В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 633), приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. N 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности", а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в первом полугодии 2014 г., утвержденным 31 декабря 2013 г. N 30-ОФ/Д26вн, Минэкономразвития России провело экспертизу приказа Минтранса России от 12 августа 2011 г. N 211 "Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам", зарегистрированного в Минюсте России 2 декабря 2011 г. N 22475*(1) (далее - Приказ), по результатам которой сообщает следующее.
Для проведения экспертного исследования положений Приказа была создана экспертная группа (состав экспертной группы приведен в Приложении N 1 к настоящему заключению).
В ходе проведения экспертизы Приказа с 3 февраля 2014 г. по 4 марта 2014 г. были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях Приказа, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Свод замечаний и предложений, полученных в ходе проведения публичных консультаций, а также от членов экспертной группы, представлен в Приложении N 3 к настоящему заключению.
По результатам проведения публичных консультаций Минэкономразвития России совместно с экспертной группой подготовлено настоящее заключение по итогам экспертизы.
1. Место Приказа в общей системе нормативных актов, регулирующих вопросы введения временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам
Приказ разработан во исполнение части 2 статьи 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), в соответствии с которой временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5.2.53.29 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, Министерство транспорта Российской Федерации уполномочено принимать порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам.
В соответствии с пунктом 4 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденного Приказом (далее - Порядок), временные ограничения или прекращение движения вводятся на основании соответствующего распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения, издаваемого для автомобильных дорог общего пользования федерального значения Федеральным дорожным агентством или подведомственными Федеральному дорожному агентству организациями.
Росавтодор в соответствии с пунктом 5.4.3 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 374 (далее - Положение о Росавтодоре), осуществляет введение периодов временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с целью обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с указанным пунктом Росавтодором ежегодно принимается приказ о введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
2. Цели регулирования, установленного Приказом
Непосредственно в тексте Приказа целей регулирования не установлено.
К целям Приказа могут быть отнесены цели, установленные в Федеральном законе N 257-ФЗ, а именно: обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.
Кроме того, в определенной степени к целям принятия Приказа могут быть отнесены цели принятия приказов Росавтодора о введении временных ограничений в неблагоприятные природно-климатические периоды года, а именно - предотвращение разрушения автомобильных дорог при снижении несущей способности конструктивных элементов и экономия средств федерального бюджета, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог федерального значения.
Вместе с тем, исходя из пункта 5.4.3 Положения о Росавтодоре, введение временных ограничений или прекращения движения транспортных средств вводится с целью обеспечения безопасности дорожного движения, что также может быть отнесено к целям регулирования.
3. Общее описание регулирования
Частью 1 статьи 30 Федерального закона N 257-ФЗ определено, что временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в следующих случаях:
- при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог;
- в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
- в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог;
- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, законами субъектов Российской Федерации.
Порядок определяет процедуру введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам в указанных случаях, а также устанавливает требования к распорядительному акту о введении ограничения или прекращения движения и процедуру информирования о введении временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
4. Оценка регулирования в сфере введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств
Проблемы, связанные с введением временных ограничения или прекращения движения транспортных средств, могут быть разделены на две группы:
- несовершенство существующего регулирования в области введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
- проблемы, сопряженные непосредственно с правоприменительной практикой Приказа, в том числе противоречие отдельных норм Приказа законодательству Российской Федерации в сфере перевозок автомобильным транспортом и дорожного хозяйства, а также возложение избыточных, по своей сути, расходов на группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в период введения временных ограничений движения транспортных средств.
4.1. Замечания и предложения по оптимизации регулирования в целом
Временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков (далее - сезонные временные ограничения) вводятся в период наибольшего ослабления дорожной конструкции, когда коэффициент прочности дорожной одежды составляет меньше единицы.
В этот период происходит неравномерное оттаивание замерзшего грунта, при котором вода, образовавшаяся при оттаивании верхних слоев земляного полотна, не просачивается в нижележащие слои ввиду наличия замерзшего среднего слоя. При этом возрастание влажности талого грунта приводит к снижению его прочностных характеристик до 50 - 70%.
