Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 28.04.2020 г. N 459
Порядок
организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Департаменте здравоохранения города Москвы
I. Общие положения
1. Порядок организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Департаменте здравоохранения города Москвы (далее - Департамент, Порядок) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 13 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 237н и применяется при осуществлении внутреннего финансового аудита в Департаменте.
2. В целях реализации настоящего Порядка применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н (далее - стандарт N 196н).
3. Субъектом внутреннего финансового аудита Департамента является структурное подразделение Департамента, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - Субъект внутреннего финансового аудита).
4. Субъектами бюджетных процедур являются заместители руководителя Департамента, начальники структурных подразделений Департамента, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры (далее - Субъекты бюджетных процедур).
5. Права и обязанности Субъекта внутреннего финансового аудита и Субъектов бюджетных процедур при осуществлении внутреннего финансового аудита установлены федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н.
6. Достижение целей, установленных статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решение задач, установленных пунктами 14-16 стандарта 196н, осуществляется Субъектом внутреннего финансового аудита путем формирования аудиторских выводов, рекомендаций и предложений по результатам проведения аудиторских мероприятий.
II. Планирование внутреннего финансового аудита
1. Планирование внутреннего финансового аудита включает:
- планирование деятельности Субъекта внутреннего финансового аудита;
- составление плана проведения аудиторских мероприятий, внесение в него изменений, а также подготовку и принятие решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
- планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия.
2. В целях планирования деятельности Субъекта внутреннего финансового аудита учитываются:
- степень обеспеченности ресурсами, необходимыми для осуществления внутреннего финансового аудита;
- возможность привлечения к проведению аудиторских мероприятий сотрудников Департамента и (или) экспертов;
- необходимость резервирования времени на проведение внеплановых аудиторских мероприятий;
- возможность совершенствования Субъектом внутреннего финансового аудита совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит.
3. В целях составления (ведения) плана проведения аудиторских мероприятий учитываются:
- данные реестра бюджетных рисков Департамента о бюджетных процедурах (операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры), значимость бюджетных рисков в отношении которых определена как высокая;
- информация, поступившая в Департамент и указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля, а также информация о типовых нарушениях и (или) недостатках, выявленных органами государственного финансового контроля;
- профессиональное суждение Субъекта внутреннего финансового аудита о наличии бюджетных рисков в отношении бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры), в том числе данные о которых отсутствуют в реестре бюджетных рисков;
- результаты проведения аудиторских мероприятий, в том числе реализация Субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков;
- иные требования, определенные федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
4. План проведения аудиторских мероприятий:
- проект плана проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год составляет Субъект внутреннего финансового аудита по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку;
- проект плана проведения аудиторских мероприятий должен включать не менее двух аудиторских мероприятий, в том числе аудиторское мероприятие с целью подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
5. Проект плана проведения аудиторских мероприятий представляется руководителю Департамента не позднее 25 декабря года предшествующего планируемому.
6. Руководитель Департамента утверждает план проведения аудиторских мероприятий до начала очередного финансового года.
7. План проведения аудиторских мероприятий доводится:
- до Субъектов бюджетных процедур Департамента - посредством направления Субъектом внутреннего финансового аудита не позднее рабочего дня, после даты утверждения плана проведения аудиторских мероприятий, на электронный адрес (ФИО@mos.ru) Субъектов бюджетных процедур Департамента, в форме скан-копии документа.
8. Внесение изменений в план аудиторских мероприятий осуществляется путем утверждения руководителем Департамента дополнений, исключений или уточнений отдельных аудиторских мероприятий на основе представленной Субъектом внутреннего финансового аудита:
- информации о надежности средств автоматизации и регламентации операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
- информации об изменении условий организации и исполнения бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры);
- информации о наличии нарушений и (или) недостатков, выявленных по результатам контрольных мероприятий, проведенных органами государственного финансового контроля, по результатам аудиторских мероприятий;
- иной информации о причинах и условиях (обстоятельствах) событий, которые могут оказать негативное воздействие на осуществление бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры).
9. Плановое аудиторское мероприятие проводится на основании плана проведения аудиторских мероприятий.
10. Внеплановое аудиторское мероприятие проводится по решению руководителя Департамента. В решении руководителя Департамента указываются тема и дата (месяц) окончания аудиторского мероприятия.
