1. Для подтверждения соответствия компании требованиям постановления Правительства РФ N 99 участник закупки должен представить в составе заявки контракт на выполнение аналогичных работ, которые он выполнял в качестве подрядчика.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству строительство объекта капитального строительства.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, неправомерно принявшей решение о соответствии заявки АО "Объединение "И" дополнительным требованиям, установленным в документации об Аукционе в соответствии с Постановлением N 99, поскольку Победителем Аукциона в составе заявки, в том числе, не полном объеме приложены документы, предусмотренные Постановлением N 99.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке. В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе в случае: несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) OK 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки установлено дополнительное требование, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Пунктом 5.4 документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99 о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Вышеуказанный опыт выполнения работ в соответствии с пунктом 6.2.3 документации об Аукционе подтверждается участником закупки путем представления в составе второй части заявки следующих документов:
Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе. В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 21.06.2018 N 037 (далее - Протокол подведения итогов) заявка участника закупки АО "Объединение "И" признана соответствующей документации об Аукционе.
Согласно заявке АО "Объединение "И" представлен государственный контракт от 22.09.2014 на выполнение работ по строительству объекта "Транспортная развязка", с ценой 5 11 704 849, 38 руб., с приложением актов приемки выполненных работ, а также разрешениями на ввод в эксплуатацию, что в совокупности, согласно пояснениям Заказчика, Уполномоченного органа подтверждает наличие у АО "Объединение "И" необходимого опыта.
Учитывая, изложенное, а также, что Заявителем не представлено сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Единой комиссии не противоречат требования документации об Аукционе.
Заявитель не согласился с решением ФАС России и обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Согласно заявке АО "Объединение "ИНГЕОКОМ" представлен государственный контракт от 22.09.2014 на выполнение работ по строительству объекта "Транспортная развязка на пересечении МКАД с Рязанским проспектом", с приложением актов приемки выполненных работ, а также разрешениями на ввод в эксплуатацию, что в совокупности, согласно пояснениям Заказчика, Уполномоченного органа подтверждает наличие у АО "Объединение "ИНГЕОКОМ" необходимого опыта.
Учитывая, изложенное, а также, что Заявителем не представлено сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода, действия Единой комиссии не противоречат требованиям документации об Аукционе.
На основании вышеизложенного, суд считает, что оспариваемое Решение является законным, обоснованным, принятым в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и не нарушают прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания судом указанных ненормативных правовых актов недействительными. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.09.2018 г. по делу N А40-174294/2018-147-1948)
2. Преференции компаниям, предложившим товар отечественного производства, в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ N 155 могут быть предоставлены только в случае участия в такой закупке компании, предложившей товар иностранного производства.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения контракта на поставку лекарственных средств.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии, при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
По мнению Заявителя, Аукционной комиссией неправомерно принято решение о допуске участника закупки с порядковым N 5, что повлекло снижение цены контракта на 15% от цены, предложенной победителем (Заявителем) Аукциона в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155), поскольку на территории государств - членов Евразийского экономического союза не зарегистрировано ни одного лекарственного препарата, соответствующего требованиям документации об Аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа N 155, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Приказ N 155 определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, в том числе для закупки средств лекарственных и материалов, применяемых в медицинских целях, входящих в общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД 2) "21".
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является поставка лекарственных средств, а именно "Бупивакаин". Код ОКПД 2 - 21.20.10.231 "Анестетики".
На заседании Комиссии установлено, что на участие в Аукционе подана заявка с порядковым номером "5", в которой представлен товар, страной происхождения которого является Россия, в то время как Заявитель (победитель), а также участник закупки с порядковым номером "2" в заявках на участие в Аукционе представили лекарственный препарат "Бупивакаин", страной происхождения которых является Франция.
Учитывая положения Приказа N 155, Заказчиком опубликован протокол подведения итогов электронного аукциона от 26.01.2018 N 0344300034217000273-3, в соответствии с которым предложение цены контракта Заявителя (победителя), а также предложение участника закупки с порядковым номером "2" АО "Р", занявшем второе место по результатам проведения Аукциона (далее - АО "Р"), снижены на 15 процентов от предложенных Заявителем, АО "Р" цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон о лекарственных средствах) лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Положения Закона о лекарственных средствах предусматривают проведение Министерством здравоохранения Российской Федерации государственной регистрации лекарственных препаратов в целях подтверждения их эффективности, безопасности и качества.
