Письмо Ассоциации российских банков от 3 сентября 2018 г. N А-01/5-233
В связи с обращением от 01.08.2018 г. N 21485-ИТ/Д22и Ассоциация российских банков провела опрос кредитных организаций - членов АРБ, направленный на выявление проблем (препятствий), возникающих у кредитных организаций при реализации норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Указанный опрос показал, что кредитные организации - члены АРБ сталкиваются с различными проблемами, в частности, при осуществлении идентификационных процедур, в процессе предоставления информации Росфинмониторингу и Банку России в целях ПОД/ФТ, при списании комиссий, замораживании (блокировании) денежных средств в целях ПОД/ФТ и проч.
С учетом изложенного Ассоциацией подготовлен сводный перечень основных проблем (препятствий), возникающих у кредитных организаций при реализации норм Закона N 115-ФЗ, а также предложения по их устранению (прилагаются).
Приложение: на 14 л.
Первый вице-президент |
Ю.И. Кормош |
Информация
Ассоциации российских банков об основных проблемах (препятствиях), возникающих у кредитных организаций - членов АРБ при реализации норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и предложения по их устранению
- Проблемы (препятствия), связанные с осуществлением идентификационных процедур
1. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) при проведении идентификации кредитная организация обязана документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган определенные сведения, в частности, сведения об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) клиента, представителя клиента и т. д. При этом следует отметить, что в соответствующих нормах Закона N 115-ФЗ содержится уточняющее условие, касающееся информации об ИНН, - "при его наличии". Также следует отметить, что Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму не содержит сведений об ИНН лиц, включенных в его состав, и, следовательно, данные сведения не учитываются при проведении кредитными организациями проверок на наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. В связи с этим полагаем, что законодатель допускает возможность отсутствия информации об ИНН в составе направляемых в адрес уполномоченного органа сведений. Данное предположение согласуется с позицией Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, излагаемой на семинарах/встречах с представителями банковского сообщества, согласно которой сведения об ИНН фактически не входят в число обязательных сведений.
Согласно пункту 5.4 статьи 7 Закона N 115-ФЗ при проведении идентификации клиента - физического лица организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента информации о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС) застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования. При этом в пунктах 1.8 и 1.8.1 Положения Банка России от 15.10.2015 N 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение Банка России N 499-П) в отношении информации о СНИЛС, как и об ИНН, установлено уточняющее условие - "при наличии".
Учитывая изложенное, возникают следующие вопросы:
- правомерна ли при проведении инспекционных/ дистанционных проверок Банка России юридическая квалификация отсутствия у кредитных организаций (и в их обязательных электронных сообщениях) информации об ИНН и СНИЛС соответствующих лиц в качестве нарушения пунктов 1 и 5.4 статьи 7 Закона N 115-ФЗ?
- каким образом и в какой форме допускается получение сведений об ИНН и СНИЛС, например, возможно ли получение от клиентов данных сведений (в том числе информации о наличии либо отсутствии ИНН и СНИЛС) в устной форме?
2. В соответствии с пунктом 5.4 статьи 7 Закона N 115-ФЗ при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также при обновлении информации о них, кредитная организация вправе требовать представления клиентом, представителем клиента документов, предусмотренных Законом N 115-ФЗ и принимаемыми на его основе нормативными актами Российской Федерации, в частности, нормативными актами Банка России. В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Закона N 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять информацию, необходимую для исполнения кредитными организациями требований Закона N 115-ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах. Вместе с тем в рамках осуществления дистанционного надзора на основании статьи 57 Федерального закона от 10.02.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в кредитные организации поступают запросы Банка России, выполнение которых требует получения у клиентов внушительных объемов документов и дополнительных сведений: подтверждающих документов, непосредственно не связанных с проведением операции/сделки, сведений о величине ежемесячного фонда заработной платы, штатной численности, владении и/или распоряжении реальными активами, при осуществлении кредитной организацией анализа хозяйственной деятельности клиента, не связанного с предоставлением кредита, и т.д. Формально Законом N 115-ФЗ и нормативными актами Банка России не предусмотрена обязанность кредитных организаций истребовать у клиентов указанные документы и информацию именно в целях ПОД/ФТ. В связи с этим у кредитных организаций возникают затруднения в получении от клиентов указанных документов и информации, истребование которых трудно обосновать целями проведения противолегализационных мероприятий. Многие клиенты сравнивают требования банков по получению указанных документов и информации с действиями налоговых органов, осуществляющих камеральную проверку деятельности клиента, и считают, что банки не имеют соответствующих полномочий по контролю за хозяйственной деятельностью клиентов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" следует читать как "10 июля 2002 г."
