г. Москва |
|
6 апреля 2022 г. |
Дело N А41-80228/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 06.04.2022.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Голобородько В.Я.,
судей Кручининой Н.А., Тарасова Н.Н.
при участии в заседании:
от конкурсного управляющего ООО "Николо-Черкизово": Сабыралиев А.К. по дов.
от 01.03.2022
от ТСН "Николо-Пятницкое": Киреева Н.П. по дов. от 10.11.2020
от Муравьевой Н.А.: Коробко Е.А. по дов. от 20.04.2021
от Розовой Н.А.: Ляничева Н.П. по дов. от 05.10.2020
от Руденко М.В.: Ляничева Н.П. по дов. от 09.09.2019
рассмотрев 30.03.2022 в судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего ООО "Николо-Черкизово"
на определение от 28.10.2021
Арбитражного суда Московской области
на постановление от 13.01.2022
Десятого арбитражного апелляционного суда
по заявлению Муравьевой Нины Александровны о передаче социально значимых
объектов в собственность городского округа Солнечногорск Московской области, заинтересованные лица: ТСН "Николо-Пятницкое", Администрация городского округа Солнечногорск Московской области, по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО "Николо - Черкизово",
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.06.2017 в отношении ООО "Николо - Черкизово" (адрес: 141592, Московская область, Солнечногорский район, Чашниково, д. 37) введена процедура банкротства - конкурсное производство. Конкурсным управляющим должником был утвержден арбитражный управляющий Проценко Павел Леонидович (регистрационный номер в реестре арбитражных управляющих СРО - 440, адрес для направления корреспонденции: 115372, г. Москва, а/я 30), член Ассоциации "Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих".
Сообщение опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 122 от 08.07.2017.
Муравьева Нина Александровна обратилась в суд с ходатайством о передаче социально значимых объектов в собственность городского округа Солнечногорск Московской области.
Заявление подано на основании статьи 132 Закона о банкротстве.
Определением Арбитражного суда Московской области от 28.10.2021, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022, заявление удовлетворено.
Не согласившись с определением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, конкурсный управляющий ООО "Николо-Черкизово" обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по обособленному спору новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления Муравьёвой Нины Александровны отказать в полном объёме.
Заявитель в кассационной жалобе указывает на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения данного дела.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства конкурсный управляющий должника явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей этого лица.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена на общедоступных сайтах Арбитражного суда Московского округа http://www.fasmo.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
До судебного заседания от Муравьевой Н.А., Розовой Н.А., Руденко М.В. поступили отзывы на кассационную жалобу, которые приобщены к материалам дела в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Представитель заявителя кассационной жалобы в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме, представители Муравьевой Н.А., Розовой Н.А., Руденко М.В. в отношении удовлетворения кассационной жалобы возражали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, судебная коллегия суда кассационной инстанции не находит оснований для отмены определения и постановления по доводам кассационной жалобы, поскольку они основаны на неправильном толковании заявителем норм материального права и направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что, в силу норм статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в конкурсной массе ООО "Николо-Черкизово" находится следующее имущество:
Земельный участок, имеющий следующие основные характеристики: кадастровый номер: 50:09:0070416:844; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; общая площадь: 4 144 кв.м.; адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Николо-Черкизово, уч. расположен в юго- восточной части кадастрового квартала N 50:09:0070416.
Сооружение (сеть газоснабжения и модульный газорегуляторный пункт МРП - 1000), имеющие следующие характеристики: наименование: газоснабжение жилых строений и зданий КПП ООО "Николо - Черкизово" вблизи деревни Николо - Черкизово Солнечногорского района Московской области; кадастровый номер: 50:09:0000000:188727; общая протяжённость: 4 672 м; адрес местонахождения объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Николо - Черкизово. (Дополнительное соглашение N 1 к договора аренды от 20.06.2017 г.).
Сооружение: внутриплощадочные автомобильные дороги, имеющее следующие основные характеристики: кадастровый номер: 50:09:0070421:294; протяженность 4 311 м; назначение: сооружения дорожного транспорта; адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Николо- Черкизово.
