Основные направления развития НЭБ
Введение
В условиях социальных перемен, новых экономических вызовов, повышающейся роли сети Интернет и цифровых технологий в создании и дистрибуции научного, образовательного и культурного контента серьезной задачей становится поддержка и развитие благоприятной для становления личности информационной среды. Благоприятная информационная среда должна обеспечить через сеть Интернет доступ гражданам России к национальным цифровым информационным и культурным ресурсам, оцифрованным библиотечным и музейным коллекциям, цифровым архивам и другому мультимедийному контенту.
Необходимо формировать единое общее национальное электронное пространство знаний, в котором, с учетом авторских и лицензионных прав, содержатся произведения должным образом описанные и каталогизированные, выверенные экспертами и профессиональным сообществом на предмет актуальности, качества содержания и языка. Таким пространством должна стать Национальная электронная библиотека.
Информационная грамотность становится критичным фактором для успеха личности в современном мире и для общественного развития в целом. Совокупность навыков по поиску, объективной оценке, организации и использованию информации требует постоянного обучения и самосовершенствования с учетом имеющегося лучшего опыта. При этом значительная роль в воспитании информационной грамотности в цифровую эпоху должна отводиться библиотекам, как важнейшим институтам работы с информацией и знаниями.
Все большее количество произведений искусства, явлений культуры и научных достижений изначально формируются в электронном виде. Аудиовизуальные документы, электронные книги, сайты, социальные сети стали ценнейшими массивами информации. Выявление, каталогизация и сохранение электронных ресурсов русскоязычного сегмента сети Интернет также должны способствовать формированию благоприятной для становления личности информационной среды.
Концепция Национальной электронной библиотеки (далее - Концепция) разработана в целях:
- создания условий для координации усилий органов государственной власти, библиотек федерального, регионального и муниципального ведения, библиотек образовательных и научных учреждений, авторов и правообладателей в создании единого национального пространства знаний, формировании благоприятной информационной среды;
- расширения возможностей граждан на доступ к проверенной, надежной и актуальной информации через сеть Интернет;
- развития механизмов контроля и управления над деятельностью по оцифровке библиотечных фондов и созданию электронных ресурсов за счет бюджетов всех уровней.
Концепция направлена на повышение эффективности и результативности приоритетных мероприятий по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части поручений по вопросам библиотечного дела.
Концепция закрепляет ключевые направления деятельности Национальной электронной библиотеки, ее основные механизмы (инструменты). Концепция призвана стать основой системного подхода органов исполнительной власти и профессионального сообщества в деле формирования единого национального пространства знаний, благоприятной информационной среды.
Заинтересованные ведомства, их подведомственные службы, агентства и организации используют механизмы (инструменты), предусмотренные Концепцией, для повышения эффективности и качества мероприятий по формированию и использованию электронных ресурсов образовательной, культурной и научной тематики.
Назначение и обоснование необходимости принятия Концепции
Планы оцифровки фондов, социально значимых документов, создания цифровых коллекций реализуют все федеральные библиотеки Министерства культуры Российской Федерации, библиотеки Министерства образования и науки Российской Федерации, других ведомств, региональные, отраслевые и частные библиотеки.
В настоящее время русскоязычный сегмент сети Интернет насчитывает до 3 тысяч электронных библиотек и справочно-информационных ресурсов различного целевого и функционального назначения, причем большая часть из них создана негосударственными организациями и с частым нарушением законодательства Российской Федерации.
С 2004 г. началась реализация проекта Национальной электронной библиотеки (НЭБ), инициированного Российской государственной библиотекой (РГБ) и Российской национальной библиотекой (РНБ). Позднее к ним присоединилась Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ России). В настоящее время основную часть фондов НЭБ составляют электронные ресурсы этих библиотек, общий объем которых на начало 2014 г. составил около 1,3 млн полнотекстовых документов. Кроме того, реализуются мероприятия по созданию сети электронных читальных залов, которых на начало 2014 г. насчитывается около 570.
