызвана требованиями безопасности движения.
Кроме того, в соответствии с п. 2.4 Руководства РД 32ЦВ-056-97 и п. 2.10. 2.11 Руководства N 717-ЦВ-2009 при текущем отцепочном ремонте грузовых вагонов должны быть выявлены и устранены неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар, боковых рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно-фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт, для чего ремонтная организация выполняет регламентные и профилактические работы, осуществляет контроль технического состояния всех узлов и деталей вагонов.
Согласно представленным в материалы дела первичным документам (уведомлениям формы ВУ-23, дефектным ведомостям, расчетно-дефектным ведомостям, актам выполненных работ, уведомлениям об отмене рекламационных актов, уведомлениям формы ВУ-36) ОАО "РЖД" при отцепке вагонов в ремонт проводило полный комплекс диагностических (регламентных) и ремонтных работ, проведение которых предусмотрено как руководящими документами по ремонту вагонов, так и договорными обязательствами.
Правомерность выполненного объема работ подтверждается подписанными истцом без замечаний актами оказанных услуг, что свидетельствует о его согласии как с объемом оказанных услуг, так и с перечнем проведенных работ.
Согласно пункту 3.10 договора сдача-приемка выполненных объемов работ по ТР-2 грузовых вагонов в рамках настоящего договора производится путем оформления и подписания сторонами акта формы N ФПУ-26 посредством ЭДО СПС не позднее 5 (пяти) календарных дней с даты выпуска грузового вагона из ремонта.
Документы, указанные в приложении N 24 к договору, направляются заказчику подрядчиком в соответствии с порядком, определенным в приложении N 25 к настоящему договору, и не позднее 3 (трех) календарных дней с даты выпуска грузового вагона из ремонта.
Заказчик в течение 2 (двух) календарных дней с даты получения через ЭДО СПС актов формы N ФПУ-26 обязан подписать их и направить в адрес подрядчика либо представить мотивированный отказ от их подписания.
Мотивированный отказ от подписания акта формы N ФПУ-26 должен быть оформлен и направлен подрядчику посредством ЭДО СПС не позднее 2 (двух) рабочих дней с даты получения заказчиком акта формы N ФПУ-26 в ЭДО СПС.
Заказчик не воспользовался правом на мотивированный отказ от подписания актов. Акты по спорным ремонтам подписаны сторонами без замечаний и, как указано истцом, оплачены в полном объеме.
Со стороны истца все документы были согласованы и подписаны, а работа - оплачена.
С учетом положений пункта 2.1 договора оплата стоимости выполненного ремонта на основании подписанных документов подтверждает согласие истца с необходимостью проведенного объема выполненных работ и фактической потребности заказчика в проведенных работах.
Таким образом, в соответствии со статьей 702 ГК РФ истец принял выполненные работы по проведенному ремонту вагонов в полном объеме.
При этом истцом оспаривается не сам факт проведения ремонта в объеме среднего ремонта, его качество или стоимость (п. 12, 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда"), а его целесообразность.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности (пункт 5 статьи 393 ГК РФ).
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьи право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков, лицо, требующее их возмещения, должно доказать фактический состав (совокупность условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков (ст. 15 ГК РФ).
Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности, влечет отказ в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требовании и возражений.
Согласно пункту 2.4 Руководства по текущему отцепочному ремонту, при ТР-2 должны быть выявлены и устранены неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар, рам и надрессорных балок тележек, буксового узла, пружинно-фрикционного рессорного комплекта, тормозного оборудования, автосцепного устройства вне зависимости от причины поступления вагона в ТР-2.
Пунктом 2.6 Руководства по текущему отцепочному ремонту установлено, что ТР-2 производится по способу замены неисправных узлов и деталей новыми или заранее отремонтированными.
По мнению истца выявленные при отцепке вагонов неисправности "Трещина / Сквозной литейный дефект / излом надрессорной балки" относятся к технологическим неисправностям.
При проведении неразрушающего контроля (дефектоскопирования) неисправности "Трещина / Сквозной литейный дефект / излом надрессорной балки" (код 217) на деталях, не подтверждались. Также из предоставленных Подрядчиком расчетно-дефектных ведомостей на вагонах как такового ремонта, не проводилось и не требовалось проводить, поскольку иных неисправностей согласно Инструкции осмотрщику вагонов не выявлено.