Земельный участок, имеющий следующие основные характеристики: кадастровый номер: 50:09:0070416:853; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; общая площадь: 10 981 кв.м.; адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Николо-Черкизово, уч. Расположен в юго- восточной части кадастрового квартала N 50:09:0070416.
Земельный участок, имеющий следующие основные характеристики: кадастровый номер: 50:09:0070416:852; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; общая площадь: 18 918 кв.м.; адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Николо-Черкизово, уч. Расположен в юго- восточной части кадастрового квартала N 50:09:0070416.
Земельный участок, имеющий следующие основные характеристики: кадастровый номер: 50:09:0070421:271; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; общая площадь: 29 313 кв.м.; адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Солнечногорский район, с/с сельское поселение Кутузовское, д. Николо-Черкизово.
Земельный участок, имеющий следующие основные характеристики: кадастровый номер: 50:09:0070416:855; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; общая площадь: 537 кв.м.; адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Николо-Черкизово, уч. расположен в юго- восточной части кадастрового квартала N 50:09:0070416.
Нежилое здание, имеющее следующие основные характеристики: кадастровый номер: 50:09:0070421:298; наименование: водозаборный узел; общей площадью 75 кв.м, этажность: 1; адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Николо-Черкизово.
Сооружение (сеть газоснабжения и модульный газорегуляторный пункт МРП - 1000), имеющие следующие характеристики: наименование: газоснабжение жилых строений и зданий КПП ООО "Николо - Черкизово" вблизи деревни Николо -
Черкизово Солнечногорского района Московской области; кадастровый номер: 50:09:0000000:188727; общая протяжённость: 4 672 м; адрес местонахождения объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Николо - Черкизово. (Дополнительное соглашение N 1 к договора аренды от 20.06.2017 г.).
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, Муравьева Н.А. указала, что вышеуказанные объекты являются социально-значимыми и подлежат передаче в муниципальную собственность.
Признавая заявление обоснованным, суды исходили из следующего.
Муравьева Н.А. заинтересована в законной (с сохранением целевого назначения) эксплуатации возвращенных в конкурсную массу должника инженерных сетей и объектов коммунальной инфраструктуры, в сохранении за ними статуса социально значимых объектов.
Земельные участки с назначением использования "для индивидуально- жилищного строительства" приобретались Муравьевой Н.А. в собственность у ООО "Николо-Черкизово" в 2010 году, когда еще ТСН не существовало как юридическое лицо. Продаваемые на территории д. Николо-Черкизово земельные участки ООО "Николо-Черкизово" условно объединило в поселок "Николо-Пятницкое".
В ТСН объединились собственники части земельных участков на территории д. Николо-Черкизово. Муравьева Н.А., как и многие другие собственники недвижимости в деревне, членом ТСН не является.
В 2011-2016 годах собственники земельных участков в поселке только начали застраиваться, большинство жилых домов построены и введены в эксплуатацию не были, в связи с чем затраты на содержание поселка были минимальны, поскольку в процессе строительства водой и канализацией пользовались в минимальных объемах, а многие дома (участки) к ним даже не подключались.
В поселке отсутствуют централизованные системы водоснабжения и водоотведения, в связи с чем, принадлежащие ООО "Николо-Черкизово" водозаборный узел, очистные сооружения и прочее оборудование, сданные в долгосрочную аренду ТСН, являются единственным источником производства коммунальных ресурсов.
В 2017-2019 годах примерно половина домов в поселке были достроены, введены в эксплуатацию, в них поселились жильцы. Началось активное водопотребление и водоотведение. Затраты на эксплуатацию оборудования резко выросли, ТСН увеличило размер взносов (тарифов), включив в них платежи за коммунальные услуги.
Нормам Закона о банкротстве об особом правовом статусе социально значимых объектов корреспондируют и нормы жилищного законодательства. В соответствии с п. 2 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги (в том числе за воду и отведение сточных вод), предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Во исполнение п. 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены соответствующие правила (далее - Правила).
