г. Москва |
|
2 июля 2021 г. |
Дело N А40-148630/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 02.07.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Л.В. Федуловой,
судей И.В. Лазаревой, А.Р. Беловой,
при участии в судебном заседании:
от ФГУП "РТРС" в лице филиала "Дальневосточный РЦ" - Баранов Д.С. (доверенность от 13.01.2020);
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом- не явился, извещен;
от Администрации города Хабаровска- не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Администрации города Хабаровска и Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 по делу N А40-148630/2020
по заявлению ФГУП "РТРС" в лице филиала "Дальневосточный РЦ"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом,
третье лицо: Администрация города Хабаровска,
об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) (далее - РТРС) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - заинтересованное лицо, Росимущество) об оспаривании действий Росимущества по непринятию решения о передаче федерального имущества в муниципальную собственность, выраженных в письме от 20.05.2020 г. N АП-08/15729.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Хабаровска.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.12.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021, требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Росимущество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Росимущество в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
До рассмотрения жалобы по существу в Арбитражный суд Московского округа от Росимущества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие подателя жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель РТРС возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя РТРС, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 АПК РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон 161-ФЗ), является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
С учетом разделения компетенции, установленной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", полномочия собственника в отношении РТРС осуществляют Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Роспечать) и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Министерства финансов Российской Федерации (далее - Росимущество).
РТРС осуществляет свою деятельность, которая связана с передачей (трансляцией) телевизионных и радиовещательных сигналов, телерадиовещанием, созданием, эксплуатацией и техническим обслуживанием эфирных, кабельных и спутниковых средств и сетей связи, иных коммуникационных сетей и т.п.
В то же время, на балансе РТРС остается непрофильное имущество, переданное правопредшественниками.
Суды установили, что на балансе РТРС находится "Котельная", назначение: нежилое здание, кадастровый номер 27:23:0040646:12, общей площадью 81,3 кв.м. (далее - "Котельная"), расположенная по адресу: г. Хабаровск, ул. Антенная, 24:
На балансе РТРС также находятся следующие объекты движимого имущества, расположенные по адресу: г. Хабаровск, ул. Антенная, 24:
- "Котел водогрейный КВр-0,63-95", инвентарный номер ДВР0062203;
- "Котел стальной водогрейный КВр-0,63-95", инвентарный номер ДВР0062054;
- "Дымосос Д-3,5", инвентарный номер 451139;
- "Компрессорная установка К-5", инвентарный номер 450004;
- "Дымосос Д-3,5 Пр 3/1500", инвентарный номер ДВР00000000000025808;
- "Манометры", инвентарный номер ДВР00000000000026287;
- "Манометры", инвентарный номер ДВР00000000000026288;
- "Манометры", инвентарный номер ДВР00000000000026289;
- "Манометры", инвентарный номер ДВР00000000000026290;
- "Манометры", инвентарный номер ДВР00000000000026291;
- "Манометры", инвентарный номер ДВР00000000000026292;
- "Насос К 45/30", инвентарный номер ДВР00000000000029149;
- "Насос К 45/30", инвентарный номер ДВР00000000000020518;
- "Огнетушитель ОП-10 (1)", инвентарный номер ДВР00000000000033856; - "Огнетушитель ОП-10 (2)", инвентарный номер ДВР00000000000033857;
- "Подставка под огнетушитель", 2 шт.;
- "Огнетушитель ОУ-3", инвентарный номер ДВР00000000000031744;
- "Огнетушитель ОУ-5", инвентарный номер ДВР00000000000031747.
В связи с тем, что данные объекты представляют собой объекты инженерной инфраструктуры, обслуживающие жилые дома, квартиры в которых находятся в частной и муниципальной собственности, РТРС направило в адрес представителей собственника - Роспечать и Росимущество пакет документов для согласования вопроса передачи указанного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность городского округа "Город Хабаровск".
Роспечать выразило свою позицию в письме от 06.08.2019 N 19/2-15-7367/19- 8979, в котором казало, что не возражает против данной передачи.
Письмом от 20.05.2020 N АП-08/15729 Росимущество сообщило, что в пакете документов отсутствуют документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, и также отсутствует предложение муниципального образования о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность. При этом Росимущество сообщило о возможности осуществления указанной передачи по отдельному решению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) установлены общие виды имущества, которые могут находиться в федеральной собственности, а также условия и порядок передачи федерального имущества в муниципальную собственность.
Согласно абзацам 6 - 8 пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения (статья 50 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В силу пункта 1 приложения N 3 названного Постановления к объектам муниципальной собственности относятся, в том числе, объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Объекты инженерной инфраструктуры города, предназначенные для решения вопросов местного значения, не могут находиться в федеральной собственности, поскольку не являются имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имуществом для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации и обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений, и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.
Для квалификации определенных объектов в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция отражена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2017 N 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ суды установили, что спорные объекты федеральной собственности, закрепленные за РТРС на праве хозяйственного ведения, используются исключительно для обеспечения нужд населения, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о том, что спорное имущество относится к объектам инженерной инфраструктуры г. Хабаровска, то есть является имуществом, которое в силу закона должно находиться в муниципальной собственности и может использоваться для решения вопросов местного значения органа местного самоуправления, поэтому подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность городского округа, на территории которого оно находится.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы Росимущества об отсутствии согласия муниципального образования на прием в муниципальную собственность спорного имущества со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 828-О-П были предметом рассмотрения судов и признаны несостоятельными.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, а также в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П, для передачи имущества в муниципальную собственность необходимо учитывать два условия - волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
В рассматриваемом случае, несмотря на отсутствие прямого волеизъявления муниципального образования на принятие спорного имущества, судами установлено, что его передача имеет объективную необходимость для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий, а именно: спорные объекты предназначены для решения вопросов местного значения и не относятся ни к одной из указанных в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в собственности Российской Федерации.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.12.2020 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 по делу N А40-148630/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае, несмотря на отсутствие прямого волеизъявления муниципального образования на принятие спорного имущества, судами установлено, что его передача имеет объективную необходимость для осуществления органом местного самоуправления своих полномочий, а именно: спорные объекты предназначены для решения вопросов местного значения и не относятся ни к одной из указанных в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ категорий имущества, которые могут находиться в собственности Российской Федерации.
...
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 июля 2021 г. N Ф05-10898/21 по делу N А40-148630/2020