Учитывая изложенное, считаем необходимым предусмотреть в Законе N 115-ФЗ и (или) в нормативном акте Банка России (например, в подпункте 2.7 Приложения к Положению Банка России N 499-П) право кредитных организаций требовать от клиентов предоставления указанных документов и информации.
- В ряде ситуаций Законом N 115-ФЗ не установлена обязанность по идентификации бенефициарных владельцев. Однако в процессе банковского обслуживания банк может получить запрос Росфинмтониторинга, в соответствии с которым необходимо получить идентификационную информацию о бенефициарных владельцах. При выполнении требований данных запросов возникает затруднение, связанное с тем, что банкам запрещено информировать клиентов о получении соответствующих запросов Росфинмониторинга.
- Кредитная организация должна фиксировать в анкете (досье) клиента как информацию и (или) сведения о бенефициарных владельцах, представленные клиентом, так и информацию и (или) сведения о бенефициарных владельцах, установленные кредитной организацией самостоятельно - по результатам анализа совокупности имеющихся у нее документов и (или) информации о клиенте, в том числе полученные ею при использовании доступных на законных основаниях источников информации. Самостоятельно установить персональные данные бенефициарных владельцах кредитные организации не могут. В связи с этим считаем целесообразным в пункте 6 статьи 6.1 Закона N 115-ФЗ установить обязанность юридических лиц представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах по запросу кредитных организаций (в дополнение к запросам уполномоченного органа или налоговых органов).
- Термин "выгодоприобретатель" был введен в противолегализационное законодательство как "предвестник" термина "бенефициарный владелец", однако до настоящего времени не исключен и по-прежнему имеет размытое определение ("лицо, не являющееся непосредственно участником операции, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом" - абзац 12 статьи 3 Закона N 115-ФЗ), что затрудняет его установление. В связи с этим считаем целесообразным отменить обязанность кредитных организаций по идентификации выгодоприобретателей.
- Для совершения операций при реализации имущества гражданина-должника финансовый управляющий должен иметь специальный банковский счет гражданина-должника (клиента). В ряде случаев, когда клиенты скрываются и (или) находятся в розыске как должники, при наступлении срока для обновления сведений по клиенту (замена паспорта по достижении определенного возраста) возникают непреодолимые препятствия для проведения идентификации клиента, что не позволяет кредитной организации продолжить ведение специального банковского счета гражданина-должника (клиента) при отсутствии копии нового/действительного документа, удостоверяющего личность должника, и невыполнении иных условий, предусмотренных подпунктом 2.4 Положения Банка России N 499-П, а финансовому управляющему - выполнять функции, предусмотренные Федеральным законом от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
- Законом N 115-ФЗ и Положением Банка России N 499-П определена обязанность кредитных организаций по установлению и обновлению сведений о деловой репутации клиентов. В этих целях кредитные организации могут получать отзывы (в произвольной письменной форме) о клиенте от других клиентов данной кредитной организации, имеющих с ним деловые отношения и (или) отзывы (в произвольной письменной форме) от других кредитных организаций, в которых клиент ранее находился на обслуживании, с информацией этих кредитных организаций об оценке деловой репутации клиента). Соответствующие сведения банки получают при приеме на обслуживание клиента и при обновлении сведений о нем. Ежегодное получение от клиентов вышеуказанных отзывов приводит к значительным трудовым затратам как банковских работников, так и клиентов. Однако банк, у которого клиент уже находится на обслуживании, может располагать негативной информацией о клиенте (именно она представляет интерес при получении соответствующих сведений) и без запроса отзывов. В связи с этим предлагаем наделить банки правом устанавливать сведения о деловой репутации клиентов без запроса у клиентов вышеназванных отзывов, а именно считаем целесообразным внести изменение в абзац второй подпункта 2.8 Приложения 2 Положения Банка России N 499-П, в котором предусматривается возможность использовать иные документы, указанные в правилах внутреннего контроля, только в случае отсутствия отзывов.