В соответствии с п.2 Правил, ТСН в части водоснабжения и водоотведения является ресурсоснабжающей организацией (юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов), ввиду отсутствия в поселке централизованного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п.6 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, причем, в договоре должен быть указан порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным способом (пп. ж п. 19 Правил). При этом решение о желании использовать или нет прибор учета принимает потребитель (пп.3 п.33 Правил). Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных приборов учета холодной и (или) горячей воды (п. 42 Правил). В соответствии с п. 38 Правил, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (иенам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Как следует из протоколов общих собраний членов ТСН N 5 от 12.05.2017, N 2 от 13.06.2018, N 3 от 07.11.2018, N 1 от 19.07.2019, N 1 от 15.01.2021 по вопросу об утверждении сметы расходов, ТСН включило расходы на эксплуатацию объектов водоподготовки и водоотведения во взносы (тарифы) на содержание общего имущества.
Сметы расходов, в частности, содержат следующие статьи расходов:
1) электричество на канализацию;
2) электричество на подачу воды;
3) ТО насосного оборудования;
4) обслуживание систем водоснабжения;
5) обслуживание системы канализации бытовых сточных вод;
6) обслуживание системы электроснабжения (указанных выше инженерных коммуникации);
7) анализ воды;
8) бактерии;
9) охрана указанных выше инженерных коммуникаций;
10) аренда собственности у ООО "Николо-Черкизово", в том числе ВЗУиКНС.
При этом размер тарифа за пользование водой и отвод сточных вод ТСН, как это следует из смет расходов, рассчитывает методом деления общих расходов на количество домовладений и/или земельных участков в собственности жителей поселка. Причем, многие из них водой не пользуются, а их земельные участки не подключены к коммуникациям. Доказательств утверждения такого тарифа в Комитете по ценам и тарифам Московской области ТСН не представило.
В соответствии с разделом IV Основ Ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406), для целей расчета валовой выручки (в конечном счете для определения размера тарифа за предоставляемые услуги по водоподготовке и водоотведению), ТСН, используя метод экономически обоснованных расходов, должно было все перечисленные выше расходы включить в свою ожидаемую валовую выручку, добавить расходы на амортизацию оборудования и налоги, рассчитать себестоимость производства (на арендованном у ООО "Николо-Черкизово" водозаборном узле) одного кубометра питьевой воды и отвода одного кубометра бытовых сточных вод через канализационно-насосную станцию (арендованную у ООО "Николо-Черкизово"), обратиться с заявлением об установлении тарифов в Комитет по ценам и тарифам Московской области.
ТСН не приняв на себя социальных обязательств по эксплуатации социально значимых объектов, взяло в аренду такие социально значимые объекты, эксплуатирует их в интересах своих членов, отказывает в предоставлении коммунальных услуг на основании утвержденных местными органами власти тарифов по показаниям приборов учета потребления, возлагая на собственников недвижимости (земельных участков и жилых домов), не являющихся членами ТСН, обязанности оплачивать расходы членов ТСН по производству и потреблению коммунальных ресурсов для своих нужд.
ТСН использует шлагбаум на въезде в поселок (часть д. Николо-Черкизово), ограничивает проезд на территорию поселка гостевого транспорта, разместило на въезде пункт охраны, оплачивает за счет взносов собственников незаконные действия охраны по ограничению доступа к местам общего пользования.
При таких основаниях, суд первой инстанции пришел к выводу, что Муравьева Н.А. является заинтересованным лицом.
Как указывалось выше, в конкурсной массе ООО "Николо - Черкизово" имеется следующее имущество:
Земельный участок, имеющий следующие основные характеристики: кадастровый номер: 50:09:0070416:844; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; общая площадь: 4 144 кв.м.; адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Николо-Черкизово, уч. расположен в юго- восточной части кадастрового квартала N 50:09:0070416.
Сооружение (сеть газоснабжения и модульный газорегуляторный пункт МРП - 1000), имеющие следующие характеристики: наименование: газоснабжение жилых строений и зданий КПП ООО "Николо - Черкизово" вблизи деревни Николо - Черкизово Солнечногорского района Московской области; кадастровый номер: 50:09:0000000:188727; общая протяжённость: 4 672 м; адрес местонахождения объекта:
Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Николо - Черкизово. (Дополнительное соглашение N 1 к договора аренды от 20.06.2017 г.).