Однако, сформировать единое информационное пространство национального масштаба невозможно только силами отдельных библиотек, а также исключительно путем создания информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. Только вовлечение широкого круга библиотек, авторов, правообладателей и профессионального сообщества в наполнение распределенного фонда позволит решить эту задачу.
Попытки включения библиотек Российской Федерации в систему цифровых коммуникаций до сих пор не принесли должного социального эффекта. Создаваемые в результате оцифровки фондов библиотек коллекции формируются бессистемно, фрагментарно, при частом дублировании используемых источников. Отсутствуют единые подходы к оцифровке документов и требования к качеству цифровых копий, поисковым возможностям и сервисным функциям используемых программных оболочек, приобретаемым лицензионным правам.
Созданные цифровые коллекции далеко не всегда гармонично встроены в систему библиотечного обслуживания, отсутствует единая система учета обращений к документам в цифровой форме. Читатели зачастую не получают доступа к имеющимся ресурсам по причине их разрозненности и нерешенности многих технических вопросов (например, затруднен доступ с мобильных устройств). Серьезный барьер - действующие правовые нормы, нередко вынуждающие библиотеки ограничивать доступ даже к изданиям, относящимся к общественному достоянию. Все это крайне затрудняет использование имеющихся цифровых ресурсов библиотек и фактически не обеспечивает конституционные права граждан страны на свободный, равный и всеобщий доступ к социально значимой информации научного, образовательного и историко-культурного характера. Реализуемые различными ведомствами отдельные задачи и мероприятия зачастую оказываются неэффективными.
Среди проблем можно выделить следующие:
- отсутствие единой интернет-библиотеки, обеспечивающей единую точку доступа и набор современных сервисов для пользователей;
- отсутствие единого электронного читательского билета, с возможностью получения его удаленно, используя механизмы Электронного Правительства (в частности, ЕСИА);
- ограниченность фондов НЭБ только произведениями научной тематики;
- отсутствие в фондах НЭБ фондов библиотек регионального и муниципального ведения, библиотек научных и образовательных учреждений, мультимедийного контента;
- бессистемность формирования фондов, оцифровки коллекций, дублирование усилий и расходов по оцифровке;
- отсутствие единой системы статистики и отчетности;
- отсутствие системы биллинга и возможности оказания возмездных услуг для привлечения широкого круга правообладателей.
Таким образом, разработка комплексного и системного подхода к формированию единого национального электронного пространства знаний, преобразование проекта Национальной электронной библиотеки в единую организационную и технологическую систему, позволяющую гармонично интегрировать всю библиотечную сеть России, широкое профессиональное сообщество в единое электронное пространство является своевременной и актуальной задачей.
Концепция ставит своей целью устранение существующих несоответствий и противоречий в создании единого культурного, библиотечно-информационного пространства страны, а также решение задачи обеспечения необходимой эффективности государственных затрат в данной области.
Системный подход к формированию единого национального электронного пространства знаний, развитию благоприятной для становления личности цифровой среды достигается путем реализации следующих ключевых направлений:
- организации наполнения распределенного фонда НЭБ;
- организации единой точки доступа к фонду;
- ресурсное обеспечение реализации Концепции.
Приложением к Концепции является дорожная карта по реализации основных мероприятий. Дорожная карта должна регулярно обновляться с целью учета появляющихся рекомендаций и изменений в законодательстве, технологической и методической сфере.
Организация наполнения распределённого фонда НЭБ
В контексте единого национального электронного пространства знаний под фондом понимается совокупность оцифрованных библиотечных фондов, электронной информации, мультимедийного контента, электронных архивов. Формирование фонда подразумевает его распределённость, т.е. возможность участников проекта обеспечивать создание, каталогизацию, подключение, использование и хранение собственных ресурсов. В распределенный фонд входят как полнотекстовые (или мультимедийные) электронные ресурсы для доступа через сеть Интернет, так и библиографическая информация, в том числе информация о местонахождении той или иной книги в библиотечной сети Российской Федерации.