11. Внеплановые аудиторские мероприятия могут проводиться по предложению Субъекта внутреннего финансового аудита, оформляемому служебной запиской:
- служебная записка включает в себя тему аудиторского мероприятия, обоснование проведения внепланового аудиторского мероприятия с точки зрения наличия бюджетных рисков и (или) наличия нарушений и (или) недостатков, выявленных при осуществлении плановых аудиторских мероприятий, месяц окончания внепланового аудиторского мероприятия, иные положения в соответствии с требованиями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
12. Решение руководителя Департамента о проведении внепланового аудиторского мероприятия направляется Субъектам бюджетных процедур Департамента, в отношении которых проводится внеплановое аудиторское мероприятие - посредством направления Субъектом внутреннего финансового аудита не позднее рабочего дня, после даты его принятия, на электронный адрес (ФИО@mos.ru) Субъекта бюджетных процедур Департамента, в форме скан-копии документа.
13. Планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия:
- в целях проведения аудиторского мероприятия Субъект внутреннего финансового аудита формирует состав аудиторской группы. Численность аудиторской группы определяется исходя из целей аудиторского мероприятия, сроков проведения аудиторского мероприятия и квалификации работников субъекта внутреннего финансового аудита;
- исходя из целей аудиторского мероприятия к его проведению может быть привлечен сотрудник Департамента и (или) эксперт;
- сотрудник Департамента привлекается к проведению аудиторского мероприятия на основании решения руководителя Департамента по представлению первого заместителя руководителя Департамента (руководителя структурного подразделения Департамента) курирующим и координирующим деятельность указанного сотрудника;
- привлечение к проведению аудиторского мероприятия эксперта осуществляется в соответствии с Положением к Порядку организации и осуществления внутреннего финансового аудита, являющимся приложением 2 к настоящему Порядку.
14. Состав аудиторской группы формируется следующим образом:
- группа, состоящая из не менее одного работника Субъекта внутреннего финансового аудита и не менее одного привлеченного к проведению аудиторского мероприятия сотрудника Департамента и (или) эксперта;
- группа, состоящая из нескольких работников Субъекта внутреннего финансового аудита;
- руководитель аудиторской группы назначается из числа сотрудников Субъекта внутреннего финансового аудита, входящих в состав аудиторской группы.
15. В целях планирования аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы составляет программу аудиторского мероприятия по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку организации и осуществления внутреннего финансового аудита, которая утверждается руководителем Субъекта внутреннего финансового аудита.
16. Программа аудиторского мероприятия должна обеспечивать достижение целей аудиторского мероприятия. В целях составления программы аудиторского мероприятия проводится предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации (обеспечении выполнения) и выполнении бюджетных процедур и бюджетных рисках во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, являющихся объектами внутреннего финансового аудита.
17. Программа аудиторского мероприятия содержит:
- основание аудиторского мероприятия (пункт плана аудиторских мероприятий на очередной финансовый год или решение руководителя Департамента о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
- срок проведения аудиторского мероприятия;
- цели и задачи аудиторского мероприятия;
- наименование объекта(ов) внутреннего финансового аудита;
- перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторского мероприятия;
- применяемые методы внутреннего финансового аудита;
- сведения о руководителе и членах аудиторской группы.
18. Датой начала аудиторского мероприятия признается дата утверждения его программы руководителем Субъекта внутреннего финансового аудита. Датой окончания аудиторского мероприятия признается дата утверждения руководителем Субъекта внутреннего финансового аудита заключения по результатам аудиторского мероприятия.
19. Перечень вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, и применяемые методы внутреннего финансового аудита определяются в зависимости от объектов внутреннего финансового аудита, целей аудиторского мероприятия и оценки значимости (уровня) бюджетных рисков.
Используемые методы внутреннего финансового аудита должны обеспечить получение Субъектом внутреннего финансового аудита необходимых и достаточных аудиторских доказательств для формирования выводов, предложений и рекомендаций по результатам аудиторского мероприятия.
20. Местом проведения аудиторского мероприятия могут быть как помещения и территории, занимаемые Субъектами бюджетных процедур, так и помещения, занимаемые Субъектом внутреннего финансового аудита. Выбор мест проведения аудиторского мероприятия для осуществления отдельных пунктов программы аудиторского мероприятия осуществляет руководитель аудиторской группы при составлении программы.
21. При проведении аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы на основании полученной информации может прийти к выводу о необходимости переоценки значимости (уровня) бюджетных рисков, а также подготовить и представить на согласование руководителю Субъекта внутреннего финансового аудита предложения по изменению программы аудиторского мероприятия.
22. Утвержденная программа аудиторского мероприятия представляется Субъектам бюджетных процедур Департамента не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения аудиторского мероприятия.