- Согласно подпункту 3.2 Приложения 2 Положения Банка России N 499-П при идентификации клиентов кредитные организации обязаны получать сведения о месте государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Однако у кредитных организаций возникают следующие вопросы:
- из каких источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях, можно получить информацию о месте государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- что подразумевается под понятием "место государственной регистрации" индивидуального предпринимателя (наименование регистрирующего органа, первоначально зарегистрировавшего физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, или адрес органа, первоначально зарегистрировавшего физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя).
- У кредитных организаций отсутствуют механизмы и инструменты проверки достоверности сведений, указанных в миграционной карте и документе, подтверждающем право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, получение которых является обязательным элементом идентификации иностранных граждан/лиц без гражданства. В связи с этим считаем целесообразным отменить обязанность кредитных организаций при проведении идентификации клиентов - физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, устанавливать и проверять/подтверждать достоверность сведений о миграционной карте и документе, подтверждающем их право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
- Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 31.12.2017 N 482-ФЗ в Закон 115-ФЗ, кредитная организация обязана по желанию клиента осуществлять сбор биометрических данных и предоставлять сведения в Единую систему идентификации и аутентификации сведения и Единую биометрическую систему. Данная обязанность влечет для банков необходимость установки дорогостоящего программного обеспечения и оборудования, затраты на которое в небольших банках без развитой филиальной сети со всей очевидностью никогда не окупятся. В связи с этим считаем целесообразным внести изменения в Закон N 115-ФЗ, установив, что для небольших банков, не специализирующихся на ритейле, сбор биометрических данных, является правом, а не обязанностью.
- Пунктами 1.11 и 1.12 статьи 7 Закона предусматривается возможность проведения упрощенной идентификации клиента - физического лица. В связи с этим на практике у банков возникают следующие вопросы:
- возможно ли на основании пункта 1.11 статьи 7 Закона проведение упрощенной идентификации клиента - физического лица при выплате ему денежного перевода без открытия счета, поступившего по системе денежных переводов ("Контакт", "Вестерн Юнион", "Золотая корона" и т.п.);
- каков порядок практического применения процедуры упрощенной идентификации с соблюдением условий, предусмотренных в подпункте 2 пункта 1.12 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, с учетом пункта 1.13 и подпункта 3 пункта 1.12 статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
- Федеральным законом от 26.07.2017 N 212-ФЗ, который вступил в силу с 01.06.2018, в пункт 1 статьи 807 Гражданского кодекса РФ внесены изменения, касающиеся порядка заключения договора займа. В связи с этим считаем необходимым привести нормы Закона N 115-ФЗ в соответствие с указанными изменениями (в части критериев операций, подлежащих обязательному контролю, связанных с договором займа).
- Согласно статье 7.3 Закона N 115-ФЗ кредитные организации обязаны определять принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц (ИПДЛ) или должностных лиц публичных международных организаций (ДЛПМО) в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). При этом Методическими рекомендациями Банка России от 27.06.2017 N 13-МР "Об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц" кредитным и некредитным финансовым организациям при определении понятий ИПДЛ и ДЛПМО рекомендовано принимать во внимание информацию, указанную в письме Банка России от 18.01.2008 N 8-Т (о содержании понятий публичных должностных лицв соответствии с правовыми актами не только ФАТФ, но и Вольфсбергской группы и Европейского союза). Дополнительно в целях выявления при приеме на обслуживание российских публичных должностных лиц (РПДЛ) кредитным организациям рекомендовано использовать следующие источники информации:
а) в отношении государственных должностей Российской Федерации - Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации";
б) в отношении должностей членов Совета директоров Банка России - информацию, размещенную на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
в) в отношении должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных в Российской Федерации на основании федеральных законов, включенных в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации - самостоятельно осуществлять мониторинг соответствующего законодательства Российской Федерации.
Также Банком России рекомендовано анализировать информацию, размещаемую органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", использовать информацию российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты, которые заинтересованные лица, в том числе кредитные организации, могут использовать в своей деятельности, в частности, при исполнении обязанностей, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, например, таких, как Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), информационное агентство ЗАО "Интерфакс" (система СПАРК, "Центр раскрытия корпоративной информации"), ООО "Интерфакс - Ди энд Би" (система DBAI, GRS, отчеты "Знай своего клиента"), ЗАО "СКРИН", а также иные источники информации, доступные организациям на законных основаниях.
