1. Неисполнение законного предписания ФАС России является нарушением законодательства о размещении заказов, ответственность за которое предусмотрена КоАП.
Заказчиком на сайте оператора электронной площадки был проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта.
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов при выявлении в результате проведения внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа нарушений законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 94 Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу.
В результате рассмотрения жалобы участника размещения заказа ООО "Г" и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссией Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) принято решение по делу от 26.08.2013 N К-13 (далее - Решение от 26.08.2013), которым в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Так, Решением от 26.08.2013 установлено:
"2.2 Пунктами 14, 15, 86 Технического задания установлены требования к щебню, в том числе, требование к значению потери массы при испытании щебня. При этом указано, что щебень должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93.
Так, в пункте 14 установлено, что потеря массы при испытании щебня, не должна быть шире диапазона значений от 0 до 20 %. При этом указано, что марка щебня по прочности (дробимости) не должна быть менее 1000. Согласно Таблице N 5 ГОСТа 8267-93 для марки по дробимости 1000 потеря массы щебня при испытании составляет до 10% включительно.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в Техническом задании установлен диапазон значений показателя для определения соответствия товара потребностям Заказчика, расширяющий диапазон допустимых значений, установленный соответствующим ГОСТом. Следовательно, в Техническом задании содержатся противоречивые требования к товару, используемому при выполнении работ.
Пунктом 48 Технического задания установлено требование к знакам дорожным, в том числе: "Требуемая оптическая система из микропризм пленки или из сферических линз (микростеклошариков), сгруппированных в ячейках - присутствует", "Требуемый тип пленки по ГОСТ Р 52290- Б". При этом указано, что знаки дорожные должны соответствовать требованиям ГОСТ 52290-2004.
Согласно пункту 5.3.3 ГОСТа 52290-2004 световозвращающие пленки для изготовления знаков подразделяют на следующие типы:
А - пленки со средней интенсивностью световозвращения, имеющие оптическую систему из сферических линз (микростеклошариков);
Б - пленки с высокой интенсивностью световозвращения, имеющие оптическую систему из сферических линз (микростеклошариков), сгруппированных в ячейках;
В - пленки с очень высокой интенсивностью световозвращения, имеющие оптическую систему из микропризм.
Таким образом, пленки типа Б имеют исключительно оптическую систему из сферических линз. Следовательно, в Техническом задании содержатся противоречивые требования к товару, используемому при выполнении работ, в части установления Заказчиком в Техническом задании требований, расширяющих требования, установленные ГОСТом 52290-2004."
На основании Решения от 26.08.2013 Заказчику Комиссией было выдано предписание от 26.08.2013 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов (далее - Предписание от 26.08.2013).
Согласно Предписанию от 26.08.2013:
"2. Заказчику:
привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом решения от 26.08.2013 по делу N К-13 и разместить соответствующую документацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт);
назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на Официальном сайте соответствующей документации об Аукционе.
4. Заказчику осуществить дальнейшее проведение процедуры размещения заказа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения от 26.08.2013.
5. Заказчику в срок до 09.09.2013 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 254-8300, а также электронной почте galich@fas.gov.ru."
09.09.2013 Заказчиком были внесены изменения в документацию об Аукционе и размещены на Официальном сайте.
Вместе с тем, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, установлено, что выданное Заказчику Предписание от 26.08.2013 не исполнено надлежащим образом в полном объеме в установленный срок, а именно, в части установления в документации об Аукционе требований к техническим характеристикам товара, не соответствующих требованиям ГОСТов, что нарушает пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Так, Заказчиком в Техническом задании по позициям, в том числе, "Песок природный средний", "Песок природный крупный", "Камни бортовые 100.20.8" по ряду показателей установлены диапазоны значений, расширяющие диапазоны допустимых значений, установленные соответствующими ГОСТами.
Так, например, по позициям "Песок природный средний", "Песок природный крупный" в Приложении N 3 к показателю "содержание в песке глины в комках" установлено следующее требование: "не более 0,3% по массе". Вместе с тем, согласно ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ" установлено, что для крупного и среднего природного песка I класса указанный показатель составляет не более 0,25%, для крупного и среднего природного песка II класса - не более 0,5%.
В Приложении N 3 по позициям "Камни бортовые 100.20.8" к показателю "объем вовлеченного воздуха" Заказчиком установлено требование: "максимально 5%". Вместе с тем, согласно ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях с применением воздухововлекающих добавок должен быть от 4 до 5%.
