1. Основания для разработки методических рекомендаций
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 8 Плана мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. N 2403-р, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 г. N 2570-р и адресованы образовательным организациям высшего образования, профессиональным образовательным организациям, субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим деятельность в физкультурной, спортивной и оздоровительной работе со студентами (Российскому студенческому спортивному союзу, Ассоциацией студенческих спортивных клубов России, студенческим спортивным лигам, аккредитованным федерациям по видам спорта), органам исполнительной власти различного уровня имеющим в своем ведении профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, работы с молодежью, физической культуры и спорта, муниципальным органам исполнительной власти в сфере образования, работы с молодежью, физической культуры и спорта.
На 2015/2016 учебный год, по данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации, осуществляли деятельность 2891 профессиональная образовательная организация и 896 образовательных организаций высшего образования, в которых обучалось 2180,2 тыс. и 4766,5 тыс. студентов соответственно.
В целях развития студенческого спорта в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в рамках Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101-р определены следующие задачи:
обеспечение преемственности программ физического воспитания в организациях образования, от дошкольников до студентов, сохранение обязательной формы физкультурного образования для студентов не менее 4-х часов обязательных занятий в неделю, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, и недельной двигательной активности в объеме не менее 8 часов и повышение эффективности проведения обязательных занятий физической культурой в системе образовательных организаций, совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов и увеличение числа молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
увеличение числа молодежи участвующих в массовых всероссийских пропагандистских кампаниях, улучшение просветительно-образовательной работы в образовательных организациях по пропаганде физической культуры и спорта, возможностей спортивно-оздоровительной деятельности в профилактике негативных социальных явлений, выполнение норм всероссийского физкультурно-спортивного комплекса обучающимися и студентами образовательных организаций;
обеспечение образовательных организаций объектами спорта, внедрение новых проектов образовательных организаций с обязательным строительством объектов спорта (спортивных залов, в том числе тренажерных, бассейнов, многопрофильных и комплексных плоскостных спортивных сооружений) и включение объектов спорта образовательных организаций во Всероссийский реестр объектов спорта;
организация ежегодного всероссийского смотра-конкурса на лучшую организацию спортивно-массовой работы среди обучающихся и студентов, внедрение в систему образовательных организаций мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, а также совершенствование перечня аккредитационных показателей деятельности вуза с учетом эффективности системы физического воспитания студентов и организации спортивно-массовой работы;
развитие молодежных общественных организаций в сфере физической культуры и спорта, создание в образовательных организациях спортивных клубов;
увеличение количества физкультурно-спортивных мероприятий среди учащихся и студентов, проведение раз в два года Всероссийских Универсиад по зимним и летним видам спорта;
повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта, профессиональной переподготовки с использованием современных средств и методов, подготовка кадров обслуживающего и технического персонала, а также персонала по подготовке и проведению спортивных мероприятий разного уровня, в том числе волонтеров.
В целях реализации мониторинга и контроля реализации Стратегии физической культуры и спорта до 2020 года со стороны Минспорта России предполагается привлечение к этой работе субъектов физической культуры и спорта - всероссийских физкультурно-спортивных организаций, в том числе общероссийских физкультурно-спортивных обществ.
Подпрограммой 1 "Развитие физической культуры и массового спорта" государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 302 от 15 апреля 2014 г., в целях мониторинга развития студенческого спорта в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в рамках, были определены соответствующие целевые индикаторы:
увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов дневной формы обучения до 80% к 2020 году;
увеличение доли образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, имеющих студенческие спортивные клубы, в общем количестве аккредитованных государственных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования до 60% к 2020 году;
увеличение численности обучающихся и студентов, отнесенных к специальным медицинским группам, посещающих специальные занятия физической культурой, до 95% к 2020 году и увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, в общей численности данной группы населения до 20% к 2020 году.
Мероприятия направленные на увеличение доли студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом так же отражены в рамках утвержденного 29 ноября 2014 года Распоряжения Правительства Российской Федерации N 2403-р об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - ОГМП), где отдельным разделом были выделены вопросы формирования ценностей здорового образа жизни и создания условий для физического развития молодежи.