Сооружение: внутриплощадочные автомобильные дороги, имеющее следующие основные характеристики: кадастровый номер: 50:09:0070421:294; протяженность 4 311 м; назначение: сооружения дорожного транспорта; адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Николо- Черкизово.
Земельный участок, имеющий следующие основные характеристики: кадастровый номер: 50:09:0070416:853; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; общая площадь: 10 981 кв.м.; адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Николо-Черкизово, уч. Расположен в юго- восточной части кадастрового квартала N 50:09:0070416.
Земельный участок, имеющий следующие основные характеристики: кадастровый номер: 50:09:0070416:852; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; общая площадь: 18 918 кв.м.; адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Николо-Черкизово, уч. Расположен в юго- восточной части кадастрового квартала N 50:09:0070416.
Земельный участок, имеющий следующие основные характеристики: кадастровый номер: 50:09:0070421:271; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; общая площадь: 29 313 кв.м.; адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Солнечногорский район, с/с сельское поселение Кутузовское, д.Николо-Черкизово.
Земельный участок, имеющий следующие основные характеристики: кадастровый номер: 50:09:0070416:855; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства; общая площадь: 537 кв.м.; адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Николо-Черкизово, уч. Расположен в юго- восточной части кадастрового квартала N 50:09:0070416.
Нежилое здание, имеющее следующие основные характеристики: кадастровый номер: 50:09:0070421:298; наименование: водозаборный узел; общей площадью 75 кв.м, этажность: 1; адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Николо-Черкизово.
Сооружение (сеть газоснабжения и модульный газорегуляторный пункт МРП - 1000), имеющие следующие характеристики: наименование: газоснабжение жилых строений и зданий КПП ООО "Николо - Черкизово" вблизи деревни Николо - Черкизово Солнечногорского района Московской области; кадастровый номер: 50:09:0000000:188727; общая протяжённость: 4 672 м; адрес местонахождения объекта: Московская область, Солнечногорский район, с.п. Кутузовское, д. Николо - Черкизово. (Дополнительное соглашение N 1 к договора аренды от 20.06.2017 г.).
Отнесение данных объектов к социально-значимым объектам установлено Постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 г. и Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23.11.2020 г. по делу N А41-80228/16.
Указанные объекты являются объектами системы жизнеобеспечения коттеджного поселка Николо-Пятницкое (объекты водо-, газо-, энергоснабжения-. водоотведения, очистки сточных вод, объекты освещения) и в соответствии с п.6 ст. 129 Закона о банкротстве являются социально-значимыми.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество.
Определением Арбитражного суда Московской области от 17.02.2020 удовлетворены заявления Руденко Марины Витальевны и Товарищества собственников недвижимости "Николо-Пятницкое", были признаны недействительными решения Комитета кредиторов ООО "Николо-Черкизово" - протоколы от 07.09.2017, от 05.03.2018, от 19.06.2019 в части включения в Положение о порядке, сроках и условшгх продажи имущества и прав требования ООО "Николо-Черкизово" в части формирования Лота N 1 по пункту 6 земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070416:271; признан недействительным Протокол заседания Комитета кредиторов ООО "Николо-Черкизово" от 05.03.2019 в части решения по вопросу два "Провести еще одно публичное предложение по лоту N 1"; признаны торги, проведенные ООО "Николо-Черкизово" по Лоту N 1 (объекты коммунальной инфраструктуры), публичное предложение N 0047962, извещение о проведении торгов N 0047962 от 29.03.2019 недействительными; признан недействительным договор купли-продажи N 3 от 20.05.2019, заключенный по итогам оспариваемых торгов N 0047962 между ООО "Николо-Черкизово" и Павлюченко И.В.; признаны недействительными торги N 0047997 по реализации имущества должника (Лот N 2: Сеть газоснабжения и модульный газорегуляторный пункт МРП1000, кадастровый номер 50:09:0000000:188727 (обременена договором аренды на 49 лет), состоявшиеся 01.04.2019; признан недействительным договор купли-продажи N 6 от 07.06.2019, заключенный по итогам оспариваемых торгов N 0047997 между ООО "Николо- Черкизово" и ООО "МЕС"; применены последствия недействительности сделок, заключенных между ООО "Николо-Черкизово" и участниками торгов в виде возврата имущества в конкурсную массу ООО "Николо-Черкизово".
