Постановление Суда по интеллектуальным правам от 15 декабря 2020 г. N С01-1396/2020 по делу N А56-98772/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2020 года.
Суд по интеллектуальным правам в составе: председательствующего судьи Силаева Р.В., судей Мындря Д.И., Погадаева Н.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Горбаченко Владимира Николаевича (Ленинградская обл., ОГРНИП 318470400001271) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2020 по делу N А56-98772/2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по тому же делу
по иску иностранного лица Rovio Entertainment Corporation (Espoo, Keilaranta (Keilaranta 7 02150 Espoo, Finland)) к индивидуальному предпринимателю Горбаченко Владимира Николаевича о защите исключительных прав на товарные знаки
при участи в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Опт-Евротекстиль" (ул. Оптиков, д. 4, лит. А, корп. 504, пом. 14-Н, комн. 1, Санкт-Петербург, 197374, ОГРН 1037816024960).
В судебном заседании посредством системы веб-конференции принял участие представители:
от иностранного лица Rovio Entertainment Corporation - Приставкинв А.В. (по доверенности от 26.04.2019);
от индивидуального предпринимателя Горбаченко Владимира Николаевича - Замятина А.Ю. (по доверенности от 14.01.2020 N 2).
Суд по интеллектуальным правам
УСТАНОВИЛ:
иностранное лицо Rovio Entertainment Corporation (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к индивидуальному предпринимателю Горбаченко Владимиру Николаевичу (далее - предприниматель) о взыскании 60 000 рублей компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки по международными регистрациям N 1091303, N 1086866, N 1152679, N 1152678, N 1153107, N 1187535.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2019 исковое заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 11.11.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства. Тем же определением к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Опт-Евротекстиль".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприниматель обратился в Суд по интеллектуальным правам с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на исчерпание компанией прав на спорный товарный знак, в частности, указывая на наличие в материалах дела договора, заключенного между предпринимателем и обществом на реализацию товаров, бывших в употреблении (second-hand).
Предприниматель указывает, что спорная продукция была введена в гражданский оборот на законных основаниях на территории другого государства и была реализована третьим лицом.
Компания в отзыве и ее представитель в ходе судебного заседания изложенные в кассационной жалобе доводы оспорили, считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о судебном процессе с его участием, а также о времени и месте проведения судебного заседания, явки своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих получение лицами, участвующими в деле, названных документов, не может расцениваться как несоблюдение арбитражным судом правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о надлежащем извещении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, компания является правообладателем товарных знаков по международным регистрациям N 1091303, N 1086866, N 1152679, N 1152678, N 1153107, N 1187535 согласно свидетельствам Всемирной организации интеллектуальной собственности. Названные товарные знаки имеют правовую охрану в отношении перечня товаров 25-го класса Международной классификации товаров и услуг, включающего, в том числе, одежда.
Иск мотивирован нарушением предпринимателем исключительных прав компании на указанные товарные знаки при реализации товара - футболки с изображениями, сходными до степени смешения с указанными средствами индивидуализации.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались статьями 1225, 1229, 1252, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пунктах 59, 61 и 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", и исходили из доказанности факта наличия у компании исключительных прав на товарные знаки и нарушения их предпринимателем при реализации товара, содержащего названные выше объекты исключительных прав.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал, отклонив приведенные в апелляционной жалобе доводы, аналогичные доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Исследовав изложенные в кассационной жалобе доводы, Суд по интеллектуальным правам установил, что ее заявителем не оспариваются выводы судов о принадлежности истцу исключительных прав на товарные знаки, факт реализации предпринимателем спорного товара, размер, взысканный с него компенсации, а также в части распределения судебных расходов.
Поскольку в силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах, изложенных в кассационной жалобе доводов, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в отношении данного вывода Судом по интеллектуальным правам не проверяется.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, заслушав представителей сторон, проверив в порядке, предусмотренном статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к его мнению об отсутствии вменяемого ему правонарушения вследствие исчерпания истцом права на спорные товарные знаки.
Так, согласно статье 1487 ГК РФ не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.
Принцип исчерпания права означает, что правообладатель не может препятствовать использованию знака применительно к тем же товарам, которые введены в гражданский оборот им самим либо с его согласия, то есть он не может осуществлять свое право дважды в отношении одних и тех же товаров, поставляемых на товарный рынок.
Учитывая специфику споров о защите исключительного права на объекты интеллектуальных прав и особенности доказывания обстоятельств, входящих в предмет доказывания по указанным спорам, истцу в качестве подтверждения факта несанкционированного использования достаточно заявить об отсутствии его согласия на использование ответчиком товарного знака, в то время как соблюдение требований законодательства об интеллектуальной собственности и наличие прав на использование объекта интеллектуальной собственности подтверждает ответчик путем представления соответствующих доказательств (наличие согласия правообладателя, отсутствие сходства между обозначениями, оригинальность товара - исчерпание права и пр.). Истец, в свою очередь, вправе опровергнуть обстоятельства, подтверждающие соблюдение ответчиком требований законодательства об интеллектуальной собственности путем представления соответствующих доказательств, заявления ходатайств.
Таким образом, вопрос установления контрафактности товара, реализованного ответчиком, также подчиняется общим требованиям о распределении бремени доказывания.