Относящимся к физкультурной, спортивной и оздоровительной работе со студентами приоритетными задачами ОГМП являются: совершенствование условий для инклюзивного образования молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи и расширение сети физкультурно-спортивных клубов, доступных для молодежи.
Реализация задач ОГМП предусматривает вовлечение молодежи в пропаганду здорового образа жизни, вовлечение молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом, в том числе техническими видами спорта, совершенствование системы студенческих соревнований и развитие студенческого спорта, содействие развитию инфраструктуры для отдыха и оздоровления молодежи, совершенствование ежегодной диспансеризации студентов, а также организации оздоровления и санаторно-курортного отдыха, реализацию проектов в области физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, связанных с популяризацией здорового образа жизни, спорта, а также с созданием положительного образа жизни молодежи, ведущей здоровый образ жизни.
2. Нормативное правовое регулирование студенческого спорта
Нормативное правовое регулирование отношений в области физической культуры и спорта осуществляется на федеральном (федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств), региональном (нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации), муниципальном (акты органов местного самоуправления, включая акты представительных органов) и локальном уровне (акты организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности).
Основные документы, регулирующие развитие студенческого спорта:
- Конституция Российской Федерации (пункт 2 статьи 41);
- Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. N 1101- р;
- государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302;
- государственная программа "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295;
- постановление Правительства Российской Федерации от 31.05.2012 N 536 (ред. от 07.06.2014) "Вопросы Министерства спорта Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 466 (ред. от 13.02.2016) "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 N 945 "О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года и План мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 2570-р;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.09.2013 N 1065 "Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных и студенческих спортивных клубов";
- межведомственные приказы: Приказ о Межведомственной комиссии по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях от 08 февраля 2010 г. N 85/106;
- приказы Министерства спорта Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации (об утверждении ЕВСК, ВРВС, положений о соревнованиях, о подготовке спортивных сборных команд, о реализации системы мер по социальной защите спортсменов и тренеров, о проведении Всероссийских Смотров-конкурсов среди профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования и т.д.);
- нормативно-правовые и иные акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (региональные законы о физической культуре и спорте, региональные законы о студенческом спорте, ведомственные приказы, распоряжения).
3. Структура и полномочия в студенческом спорте
Согласно п. 23.2 ст. 2 N 329-ФЗ "О Физической культуре и спорте в Российской Федерации" студенческий спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 23.2 ст. 2" имеется в виду "п. 23.1 ст. 2"
Таблица 1: Структура управления студенческим спортом
Студенческий спорт рассматривается, как форма развития спорта высших достижений и массового спорта. К спорту высших достижений относится часть студенческого спорта, направленная исключительно на достижение обучающимися образовательных организаций высшего образования результатов на всемирных летних и зимних универсиадах. К массовому спорту относится физкультурная, спортивная и оздоровительная работа с обучающимися в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, в том числе направленная на их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.
В соответствии с п. 20.1) ст. 6 N 329-ФЗ "О Физической культуре и спорте в Российской Федерации" вопросы студенческого спорта высших достижений относятся к полномочиям в области физической культуры и спорта Российской Федерации и осуществляются федеральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, который обеспечивает подготовку и участие сборных команд Российской Федерации для участия во всемирных летних и зимних универсиадах. Составы сборных команд Российской Федерации для участия во всемирных летних и зимних универсиадах утверждаются Российским студенческим спортивным союзом по представлению аккредитованных всероссийских федераций по видам спорта.
В соответствии с п.п. 1.1) п. 1 ст. 8 и п.п. 1.1.) п. 1 ст. 9 вопросы студенческого спорта, как части массового спорта, относятся к полномочиям в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К органам исполнительной власти имеющим отношение к студенческому спорту относятся федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.
В условиях широкого межведомственного и межуровневого регулирования сферы студенческого спорта важную координирующую роль в развитии студенческого спорта осуществляют субъекты физической культуры и спорта определенные в ст. 5 N 329-ФЗ "О Физической культуре и спорте в Российской Федерации": федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орган местного самоуправления, подведомственные этим органам организации (п. 9), а также всероссийские общественные объединения: Российский студенческий спортивный союз (далее - РССС) (п. 8.1), студенческие спортивные лиги (п. 1), спортивные федерации (п. 1.1).
