Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в пределах своей компетенции рассмотрела обращение ООО "Стиролпласт" (далее - общество) по вопросу разъяснения требований законодательства, касающихся регулирования в области обращения с отходами от использования товаров, и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными распоряжением правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р, в случае неисполнения нормативов утилизации по каждой категории товаров (упаковки) обязанность по уплате экологического сбора у производителей и импортёров возникнет в 2017 году за 2016 отчётный год.
Исчисление и уплата экологического сбора регулируется Законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 24.2 и ст. 24.5 которого установлено, что экологический сбор уплачивается исключительно производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 N 1886-р (далее - Перечень).
В отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке (ч. 10 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ).
Производитель товара, указанного в Перечне, обязан уплачивать экологический сбор в случае, если производителем не обеспечивается самостоятельная утилизация отходов от использования товаров.
В то же время следует учитывать два момента.
Если производится готовый товар, включенный в Перечень, и реализуется потребителю, то в таком случае обязанность по уплате экологического сбора и представлению соответствующей отчетности лежит на лице, которое производит указанный товар.
Однако если готовый товар, включенный в Перечень реализуется другому производителю в целях использования последним для собственной произведенной продукции, то в таком случае обязанность по исчислению и внесению экологического сбора лежит на производителе, использующем указанный товар для производства собственных товаров.
При заключении производителем, импортером товаров и оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором или индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов), договора на оказание услуг по утилизации отходов стороны самостоятельно, с учетом требований природоохранного законодательства, определяю условия о форме, предмете и содержании договора и после его заключения обязуется исполнять положения, предусмотренные договором, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Росприроднадзор полагает, что выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров подтверждается актами утилизации таких отходов и иными документами, свидетельствующими об осуществлении утилизации отходов, в соответствии с условиями заключенных договоров и действующего законодательства.
Таким образом, Общество, являющееся импортером готовых товаров в упаковке, обязан. уплачивать экологический сбор в отношении данной упаковки.
Порядок взимания экологического сбора утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073.
Форма расчета суммы экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 (зарегистрирован в Минюсте России 10.10.2016 N 43974, вступает в силу с 22.10.2016).
Кроме того, в отношении упаковки Обществу необходимо представить декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417 "Об утверждении Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количеств выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки"), и отчетность о выполнении нормативов утилизации (согласно постановлению от 08.12.2015 N 1342 "Об утверждении Правил представления производителями и импортёрами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров").
Заместитель Руководителя |
А.М. Амирханов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экологический сбор уплачивается исключительно производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден Правительством РФ.
Согласно разъяснениям если производится готовый товар, включенный в перечень, и реализуется потребителю, то в таком случае обязанность по уплате экологического сбора и представлению соответствующей отчетности лежит на лице, которое производит указанный товар.
Однако если готовый товар, включенный в перечень, реализуется другому производителю в целях использования последним для собственной произведенной продукции, то данный производитель исчисляет и вносит экологический сбор.
Рассмотрены особенности заключения договора на оказание услуг по утилизации отходов.
Выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров подтверждается актами утилизации таких отходов и иными документами, свидетельствующими об осуществлении утилизации отходов, в соответствии с условиями заключенных договоров и действующего законодательства.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 ноября 2016 г. N АА-03-03-32/24289 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был