Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Главного контрольного
управления города Москвы
от 13 марта 2017 г. N 4/08
Методические рекомендации
по организации работы с дебиторской задолженностью
I. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации по организации работы с дебиторской задолженностью (далее - Методические рекомендации) подготовлены во исполнение распоряжения Правительства Москвы от 25.10.2016 N 558-РП "Об утверждении Порядка организации работы с дебиторской задолженностью" и устанавливают порядок организации работы с дебиторской задолженностью в органах исполнительной власти города Москвы, государственных учреждениях города Москвы, государственных предприятиях (государственных унитарных предприятиях, казенных предприятиях) города Москвы (далее - подведомственные организации)" (далее - Порядок по работе с дебиторской задолженностью, утвержденный распоряжением N 558-РП).
1.2. Методические рекомендации разработаны в целях выработки единых подходов к принятию мер, направленных на снижение размера безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.
1.3. Основными задачами принятия Методических рекомендаций является повышение эффективности и результативности исполнения функций по работе с дебиторской задолженностью в органе исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации, в том числе путем выработки мер, направленных на устранение причин, влияющих на эффективность и результативность работы с дебиторской задолженностью, в том числе препятствующих снижению размера просроченной дебиторской задолженности, а также дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию.
1.4. Методические рекомендации подлежат применению при утверждении порядка по работе с дебиторской задолженностью, определении должностных обязанностей лиц, уполномоченных на выполнение функций по работе с дебиторской задолженностью, формировании показателей эффективности и результативности работы с дебиторской задолженностью, осуществлении контроля за достижением показателей эффективности и результативности работы с дебиторской задолженностью, анализе эффективности и результативности выполнения функций по работе с дебиторской задолженностью, подготовке планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью, учитывая специфику образующейся дебиторской задолженности.
1.5. При утверждении порядка по работе с дебиторской задолженностью, определении должностных обязанностей лиц, уполномоченных на выполнение функций по работе с дебиторской задолженностью, формировании показателей эффективности и результативности работы с дебиторской задолженностью, осуществлении контроля за достижением показателей эффективности и результативности работы с дебиторской задолженностью, анализе эффективности и результативности выполнения функций по работе с дебиторской задолженностью, подготовке планов мероприятий по работе с дебиторской задолженностью в органе исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации необходимо учитывать следующее:
- работу с дебиторской задолженностью необходимо воспринимать как единый непрерывный управленческий процесс, организованный в органе исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации, от момента возникновения задолженности до момента списания ее с учета;
- основными целями проводимой работы являются профилактика возникновения просроченной дебиторской задолженности, своевременное взыскание и недопущение возникновения просроченной дебиторской задолженности, дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию;
- деятельность лиц, уполномоченных на работу с дебиторской задолженностью, должна быть направлена на достижение основной цели по работе с задолженностью и путем управленческого воздействия скоординирована и согласована между собой для исключения ситуаций, когда эффект от результатов успешной работы одних уполномоченных лиц может быть минимизирован ненадлежащей работой других.
1.6. Порядок внесения информации о работе с дебиторской задолженностью в информационные системы и (или) таблицы, составленные в электронном виде в соответствии с п. 1.6 Порядка по работе с дебиторской задолженностью, утвержденного распоряжением N 558-РП, форма плана мероприятий по работе с дебиторской задолженностью, отчетности о работе с дебиторской задолженностью и информации о выполнении плана мероприятий по работе с дебиторской задолженностью определены в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
1.7. Методические рекомендации разработаны с учетом действующей редакции нормативных правовых актов и имеющейся судебной практики по состоянию на дату утверждения.
II. Взыскание дебиторской задолженности
2. Претензионная работа
2.1. В соответствии с п. 3.4. Порядка по работе с дебиторской задолженностью, утвержденного распоряжением N 558-РП, к функциям уполномоченного лица, ответственного за претензионно-исковую работу, относится направление должнику, не исполнившему или ненадлежащим образом исполнившему обязательства по договору (контракту, соглашению), претензии о необходимости исполнения обязательств и погашения дебиторской задолженности в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения информации и (или) документов о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору (контракту, соглашению), осуществление контроля за получением претензии должником.
2.2. Для целей реализации Порядка по работе с дебиторской задолженностью, утвержденного распоряжением N 558-РП, под претензией понимается письменный документ, составляемый в процессе досудебного урегулирования долга, содержащий в себе требование к должнику о необходимости исполнения должником обязанности, установленной договором (контрактом, соглашением).
2.3. Основными целями направления претензии должнику являются:
- доведение до сведения должника информации о наличии долга;
- доведение информации о размере долга;
- побуждение должника исполнить обязательства;
- выполнение претензионного порядка, если он является обязательным;
- получение признания долга (признание претензии прерывает срок исковой давности).
2.4. При подготовке претензии необходимо руководствоваться следующими основными требованиями к ее содержанию:
- претензия предъявляется в письменной форме и подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом;
- претензия направляется на имя руководителя организации;
- в претензии указываются: требования заявителя (что требуется от должника и в какой срок, в частности - срок исполнения обязательства и срок ответа на претензию); сумма претензии и ее обоснованный расчет, если претензия подлежит денежной оценке; обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства, подтверждающие их, со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты; перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств; иные сведения, необходимые для урегулирования спора;
- претензия отправляется способом, обеспечивающим фиксирование ее отправления, либо вручается под расписку;
- к претензии прилагаются документы, подтверждающие предъявленные требования, если эти документы отсутствуют у другой стороны.
Также, в претензии необходимо указывать, что при неисполнении обязательства кредитор оставляет за собой право применить штрафные санкции к должнику, обратиться в суд и использовать иные способы защиты нарушенных прав.
2.5. Факт направления претензии подлежит обязательной фиксации, поскольку к исковому заявлению, подаваемому в суд, будет необходимо приложить доказательства соблюдения досудебного претензионного порядка (п. 7 ст. 126 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) РФ, ст. 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)).