Взаимодействие вышеизложенных субъектов физической культуры и спорта между собой в вопросах студенческого спорта осуществляется в соответствии с:
- положениями, установленными Международной федерацией студенческого спорта FISU и Европейской ассоциацией студенческого спорта EUSA;
- государственной аккредитацией спортивных федераций;
- рекомендациями Минспорта России общероссийским спортивным федерациям по созданию студенческих спортивных лиг и ассоциаций, разработанные по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту 28 июня 2010 года;
Взаимодействие профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с вышеизложенными субъектами физической культуры и спорта в вопросах студенческого спорта осуществляется в соответствии с:
- ведомственной подчиненностью органам исполнительной власти сферы физической культуры и спорта (в отношении образовательных организаций сферы физической культуры и спорта);
- уставами РССС, студенческих спортивных лиг, аккредитованных спортивных федераций, образовательных организаций;
- регламентами и положениями официальных мероприятий органов исполнительной власти сферы физической культуры и спорта, РССС, студенческих спортивных лиг и аккредитованных спортивных федераций.
Обязательное взаимодействие профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с вышеупомянутыми субъектами физической культуры и спорта относится исключительно к официальным физкультурным и спортивным мероприятиям с обучающимися.
Официальный статус определяется наличием студенческого спортивного мероприятия в Единых календарных планах физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (далее - ЕКП) федерального, региональных и муниципальных органов исполнительной власти осуществляющих управление в сфере физической культуры и спорта. Порядок формирования ЕКП определен приказом Минспорта России от 08 мая 2009 г. N 289.
Организация процесса физического воспитания и физической подготовки обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, их подготовка к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях не имеющих статус официальных - обязательного взаимодействия профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с вышеупомянутыми субъектами физической культуры и спорта не предполагает, но для эффективного развития студенческого спорта является рекомендованным.
Структура студенческих спортивных соревнований:
- локальные: межфакультетские спартакиады, спартакиады общежитий и т.д.;
- местные (муниципальные): фестивали, студенческие соревнования по видам спорта т.д.;
- региональные: региональные универсиады, фестивали, региональные этапы студенческих спортивных лиг и т.д.;
- межрегиональные: фестивали, студенческие спартакиады, межрегиональные дивизионы студенческих спортивных лиг и т.д.;
- всероссийские: Универсиады, Всероссийский фестиваль студенческого спорта, первенства среди студентов, чемпионаты РССС, чемпионаты АССК России;
- международные: чемпионаты Европы среди студентов, чемпионаты мира среди студентов и Всемирные летние и зимние Универсиады.
24 ноября 2015 года подписано распоряжение Правительства Российской Федерации N 2390-р об утверждении перечня официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, подлежащих обязательному ежегодному включению в Единый календарный план Минспорта России, а также в планы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В перечень включено 29 физкультурных мероприятий, в том числе Всероссийский фестиваль студенческого спорта, летняя и зимняя Всероссийская Универсиады.
В 2015 году Минспортом России внесены изменения в Положение о Единой всероссийской спортивной классификации, в соответствии с которыми предусмотрено присвоение спортивных званий и спортивных разрядов участникам значимых студенческих мероприятий. Присвоение спортивных званий, разрядов регулируется положениями статьи 22 N 329-ФЗ. В соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией (далее - ЕВСК) устанавливаются нормы и требования, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта (далее - ВРВС), а также условия выполнения этих норм и требований. Положением о ЕВСК определяется содержание указанных норм, требований и условий, а также устанавливается порядок присвоения спортивных званий и спортивных разрядов по различным видам спорта. Таким образом, студентам вправе присуждаться спортивные разряды и звания в соответствии с ЕВСК и ВРВС.
3.1. Российский студенческий спортивный союз
Общероссийская общественная организация "Российский студенческий спортивный союз" в соответствии с п. 8.1 ст. 5 N 329-ФЗ от 06 декабря 2011 г. "О Физической культуре и спорте в Российской Федерации" является субъектом физической культуры и спорта ответственным за развитие системы официальных физкультурных и спортивных мероприятий.
