1. В случае, если в инструкции по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме заказчик установил требование о предоставлении конкретных характеристик, при этом в техническом задании при описании товара в технических характеристиках указал минимальные и максимальные значения параметров, участник размещения заказа вправе дать предложение по техническим характеристикам в виде минимальных и максимальных значений.
Заказчик проводил торги на закупку медицинского оборудования. В ходе размещения заказа один из участников размещения заказа обратился в ФАС России с жалобой на действия заказчика, комиссии заказчика.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу, установила следующие обстоятельства.
Согласно пункту 2 части 4 и части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронном виде в случае несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме. Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным части 4 настоящей статьи, не допускается.
Содержание заявки установлено частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Комиссией ФАС России установлено, что в разделе 5 "Техническое задание" Аукционной документации указан "ЖК мониторов 1 шт."
Вместе с тем, в разделе 4 "Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме" указано, что предоставляемые участниками размещения заказа сведения должны быть конкретными, при этом дано разъяснение диапазонных показателей.
4 и 5 раздел аукционной документации не содержит запрета изменения показателя количества мониторов компьютерного томографа.
При рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органа и заказчика пояснил, что предложенное ФГУП медицинское оборудование полностью соответствует потребностям заказчика и улучшает функциональные, потребительские свойства закупаемого заказчиком оборудования.
Согласно части 6.7 статьи 9 Закона о размещении заказов поставка товара с улучшенными потребительскими свойствами допускается при исполнении контракта.
Из изложенного Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что различие в количестве мониторов при соблюдении иных технических и функциональных характеристик медицинского оборудования, отвечающего требованиям технического задания, не может являться основанием для отказа в допуске участнику размещения заказа к участию в торгах.
Заказчик, комиссия заказчика, не согласившись с решением ФАС России, обратились в Арбитражный суд г. Москвы с требованием об отмене решения ФАС России. Суды первой и апелляционной инстанции, рассмотрев указанное дело, заслушав мнения сторон, пришли к выводу о законности и обоснованности решения ФАС России, отказав в удовлетворении требований заявителя.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2012 г. по делу N А40-22965/12-84-231)
2. В случае, если организация представляет документы, подтверждающие опыт выполнения аналогичных работ, комиссия заказчика не вправе отказать такой организации в допуске к участию в торгах.
Заказчик разместил заказ на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции сетей наружного водопровода и канализации.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила информация участника размещения заказа о признаках нарушения законодательства о размещении заказов комиссией заказчика.
Инспекция ФАС России, провела внеплановую проверку и установила следующие обстоятельства.
Пунктом 1 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов установлено, что заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в том числе, в случае непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа.
Согласно части 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов принятие решения о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов от 02.11.2011 заявка общества признана несоответствующей требованиям документации об аукционе, а именно: ".. не соответствует: ч. 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ. Описание несоответствия: Не представлен один из документов, подтверждающих опыт работы участника: копия акта приемки объекта капитального строительства. Примечание: представлена копия акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии. Основания для отклонения: п.1 ч. 6 ст. 41.11 Закона 94-ФЗ".
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 41.8 Закона заявка на участие в аукционе должна содержать копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство, - в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 3 Информационной карты документации об аукционе вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе следующие документы: копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство.
Инспекция ФАС России установила, что в составе второй части заявки представлена копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 78-2007в-2010 от 27.12.2010, выданного Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга - продолжение главного коллектора канализации северной части Санкт-Петербурга от Финляндского моста до Кантемировской улицы, который является объектом капитального строительства, что указано в разрешении.
Также, во второй части заявки общества представлена копия акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией N12/2009, выданного ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" - 2 пусковой комплекс (1 этап) объекта "Продолжение главного коллектора канализации северной части Санкт-Петербурга от Финляндского моста до Кантемировской улицы" (далее - Акт).
При этом постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100 в составе альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве утверждена, в том числе форма акта приемки объектов в эксплуатацию: "Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией" (форма N КС-14 - код формы по общероссийскому классификатору управленческой деятельности 0336004). Данный акт является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления его в состав основных средств всех форм собственности.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
В настоящее время, порядок выдачи разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию утвержден распоряжением Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга от 29.09.2011 N 4-р "Об утверждении Административного регламента распоряжением Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги "Выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию в случаях, установленных действующим законодательством". При этом форма акта приемки объектов капитального строительства указанным распоряжением не утверждена.