3. Обращение взыскания на банковскую гарантию, обеспечивающую исполнение обязательств по договору (контракту, соглашению)
3.1. В соответствии с п. 3.4.3 Порядка по работе с дебиторской задолженностью, утвержденного распоряжением N 558-РП, к функциям уполномоченного лица, ответственного за претензионно-исковую работу при взыскании дебиторской задолженности по договорам (контрактам, соглашениям), относится направление лицу, обеспечивающему исполнение обязательств по договору (контракту, соглашению), в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения информации и документов о возникновении дебиторской задолженности по договору (контракту, соглашению) требования об исполнении обязательств по договору (контракту, соглашению) в срок, указанный в таком требовании, в случае если договором (контрактом, соглашением) предусмотрено внесение обеспечения обязательств.
3.2. Согласно ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
3.3. Согласно Федеральному закону N 44-ФЗ и Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - ГК РФ) гарантия должна быть независимой, безусловной и безотзывной (ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ и ст. 368-379 ГК РФ).
Независимость банковской гарантии означает, что ее действие не зависит от договора между бенефициаром и принципалом. Даже если контракт расторгнут, признан недействительным или срок его действия истек, заказчик имеет право потребовать возмещения по гарантии.
Безусловность банковской гарантии заключается в том, что выплата по ней должна производиться сразу, как потребует заказчик, доказательства нарушения поставщиком своих обязанностей по договору не требуются.
Безотзывность банковской гарантии означает, что на протяжении всего срока действия документа банк не может отказаться от своих обязательств по нему.
3.4. В соответствии с ГК РФ и Федеральным законом N 44-ФЗ для получения денежных средств по банковской гарантии достаточно заявить свое требование (заявление) к гаранту в письменной форме.
Согласно требованиям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", к заявлению на получение денежных средств по банковской гарантии необходимо приложить:
- расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
Размер возмещения указывается на усмотрение взыскателя, однако не может превышать сумму, гарантированную банком.
3.5. Согласно разъяснениям Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития РФ), данным в письме от 16.01.2015 N Д28и-65, в силу содержания ч. 1 ст. 329 ГК РФ банковская гарантия и неустойка являются равными и независимыми друг от друга способами обеспечения обязательства, предусмотренного контрактом, которые имеют собственный алгоритм расчета размера суммы выплат и механизм реализации при возникновении ситуации, когда произошло ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательства, предусмотренного контрактом. Частью 1 ст. 369 ГК РФ предусмотрено, что банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). Возникновение обязательства исполнителя по выплате неустойки возникает из ненадлежащего исполнения или неисполнения основного обязательства, предусмотренного контрактом, которое не является основным обязательством.
При этом согласно позиции, изложенной в письме Минэкономразвития РФ от 15.02.2016 N Д28и-416, допускается возможность взыскания неустойки из суммы обеспечения, если условиями документа не предусмотрено иное.
В тексте договора (контракта, соглашения) необходимо прямо указать на возможность удержания неустойки из суммы обеспечения, в противном случае такие действия могут быть оспорены поставщиком (определение Верховного Суда РФ от 08.09.2015 N 307-ЭС15-12352 по делу N А44-4577/2014, письмо Минфина РФ от 25.12.2014 N 02-02-04/67438, п. 2 письма Минэкономразвития РФ от 30.07.2015 N Д28и-2280). Размер возмещения рассчитывается в процентах от стоимости просроченного обязательства либо, если это оговорено в контракте, от всей цены контракта.
Для подтверждения факта просрочки исполнения обязательства по договору (контракту, соглашению) исполнителю (подрядчику, поставщику) необходимо составить акт, подтверждающий факт неисполнения обязательства. В случае если нарушение поставщиком своих обязательств принесло заказчику убытки, поставщик должен возместить их, за вычетом суммы неустойки (если в договоре, контракте, соглашении не оговорено иное).
Выплата исполнителем (подрядчиком, поставщиком) неустойки не отменяет возможности последующего взыскания средств по обязательствам по договору (контракту, соглашению).
4. Применение обеспечительных мер в рамках взыскания дебиторской задолженности в судебном порядке
4.1. В соответствии с п. 3.4.10 Порядка по работе с дебиторской задолженностью, утвержденного распоряжением N 558-РП, к функциям уполномоченного лица, ответственного за претензионно-исковую работу, относится подача в суд ходатайства о принятии обеспечительных мер, в случае если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения ущерба органу исполнительной власти города Москвы, подведомственной организации.
4.2. Для целей реализации Порядка по работе с дебиторской задолженностью, утвержденного распоряжением N 558-РП, к обеспечительным мерам могут быть отнесены следующие меры (ст. 139-146 ГПК РФ и ст. 90-100 АПК РФ):
- наложение ареста на денежные средства (в том числе денежные средства, которые будут поступать на банковский счет) или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц (ГПК РФ отдельно не выделяет арест денежных средств в составе имущества должника);
- запрет ответчику совершать определенные действия (АПК РФ предусмотрено, что это могут быть действия, только касающиеся предмета спора, т.е. касающиеся просительной части иска). Например, может быть установлен запрет на эксплуатацию спорного имущества, запрет передавать имущество третьим лицам;
- запрет другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства;
- приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи);
- приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи). Реализация данной обеспечительной меры предполагает определенную стадию исполнительного производства, на которой имущество описано, арестовано и передано организации, осуществляющей торги;
- приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в судебном порядке (ГПК РФ не содержит дополнительных ограничений, однако АПК РФ предусмотрено применение обеспечительных мер, только если взыскание по исполнительному документу производится в бесспорном (безакцептном) порядке).
Также АПК РФ дополнительно предусмотрены следующие обеспечительные меры:
- возложение на ответчика обязанности по совершению определенных действий в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;
- передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу.
При этом ГПК РФ в качестве отдельной обеспечительной меры предусмотрено возложение на ответчика и других лиц обязанности по совершению определенных действий, касающихся предмета спора о нарушении авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет.