РССС - член Международной федерации студенческого спорта FISU. Основная цель деятельности РССС - содействие государству в реализации стратегии молодежной политики посредством эффективной организации системы студенческого спорта в Российской Федерации и развития международного сотрудничества в данной области.
РССС осуществляет деятельность в соответствии с Уставом, а также:
- соглашением о сотрудничестве и взаимодействии между РССС, Минспорта России и Минобрнауки России;
- соглашением о сотрудничестве и взаимодействии между РССС и Олимпийским комитетом России;
- соглашением о стратегическом сотрудничестве РССС с Российским союзом ректоров;
- соглашениями о взаимодействии между Российским студенческим спортивным союзом и всероссийскими спортивными федерациями, региональными отделениями РССС с региональными спортивными федерациями;
- соглашениями о взаимодействии между Российским студенческим спортивным союзом и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- соглашениями о сотрудничестве между РССС и образовательными организациями.
РССС осуществляет деятельность в образовательных организациях посредством взаимодействия первичных отделений РССС с физкультурно-спортивными структурными подразделениями образовательных организаций: институты, факультеты, центры, управления, кафедры, спортивные клубы и т.д.
Сайт РССС: http://studsport.ru/
3.2. Ассоциация студенческих спортивных клубов России
В июне 2013 года создана Общероссийская молодежная общественная организация "Ассоциация студенческих спортивных клубов России". Основным направлением её деятельности является содействие созданию и расширению сети спортивных клубов, популяризации здорового образа жизни и создания оптимальных условий для развития и функционирования массового студенческого спорта, всеобщей и равнодоступной формы общественной жизни молодежи, обучающейся на базе образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. Поддержание инициатив, направленных на интеллектуальное, духовное, физическое развитие учащихся и подростков.
В форме некоммерческой организации, порядок создания и деятельности такого Некоммерческого партнерства или Молодежной общественной организации регламентируется Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об общественных объединениях" (Приложение N 1).
АССК России организует и проводит соревнования, спартакиады, фестивали, лагеря, просветительские, обучающие мероприятия и другие культурно-массовые мероприятия и осуществляет деятельность в образовательных организациях посредством взаимодействия некоммерческих организаций АССК России с молодежными объединениями образовательных организаций: спортивно-массовые органы студенческого самоуправления, студенческие спортивные клубы и т.д.
Сайт АССК России: http://studsportclubs.ru/
3.3. Студенческие спортивные лиги по видам спорта
Студенческая спортивная лига - некоммерческая организация, которая создана на основе членства и целями которой являются содействие в популяризации студенческого спорта и развитии одного или нескольких видов спорта, организация и проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий со студентами (п. 23.2 ст. 2 N 329-ФЗ от 06 декабря 2011 г. "О Физической культуре и спорте в Российской Федерации").
Студенческие спортивные лиги создаются в соответствиями с рекомендациями Минспорта России посредством совместного учреждения самостоятельных некоммерческих организаций - аккредитованными спортивными федерациями и РССС. Студенческие спортивные лиги являются субъектами физической культуры и спорта, а также формируют свои представительства по территориальному признаку.
Студенческие спортивные лиги осуществляют деятельность в образовательных организациях посредством взаимодействия своих территориальных представительств со спортивными клубами по видам спорта входящими в состав физкультурно-спортивных структурных подразделений образовательных организаций: центры, управления, спортивные клубы и т.д.
Деятельность Студенческой спортивной лиги осуществляется в соответствии с Уставом (Приложение N 2).
4. Права и обязанности образовательных организаций и обучающихся в вопросах развития физической культуры и спорта
Пункт 1) статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ об образовании) определяет "образование" как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в целях, в том числе физического развития человека, а дополнительное образование, согласно пункту 14) статьи 2 ФЗ об образовании является видом образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека, в том числе физическом совершенствовании.
В рамках пункта 16) статьи 28 ФЗ об образовании создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом является компетенцией, обязанностью и ответственностью образовательной организации, а к числу материальных объектов, необходимых для организации образовательной деятельности согласно пункту 26) статьи 2 ФЗ об образовании спортивное оборудование и инвентарь рассматриваются средствами обучения и воспитания.
