Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Минобрнауки РТ
от 29 июля 2020 г. N 673-д
Рекомендации по организации
работы образовательной организации с семьями (детьми) группы риска
Внутришкольный учет в образовательной организации
Внутришкольный учет (далее - ВШУ) - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемых образовательной организацией в отношении обучающихся и их семей на ранней стадии семейного неблагополучия и находящихся в социально опасном положении, которая направлена на:
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- выявление детей, находящихся в социально опасном положении или группе риска по социальному сиротству;
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним группы риска на ранней стадии семейного неблагополучия и находящихся в социально опасном положении;
- улучшение качества профилактической работы в целом, предупреждение попадания несовершеннолетнего в социально опасное положение.
Система индивидуальных профилактических мероприятий (ВШУ) в образовательной организации направлена на 2 целевые группы риска несовершеннолетних в зависимости от показателей семейного неблагополучия:
Первая целевая группа - несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье на ранней стадии семейного неблагополучия;
Вторая целевая группа - несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье, находящейся в социально опасном положении.
К несовершеннолетним, воспитывающимся в семьях на ранней стадии семейного неблагополучия, относятся несовершеннолетние, в семьях которых имеются неблагоприятные условия для жизни и развития ребенка, где проживает отчим (сожитель матери) или ранее судимые родственники, проживающие в одном доме или имеющие постоянный доступ к месту их проживания, существует дезадаптация ребенка в семье: показатели невосприятия ребенком форм воспитания, негативные детско-родительские отношения. Имеют место соответствующие показатели семейного неблагополучия (Приложение N 1, первая целевая группа).
Основные усилия по оказанию социально-педагогической, коррекционно-восстановительной помощи детям предпринимает школа, родительская и детская общественность.
К несовершеннолетним, воспитывающимся в семьях, находящихся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, в семьях которых сложились опасные для жизни и развития ребенка условия, превалирует негативное влияние родителей (одного из них) на поведение несовершеннолетнего, существует дезадаптация ребенка в семье, имеют место соответствующие показатели семейного неблагополучия (Приложение N 1, вторая целевая группа).
Усилия по оказанию социально-педагогической, коррекционно-восстановительной помощи носят межведомственный характер. Специалисты системы образования играют роль координаторов межведомственного взаимодействия, являются источником оперативного информирования муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав о фактах ненадлежащего исполнения организациями и ведомствами мероприятий, принятых Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП), индивидуальных планов оказания комплексной помощи ребенку.
Этапы организации деятельности
Раннее выявление семейного неблагополучия.
В выявлении семей группы риска задействованы специалисты всех органов и учреждений системы профилактики:
- образования;
- социальной защиты;
- органов внутренних дел;
- отделов по делам молодежи муниципальных органов местного самоуправления;
- культуры и спорта и др.
Специалисты вышеназванных субъектов системы профилактики являются непосредственными участниками своевременного обмена информацией с вышестоящим, соответствующим своему профилю, управлением, отделом, комитетом. Информирование производится в форме унифицированной для всех сигнальной карты (Приложение N 2).
Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, воспитывающихся в семьях на ранней стадии семейного неблагополучия, и находящихся в социально опасном положении, на основании:
- сбора первичной информации о несовершеннолетнем и его семье;
- организации обходов микрорайона школы с целью выявления несовершеннолетних детей, подлежащих обучению, определения условий, в которых они проживают, показателей семейного неблагополучия;
- изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;
- анализа и учета всех факторов семейного неблагополучия, обращений близких родственников, соседей, других граждан, специалистов субъектов системы профилактики;
Сбор первичной информации (получение общих сведений о членах семьи, сведений о фактах детско-семейного неблагополучия, комиссионное обследование материального обеспечения и жилищно-бытовых условий) фиксируется классным руководителем, социальным педагогом в:
- "Акте обследования социального и материального положения семьи";
- "Социальном паспорте".
Диагностика.
Собранная объективная информация о несовершеннолетнем дополняется результатами психодиагностики (опросы, беседы, анкетирование, тесты, проективные методики и т.д.), которая позволяет определить целевую группы ребенка в зависимости от сложности проблем:
- несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье на ранней стадии семейного неблагополучия;
- несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье, находящейся в социально опасном положении.