Указанный перечень обеспечительных мер, предусмотренный АПК РФ и ГПК РФ, не является исчерпывающим. Истец вправе заявлять о необходимости принятия иных обеспечительных мер, которые прямо не предусмотрены процессуальным законодательством, однако которые отвечают целям обеспечения иска. Кроме того, судом может быть допущено несколько мер по обеспечению иска.
Также согласно позиции, изложенной в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", нормами федерального закона или международного договора Российской Федерации может быть установлен дополнительный по сравнению с положениями ст. 91 АПК РФ перечень обеспечительных мер.
4.3. Обеспечительные меры в соответствии со ст. 139 ГПК РФ, ч. 2 ст. 90 АПК РФ допускаются при условии если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта (следует приводить доказательства фактов возможности выбытия имущества из владения ответчика, фактов отсутствия иного имущества, на которое может быть наложено взыскание, фактов иного недобросовестного поведения ответчика);
АПК РФ дополнительно устанавливает, что обеспечительные меры могут устанавливаться в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
При этом в качестве условия ограничивающего применение обеспечительных мер АПК РФ предусматривает, что принимаемые обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленным требованиям (ч. 2 ст. 91 АПК РФ).
АПК РФ не раскрыл понятия соразмерности, в связи с чем данная категория носит оценочный характер. В п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 07.07.2004 N 78 "Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер" указано, что оценка соразмерности производится арбитражным судом с учетом соотносимости права и интереса, о защите которых просит заявитель, стоимости имущества, на которое он просит наложить арест, либо имущественных последствий запрещения совершения определенных действий должнику, а также на основе иных критериев.
Толкование понятия принципа соразмерности, например, содержится в обзоре практики применения арбитражными судами первой инстанции обеспечительных мер Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда (http://14aas.arbitr.ru/) согласно которому предусмотренное ч. 2 ст. 91 АПК РФ требование о соразмерности обеспечительных мер заявленным требованиям подразумевает необходимость оценки судом связи принимаемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования, а также правовых последствий принятия таких мер с точки зрения сохранения существующего состояния отношений (status quo) между сторонами и баланса интересов иных заинтересованных лиц. При оценке следует учитывать, что принимаемые меры должны иметь своей целью защиту интересов заявителя, а не лишение другого лица возможности и права осуществлять свою законную деятельность.
4.4. Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии их обоснованности, суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие оснований, предусмотренных АПК РФ и ГПК РФ.
Процедуру принятия судом решения о применении обеспечительных мер разъясняет постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" в соответствии с которым судам при принятии решения необходимо учитывать:
- разумность и обоснованность требования о принятии мер;
- вероятность причинения заявителю значительного ущерба при непринятии мер;
- обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон;
- предотвращение нарушения публичных интересов, интересов третьих лиц (в случае неудовлетворения обеспечительных мер могут быть нарушены права заявителя и третьих лиц, могут сохраняться или могут возникнуть препятствия для пользования сервитутами).
Меры по обеспечению иска принимаются судом с учетом конкретных обстоятельств дела и когда в этом действительно есть необходимость. В подаваемом заявлении (ходатайстве) меры должны быть конкретизированы в отношении предмета спора и в отношении круга лиц, на которых распространяется результат заявленной обеспечительной меры.
Обеспечительная мера должна основываться на заявленном основном требовании, но не должна выходить за рамки этих основных требований. Так, заявленная мера в виде ареста имущества не может приниматься, если имущество не является предметом спора. Но и связанность обеспечительных мер с основным требованием не должно предрешать судьбу спора, поскольку могут фактически установиться правовые последствия, которые бы возникли в случае удовлетворения основного требования.
4.5. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер. В частности, указывая на причинение значительного ущерба, заявитель должен обосновать его возможность, его значительный размер, связь возможного ущерба с предметом спора, а также необходимость и достаточность для его предотвращения именно данной обеспечительной меры (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 09.07.2003 N 11 "О практике рассмотрения арбитражными судами заявлений о принятии обеспечительных мер, связанных с запретом проводить общие собрания акционеров"). К примеру, затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника вследствие тех действий, которые он может совершить, если ему не воспрепятствуют посредством заявленных мер.
4.6. Согласно разъяснениям, данным в п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер", в связи с тем, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, то для их применения не требуется представления доказательств в объеме, который необходим для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права. Так, в качестве доказательств могут быть предоставлены акты совершения исполнительных действий, составленные судебным приставом-исполнителем.
Также информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", постановление Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъясняют, что заявление о применении обеспечительных мер должно быть обосновано, мотивировано, с представлением доказательств, подтверждающих реальные, а не вероятные нарушения прав и интересов, которые будут следствием непринятия обеспечительных мер.
Согласно имеющейся судебной практике одним из критериев соответствия приятых обеспечительных мер тем целям, которые они обеспечивают, является то, что они не должны подменять рассмотрение основного требования по существу. В противном случае суд отказывает в удовлетворении заявления (определение арбитражного суда Краснодарского края от 09.10.2012 по делу N А32-28270/2012).
4.7. Согласно ч. 2 ст. 90 АПК РФ заявление о принятии обеспечительных мер может быть подано на любой стадии арбитражного процесса, в том числе и в период приостановления производства по делу (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер"). Оно может быть подано в суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
4.8. Действующая система арбитражного судопроизводства предполагает возможность подачи документов в суд в электронном виде (п. 3.2.2 Порядка подачи документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденного приказом Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации).
Однако эта возможность появилась не так давно и ранее суды исходили из того, что подача заявлений о принятии обеспечительных мер возможна только в форме бумажного документа. Как указано в п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", Кодексом не предусматривается подача в электронном виде заявления об обеспечении иска, заявления об обеспечении имущественных интересов (ст.ст. 92, 99), ходатайства о приостановлении исполнения судебных актов (ст.ст. 283, 298), такое заявление (ходатайство) может быть подано в суд только на бумажном носителе. Ходатайство об обеспечении иска, изложенное в исковом заявлении, поданном в соответствии с ч. 1 ст. 125 АПК РФ посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, считается не поданным в арбитражный суд, при этом в определении о принятии искового заявления (заявления) указывается, что такое ходатайство может быть подано лишь на бумажном носителе.