В соответствии с подпунктом 1.и) пункта 2 статьи 29 ФЗ об образовании образовательные организации обязаны обеспечить открытость и доступность информации об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, а также о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе о наличии оборудованных объектов спорта, средств обучения и воспитания.
В то же время подпункт 3) пункта 1 статьи 43 ФЗ об образовании определяет ответственность обучающихся о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию.
В целях реализации права каждого человека на образование, согласно подпункту 2) пункта 5 статьи 5 ФЗ об образовании федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления оказывается содействие обучающимся проявившим выдающиеся способности в физической культуре и спорте, а в рамках п. 10.1) статьи 28 поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в физкультурной и спортивной деятельности является компетенцией, обязанностью и ответственностью образовательной организации, если иное не установлено ФЗ об образовании.
5. Физическая культура и спорт в образовательной организации
Содержание высшего образования определяется основной образовательной программой образовательной организации, которая разрабатывается ею самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и с учётом примерной основной образовательной программы.
ФГОС высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата и специалитета в обязательной части базовой подготовки предусматривает изучение обязательной дисциплины "Физическая культура".
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках: базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программ в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения и элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
Согласно ФГОС, дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
Формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой образовательные организации определяют самостоятельно с учетом местных условий и интересов обучающихся.
В соответствии с ФГОС высшего образования образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и дополнительных финансовых средств, привлеченных в установленном порядке, должны обеспечивать оснащение образовательного процесса.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры и могут иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, в том числе кафедры, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы.
Структурным подразделением образовательной организации высшего образования, обеспечивающим организацию и проведение образовательного процесса по дисциплине "Физическая культура", научной, воспитательной и методической работы по соответствующему физической культуре и спорту профилю, является кафедра.
Кафедра может иметь в своей структуре: учебные базы, центры, базы практической подготовки, научно-исследовательские лаборатории и др., а также имущество, инвентарь, оборудование и спортивные объекты, которые находятся в оперативном управлении.
Кафедра имеет функции и полномочия в соответствии с утвержденными локальными актами образовательной организации.
В соответствии с п. 3 ст. 28 N 329-ФЗ "О Физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Порядком осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов (приказ Минобрнауки России от 13.09.2013 г. N 1065) - спортивный клуб может создаваться образовательными организациями в качестве их структурных подразделений, а также в виде общественных объединений, не являющихся юридическими лицами.
Спортивный клуб в качестве структурного подразделения образовательной организации осуществляет спортивно-массовую работу с обучающимися, в том числе входящими в составы сборных команд, обеспечивает деятельность спортивных секций по видам спорта, осуществляет селекционный спортивный отбор обучающихся и обеспечивает учебно-тренировочный и соревновательный процессы сборных команд по видам спорта. Спортивный клуб в рамках структурного подразделения может иметь в своей структуре: спортивные центры и клубы по видам спорта, а также имущество, инвентарь, оборудование, спортивные объекты и оздоровительные базы, которые находятся в оперативном управлении. Спортивный клуб осуществляет свою деятельность во взаимодействии с РССС, спортивными федерациями и студенческими спортивными лигами, имеет функции и полномочия в соответствие с утвержденными локальными актами образовательной организации (Приложение N 3).
Студенческий спортивный клуб осуществляет массовую работу с обучающимися входящими в состав студенческого спортивного клуба, как общественного объединения, и посредством массового привлечения обучающихся оказывает содействие деятельности спортивных секций по видам спорта и/или организует их согласно интересов членов клуба, представляет интересы обучающихся в физкультурных, спортивных и оздоровительных вопросах в объединенном совете обучающихся образовательной организации, помогает в осуществлении учебно-тренировочного и соревновательного процессов сборных команд по видам спорта.
Студенческий спортивный клуб вправе создавать команды по видам спорта для участия во внутривузовских, региональных и всероссийских спортивно-массовых соревнованиях.
Студенческий спортивный клуб осуществляет свою деятельность во взаимодействии с АССК России и имеет функции и полномочия в соответствии с утвержденными локальными актами образовательной организации.