Системный подход в организации наполнения распределенного фонда включает следующие механизмы (инструменты):
использование только проверенного, надежного и профессионально подготовленного контента;
четкое соблюдение законодательства в области защиты авторских прав;
закрепление единых правил и форматов оцифровки, хранения и распространения документов;
создание единого каталога НЭБ на основе Сводного каталога библиотек России (СКБР), подключение фондов через единый каталог;
использование единых правил каталогизации на основе международных и российских стандартов библиографических метаданных;
использование единого каталога для координации деятельности по оцифровке и созданию электронных коллекций;
создание реестра правообладателей и определенных моделей взаимодействия с авторами и правообладателями, в том числе для оказания возмездных услуг (включая модель ограниченных конкурентных просмотров);
создание общей системы нормативно-справочной информации;
разработку и использование научных и методических рекомендаций по приоритетам наполнения фонда;
разработку нормативов по включению в фонд НЭБ научных произведений, созданных за счет бюджетного финансирования, в том числе в рамках выполнения государственных заданий;
обеспечение долгосрочного хранения и использования фонда НЭБ.
Перечень механизмов (инструментов) организации наполнения фонда не является исчерпывающим и может дополняться в установленном порядке на основе изучения лучшего отечественного и зарубежного опыта, а также по усмотрению компетентных органов государственной власти.
Крайне важным является включение в фонд современных, актуальных произведений и документов в удобном для пользователей формате.
Для авторов, издателей, правообладателей НЭБ должен предоставить возможностью увеличить доступность своих произведений в цифровом виде, при возможности получения экономической выгоды.
Для обеспечения постоянной технологической доступности фонда, его индексирования, навигации и надежного хранения формируется состав основных участников НЭБ, за которыми закрепляются эти обязанности. Обязанности основных участников разделяются по функционально-тематическому принципу и закрепляются в соответствующих правовых и нормативных актах.
Хранение фонда должно быть обеспечено на программно-аппаратных комплексах, расположенных на территории Российской Федерации.
Доступ к фонду
Национальными библиотеками Российской Федерации накоплен значительный опыт в области электронных библиотек, проведена большая работа по формированию сети электронных и виртуальных читальных залов, через которые читатели имеют доступ к фонду НЭБ.
Основной задачей перспективного развития НЭБ является создание единой интернет-библиотеки России, единой точки доступа (условного и условно-свободного) к распределенным фондам через сеть Интернет и мобильные приложения. Системный подход в организации доступа к фонду включает следующие механизмы (инструменты) и принципы:
централизованная навигация и поиск по полным текстам и библиографическим записям распределенного фонда;
доступ к фонду через интернет-портал и мобильные приложения, с учетом ограничений, связанных с авторскими правами;
создание единого электронного читательского билета и возможности его дистанционного получения с использованием Единой системы идентификации и аутентификации;
обеспечение доступа к полному фонду НЭБ образовательных и научных организаций;
создание единой системы статистики и отчетности;
разработка системы биллинга и возмездных сервисов;
разработка личных кабинетов читателей, библиотек и правообладателей, создание удобных и актуальных сервисов;
включение библиотек в систему удаленного консультирования пользователей;
унификация и стандартизация технологических решений, организация сети распределенных автоматизированных рабочих мест для формирования и управления фондом.
Перечень механизмов (инструментов) по организации доступа к фонду не является конечным. Необходима разработка дорожной карты развития единого портала НЭБ, учитывающей опыт эксплуатации, оценку пользователей, меняющийся технологический ландшафт.
В разработке программных средств единого портала НЭБ необходимо предусмотреть преимущественное использование отечественных технологий.
Использование НЭБ в научных, учебных и социальных целях
Исходя из необходимости обеспечить единство общего и профессионального образования, образования на протяжении всей жизни, развитие электронных сервисов для дальнейшего развития сферы науки и образования является важнейшей задачей НЭБ, который будет реализовываться через инструментарий свободного доступа к научным и образовательным ресурсам НЭБ.
В фонд НЭБ, на приоритетной основе, должны включаться учебники и учебные пособия из федерального перечня рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию, а также труды научных учреждений, созданные на бюджетные средства. Будут разработаны взаимовыгодные модели сотрудничества между НЭБ, авторами, правообладателями и издателями, для обеспечения максимального доступа пользователей к ресурсам, имеющим научное и образовательное значение. Также, фонд НЭБ должен комплектоваться обязательным электронным экземпляром публикуемых книг, со свободным использованием в образовательных и научных целях.
