Одной из причин порчи готовой косметической продукции - косметических кремов, шампуней, зубных паст и т.п. является развитие в ней микроорганизмов.
Учитывая, что заражение продукции микроорганизмами на всех этапах ее изготовления может осуществляться персоналом, загрязненным сырьем, грызунами, насекомыми, настоящая инструкция предусматривает проведение комплекса санитарно-гигиенических мероприятий и выполнение ряда специальных требований, направленных на предотвращение микробиологической порчи косметических изделий.
1. Общие положения
1.1. Настоящие санитарно-гигиенические мероприятия, направленные на улучшение санитарного режима, уменьшение микробной загрязненности оборудования и помещений, рук персонала и сырья, способствуют снижению микробной загрязненности продукции, выпускаемой косметическими цехами и, тем самым - повышению ее качества.
1.2. Ответственность за выполнение санитарных требований к устройству всех помещений предприятия, в том числе бытовых для персонала, несет руководитель предприятия.
1.3. Ответственность за санитарное содержание всех помещений предприятия несет административный персонал соответствующих подразделений.
1.4. Для проведения санитарно-гигиенических мероприятии административное лицо - начальник цеха назначает (распоряжением по цеху) исполнителей, которые должны быть проинструктированн микробиологом.
1.5. Проверка степени загрязненности микроорганизмами готовых косметических изделий и качества проведения санитарно-гигиенических мероприятий (обследование рук персонала, качества проведенного мытья и дезинфекции оборудования) осуществляется микробиологом. В случае установления штатной единицы микробиолога необходимо оборудовать микробиологическую лабораторию (приложение 4).
Предприятие представляет отчеты о санитарно-гигиеническом состоянии предприятия в головной институт отрасли (ВНИИСНДВ) 1 раз в год (в январе).
2. Санитарные требования к хранению сырья и работе с ним
2.1. Сырье должно храниться в складских помещениях, в закрытой таре. Периодически следует проводить борьбу с грызунами и насекомыми.
2.2. Взвешивание сырья должно производиться на весах, имеющих гладкие, легкообрабатываемые поверхности грузовых площадок или чашек. Под каждый вид сырья использовать легкообрабатываемую тару. При загрязнении весов периодически проводить их обработку теплой водой с моющим средством с последующей дезинфекцией 5%-ным раствором хлорамина. Пол вокруг весов должен быть чисто вымыт и продезинфицирован 5%-ным раствором хлорамина.
2.3. Взвешивание сырья должно производиться с помощью чистых, хорошо промытых инструментов. Для хранения чистого инструмента должен быть предусмотрен специальный шкаф.
3. Порядок проведения санитарно-гигиенических мероприятий в косметических цехах
3.1. Санитарные требования к условиям приготовления косметической продукции.
3.1.1. Один раз в месяц во время генеральной уборки в санитарный день необходимо:
обесточить в присутствии дежурного электрика все электрооборудование и вытереть влажной тряпкой всю электроосветительную аппаратуру; помыть окна; тщательно вымыть наружные поверхности оборудования и трубопроводов и пол моющим средством, затем 5%-ным раствором хлорамина.
3.1.2. Уборочный инвентарь (тазы, ведра, щетки, швабры и др.) должен быть маркирован и храниться в отдельном шкафу.
3.1.3. После окончания уборки уборочный инвентарь необходимо очистить, промыть горячей водой и продезинфицировать 5%-ным раствором хлорамина.
3.1.4. Уборка производственных, подсобных и бытовых помещений должна производиться уборщицами, уборка рабочих мест, оборудования - самими работающими.
3.1.5. Внутренние поверхности оборудования на всем протяжении технологической линии необходимо тщательно промывать и дезинфицировать не реже 1 раза в месяц. Метод обработки оборудования см. в приложении N 1.
3.1.6. Внутрицеховая оборотная тара для временного хранения готовой продукции, предусмотренного регламентом, должна иметь гладкую поверхность и обрабатываться перед заполнением продукцией по методу, описанному в приложении N 1.
3.1.7. Мытье и обеззараживание пробоотборников и вальцов производить ежедневно согласно приложению N 1.
3.1.8. Ленту конвейера не реже двух раз в смену очищать от стекла и производственных отходов и ежедневно обрабатывать 5%-ным раствором хлорамина или др. дезинфицирующими растворами.
3.1.9. После ремонта внутренних деталей оборудования последнее необходимо подвергнуть обработке согласно приложению N 1.
3.1.10. Исключить контакт рук персонала с массой готовой продукции. Отбор проб для органолептического анализа производить при помощи пробоотборников из поддающегося обеззараживанию материала.
3.2. Санитарные требования, предъявляемые к персоналу цеха.
3.2.1. Персонал обязан работать только в спецодежде (халатах и шапочках или косынках), смена которой должна проводиться не реже 1 раза в неделю.
3.2.2. Перед началом работы и после посещения туалета необходимо вымыть руки водопроводной водой с мылом, затем ополоснуть их 1%-ным раствором хлорамина, 0,5%-ным раствором нашатырного спирта или 0,5-0,7% раствором перекиси водорода. Высушить руки электрополотенцем. Повторное мытье рук производить через каждые 2-3 часа.
3.2.3. После посещения санузла тщательно протереть обувь, для чего предусмотреть в тамбуре подстилку размером 1,5 м х 1,5 м, смоченную 5%-ным раствором хлорамина.
3.2.4. Все дезинфицирующие растворы готовить на кипяченой или дистиллированной воде.