В случае внесения изменений в программу аудиторского мероприятия в ходе осуществления аудиторского мероприятия актуализированная программа направляется руководителем аудиторской группы Субъектам бюджетных процедур Департамента не позднее 10 рабочих дней до дня окончания аудиторского мероприятия.
Направление программы аудиторского мероприятия (внесенные в нее изменения) осуществляется на электронный адрес (ФИО@mos.ru) руководителя структурного подразделения Департамента, являющегося субъектом бюджетных процедур, в форме скан-копии документа.
III. Проведение аудиторских мероприятий
1. Аудиторское мероприятие проводится членами аудиторской группы, выполняющими совокупность профессиональных действий, в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций, на основании программы аудиторского мероприятия.
2. Аудиторские доказательства представляют собой документы и фактические данные, информацию, полученную при выполнении аудиторских процедур в отношении объектов внутреннего финансового аудита в ходе проведения аудиторского мероприятия, отраженную в рабочей документации аудиторского мероприятия и используемую для формирования выводов, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, предложений и рекомендаций Субъекта внутреннего финансового аудита по результатам проведения аудиторского мероприятия. Форма запроса на предоставление документов фактических данных и информации, доступа к Прикладному программному обеспечению и информационным ресурсам приведена в приложении 4 к настоящему Порядку организации и осуществления внутреннего финансового аудита.
Аудиторские доказательства могут также включать информацию, полученную при оценке бюджетных рисков, проведении предыдущих аудиторских мероприятий, а также мониторинга выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий в отношении тех же бюджетных процедур, которые являются объектами текущего аудиторского мероприятия, если после даты окончания предыдущих аудиторских мероприятий (мониторинга выполнения планов мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков и реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий) не произошли какие-либо изменения, влияющие на уместность такой информации для целей текущего аудиторского мероприятия.
3. При проведении аудиторского мероприятия должны быть собраны аудиторские доказательства, достаточные и уместные для достижения целей аудиторского мероприятия, обоснования выводов и рекомендаций и формирования заключения по результатам проведения аудиторского мероприятия.
4. Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем изучения объектов внутреннего финансового аудита с использованием методов в соответствии с программой аудиторского мероприятия.
5. Изучение объектов внутреннего финансового аудита, документов, данных и информации может осуществляться сплошным или выборочным способом. Использование сплошного или выборочного способа изучения зависит от целей аудиторского мероприятия и характеристик исследуемых данных, документов, информации, процедур, а также использования программных средств для изучения объектов внутреннего финансового аудита.
6. Полученные при проведении аудиторского мероприятия аудиторские доказательства оцениваются и анализируются в соответствии с целями аудиторского мероприятия и используются для формирования заключения по результатам аудиторского мероприятия.
7. В случаях, когда аудиторские доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют аудиторским доказательствам, полученным из другого источника, или надежность информации, полученной в качестве аудиторских доказательств, не подтверждена, то должно быть обеспечено проведение дополнительных аудиторских процедур для сбора достаточных и уместных аудиторских доказательств и, при необходимости, могут быть внесены изменения в программу аудиторского мероприятия, включая продление сроков аудиторского мероприятия.
8. Руководитель аудиторской группы при проведении аудиторского мероприятия должен регулярно оценивать степень выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей. Оценка выполнения программы аудиторского мероприятия и достижения его целей осуществляется на основе рабочей документации аудиторского мероприятия.
9. Аудиторское мероприятие по решению руководителя Субъекта внутреннего финансового аудита может быть приостановлено с продлением срока без внесения изменений в план аудиторских мероприятий в случае:
- получения в ходе проведения аудиторского мероприятия информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения;
- наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих проведению аудиторского мероприятия в установленные сроки;
- отсутствия возможности выполнения Субъектом внутреннего финансового аудита полномочий в период проведения аудиторского мероприятия в связи с временной нетрудоспособностью, нахождением в очередном отпуске, служебной командировке и по иным причинам, которые могут быть подтверждены документально;
- проведения дополнительных аудиторских процедур для сбора достаточных и уместных аудиторских доказательств.
В случае наступления событий, указанных в дефисе 3 настоящего пункта, срок проведения аудиторского мероприятия продляется на срок равный сроку отсутствия субъекта внутреннего финансового аудита на рабочем месте.
