Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
Смоленской области
по образованию и науке
от 09.07.2020 N 480-ОД
Положение
о проведении регионального мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций Смоленской области
1. Общие положения
Настоящее Положение о проведении регионального мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций (далее - Положение) определяет порядок и критерии оценки эффективности деятельности руководителей образовательных организаций (далее - ОО) в Смоленской области.
Настоящее Положение разработано в целях повышения эффективности работы руководителей ОО, развития их творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей в управленческой деятельности.
В контексте обеспечения глобальной конкурентоспособности Российского образования, вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций разработан и утвержден национальный проект "Образование" на период до 2024 года (далее - Нацпроект).
Нацпроект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования:
- обновление его содержания;
- создание необходимой современной инфраструктуры;
- подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации;
- создание наиболее эффективных механизмов управления сферой образования.
Мониторинг качества образования направлен на комплексное, динамическое, аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно качественные изменения: образовательной среды; образовательных технологий; результатов образовательного процесса; эффективности оперативного и стратегического управления образовательным учреждением. Одним из инструментов управления качеством образования является - мониторинг.
В рамках исполнения основных положений Нацпроекта в Смоленской области осуществляется мониторинг эффективности руководителей ОО (далее - мониторинг), целью которого является обеспечить адекватную оценку эффективности руководителей государственных и муниципальных ОО, находящихся на территории региона, на основе единых критериев оценки.
2. Цели и задачи
Основной целью проведения мониторинга является совершенствование управления качеством образования на основе достоверной и объективной оценки эффективности руководителей ОО.
Задачами проведения мониторинга являются:
1. Повышение качества профессиональной подготовки руководителей ОО.
2. Повышение качества управленческой деятельности руководителей ОО в условиях реализации целей Нацпроекта.
3. Выявление профессиональных дефицитов руководителей ОО.
4. Развитие профессиональных компетентностей руководителей ОО.
5. Повышение качества подготовки обучающихся ОО.
6. Совершенствование кадрового состава ОО.
7. Обеспечение ОО профессиональными кадрами.
Для достижения этих целей необходимо выявить ключевые показатели, характеризующие эффективность руководителя ОО.
Полученные результаты позволят:
Повысить ответственность руководителя ОО за результаты своей управленческой деятельности.
Выявить эффективных руководителей ОО, имеющих более высокий потенциал и "стартовые" позиции в реализации задач Нацпроекта, которые могут стать лидерами в том или ином направлении развития системы образования Смоленской области.
Мотивировать руководителей ОО и работников муниципальных образовательных систем к развитию своих организаций в соответствии с задачами и приоритетами, определенными в Нацпроекте.
Привлечь внимание органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также активной общественности к проблемам и перспективам развития системы образования.
Основные группы потребителей результатов данного мониторинга являются:
Сотрудники органов управления образованием муниципального и регионального уровней.
Органы управления (в том числе, государственно-общественного) и руководители ОО.
Представители органов местной власти и государственных органов исполнительной власти.
Представители общественности.
Предметом мониторинга являются результаты деятельности ОО, руководителя и выявление условий, в которых осуществляется функционирование ОО.
При проведении мониторинга реализуются следующие задачи:
1. Выявить эффективных руководителей, которые станут лидерами по тем или иным направлениям повышения качества образования (создать базу эффективных руководителей ОО).
2. Создать базы ОО с высоким и слабым потенциалом реализации задач Нацпроекта для содействия развитию и определению ресурсной поддержки.
3. Обеспечить постоянные контроль и оценку деятельности коллективов и руководителей ОО по достижению показателей Нацпроекта.
4. Содействовать созданию адресных рекомендаций руководителям по повышению качества образования в управляемом ОО.
5. Оценить эффективность региональных механизмов управления, в части эффективности работы руководителей ОО.
6. Обеспечить информационный, аналитический и экспертный мониторинг управленческого корпуса региона.
7. Разработать и реализовать единый подход к измерению и оценке эффективности руководителей ОО.
8. Внедрить технологию оценки, обеспечивающей надежную и достоверную информацию об эффективности руководителей ОО, выявить факторы, влияющих на качество их работы.
9. Совершенствовать систему повышения квалификации руководителей ОО.
10. Обеспечить руководителей муниципальных органов управления достоверной информацией о состоянии и развитии управленческого корпуса.
