Определение Верховного Суда РФ от 11 апреля 2016 г. N 306-ЭС15-19675
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
рассмотрев жалобу (заявление) Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.04.2015 (судья Даншина Н.В.), постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 (судьи Телегина Т.Н., Камерилова В.А., Клочкова Н.А.) и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2015 (судьи Смоленский И.Н., Королёва Н.Н., Галиуллин Э.Р.) по делу N А12-47360/2014
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгоградэнерго" (далее - общество "Лукойл-Волгоградэнерго") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (переименовано в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области) о взыскании 5 159 749 рублей 80 копеек, из которых: 4 453 499 рублей 07 копеек неосновательного обогащения, 706 250 рублей 73 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.01.2012 по 25.03.2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет земельных ресурсов Администрации Волгограда, Департамент финансов Администрации Волгограда, Министерство финансов Волгоградской области.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.02.2015 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент финансов Администрации Волгограда, Комитет финансов Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.04.2015 исковые требования удовлетворены частично: с Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Комитет) за счет средств казны Волгоградской области в пользу общества "ЛУКОЙЛ- Волгоградэнерго" взыскано 5 145 642 рубля 01 копейка, из которых: 4 441 871 рубль 44 копейки неосновательного обогащения, 703 770 рублей 57 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.01.2013 по 25.03.2015. В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе, к Департаменту финансов Администрации Волгограда, Комитету финансов Волгоградской области отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2015, решение суда первой инстанции от 06.04.2015 изменено: с субъекта Российской Федерации - Волгоградской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации взыскано 5 145 872 рубля 25 копеек, из которых 4 439 621 рубль 52 копейки неосновательного обогащения и 706 250 рублей 73 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.01.2013 по 25.03.2015. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на неправомерность взыскания неосновательного обогащения и присужденных процентов, в связи с перераспределением в соответствии с Законом Волгоградской области от 19.12.2014 N 175-ОД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа город-герой Волгоград и органами государственной власти Волгоградской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и признании утратившими силу отдельных законов Волгоградской области" с 01.01.2015 полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена между субъектами.
Кроме того, заявитель указывает, что уплаченные обществом "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" денежные средства были распределены между различными бюджетами бюджетной системы, в связи с чем приобретателями неосновательного обогащения являются бюджеты публично-правовых образований в лице финансовых органов, а не арендодатель земельного участка.
В соответствии с Законом N 175-ОД Облкомимуществу с 01.01.2015 делегированы полномочия исключительно по распоряжению земельными участками, предоставленными для строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства.
С 01.01.2015 Облкомимущество осуществляет полномочия главного администратора только в отношении доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Волгограда, представленные для строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства.
Ввиду того, что арендуемый ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" земельный участок предоставлен не для строительства, а для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, Облкомимущество в настоящее время не является главным администратором доходов, поступивших по договору от 07.12.2006 N 8084, а поэтому не имел полномочий на исполнение обязательств по возврату или зачету излишне уплаченной арендной платы независимо от периода образования, в отличие от действующего главного администратора таких доходов- Администрации Волгограда в лице Департамента(комитета) земельных ресурсов Администрации Волгограда.
В связи с изложенным, статья 160.1 Бюджетного кодекса РФ, как полагает заявитель, к рассматриваемым отношениям не применима.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя по материалам истребованного дела, суд не находит оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Администрация Волгограда (арендодатель), в лице Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда, действующего на основании Положения о Комитете, утвержденного постановлением Администрации Волгограда от 29 апреля 2004 года N 542 "О создании Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда" и постановления Администрации Волгограда от 1 июля 2004 года N 853 "О делегировании прав ведения арендных отношений по земле в г. Волгограде", и открытое акционерное общество "Южная генерирующая компания - ТГК - 8" в лице филиала "Волгоградская генерация" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 07.12.2006 N 7084.
22.11.2010 внесены изменения в договор аренды земельного участка от 07.12.2006 N 7084 относительно наименования юридического лица - арендатора земельного участка, которым стало общество "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго".