Указанный выше судебный акт оставлен в силе постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23.11.2020.
Оставляя в силе судебные акты нижестоящих инстанций о признании торгов недействительными, Арбитражный суд Московского округа указал, что суд апелляционной инстанции правомерно указал, что определенное в составе предмета торгов имущество является социально значимым и в отношении него установлен особый порядок реализации, при котором обязательным условием конкурса является обязанность покупателей предоставлять потребителям товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять установленные федеральным и региональным законодательством льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг), что условиями продажи не предусмотрено.
Согласно правовой позиции, указанной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019 в силу подпункта 4.1 и 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве гарантией последующего сохранения такого статуса служит обязанность участников торгов заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 этой статьи. В связи с этим права и обязанности по договору купли-продажи названных объектов, заключенному по итогам торгов, возникают после подписания данного соглашения. Нарушение условий соглашения со стороны покупателя влечет расторжение договора купли-продажи и связанного с ним соглашения с возвратом объектов в собственность муниципального образования (абзац второй пункт 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве)".
При вынесении Постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2020 года и Постановления Арбитражного суда Московского округа от 23 ноября 2020 года, имеющих преюдициальное значение при рассмотрении настоящего заявления (в том числе в силу того, что товарищество при обжаловании торгов действовало в интересах жителей поселка, в том числе в интересах Муравьевой Н.А.), судами, руководствуясь п. 6 ст. 129, а также п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве, установлено, что определенное в составе предмета торгов имущество является социально значимым и в отношении него установлен особый порядок реализации.
Удовлетворяя заявление Товарищества собственников недвижимости "Николо - Пятницкое", суды исходили из того, что товарищество, представляя интересы жителей поселка по адресу: Московская область, р-н Солнечногорский, с/пос. Кутузовское, д. Николо-Черкизово, является заинтересованным лицом, арендатором имущества в составе лота N 1 на основании договора аренды от 01.05.2017 N 056-17/0004, заключенного с ООО "Николо-Черкизово", и лицом, фактически осуществляющим эксплуатацию и содержание указанного имущества.
Как отмечалось ранее, судом первой инстанции на основании имеющихся в материалах дела доказательств при вынесении обжалуемого судебного акта были установлены следующие обстоятельства.
Муравьевой Н.А. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0070416:716, 50:09:0070421:372, 50:09:0070421:373, 50:09:0070416:720, 50:09:0070421:374, 50:09:0070416:773и жилые дома с кадастровыми номерами 50:09:0070421:308 и 50:09:0070421:329, расположенные по адресу: Московская область, р-н Солнечногорский, с/п Кутузовское, д. Николо-Черкизово. Земельные участки имеют назначение использования "для индивидуально-жилищного строительства". В интересах Муравьевой Н.А., чьи права, в том числе, были нарушены проведенными незаконными торгами, Товарищество собственников недвижимости "Николо-Пятницкое" обращалось в суд с заявлением о признании торгов недействительными и в интересах, в том числе, Муравьевой Н.А. товарищество эксплуатирует и содержит инженерные сети и объекты коммунальной инфраструктуры (далее - социально значимое имущество).
Согласно п. 6 ст. 129, а также п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве находящееся в долгосрочной аренде товарищества социально значимое имущество, эксплуатируемое Товариществом собственников недвижимости "Николо-Пятницкое" в интересах жителей поселка, должно реализовываться с условием, что новый собственник обязан будет предоставлять потребителям товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять установленные федеральным и региональным законодательством льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг). Согласно правовой позиции, указанной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, в силу подпункта 4.1 и 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве гарантией последующего сохранения такого статуса служит обязанность участников торгов заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 этой статьи.