При приготовлении растворов для дезинфекции и проведении дезинфекции соблюдать меры личной безопасности: надеть резиновые перчатки, защитные очки и четырехслойную марлевую маску.
3.2.5. Запрещается прием пищи и курение в производственных помещениях.
3.2.6. Провести обучение всех работников цеха по программе санитарного минимума знаний при работе с косметическими продуктами через систему домов санитарного просвещения или санитарно-эпидемиологических станций.
3.2.7. Два раза в год проводить инструктаж персонала по повышению культуры производства и знаний санитарного минимума с отметкой в журнале инструктажа, который должен храниться у начальника цеха.
4. Санитарные требования к устройству и содержанию бытовых помещений для персонала
4.1. Предусмотреть раздельное хранение уличной и специальной одежды. Для специальной одежды должны быть отдельные гардеробные с индивидуальными шкафами.
4.2. При гардеробных для специальной одежды предусмотреть кладовые, отдельные для чистой и загрязненной спецодежды, с отдельными помещениями:
- раздаточным для выдачи чистой одежды,
- помещением для приема (сбора) и временного хранения загрязненной одежды.
4.3. Предприятия должны иметь душевые с преддушевыми помещениями, размещенными смежно с гардеробными спецодежды.
4.4. Предприятия должны иметь помещения для приема пищи и места для курения. Не допускается прием пищи на рабочих местах.
4.5. Особое внимание должно быть обращено на санитарное содержание всех помещений.
Санузлы ежедневно должны подвергаться уборке с применением 5%-ного раствора хлорамина. В тамбуре санузлов необходимо предусмотреть умывальники, вешалки для полотенец (или электрополотенца) и полочки для мыла и для емкости с 2%-ным раствором перекиси водорода.
5. Контроль за выполнением санитарно-гигиенических мероприятий
5.1. Регистрацию проведенных санитарно-гигиенических мероприятий должен проводить непосредственный исполнитель в специальном журнале (приложение 2, форма 1), который должен храниться у начальника цеха.
5.2. Контроль за проведением мероприятий осуществляет контролер ОТК совместно с микробиологом, которые ставят свои подписи в журнале учета и отметку о фактическом проведении мероприятий.
5.3. На микробиолога возлагается обязанность систематически проводить микробиологическое исследование образцов готовой продукции согласно плану работы.
5.4. Микробиолог обязан проводить исследование смывов с внутренних поверхностей оборудования после его дезинфекции. Периодически, не реже 1 раза в месяц, исследовать воздух на микробную загрязненность и не реже 1 раза в неделю - смывы с рук персонала (выборочно) на наличие микробов кишечной группы (приложение 3).
5.5. Результаты анализов проб продукции и смывов с оборудования и рук персонала регистрируются в журнале (приложение 2, форма 2).
5.6. Результаты контроля в форме годовых отчетов должны быть направлены во ВНИИСНДВ не позднее 15-го января.
6. Порядок проведения мероприятий по ликвидации микробного загрязнения
6.1. Обо всех случаях обнаружения микробного загрязнения микробиолог обязан немедленно сообщить начальнику цеха.
6.2. При обнаружении микроорганизмов в смывах с оборудования по распоряжению начальника цеха немедленно провести дезинфекцию по приложению 1.
6.3. При обнаружении микробов кишечной группы и Рs. aeruginosa в смывах с рук персонала, сообщить начальнику цеха, провести внеочередной инструктаж по санитарному минимуму и обязать персонал более тщательно обрабатывать руки.
6.4. В случае обнаружения интенсивного газообразования в готовом креме, вызванного микробами кишечной группы, всю партию подвергнуть термической обработке не менее 30 мин при 80-90° и проверить на стерильность. При отсутствии микроорганизмов в термически обработанной партии, представляющей определенную ценность, разрешается ее использование при приготовлении новых косметических изделий по усмотрению главного технолога или главного косметолога предприятия.
6.5. При обнаружении заражения продукции микроорганизмами, не вызывающими ее видимых изменений, но опасных для человека St. aureus (золотистый стафилококк) и Ps. aeruginosa (синегнойная палочка), на всю партию наложить 2-недельный карантин, в течение которого должна наступить гибель микроорганизмов под действием консерванта. По истечении этого срока провести повторный высев. Если микроорганизмы погибли, то партию можно отправить в торговую сеть, в противном случае необходимо поступить в соответствии с п. 6.4.
Зав. начальника Союзпарфюмерпрома |
Е.Г. Золотарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция по проведению санитарно-гигиенических мероприятий на парфюмерно-косметических предприятиях Союзпарфюмерпрома МПП СССР (утв. Минпищепромом СССР 26 мая 1983 г.)
Текст инструкции приводится по изданию Министерства пищевой промышленности СССР (Москва, 1983 г.)
Инструкция разработа во ВНИИСНДВ
Директор ВНИИСНДВ, к.т.н В.Н Бушующий
Зам. директора по научной части косметической отрасли, к.х.н. А.Л. Войцеховская
Зав. лабораторией токсикологии косметического сырья и синтетических продуктов, к.м.н. Н.В. Мигукина
Старший научный сотрудник, к.т.н. В.А. Янсон
Старший научный сотрудник, к.б.н. Н.К. Просветова
От Харьковского комплексного отдела химии и технологии косметического производства ВНИИСНДВ С.Н. Глушко
Старший научный сотрудник, к.б.н. М.Г. Добжинская