Представление Счетной палаты РФ от 2 июня 2015 г. N ПР 09-94/09-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год" в Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), федеральном бюджетном учреждении "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" (далее - ФБУ "Авиалесоохрана"), филиале федерального бюджетного учреждения "Российский центр защиты леса" "Центр защиты леса Ленинградской области" (далее - филиал ФБУ "Рослесозащита" - "ЦЗЛ Ленинградской области"), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 1213 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Рослесхоз как главный администратор и подведомственные администраторы не обеспечили поступление причитающихся к уплате неналоговых доходов и сокращение объема недоимок. В результате недоимка по платежам в федеральный бюджет (разница между установленной на соответствующий период суммой платежей по заключенным договорам и фактическим поступлением платежей) за отчетный период увеличилась на 544,9 млн. рублей (или 10,8%) и составила 5 595,8 млн. рублей.
2. В 2014 году Рослесхозу были предусмотрены бюджетные ассигнования на выполнение подведомственными Рослесхозу бюджетными учреждениями государственных заданий в объеме 2 129,1 млн. рублей, в том числе ФБУ "Авиалесоохрана" в объеме 790,2 млн. рублей.
Ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Рослесхоза, утвержденным приказом Рослесхоза от 26 июня 2012 г. N 268 (далее - Ведомственный перечень), для ФБУ "Авиалесоохрана" закреплены работы (услуги) по обеспечению готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров, не предусмотренные статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации, что привело к неправомерному формированию государственного задания.
Рослесхозом в течение 2014 года на выполнение работ по обеспечению готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров, (обеспечение деятельности федерального резерва), не отнесенных к полномочиям Рослесхоза, были направлены ФБУ "Авиалесоохрана" субсидии в размере 585,1 млн. рублей, что в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации свидетельствует о наличии признаков нецелевого использования средств федерального бюджета.
Выполнение мероприятий по организации охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров) в соответствии с положениями пункта 4 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исполняющими отдельные полномочия в области лесных отношений, в рамках и в пределах объемов финансирования в виде межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субвенций.
ФБУ "Авиалесоохрана" выполняет работы по тушению лесных пожаров по заявкам субъектов Российской Федерации, исполняющих отдельные полномочия в области лесных отношений в рамках государственных контрактов (договоров). Таким образом, ФБУ "Авиалесоохрана" привлекается к исполнению переданных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий субъектов Российской Федерации в части охраны лесов от пожаров (тушения).
Оценка эффективности осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий производится без учета привлечения средств федерального бюджета, направленных на обеспечение деятельности парашютной и десантно-пожарной службы ФБУ "Авиалесоохрана" (далее - ПДПС) в рамках государственного задания по выполнению работ по обеспечению готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.
В настоящее время ответственность за ликвидацию чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, не распространяется на результаты деятельности ПДПС (участие в тушении пожаров).
Уставом ФБУ "Авиалесоохрана" не предусмотрена деятельность по ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров. В то же время согласно служебным заданиям для направления в командировку сотрудников ПДПС целью командировки является ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации. В отчете о выполнении задания независимо от наличия факта прекращения чрезвычайной ситуации в субъекте Российской Федерации указывается, что задание выполнено.
3. Рослесхоз как главный распорядитель средств федерального бюджета делегировал полномочия по размещению государственных заказов и заключению государственных контрактов ФГКУ "Рослесресурс". Вместе с тем в 2014 году Рослесхоз ненадлежащим образом выполнял бюджетные полномочия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по обеспечению результативности использования средств федерального бюджета.
Кроме того, передача указанных полномочий содержит высокие коррупционные риски, поскольку выводит из сферы ответственности Рослесхоз, который определяет финансовые параметры государственного заказа, принимает работы, но при этом не подписывает государственные контракты и акты выполненных работ.
3.1. Вследствие неэффективного исполнения ФГУП "Рослесинфорг" государственных контрактов общей стоимостью 1 706,9 млн. рублей (от 27 февраля 2014 г. N Р-ЗК-14/1, от 27 февраля 2014 г. N Р-4К-14/1, от 2 декабря 2014 г. N Р-12К-14/1) по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных участках, в рамках проведения мероприятий по землеустройству и землепользованию, на кадастровый учет поставлено 32,7 млн. гектаров участков, или 82,2 процента от поданных в органы государственного кадастрового учета документов, что свидетельствует о недостаточном качестве проведенной работы.
