г. Москва |
|
8 декабря 2021 г. |
Дело N А40-88960/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2021.
Полный текст постановления изготовлен 08.12.2021.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Л.В. Федуловой,
судей А.Р. Беловой, С.В. Красновой,
при участии в судебном заседании:
от Департамента городского имущества города Москвы - Зайцева Т.Б. (доверенность от 16.04.2021);
от Правительства Москвы - Зайцева Т.Б. (доверенность от 14.09.2021);
от ООО "Бизнес-Инвестиции" - Коротков Д.В. (доверенность от 03.07.2020), Логвинов А.В. (доверенность от 22.11.2021);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве- не явился, извещен;
от Комитета государственного строительного надзора города Москвы- не явился, извещен;
от Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы- не явился, извещен;
от ПАО "БАНК ВТБ" - не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу N А40-88960/2020
по иску Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы
к ООО "Бизнес-Инвестиции",
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, ПАО "БАНК ВТБ"
о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы (далее - истцы, Правительство и Департамент) обратились в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес-Инвестиции" (далее - ответчик, Общество) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- о признании самовольными постройками: здание площадью 1084,1 кв. м с кадастровым номером 77:02:0024009:1037, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 6; здание площадью 2532,0 кв. м с кадастровым номером 77:02:0024009:1051, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 8; здание площадью 4185,5 кв. м с кадастровым номером 77:02:0024009:1039, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 11; здание площадью 4854,4 кв. м с кадастровым номером 77:02:0024009:2026, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 12;
- об обязании ответчика в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда снести: здание площадью 1084,1 кв. м с кадастровым номером 77:02:0024009:1037, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 6; здание площадью 2532,0 кв. м с кадастровым номером 77:02:0024009:1051, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 8; здание площадью 4185,5 кв. м с кадастровым номером 77:02:0024009:1039 расположенное по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 11; здание площадью 4854,4 кв. м с кадастровым номером 77:02:0024009:2026, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 12, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу самовольных построек, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с дальнейшим возложением на ООО "Бизнес-Инвестиции" расходов;
- о признании зарегистрированного права собственности ООО "Бизнес-Инвестиции" на объекты: здание площадью 1084,1 кв. м с кадастровым номером 77:02:0024009:1037, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 6; здание площадью 2532,0 кв. м с кадастровым номером 77:02:0024009:1051, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 8; здание площадью 4185,5 кв. м с кадастровым номером 77:02:0024009:1039 расположенное по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 11; здание площадью 4854,4 кв. м с кадастровым номером 77:02:0024009:2026, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 12, отсутствующим;
- об обязании ООО "Бизнес-Инвестиции" в месячный срок освободить земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, вл. 5, стр. 1, 1-А, 4, 5, 6, 8, 11-13, 291 от объектов: здания площадью 1084,1 кв. м с кадастровым номером 77:02:0024009:1037; здания площадью 2532,0 кв. м с кадастровым номером 77:02:0024009:1051; здания площадью 4185,5 кв. м с кадастровым номером 77:02:0024009:1039; здания площадью 4185,5 кв. м с кадастровым номером 77:02:0024009:2026, предоставив в случае неисполнения ответчиком решения суда в указанный срок, согласно ч. 3 ст. 174 АПК РФ право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу объектов с дальнейшим возложением на ООО "Бизнес-Инвестиции" расходов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, ПАО "БАНК ВТБ".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Правительство и Департамент обратились в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят вышеуказанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Правительство и Департамент в кассационной жалобе ссылаются на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, указывают, что суды пришли к неверному выводу о пропуске срока исковой давности; суды пришли к неверному выводу, что спорный объект не является самовольной постройкой.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
До рассмотрения жалобы по существу в Арбитражный суд Московского округа от Общества поступил отзыв на кассационную жалобу, который приобщен к материалам дела в соответствии со статьей 279 АПК РФ.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Правительства и Департамент поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили, что, в силу части 3 статьи 284 АПК РФ, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 АПК РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) в ходе проведения обследования земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Сущевский Вал, вл. 5, стр. 1, 1-А, 4, 5, 6, 8, 11-13, 29 были выявлены объекты недвижимости, обладающие признаками самовольного строительства и размещенные без разрешительной документации.
Земельный участок с кадастровым номером 77:02:0024009:46 площадью 49370 кв. м с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Сущевский Вал, вл. 5, стр. 1, 1-А, 4, 5, 6, 8, 11-13, 29, предоставлен по договору аренды N М-02-017862 от 30.11.2001 Обществу для эксплуатации зданий торгового центра. Договор является действующим, срок действия договора установлен до 30.11.2050.