Данная работа требует значительных материальных и трудовых затрат, причем каждая кредитная и некредитная финансовая организация проводят данную работу в полном объеме самостоятельно либо используют платные информационные ресурсы.
В связи с этим считаем целесообразным создать единый список публичных должностных лиц (аналогично Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, направляемому Росфинмониторингом).
- В целях выполнения мер по ПОД/ФТ кредитные организации вынуждены учитывать разные (международные и национальные) перечни лиц и организаций, причастных к экстремистской и террористической деятельности. Эти перечни готовят Росфинмониторинг, OFAC и т.д. По мнению Ассоциации, более эффективным подходом будет формирование Росфинмоторингом единого перечня, содержащего сводную информацию о санкционных списках, и доведение этой информации до соответствующих (в частности, кредитных) организаций.
- Вопрос определения лиц, причастных к экстремистской и террористической деятельности, влечет за собой следующее затруднение для кредитных организаций. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами или иным имуществом, в случае если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Законом N 115-ФЗ порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Основания, по которым физических лиц и организации включают в перечень экстремистов/террористов, приведены в пункте 2.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ. Формально операции лиц, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, не подлежат обязательному контролю, поскольку в соответствии со статьей 7.4 Закона N 115-ФЗ решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества указанных организации или физического лица принимается при отсутствии предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ оснований для включения такого физического лица в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
В связи с этим считаем целесообразным уточнить позицию Банка России по квалификации и направлению информации об операциях по поступлению денежных средств на счет клиента, в отношении которого межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств, (код операции 7001 либо 6001) и при необходимости внести изменения в пункт 2 статьи 6 Закона N 115-ФЗ, в Положение Банка России от 29.08.2008 N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение Банка России N 321-П).
- Считаем необходимым обозначить также следующий вопрос, связанный с определением лиц, причастных к экстремистской и террористической деятельности. Подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ установлено требование не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг в порядке, установленном Банком России по согласованию с Росфинмониторингом (в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2013 N 3063-У информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов, в том числе в филиалах кредитной организации, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, направляется кредитной организацией в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки). Одновременно подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ установлено требование применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктами 2.4 и 2.5 статьи 6 Закона N 115-ФЗ незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также Перечень лиц, в отношении которых действует решение о замораживании (блокировании), обновляются не чаще чем один раз в три месяца.
Учитывая изложенное, возникает вопрос по поводу периода проверки своих клиентов: правомерно ли считать, что указанный допустимый период проверки применим только в случае отсутствия обновлений информации на сайте Росфинмониторинга более трех месяцев.
- Также у кредитных организаций возникает вопрос по поводу периода проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, согласно пункту 6 статьи 7.5 Закона N 115-ФЗ.
- На практике значительные сложности возникают при исполнении кредитными организациями обязанности по контролю за операциями, совершаемыми обществами, указанными в пункте 1.3 статьи 6 Закона N 115-ФЗ, а именно, хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1 Федерального закона от 21.07.2014 N 213-ФЗ "Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день отсутствует единый официальный перечень организаций, перечисленных в пункте 1.3 статьи 6 Закона N 115-ФЗ.
В связи с этим представляется целесообразным публиковать перечень организаций, соответствующих описанию, приведенному в пункте 1.3 статьи 6 Закона N 115-ФЗ, на официальном сайте Банка России либо на регулярной основе предоставлять банкам списки соответствующих организаций (аналогично предоставлению Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму).
- Проблемы (препятствия), связанные с предоставлением кредитными организациями информации Росфинмониторингу и Банку России в целях ПОД/ФТ.
- В банковской практике наблюдается не просто трудозатратность процедур обязательного контроля по "сделочным" кодам (5001 - 5007 и 8001), но и предрасположенность к формальным "просрочкам" по ним. Учитывая то обстоятельство, что в настоящее время вся информация о сделках с недвижимостью содержится в Едином государственном реестре недвижимости, предлагаем заменить обязанность кредитных организаций по выявлению сделок, подлежащих обязательному контролю, обязанностью по выявлению операций, осуществляемых в рамках сделок с движимым/недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю (т. е. применительно к кредитным организациям изменить подход со сделочного на операционный).