Из изложенного следует, что Товарищество собственников недвижимости "Николо-Пятницкое", как арендатор социально значимых объектов, обязано предоставлять потребителям (жителям д. Николо-Черкизово), в том числе Муравьевой Н.А., коммунальные ресурсы, произведенные в результате эксплуатации социально значимых объектов, по регулируемым ценам (тарифам).
Обязательство Товарищества собственников недвижимости "Николо- Пятницкое" предоставлять коммунальные ресурсы по регулируемым тарифам предусмотрено также жилищным законодательством. В соответствии с п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Аналогичные требования установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденными во исполнение п. 1.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011.
В соответствии с п. 2 Правил, Товарищество собственников недвижимости "Николо-Пятницкое" в части водоснабжения и водоотведения является ресурсоснабжающей организацией (юридическое лицо, независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов), ввиду отсутствия в поселке централизованного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 6 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, причем, в договоре должен быть указан порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным способом (пп. ж п. 19 Правил). При этом, решение о желании использовать или нет прибор учета принимает потребитель (пп. 3 п. 33 Правил). Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных приборов учета холодной и (или) горячей воды (п. 42 Правил). В соответствии с п. 38 Правил, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Определением Арбитражного суда Московской области от 17 февраля 2020 года по настоящему делу установлено, что Товарищество собственников недвижимости "Николо-Пятницкое" осуществляет эксплуатацию и содержание следующего социально значимого имущества: сети электроснабжения и электроосвещения, водозаборный узел, сеть ливневой канализации, сеть хозяйственно-бытовой канализации, сеть хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения, сеть газоснабжения и модульный газорегуляторный пункт МРП -1000), автомобильная дорога, земельные участки с находящимися на них инженерными-коммунальными объектами, в том числекомплексом очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации и ливневых стоков.
Из представленных в материалы дела протоколов общих собраний членов Товарищества собственников недвижимости "Николо-Пятницкое" N 5 от 12.05.2017, N 2 от 13.06.2018, N 3 от 07.11.2018, N 1 от 19.07.2019, N 1 от 15.01.2021 следует, что расходы на эксплуатацию и содержание указанного выше социально значимого имущества (электричество на канализацию; электричество на подачу воды; ТО насосного оборудования; обслуживание систем водоснабжения; обслуживание системы канализации бытовых сточных вод; обслуживание системы электроснабжения; анализ воды; бактерии; охрана указанных выше инженерных коммуникаций; аренда собственности у ООО "Николо-Черкизово", в том числе ВЗУ и КНС) товарищество в нарушение указанных выше норм Закона о банкротстве и жилищного законодательства финансирует за счет обязательных платежей (взносов, тарифов) собственников недвижимости на территории поселка, рассчитывая их не исходя из фактического потребления коммунальных ресурсов по приборам учета по тарифам, согласованным Комитетом по ценам и тарифам Московской области, как это предусмотрено действующим законодательством, а распределяя эти платежи в равных долях на собственников недвижимости. Участвующими в деле лицами не представлено доказательств согласования размера таких платежей Комитетом по ценам и тарифам Московской области.
В соответствии с разделом IV Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406), для целей расчета валовой выручки (в конечном счете для определения размера тарифа за предоставляемые услуги по водоподготовке и водоотведению), Товарищество собственников недвижимости "Николо-Пятницкое", используя метод экономически обоснованных расходов, должно было все перечисленные выше расходы включить в свою ожидаемую валовую выручку, рассчитать себестоимость производства (на арендованном у ООО "Николо-Черкизово" водозаборном узле) одного кубометра питьевой воды и отвода одного кубометра бытовых сточных вод через канализационно- насосную станцию (арендованную у ООО "Николо-Черкизово"), обратиться с заявлением об установлении тарифов в Комитет по ценам и тарифам Московской области. Товарищество собственников недвижимости "Николо-Пятницкое", не приняв на себя социальных обязательств по эксплуатации социально значимых объектов, взяло в аренду такие социально значимые объекты, эксплуатирует их в интересах своих членов, отказывает в предоставлении коммунальных услуг на основании утвержденных местными органами власти тарифов по показаниям приборов учета потребления, возлагая на собственников недвижимости (земельных участков и жилых домов), не являющихся членами товарищества, обязанности оплачивать расходы по производству и потреблению коммунальных ресурсов для своих нужд.