Согласно Акту Госинспекции по недвижимости о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта от 02.03.2020 N 9028191 установлено, что на указанном земельном участке расположен имущественный комплекс, в том числе одноэтажное здание площадью 1084,1 кв. м (ОКС 77:02:0024009:1037), имеющее адресный ориентир: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 6 (далее - Здание N 1), принадлежащее на праве собственности ООО "Бизнес-Инвестиции".
По информации ГБУ "МосгорБТИ" по указанному адресу по состоянию на 14.04.1994 учтено одноэтажное здание площадью 164,5 кв. м, по состоянию на 20.03.1995 согласно выписке из паспорта БТИ площадь здания составляла 164,5 кв. м.
В дальнейшем здание приобрело новые габариты, по состоянию на 15.01.2001 учтено в "красных линиях" одноэтажное здание площадью 626,5 кв. м; по состоянию на 24.05.2016 учтено в "красных линиях" одноэтажное здание площадью 1084,1 кв.м. Согласно свидетельству о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы от 02.03.1998 ранее на Здание N 1 оформлено право собственности ООО "ЧЛ-ШОП".
Земельный участок под цели капитального строительства (реконструкции) не предоставлялся. Разрешительная документация на возведение капитального объекта и ввод его в эксплуатацию не оформлялись.
Таким образом, по мнению истцов, Здание N 1 обладает признаками самовольного строительства.
Согласно Акту Госинспекции по недвижимости о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта от 02.03.2020 N 9028191/1 установлено, что на указанном земельном участке расположен имущественный комплекс, в том числе одноэтажное здание площадью 2532,0 кв. м (ОКС 77:02:0024009:1051), имеющее адресный ориентир: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 8 (далее - Здание N 2), принадлежащее на праве собственности ООО "Бизнес-Инвестиции".
По информации ГБУ "МосгорБТИ" по указанному адресу по состоянию на 04.04.1994 учтено одноэтажное здание площадью 395,7 кв. м, по состоянию на 20.03.1995 согласно выписке из паспорта БТИ площадь здания составляла 395,7 кв. м.
В дальнейшем здание приобрело новые габариты, помещение III площадью 72,4 кв. м было демонтировано; по состоянию на 11.08.2000 учтено в "красных линиях" одноэтажное здание площадью 296,6 кв. м, по состоянию на 16.01.2001 учтено в "черных линиях" одноэтажное здание площадью 2207,1 кв. м, по состоянию на 23.05.2016 учтено в "черных линиях" одноэтажное здание площадью 2532,0 кв. м. Основанием для учета объекта БТИ явилось свидетельство о государственной регистрации права от 02.05.2006 и кадастровый паспорт здания от 20.04.2016.
Согласно свидетельству о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы от 02.03.1998 ранее на Здание N 2 было оформлено право собственности ООО "ЧЛ-ШОП".
Земельный участок под цели капитального строительства (реконструкции) не предоставлялся. Разрешительная документация на возведение капитального объекта и ввод его в эксплуатацию не оформлялись.
Согласно Акту Госинспекции по недвижимости о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта от 02.03.2020 N 9028191/2 установлено, что на указанном земельном участке расположен имущественный комплекс, в том числе одноэтажное здание с антресолью площадью 4185,5 кв. м (ОКС 77:02:0024009:1039), имеющее адресный ориентир: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 11 (далее - Здание N 3), принадлежащее на праве собственности ООО "Бизнес-Инвестиции".
По информации ГБУ "МосгорБТИ" по указанному адресу по состоянию на 04.04.1994 учтено одноэтажное здание площадью 30,8 кв. м, по состоянию на 26.07.2000 учтено в "красных линиях" одноэтажное здание с антресолью площадью 4076,4 кв.м, по состоянию на 23.06.2016 учтено в "черных линиях" одноэтажное здание с антресолью площадью 4185,5 кв.м. Основанием для учета объекта БТИ явилось свидетельство о государственной регистрации права от 02.05.2006 и кадастровый паспорт здания от 29.05.2015. ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию на 26.09.2008 учтено одноэтажное здание площадью 4185,5 кв. м.
Согласно свидетельству о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы от 02.03.1998 ранее на Здание N 3 было оформлено право собственности ООО "ЧЛ-ШОП".
Земельный участок под цели капитального строительства (реконструкции) не предоставлялся. Разрешительная документация на возведение капитального объекта и ввод его в эксплуатацию не оформлялись.
