Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" (далее также - податель жалобы) на действия уполномоченного органа - Администрации города Дудинки (далее - уполномоченный орган), муниципального заказчика - Администрации города Дудинки (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по замене тепловых и водопроводных сетей в г. Дудинка" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300001717000083, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России 15.09.2017 поступила жалоба ООО "Недра Сибири" на действия уполномоченного органа, заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3, 5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" уполномоченному органу, заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы, уполномоченный орган, заказчик не обеспечили. Уполномоченный орган, заказчик заблаговременно представили ходатайство о проведении такого заседания в отсутствие их представителей (вх. N 17980 от 20.09.2017).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации, уполномоченным органом, заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Во-первых, уполномоченный орган, заказчик не указали в извещении о проведении аукциона информацию о необходимости членства участника электронного аукциона в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, подтверждаемой выпиской, выданной по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, и тем самым ввели в заблуждение участников закупки, а также нарушили требования пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Во-вторых, в Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов) содержится перечень ГОСТов, которым должны соответствовать все предлагаемые материалы. Вместе с тем данная Инструкция не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ.
В-третьих, в нарушение пункт 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе уполномоченный орган, заказчик не установили надлежащим образом порядок применения антидемпинговых мер в документации об аукционе, размер обеспечения исполнения контракта.
В-четвертых, в нарушение требований части 14 статьи 34, частей 10 - 24 статьи 95 Закона о контрактной системе уполномоченный орган, заказчик не установили в проекте контракта надлежащих требований к одностороннему отказу сторон от исполнения контракта, предусмотренных Законом о контрактной системе.
С вышеуказанными доводами подателя жалобы уполномоченный орган, заказчик не согласились на основании доводов, подробно изложенных в письменных возражениях на жалобу.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по замене тепловых и водопроводных сетей в г. Дудинка".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
1. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона, размещенном уполномоченным органом, заказчиком в единой информационной системе, требования к участникам электронного аукциона установлены следующим образом:
"1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ). Дополнительная информация к требованию отсутствует.
2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ. Дополнительная информация к требованию отсутствует.
3 Требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ). в соответствии с Постановлением Правительства от 04.02.2017 N 99 Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
При этом в пункте 6.2 раздела 1 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" аукционной документации помимо прочих указано единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пунктах 6.2.1 и 12.2.1.2. 2) раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации указано:
- Пункт 6.2.1. Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку Товара, (выполнение работ, оказание услуг) являющегося объектом закупки: Установлено требование в соответствии с ч.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), согласно которому работы по договорам строительного подряда должны выполняться индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, являющимися членами саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
- Пункт 12.2.1.2. 2). Документы, предоставляемые в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона: Выписка из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее - СРО), выданную по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, и в которой должны содержаться сведения: о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров; о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частями 12, 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Член СРО должен быть зарегистрирован в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована СРО, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, уполномоченным органом, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не указаны требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при наличии таких требований и такого перечня документов в содержании аукционной документации.
Кроме того, возможность указания в извещении сведений, предусмотренных пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в том виде и объеме, в которых такие сведения указаны в извещении уполномоченным органом, заказчиком, Законом о контрактной системе не предусмотрена.
Таким образом, Комиссия установила, что извещение о проведении электронного аукциона, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, не содержит требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1статьи 31 Закона о контрактной системе. Кроме того, Комиссия отмечает, что в указанных действиях заказчика, уполномоченного органа содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, Комиссия признает данный довод жалобы обоснованным. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что данное нарушение не влияет на результат определения подрядчика, ввиду чего Комиссия приходит к выводу о том, что необходимость в выдаче предписания об его устранении отсутствует.
2. В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки заказчиком должно носить объективный характер. В описании объекта закупки заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что описание объекта закупки изложено заказчиком в пунктах 4.1, 4.2 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации, в разделе 3 "Техническая часть" аукционной документации. В содержании Описания объекта закупки Комиссия выявила наличие требований к материалам, применяемым при выполнении работ, в виде нумерованного перечня, в который включено 50 наименований материалов.
