1. Комиссия Заказчика не вправе отказывать в допуске участнику размещения заказа к участию в торгах, в случае, если в заявке участника размещения заказа к поставке предложен товар соответствующий требованиям технического задания документации о торгах.
Заказчик проводил торги на право заключения государственного контракта на поставку специализированной техники для нужд Заказчика в 2012 году.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о товарах, требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с частью 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, не допускается.
В разделе 1 "ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОМОБИЛЮ" приложения 2а к документации об Аукционе установлены требования: "высота - не более 3300 мм, ширина - не более 2500 мм".
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе N У ООО "М" (далее - Участник размещения заказа) отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, а именно "предоставление недостоверных сведений, участником размещения заказа предлагается к поставке модель ТС: 47953-0000010-21 с указанной шириной 2380 мм., высотой 3200 мм., фактические характеристики модели ТС 47953-0000010-21 ширина 2400 мм, высота 2505 мм".
Вместе с тем, согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, Участником размещения заказа представлено "Одобрение типа транспортного средства" N E-RU со сроком действия с 01.09.2011 по 31.12.2012, высота и ширина транспортного средства 47953-0000010-21 равна 3200 мм. и 2380 мм. соответственно, что соответствует требованиям установленным в документации об Аукционе.
Таким образом, Аукционная комиссия неправомерно отказала Участнику размещения заказа в допуске к участию в Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, такие действия Аукционной комиссии нарушают часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
За нарушение членом Аукционной комиссии порядка отбора участников размещения заказа на право заключить контракт, в том числе, отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным Законом о размещении заказов, частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении члена комиссии Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 03.04.2013 г. по делу N К-810/12/АК275-13)
2. Установление Заказчиком требования о представлении в составе первой части заявки Международного непатентованного наименования товара участником размещения заказа неправомерно.
Заказчик провел открытый аукцион в электронной форме на право заключения контракта поставку лекарственных препаратов для нужд Заказчика в 2012-2014 годах.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 3 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении в составе заявки на участие в Аукционе ООО "И" (далее - Участник размещения заказа) не заполнил графу "Международное непатентованное наименование", мотивируя тем, что данное лекарственное средство не имеет международного непатентованного наименования, что подтверждается регистрационным удостоверением лекарственного средства.
В соответствии с пунктом 235 Приложения N 2 документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к наименованию товара: "Аминокислоты для парентерального питания + Прочие препараты [Декстроза+Минералы]".
Согласно Регистрационному удостоверению лекарственного средства от 26.02.2010 г. N ЛС-000219 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации лекарственное средство Нутрифлекс 40/80 не имеет Международного непатентованного наименования товара.
Учитывая тот факт, что Заказчиком неправомерно установлено требование о представлении в составе первой части заявки Международного непатентованного наименования товара участником размещения заказа, отказ в допуске на участие в Аукционе в связи с несоответствием заявки Участника размещения заказа неправомерно установленному Законом о размещении заказов требованию документации об Аукционе является необоснованным.
Вместе с тем, должностным лицом уполномоченным на составление протокола по данному об административном правонарушении установлено, что в первой части заявки Участника размещения заказа на участие в Аукционе указаны показатели предлагаемого для поставки товара, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, не допускается.
Таким образом, отказ Аукционной комиссии в допуске к участию в Аукционе Участнику размещению заказа нарушает часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
За нарушение членом Единой комиссии порядка отбора участников размещения заказа на право заключить контракт, в том числе, отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным Законом о размещении заказов, частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении члена комиссии Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.04.2013 г. по делу N К-829/12/АК272-13)
3. Заказчик в документации о торгах обязан указать параметры, позволяющие определить качественные и технические характеристики оказываемых услуг.
Заказчик проводил открытый аукцион в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг (услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов).
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
1. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам работ, услуг, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Вместе с тем, техническое задание документации об Аукционе содержит наименование и количество оборудования, подлежащего техническому обслуживанию и ремонту, без указания товарных знаков, марок, моделей, описания и характеристик данного оборудования, что не позволяет определить качественные и технические характеристики оказываемых услуг.
Таким образом, отсутствие в документации об Аукционе наименования и количества оборудования, подлежащего техническому обслуживанию и ремонту, без указания товарных знаков, марок, моделей, описания и характеристик данного оборудования, что не позволяет определить качественные и технические характеристики оказываемых услуг, является нарушением пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
2. Согласно пункту 4 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать перечень запасных частей к технике, к оборудованию с указанием начальной (максимальной) цены каждой такой запасной части к технике, к оборудованию в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, необходимый объём работ, услуг.
Пунктом 2.2.6 Раздела V "Проект договора" документации об Аукционе предусмотрено следующее: "Исполнительно дополнительно проводит пуско-наладочные работы закупаемого МГГУ нового оборудования, обеспечивает их техническое обслуживание и ремонт в период действия Договора".