Решение о введении сезонных временных ограничений движения транспортных средств принимается на основании оценки прочности дорожных одежд, определяемой в соответствии с Правилами диагностики и оценки состояния автомобильных дорог, утвержденными распоряжением Минтранса России от 3 октября 2002 г. N ИС-840-р.
Перечень участков, на которых требуется введение сезонного ограничения дорожного движения в текущем году, формируется на основе результатов диагностики автомобильных дорог федерального значения, выполненной в предыдущем году.
Пунктом 21 Порядка установлено, что продолжительность временного ограничения движения в весенний период не должна превышать 30 дней. При этом предусмотрена возможность продления срока ограничения не более чем на 10 дней.
Анализ сроков введения весенних ограничений движения транспортных средств в 2011 и 2012 годах показывает, что в подавляющем большинстве случаев ограничения вводились сроком на 30 дней*(2).
При этом следует отметить, что сроки начала и окончания действия временных ограничений устанавливаются как минимум за 30 дней до введения таких ограничений (в соответствии с пунктом 9 Порядка), а приказ Росавтодора "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2012 году" был принят 24 января 2012 года (то есть за 2 месяца до начала сезонных ограничений).
Обязанность по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов закреплена в статье 17 Федерального закона N 257-ФЗ.
Вместе с тем обязательств о размещении Росавтодором и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации результатов ежегодной диагностики автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения в открытом доступе законодательством Российской Федерации не предусмотрено, что не позволяет сделать вывод о достаточности или недостаточности установления периода ограничений на срок в 30 дней, то есть вывод о том, является ли устанавливаемый Росавтодором период ограничения движения периодом наибольшего ослабления дорожной конструкции.
При этом существующая модель выявления участков дорог, на которых необходимо введение сезонных временных ограничений движения транспортных средств, позволяет заблаговременно прогнозировать снижение прочности дорожных одежд. Например, если в текущем году коэффициент прочности дорожной одежды на каком-либо участке дороги составляет единицу*(3), то можно предположить, что в случае возникновения неблагоприятных природно-климатических условий с учетом износа дорожной конструкции в следующем году коэффициент прочности дорожной одежды на данном участке станет меньше единицы. Иными словами, даже в случае, когда период наибольшего ослабления дорожной конструкции неизвестен, можно спрогнозировать, на каких участках дорог будет введено сезонное временное ограничение, а неизвестен будет только период такого ограничения.
4.2. Противоречие норм Приказа законодательству Российской Федерации
4.2.1. Статьей 30 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Так, пунктом 21 Порядка устанавливается период введения сезонных временных ограничений - с 1 апреля по 25 июня. При этом по данным экспертной группы, указанный период не всегда является периодом наибольшего ослабления прочности дорожной конструкции.
Одновременно следует отметить, что определения термина "неблагоприятные природно-климатические условия" или характеристик, при которых такие условия наступают, в действующем законодательстве не содержится. В этой связи, существующее регулирование, предусмотренное Приказом, не является оптимальным*(4).
4.2.2. В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона N 257-ФЗ в случае принятия решения о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов.
Вместе с тем, по данным экспертной группы, на практике временные ограничения движения транспортных средств устанавливаются одновременно на автомобильных дорогах федерального и регионального значения. В ряде случаев это приводит к фактическому отсутствию маршрутов объездов участков дорог, на которых вводятся ограничения. Таким образом, обязанность федерального органа исполнительной власти в указанной сфере, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по организации дорожного движения не исполняется.
Вместе с тем пунктом 7 Порядка установлено, что Федеральное дорожное агентство обязано принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов в случаях, предусмотренных главами III и V Порядка (временные ограничения движения при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог и временные ограничения, вводимые в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения). При этом на необходимость подобной организации при введении временных ограничений движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков (далее - сезонные временные ограничения) в Порядке не указывается.
Учитывая изложенное, считаем, что положения Приказа в этой части вступают в противоречие с нормами Федерального закона N 257-ФЗ.