4.9. При определении порядка выполнения функций по применению обеспечительных мер лицом, ответственным за претензионно-исковую работу, необходимо руководствоваться следующей последовательностью действий:
4.9.1. Выявление идентифицирующих признаков имущества (наименование, марка, местоположение, площадь, дата регистрации и пр.), в пределах суммы исковых требований.
4.9.2. Выявление доказательств отсутствия иного имущества у должника, вывод имущества и прочие обстоятельства, которые свидетельствуют или могут свидетельствовать о том, что решение суда не будет исполнено, если не принять обеспечительных мер.
4.9.3. Подготовка заявления о принятии обеспечительных мер, с указанием идентифицирующих признаков имущества и доказательств, что решение суда не будет исполнено, если не принять обеспечительных мер.
4.9.4. Предъявление заявления в суд - одновременно с иском или в ходе рассмотрения дела, а в арбитражном процессе - и до подачи иска (предварительные меры). Как указывалось выше обеспечительные меры допускаются во всяком положении гражданского дела (на любой стадии арбитражного процесса).
4.9.5. Заявление рассматривается без вызова в суд сторон. При принятии обеспечительных мер судом выносится определение и выдается исполнительный лист. Копии определения об обеспечении не позднее следующего дня после дня его вынесения направляются лицам, на которых судом возложены обязанности по исполнению обеспечительных мер, а также, в зависимости от вида принятых мер, в государственные органы, иные органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества или прав на него.
4.10. При выполнении функций по применению обеспечительных мер лицу, ответственному за претензионно-исковую работу, необходимо учитывать риск того, что ответчик либо третьи лица, имущество которых по ошибке арестовано, после вступления в законную силу решения суда, которым в иске отказано, вправе предъявить к истцу иск о возмещении убытков, причиненных ему мерами по обеспечению иска, принятыми по заявлению истца.
4.11. АПК РФ предусматривает возможность применения предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение имущественных интересов заявителя, до предъявления иска - заявление об обеспечении имущественных интересов (ст. 99 АПК РФ).
Заявление об обеспечении имущественных интересов подается в арбитражный суд по месту нахождения заявителя, либо по месту нахождения денежных средств или иного имущества, в отношении которых заявитель ходатайствует о принятии мер по обеспечению имущественных интересов, либо по месту нарушения прав заявителя.
При подаче заявления об обеспечении имущественных интересов заявитель представляет в арбитражный суд документ, подтверждающий произведенное встречное обеспечение в размере указанной в заявлении суммы обеспечения имущественных интересов.
Документы, подтверждающие предоставление встречного обеспечения, должны, безусловно, свидетельствовать о реальном и гарантированном обеспечении.
4.12. Практика применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер в том числе содержится в:
- информационном письме Президиума ВАС РФ от 24.07.2003 N 72 "Обзор практики принятия арбитражными судами мер по обеспечению исков по спорам, связанным с обращением ценных бумаг";
- информационном письме Президиума ВАС РФ от 07.07.2004 N 78 "Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер";
- постановлении пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации";
- постановлении Пленума ВАС РФ от 09.07.2003 N 11 "О практике рассмотрения арбитражными судами заявлений о принятии обеспечительных мер, связанных с запретом проводить общие собрания акционеров".
5. Самостоятельное обращение взыскания на имущество должника в рамках исполнительного производства
5.1. В соответствии с п. 3.2.6 Порядка по работе с дебиторской задолженностью, утвержденного распоряжением N 558-РП, к функциям уполномоченного лица, ответственного за работу с Федеральной службой судебных приставов (далее - ФССП), относится направление выданного исполнительного документа в кредитные организации в случае наличия информации о счетах должника, открытых в кредитных организациях, для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем получения сведений о счетах должника, открытых в кредитных организациях.
5.2. Задачами исполнительного производства, как следует из ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - ФЗ "Об исполнительном производстве"), являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Цель взыскателя в исполнительном производстве - обеспечить своевременное взыскание с должника денежных средств.
В этой связи наиболее оптимальным вариантом взыскания дебиторской задолженности является самостоятельное применение мер по взысканию долга органом исполнительной власти города Москвы, подведомственной организацией одновременно с обращением в ФССП для возбуждения исполнительного производства.
5.3. ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривает право кредитора самостоятельно, без привлечения пристава, списать на свой счет деньги со счета должника в банке или предъявить лист в организацию, где должник работает, для перечисления заработной платы напрямую взыскателю. Статья 8 ФЗ "Об исполнительном производстве" предоставляет право направить исполнительный лист в банк непосредственно взыскателем.
Вместе с исполнительным листом в банк направляется заявление, в котором указываются:
- реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;
- наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя;
- документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица.
Наименование обслуживающих банков, номера счетов могут содержаться в договоре, заключенном с должником, на сайте или в иных документах должника. При этом взыскатель не обязан знать номер счета, достаточно знать банк.
5.4. Взыскатель в соответствии с ч. 8 ст. 69 ФЗ "Об исполнительном производстве" при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении информации об имуществе должника. Позиция по данному вопросу изложена в письме Минфина России от 26.11.2008 N 03-02-07/2-207. Перечень информации, которая может быть запрошена у налогового органа, приведен в ч. 9 ст. 69 ФЗ "Об исполнительном производстве" и включает в себя сведения:
- о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;
- о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;
- об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
В течение семи дней со дня получения запроса налоговый орган обязан предоставить информацию. После получения информации о счетах взыскатель вправе предъявить исполнительный лист в банк по вышеуказанной процедуре.
5.5. В соответствии со ст. 9 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб., может быть направлен взыскателем в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.
Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление, в котором указываются:
- реквизиты банковского счета, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства;
- фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина;
- наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица;
- представитель взыскателя также представляет документ, удостоверяющий его полномочия.