Созданный технологический инструментарий должен обеспечить возможность авторам, научным и образовательным учреждениям публиковать свои работы, с определенными условиями доступа и использования.
Доступ к фонду НЭБ со стороны научных и образовательных (в том числе, и общеобразовательных) учреждений должен быть свободным и обеспечивать максимальное удовлетворение потребностей в проверенной, надежной и рекомендованной профессиональным сообществом информации.
Также необходимо развивать социальную функцию НЭБ. Социальное партнерство позволит раскрыть возможности НЭБ с большой пользой для общества, будет способствовать повышению ее авторитета и признания. Партнерские отношения могут базироваться на информационно-библиотечной составляющей. Социальными партнерами НЭБ могут выступать исполнительные органы государственной власти, общественные организации, медиа, образовательные учреждения, учреждения культуры и другие организации. Для НЭБ - это будет также стимулом к дальнейшему расширению спектра функций и сервисов, развитию организационной структуры.
НЭБ должен способствовать появлению новых партнерских связей, контактов, проектов. Вовлечение реальных и виртуальных пользователей в единое электронное пространство знаний должно обеспечивать формирование информационных потребностей, вкусов, предпочтений в безопасной информационной среде.
Ресурсное обеспечение реализации Концепции
Ресурсное обеспечение реализации Концепции включает в себя меры по нормативно-правовому, информационно-аналитическому, кадровому и финансовому обеспечению развития НЭБ, а также работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность библиотечной сферы.
Нормативно-правовое обеспечение предполагает разработку и принятие документов, определяющих организационно-правовую и технологическую структуру НЭБ, ее участников. Для организации функционирования НЭБ, формирования фонда и организации доступа необходимо разработать регламенты, справочники и соответствующие методические рекомендации. В частности, необходима разработка следующих документов:
положения о Национальной электронной библиотеке;
положения о едином портале Национальной электронной библиотеки;
методических указаний по формированию фонда НЭБ;
создание понятийного аппарата, в том числе с учетом внесения изменений в федеральные законы, регламентирующие библиотечную деятельность;
определение организационного статуса НЭБ.
Указанный список документов не является исчерпывающим и будет дополняться по мере развития НЭБ.
Информационно-аналитическое обеспечение включает в себя:
организацию межведомственной рабочей группы, периодических экспертных обсуждений планов и результатов реализации Концепции;
совершенствование системы статистики, включение в нее показателей деятельности НЭБ и электронных библиотечных сервисов;
включение задач по развитию НЭБ в планы заинтересованных ведомств.
Кадровое обеспечение развития НЭБ предусматривает:
определение в заинтересованных ведомствах (органах исполнительной власти) ответственных за реализацию Концепции должностных лиц;
создание и реализация программ повышения квалификации для участников НЭБ.
Реализация Концепции осуществляется органами исполнительной власти в рамках установленных полномочий и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Основным исполнителем является Минкультуры России, осуществляющее функции по выработке государственной политики в библиотечной сфере. Основные мероприятия по созданию единого портала НЭБ и формированию фондов библиотек ведения Минкультуры России проводятся в рамках Федеральной целевой программы "Культуры России 2011-2018" и государственной программы "Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы", наполнение фонда другими ведомствами организуются в рамках других федеральных и государственным программ. Также возможно использование механизмов государственно-частного партнерства.
Совершенствование законодательной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность библиотечной сферы, включает в себя:
внесение изменений в Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
внесение изменений в Федеральный закон от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов";
внесение изменений в базовый и отраслевой перечень государственных услуг заинтересованных ведомств, в частности - приказ Минкультуры России от 15.12.2010 N 781;
унификация государственных заданий библиотек различной ведомственной подчиненности в части электронных сервисов и услуг.
Статс-секретарь - заместитель |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция развития Национальной электронной библиотеки на 2014-2016 гг. (утв. Министерством культуры РФ 7 октября 2014 г.)
Текст документа официально опубликован не был