1. В документации о закупке заказчик должен установить порядок заполнения заявок в соответствующей инструкции.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора выполнения работ по капитальному ремонту здания танцевального зала (далее - Аукцион, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с протоколом N 2582/ОАЭ-МОСК/16/2 рассмотрения аукционных заявок от 03.06.2016 для участия в Аукционе подано 3 заявки.
Участнику N 3 отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием заявки указанного участника требованию технического задания Документации, изложенному в пунктах 3.1, 3.3 Документации.
Согласно пункту 3 Документации в составе аукционной заявки участник должен представить техническое предложение, оформленное в свободной форме. В техническом предложении участника должны быть изложены все условия, соответствующие требованиям технического задания.
Пункт 3 Документации "Техническое задание" включает:
3.1 Номенклатура и объем работ и сведения о начальной (максимальной) цене договора и расходах участника.
3.2 Требования к работам.
3.3 Место, условия и сроки выполнения работ.
В пунктах 3.1 - 3.3 Документации требования, которым должно соответствовать техническое предложение участника Аукциона, изложены как в виде текста, так и в виде заполненных таблиц и списков.
При этом, приведена таблица (таблица N 1 Документации), которая содержит пустые колонки и предполагает необходимость ее заполнения участником Аукциона.
Согласно пункту 3.2 Документации в техническом предложении участник, помимо перечня работ с указанием единиц измерения и количества, также должен указать информацию о предлагаемых работах соответствующих требованию пункта 3 технического задания Документации, по форме таблицы N 1.
Таблица N 1
N п/п |
Наименование работ |
Инновации (да/нет) |
Производитель (выступает ли участник в качестве лица выполняющего работы) (да/нет) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В техническом предложении участник также должен указать:
- доля работ, являющихся инновационными, высокотехнологичными от общего объема предлагаемых работ составляет %,
- доля работ, по которым участник является производителем, от общего объема предлагаемых работ составляет %.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что в адрес Заказчика Заявителем был направлен запрос о разъяснении положений Документации. Заявитель просил Заказчика разъяснить порядок оформления технического предложения, в том числе, порядок заполнения указанной выше таблицы N 1 Документации.
В ответ на указанный запрос Заказчиком 19.04.2016 в ЕИС размещены разъяснения положений Документации, где Заказчик указывает, что:
1. Речь обо всем списке работ.
2. Представленные к изучению строительные материалы не интересуют.
3. Данная закупка не является инновационной. Не заполнение данной позиции в таблице N 1 не повлечет за собой никаких последствий со стороны Заказчика.
4. Информация в техническом предложении указывается заказчиком для подтверждения соответствия его требований техническому заданию.
Таким образом, из разъяснений положений Документации также не представляется возможным определить точный порядок оформления технического предложения. Кроме того, согласно пункту 3 Документации в техническом предложении участника должны быть изложены все условия, соответствующие требованиям технического задания. При этом, разъясняя положения Документации, Заказчик утверждает, что заполнение таблицы 1 Документации не является обязательным, чем противоречит указанному положению Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика также пояснил, что по итогам рассмотрения заявки Заявителя установлено, что в техническом предложении отсутствует номенклатура и объем работ, необходимых Заказчику, а также информация о месте и сроках выполнения работ.
Вместе с тем, представители Заявителя пояснили, что в техническом задании содержатся исчерпывающие сведения о номенклатуре, объеме, месте и сроке выполнения работ. При этом, в заявке на участие в Аукционе (приложение N 1 Документации) участник подтверждает, что ознакомился с условиями Документации, с ними согласен и возражений не имеет.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что в Документации отсутствует надлежащий порядок оформления технического предложения, что приводит к невозможности надлежащего оформления заявки на участие в Аукционе.