В результате ненадлежащего контроля за ходом исполнения работ по постановке на кадастровый учет лесных участков Рослесхозом оплачены работы, не имеющие конечного результата - постановки на кадастровый учет лесных участков на площади 6,7 млн. гектаров на сумму 238,2 млн. рублей. Непостановка на кадастровый учет запланированного государственными контрактами количества лесных участков ежегодно приводит к недостижению плановых значений показателя "Доля площади земель лесного фонда, поставленной на кадастровый учет, в общей площади земель лесного фонда" государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства в 2013-2020 годы". Так, в 2014 году при планируемом значении данного показателя в 27,3 процента фактическое исполнение составило 24,8 процента.
Ввиду отсутствия в условиях контрактов обязанности исполнителя по получению в органах кадастрового учета кадастровых паспортов и передаче их заказчику Рослесхозом ежегодно оплачивается до 20 процентов некачественно выполненных работ (в 2013 году не поставлено на кадастровый учет 13 процентов площади),
3.2. В 2014 году Рослесхозом без достижения результата использованы средства федерального бюджета, направленные на проведение дистанционного мониторинга использования лесов, в размере 136,5 млн. рублей, что является следствием проведения мониторинга использования лесов и установления фактов нарушений лесного законодательства прошлого периода, а также неэффективной работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предъявлению и возмещению подтвержденного ущерба.
Выявляемый по результатам дистанционного мониторинга использования лесов ущерб от нарушений лесного законодательства является предполагаемым и не может быть использован без дальнейшего подтверждения по результатам натурных обследований. Натурное обследование проводится в рамках государственного лесного контроля органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по фактам нарушений лесного законодательства прошлого периода (более полугода), что исключает возможность сбора законодательной базы для подтверждения факта незаконной рубки конкретным лицом и оперативного принятия решений. Выявленные объемы незаконных рубок по лесопользователям не являются законным юридическим основанием для принятия соответствующих мер реагирования правоохранительными органами.
По состоянию на 1 августа 2014 года размер возмещения выявленного ущерба от нарушений лесного законодательства составил 0,8 млн. рублей, или 0,1 процента ущерба от нарушений лесного законодательства, выявленного в 2013 году в ходе дистанционного мониторинга использования лесов на территории Российской Федерации (859,8 млн. рублей).
Таким образом, средства федерального бюджета, направленные Рослесхозом на проведение дистанционного мониторинга, в размере 136,5 млн. рублей использованы без достижения результата.
3.3. По государственному контракту от 12 декабря 2013 г. N Р-13К-13/1, заключенному Рослесхозом с ФГБОУВПО "Московский государственный университет леса" общей стоимостью 2,0 млн. рублей (в том числе в 2014 году - 1,3 млн. рублей), приняты и оплачены работы по теме "Научный анализ лесоводственной и экономической эффективности арендных отношений при заготовке древесины", включающие информационные и отчетные материалы (Лесного плана Тверской области, лесохозяйственных регламентов, основные положения договоров аренды лесных участков) и содержание которых не соответствует понятийному аппарату научно-исследовательской деятельности, определенному статьей 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
3.4. ФГУП "Рослесинфорг" в рамках исполнения государственного контракта от 4 марта 2014 г. N Р-7К-14/1, заключенного с ФГКУ "Рослесресурс", "Оказание в 2014 году Федеральному агентству лесного хозяйства услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий", по договору от 4 марта 2014 г. N 23-р-14/339 "Разработка пакета информационно-методических материалов с обеспечением единого подхода к осуществлению деятельности учреждений, подведомственных Рослесхозу, в целях реализации Программы повышения эффективности управления общественными финансами по вопросам планирования и исполнения федерального бюджета и оказания государственных услуг Федеральным агентством лесного хозяйства и его подведомственной сети в 2014 году" оплатило ООО "АБК" (соисполнитель) работы низкого качества, представляющие собой компиляцию действующих нормативных правовых актов и не отражающие специфику финансово-хозяйственной деятельности Рослесхоза и его территориальных органов, в объеме на сумму 3,4 млн. рублей, что не обеспечивает эффективное использование средств федерального бюджета.