Комиссией установлено, что пунктами 12.2.1.1. раздела 1 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" аукционной документации и 12.2.1.1 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации предусмотрены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе, а именно, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, а также конкретные значения показателей предлагаемых к выполнению работ товаров, соответствующие значениям показателей, установленным в Разделе 3 "Техническая часть" аукционной документации, и их товарные знаки (его словесное обозначение) (при наличии), знаки обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В разделе 3 "Техническая часть" аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом изложена Инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов), которая включает следующее условие: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.: П.1: ГОСТ 8267-93, П. 2: ГОСТ 9573-2012, П.3: ГОСТ 21345-2005, П. 3: ГОСТ 28908-91, П.3: ГОСТ 26349-84, П.3: ГОСТ 6527-68, П.4: ГОСТ ISO 4162-2014, П. 5: ГОСТ 14918-80, П.5: ГОСТ 19904-90, П.6: ГОСТ 6402-70, П.7: ГОСТ 21345-2005, П. 7: ГОСТ 28908-91, П.7: ГОСТ 26349-84, П.7: ГОСТ 6527-68, П.8: ГОСТ 7338-90, П. 9: ГОСТ 103-2006, П.10: ГОСТ 24379.1-2012, П. 10: ГОСТ 24379.0-2012, П.12: ГОСТ 3282-74, П.13: ГОСТ 5781-82, П.14: ГОСТ 8509-93, П.15: ГОСТ 5781-82, П.17: ГОСТ 8509-93, П.19: ГОСТ 9561-2016, П.19: ГОСТ 26434-2015, П. 20: ГОСТ 23279-2012, П. 21: ГОСТ Р 52128-2003, П.22: ГОСТ 8969-75, П. 22: ГОСТ 8965-75, П.23: ГОСТ 10704-91, П.24: ГОСТ 10704-91, П.25: ГОСТ 10704-91, П.26: ГОСТ 10704-91, П.27: ГОСТ 10704-91, П.28: ГОСТ 10704-91, П.29: ГОСТ 10704-91, П.30: ГОСТ 8732-78, П.31: ГОСТ 8732-78, П.32: ГОСТ 8732-78, П. 35: ГОСТ 8240-97, П. 36: ГОСТ 26633-2015, П. 37: ГОСТ 30108-94, П. 36: ГОСТ 7473-2010, П. 40: ГОСТ 8267-93, П. 37: ГОСТ 8736-2014, П. 37: ГОСТ 10178-85, П. 37: ГОСТ 31424-2010, П. 37: ГОСТ 6465-76, П. 37: ГОСТ 9.032-74, П. 38: ГОСТ 25129-82, П. 39: ГОСТ 10144-89, П. 40: ГОСТ 8267-93, П. 42: ГОСТ 3262-75, П. 43: ГОСТ 30732-2006, П. 40: ГОСТ 8267-93 П. 44: ГОСТ 28013-98, П. 44: ГОСТ 22266-2013, П. 44: ГОСТ 24211-2008, П. 45: ГОСТ 33259-2015, П. 46: ГОСТ 17380-2001, П. 46: ГОСТ 17375-2001, П. 47: ГОСТ 9128-2013, П. 47: ГОСТ Р 52129-2003, П. 8 ГОСТ 9466-75, П. 49: ГОСТ 8479-70, П. 49: ГОСТ 7505-89, П. 50: ГОСТ Р 56590-2016".
Податель жалобы полагает, что данная Инструкция не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ. Однако приведенные положения аукционной документации опровергают довод подателя жалобы, поскольку из условия Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о необходимости соответствия предлагаемых к выполнению работ товаров требованиям ГОСТов однозначно следует, какой товар какому ГОСТу должен соответствовать, так как каждый ГОСТ сопровожден номером позиции товара, содержащейся в разделе 3 "Техническая часть" аукционной документации.
Ввиду изложенного обстоятельства Комиссия признает довод жалобы необоснованным.