При этом следует отметить, что отсутствие информирования пользователей автомобильных дорог о маршрутах объезда приводит к значительным издержкам субъектов предпринимательской деятельности ввиду необходимости перестраивания логистических маршрутов или использования малотоннажных транспортных средств.
4.2.3. В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона N 257-ФЗ пользователи автомобильных дорог имеют право получать оперативную информацию об условиях, о временных ограничении и прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам, допустимых нагрузках в расчете на одну ось и об иных предусмотренных Федеральным законом N 257-ФЗ сведениях.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона N 257-ФЗ в случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом. При этом согласно пункту 8 Порядка указанная информация размещается на сайтах в сети Интернет, что, по мнению экспертной группы, не обеспечивает в должной мере оперативность предоставления информации.
Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 8 порядка Росавтодор, подведомственные Росавтодору организации и владельцы частных автомобильных дорог информируют пользователей автомобильными дорогами, в том числе о возможных маршрутах объезда. Вместе с тем, как было отмечено выше, нормами Федерального закона N 257-ФЗ устанавливается обязанность об информировании о возможности воспользоваться объездом. Иными словами, положения пункта 8 имеют двоякое значение и могут трактоваться как предоставление Росавтодору и иным указанным организациям право не устанавливать маршруты объезда.
Таким образом, Порядок не обеспечивает реализацию норм Федерального закона N 257-ФЗ в полной мере.
4.2.4. Частью 1 статьи 30 Федерального закона N 257-ФЗ предусматривается возможность введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом пунктом 21 Порядка установлено, что временное ограничение движения в весенний период вводится на автомобильных дорогах с 1 апреля по 25 июня, с учетом природно-климатических условий территорий, по которым проходит такая дорога. Таким образом, Порядок устанавливает фактически постоянное обязательное введение временных ограничений в указанный период, что противоречит нормам Федерального закона N 257-ФЗ.
4.2.5. Некоторые положения Порядка требуют актуализации и приведения в соответствие с действующими нормами законодательства Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 12 (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 12) внесены изменения в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272, вступающие в силу 1 января 2015 года. Постановлением Правительства Российской Федерации N 12 установлены весовые нормативы на тележку (группу сближенных осей), в связи с чем полагаем необходимым актуализировать нормы Приказа, заменив слова "нагрузка на ось" словами "нагрузка на ось (тележку)" в пунктах 6, 12, 18, 19, 23, 28.
4.2.6. Пунктом 25 Порядка установлен порядок введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. При этом абзац 2 пункта 25 Порядка содержит указание на необходимость незамедлительного введения таких временных ограничений. Вместе с тем абзацем 3 того же пункта вводится обязанность обустройства участков соответствующих автомобильных дорог в течение 8 часов. Вместе с тем в указанной норме не содержится указания на момент времени, с которого начинается отсчет периода времени.
В этой связи положения Приказа имеют неоднозначное толкование и взаимно противоречат друг к другу.
4.3. Возложение расходов на субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности
4.3.1. По данным экспертной группы, основные издержки, связанные с введением сезонных временных ограничений, обусловлены необходимостью перестраивания существующих логистических маршрутов, что приводит к увеличению продолжительности перевозки и ее удорожанию, а также в некоторых случаях использованием грузовых автомобилей, имеющих меньшую грузоподъемность. Стоимость перевозки в среднем повышается, по экспертным оценкам, на 20%, что, как следствие, вызывает удорожание конечного продукта. Например, для предприятий по производству кормов для животных затраты на перевозку в себестоимости сырья могут достигать 20 - 25% в зависимости от расстояния, что эквивалентно 4 - 5% удорожанию сырья в период сезонных ограничений. Для многих строительных материалов и химического сырья затраты на перевозку в общей себестоимости продукции с учетом доставки может достигать 40 - 50%, что эквивалентно 8 - 10% удорожанию в период сезонных ограничений. По оценкам Минэкономразвития России, суммарные потери субъектов экономической деятельности от предполагаемого введения сезонных временных ограничений, например, в 2013 году могут быть оценены в 67,4 млрд. руб.*(5)
Стоит отметить, что при существующем периоде сезонных временных ограничений в 30 дней с возможностью продления на 10 дней у большинства субъектов экономической деятельности отсутствует возможность или экономически нецелесообразно создание складских товарно-материальных запасов, которые могли бы компенсировать необходимость перестраивания логистических маршрутов. По оценкам экспертной группы, максимальное количество дней, позволяющее создать такие запасы без ущерба для производства, составляет 10 дней.