Учитывая изложенное, должностным лицом установлено, что документация об Аукционе с учетом изменений от 09.09.2013 содержит нарушения Закона о размещении заказов, аналогичные выявленным ранее, которые было предписано устранить Заказчику.
Таким образом, вопреки требованиям пункта 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов Заказчик не привел документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов и с учетом Решения от 26.08.2013, чем нарушил требования Предписания от 26.08.2013 и, соответственно, не исполнил предписание надлежащим образом в установленный срок.
За невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении члена комиссии Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 06.11.2013 г. по делу N К-1394/13/АК1019-13)
2. Нарушение правил электронного документооборота оператором электронной площадки является нарушением как Закона о размещении заказов, так и Закона о контрактной системе, за которое предусмотрены меры административной ответственности.
Заказчик проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по монтажу систем вентиляции здания (далее - Аукцион).
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 41.2 Закона о размещении заказов все связанные с проведением открытых аукционов в электронной форме документы и сведения направляются участником размещения заказа, направляются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, оператором электронной площадки, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти либо размещаются ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных документов. При этом в соответствии с частью 9 статьи 41.2 Закона о размещении заказов в случае, если предусмотрено направление документов и сведений участником размещения заказа заказчику, в уполномоченный орган, специализированную организацию, такой документооборот осуществляется через электронную площадку.
Следует отметить, что аналогичные нормы содержатся в части 1 статьи 60, части 9 статьи 60 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), вступившего в силу с 01.01.2014 года в связи с отменой Закона о размещении заказов.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям, 12.05.2013 Участник размещения заказа пытался зайти в личный кабинет на сайте Оператора электронной площадки и подать заявку на участие в Аукционе, но электронная торговая площадка выдавала следующую ошибку: "При проверке сертификата ЭЦП электронная торговая площадка не смогла проверить сертификат на актуальность, так как сервис онлайн оповещения удовлетворяющих центров сейчас недоступен. Попробуйте повторить операцию позже. Для подачи ценовых предложений рекомендуем воспользоваться входом в личный кабинет с помощью логина и пароля".
13.05.2013 Участник размещения заказа вновь попытался зайти в личный кабинет участника размещения заказа на сайте Оператора электронной площадки и подать заявку на участие в данном Аукционе. При этом ошибка на сайте Оператора электронной площадки повторялась. В 07:01 13.05.2013 Участник размещения заказа сделал снимок экрана страницы с ошибкой и в 07:07 13.05.2013, который с сопроводительным письмом отправлен по адресу info@ru. В 07:24 отправлено повторное письмо на сайт Оператора электронной площадки со снимком экрана ошибки площадки. 13.05.2013 в 11:39 получен ответ от Оператора электронной площадки на отправленные письма по поводу ошибки на сайте следующего содержания: "Данная ошибка является следствием того, что Списки Отозванных сертификатов" (СОС) Удостоверяющего центра ЗАО "АНК" были недоступны для скачивания и проверки в момент использования Вами сертификата ЭЦП, что зафиксировано системой мониторинга электронной площадки. Указанные СОС являются звеном цепочки при проверке подлинности сертификата ЭЦП на электронной площадке. Если эти списки просрочены или недоступны для скачивания - проверить сертификат на подлинность и актуальность невозможно, в результате чего возникает ошибка, изображенная на присланном Вами PrintScr. В настоящее время проблема устранена специалистами УЦ. Рекомендуем Вам обратиться за разъяснениями сложившейся ситуации к представителям Удостоверяющего центра".
14.05.2013 в 13:18 Заявитель отправил запрос в удостоверяющий центр ЗАО "А" с просьбой подтвердить, что сертификат ключа подписи, изданный 01.02.2013 на имя директора ООО "А" М., был действителен и работоспособен по состоянию на 12.05.2013 и 13.05.2013. Ответным письмом от 14.05.2013 специалисты ЗАО "А" подтвердили данный факт.
Пунктом 6.1 Регламента получения сертификатов ключей подписи и использования электронной цифровой подписи (Приложение N 7 к Соглашению о функционировании электронной площадки для проведения открытых аукционов в электронной форме от 04.05.2010) (далее - Регламент) предусмотрено, что авторизированный удостоверяющий центр обязан ежедневно публиковать в точках распространения списков отозванных сертификатов список отозванных сертификатов ключей подписей участников размещения заказа.
При этом в соответствии с пунктом 6.5 Регламента Оператор электронной площадки должен обеспечить актуализацию списка отозванных сертификатов ключей подписей и корневых сертификатов авторизованных удостоверяющих центров в программно-аппаратном комплексе оператора электронной площадки посредством организации регулярных обращений в единый реестр.