Таким образом, ответчик, неверно установив техническое состояние вагонов, направил их в ремонт исправными.
Вместе с тем, истцом не учтено, что пунктом 2.1 договора предусмотрено, что стоимость выполняемых работ по ТР-2 одного грузового вагона определяется ВЧДЭ подрядчика в расчетно-дефектной ведомости на основании фактически выполненных работ в соответствии с дефектной ведомостью формы ВУ-22 ЭТД и акта о повреждении вагона формы ВУ-25 (в случае его составления).
Согласно п. 11.5 договора стороны согласовали перечень документов, наличие которых является основанием для оплаты ТР-2 грузовых вагонов и связанных с ним работ (услуг), в числе которых расчетно-дефектная ведомость.
Соответственно, расчетно-дефектная ведомость включает в себя перечень и стоимость фактически выполненных работ (услуг) подрядчика.
Пунктом 2.18 договора определено, что в случае отцепки грузового вагона в текущий отцепочный ремонт по показаниям средств диагностики технического состояния грузовых вагонов или по визуальным признакам наличия неисправностей литых деталей тележки и колесных пар или при выявлении визуальных признаков неисправностей литых деталей тележки и колесных пар в процессе текущего отцепочного ремонта, которые в дальнейшем не нашли своего подтверждения при проверке средствами неразрушающего контроля в вагоноремонтной организации в расчетно-дефектную ведомость включаются:
- затраты по контрольно-регламентным работам (если неисправность запасной части на момент ремонта грузового вагона подтверждена);
- ставка сбора за поддачу-уборку;
- стоимость работ, фактически проведенных на грузовом вагоне по устранению всех неисправностей, выявленных в процессе проведения ТР-2;
- стоимость услуги по оформлению поврежденного грузового вагона (в случае отцепки грузового вагона по коду повреждения);
- стоимость услуги по оформлению рекламационно-претензионной документации (в случае отцепки грузового вагона по технологическому коду);
- затраты связанные с демонтажем-монтажем запасных частей и их транспортировкой в вагоноремонтную организацию и обратно;
- затраты связанные с дефектоскопированием литых деталей тележки, освидетельствованием колесных пар (если неисправность запасной части на момент ремонта грузового вагона подтверждена).
Исходя из дословного толкования указанных условий договора, затраты по контрольно-регламентным работам (если неисправность запасной части на момент ремонта грузового вагона подтверждена) и затраты, связанные с дефектоскопированием литых деталей тележки, освидетельствованием колесных пар (если неисправность запасной части на момент ремонта грузового вагона подтверждена), включаются в расчетно-дефектную ведомость, как раз в случае если неисправность запасной части на момент ремонта грузового вагона подтверждена.
На вагоне N 53918934, согласно расчетно-дефектной ведомости от 14.11.2022, проведены следующие виды работ на сумму 6759,85 руб.:
* контрольные и регламентные операции - 0 руб.;
* дефектоскопия надрессорной балки - 5277,35 руб.;
* подача и уборка вагона - 1482,50 руб.
В виду того, что неисправность "трещина надрессорной балки (код 217) не подтвердилась, о чем свидетельствует уведомление об отмене рекламационного случая N 1202 от 11.11.2022, работы, связанные с дефектоскопированием надрессорной балки в сумме 5277,35 руб., не должны взиматься подрядчиком.
Однако услуга по подаче и уборке вагона в размере 1482,50 руб. должна быть оплачена, поскольку п. 2.18 договора сбор за подачу и уборку вагона не взаимосвязан с тем, что неисправность подтвердилась или не подтвердилась в дальнейшем.
Действия ОАО "РЖД" по отцепке вагона и направлении вагона в ремонт правомерны.
Согласно п. 21 приложения N 5 "Правил технической эксплуатации железных дорог РФ", утвержденных РФ распоряжением от 21.12.2010 N 286, не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения в процессе эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов.