3. Их положений пункта 8 статьи 42, части 5 статьи 63, пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе должны содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Вместе с тем, положения статьи 37 Закона о контрактной системе предусматривают антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона. Такие меры заключаются в следующем (в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 37 Закона о контрактной системе):
- Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса);
- Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Проанализировав содержание извещения о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе, Комиссия выявила, что положения, предусмотренные вышеназванными нормами Закона о контрактной системе, в том числе, порядок применения антидемпинговых мер, размер обеспечения исполнения контракта, содержатся в разделах "Обеспечение исполнения контракта" и после раздела "Дополнительная информация" извещения о проведении электронного аукциона, а также в пунктах 16, 16.1, 16.1.1 - 16.1.8 раздела 1 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" аукционной документации, в пунктах 16.1.1 - 16.1.3 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации, в пунктах 9.1 - 9.6 раздела 4 "Проект контракта" аукционной документации.
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что уполномоченный орган, заказчик не установили надлежащим образом порядок применения антидемпинговых мер в документации об аукционе, размер обеспечения исполнения контракта, является необоснованным.
4. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу частей 1, 2, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных 70 Закона о контрактной системе, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Таким образом, заказчик на этапе заключения контракта с победителем электронного аукциона не может менять условия, предусмотренные проектом контракта, прилагаемым к документации, заказчик только включает цену, предложенную победителем электронного аукциона, и информацию о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанную в заявке на участие в таком аукционе его участника. Значит, проект контракта, прилагаемый к документации об электронном аукционе, должен содержать все необходимые и предусмотренные Законом о контрактной системе условия.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Из части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Порядок расторжения контракта по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта определен в частях 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Проанализировав содержание извещения о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе, Комиссия выявила, что в пунктах 18 раздела 1 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" аукционной документации, 18 раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации, 7.4 раздела 4 "Проект контракта" аукционной документации уполномоченным органом, заказчиком предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта.
Проект контракта (раздел 4 "Проект контракта" аукционной документации) содержит условия о расторжении контракта в пунктах 7.4 - 7.6:
7.4. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
7.5. Контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке Заказчиком по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством в отношении отдельных обязательств, а также в том случае, если Подрядчик допускает бездействие, однозначно свидетельствующее о том, что Контракт не будет исполнен в установленный срок или в случае неоднократного нарушения условий настоящего Контракта.
7.6. Меры ответственности Сторон, не предусмотренные Контрактом, применяются в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ.
Кроме того, в пункте 5.6 проекта контракта определены существенные нарушения условий контракта: под существенными нарушениями Контракта, понимаются существенные нарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также следующие условия, о которых договорились Стороны:
а) несоблюдение Подрядчиком пункта 5.4. Контракта;
б) нарушение установленного срока выполнения Работ;
в) выявление нарушений условий Контракта при повторной приемке выполненных Работ, либо несоблюдение сроков устранения нарушений.
При этом Комиссия отмечает, что разъяснения Минэкономразвития России и ФАС России, изложенные в совместном письме от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16, носят рекомендательный характер, а Закон о контрактной системе не обязывает уполномоченный орган, заказчика включать положения частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе в полном объеме. Вместе с тем, отсутствие таких положений в проекте контракта не отменяет обязательность их исполнения со стороны заказчика и исполнителя по контракту при проведении процедуры расторжения контракта.
Таким образом, довод подателя жалобы об отсутствии в проекте контракта надлежащих требований к одностороннему отказу сторон от исполнения контракта является необоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" обоснованной в части нарушения уполномоченным органом, заказчиком требований Закона о контрактной системе при формировании извещения о проведении электронного аукциона.
2. Признать уполномоченный орган, заказчика нарушившими требования пункта 5 части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки уполномоченному органу, заказчику не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не влияет и не может повлиять на результат электронного аукциона.
4. Передать материалы по жалобе ООО "Недра Сибири" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностных лиц уполномоченного органа, заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 сентября 2017 г. N 1560
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2017