6. Взаимодействие с ФССП в рамках исполнительного производства
6.1. В соответствии с п. 3.2 Порядка по работе с дебиторской задолженностью, утвержденного распоряжением N 558-РП, к функциям уполномоченного лица, ответственного за работу с ФССП относится:
- направление (предъявление) в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения документов, по которым истек срок оплаты должником административного штрафа, исполнительного документа в структурное подразделение ФССП для возбуждения исполнительного производства;
- мониторинг ведения исполнительного производства, включая мониторинг за истечением сроков предъявления исполнительного документа к исполнению, поступлением информации и (или) документов об окончании (прекращении) исполнительного производства;
- обеспечение постоянного информационного взаимодействия со структурным подразделением ФССП в рамках осуществления работы по взысканию дебиторской задолженности;
- повторное направление (предъявление) исполнительного документа в структурное подразделение ФССП, в случае если срок предъявления для исполнения исполнительного документа, предусмотренный Федеральным законом "Об исполнительном производстве", не истек;
- мониторинг финансового положения должников, изменения финансового положения должников;
- систематический мониторинг поступления информации и (или) документов о наличии оснований для признания безнадежной к взысканию дебиторской задолженности.
6.2. Исполнительное производство начинается с подачи заявления о возбуждении исполнительного производства, которое вместе с оригиналом исполнительного листа направляется в ФССП (перечень территориальных подразделений ФССП можно найти на официальном сайте http://www.fssprus.ru):
- по месту нахождения должника или его филиала;
- по месту нахождения имущества должника.
6.3. В заявлении о возбуждении исполнительного производства необходимо указать:
- данные о взыскателе;
- реквизиты для перечисления взысканных денежных средств;
- сведения об известном взыскателю имуществе должника, месте нахождения и идентификационных признаках имущества;
- заявление об аресте имущества должника (ч. 2 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве"). Несмотря на то что Закон об исполнительном производстве закрепил в ч. 1 ст. 80 право пристава по собственной инициативе налагать арест на имущество должника даже в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником требований, целесообразнее изначально предъявить такое заявление (пристав будет обязан отреагировать на данное заявление и при отказе взыскателю указать о мотивах отказа в постановлении о возбуждении исполнительного производства в соответствии с ч. 9 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве");
- заявление о первоочередном обращении взыскания на предмет залога (если есть залог), которое необходимо, чтобы пристав не тратил время на поиск иного имущества, поскольку в ФЗ "Об исполнительном производстве" (ч. 2 ст. 78) указано о первоочередном обращении взыскания на предмет залога даже при наличии иного имущества;
- к заявлению также прикладывается доверенность представителя взыскателя на подписание заявлений и предъявление исполнительных листов.
6.4. В доверенности представителя должны быть специально оговорены следующие полномочия:
- предъявление и отзыв исполнительного документа;
- передача полномочий другому лицу (передоверие);
- обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;
- получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг);
- отказ от взыскания по исполнительному документу;
- заключение мирового соглашения.
6.5. Постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства выносится ФССП в течение 6 дней.
6.6. При работе на стадии исполнительного производства лицу, ответственному за взаимодействие с ФССП, целесообразно осуществлять постоянный контроль за выполнением приставом своих обязанностей: поиском имущества, арестом имущества, оценкой имущества, подготовкой и проведением торгов по продаже имущества.
6.7. К видам имущества относятся денежные средства во вкладах и счетах, наличные денежные средства, движимое (машина, офисная мебель, компьютеры, предметы роскоши и пр.) и недвижимое имущество, доли в уставных капиталах, акции, ценные бумаги, имущество, зарегистрированное на супруга должника, и многое другое. Помимо имущества, которое постоянно принадлежит должнику, существуют еще и периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений, на которые также может быть обращено взыскание.
6.8. Учитывая, что имущественное положение должника со временем может изменяться лицу, ответственному за взаимодействие с ФССП, целесообразно периодически принимать меры по уточнению его имущественного положения, например, взаимодействовать с приставом для направления различных запросов либо иным образом контролировать появление в собственности должника имущества.
6.9. Согласно пп. 3 п. 3 ст. 68 ФЗ "Об исполнительном производстве" к видам имущества на которое может быть обращено взыскание в том числе относятся имущественные права:
- на право получения платежей по исполнительному производству, в котором должник выступает в качестве взыскателя;
- на право получения платежей по найму, аренде;
- на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
- на права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
- на право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату.
Следовательно, взыскание может быть наложено в том числе на дебиторскую задолженность должника.
6.10. Для целей применения настоящего порядка необходимо учитывать, что дебиторская задолженность должника - это совокупность имущественных прав должника, как кредитора, которая является объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ) и в силу этого может быть оценена и впоследствии реализована.
6.11. Например, в качестве дебиторской задолженности должника может выступать: платежи от арендаторов должника по договору аренды; оплата поставленных должником, но не оплаченных товаров.
6.12. В результате обращения взыскания на дебиторскую задолженность должника происходит переход к взыскателю прав должника на получение долга на тех же условиях. То есть должник должника будет исполнять обязательство не должнику, а взыскателю (через счет ФССП) (ст.ст. 75, 76 ФЗ "Об исполнительном производстве").
6.13. Порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность должника следующий:
6.13.1. Производится арест дебиторской задолженности (ст. 83 З# ФЗ "Об исполнительном производстве"), который состоит в объявлении запрета на совершение должником и дебитором любых действий, приводящих к изменению либо прекращению правоотношений, на основании которых возникла дебиторская задолженность, а также на уступку права требования третьим лицам.
6.13.2. В случае необходимости производится изъятие документов, подтверждающих дебиторскую задолженность, и передача их на хранение приставу (перечень таких документов в обязательном порядке заносится в акт, составляемый приставом).
6.13.3. Оценка дебиторской задолженности должника, подвергающейся аресту, производится исходя из рыночной стоимости дебиторской задолженности на момент ареста.