При этом, как отмечалось выше, существующая практика введения сезонных временных ограничений сложилась таким образом, что такие ограничения устанавливаются в подавляющем большинстве случаев на 30 дней, то есть создает для субъектов предпринимательской деятельности предпосылки, затрудняющие ведение деятельности.
Вместе с тем полагаем, что в случае пересмотра существующей модели определения периодов введения временных ограничений (то есть введения сезонных ограничений только в тот период, когда прочность дорожного покрытия минимальна), период равный 30 дням во многих субъектах Российской Федерации будет избыточным, так как имеет прямую зависимость от природно-климатических условий региона и износа дорожного полотна участков дорог.
Таким образом, существующая система введения сезонных ограничений возлагает избыточные расходы на субъекты предпринимательской деятельности.
4.3.2. В соответствии с пунктом 20 Порядка сезонные временные ограничения не распространяются на международные перевозки грузов. По различным оценкам, общее количество грузопервозок, приходящееся на международные перевозки, составляет 25 - 30% от общего количества грузоперевозок по федеральным дорогам Российской Федерации.
Так, по данным Росавтодора, в 2013 году 25% от общего числа специальных разрешений приходилось на разрешения, выданные на международные перевозки.
Таким образом, полагаем, что не достигается основная цель установленного Приказом регулирования - сохранность автомобильных дорог, так как в ряде случаев проезд даже малого количества тяжеловесных транспортных средств может нанести существенный ущерб дорожному полотну. Кроме того, проезд тяжеловесных транспортных средств по дорогам, на которых понижена прочность дорожного полотна, сопряжен с увеличением риска возникновения дорожно-транспортных происшествий.
При этом отсутствуют данные, которые экономически обосновали бы целесообразность нераспространения действия Приказа на международные перевозки грузов, принимая во внимание, что установление исключения для международных перевозок сохраняет значительную нагрузку на дорожное полотно федеральных дорог в период сезонных ограничений. Иными словами, перевозка грузов в международном сообщении аналогична перевозке таких же грузов по территории Российской Федерации, однако в условиях нераспространения сезонных ограничений на международные перевозки, создаются необоснованные преференции перевозчикам, осуществляющим международные перевозки.
Вместе с тем необходимо отметить, что международными соглашениями и договорами, как правило, предусматривается режим наибольшего благоприятствования для осуществления международных перевозок. В частности, в соответствии с Соглашением о взаимодействии государств-участников СНГ в области международных автомобильных перевозок (Ялта, 18 сентября 2003 года), подписавшие его стороны принимают меры по выявлению, оперативному рассмотрению и устранению всякого рода барьеров, оказывающих негативное влияние на осуществление международных автомобильных грузовых перевозок.
4.3.3. Абзацем 4 пункта 20 установлены исключения для определенной группы товаров, включающей пищевые продукты, животных, семенной фонд, удобрения и ряд других. Таким образом, Приказом устанавливаются исключения для товаров, для которых является критически важной бесперебойная поставка в течение всего года. При этом, с позиции экспертной группы, к такого рода товарам также относятся корма и кормовые добавки для животных, так как ограничения в кормлении животных при промышленном производстве недопустимы, а стоимость продукции животноводства и птицеводства в значительной степени зависит от стоимости кормов.
Вместе с тем исключения для кормов для животных Приказом не установлены.
4.3.4. Существующая методика определения допустимых осевых нагрузок в период сезонных временных ограничений не учитывает план проведения капитального ремонта автомобильных дорог.
Таким образом, сезонные временные ограничения могут вводиться на тех участках дорог, которые в скором времени будут отремонтированы.