3.5. По договору от 15 июля 2014 г. N 23р-14/358 "Разработка Методических рекомендаций по внутреннему аудиту и внутреннему контролю, а также разработка Учетной политики Рослесхоза и его подведомственной сети в рамках применения федеральных стандартов бухгалтерского учета для государственного сектора" ФГУП "Рослесинфорг" оплачены ООО "АБК" (соисполнитель) работы (информационно-методические материалы, проекты ведомственных актов), результаты которых впоследствии Рослесхозом не использованы и разработанные ведомственные акты по которым не приняты, на сумму 3,6 млн. рублей.
3.6. По договору от 14 октября 2014 г. N 14-14/525 согласно акту выполненных работ ФГУП "Рослесинфорг" оплачены услуги ООО "Техно-Арт" (соисполнитель) по эксплуатации (обеспечению функционирования и настройке программного обеспечения) сайта без признаков, указывающих на его принадлежность Рослесхозу или его подведомственным учреждениям, на сумму 1,8 млн. рублей. Срок выполнения услуг составляет 2 месяца.
ФГУП "Рослесинфорг" в течение 2014 года на постоянной основе выполняло работы по обеспечению функционирования официального интернет-сайта Федерального агентства лесного хозяйства (акты от 16 апреля 2014 г. N 1, от 23 апреля 2014 г. N 1, от 16 мая 2014 г. N 2, от 26 мая 2014 г. N 2, от 24 сентября 2014 г. N 3, от 2 октября 2014 г. N 3, от 7 ноября 2014 г. N 4, от 27 ноября 2014 г. N 4).
При этом обоснованность заключения ФГУП "Рослесинфорг" договора с ограниченным сроком действия с третьими лицами при выполнении самим ФГУП "Рослесинфорг" аналогичных работ на постоянной основе отсутствует.
4. В ходе проверки качества формирования и исполнения государственных заданий подведомственных Рослесхозу федеральных бюджетных учреждений установлено следующее:
В нарушение требований пункта 13 (1) Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, формирование обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2014 год по 611 виду расходов осуществлялось без учета нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества, и в целом плановые объемы субсидий, утверждаемые на 2014 год в обоснованиях бюджетных ассигнований на выполнение государственных работ (услуг) не обоснованы, что противоречит пункту 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Нормативные затраты на оказание единицы государственной услуги (работы) исчислялись обратным путем исходя из доведенного объема субсидии на оказание государственной услуги (работы) и объема государственной работы (услуги).
Кроме того, по ряду государственных работ (услуг) объем государственного задания установлен в отсутствие обосновывающих документов.
5. В ходе проверки бюджетных смет установлены нарушения требований к их составлению и ведению, определенных приказами Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений" и Рослесхоза от 22 декабря 2010 г. N 501 "О Порядке составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства". В частности, отсутствуют даты утверждения смет (департаменты лесного хозяйства по Приволжскому, Дальневосточному, Сибирскому, Центральному федеральным округам и ФГКУ "Центррезерв"); сметные назначения по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации не соответствуют показателям бюджетной росписи и лимитам бюджетных обязательств (Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу); сметы не заверены гербовой печатью (департаменты лесного хозяйства по Дальневосточному и Уральскому федеральным округам и ФГКУ "Центррезерв").
6. В отношении формирования и использования иных субсидий установлены следующие нарушения.
6.1. В соглашениях Рослесхоза с федеральными бюджетными учреждениями не отражены условия предоставления целевых субсидий и порядок возврата сумм, использованных учреждением, в случае выявления нарушений целей и условий их предоставления, что противоречит пункту 6 Правил предоставления Федеральным агентством лесного хозяйства в 2012 - 2014 годах из федерального бюджета субсидий подведомственным федеральным государственным бюджетным учреждениям на иные цели, утвержденных приказом Рослесхоза от 23 августа 2012 г. N 366;
6.2. В проверяемый период Рослесхозом допущено использование бюджетных средств, предоставленных филиалу ФБУ "Рослесозащита" - "ЦЗЛ Ленинградской области" в виде субсидии на иные цели в объеме 0,5 млн. рублей на работы по государственному мониторингу воспроизводства лесов, в отсутствие указанного вида работ в уставе учреждения.
