Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в пределах своей компетенции рассмотрела обращение Управления Росприроднадзора по Калининградской области по вопросу разъяснения требований законодательства, касающихся регулирования в области обращения с отходами от использования товаров, и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р.
В соответствии с п. 10 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.
Фактически нормативы утилизации отходов от использования товаров (продукции), в том числе потребительской упаковки таких товаров (продукции), после утраты потребительских свойств (далее - нормативы утилизации) установлены на 2016-2017 год.
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 N 1886-р в связи с этим товары и упаковка нуждаются в декларировании.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342 утверждено Положение об утверждении порядка, форм и сроков представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее - Положение 1342).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417 утверждено Положение о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки (далее - Положение 1417).
Реализация полномочий, предусмотренных Положением 1342 и Положением 1417, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с п. 17 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ и п. 11 Положения 1342 отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля, следующего за отчетным годом.
Для представления отчетности отчетным периодом п. 9 Положения 1342 признается календарный год.
Отчётность и Декларацию за 2015 год необходимо представить в Росприроднадзор в установленном Положениями 1342 и 1417 порядке.
Отчётность и Декларацию за 2015 год можно представить с использованием размещенного на официальном сайте Росприроднадзора безвозмездного электронного сервиса (http://rpn.gov.ru/otchetnost, вкладка "электронный сервис", далее "сдать отчёт" и использовать модуль природопользователя, действуя в соответствии с предлагаемой инструкцией).
Пунктом 9 Положения 1417 отчетным периодом для представления декларации признается один календарный год. Декларация представляется ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом в соответствии с п. 10 Положения 1417.
Положением 1342 (п. 8) и Положением 1417 (п. 8) определено, что Росприроднадзор на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на безвозмездной основе обеспечивает доступ производителей и импортеров товаров к электронным сервисам (в том числе к системе учета отходов) для составления и представления отчетности и декларации соответственно.
Положением 1342 (п. 4) и Положением 1417 (п. 11) Отчетность и Декларации соответственно представляются в Росприроднадзор в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей.
При представлении Отчётности и Деклараций в электронной форме дополнительное представление на бумажном носителе не требуется.
В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей Отчётность и Декларации представляются на бумажном носителе в одном экземпляре лично или посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении) с обязательным предоставлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов, предоставляемых Росприроднадзором:
Производителями товаров - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров;
Импортерами товаров - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Пунктом 2 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ установлено, что экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, для которых установлены нормативы утилизации, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.
Предусмотренные ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, до настоящего момента Правительством Российской Федерации не установлены.
Обязанность по уплате экологического сбора в случае неисполнения нормативов утилизации по каждой категории товаров (упаковки), установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р, у производителей и импортёров возникнет в 2017 году за 2016 отчётный год.
Согласно п. 2 Правил взимания экологического сбора, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073 исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, подлежащих утилизации, для которой установлен норматив утилизации.
Порядок взимания экологического сбора утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073.
Форма расчета суммы экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 (зарегистрирован в Минюсте России 10.10.2016 N 43974, вступает в силу с 22.10.2016).
Кроме того, в отношении упаковки необходимо представлять декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417 "Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки"), и отчетность о выполнении нормативов утилизации (согласно постановлению от 08.12.2015 N 1342 "Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров").
Одновременно сообщаем, что ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, установленных данной статьей, в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу ст. 16 Закона плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Таким образом, за отходы, направляемые ОАО "Барнаульский пивоваренный завод" в целях их размещения (размещаемые в собственном производстве), уплачивается плата за воздействие на окружающую среду при размещении отходов в установленном законодательством порядке.
Нормативы утилизации отходов от использования товаров утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р.
В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (ч. 10 ст. 24.2 Закона).
В то же время следует учитывать два момента.
Если упаковка производится как готовый товар, включенный в Перечень, и реализуется потребителю, то в таком случае обязанность по уплате экологического сбора и представлению соответствующей отчетности (расчетов сумм экологического сбора, декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации) лежит на лице, которое производит упаковку.
Однако если произведенная упаковка реализуется другому производителю в целях использования последним данной упаковки для собственной произведенной продукции, то в таком случае обязанность по исчислению и внесению экологического сбора (и представлению всех установленных законодательством форм отчетности) лежит на производителе, использующем упаковку для производства собственных товаров.
При заключении между производителем, импортером товаров и оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, или индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов), договора на оказание услуг по утилизации отходов стороны самостоятельно, с учетом требований природоохранного законодательства, определяют условия о форме, предмете и содержании договора и после его заключения обязуются исполнять положения, предусмотренные договором, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
Росприроднадзор полагает, что выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров подтверждается актами утилизации таких отходов и иными документами, свидетельствующими об осуществлении утилизации отходов, в соответствии с условиями заключенных договоров и действующего законодательства.
Одновременно с этим необходимо отметить, что Минприроды России совместно с Росприроднадзором готовят предложения о внесении изменений в Положение N 1342 "Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров" и в Положение N 1417 "Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки", которые проходят общественные слушания на сайте https://regulation.gov.ru.
Заместитель Руководителя |
А.М. Амирханов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30 декабря 2016 г. N АА-10-02-31/26672 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был