- Исполнение Положения Банка России от 20.09.2017 N 600-П "О представлении кредитными организациями по запросам Федеральной службы по финансовому мониторингу информации об операциях клиентов, о бенефициарных владельцах клиентов и информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов в электронном виде" требует от кредитных организаций осуществления дополнительных мер технического характера и дополнительных финансовых затрат. В связи с этим предлагаем вернуться к практике, применявшейся до 2018 года - предоставить банкам бесплатный доступ к программному обеспечению, представляемому Росфинмониторингом, для шифрования ответов, направляемых в эту федеральную службу.
- В банковской практике возникает вопрос о том, влечет ли вступление в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 N 482-ФЗ в пункты 5.6 - 5.12 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, возникновение у кредитной организации обязанности по внедрению дополнительных настроек, в том числе в АБС, автоматизированных рабочих мест сотрудников профильных подразделений, обслуживающих клиентов - физических лиц и участвующих в их идентификации.
- В Положении Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение Банка России N 375-П) указано, что кредитные организации должны привести правила внутреннего контроля в соответствие с требованиями законодательства о ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Закон N 115-ФЗ. Однако нормативные акты Банка России зачастую не приводятся в соответствие с изменениями в Законе в рамках указанного трехмесячного срока. Например:
- Положение Банка России N 321-П не содержит кодов для операций, в отношении которых межведомственной комиссией по противодействию финансирования терроризма принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств, отсутствуют официальные разъяснения Банка России о том, каким образом заполнять отдельные поля сообщений (в частности, в случае, если клиенты банка не являются экстремистами/террористами, программный комплекс "Комита", алгоритм логического контроля корректности заполнения полей ОЭС которого используется Росфинмониторингом, не позволяет сформировать без ошибок сообщение об операции клиента, в отношении которого было принято решение межведомственной комиссии, с кодом 7001 и признаком 0 (ноль) в поле PRU0/ PRU3);
- с 23.07.2018 вступили в силу изменения в Закон N 115-ФЗ, касающиеся контроля операций, указанных в пункте 1 статьи 7.5 Закона N 115-ФЗ, при этом в Положении Банка России N 321-П код вида для таких операций до настоящего времени не предусмотрен;
- формат Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, в настоящий момент официально не опубликован. Таким образом, техническая реализация требований статьи 7.5 Закона N 115-ФЗ связана для кредитных организаций с определенными трудностями, а именно, с отсутствием достаточного времени для разработки/доработки программного обеспечения, используемого банком. При этом исполнение требований пункта 1 статьи 7.5 Закона N 115-ФЗ для кредитных организаций является обязательным с 23.07.2018.
В связи с изложенным считаем необходимым внести в Положение Банка России N 375-П изменения, согласно которым обновлять правила внутреннего контроля кредитные организации будут обязаны после изменения соответствующих нормативных актов Банка России, в срок не позднее трех месяцев после издания приведенных в соответствии с законодательными изменениями подзаконных нормативных актов.
- В банковской практике значительные затруднения вызывает реализация требования Положения Банка России N 321-П по заполнению более чем 200 полей по 1 сообщению, направляемому в Росфинмониторинг об операциях, подлежащих контролю. При этом за некорректное заполнение полей обязательного электронного сообщения (ОЭС) кредитные организации и их должностные лица подвергаются несоразмерным тяжести нарушения штрафам даже в случае незначительных ошибок (например, при корректном указании всех других значимых сведений о клиенте опечатка в нестандартной фамилии клиента, опечатка в адресе и т.п.), которые не могут повлечь за собой невыполнение Росфинмониторингом своих задач и не влекут вреда охраняемым общественным интересам.
Кроме того, не совсем ясен смысл заполнения полей ОЭС сведениями, которые содержатся в выписках из ЕГРЮЛ (например, адрес государственной регистрации юридического лица, дата регистрации и т.п., наименование кредитной организации и ее адреса, при указании в сообщении БИКа, либо SWIFT банка).