Согласно Акту Госинспекции по недвижимости о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта от 02.03.2020 N 9028191/3 установлено, что на указанном земельном участке расположен имущественный комплекс, в том числе одноэтажное здание с антресолью площадью 4854,4 кв. м (ОКС 77:02:0024009:2026), имеющее адресный ориентир: г. Москва, ул. Сущевский Вал, д. 5, стр. 12 (далее - Здание N 4), принадлежащее на праве собственности ООО "Бизнес-Инвестиции".
По информации ГБУ "МосгорБТИ" по указанному адресу по состоянию на 04.04.1994 учтено одноэтажное здание площадью 37,0 кв. м, по состоянию на 20.03.1995 согласно выписке из паспорта БТИ на учет поставлено одноэтажное здание площадью 37,0 кв. м, по состоянию на 11.08.2000 учтено в "красных линиях" одноэтажное здание с антресолью площадью 710,5 кв. м, по состоянию на 21.11.2003 учтено в "красных линиях" одноэтажное здание площадью 4076,0 кв. м; по состоянию на 26.09.2008 учтено в "черных линиях" одноэтажное здание площадью 4854,4 кв. м. Основанием для учета объекта БТИ явилось свидетельство о государственной регистрации права от 02.05.2006. ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по состоянию на 26.09.2008 учтено одноэтажное здание площадью 4854,4 кв. м.
Согласно свидетельству о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы от 02.03.1998 ранее на Здание N 4 было оформлено право собственности ООО "ЧЛ-ШОП".
Земельный участок под цели капитального строительства (реконструкции) не предоставлялся. Разрешительная документация на возведение капитального объекта и ввод его в эксплуатацию не оформлялись.
В приложение N 2 к Постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" включены следующие объекты:
- Здание N 1 (под номером 3348, введен постановлением Правительства Москвы от 07.05.2020 N 521-ПП);
- Здание N 2 (под номером 3349, введен постановлением Правительства Москвы от 07.05.2020 N 521-ПП);
- Здание N 3 (под номером 3346, введен постановлением Правительства Москвы от 07.05.2020 N 521-ПП);
- Здание N 4 (под номером 3347, введен постановлением Правительства Москвы от 07.05.2020 N 521-ПП).
Выявление на земельном участке строений, подпадающих под признаки объектов самовольного строительства, послужило основанием для обращения в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды нижестоящих инстанций руководствовались статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), разъяснениями, приведенными в пунктах 22, 26, 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", разъяснениями, изложенными в Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 595-О-П, приняли во внимание выводы, изложенные в экспертном заключении, согласно которым Здания N N 1, 2, 3, 4 являются объектами капитального строительства, соответствуют градостроительным и строительным нормам и правилам, противопожарным, санитарным и иным нормам и правилам, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Оценив экспертное заключение, суды первой и апелляционной инстанций сочли его соответствующим требованиям ст. ст. 82, 83, 86 АПК РФ, отражающим все предусмотренные ч. 2 ст. 86 АПК РФ сведения, основанным на материалах дела.
Самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований в соответствии с частью 2 статьи 199 ГК РФ послужил пропуск истцами срока исковой давности, о применении которого заявлено Обществом.
Суды установили, что согласно Рапорту N 9022041 от 17.01.2014 об административном правонарушении в сфере землепользования и Постановлению от 29.01.2014 о назначении административного наказания по делу N74-ЗУ/9022041-14 Госинспекцией по недвижимости проводилось обследование на земельном участке, на котором располагаются спорные объекты.
При таких обстоятельствах, поскольку Правительство Москвы и Департамент, входящие в систему органов исполнительной власти г. Москвы, могли узнать о нарушении своих прав в рамках реализации предоставленных полномочий путем межведомственного взаимодействия в 2014 году, руководствуясь статьями 195, 196, 199, 200 ГК, суды пришли к выводу о пропуске истцами сроков исковой давности.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2021 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу N А40-88960/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что согласно Рапорту N 9022041 от 17.01.2014 об административном правонарушении в сфере землепользования и Постановлению от 29.01.2014 о назначении административного наказания по делу N74-ЗУ/9022041-14 Госинспекцией по недвижимости проводилось обследование на земельном участке, на котором располагаются спорные объекты.
При таких обстоятельствах, поскольку Правительство Москвы и Департамент, входящие в систему органов исполнительной власти г. Москвы, могли узнать о нарушении своих прав в рамках реализации предоставленных полномочий путем межведомственного взаимодействия в 2014 году, руководствуясь статьями 195, 196, 199, 200 ГК, суды пришли к выводу о пропуске истцами сроков исковой давности.
...
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 декабря 2021 г. N Ф05-27948/21 по делу N А40-88960/2020