Вместе с тем, согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации надлежащим образом порядок заполнения заявок на участие в Аукционе, а также действия комиссии Заказчика, отклонившей заявку Заявителя в связи с несоответствием технического предложения техническому заданию, установленному в Документации, нарушают требования части 6 статьи 3, пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с принятым решением, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, оставил решение ФАС России в силе, отказав заявителю в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2017 г. по делу N А40-193030/16-93-1692)
2. Заказчик должен опубликовывать извещение о закупке в срок, позволяющий участникам закупки получить в органах исполнительной власти все документы, представляемые в составе заявки.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении открытого аукциона на право заключения договора поставки автотранспорта специального назначения для нужд заказчика, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке. Подпунктом 12 пункта 3.1 Раздела 1 Документации установлено требование к наличию у участника закупки лицензии Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России на право распространения криптографических средств, выполнения работ по монтажу, пуско-наладке (активации) криптографических средств, оказания услуг в области шифрования информации.
В соответствии с пунктом 81 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13.02.2013 N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" производство, распространение и техническое обслуживание блоков СКЗИ тахографа и карт осуществляются в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации, утвержденным приказом ФСБ России от 09.02.2005 N 66 "Об утверждении положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации".
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки копии соответствующей лицензии является излишним и приводит к ограничению количества участников закупки.
Пунктами 2.2, 2.3 Документации установлено: "2.2. Участник должен иметь возможность осуществления гарантийного ремонта Товара в технических, сервисных службах. В подтверждение возможности осуществления гарантийного ремонта Товара в технических, сервисных службах участник в составе заявки должен представить:
- документ по форме приложения N 10 к аукционной документации;
и
- документы, подтверждающие возможность осуществления гарантийного ремонта Товара в технических, сервисных службах (например, копии договоров с сервисными центрами, службами; в случае если участник осуществляет функции сервисной, технической службы - документы, подтверждающие право осуществления ремонта Товара, выданные производителем такого Товара; письмо участника о том, что участник является производителем и осуществляет гарантийный ремонт самостоятельно и др.).
2.3. Участник должен являться производителем либо обладать правом поставки Товара, предоставленным производителем.
В подтверждение того, что участник является производителем Товара либо обладает правом поставки Товара, предоставленным производителем, участник в составе заявки должен представить:
- информационное письмо, иной документ, подтверждающий, что участник является производителем;
или
- информационное письмо, иной документ выданный производителем, и/или дилерский договор с производителем Товара с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему о праве участника осуществлять поставку Товара;
или
- договор с дилером/поставщиком или иной документ, выданный участнику дилером/поставщиком, с приложением копии договора, с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему, заключенного между дилером/поставщиком и производителем, и/или информационных писем, иных документов, выданных производителем дилеру/поставщику".
Вместе с тем, установление требования о наличии документа, подтверждающего статус производителя, дилера, а также документов, подтверждающих возможность осуществления ремонта товара ограничивают количество потенциальных участников Конкурса, и такие требования зависят от волеизъявления третьих лиц.
Согласно пункту 5.3.3.1 Документации: "Участник аукциона считается соответствующим установленному требованию в случае наличия у него задолженности по налогам, сборам и пени на дату подачи участником заявки на участие в аукционе в размере не более 1000 рублей. Соответствие данному требованию подтверждается справкой об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на дату не ранее дня опубликования извещения и аукционной документации на сайтах налоговыми органами по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21 июля 2014 г. N ММВ-7-8/378@, с учетом внесенных в приказ изменений (оригинал с печатью и подписью уполномоченного лица ИФНС либо нотариально заверенная копия). В случае наличия задолженности также необходимо представить справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, выданную по состоянию на дату не ранее дня опубликования извещения и аукционной документации на сайтах налоговыми органами по форме, утвержденной приказом ФНС России от 5 июня 2015 г. N ММВ-7-17/227@, с учетом внесенных в приказ изменений из каждой ИФНС, указанной в справке об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (оригинал с печатью и подписью уполномоченного лица ИФНС либо нотариально заверенная копия). В случае наличия вступившего в законную силу решения суда о признании обязанности заявителя по уплате недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации исполненной или решения компетентного органа, которым указанные суммы признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, дополнительно представляется соответствующее решение (копия, заверенная участником)".