Таким образом, обязанность бесперебойного функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого Аукциона, возложена на Оператора электронной площадки в соответствии с Законом о размещении заказов и Соглашением.
Таким образом, действия Оператора электронной площадки, не обеспечившего Заявителю возможность подачи заявки на участие в Аукционе, нарушают часть 9 статьи 41.2 Закона о размещении заказов, что содержит состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 КоАП, как в редакции КоАП, действовавшей на момент совершения административного правонарушения, так и после вступления в силу Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении оператора электронной площадки к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 13.12.2013 г. по делу N АК1086-13)
3. Изменение условий авансирования дополнительным соглашением к государственному контракту является нарушением законодательства о размещении заказов.
Заказчиком был проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству филиала в Центральном региональном центре, г. Москва
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила информация о нарушениях, допущенных заказчиком в ходе исполнения государственного контракта.
Инспекция ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 02.08.2011 N 128-Д победителем Аукциона признан ОАО "Г".
13.08.2011 Заказчиком с ОАО "Г" (далее - Генеральный подрядчик) был заключен Государственный контракт на выполнение работ по строительству филиала в Центральном региональном центре, г. Москва.
В соответствии с частью 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме.
Частью 5 статьи 9 Закона о размещении заказов установлено, что при заключении и исполнении государственного контракта изменение условий контракта, указанных в части 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
В соответствии с пунктом 2.4 Государственного контракта авансирование по настоящему контракту не предусмотрено.
Вместе с тем, пунктом 1 дополнительного соглашения от 12.11.2012 N 3 к Государственному контракту Заказчиком по соглашению с Генеральным подрядчиком изменено условие исполнения государственного контракта, а именно: пункт 2.4 государственного контракта излагается в следующей редакции: "авансирование по настоящему Контракту составляет не более 30% от лимита бюджетных обязательств текущего года".
Таким образом, в нарушение части 5 статьи 9 Закона о размещении заказов Заказчик неправомерно изменил условия исполнения контракта путем заключения дополнительного соглашения от 12.11.2012 N 3.
За изменение условий контракта, если возможность изменения его условий не предусмотрена федеральным законом, частью 2 статьи 7.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Дополнительное соглашение от 12.11.2012 N 3 к Государственному контракту от имени Заказчика заключено и подписано Ж.
Таким образом, в действиях Ж., выразившихся в нарушении требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов при изменении условий государственного контракта, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена части 2 статьи 7.32 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, Инспекция ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 08.11.2013 г. по делу N П-612/12/АК1018-13)
4. В случае, если документация о закупке не содержит объем оказываемых услуг, должностное лицо, утвердившее такую документацию подлежит административной ответственности.
Заказчиком был проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по осуществлению в 2013 году обязательного государственного страхования жизни и здоровья (далее - Конкурс).
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные Заказчиком, в том числе к качеству, объему, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.
Согласно пункту 2 Конкурсной документации требования к качеству, техническим характеристикам услуг, требования к их безопасности и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям Заказчика, указаны в проекте государственного контракта (Приложение N 1 к Конкурсной документации).
Согласно пункту 2.1 проекта государственного контракта предметом контракта является осуществление в 2013 году обязательного государственного страхования жизни и здоровья.
Вместе с тем, проект государственного контракта, являющийся неотъемлемой частью Конкурсной документации, не содержит объема оказываемых услуг (количество застрахованных лиц и т.д.).
Таким образом, Конкурсная документация не содержит объемов оказываемых услуг, что является нарушением части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов.
За утверждение конкурсной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, Конкурсная документация была утверждена М.
Таким образом, в действиях М., выразившихся в утверждении Конкурсной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностное лицо Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 08.11.2013 г. по делу N К-2238/12/АК1056-13)
5. Отсутствие в конкурсной документации порядка оценки заявок по критерию "качество и квалификация" является нарушением как Закона о размещении заказов, так и Закона о контрактной системе.
Заказчиком был проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог (далее - Конкурс).
В ходе размещения заказа в ФАС России поступила жалоба участника размещения заказа на необоснованный отказ в допуске к участию в торгах.
Комиссия ФАС России, рассмотрев указанную жалобу и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, установила следующие обстоятельства.
Согласно пункту 15 части 4 статьи 22 и части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов Конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок на участие в Конкурсе в соответствии с порядком оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722.