7. В ходе проверки установлены следующие нарушения и недостатки в ходе формирования федерального бюджета:
7.1. Проверка реестра расходных обязательств показала преимущественное отсутствие в нем ссылок на соответствующие положения (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) законов и иных нормативных правовых актов, обуславливающих включение обязательств в реестр, что противоречит требованиям статьи 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Установлены случаи полного отсутствия в реестре расходных обязательств указания на наименование нормативных правовых актов.
7.2. При внесении изменений в сводную бюджетную роспись и в лимиты бюджетных обязательств на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов Рослесхозом не вносились изменения в обоснования бюджетных ассигнований, в том числе по видам расходов 611 "Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)" и 612 "Субсидии бюджетным учреждениям на иные цели".
7.3. При формировании и представлении в Федеральное казначейство прогноза кассовых выплат по расходам федерального бюджета на 2014 год и на текущий месяц с января по март 2014 года Рослесхозом применялся утративший силу Порядок составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденный приказом Минфина России от 27 ноября 2007 г. N 120н. При внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов" Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 201-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" прогноз кассовых выплат по расходам федерального бюджета на текущий финансовый год и прогноз кассовых выплат по расходам федерального бюджета на текущий месяц не составлялись и в Федеральное казначейство не направлялись, что противоречит требованиям пункта 5.3 Порядка составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденного приказом Минфина России от 9 декабря 2013 г. N 117н.
8. Рослесхоз до 1 февраля 2014 года не в полном объеме распределил по подведомственным распорядителям, получателям средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг, что противоречит требованиям пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 1213 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
9. В 2014 году заключение контрактов в рамках реализации Соглашения от 8 июля 2013 г. о займе N 8197-RU между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках проекта "Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России" произведено в отсутствие оценки эффективности использования и расходования бюджетных средств и обоснований формирования первоначальной цены контрактов. В ходе выборочного анализа стоимости приобретаемого оборудования и товаров по отношению к среднерыночным ценам аналогичных товаров, действующим на территории Российской Федерации (с учетом официального курса доллара, установленного Центральным банком России на соответствующую дату) установлено завышение стоимости отдельных поставляемых товаров поставщиками в размере от 36% до 440%, или на сумму 71,5 млн. рублей, что привело в нарушение требований подпункта 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации к нерезультативному расходованию бюджетных средств.
В ходе анализа эффективности использования заемных средств и средств софинансирования в рамках проекта отмечаются неэффективная реализация указанного проекта и отсутствие государственного контроля на всех стадиях: отсутствуют утвержденный порядок и критерии оценки эффективности проекта; потребность в оснащении оборудованием определялась без учета имеющегося в подведомственных Рослесхозу учреждениях, а также приобретаемого в рамках контрактов для специализированных бюджетных учреждений, оказывающих в субъектах Российской Федерации работы (услуги) по охране лесов от пожаров; не соблюдаются сроки поставки товаров и оборудования; не обеспечен контроль использования имущества (приобретенное за счет средств займа оборудование частично не установлено, не внедрено и находится на складах); отсутствуют документооборот и контроль делопроизводства по проекту.
10. В нарушение требований пункта 7.4 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 N 837, Рослесхозом при отсутствии обосновывающих документов дополнительно выделены субъектам Российской Федерации (Нижегородской, Калужской, Волгоградской областям, Алтайскому краю и др. субъектам) средства федерального бюджета из нераспределенного резерва субвенций на исполнение отдельных полномочий в области лесных отношений на сумму 91,25 млн. рублей.
11. Рослесхозом в нарушение подпункта "а" пункта 14 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63, осуществлена постановка Воробьева Р.А. на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения без надлежащей проверки документов, являющихся основанием для расчета размера субсидии.
В учетном деле информация о наличии/отсутствии у указанного сотрудника жилых помещений, право собственности на которые могло возникнуть у него до и после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", отсутствует. Комиссией учтена информация о наличии/отсутствии жилых помещений только на дату получения запроса.