3. Источники данных
Для проведения оценки могут использоваться данные регионального статистического анализа, данные экспертного исследования и самообследования и результаты публичной защиты руководителем реализации программы развития ОО.
4. Направления мониторинга
В основу критериев оценки эффективности деятельности руководителей ОО включены:
1. Качество профессиональной подготовки руководителя ОО.
2. Качество управленческой деятельности руководителя ОО.
3. Базовая подготовка обучающихся.
4. Подготовка обучающихся высокого уровня.
5. Организация получения образования обучающимися с ОВЗ.
6. Результаты внешней оценки.
7. Условия осуществления образовательной деятельности.
8. Организация профессиональной ориентации и дополнительного образования обучающихся.
9. Формирование резерва управленческих кадров.
10. Оценка компетенций руководителя ОО.
В содержание каждого критерия включены показатели, характеризующие содержание управленческой деятельности и отражающие эффективность управления. Каждый показатель эффективности определяется максимальной суммой внутри каждого критерия. Общая сумма равна 408 баллам. В данный перечень могут быть внесены специфические дополнительные критерии с показателями эффективности, характерными для конкретной территории и специфическим особенностям образовательной организации.
В этой связи могут быть установлены следующие объективные уровни оценки деятельности руководителя ОО.
Уровни оценки деятельности руководителя образовательной организации: 331-408 баллов - высший уровень эффективности управления;
261-330 баллов - уровень эффективности, соответствующий норме;
191-260 баллов - сниженный уровень эффективности;
121-190 баллов - низкий уровень эффективности управления;
0-120 баллов - уровень эффективности, не соответствующий современным требованиям управления.
5. Методы сбора информации
1. Анализ диагностической карты "Показатели и критерии эффективности руководителя ОО" (Приложение 1).
2. Анализ данных оценочного листа по выявлению готовности руководителей ОО к выполнению функций руководителя в соответствии с профессиональным стандартом (экспертная оценка и самооценка) (приложение 2).
3. Результаты публичного отчёта руководителя о реализации программы развития ОО (приложение 3).
6. Основания и порядок проведения
Основанием для проведения регионального мониторинга эффективности руководителей ОО служит приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке (далее - Департамент).
Для проведения мониторинга эффективности руководителей ОО Департаментом создается экспертная комиссия, состоящая из специалистов Департамента, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, Смоленской областной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации, представителей общественности. Председателем экспертной комиссии является начальник Департамента.
Департамент определяет регионального оператора по проведению сбора и обобщению данных представленных руководителями ОО диагностических карт "Показатели и критерии эффективности руководителя ОО".
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования назначают ответственного за предоставление региональному оператору достоверных сведений в диагностических картах "Показатели и критерии эффективности руководителя ОО".
7. Проведение анализа и подготовка управленческих решений
По результатам представленных данных региональный оператор проводит анализ, готовит проект адресных рекомендаций.
Результаты проведенного исследования передаются в экспертную комиссию. Экспертная комиссия осуществляет оценку эффективности деятельности руководителей ОО. Принятое решение оформляется протоколом. На основании данного протокола и настоящего положения, определяется рейтинг эффективности руководителей ОО.
Определяются кластеры:
1. Высший уровень эффективности управления.
2. Уровень эффективности, соответствующий норме.
3. Сниженный уровень эффективности.
4. Низкий уровень эффективности управления.
5. Уровень эффективности, не соответствующий современным требованиям управления.
По руководителям, показавшим неэффективное руководство, принимается управленческое решение. При необходимости экспертная комиссия может провести дополнительно анализ готовности руководителя ОО к выполнению функций руководителя в соответствии с профессиональным стандартом (экспертная оценка и самооценка) и провести публичную защиту реализации программы развития учреждения.
Оценка эффективности руководителей ОО производится один раз в полугодие.
Результаты мониторинга могут быть использованы при:
1. Назначении руководителю ОО стимулирующей выплаты.
2. Проведении конкурсов профессионального мастерства для руководителей ОО.
3. Реализации адресных программ повышения квалификации руководителей ОО.
4. Организации стажировочной деятельности для руководителей ОО по вопросам управления качеством образования.
5. Организации сетевого взаимодействия руководителей ОО.
6. Проведении дополнительных процедур, направленных на выявление и устранение профессиональных дефицитов руководителей ОО.
7. Принятии административных мер в отношении руководителей ОО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.