Учитывая изложенное, Инспекция ФАС России, принимая во внимание наличие выданного на основании акта разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, который является объектом капитального строительства, а также то, что действующим законодательством Российской Федерации унифицированная форма акта приемки объекта капитального строительства не определена, при этом представленный в составе второй части заявки общества акт является унифицированной формой первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве, пришла к выводу о том, что данный акт, подписанный в том числе генеральным директором общества (подрядчика), фактически является актом приемки объекта капитального строительства.
Учитывая изложенное, Инспекция ФАС России приняла решение о том, что участнику размещения заказа было незаконно отказано в допуске к участию в торгах.
Заказчик, комиссия заказчика, не согласившись с решением ФАС России, обжаловали решение ФАС России в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело и заслушав мнения сторон, пришел к выводу о законности и обоснованности решения ФАС России, отказав в удовлетворении требований заявителя.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 г. по делу N А40-31211/12-149-290)
3. В случае, если в составе заявки участника размещения заказа представляется документ, подтверждающий полномочия лица по совершению действий от имени участника размещения заказа, комиссия заказчика не вправе отказывать такой организации в допуске к торгам.
Заказчик проводил открытый аукцион в электронной форме на право заключения гражданско-правового договора на поставку лекарственных средств.
В ходе размещения заказа один из участников размещения заказа обратился с жалобой в ФАС России.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов принятие решения о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае:
1. непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. При этом заявка на участие в открытом аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, на основании получения документов, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 41.4 настоящего Федерального закона, более чем за шесть месяцев до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе;
2. несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов принятие решения о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, не допускается.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 30.01.2012 N 01 заявка участника Аукциона с порядковым номером "2" (ЗАО НПК "К") признана соответствующей требованиям документации об Аукционе, при этом заявка ЗАО "Фирма Е" признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе по следующим основаниям: несоответствие сведений в копиях документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, а именно, согласно протоколу N 27/10 от 08 декабря 2010 года собрания учредителей ЗАО "Фирма Е" полномочия Генерального директора К. продлены на 2011 год. Подтверждение полномочий на 2012 год отсутствует.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 41.3 Закона о размещении заказов, в качестве подтверждения полномочий лиц на осуществление действий от имени участника размещения заказа при аккредитации предоставляются копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, также представляются доверенности, выданные физическому лицу или физическим лицам на осуществление действий от имени участника размещения заказа по участию в открытых аукционах в электронной форме (в том числе на регистрацию на открытых аукционах), заверенные печатью участника размещения заказа и подписанные руководителем или уполномоченным им лицом.
Согласно части 1 статьи 69 Закона об акционерных обществах, руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона об акционерных обществах, к компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
В соответствии с приказом от 12.10.98 года N 16/Л К. приступил к исполнению обязанностей Генерального директора ЗАО "Фирма Е".
Кроме того, в составе заявки на участие в Аукционе ЗАО "Фирма Е" имеется Протокол Собрания учредителей ЗАО "Фирма Е" от 08.12.2012 N 27/10 в соответствии с которым полномочия Генерального директора К. подтверждены на 2011 год.
Устав ЗАО "Фирма Е" не содержит положений ограничивающих срок действия полномочий генерального директора ЗАО "Фирма Е".
В связи с тем, что К. исполняет свои полномочия в качестве Генерального директора ЗАО "Фирма Е" на основании Устава ЗАО "Фирма Е", Закона об акционерных обществах, а также Приказа от 12.10.98 N 16/Л и, он вправе осуществлять действия от имени участника размещения заказа.
Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что Аукционная комиссия Заказчика приняла неправомерное решение о признании заявки ЗАО "Фирма Е" несоответствующей требованиям документации об Аукционе на основании отсутствия копии документа о подтверждении полномочий генерального директора на 2012 год, что нарушает часть 7 статьи 41.11 Закона о размещении заказов.
Заказчик, комиссия Заказчика, не согласившись с решением ФАС России, обжаловали его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, отказал в удовлетворении требований заявителя, оставив решение ФАС России в силе.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 г. по делу N А40-46154/12-139-437)
4. В случае, если заказчик не имеет возможности разместить информацию о проводимой закупке на официальном сайте, ответственность за это несет Федеральное казначейство.
В ФАС России поступила информация от заказчика о невозможности размещения на сайте извещения о продлении срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
Инспекция ФАС России провела по данному обращению внеплановую проверку и установила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о размещении заказов федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляет создание официального сайта совместно с указанным в части 3 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, выдачу представителям заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций, органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, и иных организаций, осуществляющих размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, сертификатов ключей электронно-цифровых подписей как часть регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, а также для целей размещения заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме в соответствии с главой 3.1 настоящего Федерального закона, развитие официального сайта в части функциональных доработок сайта в соответствии с функциональными требованиями, указанными в части 3 настоящей статьи, и прочих доработок сайта.
