Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.И. Генина вопрос о возможности принятия его жалоб к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.И. Генин указывает, что положения Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", ряд указов Президента Российской Федерации, примененные при рассмотрении и разрешении его заявлений, а также решения и действия государственных органов и должностных лиц, принятые/совершенные в отношении заявителя, нарушают его права и тем самым противоречат Конституции Российской Федерации.
Кроме того, заявитель выражает несогласие с решениями сотрудников Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, принятыми по итогам предварительной проверки поданных им ранее обращений на соответствие требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", и с их действиями по направлению в его адрес уведомлений о несоответствии данным требованиям, а также просит Конституционный Суд Российской Федерации предоставить ему материалы производства по его жалобам в Конституционном Суде Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данных жалоб к рассмотрению.
Содержание обращений заявителя не позволяет установить, какие именно положения оспариваемых нормативных правовых актов и каким образом нарушили его конституционные права. Между тем, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, предмет обращения указывается самим заявителем как непосредственным носителем подлежащего конституционно-правовой защите интереса и не может определяться по собственной инициативе Конституционным Судом Российской Федерации (определения от 18 октября 2012 года N 1863-О, от 26 октября 2017 года N 2443-О и др.). Проверка же конституционности решений и действий государственных органов и должностных лиц к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится.
Что касается направления заявителю уведомлений Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации о несоответствии его обращений требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", то, как следует из статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пункта 3 части первой статьи 3 и статей 96 и 97 указанного Федерального конституционного закона, Конституционный Суд Российской Федерации при решении вопроса о принятии жалобы гражданина к рассмотрению должен проверить, относится ли разрешение поставленного в ней вопроса к его компетенции и является ли жалоба допустимой в соответствии с указанными требованиями.
Статьи 40 и 111 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предписывают Секретариату Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении поступающих обращений проверять в предварительном порядке их соответствие требованиям названного Федерального конституционного закона. Уведомление заявителя о несоблюдении тех или иных требований с одновременной рекомендацией об устранении недостатков в оформлении жалобы (запроса) является обязанностью работников Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации и не может рассматриваться как ограничение права на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации. Вместе с тем, согласно части второй статьи 40 названного Федерального конституционного закона, заявитель, получивший уведомление Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу. Соответствующие решения Конституционного Суда Российской Федерации по требованиям заявителя были приняты (определения от 29 сентября 2015 года N 2223-О, от 28 сентября 2017 года N 2048-О, от 19 декабря 2017 года N 3036-О и др.).
В связи с требованием заявителя о предоставлении ему материалов производства по его жалобам в Конституционном Суде Российской Федерации необходимо учитывать, что согласно части третьей статьи 53 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" заявители (т.е. лица и органы, направившие в Конституционный Суд Российской Федерации обращение) вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, осуществлять иные права стороны в конституционном судопроизводстве. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18 декабря 2003 года N 496-О, по буквальному смыслу данной статьи и исходя из ее места в системе норм Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", все перечисленные в ней права сторон в конституционном судопроизводстве относятся к процессуальным стадиям, следующим за принятием обращения к рассмотрению, поскольку только после такого решения может идти речь о наличии в производстве Конституционного Суда Российской Федерации соответствующего дела и о правах сторон в этом деле.
На этапе же рассмотрения вопроса о соответствии обращения требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" положения статьи 53 названного Федерального конституционного закона не подлежат применению, поскольку данный вопрос разрешается Конституционным Судом Российской Федерации в заседании Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с положениями параграфа 24 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации, что не предполагает ни присутствия участников процесса на этом заседании Конституционного Суда Российской Федерации, ни последующего их ознакомления с материалами производства по их жалобам в Конституционном Суде Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Генина Адольфа Ивановича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, а также в удовлетворении иных его требований.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2018 г. N 1870-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Генина Адольфа Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации, действиями и решениями правоприменительных органов и должностных лиц"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)