4.3.5. В соответствии с частью 2.1 статьи 30 Федерального закона N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации временные ограничения движения устанавливаются на все дороги регионального и межмуниципального значения в течении 30 дней*(6). В указанных случаях с учетом ограничений, вводимых на автомобильных дорогах федерального значения, у перевозчиков отсутствует альтернативный вариант объезда дорог, на которых введено ограничение.
Отсутствие согласованности и скоординированных действий по введению ограничений движения, а также единого системного подхода по введению ограничений движения по автомобильным дорогам федерального, регионального, межмуниципального и местного значения существенно влияет на издержки субъектов предпринимательской деятельности и ограничивает возможность осуществления перевозок по дорогам как федерального, так и регионального значения.
4.4. Иные замечания к Приказу
4.4.1. В Приказе имеется ряд ссылок на ныне отмененные нормативные правовые акты:
- в пункте 25 Порядка установлена ссылка на приказ Минтранса Россииот 12 ноября 2007 г. N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них", вместо которого в настоящее время действует приказ Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог";
- в пункте 26 Порядка указана ссылка на Инструкцию по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденную Министром транспорта Российской Федерации Н.П. Цахом 27 мая 1996 г., вместо которой в настоящее время действует приказ Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов".
4.4.2. Абзац 3 пункта 18 и пункт 23 Порядка содержат техническую ошибку в виде пропуска слов "допустимые осевые нагрузки транспортных средств", абзац 3 пункта 37 - в виде пропуска слова "категорий".
5. Выводы по итогам экспертизы
По итогам экспертизы в соответствии с абзацем 2 пункта 3 Постановления N 633 Минэкономразвития России считает целесообразным направить в установленном порядке в Минюст России предложения о необходимости внесения следующих изменений в отдельные положения Приказа:
1) с целью оптимизации периодов введения сезонных временных ограничений движения транспортных средств определить в тексте Приказа термин "неблагоприятные природно-климатические условия";
2) с целью приведения в соответствие с частью 3 статьи 30 Федерального закона N 257-ФЗ дополнить:
- абзац 3 пункта 6 Порядка словами: "с указанием путей (маршрутов) объезда таких автомобильных дорог (участков автомобильных дорог)";
- пункт 7 Порядка слова "главами III и V" заменить на слова "главами III, IV и V";
3) с целью приведения в соответствие с пунктом 3 статьи 28 и частями 3 и 4 статьи 30 Федерального закона N 257-ФЗ дополнить абзац 2 пункта 18 Порядка словами "информационных щитов и (или) табло индивидуального проектирования с указанием сроков начала и окончания периода временного ограничения движения (согласно акта о введении ограничения) и дорожными знаками 6.17 "Схема объезда" <*>", а также с целью исключения двоякого толкования нормы - исключить в пункте 8 слово "возможных";
4) с целью приведения в соответствие с частью 1 статьи 30 Федерального закона N 257-ФЗ заменить в абзаце 1 пункта 21 Порядка слово "вводится" словами "может вводиться";
5) с целью приведения в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации N 12 в пунктах 6, 12, 18, 19, 23, 28 заменить слова "нагрузка на ось" словами "нагрузка на ось (тележку)";
6) с целью устранения внутреннего противоречия между нормами Приказа в абзаце 2 пункта 25 Порядка исключить слово "незамедлительно", абзац 3 пункта 25 дополнить словами "с момента фиксации ситуации, требующей введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств";
7) с целью снижения избыточных расходов субъектов предпринимательской деятельности в абзаце 2 пункта 21 Порядка слова "не должна превышать 30 дней" заменить словами "не может превышать 10 дней", слова "Срок ограничения продлевается в случае неблагоприятных природно-климатических условий, но не более чем на 10 дней, с внесением соответствующих изменений в акт о введении ограничения, о чем пользователи автомобильными дорогами информируются незамедлительно." исключить;
8) абзац 4 пункта 20 Порядка дополнить словами "кормов и кормовых добавок для животных";
9) пункт 21 дополнить абзацем 3 следующего содержания: "Введение временного ограничения движения в весенний период запрещается на участках автомобильных дорог, на которых не позднее 1 октября текущего года запланировано начало проведения реконструкции или капитального ремонта автомобильной дороги.";
10) с целью актуализации установленных в Приказе ссылок на нормативные правовые акты:
- примечание со звёздочкой к абзацу 1 пункта 25 изложить в следующей редакции: "Раздел IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённой приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402.";