С января 2011 года Федеральное казначейство в соответствии со статьей 16 Закона является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Во всех территориальных органах Федерального казначейства, включая все управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации определены специалисты, ответственные за оказание поддержки заказчикам при работе с Официальным сайтом.
В порядке части 4 статьи 16 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить: предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование; возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней; постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
Установив, что заказчику было отказано в выполнении операции по размещению информации о продлении срока подачи котировочных заявок на сайте, Инспекция ФАС России пришла к выводу о нарушении Федеральным казначейством части 4 статьи 16. Закона о размещении заказов.
Федеральное казначейство, не согласившись с решением ФАС России, обжаловало его в судебном порядке.
Суды трех инстанций, рассмотрев указанное дело, заслушав мнения сторон, пришли к выводу о законности и обоснованности решения ФАС России, отказав заявителю в удовлетворении требований.
(см. постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.07.2012 г. по делу N А40- 98133/11-153-875)
5. Комиссия заказчика не вправе отказывать организации в допуске к участию в торгах, в случае, если участник размещения заказа не укажет в заявке, что поставляемый товар будет новым.
Заказчик разместил заказ на право заключения государственного контракта на централизованную поставку вооружения, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и тылового обеспечения, других материально-технических ресурсов, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на неправомерный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме следует, что участнику размещения заказа ООО "А" на основании части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов отказано в допуске к участию в аукционе по причине несоответствия поданной им заявки требованиям, установленным в пункте 11.2.1 документации об аукционе, то есть в заявке не указано, что товар новый.
В силу части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 указанной статьи, не допускается.
Согласно части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1. непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2. несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с подпунктом "б" части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Заказчиком в пункте 2 "термины и определения, используемые при проведении Аукциона" в документации об аукционе определено понятие нового товара, а именно как товар, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств.
Кроме того, в указанном пункте также определено понятие конкретных показателей, предлагаемого для поставки товара, а именно наименование товара, качество товара, технические характеристики товара, функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, размеры товара, характеристики безопасности товара, иные показатели (связанным с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика), надежность товара, сведения об обслуживании товара, сведения о расходах на эксплуатацию товара, изображение товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого товара, показатели (значения которых не могут изменяться).
Таким образом, новизна товара не является критерием, входящим в понятие конкретных показателей, предлагаемого к поставке товара, из чего следует вывод, что заказчиком не установлено, каким конкретно документом должна быть подтверждена новизна товара.
Кроме того, в частях 2, 3 статьи 35 Закона о размещении заказов установлен исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к составу, форме и содержанию заявки на участие в аукционе.
Требование о новизне товара не входит в указанный перечень. Требовать от участника размещения заказа иное не допускается.
Вместе с тем, законодатель предоставил заказчику право указывать в документации об аукционе требование о новизне предлагаемого к поставке товара. При этом в случае, если заказчиком данное требование в документации об аукционе не установлено, участник размещения заказа должен руководствоваться частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, а именно поставить новый товар.
В связи с изложенным, Комиссия ФАС России признала отказ в допуске к участию в торгах ООО "А" необоснованным.
Заказчик, комиссия заказчика, не согласившись с решением ФАС России, обжаловали его в судебном порядке. Суды трех инстанций, рассмотрев указанное дело, признали решение и предписание ФАС России законными и обоснованными, отказав в удовлетворении требований заявителя.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2012 г. по делу N А40-113901/11-93-1018)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрены отдельные вопросы размещения госзаказов.
Согласно одной из разбираемых ситуаций в инструкции по заполнению заявки на участие в открытом электронном аукционе заказчик требует предоставить конкретные характеристики. При этом в техническом задании при описании товара он указал минимальные и максимальные значения параметров.
Разъясняется, что участник размещения заказа вправе дать предложение по техническим характеристикам в виде указанных значений.
Также отмечается, что организации нельзя запретить участвовать в открытом электронном аукционе, если она представила документы, которые подтверждают опыт выполнения работ, аналогичных заказываемым.
Кроме того, незаконно отказывать организации в допуске к участию в торгах, если она не укажет в заявке, что поставляемый товар будет новым.
Если заказчик не имеет возможности разместить информацию о проводимой закупке на официальном сайте, ответственность за это несет Федеральное казначейство.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2012)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.