Таким образом, в целях подтверждения безопасности и качества поставляемой продукции (лекарственных препаратов), а также предотвращения попадания на российский рынок лекарственных препаратов и средств, не прошедших государственную регистрацию, документация об Аукционе должна содержать требование о предоставлении в составе заявки в соответствии пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации о регистрационном удостоверении на лекарственный препарат.
Кроме того, применение постановления Правительства Российской Федерации N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289) невозможно без наличия информации, которая указывается в регистрационном удостоверении, в том числе информации о производителе лекарственного препарата.
На заседании Комиссии установлено, что подпунктами 1, 2 пункта 37 документации об Аукционе установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, а именно в соответствии с Приказом N 155, а также Постановлением N 1289.
Подпунктом 3 пункта 38 документации об Аукционе установлено следующее требование к содержанию, составу заявки, а именно: "копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром".
Приложением N 2 к документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Поставщиком предоставляется сертификат соответствия и/или декларация о соответствии, регистрационное удостоверение. Поставщик отвечает за качество поставляемого товара в течение всего срока годности. Транспортировка и перемещение Товара, осуществляемая Поставщиком, должна обеспечивать сохранность его качества, эффективности и безопасности, исключать возможность контаминации микроорганизмами и другими веществами".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом не установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки копий регистрационных удостоверений на лекарственные препараты, являющиеся предметом закупки или информации о реквизитах такого регистрационного удостоверения, позволяющих однозначным образом идентифицировать предлагаемый к поставке лекарственный препарат.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В приложении N 2 к документации об Аукционе "Описание объекта закупки" установлены, в том числе следующие требования к лекарственному препарату с международным непатентованным наименованием "Бупивакаин": "активное вещество: Бупивакаина гидрохлорид моногидрат для инъекций 5,28 мг, соответствующий 5,0 мг бупивакаина гидрохлорида; вспомогательные вещества: декстрозы моногидрат для инъекций 80,0 мг, что соответствует 72,7 мг декстрозы безводной, натрия гидроксид и/или хлористоводородная кислота для доведения pH до 4,0-6,0, вода для инъекций до 1 мл; гипербарический раствор: соответствие; Лекарственная форма: раствор для инъекций; Форма выпуска: ампула 4 мл".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что в Государственном реестре лекарственных средств зарегистрированы лекарственные препараты в рамках одного международного непатентованного наименования или группировочного (химического) наименования "Бупивакаин", в том числе произведенных на территории России. Вместе с тем, представитель Заявителя представил сведения из Государственного реестра лекарственных средств, согласно которым на территории государств - членов Евразийского экономического союза не зарегистрировано ни одного лекарственного препарата "Бупивакаин" с характеристиками, соответствующими Приложению N 2 к документации об Аукционе, в том числе, соответствующим требованиям в отношении вспомогательных веществ (декстрозы моногидрат), а также в отношении гипербарического раствора, в связи с чем заявка участника закупки с порядковым номером "5" подлежала отклонению, в связи с предоставлением недостоверных сведений в отношении наименования страны происхождения товара или предоставлением конкретных показателей, не соответствующих требованиям, установленным в Приложении N 2 к документации об Аукционе. Таким образом, в связи с тем, что заявка участника закупки с порядковым номером "5" подлежала отклонению, положения Приказа N 155 не применяются.
Изучив заявку участника закупки с порядковым номером "5" (далее - Участник N 5), представленную Оператором электронной площадки, Комиссия установила, что первая часть заявки Участника N 5 содержит следующую информацию в отношении страны происхождения товара, а именно: "Россия", при этом сведения в отношении торгового наименования лекарственного средства отсутствуют. Вместе с тем, в составе второй части заявки Участника N 5 не приложена копия регистрационного удостоверения на лекарственный препарат, а также отсутствует информация о реквизитах такого регистрационного удостоверения, позволяющих однозначным образом идентифицировать предлагаемый к поставке лекарственный препарат.
Кроме того, Заказчик на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, в письменных возражениях не представил доказательств, подтверждающих, что заявка Участника N 5 соответствует требованиям, установленным в документации об Аукционе, а также содержит сведения, позволяющие однозначным образом идентифицировать предлагаемый к поставке лекарственный препарат "Бупивакаин" со страной происхождения "Россия".
С учетом вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что Участником N 5 представлены недостоверные сведения в отношении поставляемого лекарственного препарата "Бупивакаин", в связи с чем Заказчиком неправомерно применены положения Приказа N 155 в отношении Заявителя, а также АО "Р".