Как отмечалось ранее, оставляя в силе судебные акты нижестоящих инстанций о признании торгов недействительными, Арбитражный суд Московского округа указал, что суд апелляционной инстанции правомерно указал, что определенное в составе предмета торгов имущество является социально значимым и в отношении него установлен особый порядок реализации, при котором обязательным условием конкурса является обязанность покупателей предоставлять потребителям товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять установленные федеральным и региональным законодательством льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг), что условиями продажи не предусмотрено. Согласно правовой позиции, указанной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019 в силу подпункта 4.1 и 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве гарантией последующего сохранения такого статуса служит обязанность участников торгов заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 этой статьи. В связи с этим права и обязанности по договору купли-продажи названных объектов, заключенному по итогам торгов, возникают после подписания данного соглашения. Нарушение условий соглашения со стороны покупателя влечет расторжение договора купли-продажи и связанного с ним соглашения с возвратом объектов в собственность муниципального образования (абзац второй пункт 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве)".
Вместе с тем, согласно пункту 5 статьи 132 Закона о банкротстве, "социально значимые объекты", не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в муниципальную собственность осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением" (пункту 6 статьи 132 Закона о банкротстве).
Согласно определению Арбитражного суда Московской области от 17.02.2020, имущество в составе Лотов N 1 и 2 было продано только с публичных торгов (первые и повторные торги не состоялись): Лот N 1 публичное предложение N 0047962 извещение о проведении торгов N 0047962 от 29.03.2019 было отчуждено по цене 13 888 888 руб. на основании Протокола об определении участников торгов по лоту 1 публичное предложение N 47962 от 06.05.2019 и Протокола о результатах проведения открытых торгов по лоту N 1 публичное предложение N 47962 от 06.05.2019 победителю торгов Павлюченко И.В., Лот N 2 публичное предложение N 0047997 от
29.03.2019 сеть газоснабжения и модульный газорегуляторный пункт МРП-1000, кадастровый номер 50:09:0000000:188727, победителю торгов ООО "МЕС" по цене 2 000 001 рублей.
Несмотря на то, что определение Арбитражного суда Московской области от 17.02.2020 вступило в силу 03.09.2020 (год назад), конкурсным управляющим не были предприняты действия по передаче социально значимых объектов в муниципальную собственность.
Согласно пункту 6 статьи 129, а также пункту 4 статьи 132 Закона о банкротстве, находящее в долгосрочной аренде ТСН социально значимое имущество и эксплуатируемое ТСН в интересах жителей поселка должно реализовываться с условием, что новый собственник обязан будет предоставлять потребителям товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять установленные федеральным и региональным законодательством льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг). Согласно правовой позиции, указанной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019 в силу подпункта 4.1 и 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве, гарантией последующего сохранения такого статуса служит обязанность участников торгов заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 этой статьи.
В отношении спорных объектов должником неоднократно проводились торги в виде открытого конкурса и посредством публичного предложения.
Таким образом, необходимые условия, предусмотренные Законом о банкротстве, для передачи объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность соблюдены, а именно:
В период с 09.10.2017 г. по 20.12.2017 г. дважды были проведены торги одновременно по Лоту N 1 и по Лоту N 2 посредством конкурса, которые были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок.
В период с 19.03.2018 по 17.05.2018 г. были проедены торги посредством публичного предложения одновременно по Лоту N 1 и по Лоту N 2, которые были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок.
По Лоту N 1 повторно были проведены торги посредством публичного предложения в период с 23.07.2018 по 21.08.2018 г., которые были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок.
По Лоту N 2 повторно были проведены торги посредством публичного предложения в период с 19.03.2018 г. по 24.09.2018 г., единственный участник и победитель торгов ООО "МЕС" не заплатил покупную цену, в связи с чем договор купли-продажи был с ним расторгнут должником и газопровод (Лот N 2) не был отчужден.