Пунктом 31 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации установлено, что на железнодорожных станциях формирования и расформирования, в пути следования на железнодорожных станциях, предусмотренных графиком движения поездов, каждый вагон поезда должен пройти техническое обслуживание, а при выявлении неисправности отремонтирован.
Необходимость проверки наличия/отсутствия неисправностей на вагоне являются обязанностью ОАО "РЖД", поскольку в противном случае несоблюдение требований закона может фактически повлиять на безопасность движения.
На вагоне N 54089404, согласно расчетно-дефектной ведомости от 19.04.2022, проведены следующие виды работ на сумму 16669,63 руб.:
- контрольные и регламентные операции - 3913 руб.;
- смена надрессорной балки с ремонтом при двойном поднятии вагона (демонтаж/монтаж деталей тележки, ремонт, обмер, подбор, смазывание подпятника смазкой) - 10007,44 руб.;
- подача и уборка вагона - 1121,19 руб.;
- оформление рекламационно - претензионной документации - 1628 руб.
Соответственно, поскольку неисправность "трещина надрессорной балки (код 217) не подтвердилась, о чем свидетельствует уведомление об отмене рекламационного случая N 578 от 31.03.2022, то стоимость услуг по контрольным и регламентным операциям в размере 3913 руб. не должна взиматься подрядчиком.
При этом работы:
- смена надрессорной балки с ремонтом при двойном поднятии вагона (демонтаж/монтаж деталей тележки, ремонт, обмер, подбор, смазывание подпятника смазкой) - 10007,44 руб.;
- подача и уборка вагона - 1121,19 руб.;
- оформление рекламационно - претензионной документации - 1628 руб., должны быть оплачены заказчиком по условиям настоящего договора.
Кроме того, истец не учитывает положения п. 3.18 договора, предусматривающего порядок оказания услуг по оформлению рекламационно-претензионной документации.
Стороны договора предусмотрели, что основанием для расследования причины отцепки грузового вагона и оформления рекламационно-претензионной документации является отцепка грузового вагона в ТР-2 по технологической неисправности или выявление технологической неисправности при проведении ТР-2 грузовых вагонов в соответствии с перечнем кодов неисправностей, согласно отраслевому классификатору "Основные неисправности грузовых вагонов" (КЖА 2005 05).
Оплата услуг по оформлению рекламационно-претензионной документации одного грузового вагона производится заказчиком в соответствии с подпунктом 2.2.6 настоящего договора.
Для исследования причин возникновения неисправности неисправная запасная часть направляется в ближайшую вагоноремонтную организацию и расходы, связанные с транспортировкой, погрузкой-выгрузкой неисправной запасной части в этом случае возмещаются Заказчиком по расчетно-дефектной ведомости ВЧДЭ (п. 3.18.3 договора).
Пунктом 3.18.4 договора оговорено, что в случае, если неисправности, по которым грузовой вагон был отцеплен в ТР-2, не нашли своего подтверждения при проверке средствами неразрушающего контроля в вагоноремонтной организации, вместо акта формы N ВУ-41-М составляется уведомление об отмене рекламационного случая.
Соответственно, ни одним положением настоящего договора не предусмотрено, что оплата за составление рекламационно-претензионной документации не должна была взиматься подрядчиком.
Пунктом 2.18 договора предусмотрено, что стоимость услуги по оформлению рекламационно-претензионной документации (в случае отцепки грузового вагона по технологическому коду) также входит в перечень оказываемых услуг в расчетно-дефектной ведомости.
На основании вышеизложенного, учитывая положения действующего между сторонами договора, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что истцом необоснованно предъявлены к ответчику требования в сумме 14239,13 руб., включающие в себя:
- 1482,50 руб. (подача и уборка вагона N 53918934);
- 10007,44 руб. (смена надрессорной балки с ремонтом при двойном поднятии вагона (демонтаж/монтаж деталей тележки, ремонт, обмер, подбор, смазывание подпятника смазкой) на вагоне N 54089404);
- 1121,19 руб. (подача и уборка вагона N 54089404),
- 1628 руб. (оформление рекламационно-претензионной документации на вагоне N 54089404).
С учетом установленных обстоятельств размер убытков истца составил 9190,35 руб.