Таким образом. Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о допуске Участника N 5, что повлекло снижение цены контракта на 15% от цены, предложенной победителем (Заявителем) Аукциона в соответствии с Приказом N 155, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Учитывая изложенное, Участником N 5 представлены недостоверные сведения в отношении поставляемого лекарственного препарата "Бупивакаин", в связи с чем Заказчиком неправомерно применены положения Приказа N 155 в отношении Заявителя, а также АО "Р-Фарм".
Таким образом, действия Аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о допуске Участника N 5, что повлекло снижение цены контракта на 15% от цены, предложенной победителем (Заявителем) Аукциона в соответствии с Приказом N 155, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что Решения и Предписания ФАС России от 13.02.2018 по делу N 18/44/99/63 являются законными, обоснованными, принятыми в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и не нарушают прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания судом указанных ненормативных правовых актов недействительными."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018 г. по делу N А40-43634/18)
3. Комиссия заказчика не вправе отказывать организации в допуске к участию в закупке в случае, если не располагает достоверными данными об отсутствии требующейся в соответствии с документацией о закупке у участника закупки правоспособности.
Заказчик проводил запрос предложений на право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению, обработке и хранению информации о транспортных потоках, передвижении транспортных средств и нарушениях транспортными средствами правил дорожного движения на территории.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией Запроса предложений.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно доводу Заявителя, заявка Заявителя на участие в Запросе предложений неправомерно признана Единой комиссией несоответствующей требованиям документации о Запросе предложений и Закону о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать, в том числе, требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкцию по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений.
Частью 10 статьи 83 Закона о контрактной системе установлено, что комиссией по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений вскрываются поступившие конверты с заявками на участие в запросе предложений и открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются, и их заявки не оцениваются. Основания, по которым участник запроса предложений был отстранен, фиксируются в протоколе проведения запроса предложений. В случае установления факта подачи одним участником запроса предложений двух и более заявок на участие в запросе предложений заявки такого участника не рассматриваются и возвращаются ему.
В соответствии с протоколом проведения Запроса предложений от 12.03.201 N ПП1 (далее - Протокол), заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям документации о Запросе предложений и Закону о контрактной системе в связи с тем, что в лицензии ФСБ на осуществление технического обслуживания шифровальных данных, представленной Заявителем в составе заявки на участие в Запросе предложений, отсутствует сведения о месте осуществления лицензируемой деятельности (Самарская область).
Пунктом 24 информационной карты документации о Запросе предложений установлено, в том числе, следующее требование к участнику закупки: "наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств с указанием в данной лицензии шифровальных (криптографических) средств с указанием в данной лицензии следующих видов выполняемых работ и оказываемых услуг в отношении шифровальных (криптографических) средств: монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем; ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем; работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средств; или копию действующей лицензии ФСБ на осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств", при этом требования о наличии в вышеуказанной лицензии сведений о наличии у участника закупки права на осуществление соответствующей деятельности на территории Самарской области в документации о Запросе предложений не содержится.
Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что юридическое лицо, получившее лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации.
Согласно представленному в жалобе Заявителя письму центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России от 10.09.2014 N 8/ЛЗ/2/2-2581, направленному в ответ на соответствующий запрос Заявителя, вносимые в лицензию места осуществления деятельности могут не совпадать с субъектами Российской Федерации, в которых эта деятельность фактически осуществляется, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензии, выдаваемые федеральными органами исполнительной власти, в том числе ФСБ России, действительны на всей территории Российской Федерации.
Согласно представленному в жалобе Заявителя письму УФСБ России по Самарской области от 06.03.2018 N 1404, действующий порядок осуществления работ в отношении шифровальных (криптографических) средств не запрещает проведение всех необходимых мероприятий в местах осуществления лицензируемой деятельности с последующим перемещением технических средств в адрес заказчиков работ (услуг).
Кроме того, в соответствии с вышеуказанным письмом, Заявитель вправе выполнять работы, предусмотренные проектом контракта документации о Запросе предложений, на основании лицензии УФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, представленной в составе заявки на участие в Запросе предложений, в том числе, с привлечением структурных подразделений Заявителя, указанных в приложении к вышеуказанной лицензии.