При этом требование о представлении в составе заявки справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на дату не ранее дня опубликования Извещения и Документации в ЕИС, накладывает на участника закупки дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговые органы в срок не ранее дня размещения в ЕИС Извещения и Документации, а также ограничивает возможность участников Аукциона в своевременном получении указанной справки, что влечет ограничение количества участников закупки.
С учетом того, что вышеуказанное требование является неправомерным к участникам Аукциона, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно отклонена заявка Заявителя.
Также Документацией установлены требования к участникам:
"- отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении конкурса и конкурсной документации (пункт 5.3.3.6);
- отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД" (пункт 5.3.3.7);
- непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД" (пункт 5.3.3.8)".
Вместе с тем, установление требований об отсутствии просроченной задолженности, неисполненных обязательств перед Заказчиком, о непричинении вреда имуществу Заказчика в качестве обязательных к участникам Аукциона, а также отказ в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием указанным требованиям необоснованно ограничивает количество участников. Кроме того, несоответствие указанным требованиям, не подтверждает невозможность участника Аукциона исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам Аукциона.
В соответствии с пунктом 6.7.8 Документации "Заказчик вправе до подведения итогов конкурса в письменной форме запросить у участников конкурса информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с конкурсной заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в конкурсной документации. При этом не допускается изменение и (или) дополнение конкурсных заявок участников".
Согласно пункту 6.7.10 Документации "Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в конкурсных заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет, а также путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверки, его заявка может быть отклонена".
Вместе с тем, возможность участия в Конкурсе с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права запрашивать дополнительные документы и осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Аукциона.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Конкурса ограничивает количество участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам " Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки копии соответствующей лицензии является излишним и приводит к ограничению количества участников закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявитель, установив в конкурсной документации требование о наличии у участников закупки лицензии Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России на право распространения криптографических средств, выполнения работ по монтажу, пуско-наладке (активации) криптографических средств, оказания услуг в области шифрования информации, нарушил требования законодательства, на основании чего, оспариваемые пункты решения соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в обоснование позиции заявителя при рассмотрении дела судом, подробно исследованы судом, однако отклоняются как несоответствующие законодательству и основанные на неверном толковании норм права."
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2017 г. по делу N А40-219008/16-93-1941)
3. Заказчик вправе установить требование о представлении в составе заявки подтверждения опыта ранее выполненных работ в виде ранее исполненных договоров.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора поставки оборудования и выполнения работ по объекту "Оборудование стрелочных переводов воздухообдувкой" (далее - Аукцион, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с протоколом N 6341/ОАЭ-ЦДИ/16/2 рассмотрения конкурсных заявок, представленных для участия в Аукционе от 24.08.2016 (далее - Протокол), Заявителю отказано в допуске, в связи с несоответствием требованию, установленному пункта 2.2 Документации, на основании пункта 6.7.3.2 Документации.
Согласно пункту 6.7.3.2 Документации участник Аукциона не допускается к участию в Аукционе в случае несоответствия участника Аукциона предусмотренным Документацией требованиям.
Пунктом 2.2 Документации предусмотрено квалификационное требование к участникам закупки, а именно: "Участник должен иметь опыт выполнения работ по оборудованию системой пневмообдувки и/или воздухообдувки стрелочных переводов (включая поставку оборудования системы пневмообдувки и/или воздухообдувки стрелочных переводов), стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в пункте 3.1. аукционной документации.
В подтверждение опыта выполнения работ по оборудованию системой пневмообдувки и/или воздухообдувки стрелочных переводов (включая поставку оборудования системы пневмообдувки и/или воздухообдувки стрелочных переводов)участник в составе заявки должен представить:
- документ по форме приложения N 9 к аукционной документации о наличии опыта, указанного в пункте 2.2 аукционной документации;
и
- акты о выполнении работ, накладные о поставке оборудования;
и
- договоры выполнения работ, поставки оборудования (представляются все листы договоров со всеми приложениями)".