Таблица 1: Взаимодействие физкультурно-спортивных структур в образовательной организации
Профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования предусматриваются средства для организации физкультурной, спортивной и оздоровительной работы со студентами в рамках государственного задания на реализацию учебной дисциплины "Физическая культура", а также в размере месячного размера стипендиального фонда по образовательным программам профессионального образования и двукратного месячного размера стипендиального фонда по образовательным программам высшего образования (п. 15 ст. 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
Информация о спортивных клубах, входящих в состав образовательных организаций и количестве сотрудников и обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом в образовательных организациях, за отчетный период ежегодно до 10 февраля года последующего отчетному формируется в статистическую форму 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте". Порядок формирования статистической отчетности определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта, процедура формирования информации в статистический отчет от образовательных организаций осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляющим управление в сфере физической культуры и спорта.
6. Мероприятия по развитию студенческого спорта
В целях оценки физкультурно-спортивной деятельности и развития студенческого спорта в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, начиная с 2010/2011 учебного года Минобрнауки России, Минспорта России и РССС проводятся всероссийские смотры-конкурсы.
Профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования рекомендуется, начиная с 2016 года, участвовать в смотре-конкурсе на лучшую организацию физкультурной, спортивной и оздоровительной работы среди профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Для дальнейшего развития студенческого спорта образовательным организациям рекомендуется:
- в связи с принятием ЮНЕСКО Международного дня студенческого спорта (20 сентября), совместно с РССС, АССК России ежегодно проводить мероприятия, приуроченные к его празднованию;
- принимать участие во Всероссийских зимних и летних Универсиадах, Всероссийском фестивале студенческого спорта, официальных студенческих соревнованиях РССС и студенческих спортивных лиг;
- совместно с РССС развивать программы развития международных молодежных обменов в сфере студенческого спорта;
- совместно с РССС развивать физкультурно-спортивную деятельность со студентами с ограниченными возможностями здоровья;
- организовывать и проводить международные и всероссийские физкультурно-спортивные и оздоровительные мероприятия для молодежи, а также мероприятия, направленные на популяризацию здорового образа жизни и создание положительного образа молодежи, ведущей здоровый образ жизни, в том числе посредством видеофильмов и мультимедийных технологий;
- совместно с АССК России развивать студенческий спорт через проведение массовых студенческих соревнований: любительских студенческих 4-х этапных Чемпионатов АССК России по различным видам спорта, а также Клубных турниров АССК России среди команд студенческих спортивных клубов;
- совместно с АССК России реализовывать программу по подготовке и обучению руководителей студенческих спортивных клубов в рамках проведения образовательных семинаров, круглых столов, дискуссионных клубов, всероссийских форумов и съездов АССК России;
- совместно с АССК России в целях патриотического воспитания молодежи проводить студенческие спортивно-патриотические лагеря АССК России;
- совместно с АССК России пропагандировать ценности здорового образа жизни среди студенческой молодежи посредством проведения Всероссийских акций, викторин, флэшмобов, видеоэстафет и др., приуроченных к памятным датам и событиям.
Заместитель Министра спорта |
М.В. Томилова |
Заместитель Министра образования |
В.Ш. Каганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны Методические рекомендации по развитию студенческого спорта.
Студенческий спорт рассматривается как форма развития спорта высших достижений и массового спорта.
К спорту высших достижений относится часть студенческого спорта, направленная исключительно на достижение обучающимися вузов результатов на всемирных летних и зимних универсиадах.
К массовому спорту относится физкультурная, спортивная и оздоровительная работа с обучающимися в профессиональных образовательных организациях и вузах, в т. ч. направленная на подготовку к участию и участие в физкультурных и спортивных мероприятиях.
Разъяснен статус Российского студенческого спортивного союза, Ассоциации студенческих спортивных клубов России, студенческих спортивных лиг по видам спорта.
Указано, какие мероприятия проводятся в целях развития студенческого спорта.
Методические рекомендации по развитию студенческого спорта (утв. Министерством спорта РФ и Министерством образования и науки РФ 28, 29 июня 2016 г.)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был