1. Документация о торгах должна размещаться на официальном сайте таким образом, чтобы она была доступна для ознакомления, копирования и поиска информации.
Заказчик провел открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию единого информационного банка данных учета сведений о пенсионерах системы Заказчика.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о размещении заказов официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru. При этом в соответствии с положениями частей 6, 8 статьи 16 Закона о размещении заказов информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещается на официальном сайте и доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно части 1 статьи 23 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
В соответствии с частью 7 статьи 16 Закона о размещении заказов порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждены Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положения). При этом пунктом 3 Положений установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Конкурсная документация, размещенная Заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности печати и копирования его фрагментов, что нарушает часть 7 статьи 16 Закона о размещении заказов.
Кроме того, пунктом 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470, установлено что, информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"). Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
За размещение извещения о проведении Конкурса, не соответствующего требованиям, предусмотренным Законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование, в ходе которого был установлен субъект административного правонарушения - должностное лицо заказчика, в чьи обязанности входит размещение соответствующей информации.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 13.08.2013 г. по делу N К-2121/12/АК831-13)
2. Обеспечение заявки участника размещения заказа может быть перечислено любым третьим лицом.
Заказчик провел открытый конкурс на право заключения контракта на выполнение работ по строительству с разработкой рабочей документации объекта.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о размещении заказов не допускается отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 03.09.2012 N 037220006 Участнику размещения заказа отказано в допуске к участию в Конкурсе на основании пункта 4.9 статьи 16 тома 1 Конкурсной документации, пункта 3 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов, а именно: отсутствие на счете организатора конкурса денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в Конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в случае, если в конкурсной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, или копия такого поручения).
Согласно извещению о проведении Конкурса размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе составляет 96 382 776, 50 рублей.
При рассмотрении материалов дела было установлено, что в составе заявки Участника размещения заказа на участие в Конкурсе имеется платежное поручение от 22.08.2012 N 4744 о перечислении на счет Заказчика денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе в сумме 96 382 776, 50 рублей.
Письмо банка Заказчика ОАО "Б", представленное при рассмотрении жалобы Участника размещения заказа на заседании Комиссии ФАС России, подтверждает факт зачисления 23.08.2012 банком получателя (ОАО "Б") на расчетный счет Заказчика денежной суммы в размере 96 382 776, 50 рублей с назначением платежа "обеспечение заявки на выполнение работ по строительству с разработкой рабочей документации объекта".
Следовательно, денежные средства в качестве обеспечения заявки Участника размещения заказа на участие в Конкурсе поступили на расчетный счет Заказчика в установленные Конкурсной документацией сроки (согласно пункту 3 части 11 тома 1 Конкурсной документации не позднее 29.08.2012).
Таким образом, действия Конкурсной комиссии, выразившиеся в необоснованном отказе Участнику размещения заказа в допуске к участию в Конкурсе, нарушают часть 2 статьи 12 Закона о размещении заказов.
За неправомерный отказ в допуске Участника размещения заказа к участию в Конкурсе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование, в ходе которого был установлен субъект административного правонарушения - член комиссии заказчика, принявший соответствующее решение.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении члена комиссии заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 26.08.2013 г. по делу N К-1746/12/АК808-13)
3. Использование латинских букв в русскоязычных наименованиях торгов противоречит требованиям Закона о размещении заказов.
Заказчик проводил открытый аукцион в электронной форме "Поставка вычислительной техники (для субъектов малого предпринимательства)".
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 6 статьи 16 Закона о размещении заказов информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещается на официальном сайте.
В соответствии с частью 1 статьи 41.5 Закона о размещении заказов извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается заказчиком на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, если иной срок не предусмотрен статьей 41.5 Закона о размещении заказов.
Согласно информации, размещенной на Официальном сайте:
- в предмете Аукциона в словах "поставка", "вычислительной", "техники", "малого", "предпринимательства" вместо русских букв "с", "о", "а", "е", "х" используются латинские буквы "c", "o", "a", "e", "x", что ограничивает открытый доступ участникам размещения заказа к необходимой информации о размещенном заказе для формирования предложения в соответствии с потребностями Заказчика.
В части 1 статьи 2 Закона о размещении заказов установлено, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о размещении заказов, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
Во исполнение части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов приказов Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 14.12.2010 N646/21н утверждено "Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанных сайтом" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 11 Положения ведение официального сайта и размещение на нем информации осуществляются на русском языке. При этом, наименования иностранных юридических и физических лиц, указание на товарные знаки могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита.
Таким образом, использование Заказчиком в предмете заказа латинских букв влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, что является нарушение части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов и пункта 11 Положения. Указанное нарушение содержит состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование, в ходе которого был установлен субъект административного правонарушения - должностное лицо заказчика, в чьи обязанности входит размещение соответствующей информации.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 06.08.2013 г. по делу N П-200/13/АК853-13)
4. Наименование предмета размещаемого заказа, указанное в техническом задании и извещении о проведении торгов, должно быть одинаковым.
Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции учебного корпуса Воронежского института ГПС МЧС России.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указывается в том числе, предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе предметом Аукциона является "поставка технических средств для учебного корпуса Воронежского института ГПС МЧС России".
Вместе с тем, в извещении о проведении Аукциона предмет Аукциона указан следующим образом: "выполнение работ по реконструкции учебного Воронежского института ГПС МЧС России", что не позволяет участникам размещения заказа определить предмет размещаемого заказа, в том числе осуществить поиск извещения о размещаемом заказе на Официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, указанные действия Заказчика, выразившиеся в не указании Заказчиком в извещении о проведении Аукциона предмета Аукциона в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе, нарушают пункт 4 части 4 статьи 41.5 Закона о размещении заказов. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении лицом, ответственным за размещение извещения о проведении Аукциона на Официальном сайте является П.
Таким образом, в действиях П., выразившихся в нарушении требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов, при размещении в сети "Интернет" информации о размещении заказа, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование, в ходе которого был установлен субъект административного правонарушения - должностное лицо заказчика, в чьи обязанности входит размещение соответствующей информации.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 23.08.2013 г. по делу N П-583/12/АК841-13)
5. Установление заказчиком в документации о торгах требования о предоставлении обеспечения государственного контракта с гарантийными обязательствами на 11 лет, нарушает требования законодательства о размещении заказов.
Заказчик проводил открытый аукцион в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции участков автомобильной дороги М-60 "Уссури" - от Хабаровска до Владивостока. Реконструкция автомобильной дороги М-60 "Уссури" - от Хабаровска до Владивостока км 622 - км 639, Приморский край.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об Аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Пунктом 13.1 документации об Аукционе в электронной форме установлено что обеспечение исполнения контракта составляет 30 % от начальной максимальной цены контракта (791 424 785 рублей), может быть представлено в форме банковской гарантии или передачи Заказчику в залог денежных средств, а также установлена обязанность победителя (участника с которым заключается контракт) Аукциона в электронной форме предоставить обеспечение исполнения контракта, которое должно обеспечивать своевременное и надлежащее исполнение всех обязательств по заключаемому контракту.
Пунктами 3.1, 3.2 документации об Аукционе в электронной форме на дорожные работы, являющиеся предметом Аукциона в электронной форме установлены гарантийные сроки устранения дефектов, которые составляют:
Виды работ |
|
Земляное полотно |
8 лет |
Основание дорожной одежды |
6 лет |
Слой покрытия |
4 года |
Водопропускные трубы |
6 лет |
Мосты |
8 лет |
Обустройство дороги и подходов |
5 лет |
Регуляционные сооружения |
6 лет |
Барьерное ограждение |
5 лет |
Дорожные знаки |
2 года |
Сигнальные столбики |
2 года |
В течение гарантийного срока подрядчик обеспечивает за свой счет устранение и исправление недостатков, в том числе разрушений и дефектов, в соответствии с государственным контрактом.
Согласно пункту 4.3 документации об Аукционе в электронной форме срок выполнения работ по государственному контракту "с момента заключения государственного контракта - окончание 10 ноября 2015 г.".
Исходя из вышеуказанных положений документации об Аукционе в электронной форме следует, что обязательства по заключаемому контракту включают в себя помимо строительно-монтажных работ гарантийное обслуживание, вследствие чего предоставляемое победителем (участником с которым заключается контракт) Аукциона в электронной форме обеспечение исполнения государственного контракта в размере 791 424 785 рублей должно обеспечивать надлежащее исполнение всех обязательств по контракту, включая гарантийное обслуживание в течение 11 лет (3 года строительно-монтажные работы + 8 лет гарантийного обслуживания дорожного полотна, мостов).
Участник размещения заказа представил ответы банков (ООО "Р", Приморское отделение ОАО "С", АКБ "П" (ОАО)) на запросы о возможности выдачи банковской гарантии на условиях (в том числе по срокам), установленных в извещении и документации об Аукционе в электронной форме, согласно которым ни один из банков не подтвердил возможность выдачи банковской гарантии на указанных условиях.
При рассмотрении материалов дела был сделан вывод о том, что установление в документации об Аукционе в электронной форме вышеуказанных требований к обеспечению исполнения государственного контракта ограничивает количество участников Аукциона в электронной форме.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в документации об Аукционе в электронной форме требований к обеспечению исполнения государственного контракта, влекущих ограничение количества участников Аукциона в электронной форме, нарушают положения части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, и не соответствуют части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, и содержат признаки состава административного правонарушения.
За утверждение документации об Аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование, в ходе которого был установлен субъект административного правонарушения - должностное лицо заказчика, утвердившее документацию о торгах.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 08.08.2013 г. по делу N К-1719/12/АК806-13)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2013)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.