1. В случае, если товар не имеет товарный знак, участник размещения заказа вправе указать в составе заявки товар без указания на товарный знак.
Заказчик проводил торги на право заключения государственного контракта на проведение работ в соответствии с Рабочей документацией по реконструкции с элементами реставрации выявленного объекта культурного наследия.
В ходе размещения заказа на участие в торгах было подано несколько заявок. Один из участников размещения заказа обратился в ФАС России с жалобой на действия комиссии Заказчика на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа участнику размещения заказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, не допускается.
Согласно протоколу от 20.06.2011 заседания Единой комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме по теме: "Проведение работ в соответствии с Рабочей документацией по реконструкции с элементами реставрации выявленного объекта культурного наследия Единая комиссия Заказчика приняла решение об отказе в допуске к участию в Аукционе ООО "С" по следующему основанию: "В п. 85, 86 раздела 1 "Сантехнические работы" таблицы "Система подпора воздуха", п. 1 раздела 3.1.3 Отделочные работы "Внутренний двор", п. 15 подраздела 3.1.3 Отделочные работы "1, 2, 3, 4 этажи, технический этаж, подвал" раздела 4 "Материалы и оборудование, используемые при выполнении работ", п. 17 раздела "Устройство спринклерного пожаротушения в секторах 1, 2, 3, 4 и автостоянке здания", п. 4 подраздела "Оборудование и материалы системы обвязки дизель-генератора" раздела 4 "Материалы и оборудование, используемые при выполнении работ", п. 1 подраздела "Электроснабжение и электроосвещение" раздела 4 "Материалы и оборудование, используемые при выполнении работ", п. 28 подраздела "Оборудование и материалы на АГП, СОУЭ, АПС" раздела 4 "Материалы и оборудование, используемые при выполнении работ" отсутствует указание на товарный знак используемых товаров".
Вместе с тем, в первой части заявки ООО "С", поданной на участие в Аукционе, содержится указание на товарные знаки используемых товаров, за исключением товаров, не имеющих товарных знаков.
Таким образом, в нарушение части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов Единая комиссия Заказчика неправомерно отказала ООО "С" в допуске к участию в Аукционе.
За отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 2 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрело материалы дела и приняло решение о возбуждении дела и проведении административного расследования.
По итогам проведенного расследования и рассмотрения дела, член комиссии Заказчика был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 20.06.2012 г. по делу N К-1285/11/АК216-12)
2. Неисполнение предписания контролирующего органа влечет привлечение к административной ответственности лица, ответственного за исполнение предписания.
Заказчик проводил открытый аукцион в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги М-2 "Крым".
В ходе размещения заказа один из участников размещения заказа обратился в ФАС России с жалобой на действия комиссии заказчика, выразившихся в необоснованном отказе в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 статьи 17 Закона о размещении заказов лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссией ФАС России по контролю в сфере размещения заказов принято решение от 02.04.2012.
На основании указанного решения Аукционной комиссии Заказчика выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов (далее - Предписание).
Аукционной комиссии Заказчика предписывалось:
1. Отменить протокол рассмотрения заявки на участие в Аукционе от 23.03.2012, протокол подведения итогов Аукциона от 23.03.2012 (далее - Протоколы);
2. Рассмотреть первые части заявок, поданных на участие в Аукционе, в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов и с учётом решения от 02.04.2012.
3. Осуществить дальнейшее проведение процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов и с учётом решения от 02.04.2012.
Вместе с тем, как следует из информации с официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов, Предписание не исполнено: Протоколы не отменены; первые части заявок, поданных на участие в Аукционе, не рассмотрены.
Таким образом, Аукционная комиссия Заказчика, не исполнив Предписание, нарушила пункт 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов.
За невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа частью 7 статьи 19.5 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В результате проведенного административного расследования и рассмотрения дела должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 20.06.2012 г. по делу N К-505/12/АК238-12)
3. В случае, если в техническом задании документации об Аукционе не установлены показатели соответствия поставляемого товара, участник размещения заказа вправе дать свое согласие на поставку товара, описанного в техническом задании без копирования самого технического задания.
Заказчик провел открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку хозяйственных товаров (для субъектов малого предпринимательства).
В ходе размещения заказа один из участников размещения заказа обратился в ФАС России жалобой на действия комиссии Заказчика, указав на признаки нарушения Закона о размещении заказов, выразившихся в необоснованном отказе в допуске участнику размещения заказа к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, не допускается.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случаях: непредставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Часть 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов в пункте 1 устанавливает, что первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 13.09.2011 заявка ООО "С", а также заявки участников размещения заказа с порядковыми номерами 1 и 2 отклонены по следующему основанию: "В предложении участника размещения заказа технические требования по позициям поставки товара на адреса Заказчика представлены без указания на товарный знак".
В пункте "б" части 5 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки должна содержать в том числе: "конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак".
Вместе с тем, техническим заданием документации об Аукционе установлено использование товара без указания на товарный знак, конкретные показатели не установлены.