В результате решение жилищной комиссии Рослесхоза о постановке на учет и выделении Воробьеву Р.А. субсидии на приобретение жилья в размере 6,3 млн. рублей было принято на основании представленных им заведомо неверных сведений об имуществе, без проведения соответствующей проверки,
12. В ходе проверки установлены нарушения при использовании имущества, находящегося в федеральной собственности:
12.1. Рослесхоз в проверяемый период неэффективно осуществлял полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций (в том числе имущества подведомственных учреждений), и функции по контролю за использованием имущественного комплекса, закрепленные пунктом 5.2 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736.
12.1.1. В нарушение подпункта "а" пункта 3 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834, решение о списании федерального имущества, непригодного для дальнейшего использования по целевому назначению, не принималось, в связи с чем в реестре федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Рослесхозом и подведомственными учреждениями, числятся нефинансовые активы, не используемые в деятельности учреждения (техника и оборудование, жилые и административные здания, воздушные транспортные средства).
Так, по состоянию на 1 января 2015 года на балансе ФБУ "Авиалесоохрана" числятся объекты (8 жилых домов, 5 производственных зданий, 5 самолетов АН-2 и др.), не используемые в деятельности учреждения.
По результатам анализа целевого назначения имущества, числящегося на балансе ФБУ "Авиалесоохрана", отмечается наличие нефинансовых активов, не связанных с деятельностью учреждения, что противоречит пункту 4.6 Устава ФБУ "Авиалесоохрана", утвержденного приказом Рослесхоза от 5 сентября 2011 г. N 384, устанавливающему, что имущество учреждения должно использоваться исключительно для достижения целей учреждения, определенных уставом. Например, на балансе числится здание общежития, используемое для проживания граждан, не являющихся сотрудниками ФБУ "Авиалесоохрана", расположенное по адресу: Московская область, п. Правдинский, ул. Матросова, д. 18, переданное согласно распоряжению Рослесхоза от 26 апреля 2012 г. N 29-р по акту приема-передачи с баланса ФГУ "Мособллес" на баланс ФБУ "Авиалесоохрана", а также склад лесных семян (Ожерелье плодопитомник), переданный на баланс ФБУ "Авиалесоохрана" на основании распоряжения Рослесхоза от 16 февраля 2012 г. N 12-р.
За ФБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства" числится неиспользуемая новая спецтехника и тракторы, приобретенные в 2011 - 2012 годах, стоимостью 123,9 млн. рублей (мульчеры самоходные, валочносучкорезнораскряжевочные машины, тракторы).
12.1.2. Рослесхозом не обеспечена государственная регистрации права оперативного управления на 2 158 единиц имущества, в том числе по 559 единицам недвижимого имущества, в органах Росреестра в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
12.2. По состоянию на 1 января 2014 года и 1 января 2015 года на балансе ФБУ "Авиалесоохрана" числятся принятые к учету объекты незавершенного строительства (гаражи), строительство которых начиналось в 90-е годы на муниципальной территории для собственных нужд учреждения, на сумму 0,8 млн. рублей. При этом отсутствуют акты о передаче объекта строительства, а также информация о наличии и реальном состоянии объектов незавершенного строительства, что свидетельствует о формальном подходе к проведению в ФБУ "Авиалесоохрана" инвентаризации.
12.3. На балансе ФБУ "Авиалесоохрана" числятся финансовые вложения в акции ОАО "Возрождение", что противоречит пункту 14 статьи 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
13. В ходе проверки установлены следующие нарушения и недостатки при осуществлении государственных закупок:
13.1. План-график заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещен Рослесхозом на сайте zakupki.gov.ru с нарушением установленных пунктом 5 Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденного совместным приказом Минэкономразвития России и Федеральным казначейством от 27 декабря 2011 г. N 761/20н, сроков более чем на полгода.