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что вышеуказанные письма представлены Заявителем в составе заявки на участие в Запросе предложений, при этом, по мнению Заявителей, лицензия ФСБ России, представленная Заявителем в составе заявки на участие в Запросе предложений соответствует требованиям документации о Запросе предложений и законодательству Российской Федерации, в том числе, Закону о контрактной системе.
На основании изложенного и учитывая, что представителем Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу, что лицензия ФСБ России, представленная Заявителем в составе заявки на участие в Запросе предложений не соответствует требованиям документации о Запросе предложений и законодательству Российской Федерации, в том числе, Закону о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что обжалуемые Заявителем действия Единой Комиссии не соответствуют части 10 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Комиссией установлено, что согласно Протоколу, по аналогичному основанию заявка участника ООО "А" признана Единой комиссией не соответствующей требованиям документации о Запросе предложений и Закону о контрактной системе.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В данном случае, что также подтверждается представленным в жалобе Общества письмом центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России от 10.09.2014 N 8/ЛЗ/2/2-2581 вносимые в лицензию места осуществления деятельности могут не совпадать с субъектами Российской Федерации, в которых эта деятельность фактически осуществляется, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензии, выдаваемые федеральными органами исполнительной власти, в том числе ФСБ России, действительны на всей территории Российской Федерации.
Согласно представленному с жалобой Общества письму УФСБ России по Самарской области от 06.03.2018 N 1404, действующий порядок осуществления работ в отношении шифровальных (криптографических) средств не запрещает проведение всех необходимых мероприятий в местах осуществления лицензируемой деятельности с последующим перемещением технических средств в адрес заказчиков работ (услуг).
Кроме того, в соответствии с вышеуказанным письмом, Общество вправе выполнять работы, предусмотренные проектом контракта документации о Запросе предложений, на основании лицензии УФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, представленной в составе заявки на участие в Запросе предложений, в том числе, с привлечением структурных подразделений Общества, указанных в приложении к вышеуказанной лицензии.
Вышеуказанные письма представлены Обществом в составе заявки на участие в Запросе предложений, при этом, по мнению Общества, лицензия ФСБ России, представленная Обществом в составе заявки на участие в Запросе предложений соответствует требованиям документации о Запросе предложений и законодательству Российской Федерации, в том числе, Закону о контрактной системе.
На основании изложенного и учитывая, что представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии ФАС России прийти к однозначному выводу, что лицензия ФСБ России, представленная Обществом в составе заявки на участие в Запросе предложений, не соответствует требованиям документации о Запросе предложений и законодательству Российской Федерации, в том числе, Закону о контрактной системе, обжалуемые ПАО "Ростелеком" действия Комиссии Заявителя правомерно признаны антимонопольным органом не соответствующими части 10 статьи 83 Закона о контрактной системе.
При этом суд отмечает, что у заявителя отсутствовали основания для отклонения заявки ПАО "Ростелеком" на первом этапе проведения закупки, поскольку в дальнейшем Заявитель не был лишен возможности затребовать у ПАО "Ростелеком" лицензию на осуществление технического обслуживания шифровальных данных на территории именно Самарской области, а ПАО "Ростелеком" могло обратиться в УФСБ России по Самарской области за получением указанной лицензии и представить ее заявителю. "
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2018 г. по делу N А40-134037/18-154-1619)
4. В случае, если участник закупки представляет в составе заявки в качестве подтверждения соответствия постановлению Правительства РФ N 99 договор выполнения субподрядных работ, комиссия заказчика должна отказать в допуске такой организации к участию в закупке.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству спортивного комплекса.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями N 1 и N 2 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных Постановлением N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В документации об Аукционе к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением N 99.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 12.12.2017 N 0137 заявка ООО "С" признана соответствующей единым и дополнительным требованиям, установленным частями 1, 1.1, 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и требованиям документации об Аукционе.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа представил вторую часть заявки ООО "Г", в которой ООО "Г" в качестве подтверждения наличия опыта ранее исполненного контракта (договора) представлен договор субподряда между ООО "С" и ООО "Г" N СС/160215 от 16.02.2015 на выполнение работ по строительству объекта: "Футбольное поле с искусственным покрытием и инфраструктурой" на сумму 793 447 546,13 рублей.
Указанные в пункте 2 Приложения N 1 Постановления Правительства N 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления Правительства N 99.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что участником ООО "С" не приложены документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о признании вышеуказанной заявки участника закупки, соответствующей дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Указанные в пункте 2 Приложения N 1 Постановления Правительства No 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем, предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления Правительства N 99.