Следовательно, участникам размещения заказа в составе первой части заявки на участие в Аукционе достаточно выразить свое согласие на поставку товара.
Таким образом, Аукционная комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в Аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством о размещении заказов, что нарушает положение части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
За отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. По итогам проведенного расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении члены комиссии заказчика были привлечены к административной ответственности.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.07.2012 г. по делу N К-2089/11/АК313-12)
4. В случае, если в Технической части документации об аукционе количество и объем поставляемого товара отличны от количества и объема товара, указанного в сметном расчете документации о торгах, утверждение такой документации признается административным правонарушением.
Заказчик провел открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку и установку системы оповещения о пожаре в зданиях и помещениях Заказчика.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба от организации с указанием на признаки нарушения Закона о размещении заказов Заказчиком.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, а именно документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 3 Информационной карты документации об Аукционе "Место, условия и сроки (периоды) оказания услуг", поставка оборудования и установка системы оповещения о пожаре осуществляется в соответствии с проектом государственного контракта и Технической частью документации об Аукционе.
Так, в Технической части документации об Аукционе содержится спецификация оборудования, требуемого к поставке (далее - Спецификация), состоящая из 13 позиций, с указанием показателей, необходимых для определения соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика.
При этом, в приложении N2 документации об Аукционе приведено обоснование начальной максимальной цены контракта, включающий в себя в том числе перечень товаров, отсутствующих в Спецификации, а именно: громкоговорители в количестве 320 шт., выключатели автоматические 3 шт., коробки радиотрансляционные универсальные 240 шт., трубы электротехнические гофрированные 5 406 м., провода силовые 5,406 км. и др.
Тем самым, указанное в Технической части документации об Аукционе количество и объем поставляемого товара не соответствует количеству и объему товара, указанному в сметном расчете.
Таким образом, Заказчик, установив в Технической части документации об аукционе количество и объем поставляемого товара, отличным от количества и объема товара, указанного в сметном расчете, нарушил требования части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов.
За утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В ходе проведения административного расследования было установлено виновное должностное лицо.
По итогам проведенного административного расследования и рассмотрения дела должностное лицо Заказчика было привлечено к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 г. по делу N П-663/11/АК184-12)
5. В случае, если к поставке предполагается товар иностранного производства, включенный в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.05.2011 N 217 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков", заказчик обязан установить преференции товарам российского производства.
Должностное лицо ФАС России рассмотрев материалы уведомления ФАС России об исполнении Заказчиком предписания ФАС России установило следующие обстоятельства.
Заказчиком проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку автомобилей.
В соответствии с частью 9 статьи 17 Закона о размещении заказов, при выявлении в результате проведения внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, в результате действий (бездействия) которого были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В результате рассмотрения жалобы ООО "А" на действия Заказчика при проведении Аукциона и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссией ФАС России вынесено решение от 11.10.2011.
На основании указанного решения Заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов от 11.10.2011. В срок до 31.10.2011 Заказчику необходимо представить в ФАС России копию документа, подтверждающего выполнение выданного предписания, а именно внесения Заказчиком изменений в документацию об Аукционе с учетом решения Комиссии от 11.10.2011, не допуская ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно информации, размещенной на сайте www.zakupki.gov.ru, 28.10.2011 во исполнение предписания ФАС России от 11.10.2011 Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе следующего содержания: "Преференции в соответствии с ст. 13 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не устанавливаются, поскольку к поставке предполагаются товары, производящиеся на территории Российской Федерации".
Однако, согласно информации, размещенной на сайте оператора электронной площадки, в области "Преференции" не установлено условий допуска иностранных товаров.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 18.11.2011, победителем признано ООО "АМ".
01.12.2011 заключен контракт на поставку автомобилей между Заказчиком и ООО "АМ".
За невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа должностным лицом государственного заказчика частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, должностное лицо ФАС России приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. По итогам проведения административного расследования был установлен субъект административного правонарушения - должностное лицо Заказчика, ответственное за исполнение предписания ФАС России.
По итогам рассмотрения настоящего дела должностное лицо ФАС России привлекло должностное лицо Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.07.2012 г. по делу N К-2226/11/АК247-12)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. В частности, обращено внимание на следующее.
В заявке (первой части) указаны товарные знаки используемых товаров, за исключением тех, которые таких знаков не имеют. Из-за отсутствия сведений обо всех товарных знаках организацию не допустили к участию в аукционе.
Разъяснено, что такой отказ является неправомерным. Соответствующее должностное лицо подлежит административной ответственности.
Кроме того, административная ответственность грозит за неисполнение предписания ФАС России, а также утверждение различного количества и объема поставляемого товара в сметном расчете документации о торгах и Технической части документации об аукционе.
Также разъяснено следующее. Если к поставкам планируется импортный товар (включенный в соответствующий список Минэкономразвития России), заказчик обязан установить преференции для российской продукции.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2012 г.)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.