1. Установление контролирующим органом факта соответствия техническому заданию документации о торгах нескольких участников размещения заказа свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников торгов.
Заказчик разместил заказ на право заключения государственного контракта на поставку стационарных металлообнаружителей для нужд судов общей юрисдикции в 2012 году.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
На основании части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении. При этом в случае, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, поставляемый товар должен быть новым товаром.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Комиссия ФАС России проверила довод заявителя о том, что ни один прибор, кроме "НИКО-ВП-С", не соответствует требованиям, установленным в документации об аукционе и установила, что в разделе 2 "Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" технического задания документации об аукционе, установлены требования к металлообнаружителям: "Стационарный металлообнаружитель: "НИКО-ВП-С" или "Гвоздика - 005" или "эквивалент", отвечающий требованиям технического задания документации об аукционе в электронной форме".
Согласно пунктам 5.2.4 и 5.2.8 части "Технические требования, комплектность поставляемого товара" технического задания документации об аукционе металлообнаружители стационарные должны обладать следующими характеристиками: "работа металлообнаружителя при потреблении мощности - не более 10 Вт", "габаритные размеры не более - 820Х 2300Х 610 мм".
Комиссией ФАС России установлено, что из представленных заказчиком документов и сведений металлообнаружители "НИКО-ВП-С" или "Гвоздика - 005" соответствуют сведениям о документации.
Так, в соответствии с письмом ЗАО "А" от 22.02.2012 N 01/220245, а также письмом ФГУП "Д" от 22.02.2012 N 20-01/508 указанные металлообнаружители полностью соответствуют техническим требованиям, содержащимся в документации об аукционе.
Кроме того, по итогам проведенного аукциона государственный контракт заключен с ЗАО "А", занимающимся производством стационарных металлообнаружителей "Гвоздика - 005". Согласно условиям заключенного государственного контракта для нужд заказчика, срок поставки товара составляет 60 календарных дней с даты заключения контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России признала жалобу необоснованной.
Заявитель обжаловал решение ФАС России в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела и заслушав мнения сторон, пришел к выводу о законности и обоснованности выводов Комиссии ФАС России. Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции в силе.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 г. по делу N А40-105313/12-119-993)
2. В случае, если заказчик в документации о торгах указал, что работы должны выполняться в соответствии с ГОСТ, а участник размещения заказа дал согласие в составе своей заявки, комиссия заказчика не вправе отказывать такому участнику в допуске к участию в торгах.
Заказчик разместил заказ на ремонт автомобильной дороги. В ходе размещения заказа нескольким участникам было отказано в допуске к участию в торгах. Одна из указанных организаций обжаловала отказ в допуске к участию в торгах в ФАС России.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и провела в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку. Были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с Протоколом ООО "Р" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям: "Участником не предоставлены сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ и п. 8.1 документации об открытом аукционе в электронной форме, а также предоставлены сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 41.8 Федерального закона N 94-ФЗ и п. 8.1 документации об открытом аукционе в электронной форме, не соответствующие требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме (техническому заданию). Основание отклонения - пп. 1,2 п. 11.1.1 документации об аукционе, п. 1,2 ч. 4 ст. 41.9 Федерального закона N 94-ФЗ". А именно: Участник не указал диапазон значений показателей при описании характеристик предлагаемых товаров".
Участникам размещения заказа, подавшим заявки с порядковыми номерами заявок "1", "2", "5", "9", "10", отказано в допуске к участию в Аукционе по аналогичным основаниям.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Указанное требование корреспондируется с подпунктом 8.1 пункта 8 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе" Общей части документации об Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно документации об Аукционе, первая часть заявки на участие в Аукционе состоит из двух частей и должна содержать, в том числе "согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара".
В приложении N 1 к техническому заданию "Требования к материалам при выполнении работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального значении в Выборгском районе Ленинградской области" документации об Аукционе в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов Заказчиком установлены требования к качественным и техническим характеристикам работ.
Вместе с тем, в документации об Аукционе не установлены показатели для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям Заказчика.
Следовательно, документация об Аукционе не содержит указания на конкретные показатели, которые следовало указать участникам размещения заказа в составе первой части заявок на участие в Аукционе.
Необходимо отметить, что Заказчик должен обеспечить публичность и открытость торгов, единые и понятные для участников требования к Аукционной документации, к процедуре участия в торгах, максимально четкие критерии отбора победителя, в том числе с учетом реальности осуществления требований Аукционной документации и эффективности расходования бюджетных средств.
Заказчиком не соблюдены, установленные частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, специальные требования к документации об Аукционе, а именно, не указано по каким именно показателям, Аукционная комиссия будет определять соответствие предлагаемого к поставке товара потребностям Заказчика.
В силу части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1. не предоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений;
2. несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с частью 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, не допускается.
Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что Заказчик в документации об Аукционе не установил показатели для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, своим потребностям, Аукционная комиссия в нарушение части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов неправомерно отказала Заявителю, а также участникам размещения заказа с порядковыми номерами заявок "1", "2", "5", "9", "10" в допуске к участию в Аукционе.
Заказчик не согласился с решением и предписанием ФАС России и обжаловал его в судебном порядке. Суд рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к выводу о законности и обоснованности решения ФАС России.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.02.2013 г. по делу N А40-135096/2012)
3. В документации о торгах заказчик обязан обосновать начальную (максимальную) цену контракта.
Заказчик разместил заказ на право заключения государственного контракта: оказание услуг по подключению к сети Интернет рабочих мест детей-инвалидов по спутниковым каналам связи.
В ходе размещения заказа один из участников размещения заказа обратился в ФАС России с жалобой на действия оператора электронной площадки. Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Согласно пункту 6.2 протокола N 2/2 подведения итогов на участие в открытом аукционе в электронной форме от 23.07.2012 г., победителем открытого аукциона признан ЗАО "В", предложившее наиболее низкую цену контракта 1163905,43 рублей, и заявка на участие в открытом аукционе которого соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
24.07.2012 г. в 08:42:37 по московскому времени на адрес победителя открытого аукциона на официальном сайте ЗАО "В" поступил на подпись проект контракта с извещением оператора электронной площадки о том, что регламентированный срок отправления контракта, подписанного Участником размещения заказа: 30.07.2012г. 17:59:59 по московскому времени.
В жалобу ЗАО "В" указало, что установление оператором электронной площадки срока до 30.07.2012 года подписания контракта не соответствует нормам действующего законодательства РФ, и влечет нарушение прав и законных интересов Общества.
Комиссией ФАС установлено, что в адрес Заявителя 24.07.2012 направлен Оператором электронной площадки проект контракта с извещением Заявителя о том, что регламентированный срок подписания контракта 30.07.2012.
При этом, заявитель 27.07.2012, 31.07.2012 в порядке, установленном частями 4, 4.1 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, направил протокол разногласий, подписанный ЭЦП лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, Оператору электронной площадки. Вместе с тем, Оператор электронной площадки с учетом протоколов разногласий направил в адрес Заявителя проект контракта 31.07.2012, при этом срок подписания контракта установлен до 03.08.2012г.
Таким образом, комиссией установлено, что довод заявителя о том, что Оператор электронной площадки неправомерно установил регламентированную дату подписания контракта не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Уполномоченным органом в документации об Аукционе в нарушение части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов не указаны информация, коммерческие предложения компаний и расчет начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, в документации об аукционе отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта, что нарушает часть 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
В соответствии с пунктом 4 "Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) предмета государственного контракта" документации об Аукционе обоснование начальной (максимальной) цены контракта установлено следующим образом: "Начальная (максимальная) цена рассчитана из усредненной стоимости коммерческих предложений поставщиков: ЗАО "С", ЗАО "Ст".
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Следовательно, Уполномоченным органом в документации об Аукционе в нарушение части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов не указаны информация, коммерческие предложения компаний и расчет начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что в документации об Аукционе отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта, что нарушает часть 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
Заказчик, комиссия заказчика, не согласившись с решением ФАС России обжаловали его в Арбитражный суд г. Москвы. Суд, рассмотрев указанное дело, заслушав мнения сторон, пришел к выводу о законности и обоснованности решения ФАС России, отказав в удовлетворении требований заявителя.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2013 г. по делу N А40-141259/2012)
4. Ограничение заказчиком возможности работы с документацией о торгах и техническим заданием является нарушением Закона о размещении заказов.
Заказчик разместил заказ на право заключения контракта на выполнение отдельных видов работ по содержанию участка кольцевой автомобильной дороги.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа. Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 05.10.2012 N 037 ООО "Л" отказано в допуске к участию в Аукционе, поскольку Заявителем в первой части заявки на участие в Аукционе не указаны конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ. Так, пунктом 3 в графе "Требование к материалам" (столбец 4) Приложения N 4 к документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к значениям пределов точки кипения используемого материала "Спирт изопропиловый": "определены точки кипения между 82 и 83°С". ООО "Л" по данному требованию указано значение одного из пределов, без указания верхнего и нижнего значения пределов. Кроме того, ООО "Л" не представило конкретные показатели товара "Спирт изопропиловый", а представил конкретные показатели "Спирт изоприловый".
Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что, указание "Спирт изоприловый" является опечаткой, а также, при, что наличии в аукционной документации указания на необходимость определения точки кипения между 82 и 83°С, указание ООО "Л" на 82,5°С полностью соответствует требованиям документации.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом в соответствии с частью 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о смещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В приложении 4 к документации об Аукционе установлены "требования к техническим характеристикам материалов (товаров I применяемых при выполнению работ (оказание услуг) по предмету контракта" (далее - Требование). Однако, большая часть пунктов Требования (пример пункт 3.7 Требования - массовая доля воды %) не содержит максимальные и минимальные значения, по которым необходимо представить конкретные показатели характеристик материалов (товаров), применяемых при выполнении работ (оказание услуг). По таким пунктам в Требовании есть лишь указание на ГОСТы, при этом не указано, какими конкретно ГОСТами и пунктами в этих ГОСТах необходимо руководствоваться для представления конкретных показателей по пунктам Требования в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что заказчиком в аукционной документации в нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов не установлены показатели для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям заказчика.
В связи с тем, что государственным заказчиком надлежащим образом не установлены в аукционной документации показатели для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям заказчика, комиссия ФАС России также правомерно посчитала, что действия аукционной комиссии, принявшей решение об отказе участникам размещения заказов, подавшим заявки на участие в аукционе в допуске к участию в аукционе, нарушают часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
Кроме того, в соответствии с частями 6, 8 статьи 16 Закона о размещении заказов информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещается на официальном сайте без взимания платы.
Согласно части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов порядок регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, в соответствии с пунктом З которого размещаемая на официальном сайте информация должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Вместе с тем, как установлено Комиссией ФАС России техническая часть аукционной документации, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления, в том числе отсутствует возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя, что нарушает часть 7 статьи 16 Закона о размещении заказов.
Кроме того, пункт З Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470, установлено что, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Заказчик, комиссия заказчика, не согласившись с решением ФАС России обжаловали его в Арбитражный суд г. Москвы. Суд, рассмотрев указанное дело, заслушав мнения сторон, пришел к выводу о законности и обоснованности решения ФАС России, отказав в удовлетворении требований заявителя.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2013 г. по делу N А40-142192/12)
5. Участники размещения заказа должны иметь возможность копирования и работы с текстом документации о торгах.
В ФАС России поступило обращение о признаках нарушения Закона о размещении заказов. Инспекция ФАС России провела внеплановую проверку указанного размещения заказа и установила следующие обстоятельства.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения).
В соответствии с пунктом 3 Положений информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Частью 1 статьи 41.6, частью 1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать требования, в том числе, к информации, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Из указанных положений Закона о размещении заказов следует, что заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обязаны разместить информацию об Аукционе на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением, то есть, как в визуальном, так и фактическом восприятии ее содержания. Установление тех или иных технических ограничений к восприятию указанной информации, когда без использования общедоступных способов и методов восприятия такой информации не представляется возможным, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, поскольку в столь короткие сроки подготовить правильно, в соответствии со всеми требованиями, установленными в такой документации об аукционе, заявку на участие в торгах, затруднительно.
Комиссией ФАС России установлено, что документация об Аукционе в редакции от 23.08.2012, размещенная Заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления, а именно отсутствует возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя, что является нарушением части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов.
Указанное нарушение было отражено в решении Инспекции ФАС России.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России обжаловал его в судебном порядке. Суд рассмотрев указанное дело и заслушав мнения сторон, согласился с решением Инспекции ФАС России и указал в решении, что "Примером недопустимости размещения информации с указанными ограничениями для ее ознакомления приведены в пункте 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470, согласно которому информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя.
В соответствии с частью 2 статьи 41.2 Закона о размещении заказов, документы и сведения, направляемые в форме электронных документов участником размещения заказа, направляемые заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти либо размещаемые ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных документов, должны быть подписаны электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника размещения заказа, заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти
Таким образом, Законом о размещении заказов предусмотрены гарантии сохранения целостности размещаемых на Официальном сайте документов.
Следовательно, опубликование Заказчиком документации об Аукционе с ограничениями для ознакомления (в виде поиска и копирования) является необоснованным".
Суд признал решение ФАС России законным и обоснованным и отказал в удовлетворении требований заявителя.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2013 г. по делу N А40-145855/2012)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен обзор судебной практики в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных и государственных нужд за апрель 2013 г.
Так, наличие нескольких товаров, соответствующих техническому заданию документации о торгах, свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников торгов.
Если в документации не конкретизировано, по каким именно показателям аукционная комиссия будет определять соответствие товара потребностям заказчика, а юрлицо дало согласие на выполнение работ в соответствии с ГОСТ, то ему не может быть отказано в допуске к участию в торгах.
Заказчик в документации об аукционе должен обосновать и привести расчет начальной (максимальной) цены контракта. Указание на усредненную стоимость коммерческих предложений отдельных компаний без ее расчета и отражения конкретных цен неправомерно.
Аукционная документация размещается заказчиком на сайте без ограничений для ознакомления. Если возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя отсутствует, то это является нарушением Закона о размещении заказов.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2013)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.