13.2. При формировании начальной (максимальной) цены контрактов по текущему ремонту здания (ремонту туалетов, установке противопожарных дверей, текущему ремонту кровли, огнезащитной пропитке кровли) был применен проектно-сметный метод, при котором расчет стоимости материалов, не предусмотренных федеральными единичными расценками, производится с использованием информации, размещенной в прайс-листах фирм-изготовителей (поставщиков). Вместе с тем при проверке выявлено отсутствие расчетов стоимости материалов, не предусмотренных федеральными единичными расценками для выполнения работ по ремонту, на общую сумму 4 млн. рублей, в том числе по государственному контракту от 19 августа 2014 г. N НК-19/32к - 1,5 млн. рублей, от 23 декабря 2014 года N НК-19/74к - 0,8 млн. рублей, от 23 декабря 2014 года N НК-19/76к - 1,7 млн. рублей, что является нарушением требований, установленных статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Информационных карт аукционов, так как расчет осуществлялся не в соответствии с пунктом 4.24 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1.
13.3. Рослесхозом при формировании сметы на выполнение работ по текущему ремонту туалетов (государственный контракт от 19 августа 2014 г. N НК-19/32к) в нарушение пункта 4.12 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 15/1, не учитывалась величина возвратных сумм по стоимости пригодных для повторного применения материалов и изделий, полученных при разборке конструкций.
13.4. В нарушение условий, определенных пунктом 6.10 государственных контрактов от 19 августа 2014 г. N НК-19/32к и от 23 декабря 2014 г. N НК-19/74к и N НК-19/76к Рослесхоз принял работы у подрядной организации ООО "Медтехстрой" по текущему ремонту здания без исполнительной документации.
14. Рослесхозом не приняты достаточные меры по эффективному функционированию автоматизированной информационной системы "Государственный лесной реестр" (далее - АИС ГЛР), что не способствует обеспечению Рослесхоза и пользователей различного уровня достоверной информацией о состоянии лесов в Российской Федерации.
При этом низкое качество информации, содержащейся в АИС ГЛР, создает риски недостоверности государственного мониторинга воспроизводства лесов, проводимого ФБУ "Рослесозащита" с использованием данных АИС ГЛР.
15. В нарушение пункта 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний финансовый аудит в Рослесхозе в проверяемый период не осуществлялся.
16. В нарушение абзаца первого Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" Рослесхоз не вносил предложений о сокращении численности штатного расписания. В 2014 году, как и на протяжении всего срока деятельности с момента реорганизации центрального аппарата Рослесхоза и его территориальных органов, несмотря на неукомплектованность их штатного расписания, средства федерального бюджета на содержание Рослесхоза и системы территориальных органов выделялись в полном объеме.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству лесного хозяйства предлагается следующее:
1. Принять меры по осуществлению контроля за качеством приемки ФГКУ "Рослесресурс" работ и услуг, выполняемых исполнителями и соисполнителями в рамках государственных контрактов, срок исполнения которых запланирован на 2015 год.
2. Принять меры по повышению качества формирования в 2015 году бюджетных смет, государственных заданий и планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Рослесхозу учреждений, в том числе по формированию объемов работ (услуг) в соответствии с обосновывающими нормативными правовыми и ведомственными актами.
3. Провести инвентаризацию федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Рослесхозом и подведомственными ему учреждениями, а также принять меры по обеспечению регистрации прав на недвижимое имущество.
4. Принять меры по повышению качества формирования реестра расходных обязательств и заполнения форм обоснований бюджетных ассигнований.
5. Обеспечить контроль за реализацией проекта "Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России".
6. Принять меры по передаче здания общежития, находящегося на балансе ФБУ "Авиалесоохрана", в муниципальную собственность.
7. Обеспечить осуществление внутреннего финансового аудита, предусмотренного пунктом 4 статьи 160.2-1. Бюджетного кодекса Российской Федерации.
8. Привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения в ходе исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 18 мая 2015 г. N 20К(1031).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах по пунктам 1, 2, 4, 5, 7 и 8 необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 30 календарных дней со дня его получения, по пунктам 3 и 6 - в течение 120 дней.
В рамках контроля исполнения представления прошу ежемесячно (в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным) информировать Счетную палату Российской Федерации о степени устранения выявленных нарушений и недостатков.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 2 июня 2015 г. N ПР 09-94/09-03
Текст представления официально опубликован не был