6.13.4. Постановление не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется должнику должника ("дебитор" в терминологии ФЗ "Об исполнительном производстве") и сторонам исполнительного производства. После получения должником должника уведомления об аресте дебитор не вправе изменять правоотношения, на основании которых возникла дебиторская задолженность.
6.13.5. Дебиторская задолженность выставляется на торги либо должник должника погашает обязательство не должнику, а на депозитный счет ФССП в следующих случаях:
6.13.5.1. Если дано согласие взыскателя на перечисление суммы дебиторской задолженности должника напрямую на счет ФССП, то выносится постановление об обращении взыскания на дебиторскую задолженность. В постановлении указывается, что должник должника обязан исполнять соответствующее обязательство путем внесения (перечисления) денежных средств на указанный в постановлении депозитный счет подразделения судебных приставов.
Со дня получения должником должника постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на дебиторскую задолженность исполнение соответствующего обязательства осуществляется путем внесения (перечисления) денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов и такое исполнение считается исполнением надлежащему кредитору.
Должник должника обязан незамедлительно информировать судебного пристава-исполнителя и должника о внесении (перечислении) денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.
6.13.5.2. Если указанное согласие взыскателя не дано либо сумма на депозитный счет не перечислена, то дебиторская задолженность выставляется на торги в общем порядке.
В случае объявления вторичных торгов по продаже дебиторской задолженности несостоявшимися судебный пристав-исполнитель предлагает взыскателю оставить имущественные права за собой по цене на 25% ниже их начальной цены на первичных торгах, засчитав эту сумму в счет погашения взыскания. За должником должника сохраняется обязанность по погашению дебиторской задолженности (кредитором по которой становится взыскатель) в прежнем объеме.
6.14. Для реализации права требования (дебиторской задолженности) судебный пристав-исполнитель обязан передать взыскателю изъятые у должника документы, подтверждающие основание возникновения права требования (договоры, акты приема-передачи имущества и пр.), и документы, свидетельствующие о признании дебитором своей задолженности (акты сверки и пр.).
6.15. Взыскание на дебиторскую задолженность не обращается в случаях истечения срока исковой давности, нахождения дебитора в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации не заключен договор о правовой помощи, прекращения его деятельности и исключения из ЕГРЮЛ, а также в случае ликвидации или банкротства дебитора. Данный перечень является закрытым.
6.16. Размер дебиторской задолженности не должен превышать размер требований, содержащихся в исполнительном документе, увеличенных на сумму исполнительского сбора.
6.17. Наложение судебным приставом ареста имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества и оформляется постановлением. После этого должник не вправе отчуждать это имущество, а за нарушение такого запрета установлена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 312 УК РФ).
6.18. Пристав вправе арестовать имущество должника только в том размере и объеме, которые необходимы, чтобы исполнить исполнительный документ, учитывая исполнительский сбор и расходы пристава (ч. 2 ст. 69 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Кроме того, пристав не вправе арестовать имущество, на которое нельзя обратить взыскание (ст. 446 ГПК РФ).
6.19. Судебный пристав-исполнитель производит оценку имущества самостоятельно, но в соответствии с ч. 2 ст. 85 ФЗ "Об исполнительном производстве" пристав обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки следующих категорий имущества:
- недвижимого имущества;
- ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондах);
- имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);
- драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;
- коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;
- предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
- вещей, стоимость которых по предварительной оценке превышает 30 тыс. руб.
6.20. Судебный пристав обязан привлечь независимого оценщика, если должник или взыскатель не согласны с оценкой, произведенной приставом. В случае если взыскатель не согласен с произведенной оценщиком оценкой, ч. 7 ст. 85 ФЗ "Об исполнительном производстве" позволяет оспорить данную оценку, но не постановление пристава.
6.21. Если приставом найдены квартиры, деньги на счетах, дебиторская задолженность, то обращение взыскания будет осуществляться вначале на деньги, а только потом на иное имущество. По общему правилу в первую очередь взыскание обращается на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Только при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество. При этом независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.
6.22. Для должников-организаций очередность взыскания детализирована в ст. 94 ФЗ "Об исполнительном производстве". В случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество в следующей очередности:
6.22.1. На движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги, предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;
6.22.2. На имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;
6.22.3. На недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;
6.22.4. На непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.
6.23. Должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь, но окончательно очередность обращения взыскания определяется судебным приставом-исполнителем.
6.24. Если должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности, то взыскание обращается лишь на долю должника.
6.25. Необходимо учитывать, что после наложения ареста должник может начать увод имущества путем исключения его из описи. Это обстоятельство вызвано тем, что на момент составления судебным приставом-исполнителем описи, сложно установить, кому принадлежало имущество. Пристав же при аресте фактически не обязан проверять принадлежность имущества должника в полном объеме. В этой связи законодателем установлен судебный порядок освобождения имущества от ареста или исключения его из описи, следовательно, в компетенцию судебного пристава не входит правовая оценка представленных документов на соответствие их закону или иному правовому акту.
Заинтересованное лицо (лицо, считающее себя собственником или иным законным (титульным) владельцем арестованного имущества) вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от наложения ареста или исключения его из описи в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание (ст. 119 ФЗ "Об исполнительном производстве"). Статья 442 ГПК РФ устанавливает, что иски об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) предъявляются к должнику и взыскателю.
Также возможна недобросовестная практика продажи (увода) арестованного имущества "задним" числом "аффилированным" с должником лицам. Основным направлением противодействия данным действиям является оспаривание таких сделок в суде путем доказывания мнимости сделок и принадлежности имущества должнику.
6.26. Запрет на выезд должника за пределы Российской Федерации установлен в ст. 67 ФЗ "Об исполнительном производстве". Условием его применения является отсутствие добровольного погашения долга без уважительных причин, в результате чего пристав выносит постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации (при наличии заграничного паспорта). При отсутствии такого паспорта у должника, как правило, выносится постановление о запрете выдачи заграничного паспорта.
Предусмотренная данной статьей возможность ограничения свободы передвижения должников основана на положениях п. 5 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", где указано, что право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом на срок до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.