В ходе рассмотрения дела ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности на обращение в суд первой имстанции с настоящим иском.
Доводы ответчика относительно пропуска истцом срока исковой давности отклонены судом первой инстанции как необоснованные, поскольку исковые требования ООО "РЕМЭКС" не связаны с ненадлежащим качеством выполненных ответчиком работ по спорным вагонам, забракованным в текущий отцепочный ремонт.
В соответствии с п. 1 ст. 723 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности для требований, предъявленных в соответствии с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда составляет один год.
Согласно позиции, отраженной в Определении Верховного Суда РФ от 25.07.2019 N 305-ЭС19-3749 по делу N А40-48662/2018 (с участием ОАО "РЖД"), в силу системного толкования пунктов 1 и 3 ст. 725 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда на ремонт вагонов, является специальным по отношению к ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и составляет один год.
В соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В силу специфики использования грузовых вагонов, а также особенностей выявления дефектов ремонтируемых узлов и деталей грузовых вагонов, заявлением о недостатках выполненных работ предыдущим ремонтным предприятием применительно к правилам статьи 725 ГК РФ, с момента совершения которого следует исчислять годичный срок исковой давности, следует рассматривать составление акта-рекламации формы ВУ-41-М, так как именно данным документом подтверждается факт выявления некачественно проведенных работ.
Предыдущим предприятием, выполнившим ремонт данного вагона, является ВЧДр Арзамас ОАО "ВРК-3". Ремонт выполнен 24 августа 2021 г.
Истец принял работы без замечаний, они не носили скрытый характер, так как представленные для оплаты документы, оформленные в соответствии с условиями договора, содержали сведения о том, что выявленные при отцепке вагонов неисправности по внешним признакам не подтвердились, а также информацию о проведении конкретных действий по ремонту вагонов с их стоимостью.
В настоящем споре речь идет о необоснованной отцепке и направлении исправных вагонов в ремонт ответчиком, что подтверждается уведомлениями об отмене рекламационного случая. Соответственно, требований к качеству проведенного ремонта к предыдущему ремонтному предприятию, на который распространяется специальный срок исковой давности, у истца быть не может. В противном случае ответчиком был бы оформлен рекламационный пакет документов, который являлся бы основанием для перепредьяления расходов на предыдущего подрядчика. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 25.07.2019 N 305-ЭС19-3749 по делу N А40-48662/2018.
Согласно исковому заявлению требования истца о возмещении убытков связаны не с качеством выполненного ремонта вагонов, а с необоснованной отцепкой вагонов в ремонт и объемом работ, который должен быть выполнен для устранения неисправностей трещина/излом боковой рамы вагона (код 205).
Таким образом, в данном случае подлежит применению общий срок исковой давности, предусмотренный п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации и соответственно обращение с иском последовало со стороны истца в пределах срока исковой давности.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца убытки в размере 9190 руб. 35 коп., отказав в иске в остальной части.
Правомерность выводов суда первой инстанции подтверждается материалами судебной практики по делам N N А40-16458/2022, А40-138389/2023, А76-19432/2023, постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.06.2024 N Ф03-1544/2024 по делу N А73-14671/2023, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15.06.2021 N Ф09-1663/21 по делу N А60-18785/2020, постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.08.2023 N Ф02-3135/2023 по делу N А33-27271/2022.
Оценка представленных доказательств произведена судом в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопрос о распределении судебных расходов.
В силу пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, производится судом в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Истец при подаче искового заявления уплатил госпошлину за рассмотрение иска в общей сумме 2000 руб.
С учетом результата рассмотрения дела (иск удовлетворен частично) с ответчика в пользу истца взыскана государственная пошлина в размере 785 руб. пропорционально удовлетворенным требованиям.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и возражения на отзыв, судебная коллегия соглашается со всеми выводами, сделанными судом первой инстанции, и также считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для изменения или отмены судебного акта в обжалуемой части.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 июня 2024 года по делу N А57-29145/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-29145/2023
Истец: ООО "Ремэкс"
Ответчик: ОАО "РЖД"
Третье лицо: ООО "РЭМЭКС", ООО РЭПС