В соответствии с пунктом 18.3 Конкурсной документации одним из критериев оценки заявок на участие в Конкурсе, установленных Заказчиком, является "Качество работ и (или) Квалификация участника конкурса", оценка по которому осуществляется по ряду подкритериев: "Опыт работы участника", "Предложения участника по качеству работ", "Трудовые ресурсы и квалификация специалистов участника", показателями которых соответственно являются "Количество исполненных участником в качестве генерального подрядчика контрактов по строительству с ценой не ниже 500 000 000 (пятьсот миллионов) рублей за 2006 - 2012 гг.", "Количество специалистов предприятия: - руководителей структурных подразделений занимающихся строительством", "Степень детализации и проработки содержания описания качества выполняемых работ, соответствующее положениям проекта государственного контракта, требованиям технического задания, проектной документации, ведомости объемов и стоимости работ, перечню НТД".
Вместе с тем, из Конкурсной документации не представляется возможным сделать вывод о количестве присуждаемых баллов участнику размещения заказа в зависимости от количества представленных в составе заявки на участие в Конкурсе документов, подтверждающих качество работ и квалификацию участника размещения заказа.
Таким образом, Заказчиком не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе по вышеуказанным подкритериям критерия "Качество работ и (или) квалификация участника конкурса", что нарушает пункт 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 61 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" (далее - Постановление Правительства N 722) при оценке заявок по критерию "срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг" использование подкритериев не допускается.
Согласно пункту 17.1 Конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, в том числе, критерий "срок предоставления гарантии качества работ".
Заказчиком в пункте 3.1 Конкурсной документации установлены требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, в том числе: по земляному полотну - 8 лет; по основанию дорожной одежды - 6 лет; по верхнему слою покрытия - 4 года; по искусственным сооружениям - 8 лет; по барьерным ограждениям - 5 лет (на оцинкованное покрытие); по сигнальным столбикам - 3 года; по дорожным знакам - 7 лет, по стойкам под дорожные знаки - 5 лет (на оцинкованное покрытие), по горизонтальной разметке (краска) - 12 месяцев.
Вышеуказанные требования к минимальным гарантийным срокам устранения дефектов, установленные Заказчиком в пункте 3.1 Конкурсной документации, не соответствует положениям Постановления Правительства N 722 и нарушают часть 7 статьи 28 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 63 Постановления Правительства N 722 в конкурсной документации может быть установлено, что рейтинг заявки рассчитывается при наличии в этой заявке предложения об обеспечении исполнения условий контракта по критерию "срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг" в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства N 722. В этом случае для определения рейтинга заявки в дополнение к показателям, предусмотренным пунктом 62 Постановления Правительства N 722, в конкурсной документации устанавливается объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг в денежном выражении в валюте, используемой для формирования цены контракта, который в случае определения рейтинга заявки исходя из наличия обеспечения исполнения условий контракта по данному критерию не может превышать начальную (максимальную) цену контракта.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства N 722 для определения рейтинга заявки в случае применения критериев оценки заявок "объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг" или "срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг" в конкурсной документации может быть установлено, что если заявка не содержит предложения об обеспечении исполнения условий контракта по указанным критериям, рейтинг заявки по соответствующему критерию равен 0. В случае если заявка содержит предложение об обеспечении исполнения части условий контракта по указанным критериям (обеспечена часть объема гарантии или обеспечена часть срока гарантии), рейтинг заявки по соответствующему критерию рассчитывается только исходя из обеспеченной части предложения участника конкурса.
Заказчиком в пункте 18.7 Конкурсной документации установлено следующее: "Если заявка не содержит предложения об обеспечении исполнения условий контракта по критерию "срок предоставления гарантии качества работ", рейтинг заявки по соответствующему критерию равен 0".
Участники Конкурса согласно пункту 1.2 Конкурсной документации представляют в заявке конкурсное предложение, в соответствии с приложением 1 к Конкурсной документации.
Пунктом 1.5 приложения 1 к Конкурсной документации предусмотрено, что участники Конкурса указывают, в том числе: "Предложение об обеспечении гарантийных сроков (в том числе способ обеспечения, размер обеспечения, сроки обеспечения)".
Пунктом 3 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов установлено, что Конкурсная документация должна содержать, в том числе, требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
При этом в Конкурсной документации не установлен объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг в денежном выражении в валюте, используемой для формирования цены контракта, что не соответствует пункту 63 Постановления Правительства N 722, нарушает пункт 3 части 4 статьи 22, часть 7 статьи 28 Закона о размещении заказов.
За утверждение Конкурсной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.11.2013 г. по делу N К-2403/12/АК963-13)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, март 2014)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.