10. Документирование аудиторских мероприятий:
- при проведении аудиторского мероприятия формируется рабочая документация. Рабочие документы аудиторского мероприятия могут вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях;
- хранение документов, сформированных в ходе проведения аудиторского мероприятия, в том числе по срокам хранения, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
11. Рабочая документация аудиторского мероприятия - это совокупность документов и фактических данных, информации (материалов), подготавливаемых либо получаемых в связи с проведением аудиторского мероприятия (при выполнении аудиторских процедур), в том числе:
- документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая формирование его программы;
- документы и фактические данные, информация, связанные с выполнением бюджетных процедур;
- объяснения, полученные в ходе проведения аудиторского мероприятия, в том числе от Субъектов бюджетных процедур;
- информация о контрольных действиях, совершаемых при выполнении бюджетной процедуры, являющейся объектом внутреннего финансового аудита;
- аналитические материалы (записки), подготовленные в рамках проведения аудиторского мероприятия;
- сравнительные таблицы с данными о несоответствии (недостаточности) внутренних документов Департамента, правовым актам Российской Федерации;
- информация о проведенных расчетах;
- таблицы с указанием анализируемых данных (сведений) и документов, на основе которых они были получены;
- копии документов, в которых были выявлены нарушения и (или) недостатки;
- внутриведомственная корреспонденция структурных подразделений Департамента;
- копии обращений к экспертам и (или) лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия, направленных в ходе проведения аудиторского мероприятия, и полученные от них сведения;
- иная информация, содержащая аудиторские доказательства.
12. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны подтверждать, что:
- объекты внутреннего финансового аудита исследованы в соответствии с программой этого мероприятия;
- при проведении аудиторского мероприятия собраны аудиторские доказательства (документы и фактические данные, информация), достаточные и уместные для обоснования выводов и рекомендаций, формирования заключения по результатам аудиторского мероприятия. Рабочие документы аудиторского мероприятия должны быть проверены руководителем аудиторской группы. При проверке рабочих документов руководитель аудиторской группы должен убедиться в том, что соответствующий пункт программы аудиторского мероприятия выполнен и получены достаточные и уместные аудиторские доказательства для достижения целей аудиторского мероприятия;
- рабочие документы аудиторского мероприятия, за исключением рабочих документов, формируемых при мониторинге выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий, должны быть сформированы до окончания аудиторского мероприятия;
- при хранении рабочих документов аудиторских мероприятий должна исключаться возможность их изменения, а также изъятия или добавления отдельных рабочих документов или их части, за исключением рабочих документов, формируемых при мониторинге выполнения мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, реализации рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий.
13. Доступ к рабочей документации аудиторского мероприятия:
- сотрудникам Департамента, привлеченным в состав аудиторской группы или в отношении которых выявлены бюджетные риски и (или) предоставлены предложения (рекомендации) по реализации мер по повышению качества финансового менеджмента, обеспечивается на постоянной основе до расторжения с такими сотрудниками контрактов;
- привлеченных в состав аудиторской группы экспертов обеспечивается путем предоставления автоматизированного рабочего места на территории Департамента на период проведения аудиторского мероприятия;
- по завершению аудиторского мероприятия доступ к рабочей документации привлеченным в состав аудиторской группы экспертам не предоставляется;
- доступ к рабочим документам внутреннего финансового аудита при проведении мероприятий государственного финансового контроля осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- хранение рабочей документации обеспечивается Субъектом внутреннего финансового аудита не менее 1 года.
IV. Подготовка заключения
1. Аудиторская группа в целях исправления ошибок, выявленных при проведении аудиторского мероприятия, вправе представлять Субъектам бюджетных процедур промежуточные итоги аудиторского мероприятия.
2. Руководитель аудиторской группы обеспечивает формирование и направление аналитических записок и (или) проекта заключения Субъектам бюджетных процедур, в отношении которых получена информация о реализации бюджетных рисков, разработаны предложения (рекомендации) по реализации мер по повышению качества финансового менеджмента.
Аналитическая записка является частью заключения (проекта заключения) и содержит информацию об отдельных результатах аудиторского мероприятия.
3. По результатам аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы составляет заключение, которое подписывается руководителем Субъекта внутреннего финансового аудита. Форма заключения приведена в приложении 5 к настоящему Порядку организации и осуществления внутреннего финансового аудита.
4. Заключение должно содержать следующую информацию:
- описание выявленных при проведении аудиторского мероприятия нарушений и (или) недостатков (если выявлены), вновь выявленных бюджетных рисков, не включенных в реестр бюджетных рисков Департамента. При наличии возможности дать стоимостную оценку выявленных нарушений и (или) недостатков, такая оценка приводится в заключении по результатам аудиторского мероприятия;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутрен
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.