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что Заявитель в составе заявки представил подтверждение опыта выполнения работ по оборудованию системой пневмообдувки и/или воздухообдувки стрелочных переводов (включая поставку оборудования системы пневмообдувки и/или воздухообдувки стрелочных переводов) 3 договора, один из которых на выполнение работ по модернизации электрообогрева и выполнения работ по модернизации автоматической очистки стрелочных переводов, вместе с тем выполнение данных работ не является работами предусмотренными Документацией в подтверждения опыта участника, в связи с чем исполнение такого договора не учтено Заказчиком.
Таким образом, довод Заявителя не нашел подтверждения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип установлен в пункте 1.3 Положения о закупке.
К неизмеримым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Вместе с тем, Заказчик допускает замещение производственных мощностей на эквивалент.
Комиссия ФАС России изучив Документацию представленную представителями Заказчика пришла к выводу, что Заказчиком в Документации не раскрыта терминология "эквивалентности", что не позволяет участникам Аукциона предложить в своей заявке на участие товары соответствующие требованиям Заказчика.
Учитывая изложенное, описание объекта закупки противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 5.4.3.1 Документации: "Участник должен соответствовать обязательным и квалификационным требованиям аукционной документации", в том числе "отсутствие у участника аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Участник аукциона считается соответствующим установленному требованию в случае наличия у него задолженности по налогам, сборам и пени на дату рассмотрения заявки на участие в аукционе в размере не более 1000 рублей. Соответствие данному требованию подтверждается справкой об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданной по состоянию на дату не ранее дня опубликования извещения и аукционной документации на сайтах налоговыми органами по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21 июля 2014 г. N ММВ-7-8/378@, с учетом внесенных в приказ изменений (оригинал с печатью и подписью уполномоченного лица ИФНС либо нотариально заверенная копия)", (далее - Справка об уплате налогов).
При этом, требование о представлении в составе заявки Справки об уплате налогов, выданной по состоянию на дату не ранее дня опубликования Извещения и Документации в ЕИС, накладывает на участника Аукциона дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговые органы в срок не ранее дня размещения в ЕИС Извещения и Документации, а также ограничивает возможность участников Аукциона в своевременном получении указанной справки, что влечет ограничение количества участников закупки, кроме того, несоответствие указанного требования, не подтверждает невозможность участника Аукциона исполнять обязательства по договору, заключенного по результатам Аукциона, в случае наличия у участника задолженности по налогам, сборам и пени на дату рассмотрения заявки на участие в Аукционе в размере более 1000 рублей.
Также, Документацией установлены требования к участникам:
"- отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении аукциона и аукционной документации на сайтах (пункт 5.3.3.6);- отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД" (пункт 5.3.3.7);
- непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД" (пункт 5.3.3.8)".
Вместе с тем, вышеуказанные требования, не подтверждают невозможность участника Аукциона исполнять обязательства по договору, заключенному по результатам Аукциона.
Пунктом 2.6 Документации установлено обязательное требование к участникам: "Участник должен являться производителем либо обладать правом поставки блочных энергетических комплексов (далее - оборудование), предоставленным производителем.
В подтверждение того, что участник является производителем оборудования либо обладает правом поставки оборудования, предоставленным производителем, участник в составе заявки должен представить:
- документ, подтверждающий, что участник является производителем оборудования;
или
- информационное письмо, иной документ, выданный производителем, и/или дилерский договор с производителем оборудования с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему о праве участника осуществлять поставку оборудования;
или
- договор с дилером/поставщиком или иной документ, выданный участнику дилером/поставщиком, с приложением договора с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему, заключенного между дилером/поставщиком и производителем, и/или информационных писем, иных документов, выданных производителем дилеру/поставщику".
Вместе с тем, установление данного требования является ограничением круга участников, так как предоставление таких документов не подтверждают качество поставки и выполнение обязательств по результатам Аукциона.
Согласно пункту 6.7.10 Документации "Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет, а также путем выездных проверок".
Вместе с тем, возможность участия в Аукционе с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также право осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам Закупки, что ограничивает количество участников Аукциона.
Также, в Документации отсутствуют основания и порядок проведения выездных проверок.