Вместе с тем, документацией об Аукционе не определён перечень закупаемого оборудования, а также перечень запасных частей к данному оборудованию.
Таким образом, отсутствие в документации об Аукционе перечня закупаемого оборудования, а также перечня запасных частей к данному оборудованию, является нарушением пункта 4 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Предметом Аукциона является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники для офисов.
Вместе с тем, в соответствии с разделом IV "Техническое задание" документации об Аукционе "Исполнитель заключает с Заказчиком Договор аренды на помещение для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту".
Таким образом, требование, установленное в техническом задании документации об Аукционе о заключении исполнителем договора аренды помещения для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту, технологически и функционально не связано с предметом Аукциона, ограничивает количество участников размещения заказа, не соответствует части 3.1 статьи 34 и нарушает часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
4. Согласно части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 7.3 раздела V "Проект договора" документации об Аукционе установлено: "Настоящий договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе Заказчика в соответствии с законодательством РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем условий Договора".
Таким образом, установление в документации об Аукционе положения, согласно которому договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе Заказчика в соответствии с законодательством РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора, является нарушением части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов.
За утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 22.03.2013 г. по делу N К-541/12/АК492-13)
4. Для обоснования начальной (максимальной) цены контракта документация об аукционе должна содержать полученную Заказчиком информацию и расчеты цен товаров, работ, услуг, а также реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах.
Заказчик на сайте Оператора электронной площадки проводил открытый аукцион в электронной форме на право заключения муниципальных контрактов на поставку учебно-лабораторного оборудования для обучающихся 1-х и 2-х классов общеобразовательных учреждений муниципальных образований в рамках модернизации системы общего образования.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме) указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания. При этом в случае, если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, Заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. Вместе с тем, Заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию.
Согласно разделу VII "Обоснование начальной (максимальной) цены муниципальных контрактов (цены лота)" документации об Аукционе источником информации о ценах на товары, работы, услуги по предмету Аукциона послужили полученные от поставщиков сведения.
При этом должностным лицом ФАС России установлено, что документация об Аукционе, в том числе раздел VII "Обоснование начальной (максимальной) цены муниципальных контрактов (цены лота)" документации об Аукционе, не содержит полученную Заказчиком информацию и расчеты цен товаров, работ, услуг, а также реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах.
Таким образом, отсутствие в документации об Аукционе обоснования начальной (максимальной) цены контракта нарушает часть 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
За утверждение документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 16.04.2013 г. по делу N К-988/12/АК616-13)
5. Для обоснования начальной (максимальной) цены контракта Заказчик должен использовать несколько источников информации.
Заказчик проводил открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание, ремонт и сложный кузовной ремонт снегоболотохода.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчёты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о размещении заказов порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путём обращения к соответствующим источникам информации.
В пункте 6.2 Раздела 2. Информационная карта Аукциона документации об Аукционе в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта указано: "обоснование начальной (максимальной) цены запасных частей и единицы услуги на основании предложения организации осуществляющей ремонт и обслуживание снегоболотохода: ООО "К" - стоимость нормо-часа для всех видов работ - 2 500,00 рублей, общая стоимость единиц запчастей по списку - 1 214 915,20 рублей. Цена одного нормо-часа и цены запасных частей указаны в таблице N 1 Раздела 4 "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" настоящей документации". Таким образом, в Документации об Аукционе в качестве источника информации о ценах на товар выступает полученное от поставщика сведение о цене указанного товара.
В соответствии с письмом ФАС России от 13.02.2012 N ИА/4177 "О применении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта", если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. Вместе с тем, в Документации об Аукционе представлено сведение о цене, полученное лишь от одного из поставщиков без указания на реквизиты полученного от него запроса информации о цене, что является нарушением части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
За утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
В ходе административного расследования было установлено, что при проведении Аукциона Заказчиком для установления начальной (максимальной) цены контракта проводился мониторинг цен. Получение информации о ценах на данные работы с соответствующих сайтов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не представлялось возможным ввиду того, что ООО "К" является единственным дилерским представителем производителя снегоболотохода, имеющим соответствующее соглашение с производителем указанного изделия и производящим данный вид работ.
Иных представительств и организаций, уполномоченных производить гарантийное техническое обслуживание и ремонт в г. Москве установлено не было, что также подтверждается отсутствием заявок на участие в аукционе.
Учитывая изложенное, Заказчик не имел возможности при формировании начальной (максимальной) цены контракта использовать сведения о цене от иных поставщиков.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о прекращении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 25.04.2013 г. по делу N Е-102/12/АК483-13)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2013)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.