Таким образом, участником ООО "Горно-строй" не приложены документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99.
Учитывая изложенное, действия Аукционной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о признании вышеуказанной заявки участника закупки, соответствуют дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, решение ФАС России от 13.12.2017 г. по делу N К-1720/17 и выданное на основании него предписание от 13.12.2017 г.; решение ФАС России от 26.12.2017 г. по делу N К-1797/17 и выданное на основании него предписание от 26.12.2017; решение ФАС России от 26.12.2017 г. по делу N К-1798/17 и выданное на основании него предписание от 26.12.2017 г.; решение ФАС России от 16.01.2018 г. по делу N 18/44/99/20 и выданное на основании него предписание от 16.01.2018 г. соответствуют требованиям ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2018 г. по делу N А40-24295/18-33-180)
5. Заказчик в документации об Аукционе должен установить перечень нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться участникам при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения контракта на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии, Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 28.05.2018 N 031, участнику закупки с порядковым номером заявки "3" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием информации требованиям документации об аукционе, а именно: "В позиции товара "Бетон тяжелый и мелкозернистый": Показатель "Средний коэффициент вариации по прочности" указан в нарушение пункта 7 ГОСТ 18105-2010".
Пунктом 1 раздела 2 документации об Аукционе установлено следующее: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
согласие участника аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Товары и их характеристики, которые необходимо указывать в первой части заявки, содержатся в приложении N 3 документации об электронном аукционе и в инструкции по заполнению заявки".
В файле Приложении N 3 документации об Аукционе к товару "Бетон тяжелый и мелкозернистый" установлено, в том числе следующее требование: "средний коэффициент вариации по прочности, % - в соответствии с ГОСТ не более 16".
При этом, в соответствии с пунктом 7 ГОСТ 18105-2010 требуемую прочность бетона каждого вида Rt для БСГ рассчитывают по формуле Rt=KtBhopm. (9).
Кроме того, документация об Аукционе не содержит перечень нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться участникам при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, так например: "содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы должно быть не более 35%; содержание глины в комках от общего количества пылеватых и глинистых частиц в готовых смесях должно быть не более 20% по массе; средний коэффициент вариации по прочности, % - в соответствии с ГОСТ не более 16; начало схватывания, мин - не ранее 45; прочность на сжатие, Мпа - не менее 32,5; полный остаток на сите N 063 в процентах по массе не менее 10%; по истечении 24 ч после испытаний столбики типа СЗ не должны иметь остаточную деформацию более 5% значения их высоты".
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что Заказчиком в документации надлежащим образом не установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг. Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 28.05.2018 N 0319100010318000077-1, участнику закупки с порядковым номером заявки "3" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием информации требованиям документации об аукционе, а именно: "В позиции товара "Бетон тяжелый и мелкозернистый": Показатель "Средний коэффициент вариации по прочности" указан в нарушение пункта 7 ГОСТ 18105-2010".
Пунктом 1 раздела 2 документации об Аукционе установлено следующее: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
согласие участника аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Товары и их характеристики, которые необходимо указывать в первой части заявки, содержатся в приложении N 3 документации об электронном аукционе и в инструкции по заполнению заявки".
В файле Приложении N 3 документации об Аукционе к товару "Бетон тяжелый и мелкозернистый" установлено, в том числе следующее требование: "средний коэффициент вариации по прочности, % - в соответствии с ГОСТ не более 16".
При этом, в соответствии с пунктом 7 ГОСТ 18105-2010 требуемую прочность бетона каждого вида Rt для БСГ рассчитывают по формуле Rt=KtBhopm. (9).
Кроме того, документация об Аукционе не содержит перечень нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться участникам при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, так например: "содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы должно быть не более 35%; содержание глины в комках от общего количества пылеватых и глинистых частиц в готовых смесях должно быть не более 20% по массе; средний коэффициент вариации по прочности, % - в соответствии с ГОСТ не более 16; начало схватывания, мин - не ранее 45; прочность на сжатие, Мпа - не менее 32,5; полный остаток на сите N 063 в процентах по массе не менее 10%; по истечении 24 ч после испытаний столбики типа СЗ не должны иметь остаточную деформацию более 5% значения их высоты".
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что Заказчиком в документации надлежащим образом не установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг. Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.09.2018 г. по делу N А40-149668/18-93-1841)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, ноябрь 2018)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.