В соответствии с законом Волгоградской области "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области" от 06.04.2012 N 33-ОД полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, осуществляется органом исполнительной власти, определяемом Правительством Волгоградской области.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 17.04.2012 N 28-п уполномоченным на распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Волгограде определено Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Постановлением Губернатора Волгоградской области "О мерах по реализации законов Волгоградской области от 23 октября 2014 N 131-ОД "О внесении изменений в Устав Волгоградской области от 24 февраля 2012 N 1-ОД" и от 23 октября 2014 N 132-ОД "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Волгоградской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Волгоградской области" от 5 ноября 2014 N 99 Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области переименовано в Комитет.
22.11.2013 Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (арендодатель на тот момент) уведомило арендатора о том, что размер арендной платы с 1 января 2013 установлен в сумме 29 537 рублей 04 копейки.
Данный расчета осуществлен в соответствии с принятым постановлением Администрацией Волгоградской области "Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" от 22.08.2011 N 469-п и постановления "Об установлении индексации, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" от 14.05.2013 N 424.
Постановлением Губернатора Волгоградской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Волгоградской области" от 20.11.2012 N 1127 утверждена кадастровая стоимость арендуемого обществом "ЛУКОЙЛ- Волгоградэнерго" земельного участка в размере 436 035 рублей 45 копеек.
Повторно исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, изменил решение первой инстанции в части причитающегося к взысканию размера неосновательного обогащения, рассчитанного с учетом постановления губернатора Волгоградской области от 14.05.2013 N 424 "Об установлении коэффициента индексации, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области" и соответствующих сумм процентов.
Определяя лицо, с которого подлежат взысканию присужденные суммы неосновательного обогащения и процентов, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что Постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.04.2012 N 222 утверждено положение о Министерстве по управлению государственным имуществом Волгоградской области, согласно которому Мингосимущество Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории Волгоградской области, осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области; Мингосимущество финансируется из областного бюджета, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета получателя бюджетных средств, гербовую печать, а также соответствующие бланки и штампы со своим наименованием (пункты 1.1, 2.3, 3.6, 3.7 положения).
Пунктом 2.31 положения закреплено, что Мингосимущество выполняет обязанности, связанные с исполнением им полномочий главного администратора (администратора) доходов областного бюджета и главного администратора (администратора) источников финансирования областного бюджета.
В силу положений статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджетов обладает следующими бюджетными полномочиями: принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно Приложению N 3 к Закону Волгоградской области от 27 декабря 2012 года N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" Мингосимущество Волгоградской области является главным администратором доходов областного бюджета в части доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 06.04.2012 N 33-ОД "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области" (далее - закон Волгоградской области от 06.04.2012 N 33-ОД) полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, осуществляется органом исполнительной власти, определяемом Правительством Волгоградской области.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 17.04.2012 N 28-п "Об органе исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченном на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области" Министерство определено в качестве органа исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Волгограде.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 19.12.2014 N 175-ОД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа город-герой Волгоград и органами государственной власти Волгоградской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и признании утратившим силу отдельных законов Волгоградской области" Закон Волгоградской области N 33-ОД утратил силу с 01.01.2015.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что взыскание долга производится с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно, а не с органов, выступающих от имени публично-правовых образований.
Как было установлено судами, исковые требования заявлены арендатором (обществом "Лукойл-Волгоградэнерго") о взыскании неосновательного обогащения в результате переплаты арендной платы за период с 01.01.2013 по 01.09.2013 по договору аренды земельного участка от 07.12.2006 N 7084.
Учитывая, что в спорный период Министерство являлось органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, на его счет перечислялись денежные средства за аренду земельного участка, доказательств перераспределения этих средств не представлено, у судов имелись правовые основания для удовлетворения требований за счет средств соответствующего публично-правового образования.
Доводы, приведенные Комитетом, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил:
отказать в передаче кассационной жалобы Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 11 апреля 2016 г. N 306-ЭС15-19675 по делу N А12-47360/2014
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2685/15
31.07.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3033/15
29.07.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4951/15
06.04.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-47360/14