Дела о несостоятельности (банкротстве) в силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно положениям, ст. 131 Закона о банкротстве всё имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
В соответствии с п. 1 ст. 148 Закона о банкротстве учредитель (участник) должника, признанного банкротом, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, вправе получить имущество должника при отказе кредиторов от принятия имущества должника для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства.
Согласно п. 4 ст. 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном ст. 110 данного Федерального закона. Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном п. 4 указанной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (п. 5 ст. 132 Закона о банкротстве).
В п. 6 ст. 132 Закона о банкротстве установлено, что передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в п. 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий.
В соответствии с п. 10 ст. 148 Закона о банкротстве при отказе или уклонении органа местного самоуправления от принятия имущества, указанного в п. 8 настоящей статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующих органа местного самоуправления к принятию указанного имущества.
В соответствии с п. 8 ст. 148 Закона о банкротстве при отсутствии заявления учредителя (участника) должника о правах на непроданное имущество конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче такого имущества в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Органом местного самоуправления по месту нахождения спорного имущества должника является Администрация городского округа города Солнечногорск Московской области, в связи с чем, на ней в силу закона лежит обязанность принять от арбитражного управляющего имущество, не реализованное в ходе конкурсного производства.
Статья 148 Закона о банкротстве по существу определяет условия, при которых имущество должника подлежит принятию на баланс органами местного самоуправления по месту нахождения имущества.
Такими условиями являются: невозможность реализации этого имущества в ходе конкурсного производства, отказ кредиторов от принятия этого имущества для погашения своих требований, отсутствие заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия (учредителей или участников должника) о правах на это имущество, а также отсутствие запрета на принадлежность соответствующего имущества органам местного самоуправления.
Целью передачи нереализованного в ходе процедуры банкротства имущества органу местного самоуправления является, в том числе, и определение лица, ответственного за его содержание, обеспечение безопасности эксплуатации либо владения во избежание причинения вреда неограниченному кругу лиц вследствие оставления имущества после завершения конкурсного производства в качестве бесхозяйного. При этом последствием принятия имущества должника органом местного самоуправления является не только поступление в муниципальную собственность нового имущества, но и несение бремени его содержания.
Доказательств того, что спорное имущество относится к имуществу, которое в силу закона не может принадлежать органам местного самоуправления, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявления Муравьевой Н.А.
Исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили правовую природу спорных правоотношений, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства, принимая во внимание назначение спорного имущества, относящегося к объектам коммунальной инфраструктуры, тот факт, что оно не было продано в ходе процедуры банкротства должника, в силу прямого указания закона данное имущество должно быть передано муниципальному образованию, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявления в полном объеме.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на положениях действующего законодательства, в связи с чем оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы, повторяющие доводы апелляционной жалобы, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, все доводы кассационной жалобы приводились при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции и им была дана надлежащая оценка.
Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены определения и постановления в обжалуемой части в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, также не нарушены.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 284-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Московской области от 28.10.2021, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2022 по делу N А41-80228/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 10 ст. 148 Закона о банкротстве при отказе или уклонении органа местного самоуправления от принятия имущества, указанного в п. 8 настоящей статьи, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующих органа местного самоуправления к принятию указанного имущества.
В соответствии с п. 8 ст. 148 Закона о банкротстве при отсутствии заявления учредителя (участника) должника о правах на непроданное имущество конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче такого имущества в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
...
Статья 148 Закона о банкротстве по существу определяет условия, при которых имущество должника подлежит принятию на баланс органами местного самоуправления по месту нахождения имущества."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 6 апреля 2022 г. N Ф05-14341/17 по делу N А41-80228/2016
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8649/2023
06.10.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-17257/2022
06.04.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14341/17
13.01.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-25145/2021
23.11.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14341/17
03.09.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5060/20
18.05.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4807/20
29.01.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-80228/16
19.10.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10891/17
17.10.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14341/17
06.09.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9417/17
25.07.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9574/17
27.06.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-80228/16
28.02.2017 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-80228/16