Согласно пункту 3.1.4 Документации установлено обязательное требование к участникам закупки, а именно: "При закупке работ по перечню, определенному Правительством Российской Федерации, участники, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также участники, контролируемые гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не допускаются к участию в процедуре закупки".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно Перечню, к таким работам, услугам относятся:
"1. Строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные, коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
2. Деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа, код ОКВЭД 71 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
3. Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, код ОКВЭД 79 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
4. Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, код ОКВЭД 55Л ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
5. Выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
6. Обработка древесины".
Вместе с тем, объектом закупки является поставка оборудования, в связи с чем данное требование установлено неправомерно.
Установление Заказчиком вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Аукциона и отказ в допуске участникам Аукциона в случае несоответствия им ограничивает круг участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Заказчик, не согласившись с принятым решением, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, оставил решение ФАС России в силе.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.05.2017 г. по делу N А40-249640/16-144-2322)
4. Заказчик должен разместить документацию о закупке на официальном сайте в полном объеме.
В ФАС России поступила жалоба на действия (бездействие) заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение комплекса работ по разработке конструкторской документации на изготовление технологического оборудования для Комплекса термовакуумных испытаний, изготовлению, сборке, испытаниям, поставке, монтажу и пусконаладочным работам технологического оборудования для Комплекса термовакуумных испытаний, первичной аттестации и обучению персонала Заказчика строительства объекта (далее - Конкурс, Жалоба).
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Из Жалобы следует, что Заказчиком в составе Документации не размещен "Технический проект".
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пунктом 4 "Информационной карты" Документации предусмотрено, что Исполнитель по договору обязуется приобрести "Технический проект" у Заказчика и одновременно с заключением договора на выполнение комплекса работ по предмету закупки заключает договор купли-продажи "Технического проекта". Технический проект может быть предоставлен по запросу участника конкурса.
В соответствии с пунктом 14.1 "Проекта договора" Документации целях выполнения обязательств по Договору Исполнитель обязуется приобрести у Заказчика "Технический проект" на Оборудование, согласованный АО "ИСС", на основании отдельно заключенного между Сторонами договора купли-продажи.
Согласно пояснениям представителя Заказчика в составе Документации отсутствует "Технический проект", вместе с тем, "Технический проект" представляется участникам закупки по запросу.
Таким образом, в Документации отсутствует информация о полном объеме работ необходимых к выполнению по договору, заключаемому на основании результатов Конкурса.
Учитывая изложенное, отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, приводит к невозможности формирования участниками Конкурса заявки на участие в Конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Пунктом 4 "Информационной карты" Документации предусмотрено, что Исполнитель по договору обязуется приобрести "Технический проект" у Заказчика и одновременно с заключением договора на выполнение комплекса работ по предмету закупки заключает договор купли-продажи "Технического проекта". Технический проект может быть предоставлен по запросу участника конкурса.
В соответствии с пунктом 14.1 "Проекта договора" Документации целях выполнения обязательств по Договору Исполнитель обязуется приобрести у Заказчика "Технический проект" на Оборудование, согласованный АО "ИСС", на основании отдельно заключенного между Сторонами договора купли-продажи.
В составе Документации отсутствует "Технический проект", вместе с тем, "Технический проект" представляется участникам закупки по запросу.
Таким образом, в Документации отсутствует информация о полном объеме работ необходимых к выполнению по договору, заключаемому на основании результатов Конкурса.
Учитывая изложенное, отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, приводит к невозможности формирования участниками Конкурса заявки на участие в Конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.05.2017 г. по делу N А40-26231/2017-84-223)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В обзоре затронуты отдельные вопросы осуществления корпоративных закупок.
Так, указано, что в документации о закупке заказчик должен установить порядок заполнения заявок в соответствующей инструкции. Документация о закупке должна быть размещена заказчиком на официальном сайте в полном объеме.
Извещение о закупке должно быть опубликовано заказчиком в срок, позволяющий участникам закупки получить в органах исполнительной власти все документы, представляемые в составе в заявки.
Заказчик вправе установить требование о представлении в составе заявки подтверждения опыта выполнения работ в виде ранее исполненных договоров.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.