В связи с этим предлагаем внести в Положение Банка России N 321-П изменения по оптимизации количества полей ОЭС, а именно, ограничить заполняемые данные в отношении юридических лиц такими сведениями, как: наименование юридического лица, ИНН, ОРГН; реквизиты кредитных организаций ограничить указанием БИК и SWIFT.
- Помимо вышеизложенного при заполнении ОЭС в соответствии с Положением Банка России N 321-П у кредитных организаций возникают следующие вопросы:
- как заполнять поля сообщений AMR_D, AMR_K, AMR_O в случаях, когда банку необходимо указать достаточно большое количество сведений, но ограничение длины полей ОЭС не позволяет сделать этого в полном объеме. Например, адрес клиента: "391121 Рязанская область, Рыбновский район, деревня Зеленинские дворики, корпус: Литера А,А1,А,А1"; "129344 город Москва, улица Искры, дом 31 корпус 1 офис: Э 5 пом II К 3 оф 10В". Размеры полей адресов в последнее время не позволяют ввести адрес клиента в полном объеме, в связи с тем, что регистрационные органы в последнее время вводят адреса с дополнительными уточнениями: "литера", "офис" и т.д.;
- как заполнять блоки У0, И0, Б0 "Сведений о лице, совершающем операцию с денежными средствами или иным имуществом" и блоки У3, И3, Б3 "Сведений о получателе по операции с денежными средствами или иным имуществом" в ОЭС в случае, когда клиент банка осуществляет операции со своего/на свой счет в одном и том же банке, либо в другую кредитную организацию? Каким образом следует заполнять указанные блоки, учитывая, что в разные кредитные организации клиент может представить частично отличающиеся идентификационные сведения;
- как заполнять поля сообщения DESCR_1 и DESCR_2, в случаях, когда банку необходимо указать достаточно большое количество сведений по операции/сделке, но ограничение длины указанных полей (254 знаков) не позволяет этого сделать в полном объеме даже при максимально возможном сокращении? Например: в договоре купли-продажи недвижимого имущества зачастую сторонами по сделке являются несколько продавцов и несколько покупателей, но информация обо всех этих лицах не помещается в поля ОЭС в полном объеме, в том время как неуказание даже одного лица сделки считается нарушением Закона N 115-ФЗ.
- При направлении в Росфинмониторинг сообщений о сделке, подлежащей обязательному контролю, по предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получению такого займа (код 5007) в случае, когда банк не располагает договором займа, но по счету клиента проходят платежи, совершаемые в рамках одного договора (исходя из назначения платежа в платежном документе) менее 600 тыс. руб., возникают следующие вопросы:
- возникает ли у банка обязанность контролировать указанные платежи нарастающим итогом и представлять сведения в уполномоченный орган в случае, когда общая сумма платежей будет равна или превысит 600 тыс. руб.;
- в случае обязанности банка контролировать указанные платежи нарастающим итогом какие данные следует указывать в полях SUME, SUM;
- необходимо ли повторное направление сообщения о сделке с движимым имуществом, подлежащей обязательному контролю, в случае увеличения суммы за счет последующих платежей, если информация о сделке ранее уже была направлена в уполномоченный орган;
- необходимо ли направлять в уполномоченный орган сообщение о сделке с движимым имуществом, подлежащей обязательному контролю, в случае если сумма отдельного платежа будет равна или превысит 600 тыс. руб. в рамках договора (исходя из назначения платежа в расчетном документе), при условии, что информация о сделке ранее была направлена нарастающим итогом.
- При направлении в Росфинмониторинг сообщения о сделке с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю (код 8001) в случае, когда в банк поступил договор купли-продажи недвижимости, предметом которого одновременно являются несколько объектов недвижимого имущества, при этом регистрация перехода права собственности на различные объекты осуществлялась в разные даты, возникают следующие вопросы:
- какую информацию указывать в поле DATA;
- возникает ли у банка обязанность по направлению сообщения о сделке с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю, в случае, когда регистрация перехода права собственности прошла не на все объекты.
- При направлении в Росфинмониторинг сообщений об операциях по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества (код 9002) возникает вопрос о том, необходимо ли направлять сообщение об указанной операции в случае перечисления денежных средств на выплату заработной платы сотрудникам по реестру, списания денежных средств в оплату кредита, ранее выданного этого некоммерческой организации, размещения депозитных денежных средств.
