г. Москва |
|
6 декабря 2021 г. |
Дело N А40-193471/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2021.
Полный текст постановления изготовлен 06.12.2021.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Зверевой Е.А.,
судей: Михайловой Л.В., Перуновой В.Л.
при участии в заседании:
от АО "ГУОВ" - Гудошников М.В. по дов. от 10.10.2020 по 31.12.2021,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу
АО "ГУОВ"
на определение от 03.06.2021
Арбитражного суда города Москвы,
постановление от 09.09.2021
Девятого арбитражного апелляционного суда
о признании необоснованным требования АО "ГУОВ" к должнику на
сумму 1 105 673, 56 руб. и об отказе во включении в реестр требований
кредиторов должника
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ФГУП "Атэкс"
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда города Москвы от 06.09.2019 года в отношении ФГУП "Атэкс" введено внешнее управление.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2021, отказано в удовлетворении требования АО "ГУОВ" о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 1 105 673 руб. 56 коп.
Не согласившись с судебными актами, АО "ГУОВ" обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, указав на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Письменные отзывы не поступали.
В судебном заседании представитель АО "ГУОВ" поддержал доводы кассационной жалобы.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 32 Закона о банкротстве и частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о пропуске кредитором срока исковой давности.
При этом судами учтено, что заявленные требования основаны на заключенном между кредитором и должником договоре N 2015/2-78 от 27.02.2015 года на выполнение проектно-изыскательских работ, задолженность, заявленная в настоящем обособленном споре образовалась в результате не исполнения подрядчиком обязанности по оплате услугу генподрядчика, связанные с координацией работ, выполняемых подрядчиком и принятых генподрядчиком работ по договору.
Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для несогласия с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35) разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности, поскольку может иметь место злонамеренное соглашение должника и конкретного кредитора с целью причинения вреда имущественным правам иных кредиторов либо с целью ведения контролируемого банкротства.
Таким образом, в деле о банкротстве включение задолженности в реестр требований кредиторов должника возможно только в случае установления действительного наличия обязательства у должника перед кредитором, которое подтверждено соответствующими доказательствами.
При рассмотрении обоснованности требований кредиторов подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, не исполненные должником.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса).
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Даже если договор действует до полного завершения исполнения обязательств, срок исковой давности исчисляется не с момента прекращения договора, а по общему правилу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (нарушении договорного обязательства).
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.08.2017 N 305-ЭС17-1467.
В данном случае суды верно указали на то, что о нарушенном праве на получение оплаты за оказанные услуги заявителю было известно с момента истечения установленного договором срока для оплаты выполненных работ.
Судебная коллегия Арбитражного суда Московского округа полагает необходимым отметить, что кассационная жалоба не содержит указания на наличие в материалах дела каких-либо доказательств, опровергающих выводы судов, которым не была бы дана правовая оценка.
Судами правильно применены нормы материального права, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Установление фактических обстоятельств дела и оценка доказательств отнесены к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций.
Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2018 N 300-ЭС18-3308.
Таким образом, переоценка доказательств и выводов судов первой и апелляционной инстанций не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а несогласие заявителя жалобы с судебным актом не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права и не может служить достаточным основанием для его отмены.
Суд кассационной инстанции не вправе отвергать обстоятельства, которые суды посчитали доказанными, и принимать решение на основе иной оценки представленных доказательств, поскольку иное свидетельствует о выходе за пределы полномочий, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о существенном нарушении норм процессуального права и нарушении прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.
Между тем, приведенные в кассационной жалобе доводы фактически свидетельствуют о несогласии с принятыми судами судебными актами и подлежат отклонению, как основанные на неверном истолковании самим заявителем кассационной жалобы положений Закона о банкротстве, а также как направленные на переоценку выводов суда по фактическим обстоятельствам дела, что, в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, недопустимо при проверке судебных актов в кассационном порядке.
Судебная коллегия также отмечает, что в соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрений давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в определении или постановлении, либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции.
Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12, из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Иная оценка заявителя жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены судебных актов, в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не нарушены, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2021 по делу А40-193471/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Зверева |
Судьи |
Л.В. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
...
Установление фактических обстоятельств дела и оценка доказательств отнесены к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций.
Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2018 N 300-ЭС18-3308.
...
Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12, из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 декабря 2021 г. N Ф05-15478/19 по делу N А40-193471/2018
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15478/19
22.08.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-43340/2024
04.03.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3055/2024
30.06.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29332/2023
24.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21276/2023
03.04.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6400/2023
29.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5479/2023
13.02.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-92629/2022
26.04.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23974/2022
28.02.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15478/19
25.02.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15478/19
06.12.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15478/19
01.12.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-67392/2021
15.10.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-43116/2021
09.09.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42071/2021
08.09.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-193471/18
24.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25550/2021
27.01.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15478/19
08.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42388/20
10.01.2020 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-193471/18
27.12.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-193471/18
22.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-193471/18
11.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-193471/18
31.10.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15478/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-193471/18
23.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-61718/19
15.07.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35427/19
11.06.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-193471/18
22.05.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23613/19
02.04.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8271/19
11.10.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-193471/18