Несовершеннолетние, относящиеся как к 1, так и 2 целевой группе подлежат учету в образовательном учреждении.
Постановка ребенка на внутришкольный учет.
Результаты всестороннего анализа положения ребенка в семье, определение уровня сложности проблем дают основание для следующих действий в отношении 2 целевых групп.
Целевые группы | |
Первая целевая группа |
Вторая целевая группа |
Несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье на ранней стадии семейного неблагополучия |
Несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье, находящейся в социально-опасном положении |
1. Подготовка классным руководителем, социальным педагогом "Представления" (Приложение N 3, Приложение N 3-а) | |
|
Подготовка "Представлений" (Приложение N 4, Приложение N 4-а) материалов для КДП и ЗП специалистами образовательной организации (классный руководитель, социальный педагог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе) |
2. Организация и проведение координационной профилактической работы образовательной организации Совета профилактики образовательной организации | |
3. Принятие протокольного решения о постановке несовершеннолетнего (семьи) на внутришкольный учет. | |
|
Участие в работе заседания КДН и ЗП специалистов образовательной организации |
Определение технологии коррекционно-восстановительной работы с несовершеннолетним в образовательной организации |
Определение технологий коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетним в образовательной организации |
4. Составление индивидуального плана сопровождения (ИПС) | |
Классный руководитель (социальный педагог) представляет Совету профилактики разработанный индивидуальный план сопровождения (ИПС) с обучающимся (его семьей), который утверждается руководителем образовательной организации (Приложение N 5) |
Муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и их прав составляет и утверждает индивидуальный план сопровождения (ИПС) с обучающимся (его семьей), включающий реализацию конкретных мероприятий по оказанию всех необходимых видов помощи и направляет его во все заинтересованные учреждения ведомства |
Реализация индивидуальных планов сопровождения несовершеннолетних (семей)
ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ | |
Несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье на ранней стадии семейного неблагополучия |
Несовершеннолетние, воспитывающиеся в семье, находящейся в социально-опасном положении |
Координационно-восстановительная работа с несовершеннолетним (семьей) |
Межведомственная координационно-реабилитационная работа с несовершеннолетним (семьей) |
Классный руководитель, специалисты социально-психологической службы школы (района), педагоги образовательной организации, с участием специалистов муниципальных органов управлений образованием, институтами родительской и детской общественности, учреждениями спорта и дополнительного образования реализуют коррекционные, восстановительные мероприятия индивидуального плана сопровождения (ИПС). |
Классный руководитель, специалисты социально-психологической службы школы (района), педагоги образовательной организации реализуют в своей компетенции предписанный образовательной организации, как субъекту системы профилактики, план индивидуального сопровождения (ИПС). Ответственность за организацию ведения внутришкольного учета двух уровней, оформление соответствующей документации, а также за взаимодействие с другими субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается приказом директора государственной образовательной организации на заместителя директора по воспитательной (социальной) работе. |
Оценка результатов работы | |
Организация работы Совета профилактики по результатам выполнения ИПС несовершеннолетнего (семьи) |
Подготовка материалов и участие в работе КДН и ЗП специалистов образовательной организации по результатам выполнения индивидуального плана сопровождения (ИПС) несовершеннолетнего (семьи), включающего реализацию конкретных межведомственных мероприятий по оказанию всех необходимых видов помощи. |
Снятие с внутришкольного учета.
Снятие с внутришкольного учета обучающихся группы риска на ранней стадии семейного неблагополучия осуществляется по решению Совета профилактики образовательной организации на основании позитивных изменений обстоятельств жизни обучающегося.
Снятие с внутришкольного учета обучающихся группы риска, находящихся в социально опасном положении, осуществляется районной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав на основании позитивных изменений обстоятельств жизни обучающегося, его семьи.
Основные показатели семейного неблагополучия для постановки на учет вне семьи;
- изгнание ребенка из семьи;
- вследствие безнадзорности или беспризорности со стороны взрослых, затяжные пропуски несовершеннолетними занятий без уважительных причин, посещение сект, наличие алкогольной или наркотической зависимости, антиобщественное поведение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.