- примечание со звёздочкой к пункту 26 изложить в следующей редакции: "Приказ Минтранса России от 24 июля 2012 г. N 258 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов";
11) с целью устранения технических ошибок:
- абзац 3 пункта 18 Порядка изложить в следующей редакции: "в летний период - при значениях дневной температуры воздуха свыше 32 °C путем внесения в графу "Особые условия движения" специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам транспортным средством, нагрузка на ось (нагрузка на тележку) которого превышает установленные на территории Российской Федерации допустимые осевые нагрузки транспортных средств, записи следующего содержания: "при введении временного ограничения в летний период движение разрешается в период с 22.00 до 10.00";
- пункт 23 Порядка изложить в следующей редакции: "В летний период действия временных ограничений движения движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, нагрузка на ось (нагрузка на тележку) которых превышает установленные на территории Российской Федерации допустимые осевые нагрузки транспортных средств, по автомобильным дорогам с асфальтобетонным покрытием разрешается в период с 22.00 до 10.00.";
- абзац 3 пункта 37 дополнить словом "категорий";
12) с целью установлени единых подходов в установлении временных ограничений движения транспортных средств в период неблагоприятных природно-климатических условий координировать действия по установлению таких ограничений на автомобильных дорогах федерального и регионального значения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Постановления N 633 Минэкономразвития России считает целесообразным направить в установленном порядке в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложения о необходимости внесения изменения в часть 4 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ, дополнив предложением следующего содержания: "Результаты оценки технического состояния автомобильных дорог ежегодно подлежат размещению на официальных сайтах уполномоченных на проведение такой оценки органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления".
В соответствии с пунктом 4(2) постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (далее - Правила) считаем, что срок, достаточный для исполнения Минтрансом России представления Минюста России, должен составить 180 дней.
Обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 3 Правил доработанные по данным замечаниям проекты нормативных правовых актов подлежат оценке регулирующего воздействия в соответствии с положением Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318.
Приложения: на 14 л. в 1 экз.
______________________________
*(1) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 7 февраля 2000 г. N 52.
*(2) Например, в 2012 году ограничения сроком менее 30 дней были введены на 4 участках дорог из более чем 200 участков.
*(3) В ходе проведения оценки регулирующего воздействия на проект приказа Росатодора "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2013 году" в рабочем порядке представителями Росавтодора было указано, что сложившаяся практика введения сезонных временных ограничений показывает, что ограничения вводятся на тех участках дорог, где коэффициент прочности дорожных одежд составляет 0,7 и меньше.
*(4) Например, в 2014 году в Московской области тренд на установление положительных температур начал формироваться уже в конце февраля, а в середине марта дневные температуры достигли 20°С, и началось активное таяние снежного покрова и грунта. Таким образом, необходимость в установлении ограничений наступила уже в марте.
*(5) Расчеты получены в рамках проведения оценки регулирующего воздействия на проект приказа Росавтодора "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2013 году" (письмо Минэкономразвития России от 1 марта 2013 г. N 3697-ОФ/Д26и).
*(6) См. например, приказ комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области от 26 февраля 2014 г. N 4/14 "О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Ленинградской области в весенний и летний периоды 2014 года", распоряжение Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 23 марта 2012 года N 160-р "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения республики Алтай в весенний период 2012 года", Приказ Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от 19 февраля 2014 г. N 54 "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в весенний период 2014 года", Постановление Правительства Архангельской области от 3 апреля 2014 г. N 125-пп "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа в 2014 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Министерства экономического развития РФ от 23 декабря 2014 г. "По итогам экспертизы приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12 августа 2011 г. N 211 "Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам"
Текст заключения официально опубликован не был