- В банковской практике возникает вопрос о том, как заполнить поля сообщений AMR_S, AMR_G в случае, когда клиентом - физическим лицом представлен документ, удостоверяющий личность, который содержит два штампа о регистрации места жительства от одной даты (как правило, это возникает в районах "новой Москвы"). Например: в одном случае клиент зарегистрирован Отделением УФМС России по Московской области в гор. Троицке по адресу: Московская обл., гор. Троицк, улица Школьная, дом 11, кв. 48, а во втором штампе зарегистрирован Отделением УФМС России по г. Москве в городе Троицке по адресу: г. Троицк, ул. Школьная, д. 11, кв. 48.
- При заполнении полей сообщений KODCR, KODCN в случае, когда участником является физическое лицо-нерезидент, может возникнуть вопрос о том, какой адрес необходимо указать в группе полей AMR для лиц, зарегистрированных в иностранном государстве: адрес проживания в иностранном государстве или в России.
- При направлении в Росфинмониторинг сообщений о сделке по коду вида операции 6001 с кодом вида признака 1507 ("в кредитном договоре (договоре займа) предусмотрена уплата заемщиком-резидентом процентов и иных дополнительных платежей в пользу кредитора-нерезидента, в совокупности превышающих среднюю процентную ставку по кредитам с аналогичными условиями на внутреннем и (или) внешнем рынках") возникает вопрос о том, необходимо ли направлять сообщения об операциях только по уплате процентов или об уплате основного долга также. Например, клиент производит оплату по договору двумя платежными документами, в одном из которых содержится информация об оплате основного долга, а во втором - информация об уплате процентов по данному договору.
- Проблемы (препятствия), связанные со списанием комиссии в целях ПОД/ФТ.
Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Банка России от 06.10.2017 N 12-1-5/3251, списание комиссионного вознаграждения с банковского счета клиента возможно только после завершения банком процедуры обновления ранее установленных идентификационных сведений клиента. При этом следует отметить, что значительная часть клиентов, имеющих остатки на счетах, могут длительное время (от двух и более лет) в банк не обращаться, а значит, процедура обновления сведений по данным клиентам в соответствии с действующими нормами законодательства не может быть завершена. Указанное обстоятельство приводит к предположению об отсутствии возможности списания комиссионного вознаграждения за оказанные банком банковские услуги. Вместе с тем возникает вопрос о том, вправе ли банк рассматривать операцию по списанию комиссии в качестве операции, совершаемой на основании распоряжения клиента, в совершении которой банк может отказать клиенту в случае осуществления всех обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах меры по обновлению сведений о клиенте, в результате которых обновление сведений не было завершено, или расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в совершении операции клиента.
- Проблемы (препятствия), связанные с замораживанием (блокированием) денежных средств в целях ПОД/ФТ.
- Согласно пункту 6 статьи 7 Закона N 115-ФЗ кредитные организации обязаны замораживать (блокировать) денежные средства лиц, включенных в Перечень экстремистов/террористов. При этом возникает вопрос о том, какие действия следует предпринять банку в отношении остатка денежных средств, находящихся на счете ликвидированной организации, включенной в Перечень экстремистов/террористов: продолжать применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств либо (в связи с ликвидацией организации) отменить меры по замораживанию (блокированию) денежных средств.
- Положение Банка России N 499-П предусматривает фиксирование сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, при отсутствии перевода на русский язык, буквами латинского алфавита. При этом в Перечне экстремистов/террористов, равно как в решении о применении мер о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества сведения об иностранном гражданине, например, ФИО, место рождения, фиксируются на русском языке. При проведении проверки на наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, совпадением считается полное буквенное и цифровое соответствие сведений, что является невозможным при вышеуказанном различии в способах фиксирования информации. Частичное совпадение в соответствии с нормами действующего законодательства не предусматривает замораживания (блокирования) и допускает проведение операции с последующим признанием ее в качестве операции, в отношении которой возникли подозрения, что она осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, и направлением сведений о ней в уполномоченный орган. В связи с этим в банковской практике возникает затруднение для надлежащего исполнения норм Закона N 115-ФЗ в части блокирования (замораживания) безналичных денежных средств или иного имущества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 3 сентября 2018 г. N А-01/5-233
Текст письма официально опубликован не был