6.27. Общий срок предъявления исполнительного документа по дебиторской задолженности к исполнению в рамках контрактов (договоров, соглашений) составляет 3 года со дня вступления решения суда в законную силу или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения решения. Пропуская данный срок, взыскатель лишается права на принудительное исполнение решения.
Так, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, длительное не предъявление взыскателем исполнительного документа к исполнению не дает основания полагать, что действия взыскателя были достаточными, а длительность исполнения решения суда чрезмерной (определение ВС РФ от 25.03.2011 по делам N 14-Г11-16, N 14-Г11-19).
6.28. Согласно статье 15 ФЗ "Об исполнительном производстве", сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Сроки исчисляются годами, месяцами и днями.
По общему правилу течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.
Окончание сроков в исполнительном производстве определено статьей 16 ФЗ "Об исполнительном производстве":
- действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока;
- если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были поданы в орган или уполномоченному их принять лицу, либо сданы на почту до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока, то установленный срок не считается пропущенным;
- если действие должно быть совершено непосредственно в организации, то установленный срок оканчивается в тот час, когда в этой организации заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции.
6.29. Статья 22 Федерального закона об исполнительном производстве устанавливает перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению двумя при наличии одного из двух обстоятельств:
- предъявления исполнительного документа к исполнению;
- частичного исполнения исполнительного документа должником.
Следовательно, в первом случае течение срока останавливается после предъявления исполнительного документа к исполнению (как в службу судебных приставов, так и в кредитную организацию), во втором случае течение срока останавливается при частичном погашении должником задолженности (ст. 321 АПК РФ, ст. 432 ГПК РФ, ст. 22 Закона об исполнительном производстве). После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
При этом в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения, срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Вместе с тем предусмотренная ФЗ "Об исполнительном производстве" возможность предъявлять и отзывать исполнительный документ взыскателем бесконечное количество раз, создает угрозу бесконечного пребывания должника под угрозой применения к нему и принадлежащему ему имуществу исполнительных действий и мер принудительного исполнения.
В этой связи Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 10.03.2016 N 7-П по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 21, ч. 2 ст. 22, ч. 4 ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве" даны разъяснения и рекомендации, касающиеся применения указанных норм.
Так, Конституционный суд Российской Федерации указал, что взаимосвязанные положения ч. 1 ст. 21, ч. 2 ст. 22 и ч. 4 ст. 46 ФЗ "Об исполнительном производстве", как позволяющие при неоднократном прерывании срока предъявления исполнительного документа к исполнению предъявлением исполнительного документа к исполнению с последующим возвращением взыскателю на основании его заявления всякий раз исчислять течение этого срока заново с момента возвращения исполнительного документа по данному основанию взыскателю и продлевать его тем самым на неопределенно длительное время, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (часть 2), 46 (часть 1) и 55 (часть 3). Федеральному законодателю надлежит в силу требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, выраженных в настоящем постановлении, внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, направленные на урегулирование порядка перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению, если ранее предъявленный к исполнению тот же самый исполнительный документ был возвращен взыскателю по его заявлению.
Также Конституционным судом Российской Федерации указано, что до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений, при предъявлении взыскателем исполнительного документа к исполнению должностные лица службы судебных приставов, а также суды, разрешая вопрос о наличии оснований для возбуждения или отказа в возбуждении исполнительного производства, в частности о соблюдении срока предъявления исполнительного документа к исполнению, в случае, если представленный исполнительный документ ранее уже предъявлялся к исполнению, но затем исполнительное производство по нему было окончено в связи с заявлением взыскателя, при исчислении этого срока обязаны вычитать из установленной законом общей продолжительности срока предъявления исполнительных документов к исполнению периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу осуществлялось, начиная с его возбуждения и заканчивая его окончанием в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по его заявлению.
Таким образом, Конституционный суд Российской Федерации определил, что возврат исполнительного листа по заявлению взыскателя не прерывает течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
6.30. От перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению следует отличать приостановление сроков исполнительного производства. Сроки приостанавливаются вместе с приостановлением исполнительного производства, которое представляет собой прекращение на неопределенный срок совершения действий по исполнению правовых актов, предусмотренное ст. 39-42 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно ст. ФЗ "Об исполнительном производстве", в срок совершения исполнительных действий не включается время:
- в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением;
- в течение которого исполнительное производство было приостановлено;
- отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа;
- со дня объявления розыска должника-организации, а также имущества должника до дня окончания розыска;
- со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения, а также об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам рассмотрения такого обращения;
- со дня вынесения постановления о назначении специалиста до дня поступления в подразделение судебных приставов его отчета или иного документа о результатах работы;
- со дня передачи имущества для реализации до дня поступления вырученных от реализации этого имущества денежных средств на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (далее - депозитный счет подразделения судебных приставов), но не более двух месяцев со дня передачи последней партии указанного имущества для реализации.
Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Возможность совершения исполнительного производства в данный срок подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.102005 г. N 338-О "По жалобе гражданки Мухамбетовой Светланы Расимовны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 2 статьи 9 и пункта 1 статьи 13 ФЗ "Об исполнительном производстве", которым установлено, что статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. По смыслу данной конституционной нормы, исполнение судебного решения должно рассматриваться как элемент судебной защиты, а государство обязано принимать необходимые меры по обеспечению его реализации.
Это корреспондирует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 15.01.2002 N 1-П,от 14.07.2005 года N 8-П).
Однако истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.
7. Мониторинг финансового положения должников, изменения финансового положения должников
7.1. В соответствии с п. 3.2.5, 3.4.17, 5.2.7 Порядка по работе с дебиторской задолженностью, утвержденного распоряжением N 558-РП, к функциям по работе с дебиторской задолженностью лиц, уполномоченных на работу с дебиторской задолженностью, относится мониторинг финансового положения должников, изменения финансового положения должников.