Так, в случае если истец ссылается на нарушение ответчиком исключительного права на товарный знак при продаже ответчиком контрафактного товара, а ответчик заявляет соответствующие возражения, то вопрос о нарушении исключительного права на товарный знак и о контрафактности товара подлежит установлению с учетом конкретных обстоятельств дела и представленных сторонами спора доказательств. Например, как в данном деле, ответчик может ссылаться на законность использования товарного знака в связи с тем, что товар введен в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия (статья 1487 ГК РФ), доказывая, что источником происхождения такого товара (предлагаемого на сайте ответчиков) является сам правообладатель.
Истец же вправе оспорить доводы ответчика о законности использования товарного знака, например, указывая на то, что спорный товар не произведен ни им, ни его лицензиатом, подтверждая это несоответствием спорного товара, производимым им товарам или отсутствием производства спорных товаров в целом.
Если для установления контрафактности товара требуются специальные знания, в порядке статье 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена судебная экспертиза.
Таким образом, именно ответчик должен доказать законность использования им товарных знаков, в защиту исключительных прав на которые к нему предъявлен иск. Поскольку ответчик ссылался на принцип исчерпания права, то именно на нем лежит бремя доказывания соответствующих обстоятельств путем представления в материалы дела надлежащих доказательств, подтверждающих введение спорного товара в гражданский оборот на территории Российской Федерации самим правообладателем товарных знаков или иным лицом с его согласия.
Вместе с тем соответствующий довод предпринимателя, основанный на предположении, не нашедшем подтверждения в материалах дела, был предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка.
Так, судами исследован договор поставки третьим лицом с ответчиком и сделан вывод о недоказанности ответчиком исчерпания права в отношении спорных товарных знаков.
При этом коллегия судей суда кассационной инстанции обращает внимание, что для рассмотрения настоящего спора не имеет правового значения вопрос о том, был ли произведен спорный товар ответчиком или иным лицом, а также каким образом данный товар был приобретен или получен предпринимателем, продажа контрафактного товара является самостоятельным нарушением исключительных прав компании.
Коллегия судей суда кассационной инстанции также отмечает, что изложенные предпринимателем в кассационной жалобе доводы повторяют доводы апелляционной жалобы и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела.
Суд по интеллектуальным правам отмечает, что переоценка доказательств не входит в полномочия суда при кассационном производстве, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, поскольку иное свидетельствует о выходе за пределы предусмотренных полномочий суда кассационной инстанции, существенном нарушении норм процессуального права и нарушении прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.
Как неоднократно указывал суд высшей судебной инстанции (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2016 N 305-ЭС16-7224 и от 15.08.2016 N 305-ЭС16-7224 по делу N А40-26249/2015), вопросы о наличии у истца исключительного права и об использовании его ответчиком (нарушении ответчиком исключительного права) являются вопросами факта, которые устанавливаются в судах первой и апелляционной инстанций в пределах полномочий, предоставленных им Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, на основании исследования и оценки представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательств.
Суд кассационной инстанции не вправе отвергать обстоятельства, которые суды первой и апелляционной инстанций сочли доказанными, и принимать решение на основе иной оценки представленных доказательств, поскольку иное свидетельствует о выходе за пределы полномочий, предусмотренных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, существенном нарушении норм процессуального права и нарушении прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.
Таким образом, учитывая, что установление фактических обстоятельств дела и оценка доказательств отнесены к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций, то суд кассационной инстанции не вправе переоценивать представленные в материалы дела доказательства, которые являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций.
Суд кассационной инстанции полагает, что вопреки содержащимся в кассационной жалобе доводам, судами при рассмотрении дела установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Суд кассационной инстанции также обращает внимание на правовую позицию, содержащуюся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12, согласно которой из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законным и отмене не подлежат. Несогласие ответчика с судебными актами не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не может служить достаточным основанием для отмены этих судебных актов. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2020 по делу N А56-98772/2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Горбаченко Владимира Николаевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Р.В. Силаев |
Судьи |
Д.И. Мындря |
|
Н.Н. Погадаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд по интеллектуальным правам утвердил решение нижестоящих судов о взыскании компенсации с предпринимателя за продажу контрафактного товара.
Ответчик ссылался на исчерпание исключительного права на товарный знак в связи с тем, что спорная продукция была введена в гражданский оборот на законных основаниях на территории другого государства и была реализована ему третьим лицом. Принцип исчерпания применяется к тем товарам, которые введены в гражданский оборот самим правообладателем либо с его согласия. В этом случае правообладатель не может осуществлять свое право дважды в отношении одних и тех же товаров, поставляемых на рынок. Однако суды исследовали договор поставки между продавцом товара и ответчиком и сделали вывод о недоказанности ответчиком исчерпания права. При этом неважно, кто произвел спорный товар - ответчик или иное лицо, а также каким образом он его приобрел или получил. Продажа контрафакта - самостоятельное нарушение исключительных прав.
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 15 декабря 2020 г. N С01-1396/2020 по делу N А56-98772/2019
Текст постановления опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2020 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-1396/2020
28.10.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1396/2020
16.10.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1396/2020
09.06.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10562/20
18.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-98772/19