Определение Верховного Суда РФ от 21 октября 2020 г. N 310-КГ18-24331 по делу N А64-2597/2018
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу Управления сельского хозяйства Тамбовской области (далее также - управление) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.06.2019 по делу N А64-2597/2018, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.07.2020 по тому же делу
по заявлению управления к Управлению Федерального казначейства по Тамбовской области (далее - УФК по Тамбовской области, казначейство) о признании незаконными акта внеплановой камеральной проверки от 31.01.2018 и представления от 02.03.2018 N 64-16-17/1209; акта внеплановой камеральной проверки от 05.02.2018 и представления от 26.02.2018 N 64-17-13/1080; акта внеплановой камеральной проверки от 22.01.2018 и представления от 13.02.2018 N 64-17-17/860; акта внеплановой камеральной проверки от 22.01.2018 и представления от 14.02.2018 N 64-17-17/882; акта внеплановой камеральной проверки от 02.02.2018 и представления от 28.02.2018 N 64-17-17/1115,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Финансового управления Тамбовской области,
установила:
решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.06.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13.07.2020, производство по делу в части требований о признании незаконными актов внеплановых камеральных проверок прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Управление сельского хозяйства Тамбовской области возражает против указанных судебных актов и просит об их отмене, считая, что имеются основания для признания недействительными представлений УФК по Тамбовской области. Управление указывает, что казначейством, а вслед за ним судами неправильно определен уровень софинансирования за счет федеральной субсидии расходных обязательств Тамбовской области по инвестиционным кредитам, поскольку не учтены конкретные доли выплат сельскохозяйственным товаропроизводителям, финансируемые за счет средств федерального и регионального бюджетов. Также судами ошибочно вменено управлению нарушение условий предоставления субсидии, поскольку субсидия предоставлялась при наличии средств в бюджете Тамбовской области по направлениям поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и развития сельских территорий, иных условий не предусмотрено. Уровень софинансирования расходных обязательств Тамбовской области за счет средств федерального бюджета составляет 95%, суды не учли распоряжение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.01.2015 N 4-р. Условия предоставления субсидии и указанный уровень софинансирования выполнены Тамбовской областью.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке при изучении доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из судебных актов, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598, в 2015, 2016 годах Тамбовской области из федерального бюджета предоставлялись субсидии на софинансирование расходных обязательств Тамбовской области по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, развитию водоснабжения, комплексному обустройству площадок под жилищную застройку в сельских местностях.
УФК по Тамбовской области провело в отношении Управления сельского хозяйства Тамбовской области ряд внеплановых камеральных проверок по вопросу законности использования средств субсидий из федерального бюджета, по результатам которых установило факты нарушения условий их предоставления, выразившиеся в несоблюдении уровней софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджета Тамбовской области. Средства областного бюджета были использованы на выполнение расходных обязательств, софинансируемых за счет федеральных субсидий, в меньшем объеме, чем это необходимо, исходя из процентного соотношения объемов финансирования за счет средств федерального и регионального бюджетов, вытекающего из соглашений о предоставлении субсидий.
В адрес управления вынесены представления от 02.03.2018 N 64-16-17/1209, от 13.02.2018 N 64-17-17/860, от 26.02.2018 N 64-17-13/1080, от 14.02.2018 N 64-17-17/882 и от 28.02.2018 N 64-17-17/1115, которыми предписано рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, принять меры по устранению причин и условий их совершения.
Признавая представления соответствующими действующему законодательству, суды руководствовались статьями 6, 30, 85, 132, 270.2, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку начинающих фермеров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166, условиями соглашений о предоставлении субсидий.
Соглашениями, исходя из объемов бюджетных средств федерального и областного бюджетов, были установлены доли участия Российской Федерации и Тамбовской области в финансовом обеспечении расходных обязательств субъекта Российской Федерации по оказанию государственной поддержки в сфере сельского хозяйства, развитию сельских территорий. Тамбовская область не обеспечила равномерное и пропорциональное использование бюджетных средств из двух источников, то есть их расходование таким образом, чтобы на весь срок исполнения соглашения соблюдалось постоянное соотношение указанных долей (уровень софинансирования). Данное нарушение при сокращении общего объема финансирования расходных обязательств Тамбовской области по сравнению с объемом средств, вытекающим из соглашения, повлекло неблагоприятные последствия в виде излишнего расходования средств субсидии из федерального бюджета и неправомерной экономии средств областного бюджета.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и норм процессуального права, сформулированы с учетом юридически значимых обстоятельств спора, полно и всесторонне исследованных в судебном разбирательстве и получивших надлежащую оценку.
Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение законность состоявшихся судебных актов, основаны на ином видении обстоятельств дела, направлены на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации.
Оснований для отмены либо изменения судебных актов из доводов кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отказать Управлению сельского хозяйства Тамбовской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 21 октября 2020 г. N 310-КГ18-24331 по делу N А64-2597/2018
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4069/18
27.02.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4016/18
28.06.2019 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-2597/18
14.02.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4016/18
12.10.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4069/18
12.10.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4069/18
05.07.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4016/18
17.04.2018 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-2597/18
05.04.2018 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-2597/18