7.2. Для целей реализации Порядка по работе с дебиторской задолженностью, утвержденного распоряжением N 558-РП, под мониторингом финансового положения должников, изменения финансового положения должников понимается поиск имущества должников для применения обеспечительных мер и дальнейшего обращения взыскания.
К моменту получения решения суда о взыскании задолженности должник может вывести все активы, не оставив имущества для взыскания: денег на банковских счетах, техники и мебели, недвижимого имущества, имущественных прав, а также без персонала, первоначальных акционеров и генерального директора.
В этой связи уполномоченным лицам органа исполнительной власти, подведомственной организации необходимо своевременно провести работу по поиску и идентификации имущества должника и либо до предъявления иска, либо одновременно с иском направить заявление о применении обеспечительных мер в виде ареста имущества, запрета распоряжаться имуществом, совершении определенных действий.
7.3. При организации работы по поиску и идентификации имущества должника рекомендуется руководствоваться следующей последовательностью действий:
7.3.1. Выяснить круг лиц (должников), по которым будет осуществляться поиск имущества. Это должник, руководитель должника, поручитель должника, залогодатель (только в части проверки залога), солидарные должники (созаемщики, гаранты), супруги данных лиц. Руководители в ряде случаев могут отвечать своим имуществом, например, при возбуждении уголовного дела.
7.3.2. Определить наличие дочерних компаний должников. Арест долей и акций дочерних компаний должников может быть действенным инструментом воздействия на должников.
7.3.3. Определить перечень имущества, которое предположительно может быть у обязанных лиц. К имуществу относятся денежные средства во вкладах и счетах, движимое (машина, офисная мебель, компьютеры, предметы роскоши и пр.) и недвижимое имущество, доли в уставных капиталах, акции, имущественные права (например, права на получение в собственность строящегося дома), в том числе дебиторская задолженность (долги контрагентов перед должником), неимущественные права на которые возможно обратить взыскание.
7.3.4. Выявить источники, из которых возможно получение сведений, например, анкета должника, договоры должника с контрагентами, информация о счетах в договорах и заявлениях, данные аудиторских, налоговых проверок, а также официальных источников (Росреестр, Бюро кредитных историй, открытые данные в СМИ, Интернете и пр.).
7.3.5. Определить последовательность поиска, сроки, вид результатов, назначить ответственных лиц.
7.3.6. Определить возможности фиксации найденного имущества в собственности должников, например, по предметам залога товаров в обороте - наложение печатей и знаков (ст. 357 ГК РФ), оставление на хранении у залогодержателя.
7.4. Должниками применяются следующие способы "выведения" активов:
- закрепление права собственности третьих лиц на имущество должника путем отчуждения, передачи, сокрытия, фальсификации или признания права;
- перевод денежных средств со счета должника на иные счета;
- отчуждение имущества без необходимого соразмерного эквивалента;
- дарение имущества физическим и юридическим лицам, как правило, аффилированным с должником;
- отчуждение имущества по заниженной цене отдельным заинтересованным лицам;
- изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия;
- перемещение имущества в место, где обращение на него взыскания затруднительно;
- учреждение организаций с целью перевода на них имущества;
- преимущественное удовлетворение требований отдельных кредиторов;
- раздел супругами имущества с приоритетом в пользу недолжника;
- выплата (выдел) пая в связи с выходом из состава учредителей.
7.5. Противодействие указанным действиям может быть выражено в признании данных сделок мнимыми, т.е. совершенных для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия. Например, должник дарит имущество дочерней организации, но вместе с тем продолжает им пользоваться.
Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 04.10.2005 N Ф08-4593/2005 установлено, что согласно п. 1 ст. 170 ГК РФ мнимая сделка - это сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна. Данная норма подлежит применению в том случае, если все стороны, участвующие в сделке, не имеют намерений ее исполнять или требовать ее исполнения. Факт неисполнения одной из сторон сделки своих обязательств сам по себе не свидетельствует о мнимом характере сделки.
Другой вариант возврата имущества должнику - оспаривание таких договоров по основаниям, установленным ГК РФ (нарушение правил об одобрении, пороки формы и пр.).
Также, возможность признания таких сделок недействительными предусмотрена ст.ст. 61.1-61.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
7.6. Наименование предприятия, дата государственной регистрации, ОГРН, ИНН, место нахождения, наименование и адрес зарегистрировавшего органа могут быть получены и проверены по следующей ссылке на официальном сайте в сети Интернет Федеральной налоговой службы: http://egrul.nalog.ru/fns/.
7.7. Бухгалтерская отчетность должника является основным источником информации об имущественном, финансовом положении организации, она может быть получена в официальном порядке в органах статистики.
Все организации предоставляют годовую бухгалтерскую отчетность, в соответствии с учредительными документами, территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Росстат обеспечивает заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420 "О Федеральной службе государственной статистики").
7.8. При организации работы по поиску и идентификации имущества должника целесообразно использовать следующие способы получения информации:
- на официальных сайтах http://zakupki.gov.ru и https://torgi.gov.ru можно получить информацию о торгах, в которых принимал участие и победил должник;
- согласно статье 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" устав и выписку из ЕГРЮЛ вправе получить в налоговых органах любое лицо за определенную плату;
- содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными (за исключением сведений о номере, дате выдачи и органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведений о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). В частности, могут быть предоставлены: выписки из соответствующего государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации. При этом срок предоставления документов не может составлять более чем пять дней со дня представления в регистрирующий орган соответствующего запроса, срочного запроса - два рабочих дня, включая дату запроса;
- открытые источники (СМИ, Интернет, сайт контрагента, упоминания о контрагенте, руководителях контрагента);
- социальные сети;
- справочно-правовые системы и открытые судебные базы для определения количества судов с участием контрагента, например, система электронного правосудия на официальном сайте в сети Интернет https://www.kad.arbitr.ru;
- справочно-информационные системы: СПАРК-Интерфакс, Контур-Фокус, Seldon.Basis, Unirate24 и т.п.;
- прямой контакт с контрагентом, должниками и кредиторами контрагента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.